Приведение транспортного спроса (на регулируемом пересечении) по вариации
Bibliographic entry
Саражинский, Д. С. Приведение транспортного спроса (на регулируемом пересечении) по вариации / Д. С. Саражинский // Транспорт и транспортные системы: конструирование, эксплуатация, технологии : сборник научных статей / Белорусский национальный технический университет ; редкол.: С. В. Харитончик (гл. ред.) [и др.]. – Минск : БНТУ, 2023. – Вып. 5. – С. 64-68.
Abstract
Повседневная практика проектирования/реорганизации управления движением на регулируемом пересечении типично опирается на использование той или иной модели транспортного спроса. При выборе такой модели как правило руководствуются соображениями оптимального соотношения между сложностью модели и существенностью тех эффектов, которые с ее помощью могут быть учтены. Однако в некоторых ситуациях исследователи предпочитают брать упрощенные модели спроса даже в том случае, когда заведомо известно, что ее использование приведет к существенным отклонениям в результатах. Одним из таких примеров является задача вы- бора расчетной интенсивности транспортного спроса для проектирования/реорганизации светофорного регулирования. Типично здесь предпочитают опираться только на величину матожидания интенсивности спроса, в лучшем случае заведомо завышая ее для расчетов с помощью некоторого, как правило, довольно умозрительным образом выбранного способа. Однако, как видится, такая практика отсутствия должного внимания к специфике вариации транспортного спроса, не может рассматриваться как удовлетворительная по причине того, что, во-первых, наиболее типичными в настоящее время являются ситуации с высокой, близкой к максимально возможной пропускной способности пересечения, интенсивностью транспортного спроса, а значит, предположения о несущественности для уровня обслуживания специфики вариативности транспортного спроса перестают быть обоснованными. А во-вторых, типичное для городов близкое расположение регулируемых пересечений с разной длительностью циклов регулирования ведет к росту колебаний транспортного спроса, а значит, делает существенным их влияние на конечные результаты расчетов. Для решения этой проблемы без существенного усложнения существующих подходов и методик в данной работе предлагается, по аналогии с уже известными процедурами приведения транспортных потоков по различным характеристикам, введение естественного понятия приведения транспортного спроса по вариации. Также предлагается и конкретный вариант проведения процедуры такого приведения.