МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ Белорусский национальный технический университет Кафедра физической культуры СТАНДАРТИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ ПРИ ПРИЕМЕ ТЕСТОВ Методические рекомендации Минск БНТУ 2014 1 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ Белорусский национальный технический университет Кафедра физической культуры СТАНДАРТИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ ПРИ ПРИЕМЕ ТЕСТОВ Методические рекомендации Минск БНТУ 2014 2 УДК 796.015.865(075.8) ББК 75.113я7 С77 Составитель старший преподаватель кафедры физической культуры БНТУ Е. В. Тимошенкова Рецензенты: доктор педагогических наук, профессор кафедры физического воспитания и спорта МГЛУ Р. И. Купчинов; кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания и спорта БГТУ В. М. Куликов В издании рассмотрена стандартизация физических упражнений при приеме контрольных нормативов по физической культуре. Адресована преподавателям кафедры физической культуры и студентам всех курсов и специальностей, обучающихся в БНТУ. УДК 796.015.865 (075.8) ББК 75.113я7 © Тимошенкова Е. В., 2014 © Белорусский национальный технический университет, 2014 3 ВВЕДЕНИЕ Дисциплина «Физическая культура» была введена во всех высших учебных заведениях в 1929 г. Это обусловлено тем, что для подготовки творческой интеллигенции обязательно не- обходима физическая подготовка. В настоящее время в Респуб- лике Беларусь принят закон «О физической культуре» 2002 г., в котором указывается, что занятия физической культурой в высших учебных заведениях Республики Беларусь являются обязательными на всех годах обучения. В последние годы в республике вышла монография по проб- леме самоорганизации образа жизни студенческой молодежи, в которой прослеживается тенденция на снижение уровня мо- тивации к ЗОЖ и, следовательно, их здоровья (В. В. Тимошен- ков, с соавт., 2009 г.), что должно отразиться и на выполнении тестов по физической культуре в вузе. Учитывая важность объективного тестирования по физиче- ской культуре в вузе только за последнее время было подго- товлено несколько методических рекомендаций по данному на- правлению отечественными специалистами (А. А. Балай, с со- авт., 2010 г.; В. В. Тимошенков, с соавт., 2011 г.). Следует отметить, что к выполнению тестов допускаются студенты всех учебных отделений, но в данном издании рас- смотрены только основное и подготовительное, прошедшие медицинское обследование и допущенные врачом к занятиям физической культурой, предварительно ознакомленные с тех- никой выполнения контрольных нормативов и правилами тех- ники безопасности на занятиях. При выполнении тестов сту- денты должны быть ориентированы на достижение максималь- ного спортивного результата (Х. Бубэ, с соавт., 1966; В. М. За- циорский, 1979; П. К. Благуш, 1982). Стандартизация является одним из условий объективного контроля в любой сфере деятельности человека. Физическая культура относится к социальной сфере, и в ней также важна 4 стандартизация. Контрольные нормативы по дисциплине сда- ются студентами в начале и конце каждого семестра, и иногда разным преподавателям, поэтому необходима стандартизация их для сопоставления результатов на протяжении четырех лет обучения. Также необходима стандартизация приема контроль- ных нормативов для сопоставления работы различных препода- вателей и выявления наиболее эффективной методики подготов- ки студентов на учебно-тренировочных занятиях по физической культуре в вузе. Методические рекомендации подготовлены по результатам анализа научно-методической отечественной и зарубежной ли- тературы и собственного опыта работы авторов. При использовании настоящих методических рекомендаций в практической работе профессорско-преподавательским соста- вом кафедр физического воспитания, автор будет благодарен за предложения по улучшению, направленными на кафедру (по адресу: 220069, г. Минск, пр-т Независимости, 65, УО «Бе- лорусский национальный технический университет», кафедра физической культуры). 5 1. ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ВУЗЕ Планирование учебного процесса в вузе осуществляется на основе базовой программы по дисциплине «Физическая куль- тура» (2008 г.) и разработанной на кафедре рабочей программы. Для удобства пользования рабочей программой и составления планов-конспектов занятий был разработан и рекомендован В. В. Тимошенковым с соавторами (2011 г.) график сетевого планирования прохождения учебного процесса по физической культуре для студентов основного учебного отделения (табл. 1). Таблица 1 График сетевого планирования и прохождения учебного процесса по дисциплине «Физическая культура» для студентов 1–4 курсов основного учебного отделения № п/п Разделы программы Номера учебных занятий (1-е полугодие) 1 2...4 5…6 7…14 15 16...28 29...34 Зачет 1 ТЕОРИЯ 1.1 Лекции (1, 3, 5, 7) Х 2 ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ 2.1 ОФП: Выносливость Х Сила Х Быстрота Х Гибкость Х Координация Х Контрольные нормативы Х 2.2 СФП (обучение и совер- шенствование): Легкая атлетика Х Легкая атлетика (конт- рольные нормативы) Х Спортивные игры Х Спортивные игры (конт- рольные нормативы) Х 2.3 Зачет Х 6 Окончание табл. 1 № п/п Разделы программы Номера учебных занятий (2-е полугодие) 1 2...5 6…7 8…20 21…22 23...31 32...34 Зачет 1 ТЕОРИЯ 1.1 Лекции (2, 4, 6, 8) Х 2 ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ 2.1 ОФП: Выносливость Х Сила Х Быстрота Х Гибкость Х Координация Х Контрольные нормативы Х 2.2 СФП (обучение и совер- шенствование): Спортивные игры Х Спортивные игры (конт- рольные нормативы) Х Легкая атлетика Х Легкая атлетика (конт- рольные нормативы) Х 2.3 Зачет Х Примечание. Лекции читаются по утвержденной учебной программе. 7 2. ЭКСПРЕСС-КОНТРОЛЬ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ ДО ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ Одним из важнейших показателей уровня здоровья человека является его функциональное состояние. Этот показатель важен при занятиях физическими упражнениями, для их правильного подбора и дозировки для организма человека. Особенно это ак- туально на занятиях физической культурой в учебных заведени- ях различного типа, где учащимся приходится на протяжении многих лет обучения выполнять контрольные упражнения с мак- симальными усилиями. Следует отметить, что при беге на дис- танции от 30 м до 3 км к организму человека предъявляются повышенные требования, что связано с достижением максималь- ного пульса 190–210 уд./мин, поэтому преподавателю необходи- мо знать уровень адаптации системы кровообращения к физиче- ской нагрузке, чтобы не возникали отрицательные последствия, вплоть до летального исхода. В этой связи очень важно оценить уровень готовности функционального состояния испытуемого к максимальным физическим нагрузкам перед их выполнением. Для оценки функционального состояния человека был реко- мендован Р. М. Баевским с соавторами (1987 г.) общеизвестный индекс адаптационного потенциала (АП) системы кровообраще- ния. Оценка уровня АП системы кровообращения и рекоменда- ции по тренировочному режиму определялись по разработан- ной авторами таблице. Однако общеизвестная формула не позволяет применять ее при массовом изучении АП системы кровообращения у людей, из-за необходимости измерения артериального давления с при- менением специальной аппаратуры. Так, на одного человека необходимо затратить около пяти минут, что значительно сни- жает возможности рассматриваемой методики. Учитывая вышеизложенное В. В. Тимошенковым с соавто- ром (2011 г.) были проведены специальные исследования, в ко- торых было исключено измерение артериального давления: 8 систолического и диастолического. В результате математиче- ского анализа было рассчитано множественное линейное урав- нение регрессии общего вида: АПс.к = а1 (ЧП) + а2 (МТ) – а3 (ДТ) + а4 (В) + а0, где АПс.к – адаптационный потенциал системы кровообраще- ния, балл; ЧП – частота пульса, уд./мин; МТ – масса тела, кг; ДТ – длина тела, см; В – возраст, г. Настоящее уравнение статистически значимо (Р < 0,01). Проведенные расчеты по общеизвестной и разработанной формуле выявили, что между ними имеется различие состав- ляющее всего 0,9 % (3,39 и 3,42). Таким образом, предложен- ная формула может применяться и, что особенно важно, при массовом обследовании людей различного возраста. Для удоб- ства пользования рассматриваемой формулой авторами была разработана экспресс-таблица (табл. 2). Таблица 2 Экспресс-таблица расчета АПс.к для испытуемых в возрасте от 16 до 23 лет (по В. В. Тимошенкову, с соавт., 2011 г.) а1 (ЧП) а2 (МТ) а3 (ДТ) а4 (В) а0 1 2 3 4 5 54 1,0 45 0,4 150 1,3 16 0,2 1,7 60 1,1 50 0,4 155 1,4 17 0,2 1,7 66 1,2 55 0,5 160 1,4 18 0,2 1,7 72 1,3 60 0,5 165 1,5 19 0,3 1,7 9 Окончание табл. 2 1 2 3 4 5 78 1,4 65 0,6 170 1,5 20 0,3 1,7 84 1,5 70 0,6 175 1,6 21 0,3 1,7 90 1,6 75 0,7 180 1,6 22 0,3 1,7 96 1,7 80 0,7 185 1,7 23 0,3 1,7 Примечание. В числителе дроби – значение, соответственно ЧП, МТ, ДТ и В. В знаменателе – значения соответственно коэффициентов а1, а2, а3, а4. Рассмотрим применение экспресс-таблицы для расчета АПс.к студента В-а: ЧП – 72 уд./мин (а1 = 1,3); МТ – 60 кг (а2 = 0,5); ДТ – 160 см (а3 = 1,4); В – 18 лет (а4 = 0,2) и а0 = 1,7. Про- суммировав цифровые значения, представленные в скобках, получим искомую оценку АПс.к – 2,3, по модифицированной (В. В. Тимошенков, 2011 г.) табл. 3 находим: двигательный ре- жим – оздоровительно-тренировочный, при ЧП 160–170 уд./мин. Таблица 3 Рекомендации по физической нагрузке испытуемым, на основании значений АПс.к, балл (модификация В. В. Тимошенкова, 2011 г.) Значения АПс.к, балл Оценка уровня здоровья и мед. гр. Двигательный режим Рекомендуемая ЧП, уд./мин 1 2 3 4 1,60–2,09 «Здоров» – I мед. гр. Спортивно-тре- нировочный 170–200 2,10–2,59 «Здоров» – I мед. гр. Оздоровительно- тренировочный 160–170 10 Окончание табл. 3 1 2 3 4 2,60–3,09 Практически здоров, но не исключается скрытое заболевание – IIа мед. гр. Адаптационный 130–140 3,10–3,59 Снижение адаптата- ционных возможно- стей – IIб мед. гр. Оздоровитель- ный 110–120 3,60 и более Резко снижены адап- тационные возмож- ности организма – III мед. гр. Щадящий (необ- ходима консуль- тация врача) 90–100 11 3. СТАНДАРТНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ НАГРУЗКА ДЛЯ КОТРОЛЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ Рассматриваемая методика позволяет оценить готовность сту- дента к занятиям физическими упражнениями и сдаче конт- рольных нормативов, снижая тем самым риск неблагоприятных функциональных последствий. В физической культуре и спорте широко применяется тес- тирование функционального состояния студентов и спортсме- нов, разработанное отечественными учеными (В. Л. Карпман, 1980 г., 1988 г.; В. А. Геселевич, 1981 г.). Тимошенковым В. В. (1999 г.) была усовершенствована об- щеизвестная функциональная проба Мартинэ и ее модифика- ция Мартинэ-Кушелевского. Настоящая проба является интег- ральным показателем функционального состояния организма и следовательно, здоровья человека, так как оценивает его по- тенциальные способности при выполнении физической рабо- ты (В. В. Тимошенков, 2005 г.). При выполнении теста необходимо иметь секундомер или часы с секундной стрелкой и уметь правильно подсчитывать частоту пульса (ЧП). Методика подсчета частоты пульса Подсчет ЧП осуществляется пальпаторно общепринятыми способами: на лучевой артерии (в нижней трети предплечья), на сонной артерии или в области сердечного толчка кончиками второго и третьего пальцев. Подсчет ЧП производится несколь- ко раз. Первоначально – в состоянии покоя, сидя до выполне- ния теста, затем – сразу после его выполнения и далее в период восстановления – в конце первой, второй и третьей минут. В со- стоянии покоя и во время восстановления ЧП подсчитывают за 10 с и затем умножают на 6. Если испытуемые обучены изме- рению ЧП, то по команде преподавателя они его фиксируют. 12 После выполнения теста подсчет ЧП производится только за 6 с, а не как до него – за 10 с, и полученный результат умножается на 10. Вышеизложенное обусловлено тем, что ЧП восстанавливается к 10 с (В. В. Тимошенков, 2005 г.). Методика выполнения теста и его оценка После измерения ЧП в состоянии покоя испытуемые вы- полняют 20 приседаний за 30 с из положения стоя, руки вниз. Под метроном в темпе 80 импульсов в минуту выполняется 20 глубоких приседаний и вставаний на каждый импульс, руки для балансировки равновесия при приседании поднимаются вперед. Время выполнения задания фиксируется секундомером, с точностью до десятой доли секунд. Также оценивается каче- ство выполнения теста: глубокое приседание при угле в колен- ном суставе 45 и менее градусов («отлично»), среднее – при угле в коленном суставе 90 градусов («хорошо») и неполное – при угле 145 градусов («удовлетворительно»). Подсчет приседаний выполняет преподаватель. Как показал опыт применения теста, можно проводить его в следующем порядке: на звук «и» выполняется приседание, на счет «один» – вставание и т. д. до «двадцати» (В. В. Тимошенков, 2005 г.). Алгоритм тестирования 1. Измерение пальпаторно ЧП в положении сидя через 3 мин отдыха. 2. Тестирование 20 приседаний за 30 с: а) темп – под метроном или экспериментатора; б) фиксируется время выполнения теста (секунды и доли секунд); в) фиксируется качество выполнения приседания («отлич- но», «хорошо», «удовлетворительно»). 3. Измерение ЧП сразу после выполнения 20 приседаний за 6 с. 13 4. Измерение ЧП в конце первой, второй и третьей минут восстановления. 5. Определение прироста ЧП и анализ тестирования произ- водится по табл. 4. Примечание. В состоянии покоя при ЧП более 96 уд./мин, тестирование проводить не рекомендуется. Таблица 4 Расчет прироста частоты пульса (в %) и оценка (в баллах) после выполнения теста 20 приседаний за 30 с в отношении к исходному (по В. В. Тимошенкову, 1998, 2005 г.) ЧП после нагруз- ки Исходная ЧП уд./мин 54 57 60 63 66 69 72 75 78 81 84 87 90 93 96 Оценка в бал- лах 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 60 11 63 17 10 66 22 16 10 69 26 21 15 9 72 33 26 20 14 9 75 39 32 25 19 14 9 78 44 37 30 24 18 13 8 81 50 42 35 29 23 17 12 8 84 56 47 40 33 27 22 17 12 8 87 61 53 45 38 32 26 21 16 11 7 90 67 58 50 43 36 30 25 20 15 11 7 93 72 63 55 48 41 35 29 24 19 15 11 7 96 78 68 60 52 45 39 33 28 23 18 14 10 7 99 83 74 65 57 50 43 37 32 27 22 18 14 10 6 102 89 79 70 62 55 48 42 36 31 26 21 17 13 10 6 105 94 84 75 67 59 52 46 40 35 30 25 21 17 13 9 «5» (≤ 25 %) 108 100 89 80 71 64 56 50 44 38 33 29 24 20 16 12 111 106 95 85 76 68 61 54 48 42 37 32 28 23 19 16 114 111 100 90 81 73 65 58 52 46 41 36 31 27 23 19 117 117 105 95 86 77 70 62 56 50 44 39 34 30 26 22 120 122 110 100 90 82 74 67 60 54 48 43 38 33 29 25 14 Окончание табл. 4 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 123 116 105 95 86 78 71 64 58 52 46 41 37 32 28 «4» (26–50 %) 126 121 110 100 91 83 75 68 61 56 50 45 40 35 31 129 115 105 95 87 79 72 65 59 54 48 43 39 34 132 120 109 100 91 83 76 69 63 57 52 47 42 37 135 125 114 104 96 87 80 73 67 61 55 50 45 41 138 119 109 100 92 84 77 70 64 59 53 48 44 141 124 114 104 96 88 81 74 68 62 57 52 47 144 118 109 100 92 85 78 71 65 60 55 50 147 123 113 104 96 88 81 75 69 63 58 53 «3» (51–75 %) 150 117 108 100 92 85 79 72 67 61 56 153 122 112 104 96 89 82 76 70 64 59 156 117 108 100 93 86 79 73 68 62 159 121 112 104 96 89 83 77 71 66 162 125 116 108 100 93 86 80 74 69 165 120 111 104 96 90 83 77 72 168 124 115 107 100 93 87 81 75 171 119 111 104 97 90 84 78 «2» (76–100 % 174 123 115 107 100 93 87 81 177 118 111 103 97 90 84 180 122 114 107 100 93 87 183 118 110 103 97 91 186 121 114 107 100 94 189 125 117 110 103 97 192 121 113 106 100 195 124 117 110 103 «1» (> 101 %) 198 120 113 106 Примечание. На пересечении горизонтального (исходная ЧП) и верти- кального (после нагрузки ЧП) столбцов находится прирост ЧП в % и оценка в баллах. Динамика ЧП (в %) позволяет отслеживать функциональ- ное состояние испытуемого на протяжении определенного пе- риода времени. В качестве примера приведем результаты тес- тирования испытуемого W (табл. 5). 15 Таблица 5 Протокол тестирования испытуемого W № тестирования Частота пульса, уд./мин Прирост, % Оценка, балл До нагрузки После нагрузки 1 72 120 67 3 2 69 115 67 3 3 72 120 67 3 4 72 118 62 3 5 75 125 68 3 6 81 135 67 3 7 72 135 87 2 8 81 130 59 3 9 90 130 43 4 10 72 118 62 3 11 81 120 48 4 12 78 125 61 3 Для наглядности динамику прироста ЧП (в %) и оценок (в баллах) по результатам табл. 5 можно представить графи- чески (рис. 1). Следует обратить внимание на следующее: 1. При ЧП в состоянии покоя более 96 уд/мин тестирование не проводится. 2. При приросте ЧП от 90 до 100 % испытуемого необхо- димо освободить от сдачи контрольных нормативов, а при 101 % и более отправить к врачу для углубленного медицинского об- следования. Представленный на рис. 1 график отображает динамику функ- ционального состояния испытуемого на протяжении двенадцати тестирований и свидетельствует о том, что на седьмом тести- ровании произошло снижение до двух баллов, а на девятом и одиннадцатом улучшение с трех до четырех баллов. 16 Рис. 1. Динамика прироста частоты пульса, (в процентах и баллах) испытуемого W 17 4. ОПИСАНИЕ КОНТРОЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ Бег 100 м Бег проводится на стадионе для девушек и юношей на ди- станцию 100 м. Бег выполняется с низкого или высокого стар- та. В забеге принимают участие не более четырех–шести уча- стников (в зависимости от количества дорожек). По команде «На старт» испытуемые подходят к стартовой линии, не наступая на нее и принимают положение старта. По команде «Марш», с одновременным махом красного флажка, включаются два–четыре секундомера и испытуемые начинают бег по дистанции. В момент пересечения испытуемым грудью финишного створа, фиксируется результат, который объявля- ется студенту и записывается в протокол финиша. Бег 500 и 1000 м Бег проводится на стадионе: для девушек – 500 м и юношей – 1000 м. Бег выполняется с высокого старта. В забеге прини- мают участие не более пятнадцати участников. По команде «На старт» испытуемые подходят к стартовой линии, не наступая на нее и принимают положение высокого старта. По команде «Марш», с одновременным махом красно- го флажка, включаются два-три секундомера и испытуемые на- чинают бег по дистанции. В момент пересечения испытуемым грудью финишного створа фиксируется результат, который объ- является студенту и записывается в протокол финиша. Сгибание рук в висе (подтягивание) Тест характеризует силовую выносливость и абсолютную си- лу. По надежности и информативности он практически не отли- чается от других тестов подобного рода. Однако привычность и простота позволяют рекомендовать его в первую очередь. Сгибание рук в висе выполняется в спортивном зале на вы- сокой перекладине. 18 Хватом сверху, сгибая руки, испытуемый поднимается до перехода подбородком уровня перекладины. Опускание – на прямые руки. Не допускается раскачивание и маховые движе- ния ногами, рывки, сгибание в коленях, разведение ног. Прыжок в длину с места. Тест характеризует скоростно-силовую подготовленность. Его информативность и надежность примерно такие же, как и у мно- гих других тестов, характеризующих этот вид физической под- готовленности. Однако его простота, малое время тестирования и привычность позволяют рекомендовать его в первую очередь. Прыжок производится после разминки из положения «Стоя обеими ногами на линии старта». Тестируемый может произвольно делать предстартовые дви- жения руками и корпусом, но не имеет права отрывать ноги от линии старта до момента прыжка. Дальность прыжка измеря- ется с помощью рейки с сантиметровой лентой от линии стар- та до точки приземления, за которую принимается наиболее близкая к линии старта точка соприкосновения любой части тела тестируемого с землей (при правильной технике прыжка это обычно бывает пятка). На выполнение прыжков дается три попытки, лучшая фик- сируется. Гибкость Оценивается при максимальном наклоне вперед (в см) сидя с выпрямленными в коленях ногами на полу с нулевой отмет- кой на уровне стоп. Касание пальцами отметки дальше нуле- вой точки с сохранением позы дает положительный результат, ближе  со знаком «–». В зачет идет лучшая из трех попыток. Сидя на полу, обозначить центровую и перпендикулярную линии. Сидя на полу, ступнями ног следует касаться центро- вой линии, ноги выпрямлены в коленях, ступни вертикальны, расстояние между ними составляет 20–30 см. Выполняются два 19 наклона вперед, на третьем регистрируется результат на пер- пендикулярной мерной линии по кончикам пальцев при фик- сации этого результата в течение 2–3 с, при этом не допуска- ется сгибание ног в коленях. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа Упор – на прямых руках, локти прижаты к туловищу, ступ- ни – вместе. Голова, туловище и ноги составляют прямую ли- нию. Во время отжимания локти движутся вдоль туловища, касаясь боков. Не допускается нарушение прямолинейности туловища (прогиб туловища в пояснице или подъем таза). Сги- бание рук выполняется до прямого угла в локтевых суставах, а разгибание – до полного выпрямления рук. Девушки выполняют упражнение отталкиваясь от гимнасти- ческой скамьи, юноши – от пола. Сгибание и разгибание туловища Упражнение выполняют в исходном положении лежа на спине, ноги согнуты в коленях, ступни закреплены, руки скре- стно перед грудью. Кистями обхватить середину анатомиче- ского предплечья руки за головой. Тестируемый поднимает туловище с касанием локтями колен и опускает его до касания пола лопатками. Упражнение на координацию Способность исполнения вращательных движений во время прыжка является основой предлагаемого способа измерения и оценки двигательной координации. Представленный способ измерения уровня координации прост и не требует сложной аппаратуры. Измерения прово- дятся с помощью координациометра, т. е. измерителя коорди- нации (В. Староста, 2008 г.), представленного на рис. 2, кото- рый прост в изготовлении, без больших финансовых затрат. Координациометр состоит из деревянной платформы разме- 20 ром 1 × 2 м, в которую вписан круг диаметром 80 см. Этот круг для облегчения проведения исследований окрашен в чер- ный цвет. В середине круга намечены его центр и контуры ступней. На окружности круга нанесены деления в градусах. Рис. 2. Координациометр Приступая к измерению уровня координации с помощью предлагаемого теста, определяем лучшее – более удобное для исследуемого – направление вращения (оборотов). Ноги немно- го согнуты в коленях, руки свободны, испытуемый выполняет вертикальный прыжок с максимальным вращением в левую или в правую стороны. При выходе за круг или потере равновесия задание повторяется. В каждом направлении задание выполня- ется по три раза. В случае, если три пробы были неудачными, их можно повторить, но не более пяти раз. Результат теста с точно- стью до 5° определяется по лучшим показаниям в обоих направ- лениях, а для оценки координационных способностей испытуе- мого эти результаты суммируются и оцениваются по табл. 6 и 7. Контрольные нормативы для студентов юношей и девушек были разработаны также профессором В. Старостой (2008 г.). 21 5. КОНТРОЛЬНЫЕ НОРМАТИВЫ ДЛЯ ОЦЕНКИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ОСНОВНОГО УЧЕБНОГО ОТДЕЛЕНИЯ Контрольные нормативы, представленные на основании «Программы Физическая культура» (2008 г.), Государствен- ного физкультурно-оздоровительного комплекса Республики Беларусь (2008 г.) и теста на координацию В. Старосты (2008 г.). Таблица 6 Контрольные нормативы по общей физической подготовленности студентов 1–4 курсов (юноши) № п/п Баллы Тесты 10/5+ 9/5 8/5– 7/4+ 6/4– 5/3+ 4/3 3/3– 2/2 1/1 1 Бег 100 м (с) 12,8 13,2 13,4 13,6 13,8 14,0 14,2 14,4 14,6 15,0 2 Бег 1000 м (мин, с) 3,00 3,10 3,15 3,20 3,25 3,30 3,35 3,40 3,50 4,00 3 Прыжки в длину с места (см) 260 250 245 240 235 230 225 220 215 210 4 Подтягивание на перекладине (кол-во раз) 17 15 13 12 11 10 9 8 7 5 5 Наклон вперед (см) 20 18 16 14 12 10 8 6 4 1 6 Сгибание-разгиба- ние рук в упоре лежа (к-во раз) 42 40 37 33 30 27 24 20 15 10 7 Тест на координа- ционные способно- сти (сумма градусов вправо и влево) 1100 1000 900 800 700 600 500 400 300 200 22 Таблица 7 Контрольные нормативы по общей физической подготовленности студентов 1–4 курсов (девушки) № п/п Баллы Тесты 10/5+ 9/5 8/5– 7/4+ 6/4– 5/3+ 4/3 3/3– 2/2 1/1 1 Бег 30 м (с) 4,9 5,0 5,2 5,3 5,5 5,6 5,8 5,9 6,0 6,1 2 Бег 500 м (мин, c) 1,40 1,45 1,50 1,55 2,00 2,05 2,10 2,15 2,20 2,25 3 Прыжки в длину с места (см) 200 190 185 180 175 170 165 160 155 150 4 Поднимание туло-вища из положения лежа на спине (к-во раз) 65 60 55 50 48 45 40 35 30 20 5 Наклон вперед (см) 25 21 18 16 14 13 11 9 8 6 6 Тест на координа-ционные способно- сти (сумма градусов вправо и влево) 1100 1000 900 800 700 600 500 400 300 200 23 ЗАКЛЮЧЕНИЕ В разделе «Планирование учебного процесса по физической культуре в вузе» представлен график сетевого планирования учебно-тренировочного процесса по физической культуре в вузе для студентов основного учебного отделения, который обеспечи- вает более рациональное управление сложным педагогическим и биологическим процессом организма занимающегося при про- ведении учебных занятий. В разделе «Экспресс-контроль функционального состояния сту- дентов до занятий физическими упражнениями» рассматривается оригинальный подход, разработанный известными отечествен- ными учеными, позволяющий рекомендовать испытуемым опти- мальные физические нагрузки, и что особенно важно при массо- вом их тестировании на занятиях физической культурой. В разделе «Стандартная физическая нагрузка для контроля функционального состояния студентов» представлены: методика подсчета частоты пульса и выполнения теста, экспресс-расчет прироста частоты пульса до и после стандартной физической нагрузки, и что особенно важно их практическое применение. В разделе «Описание контрольных упражнений по физической культуре» представлены физические упражнения: на быстроту, выносливость, силу, гибкость, координацию и скоростно-силовые способности студентов. В разделе «Контрольные нормативы по общей физической под- готовленности студентов основного учебного отделения» пред- ставлены тесты для юношей и девушек по рассмотренным в ра- боте контрольным упражнениям. В работе представлен ориги- нальный тест на координацию известного в Европе профессора В. Старосты. В целом, материал, представленный в методических рекомен- дациях, снижает риск отрицательного воздействия физических упражнений на организм студентов и обеспечивает сопоставимость результатов измерений, и выявление наиболее эффективной ме- тодики учебно-тренировочного процесса применяемого творчес- кими преподавателями для дальнейшего его распространения. 24 ЛИТЕРАТУРА 1. Закон Республики Беларусь «О физической культуре». – Минск, 2002. 2. Тимошенков, В. В. Самоорганизация образа жизни сту- дентов Беларуси и Польши : монография / В. В. Тимошенков ; под общ. ред. В. В. Тимошенкова, А. Н. Тимошенковой, В. Ста- росты. – Минск : БИП-С Плюс, 2009. 3. Балай, А. А. Правила выполнения тестов для оценки фи- зического развития, функционального состояния и физической подготовленности (дополнение к Дневнику здоровья) : мето- дические рекомендации / А. А. Балай, Г. Н. Сущенко, И. Ф. Зай- цев. – Минск : БГПУ, 2010. – 32 с. 4. Тимошенков, В. В. Стандартизация приема контроль- ных нормативов по физической культуре в БИП : методи- ческие рекомендации / В. В. Тимошенков, А. Н. Тимошенкова, Д. В. Стельмак. – Минск : БИП, 2011. – 20 с. 5. Бубэ, Х. Тесты в спортивной практике / Х. Бубэ, Х. Штюб- лер. – Берлин : Шпортферлаг, 1966. – 237 с. 6. Зациорский, В. М. Основы спортивной метрологии / В. М. Зациорский. – М. : Физкультура и спорт, 179. – 152 с. 7. Благуш, П. К. К теории тестирования двигательных спо- собностей / П. К. Благуш. – М. : Физкультура и спорт, 1982. – 165 с. 8. Физическая культура : типовая учебная программа для высших учебных заведений / сост. : В. А. Коледа [и др.] ; под ред. В. А. Коледа. – Минск : РИВШ, 2008. 9. Оценка эффективности профилактических мероприятий на основе измерения адаптационного потенциала (АП) систе- мы кровообращения / Р. М. Баевский [и др.] // Здравоохране- ние Российской Федерации. – 1987. – № 8. 10. Тимошенков, В. В. Новый подход к изучению функцио- нального состояния учащихся на занятиях физической куль- турой / В. В. Тимошенков, А. Н. Тимошенкова // Актуальные 25 проблемы правовых, экономических и гуманитарных наук : материалы научно-практической конференции профессорско- преподавательского состава, аспирантов и студентов. Минск, 21 апреля, 2011 г. – Минск, 2011. 11. Спортивная медицина : учеб. для институтов физической культуры / под ред. В. Л. Карпмана. – М. : Физкультура и спорт, 1980. – 349 с. 12. Карпман, В. Л. Тестирование в спортивной медицине / В. Л. Карпман, З. Б. Белоцерковский, И. А. Гудков. – М. : Физ- культура и спорт, 1988. – 208 с. 13. Медицинский справочник тренера / сост. В. А. Геселе- вич. – 2-е изд., доп. и перераб. – М. : Физкультура и спорт, 1981. – 271 с. 14. Тимошенков, В. В. Экспресс-методика для диагностики функционального состояния человека // Здоровье: сущность, динамика и оздоровительные стратегии : тезисы докладов Меж- дународной научной конференции ; 10–12 мая 1999. – Поль- ша : Крыница Гурской, 1999. 15. Физическое воспитание студентов, имеющих отклоне- ния в состоянии здоровья : учебное пособие / под общ. ред. В. В. Тимошенкова, А. Н. Тимошенковой. – 4-е изд., стер. – Минск : БГПУ, 2005. 16. Starosta, W. [2008] Globalna i lokalna koordinacia ruchowa w wychowaniu Fizycznym i sporcie / Mezdynarodowe Stowa- vzyrzenie motovyki Sportowej Jnatytut Sportu w Warszawie, AWF w Poznanin. – Warszawa, 2008. – 782 s. 17. Государственный физкультурно-оздоровительный комп- лекс Республики Беларусь. – Минск : Министерство спорта и туризма Республики Беларусь, 2008. 26 СОДЕРЖАНИЕ Введение.................................................................................... 3 1. Планирование учебного процесса по физической культуре в вузе .................................................... 5 2. Экспресс-контроль функционального состояния студентов до занятий физическими упражнениями .................. 7 3. Стандартная физическая нагрузка для контроля функционального состояния студентов .................................... 11 4. Описание контрольных упражнений по физической культуре ....................................................................................... 17 5. Контрольные нормативы для оценки физической подготовленности студентов основного учебного отделения ..................................................................................... 21 Заключение ............................................................................. 23 Литература .............................................................................. 24 27 Учебное издание СТАНДАРТИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ ПРИ ПРИЕМЕ ТЕСТОВ Методические рекомендации Составитель ТИМОШЕНКОВА Екатерина Владимировна Редактор Т. А. Зезюльчик Компьютерная верстка Н. А. Школьниковой Подписано в печать 21.03.2014. Формат 6084 1/16. Бумага офсетная. Ризография. Усл. печ. л. 1,57. Уч.-изд. л. 1,23. Тираж 100. Заказ 606. Издатель и полиграфическое исполнение: Белорусский национальный технический университет. Свидетельство о государственной регистрации издателя, изготовителя, распространителя печатных изданий № 1/173 от 12.02.2014. Пр. Независимости, 65. 220013, г. Минск.