О новой теории измерений (теория рейтингов)
Another Title
About the new measurement theory (rating theory)
Bibliographic entry
Романчак, В. М. О новой теории измерений (теория рейтингов) = About the new measurement theory (rating theory) / В. М. Романчак, П. М. Лаппо // Приборостроение-2021 : материалы 14-й Международной научно-технической конференции, 17-19 ноября 2021 года, Минск, Республика Беларусь / редкол.: О. К. Гусев (председатель) [и др.]. – Минск : БНТУ, 2021. – С. 201-203.
Abstract
Анализ литературы показывает, что актуальной является проблема количественного измерения качества продукции. Проблема измерения возникает и в теории принятия решений. Предлагается использовать метод рейтинга для измерения предпочтений в теории полезности и в теории принятия решений. Излагается аксиоматический подход к проблеме измерения. Сформулировано аксиоматическое и классическое определение рейтинга. Из аксиоматического определения следует классическое определение для специального множестве объектов. Классическое определение является конструктивным. Для проверки адекватности результатов измерений достаточно сопоставить рейтинги, полученные разными способами измерения (метод альтернатив). Метод рейтинга можно использовать при построении модели оценки качества продукции и в теории принятия решений.
Abstract in another language
An analysis of the literature shows that the problem of quantitative measurement of the quality of production is relevant. The problem of measurement also arises in the theory of decision-making. It is proposed to use the rating method to measure preferences in the theory of utility and in the theory of decision-making. An axiomatic approach to the measurement problem is presented. The axiomatic and classical definition of the rating is formulated. From the axiomatic definition follows the classical definition for a special set of objects. The classical definition is constructive. To verify the adequacy of the measurement results, it is sufficient to compare the ratings obtained by different measurement methods (the method of alternatives). The rating method can be used in the construction of a product quality assessment model and in the theory of decision-making.