Семейство электронных стрелковых тренажёров «СТрИж»: уровни реализации и структура свободного программного обеспечения
Another Title
Electronic Shooting Simulator Family "STrIzh": Implementation Levels and Free Software Structure
Bibliographic entry
Егоров, С. Ф. Семейство электронных стрелковых тренажёров «СТрИж»: уровни реализации и структура свободного программного обеспечения = Electronic Shooting Simulator Family "STrIzh": Implementation Levels and Free Software Structure / С. Ф. Егоров // Приборы и методы измерений. – 2023. – Т. 14, № 4. – С. 251-267.
Abstract
Разработка стрелковых электронных тренажёров (т. е. для ручного оружия и не использующих боеприпасы) является важной задачей, т. к. производство любого вида стрелкового вооружения, согласно нормативным документам, требует и производства тренажёра для привития навыков прицеливания и стрельбы. Описано семейство электронных стрелковых тренажёров «СТрИж» четырёх уровней реализации: начального, базового, профессионального и специального. Приведены структурные схемы различных конфигураций, показано функциональное назначение и возможности каждого из уровней тренажёров. Начальный уровень позволяет самостоятельно собирать тренажёр из общедоступных элементов (ноутбук, веб-камера, макеты оружия, ИК-светодиоды), что может способствовать широкому применению как в школах, так и дома, но отличается низкой точностью и технологичностью (требует ежедневной тарировки). Базовый уровень также позволяет самостоятельно собирать тренажёр, но уже из менее общедоступных элементов (ноутбук, проектор, макет оружия, лазерные излучатели, FHD-камера), что позволяет применять его как в школах, так и в структурах ДОСААФ, имеет приемлемую точность и технологичность (достаточно еженедельной тарировки, но сборка макета оружия с лазерными излучателями требует юстировки). Специальный уровень рекомендуется ограничить тренажёрами виртуальной реальности, включающие шлем со смартфоном и макет оружия со своим смартфоном, что также способствует его общедоступности и широкому использованию. Алгоритм работы программного обеспечения тренажёра должен полностью поддерживать все уровни реализации с различными конфигурациями и включать мультимедийную систему обучения стрельбе. Подробно описаны математические модели внешней баллистики метаемого снаряжения для автомата Калашникова, пистолета Макарова, ручного противотанкового гранатомёта 7, учитывающие изменение атмосферных факторов (температуры, давления воздуха, силы ветра) и рассеивание различных типов боеприпасов. Приведённый обзор стрелковых тренажёров и опыта их эксплуатации выявил основные тенденции совершенствования – использование виртуальной реальности и тренировка не только навыков непосредственно стрельбы, но и обучение правомочности применения оружия, безопасного обращения с ним и даже тактическому взаимодействию в группе.
Abstract in another language
Development of rifle electronic simulators (i.e. for hand weapons and not using ammunition) is an important task, since the production of any type of small arms according to regulatory documents also requires the production of a simulator to instill aiming and firing skills. A family of electronic shooting simulators "STrIzh" of four levels of implementation: initial, basic, professional and special is described. Structural diagrams of different configurations are given, functional purpose and capabilities of each level of simulators are shown. The initial level allows independent assemble the simulator from publicly available elements (laptop, webcam, weapon layouts, IR LEDs), which can contribute to widespread use both in schools and at home, but is low in accuracy and manufacturabili (requires daily calibration). The basic level also allows independent assemble the simulator, and less publicly available elements (laptop, projector, mockup weapons, laser emitters, FHD camera), which allows to be used both in schools and in DOSAAF structures, and has acceptable accuracy and manufacturability (a weekly calibration is enough, but assembling a mock-up weapon with laser emitters requires adjustments). It is recommended to limit the special level to virtual reality simulators, including a helmet with a smartphone and a mockup of a weapon with its smartphone which also contributes to its public availability and widespread use. The simulator software algorithm should fully support all implementation levels with different configurations and include a multimedia shooting training system. Mathematical models of external ballistics of thrown equipment for Kalashnikov assault rifle, Makarov pistol, hand-held anti-tank grenade launcher 7 products are described in detail, taking into account changes in atmospheric factors (temperature, air pressure, wind force) and dispersion of various types of ammunition. The above review of rifle simulators and their experience revealed the main trends of improvement – use of virtual reality and training not only direct shooting skills, but also training in the eligibility of the use of weapons, safe handling of them and even tactical interaction in the group.
View/ Open
Collections
- Т. 14, № 4[7]