dc.description.abstract | Исследования в области транспортной безопасности свидетельствуют о том, что основной причиной дорожных происшествий и производственных аварий является человеческий фактор. Так, 57 % аварий происходит вследствие ошибки оператора, 2,4 % - из-за технической неисправности, 4,7 % -из-за неблагоприятного воздействия окружающей среды, а 35,9 % происшествий случаются в силу сложного сочетания вышеприведенных факторов. Таким образом, важное место в вопросах обеспечения безопасности занимает оператор, подверженный влиянию окружающей среды и вибронагруженности системы «оператор-машинно-тракторный aiperar (МТА)», точнее, его функциональные составляющие на рабочем месте. В настоящее время используются два основных пути повышения эффективности деятельности оператора колесного трактора. Первый основан на учете психофизиологических характеристик оператора и связан с комплексной оптимизацией условий труда. Однако особенности деятельности оператора таковы, что вышеупомянутым методом невозможно учитывать и контролировать информационные перегрузки, факторы изменения функционального состояния оператора, поведение во внештатных и аварийных ситуациях. Второй путь повышения эффективности деятельности оператора как лица, принимающего решения и выполняющего алгоритмы деятельности, - контроль функционального состояния и правильности выполнения функций непосредственно в процессе осуществления технологических операций. В этой связи учет факторов, влияющих на эффективность выполнения оператором алгоритмов деятельности и функциональных возможностей систем поддержки работоспособности с использованием мониторинга физиологических параметров, диагностики функционального состояния оператора колесного трактора, является важной научной проблемой.
Необходимость ее решения связана с ограниченностью информации и методов исследования реакций оператора (водителя) и с совершенствованием методов исследования эффективности взаимодействия системы «оператор - колесный трактор» с учетом вибронагруженности оператора на основе мониторинга его физиологического состояния с целью улучшения виброзащитных свойств системы и, как следствие, прогнозирование вибрационной нагрузки на него. | ru |