Повышение эффективности работы маршрутного пассажирского транспорта применением секторального метода
Another Title
Improving the efficiency of route passenger transport using the spectral method
Bibliographic entry
Семченков, С. С. Повышение эффективности работы маршрутного пассажирского транспорта применением секторального метода = Improving the efficiency of route passenger transport using the spectral method / С. С. Семченков, Д. В. Капский // Транспорт и транспортные системы: конструирование, эксплуатация, технологии : сборник научных статей / Белорусский национальный технический университет ; редкол.: С. В. Харитончик (гл. ред.) [и др.]. – Минск : БНТУ, 2021. – Вып. 3. – С. 170-185.
Abstract
В составе затрат предприятий транспорта доля заработной платы водителей эксплуатационного парка составляет 30–50 %, формируется интерес к рассмотрению данной статьи затрат в части именно эффективности организации перевозочного процесса (снижение непроизводственных затрат, повышение средней эксплуатационной скорости и т. д.), так как условия оплаты труда водителей транспортных средств ни в коем случае не должны быть ухудшены. Для снижения уровня непроизводственных затрат на основе предложенной модели и целевой функции разработан секторальный метод организации работы водителей, отличающийся совмещением и чередованием маршрутов внутри сектора и обеспечивающий равномерную сменяемость (чередование) водителей по этим маршрутам, учитывающий среднюю продолжительность рабочей смены водителя на маршрутах, входящих в сектор. Для реализации секторального метода разработана методика оптимального формирования секторов, основанная на подборе такой комбинации маршрутов в секторе, которая будет реализовывать принцип обеспечения равноценной производственной нагрузки, при этом дополнительно учитывать ряд критериев, влияющих на выбор совмещаемых маршрутов. Подбор и расстановка водителей на каждое маршрутное транспортное средство в рамках каждого сектора осуществляются только в пределах, сформированных формулой сектора с учетом налагаемых ограничений. Для реализации разработанной методики формирования секторов автором разработан алгоритм и компьютерная программа, существенно облегчающая внедрение секторального метода и его практическую реализацию.
Abstract in another language
As part of the costs of transport enterprises, the share of the wages of drivers of the operating fleet is 30–50 %, interest is being formed in considering this cost item in terms of the efficiency of organizing the transportation process (reducing non-production costs, increasing the average operating speed, etc.), since the conditions the wages of drivers of vehicles should in no way be worsened. To reduce the level of non-production costs, on the basis of the proposed model and target function, a sectoral method for organizing the work of drivers has been developed, which is characterized by the combination and alternation of routes within the sector and ensures uniform turnover (alternation) of drivers along these routes, taking into account the average duration of a driver's work shift on routes included in the sector. To implement the sectoral method, a technique has been developed for the optimal formation of sectors, based on the selection of such a combination of routes in the sector, which will implement the principle of ensuring an equal-value production load, while additionally taking into account a number of criteria affecting the choice of combined routes. The selection and placement of drivers for each route vehicle within each sector is carried out only within the limits formed by the sector formula, taking into account the imposed restrictions. To implement the developed methodology for the formation of sectors, the author has developed an algorithm and a computer program that greatly facilitates the introduction of the sectoral method and its practical implementation.