dc.contributor.author | Василевич, Ю. В. | ru |
dc.contributor.author | Довнар, С. С. | ru |
dc.contributor.author | Шумский, И. И. | ru |
dc.coverage.spatial | Минск | ru |
dc.date.accessioned | 2014-09-26T08:29:49Z | |
dc.date.available | 2014-09-26T08:29:49Z | |
dc.date.issued | 2014 | |
dc.identifier.citation | Василевич, Ю. В. Модальный анализ несущей системы тяжелого горизонтального многоцелевого станка с помощью метода конечных элементов = Modal analysis of carrier system for heavy horizontal multifunction machining center by finite element method / Ю. В. Василевич, С. С. Довнар, И. И. Шумский // Наука и техника = Science & Technigue. – 2014. – № 4. – С. 14 - 24. | ru |
dc.identifier.uri | https://rep.bntu.by/handle/data/9614 | |
dc.description.abstract | Целью работы является обнаружение и анализ резонансных мод крупногабаритного фрезерно-сверлильно-расточного станка. Станок имеет подвижную стойку с вертикальной прорезью, в которой перемещается симметричная каретка с горизонтальным ползуном. Статическая жесткость машины невелика из-за больших размеров, поэтому нужно оценить виброактивность. Совместно выполнены виртуальные и натурные испытания станка. Моделирование произведено с помощью метода конечных элементов (МКЭ). В МКЭ-модели учтена не только жесткость корпусных деталей, но и податливость подшипников, приводов подач и направляющих. Модальный МКЭ-анализ выявил восемь резонансных мод, охватывающих весь станок. Они образуют нежелательную для обработки область от 12 до 75 Гц. Особую опасность представляют три близко расположенных резонанса – 31–37 Гц. Они являются разными комбинациями трех простых движений: вертикальной осцилляции каретки, горизонтальных колебаний ползуна и закручивания стойки. Достоверность МКЭ-расчета подтверждена натурными измерениями вибраций. Обнаружен эффект стабилизации резонансных мод при вариации конструктивных параметров станка. Например, виртуальная замена чугуна на сталь в корпусных деталях почти не влияет на резонансные частоты. Повышение жесткости отдельных деталей, например ползуна, также слабо воздействует на картину резонансов. С другой стороны, стабильность резонансов позволяет обходить их при выборе частоты вращения шпинделя. Рекомендуется ставить двойные приводы на все оси. Пара вертикальных винтов препятствует «клевковому» резонансу каретки на частоте 54 Гц. В главном приводе такого тяжелого станка нужно предусмотреть работу в зарезонансной области – с частотой шпинделя более 75 Гц. Для этого надо перейти к высокоскоростной обработке (ВСО). | ru |
dc.language.iso | ru | ru |
dc.publisher | БНТУ | ru |
dc.subject | Метод конечных элементов | ru |
dc.subject | Станок | ru |
dc.subject | Резонанс | ru |
dc.subject | Вибрация | ru |
dc.subject | Высокоскоростная обработка | ru |
dc.title | Модальный анализ несущей системы тяжелого горизонтального многоцелевого станка с помощью метода конечных элементов | ru |
dc.title.alternative | Modal analysis of carrier system for heavy horizontal multifunction machining center by finite element method | en |
dc.type | Article | ru |
dc.identifier.udc | 621.9.011:517.962.1 | ru |
dc.relation.journal | Наука и техника = Science & Technigue | ru |