Моделирование транспортных потоков при помощи нейронных сетей

Date
2025Publisher
Another Title
Modeling Traffic Flows Using Neural Networks
Bibliographic entry
Морозов, В. В. Моделирование транспортных потоков при помощи нейронных сетей = Modeling Traffic Flows Using Neural Networks / В. В. Морозов, Е. М. Чикишев // Наука и техника. – 2025. – № 4. – С. 317-326.
Abstract
Объектом исследования является процесс движения транспортных потоков на городской улично-дорожной сети мегаполиса. В связи с возрастающей урбанизацией увеличиваются и негативные ее последствия, в числе которых – снижение скорости сообщения вплоть до образования заторов. Цель работы – разработка математического аппарата для управления нагруженными транспортными потоками на улично-дорожной сети городов при помощи нейронных сетей. Результаты исследования направлены на решение проблемы формирования транспортных заторов в городах, особенно в крупнейших. Методологическая база исследования включает в себя системный подход, системный анализ, синтез, теории транспортных потоков, систем, динамических систем, сложных систем и хаоса. Целевой функцией исследования определена максимизация кинетической энергии транспортного потока. В качестве оптимизационного критерия предложено использовать меру хаоса дорожного движения – энтропию транспортных потоков. По результатам исследования получена математическая модель изменения кинетической энергии транспортного потока под влиянием относительной энтропии занятости полос дорожным движением на регулируемых перекрестках. Для мониторинга транспортных потоков предложено использовать уличные (дорожные) камеры видеонаблюдения. Для этого разработаны математические модели, позволяющие измерять занятость полос движением на конкретных регулируемых пересечениях посредством обработки видеоизображения нейронными сетями в режиме реального времени. Для подтверждения разработанного математического аппарата проводятся соответствующие экспериментальные исследования. В данной статье представлены текущие результаты эксперимента, которые подтверждают предлагаемые авторами математические модели. Полученные результаты исследования справедливы только с учетом соблюдения обозначенных ограничений и требований к транспортному потоку. С одной стороны, это значительно сужает возможность применения результатов на практике, с другой – позволяет повысить точность и чистоту экспериментальных исследований.
Abstract in another language
The object of the study is the process of traffic flows on the urban street and road network of a metropolis. Due to increasing urbanization, its negative consequences are also increasing, including a decrease in the speed of communication, leading to the formation of traffic congestion. The aim of the work is to develop a mathematical apparatus for controlling congested traffic flows on the urban road network using neural networks. The results of the study are aimed at sol- ving the problem of traffic congestion in cities, especially in the largest ones. The methodological basis of the research includes a systematic approach, systems analysis, synthesis, theories of traffic flows, systems, dynamic systems, complex systems and chaos. The objective function of the study is to maximize the kinetic energy of the transport flow. As an optimization criterion, it is proposed to use a measure of traffic chaos – the entropy of traffic flows. According to the results of the study, a mathematical model was obtained for changing the kinetic energy of the traffic flow under the influence of the relative entropy of the lane occupancy by traffic at controlled intersections. It is proposed to use street (road) video surveillance cameras to monitor traffic flows. For this purpose, mathematical models have been developed that allow measuring the occupancy of traffic lanes at specific controlled intersections by processing video images with neural networks in real time. Experimental studies are conducted to confirm the developed mathematical apparatus. The article presents the current results of the experiment, which confirm the proposed mathematical models. The obtained research results are valid only taking into account the specified restrictions and requirements for traffic flow. On the one hand, this significantly narrows the possibility of applying the results in practice, on the other hand, it allows to increase the accuracy and purity of experimental research.
View/ Open
Collections
- № 4[9]