Оптимизация грузовых перевозок с учетом остаточных ресурсов транспортных средств
Another Title
Optimization of freight transportation taking into account remaining vehicles resources
Bibliographic entry
Карабаев, Н. А. Оптимизация грузовых перевозок с учетом остаточных ресурсов транспортных средств = Optimization of freight transportation taking into account remaining vehicles resources / Н. А. Карабаев // Транспорт и транспортные системы: конструирование, эксплуатация, технологии : сборник научных статей / Белорусский национальный технический университет ; редкол.: С. В. Харитончик (гл. ред.) [и др.]. – Минск : БНТУ, 2021. – Вып. 3. – С. 39-52.
Abstract
В статье рассматриваются вопросы оптимизации грузовых перевозок с учетом остаточных ресурсов транспортных средств. Приведен обзор работ, посвященных вопросам оптимизации в целом, и оптимизации логистических процессов в частности. Рассмотрено применение метода Дейкстры для решения задачи оптимизации перевозок. Создан алгоритм и программный код для оптимизации перевозок с учетом остаточных ресурсов транспортных средств предприятия. Код выдает тип транспортных средств, которые должны быть использованы для выполнения заказов на доставку груза, маршрут и стоимость перевозок. Все это выполняется из условия минимума расходов на доставку груза, и с учетом остаточных ресурсов транспортных средств, имеющихся в транспортном предприятии. С помощью данного кода произведен модельный расчет для некоего, примерного предприятия в Витебской области, где имеются десть грузовых автомобилей. Задача решена для графа из 12 вершин. В качестве вершин взяты населенные пункты данной области. Алгоритм выдает сообщения о транспортных средствах, у которых не хватает остаточных ресурсов для выполнения заказа. Итоговый отчет программного кода содержит информацию о назначенных на заказ транспортных средствах, расходы на выполнение заказа, путь до конечного пункта, коэффициенты использования грузоподъемности и маршрут с указанием всех населенных пунктов, через которых должны проехать данные автомобили. Данный программный код может быть использован в логистической компании как инструмент принятия решения при выполнении заказов на доставку грузов. В будущем планируется внедрить данный алгоритм и программный код в одно из предприятий Республики Беларусь или Республики Казахстан.
Abstract in another language
The issues of road freight transport optimization, taking into account the residual resources of vehicles are considered. An overview of works devoted to optimization in general and optimization of logistics processes in particular is given. The application of Dijkstra's method for solving the problem of traffic optimization is considered. An algorithm and program code have been created to optimize transportation, taking into account the residual resources of the company's vehicles. The code gives the type of vehicles that should be used to fulfill orders for the delivery of goods, the route and the cost of transportation. All this is carried out on the basis of the minimum cost of cargo delivery, and taking into account the residual resources of vehicles available in the transport company. Using this code, a model calculation was made for a certain, exemplary enterprise in the Vitebsk region, where there are ten trucks. The problem is solved for a graph of 12 vertices. The settlements of the given region were taken as graph vertices. The algorithm generates messages about vehicles that do not have enough residual resources to fulfill the order. The final report of the program code contains information about the vehicleы assigned to the order, the cost of completing the order, the path to the destination, the load utilization rates and the route indicating all settlements through which the vehicleы must pass. This program code can be used in a logistics company as a decision-making tool when fulfilling orders for the delivery of goods. In the future, it is planned to introduce this algorithm and program code into one of the enterprises of the Republic of Belarus or the Republic of Kazakhstan.