Оценка эксплуаационных свойств прицепного форвардера «Беларус» по показателям маневренности и проходимости
Another Title
Evaluation of the operational properties of the «Belarus» trailer forwarder in terms of maneuverability and cross-country ability
Bibliographic entry
Оценка эксплуаационных свойств прицепного форвардера «Беларус» по показателям маневренности и проходимости = Evaluation of the operational properties of the «Belarus» trailer forwarder in terms of maneuverability and cross-country ability / Д. В. Клоков [и др.] // Транспорт и транспортные системы: конструирование, эксплуатация, технологии : сборник научных статей / Белорусский национальный технический университет ; редкол.: С. В. Харитончик (гл. ред.) [и др.]. – Минск : БНТУ, 2022. – Вып. 4. – С. 153-158.
Abstract
В статье рассматривается оценка основных свойств использования прицепной погрузочно-транспортной машины в типичных условиях эксплуатации с применением разработанных методик. Машина служит для более эффективной заготовки сортиментов на рубках ухода. Эксплутационные свойства прицепного форвардера в значительной степени зависят от его основных компоновочных параметров: осевых нагрузок, базы, размещения элементов технологического оборудования. Для оценки маневренности был проведен анализ существующей сети дорог, просек и различных трасс. Максимальный процент поврежденности древостоя соответствует наихудшему алгоритму движения машины, при котором приходится проезжать все возможные промежутки между растущими деревьями. Расчет габаритной полосы движения (ГПД) при повороте форвардеров на различный угол с различными режимами движения проводился для исследования влияния конструктивных параметров прицепных форвардеров на вписываемость в заданную габаритную зону, определяемую эксплуатационными условиями. В случае учета при проведении расчетов бокового увода шин указанные показатели ухудшаются в пределах, не превышающих 4 %. Проведенный анализ показателей опорной проходимости позволил рекомендовать оснащение погрузочно-транспортной машины шинами различного типоразмера, при возможности ее круглогодичная эксплуатация на лесных почвах без ограничений, как по величине давления на грунт, так и по колееобразованию. На лесных почвах со слабой несущей способностью, характеризующихся избыточным увлажнением (торфяно-болотно-глеевые), эксплуатация машины возможна лишь в зимний период либо требуется использование специальных гусеничных лент. Полученные новые данные по эксплуатационным свойствам прицепного форвардера в условиях эксплуатации лесохозяйственных и лесозаготовительных предприятий Республики Беларусь могут быть использованы при создании новых машин.
Abstract in another language
The article considers the assessment of the main properties of the use of a trailed loading and transport vehicle in typical operating conditions using the developed techniques. The machine is used for more efficient harvesting of wood at logging operations for forest care. The operational properties of a trailed forwarder largely depend on its basic layout parameters: axial loads, base, placement of elements of technological equipment. To assess maneuverability, an analysis of the existing network of roads, glades and various routes was carried out. The maximum percentage of damage to the stand corresponds to the worst algorithm of the forwarder's movement, in which it is necessary to pass all possible gaps between growing trees. The calculation of the overall traffic lane (GPA) when turning forwarders at different angles with different driving modes was carried out to study the influence of the design parameters of trailed forwarders on the fit into a given dimensional zone determined by operational conditions. In the case of taking into account the lateral withdrawal of tires during calculations, these indicators deteriorate within the limits not exceeding 4 %. The analysis of the indicators of the supporting patency allowed us to recommend equipping the loading and transport vehicle with tires of various sizes, if possible, its year-round operation on forest soils without restrictions, both in terms of ground pressure and track formation. On forest soils with weak bearing capacity, characterized by excessive moisture (peat-marsh-gley), the operation of the machine is possible only in winter or requires the use of special caterpillar belts. The obtained new data on the operational properties of the trailed forwarder in the conditions of operation of forestry and logging enterprises of the Republic of Belarus can be used when creating new machines.