Влияние фактических условий эксплуатации на расход топлива автобуса малой вместимости
Another Title
The influence of actual operating conditions on the fuel consumption of a minibus
Bibliographic entry
Чикишев, Е. М. Влияние фактических условий эксплуатации на расход топлива автобуса малой вместимости = The influence of actual operating conditions on the fuel consumption of a minibus / Е. М. Чикишев // Транспорт и транспортные системы: конструирование, эксплуатация, технологии : сборник научных статей / Белорусский национальный технический университет ; редкол.: С. В. Харитончик (гл. ред.) [и др.]. – Минск : БНТУ, 2022. – Вып. 4. – С. 44-51.
Abstract
В работе представлен эксперимент по определению расхода сжиженного нефтяного газа автобусом малой вместимости ГАЗель Next Citiline, работающего на регулярном городском маршруте. Проведен анализ законодательной базы по расширению использования альтернативного топлива на автомобильном транспорте ввиду ухудшающейся экологической обстановки. Выявлена тенденция по увеличению доли автобусов, использующих газовое топливо взамен традиционным дизелю и бензину. Проанализированы работы по выявлению факторов, влияющих на изменение расхода топлив автомобилями. Установлено, что основными факторами, влияющими на расход газового топлива, являются природно-климатические, транспортные и дорожные условия. На основе ездового эксперимента построена математическая модель, описывающая полученную зависимость. Также эксперимент показал, что в схожих дорожных и транспортных условиях отклонение между максимальными и минимальными значениями расхода газового топлива при изменении температуры окружающего воздуха составляет 27 %. На основе этого рассчитаны средние значения расхода топлива в различных температурных диапазонах, приведенные 100 км пробега и затраты на его приобретение.
Abstract in another language
The paper presents an experiment to determine the consumption of liquefied petrol gas by a minibus GAZelle Next Citiline operating on a regular city route. An analysis of the legislative framework for expanding the use of alternative fuels in road transport is carried out due to the deteriorating environmental situation. A trend towards an increase in the share of buses using gas fuel instead of traditional diesel and gasoline is revealed. Analyzed papers to identify factors affecting the change in fuel consumption by cars. It is established that the main factors affecting the gas fuel consumption are climatic, transport and road conditions. Based on the driving experiment, a mathematical model describing the obtained dependence is obtained. The experiment also showed that in similar road and transport conditions, the deviation between the maximum and minimum values of gas fuel consumption with a change in ambient temperature is 27%. Based on this, the average values of fuel consumption in various temperature ranges, the given 100 km of mileage and the cost of its acquisition were calculated.