Специальные устройства снижения амплитуды крутильных колебаний коленчатых валов
Bibliographic entry
Никишев, А. А. Специальные устройства снижения амплитуды крутильных колебаний коленчатых валов / А. А. Никишев, А. Н. Петрученко, А. В. Предко // Транспорт и транспортные системы: конструирование, эксплуатация, технологии : сборник научных статей / Белорусский национальный технический университет ; редкол.: С. В. Харитончик (гл. ред.) [и др.]. – Минск : БНТУ, 2023. – Вып. 5. – С. 87-97.
Abstract
Крутильные колебания наблюдаются во всех механизмах, в которых осуществляется вращательное движение валов. Для двигателей внутреннего сгорания проблема крутильных колебаний коленчатого вала актуальна, так как значительные амплитуды колебаний способствуют его усталостному разрушению. Кроме того, крутильные колебания негативно сказываются на показателях работы двигателя, ухудшается эффективный расход топлива, расход масла на угар, растут механические потери, шум и вибрации. Уменьшение амплитуды крутильных колебаний возможно изменением параметров системы и введением дополнительного специального устройства, работа которого основана на одном из следующих принципов: уравновешивании возмущающих моментов, изменении частот колебаний, поглощении энергии колебаний и их комбинации. Подробно рассмотрены принципы работы и конструкция специальных устройств без поглощения энергии (антивибраторы с деформируемыми элементами, маятниковые антивибраторы) и с поглощением энергии (демпферы сухого трения, демпферы вязкого трения, упруго- фрикционные демпферы, демпферы с резиновым демпфирующим элементом, комбинированные демпферы), применяемых для снижения амплитуды крутильных колебаний коленчатых валов.