Влияние внепечной обработки рафинирующей смесью универсальной (РСУ) на механические свойства отливок автосцепки из стали 20гл, выплавленных в печах с кислой футеровкой
Another Title
The influence of outoffurnace treatment with universal refining mixture (urm) on the mechanical properties of couplers made of 20gl steel cast in acidlined furnaces
Bibliographic entry
Чайкин, А. В. Влияние внепечной обработки рафинирующей смесью универсальной (РСУ) на механические свойства отливок автосцепки из стали 20гл, выплавленных в печах с кислой футеровкой = The influence of outoffurnace treatment with universal refining mixture (urm) on the mechanical properties of couplers made of 20gl steel cast in acidlined furnaces / А. В. Чайкин, В. А. Чайкин, В. Н. Шевченко // Литейное производство и металлургия 2024. Беларусь : сборник трудов 32-й международной научно-технической конференции, 20-22 ноября 2024 года, Минск, Республика Беларусь / Белорусский национальный технический университет ; под общ. ред. Е. И. Маруковича. – Минск : БНТУ, 2024. – С. 41-45.
Abstract
Дуговые печи с кислой футеровкой применяют чаще всего при выплавке низкоуглеродистой и углеродистой стали для фасонного литья. Сталь, выплавленная в кислой печи, намного экономичнее основной. Вместе с тем существенным недостатком кислых печей является невозможность осуществления в них процессов дефосфорации и десульфурации металла и, как следствие, потребность в чистых шихтовых материалах по сере и фосфору. В результате металл, выплавленный в ДСП с кислой футеровкой, обладает пониженными пластическими свойствами, что обусловливается присутствием в металле хрупких кремниевых включений, выделяющихся по границам зерен. Целью работы явилось повышение механических свойств кислой стали с использованием внепечного рафинирования металла от серы, фосфора, газов и неметаллических включений. ООО «ВКМ–Сталь» производит отливки из стали 20ГЛ для автоматической сцепки железнодорожных вагонов. Наиболее ответственные детали: корпус автосцепки и тяговый хомут относят к деталям первой группы. Детали первой группы и замок подвергаются закалке в воде и высокому отпуску. Для повышения механических свойств отливок из стали 20ГЛ для автосцепки на заводе применили обработку стали в ковше рафинирующей смесью универсальной (РСУ) производства ООО «Металлург» СОАЛ. Особенностью смеси РСУ является то, что она изготовлена на основе системы оксидов CaO-А12О3-Na2O-CaF2 и карбонатов CaCO3 и SrCO3. Смесь характеризуется отсутствием гидратации и сепарации, а также большей скоростью формирования шлаковой фазы. РСУ представляет собой усовершенствованный синтетический шлак с высокой основностью и низкой окисленностью, с низкими температурой плавления, вязкостью и поверхностным натяжением из расчета 3,3 кг/т. Применение ковшовой обработки сталей 20ГЛ для отливок автосцепки первой группы способствует резкому увеличению растягивающих нагрузок после улучшения. σТ в среднем увеличивается с 484 до 551 Дж/см2, то есть на 12 %, а σВ – с 637 до 713 Дж/см2, то есть на 11 %. Это способствует повышению надежности автосцепного устройства. Ударная вязкость с острым надрезом соответствует требованиям ГОСТ 22703, что обеспечивает выдерживание высоких ударных нагрузок.
Abstract in another language
Arc furnaces with acid lining are predominantly used for the production of low-carbon and carbon steels for castings. Steel produced in an acid furnace is significantly more cost-effective than that produced in a basic furnace. However, a notable drawback of acid-lined furnaces is their inability to carry out dephosphorization and desulfurization processes, necessitating the use of raw materials with low sulfur and phosphorus content. Consequently, steel produced in arc furnaces with acid lining exhibits reduced ductility, attributed to the presence of brittle silicon inclusions that accumulate at grain boundaries. The objective of this study was to enhance the mechanical properties of acid steel through off-furnace refining aimed at reducing sulfur, phosphorus, gases, and non-metallic inclusions. LLC “VKM-Steel” produces 20GL steel castings for automatic couplers used in railway cars. The most critical components, such as the coupler body and drawbar yoke, are classified as first-group Parts. First-group parts and locks undergo water quenching and high-temperature tempering. To improve the mechanical properties of 20GL steel castings for automatic couplers, the plant applied an off-furnace treatment using a universal refining mix (RSU) produced by LLC “Metallurg” SOAL. The unique feature of the RSU mix is its composition, which is based on a system of CaO-Al2O3-Na2O-CaF2 oxides and CaCO3 and SrCO3 carbonates. The mix is characterized by its resistance to hydration and segregation, as well as a faster slag phase formation rate. RSU represents an advanced synthetic slag with high basicity and low oxidation, featuring a low melting point, viscosity, and surface tension, calculated at 3.3 kg/t. The use of ladle treatment for 20GL steel in first-group automatic coupler castings significantly increased tensile strength after heat treatment. The yield strength (σT) increased on average from 484 to 551 J/cm2, a 12 % improvement, and the ultimate tensile strength (σB) increased from 637 to 713 J/cm2, an 11 % increase. This contributes to greater reliability of the coupler assembly. The impact toughness with a sharp notch meets the requirements of GOST 22703, ensuring the components can withstand high impact loads.