Сегодня МГУКИ - крупнейший вуз культуры с широким спектром специальностей и направлений культурологического, библиотечно­ информационного и художественного образования. В университете обуча­ ются более 12 тыс. студентов из 36 стран. Вклад МГУКИ в развитие общества несомненен: 80 тыс. его выпуск­ ников честно и самоотверженно выполняют высокую миссию - служить на благо России, развивать и беречь её самое большое достояние - великую многонациональную культуру. Редакция и редколлегия нашего журнала сердечно поздравляют Татьяну Фёдоровну с юбилеем и от всей души желают ей доброго здо­ ровья, новых творческих свершений и талантливых учеников! УДК 02(476)+023 Й. Б. Стрелкова Молодой учёный в библиотечной сфере: ценностная мотивация и профессиональная востребованность Рассмотрена молодёжная научная поли­ тика в № блиотечной сфере Беларуси. Про- аналшир<юаны причины профессиональной миграции молодых учёных из библиотечной сферы в педагогическую или иную. К лю чевы е слова: молоды е учёны е, библиотеки, Беларусь, научное сообщ ество, профессия. В своей профессиональной деятельности молодой учёный - библиотеч­ ный специалист - стремится не только реализовать себя как личность, рас- крьп-ь свои возможности, способности и таланты, но и принести пользу биб­ лиотеке и её читателям. Однако чтобы стремление к достижению профес­ сиональных и научных целей не угасло, необходим постоянно действующий ценностно-мотивационный механизм, обеспечивающий возможность дости­ жения нового уровня профессионализма, развития карьеры, самореализации и самосовершенствования молодого учёного в библиотечной сфере. Одним из эффективных факторов мотивации в профессиональной и Науч. и гехн. б-ки, 2012, № 10 21 научно-исследовательской деятельности является феномен признания [1]. Молодому учёному необходимо признание как минимум коллег-библио- текарей и как максимум научного сообщества. Н ^чный и профессиональный потенциал молодого учёного должен быть востребован библиотекой, поддержан её кадровой молодёжной науч­ ной и профессиональной политикой. Во многих ли библиотеках Беларуси созданы необходимые условия для тех, кто заинтересован в проведении современных практикоориенгиро- ванных научньк исследований, способен поставить работу библиотеки на рельсы инноватики? К сожалению, возникает ощущение, что молодёжной научной поли­ тики в библиотечной сфере Беларуси как таковой не существует. Специ­ ального исследования мы не проводили, однако ре:^'льтаты комплексного и^чения современного состояния и перспектив развития персонала вузов­ ских библиотек страны (проведено нами в 2006 г.), подтверждённые выбо­ рочным опросом руководителей библиотек вузов и республиканских от­ раслевых научных библиотек в 2009 и 2011 тг., свидетельствуют, что соз­ дание необходимых условий для сотрудников, обучаюіцйхся в аспирантуре и занимающихся научной деятельностью, не является приоритетным на­ правлением улучтпения кадровой ситуации в университетских и научных библиотеках Республики Беларусь [2. С. 112, 113]. Белорусское научное библиотечное сообщество невелико - его пред­ ставляют 27 учёньк (сведения на апрель 2012 г.); из них 7 работают в биб­ лиотеках (Национальной библиотеке Беларуси, Ц Ж им. Я. Коласа НАН Беларуси, библиотеке БГУКИ), 18 - в числе профессорско-препода­ вательского состава БГУКИ, двое имеют степень доктора педагогических н ^ к по специальности 05.25.03 - «Библиотековедение, библиографоведе­ ние и книговедение». Возрастной состав: только 6 учёных можно отнести к категории мо­ лодых (кандидаты н ^ к до 42 лет); 15 - старше 55 лет, в том числе 5 - старше 70 лет. Каждого аспиранта, а тем более молодого кандидата наук мы знаем «в лицо» - по публикациям в профессиональной печати, выступлениям на научных форумах, научно-практических конференциях, иных профессио- нальньк библиотечных и педагогических площадках; отслеживаем путь его профессиональной миграции и степень востребованности его потенциала. В связи с этим весьма актуальны слова Э. Р. (Зукиасяна: «Хочется спросить директоров, зав. отделами: эти люди нужны вам в повседневной деятельности?.. Если вам полезен кандидат наук в коллективе, сделайте 22 Науч. и техн. б-ки, 2012, № 10 так, чтобы ему стало невыгодно уходить на другую преподавательскую или чисто исследовательскую работу... Если ваш сотрудник защитил диссерта­ цию по теме, связанной с его непосредственной работой в библиотеке, ... то вы как руководитель просто обязаны дать ему возможность продолжать свои исследования. Признательность сотрудника будет прямо способство­ вать успешному вьшолнению им непосредственных обязанностей. ...Опыт­ ный и авторитетный рукоюдитель-практик, который уверенно держит в сюих руках все нити управления, не должен опасаться наличия кандидатов наук среди своих подчинённых» [3]. Нам представляется, что руководителю библиотеки следует опасаться иного: неопределенности перспектив, невостребованности научного потен­ циала, слабого обеспечения условий научного труда и творческой самореа­ лизации. Все эти факторы негативно влияют на идентификацию молодёжи с научным сообществом, приводят к росту социальной апатии, нежеланию работать в библиотеке, миграции молодых учёных из библиотечной сферы в педагогическую или иную сферу деятельности (автор этой статьи может служить ярким подтверждением подобной миграции^. В результате исследования, проведённого ГПНТБ СО РАН, выявлены причины нежелания российских аспирантов и молодых учёных работать в науке и в библиотеке: наличие лучших перспектив для профессиональной реализации в других областях; желание и возможность учиться или рабо­ тать за рубежом либо применить свои знания и квалификацию для работы в иностранных компаниях; востребованность молодых учёных в коммерче­ ских организациях и др. [4. С. 238, 239]. Вероятно, при проведении подоб­ ного исследования в Беларуси подобный перечень был бы не менее разно­ образным. Как показывает практика, молодой учёный, обладающий высокой мо­ тивацией для интеллектуального и профессионального развития, находит своё место в системе дополнительного профессионального образования - в Академии последипломного образования Республики Беларусь (http://www.academy.edu.by), Центре проблем развития образования БГУ (http://cliarko.narod.ru), Республиканском институте высшей школы (http.7/nihe.bsu.by/). Республиканском институте инновационных техноло­ гий БИТУ (ht^)://www.bntu. by/riit/item/riit.html) и др. В условиях перехода вузов и ідіуішейшйх библиотек Беларуси к дея­ тельности, основанной на системе менеджмента качества, особое внимание руководства библиотек должно быть направлено на «философию организа­ ции, основанной на стремлении к качеству и практике управления, которая приюдиг к всеобщему качеству» [5]. Эффективное управление библиотекой Науч. и техн. б-ки, 2012, № 10 23 полра:5^мевает использование н ^ ^ о го и профессионального потенциала мо­ лодых учёных для достижения результата, а результат - это достойвюе место библиотеки в научном и профессиональном библиотечном сообществе. Теория и практика современного библиотековедения свидетельствуют о том, что структуры, допустившие дефицит компетентных молодых со­ трудников, в том числе аспирантов и молодых учёных, теряют іфестйж и перспективу. Библиотекам необходимо найти оптимальные пути решения этой проблемы: выработать страгегшо управления профессиональной кщ)ье- рой таких специалистов, придать целевой характер профессионально»^' о ^ - чению, оказывать стартовую материальную поддержід', форміфовать пози­ тивный образ профессии библиотекаря. Успех коллектива библиотеки зави­ сит от каждого руководителя, имеющего в своём распоряжении инструменты для мотивахщи персонала и умело использующего их и свои знания [6]. Внедрение идей современного менеджмента качества предполагает существенные изменения, не только единощюменные, но прежде всего, постоянные инноващш. Человеческий аспект в этих изменениях является фундаментальным, так как именно поведение людей определяет, что и как можно изменить, какую это принесёт пользу. Качество ценностно­ мотивационного механизма деятельности руководства в отношении со­ трудников библиотеки - молодых учёных будет влиять на все технологиче­ ские и инновационные процессы, происходящие в библиотеке. список источников 1. Осипш А. И. Ценностная мотивация ученого [Электронный ресурс] / А. И. Осипов. - Режим доступа; http;//www.belisa.org.by/ru/print/?brief=titul_kadr09. - Дата доступа; 20.10.2011. 2 . Стрелкова И. Б. Формирование кафовых ресурсов библиотек в новой информаци­ онной среде ; науч.-практ. пособие / И. Б. Стрелкова. - Минск : Новое знание, 2008. - 230 с. - (Профессионалам библиотечного дела). 3. Сукиасян Э. Р. Кандидат наук в библиотечном коллективе // Сукиасян Э. Р. Биб­ лиотечная профессия и кагфовый менеджмент : избр. сг. 2004-2011 гг. I Э. Р. Сукиасян. - / С.-Петербург: Профессия, 2011. - С. 262-265. 4 . Редькнна Н. С. Поддержка молодых учёных и специалистов в ГПНТБ СО РАН / Н. С. Редькина // Молодые в библиотечном деле. - 2006. - № 2-3 (февраль-март). - С. 237-243. 5. Денисова А. Л. Управление персоналом в системе менеджмента качества [Элек­ тронный ресурс]. - Режим доступа ; http;//conference.kemsu.ru/GetDocsFiIe?id=11587&lable= papers_lile&typ€=0&conn=confDB. -J^aia доступа; 10.09.2009. 6 . Стрелкова-Зыль И. Б. Кадровые ресурсы библиотек; теория и практика управле­ ния развитием ; науч.-1Чзакт. пособие / И. Б. Стрелкова-Зьшь. - Москва ; Литера, 2011. - 240 с. - (Современная библиотека). 24 Науч. и техн. 6-ки, 2012, Xs 10