Методика определения предельных зон вокруг тоннельных сооружений по теории Мора-Кулона
Another Title
The method for determining limit zones around tunnel structures according to the Mohr–Coulomb theory
Bibliographic entry
Миралимов, М. Х. Методика определения предельных зон вокруг тоннельных сооружений по теории Мора-Кулона / М. Х. Миралимов, А. И. Каршибоев // Дорожное строительство и его инженерное обеспечение : материалы IV Международной научно-технической конференции : материалы Международной научно-технической конференции, 26-27 октября 2023 года / редкол.: Е. М. Жуковский (гл. ред.) [и др.] ; сост. В. А. Ходяков. – Минск : БНТУ, 2024. – С. 320-330.
Abstract
Исследование напряженно-деформированного состояния вокруг подземных горизонтальных выработок и, в связи с этим определение давления грунтов, действующего на конструкцию тоннеля, является одной из основных задач механики подземных сооружений. Сложность этой задачи объясняется разнообразием свойств горных пород, условий проведения тоннельных выработок и назначения их геометрии. В настоящей работе рассматривается методика и задача определения напряженно-деформированного состояния в окрестности тоннелей различного поперечного сечения с учетом упругопластических свойств деформирования грунтов по теории предельного состояния Мора-Кулона. Для расчета напряженно-деформированного состояния применяется метод конечных элементов в сочетании с методом начальных напряжений, причем используются изопараметрические конечные элементы с произвольной аппроксимацией.
Abstract in another language
The study of the stress-strain state around underground horizontal mine workings and, in connection with this, the determination of the soil pressure acting on the tunnel structure is one of the main tasks of the mechanics of underground structures. The complexity of this task is explained by the variety of rock properties, the conditions for the implementation of tunnel workings and their geometry. In this paper, we consider the method and problem of determining the stress-strain state in the surroundings of tunnels of various cross sections, taking into account the elastic-plastic properties of soil deformation according to Mohr–Coulomb theory. To calculate the stress-strain state, the finite element method in combination with the initial stress method and isoparametric finite elements with arbitrary approximation are used.