Министерство образования Республики Беларусь БЕЛОРУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Центр тестирования и профориентации РУССКИЙ ЯЗЫК Контрольные работы для слушателей центра тестирования и профориентации (вечерняя и заочная формы обучения) М и н с к 2 0 0 4 УДК 808.2 (075.4) ББК 81.2 Рус Р 89 Контрольные работы составлены в соответствии с программой вступительных экзаменов по русскому языку 2004 года. Адресуют- ся слушателям заочных и вечерних курсов БНТУ по подготовке к централизованному тестированию. Составители: Т.А. Кузнецова, И.И. Третьяк Учебное издание РУССКИЙ ЯЗЫК Контрольные работы для слушателей центра тестирования и профориентации (вечерняя и заочная формы обучения) Составители: КУЗНЕЦОВА Татьяна Андреевна ТЕПЛИКОВА Галина Викентьевна Подписано в печать 16.09.2004. Формат 60х84 1/16. Бумага типографская № 2. Печать офсетная. Гарнитура Таймс. Усл. печ. л. 2,8. Уч.-изд. л. 2,2. Тираж 520. Заказ 804. Издатель и полиграфическое исполнение: Белорусский национальный технический университет. Лицензия № 02330/0056957 от 01.04.2004. 220013, Минск, проспект Ф.Скорины, 65. © Т.А.Кузнецова, И.И. Третьяк, составление, 2004 3 Организация самостоятельной работы слушателей Данные контрольные работы предназначены для слушателей за- очных и вечерних курсов БНТУ по подготовке к централизованно- му тестированию. Выполнение заданий будет способствовать подготовке к вступи- тельному экзамену по русскому языку. Необходимо выполнить в сроки, определенные учебным графи- ком, 7 контрольных работ, каждая из которых состоит из 7 заданий. Работа выполняется в тетради в линейку с полями для замечаний рецензента, синими или фиолетовыми чернилами, разборчивым по- черком, без помарок. На обложке необходимо написать название предмета, номер работы, шифр, фамилию и инициалы, точный поч- товый индекс и домашний адрес. Получив проверенную работу, следует прочитать рецензию, об- ратить внимание на допущенные ошибки и провести работу над ними. Работа над ошибками на проверку не высылается. Слушатель выполняет один из вариантов работы. Если работа не зачтена, ее следует сдать на повторную проверку в этой же тетради. При выполнении контрольных работ рекомендуем обращаться к следующим учебникам и пособиям: 1. Школьные учебники по русскому языку. 2. Баранов М.Т., Костяева Т.А., Прудникова А.В. Русский язык: Справочные материалы. – М.: Просвещение, 1989. – 230 с. 3. Бройде М.Г. Русский язык в таблицах и схемах. – М.: Аква- риум, 2000. – 128 с. 4. Розенталь Д.Э. Практическое пособие по русскому языку для поступления в вузы. – М.: Просвещение, 1990. – 224 с. 5. Розенталь Д.Э. Практическое пособие по русскому языку. – М.: Оникс, 2001. – 400 с. 6. Чешко Л.А. Русский язык: Для подготовительных отделений вузов. – М.: Высш.шк., 1990. – 333 с. 7. Шевченко Л.А., Пипченко Н.М. Русский язык: Пособие для абитуриентов (любое издание). 8. Экзамен по русскому языку: Справочное пособие для абиту- риентов и школьников /Л.А. Мурина, И.С.Ровдо, Е.Е. Долбик и др. – Мн. : ТетраСистемс, 2000. – 256 с. 4 Контрольная работа № 1 Задание 1. Вставьте пропущенные буквы. В случае затрудне- ния обращайтесь к орфографическому словарю. 1 вариант благог...вение фл...мастер п...триот комп...нент к...мпозитор ув...ртюра об...яние д...фект тр...фарет п...лисадник к...лоритный ар...мат ор...ол ст...пендия б...рдовый кат...строфа п...ролон в...стибюль в...теран эш...лон д...летант эск...дрилья песс...мизм утр...мбовывать 2 вариант благосл...влять линол...ум проп...ганда аккомп...немент п...ртитура ...ратория об...няние д...зертир трансп...рант пок...ление к...лоритный ...рнамент д...серт ...журный комп...зиция кан...нада б...йкот канц...лярия в...теринар д...слокация беск...зырка атм...сфера к...нференция комп...новать 5 Задание 2. Перед выполнением задания повторите темы «Правописание корней с чередующимися гласными», «Право- писание корней с безударными гласными». Вставьте пропущенные буквы. 1 вариант ур...внение водор...сли подр...стковый кабинет местопол...жение оп...здать рано пос...дел насл...ждение прид...раться к...сательная пром...кашка бл...стали молнии пост...лить скатерть объед...нение проск...чить потр...сённый обж…гающий ветер сг…ревший з…рница ч…столюбивый препод…ватель нагр…ждать пощ…дить красивое обр…мление 2 вариант пор…вну пор…сль ур…внять в правах предпол…гать оч…ровать ст…рожил города пок…яние проб…раться прик…снуться пром…чить зан…мать места домашняя утв…рь соч…тание погл…тить запеч…тлеть бл…снул на солнце заг…ревший оз…риться посв…щённый в тайну возр…ждение уг…ждать отв…рить калитку од…рённый 6 Задание 3. Перепишите, вставляя, где следует, пропущенную букву. Перед выполнением задания повторите темы «Правопи- сание глухих и звонких согласных», «Непроизносимые соглас- ные», «Двойные согласные». 1 вариант новый гардеро… вя…кий грунт рыбё…ка ко…точка лес…ница прекрас…ный вид поз…ний вечер а…куратный ка…лиграфия блес…нуть га…лерея инте…лигент мирово…зрение пятиба…льный шторм опере…та пятитон…ка коло…на бю…летень компромис… гу…манизм ру…систика белорус…кий француз…кий словес…ник ве…ти разговор 2 вариант филосо…ский словарь дер…кий ответ ватру…ка ку…шин чу…ствовать лес…ный отзыв комендан…ский час ат…ракцион и…люминация плес…нуть ма…сон мо…жевельник и…миграция програм…ный материал оперет…ка то…на зерна колон…ка ра…сизм те…ра…са рас…чет ру…сист белорус…ка матрос…кий окрес…ности ве…ти на санках 7 Задание 4. а) Определите способ словообразования. 1 вариант переделка БНТУ подзаголовок четырёхугольный собеседник 2 вариант перестрелка ООН сверхзвуковой высокоурожайный подстаканник б) Выпишите слова, соответствующие схеме ¬  ∩ ^ ^  1 вариант испаритель переписчик рассматривая предохранитель бесспорный 2 вариант пересадочный подлокотник по -мирному охлаждающий оставила Задание 5. а) Отметьте кружочком номера словосочетаний, где слова связаны по способу управления. 1 вариант 1) в пяти изложениях 2) в течение каникул 3) довольно точный 4) став инженером 5) у синего моря 6) говорить по-русски 7) два берега 8) желание читать 9) усердно заниматься 10) один момент 2 вариант 1) в трёх книгах 2) вследствие дождя 3) настойчиво овладевать 4) более глубокий 5) шесть правил 6) выполнив задание 7) стремление учиться 8) моё намерение 9) один ручей 10) писать по-английски 8 б) Отметьте кружочком номера именных словосочетаний. 1 вариант 1) ожидание поезда 2) зимний день 3) один урок 4) ехать из города 5) скошенный луг 6) езда верхом 7) возможность учиться 8) надеяться на себя 9) кто-то из ребят 10) необычайно яркий 2 вариант 1) игра с мячом 2) утренний поезд 3) пятый час 4) думать о матери 5) пролетевшая птица 6) чтение наизусть 7) просьба рассказать 8) сорвал десяток яблок 9) некоторые из нас 10) неописуемо красивый Задание 6. Запишите предложения, в скобках укажите син- таксическую роль инфинитива. 1 вариант 1. Человеку приходится в жизни бороться, преодолевать трудно- сти, препятствия. (М.П.) 2. В этой жизни умереть – не ново, сделать жизнь – значительно трудней. (В.М.) 3. А частенько она приходила с тех пор погулять, посмотреть на работу мою. (Н. Некр.) 4. Он имел слабость думать, что стоя он сохраняет больше ве- личия. (И. Нов.) 5. Видя такую мою охоту, дядя вздумал учить меня рисовать. (Акс.) 6. На ходу коснувшись щекой заиндевевших усов брата, Ду- няшка выбежала убрать коня. (Шол.) 7. Она приподнялась с желанием успокоить мужа или, может быть, удержать от опасного шага. (Фед.) 9 2 вариант 1. Но шутить так не следовало бы. (Кож.) 2. Андрей бежать. Оглянулся: волк за ним. (Прил.) 3. За Эпчелом водился грех ездить и гонять табуны по полям, когда они встречались на пути. (Кож.) 4. Я еду и от нечего делать читаю вывески справа налево. (Ч.) 5. Колдоба приказал партизанам рассыпаться по катакомбам и не держаться толпами (Пауст.) 6. Деренков придумал открыть булочную. (М.Г.) 7. В праздник Красной горки народ шел гулять за город. (Фед.) Задание 7. Запишите предложения, в скобках укажите вид односоставных. 1 вариант 1. Сверху начало накрапывать. (Зал.) 2. Расскажешь – все равно не поверите. (Пауст.) 3. Через неделю нам разрешили поездку в горы. (Вас.) 4. За край родной иди бесстрашно в бой. (Посл.) 5. Ему хотелось добиться объяснения. (И.Г.) 6. А дворников в деревне никаких нет. (М.-С.) 7. Ей предложили посмотреть книгу с картинками. (Фед.) 8. Какое утро! Белизна какая! (С.Щ.) 9. Шагайте смелее к свету и любите правду всей душой. (Шол.) 10. Но ему не хотелось разрушать это очарование ни звуком, ни движением. (М.Г) 2 вариант 1. Разворачивайтесь в марше! (В.М.) 2. Ах, если б можно было ходить по воде! (И.Г.) 3. С тобой говорят серьёзно. (Шол.) 4. Засеешь пашню – будешь сыт. (Посл.) 5. Извозчика не попадалось. (А.Т.) 6. Времени для грусти нет. (Еф.) 7. Последняя ночь. ( Ив.) 10 8. Флаги кругом. (С.Щ.) 9. Мне сунули ко рту чашку воды со льдом, с валерьянкой, с мятой… (Гайд.) 10. Не смущай меня возражениями. (М.П.) Контрольная работа № 2 Задание 1. Отметьте ряд, где во все словах пишется и. Перед выполнением задания повторите тему «Правописание приста- вок пре-, при-». 1 вариант 1) непр…ступный человек, непр…нужденный разговор 2) пр…словутый, пр…сяга 3) пр…небрежение, непр…вередливый 4) пр…амбула, непр…взойденный 5) непр…рекаемый авторитет, пр…стижный 6) пр…емник Лермонтова, пр…митив 7) пр…обладать, гостепр…имный 2 вариант 1) пр…мущество, пр…вилегия 2) пр…оритет, непр…хотливый 3) пр…верженец, радиопр…ёмник 4) беспр…кословный, пр…зидиум 5) пр…вращать, непр…ступная крепость 6) гостепр…имство, пр…чудливый 7) пр…поднести, пр…бывать на отдыхе Задание 2. а) Отметьте номера слов, где пишется буква ь. 1 вариант 1) много дач… 2) сплош… 3) в…южный 4) познаком…тесь 2 вариант 1) под…ячий 2) ветер жгуч… 3) остров сокровищ… 4) из…ян 11 5) ад…ютант 6) под…есаул 7) под верблюж…им одеялом 5) эконом…те воду 6) обман…чивый 7) наотмаш… Задание 3. Отметьте ряд, где на месте пропуска пишется буква ё. Перед выполнением задания повторите тему «Право- писание гласных после шипящих». 1 вариант 1) деш…вка, он здесь ни при ч…м 2) чащ…ба, ч…порный 3) пораж…нный, искаж…нный 4) реч…нка, стриж…м овец 5) заж…г факел, пш…нка 6) мелкая душ…нка, камыш…вый 7) ретуш…р, береж…шь меня 8) ж…рнов, кош…лка 2 вариант 1) трущ…ба, трещ…тка 2) маж…р, пиж…н 3) девч…нка, дириж…р 4) ч…оботы, преображ…нный 5) знач…к, ему все нипоч…м 6) беч…вка, размеж…вывать 7) ш…пот, молодож…ны 8) сбереж…енный, холщ…вый Задание 4. Прочитайте, запишите только те предложения, где тире стоит между подлежащим и сказуемым. 1 вариант 1. Прокофьич не любил его, уверял, что он со своими бакен- бардами – настоящая свинья в капусте. (И.Т.) 12 2. С белого озера доносилось кряканье утки, а с болота – звон- кие голоса журавлей. (Пер.) 3. Ходит плавно – будто лебедушка, смотрит сладко – как го- лубушка. (Лерм.) 4. Трава, земля, крыши домов – все было покрыто тонким бе- лым налетом инея. (А.К.) 5. Здесь живет брат Андрея – Михаил Иванович Постнов, плотник. (В.С.) 6. Клин тесать – мастерство казать. (Посл.) 7. Раскаяние – одно из великих достижений человеческого ду- ха в наши дни дискредитировано. (Ч. Айтм.) 8. Примириться со злом – значит самому стать безнравствен- ным человеком. (В.С.) 9. Время – мельница с крылом. (Есен.) 10. Птице – воздух, рыбе – вода, зверю – лес, горы, степь. А че- ловеку нужна Родина. (М. Пр.) 2 вариант 1. Внизу, по обе стороны платформы, - сверкающие рельсы, уходящие далеко – далеко. (М.П.) 2. Без желания труд – будни, по призванию труд – праздник. (Посл.) 3. Блеснул мороз – и рады мы проказам матушки – зимы. (П.) 4. Ни сожаления, ни любопытства – никакой мысли нельзя бы- ло прочесть на этих каменных лицах. (А.К.) 5. Листопадом заканчивается карнавальное шествие золотой осени – праздник природы великой Русской равнины. (Л.С) 6. Быть грубым – значит забывать собственное достоинство. (Н.Ч.) 7. И сам Твардовский – гласности предтеча – был тоже вроде Теркина в аду. (Е.Евт.) 8. Я – пастух; мои палаты – межи зыбистых полей. (Есен.) 9. Широкие плечи гор – вершин онемелых хор, отроги у самой дороги – времен замолчавших хор. (Н.Ас.) 10. Юность богата надеждами, а старость – опытом. (Посл.) 13 Задание 5. Прочитайте предложения, запишите в исправлен- ном виде только те, в которых допущена пунктуационная ошибка. Приступая к выполнению задания, повторите тему «Однородные члены предложения». 1 вариант 1. Для Алевтины Васильевны хотя и привычна, но тяжела была суровая власть Ерофея Кузьмича.. (Буб.) 2. Сверчки, стрекозы и тысячи других насекомых проснулись в высокой траве, и наполнили воздух своими ясными, непрерывными звуками. (Л.Т.) 3. В глаза её попеременно отразились: и изумление, и гнев, и страх, и презрение. (А.К.) 4. От дома, от деревьев, от голубят, от галереи, от всего побе- жали далеко длинные тени. (А.К.) 5. Все эти птицы: утки всех пород и лебеди почти не боятся человека. (М.Пр.) 6. Кругом, повсюду мох: и внизу под ногами, и на камнях, и на ветвях деревьев. (В.А.) 7. Сжатая рожь, бурьян, молочай, дикая конопля – словом все теперь оживало, чтобы вновь зацвести. (Ч.) 8. По размякшему шоссе без конца тянулись ломовые дроги, перегруженные всяческими домашними вещами, тюфяками, дива- нами, сундуками, стульями, умывальниками, самоварами. (А.К.) 9. Иван Иванович всегда дает каждому из детей или по бубли- ку или по кусочку дыни, или по яблоку. (Л.Т.) 10. Скоро и Журавлиные болота, а от Яшки ни слуху ни духу. (А.И.) 2 вариант 1. Теперь нужно было: или окончить эту неловкость, или со- вершенно отдаться минуте и случаю. (А.К.) 2. В Сигулде есть все: лес, холмы, река. (Кон.) 3. Тополи, окаймляющие шоссе, белые низкие домики с чере- пичными крышами, фигуры редких прохожих, все почернело, утра- тило цвета. (А.К.) 14 4. Еще никогда, никто: ни человек, ни зверь, ни птица – не су- мел уловить момента, когда солнце появляется. (А.К.) 5. Девичье личико и солнце, и тени, и быстрая речка – все бы- ло так прелестно в это милое утро. (И.Б.) 6. Гости говорили о многих приятных и полезных вещах: как- то, о природе, о собаках, о пшенице, о чепчиках, о жеребцах. (Н.Г.) 7. Весь лес, и небо над ним, и все кругом залито прозрачным лунным светом. (М. Пр.) 8. Но здравый смысл, твердость и свобода, горячее участие в чужих бедах и радостях – словом все ее достоинства точно роди- лись в ней. (И.Т.) 9. Туманы в Лондоне бывают если не каждый день, то через день непременно. (И.Г.) 10. Весь вечер Ленский был рассеян, то молчалив, то весел вновь. (П.) Задание 6. Отметьте номера слов с ударением на 1-ом слоге. 1 вариант 1) досуг 2) шарфы 3) фарфор 4) дощечка 5) задолго 6) кремень 7) ногу 8) партер 9) короток 10) таможня 11) злоба 12) баловать 13) иконопись 14) кухонный 15) начать 16) свекла 17) айвовый 18) нет тортов 19) продал 2 вариант 1) банты 2) искра 3) досыта 4) занять (место) 5) каучук 6) правнучек 7) пурпур 8) сливовый 9) голоден 10) столяр 11) квартал 12) гербы 13) вечеря 14) верба 15) щавель 16) с тортами 17) прогнутый 18) агентство 19) всенощная 15 20) договор 21) туфля 22) алкоголь 23) генезис 24) сведущий 25) черпать 20) средства 21) осока 22) доску 23) нет бинтов 24) пригоршня 25) атлас (ткань) Задание 7. Отметьте номера словосочетаний, в которых нор- мы лексической сочетаемости нарушены. 1 вариант 1) пренебрежение опасностью 2) тормозить движению 3) обрадован известием 4) оплатить за проезд 5) задумать о путешествии 6) непримиримость с врагом 7) восторгаться простоте языка 8) тосковать о матери 9) присущая для него серьёз- ность 10) по прибытию поезда 11) рассказал про писателя 12) играть важное значение 13) вопреки требованию 14) заведующий склада 15) одеть пальто 2 вариант 1) характерный ему взгляд 2) подобный на облако 3) удивлен трудолюбию 4) замедлить выполнение плана 5) преклоняться красоте 6) удостоить награды 7) удовлетворять требования 8) обеспечить явку 9) уделять внимание на грамот- ность 10) поражаться красоте гор 11) тревожиться об отце 12) по приезду домой 13) согласно приказу 14) командующий флота 15) памятник Маяковского Контрольная работа № 3 Задание 1. Повторите тему «Имя существительное». Отметь- те номера слов, в которых на месте пропуска пишется е. 1 вариант 1) к Дарь… 2) о волнени… 3) в подпаль… 4) на отмел… 2 вариант 1) к Мари… 2) в волнень… 3) в проруб… 4) в роскош… 16 5) к насып… 6) о Гвине… 7) об оранжере… 8) в дендрари… 9) на роял… 10) бус…нка 11) жемчуж…на 12) кусоч…к 13) кресл…це 14) кож…ца 15) врем…чко 16) па…нька 17) Ол…чка 18) городишк… 19) больш…ство 20) перв…ство 21) виш…нка 22) нищ…нка 23) зайчишк… 24) неж…нка 25) желт…зна 26) газ…фикация 27) сорок…летие 28) (пол) литровка 29) (пол) острова 30) (пол) сада 5) к артел… 6) о Коре… 7) об орхиде… 8) в санатори… 9) на виалончел… 10) солом…нка 11) трещ…на 12) замоч…к 13) письм…цо 14) пугов…чка 15) тем…чко 16) за…нька 17) Ра…ечка 18) соловушк… 19)старш…нство 20) ребяч…ство 21) нищ…та 22) монаш…нка 23) домишк… 24) француж…нка 25) бел…зна 26) электр…фикация 27) девяност…летие 28) (пол) литра 29) (полу) остров 30) (пол) комнаты Задание 2. а) Отметьте номера имен существительных муж- ского рода. 1 вариант 1) авеню 2) толь 3) рояль 4) шампунь 5) какаду 6) шимпанзе 7) шинель 2 вариант 1) салями 2) тюль 3) фальшь 4) мозоль 5) пони 6) зебу 7) персоль 17 8) амплуа 9) пенальти 10) прорубь 8) бра 9) бандероль 10) брешь б) Отметьте номера одушевленных имен существительных. 1 вариант 1) войско 2) идол 3) атташе 4) крестьянство 5) детвора 6) цыпленок (живой) 7) конферансье 2 вариант 1) отряд 2) народ 3) денди 4) молодежь 5) толпа 6) карп (жареный) 7) портье Задание 3. Отметьте номера словосочетаний, где падежные формы имен существительных образованы правильно. 1 вариант 1) под селом Бородином 2) под городом Пушкином 3) аэропортом Домодедовым 4) князем Мышкиным 5) килограмм макарон 6) пять гектар земли 7) шесть аршин 8) синих баклажанов 9) нет грузин 10) нет время 11) красивых носков 12) семь простыней 2 вариант 1) ученым Чарльзом Дарвином 2) генералом Куливовым 3) композитором Бородиным 4) учеником Максимом Перепе- лицыным 5) сто грамм печенья 6) сто ампер 7) мало туркмен 8) красных помидор 9) много теть 10) нет рельсов 11) коричневых чулок 12) несколько цапель Задание 4. Отметьте номера имен прилагательных, в кото- рых в суффиксе пишется е. 1 вариант 1) яблон…вый 2 вариант 1) стержн…вый 18 2) милост…вый 3) незадачл…вый 4) сирен…вый 5) обманч…вый 6) диагонал…вый 7) гуттаперч…вый 8) забывч…вый 9) затейл…вый 10) син…ватый 2) юрод…вый 3) наход…вый 4) гуттаперч…вый 5) обидч…вый 6) гречн…вый 7) эмал…вый 8) заносч…вый 9) неуживч…вый 10) молодц…ватый Задание 5. а) Повторите тему «Местоимение», отметьте опре- делительное местоимение (1 вариант) или неопределенное (2 вариант). 1 вариант 1) любой 2) некоторый 3) такой 4) иной 5) свой 2 вариант 1) ничего 2) кто-нибудь 3) не у кого 4) чей 5) нечто б) Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы. 1 вариант (Н…) (перед) кем не преклоняемся, (н…) (для) кого на свете, (н…) (за) что не выскажет, (н…) кому написать, (н…) чему не ве- рить, (н…) (в) какую сторону не поворачивали, (н…) (о) чем гово- рить, что (нибудь) увидеть, (у) кого (либо) спросить, (н…) чьим мнением не интересоваться, (кое) (у) кого видел, (с) кем (то) встре- чался. 2 вариант У кого (либо) спросить, остался (н…) (с) чем, (н…) (за) какие блага, (кое) (про) что спросил, посмеяться (кое) (о) чем, (н…) (за) что не признается, (н…) (за) чем спрятаться, (н…) кто не видел, 19 (н…) (на) кого не променяю, (н…) (с) чем не сравнится, (н…) кому не писал, это (н…) (на) что не похоже. Задание 6. Повторите тему «Обособление второстепенных членов предложения». Отметьте номера предложений с пунк- туационными ошибками и запишите их в исправленном виде. 1 вариант 1. Я закутался в шубу и задремал убаюканный пением бури и качкою тихой езды. (П.) 2. С косогора была далеко видна молчаливо утонувшая в су- мраке окрестность. (И.Б.) 3. И вдруг ослепленный он остановился. (М.Г.) 4. Легкий морозец бодрящий и крепкий чувствовался в возду- хе, наполненном каким-то особенным осенним запахом. (С.П.) 5. Обвешанное редкими облаками, небо казалось хмурым и неприветливым. 6. На востоке побелели облака, предвещая зарю. (С.С-К.) 7. Отец остановился и круто повернувшись на каблуках пошел назад. (И.Г.) 8. Я шел, потупя голову. (И.Г.) 9. Ехали только днем, во избежание всяких дорожных случай- ностей. (И.Г.) 10. Звезды – живые цветы неба горели над нами. (М.Г.) 11. Левинсон постоял немного, вслушиваясь в темноту и улыб- нувшись про себя, зашагал еще быстрее. (Фад.) 12. Театра злой законодатель, непостоянный обожатель очаро- вательных актрис, почетный гражданин кулис Онегин полетел к театру. (П.) 2 вариант 1. Егорушка засвистал что-то себе под нос и пошагав немного вышел из комнаты. 2. Человек вскочил на ноги и гонимый каким-то страхом бро- сился бежать, перепрыгивая через кусты и спотыкаясь. 20 3. Утром проснувшись в ярком сиянии солнца, наполняющем комнату, он тоже улыбался, вспоминая о девушке. (М.Г.) 4. И опьяненный этим ветром я пошел к обрыву. (И.Б.) 5. Кусты и деревья сгустками тьмы шевелились в сумраке то съеживались, то вдруг растягиваясь. (Н.С.) 6. За неимением пока другой дичи, я послушался моего охот- ника и отправился во Льгов. (И.Т.) 7. Слова, подавшие повод к нашей ссоре, показались мне еще более гнусными, когда, вместо грубой и непристойной насмешки, увидел я в них обдуманную клевету. (П.) 8. Там в стары годы сатиры смелый властелин блистал Фонви- зин – друг свободы и переимчивый Княжнин. (П.) 9. Егор Дремов показал письмо мне – Ивану Судареву и вытер глаза рукавом. (А.Т.) 10. Известно, что переезжая быстрые речки, не должно смот- реть на воду, ибо тотчас голова закружится. (Лерм.) 11. С утра до вечера шел не переставая мелкий дождик, пре- вращающий глинистые дороги и тропинки в сплошную грязь. (А.К.) 12. Блистательна, полувоздушна, смычку волшебному послуш- на, толпою нимф окружена стоит Истомина. (П.) Задание 7. Укажите, какая норма речи нарушена в предло- жении. 1 вариант 1. Увидев это жилище, у меня сложилось самое плохое впечат- ление. 2. Едь следом за мной. 3. Ихние привычки мне не понравились. 4. Мать с радостью встретила вернувшегося сына домой. 5. Хорошенькие речонки протекают по русской равнине. 6. В комнате был камин, в котором давно не разжигали огонь и служивший жильцам полкой. 7. Книга с пятьюста шестьюдесятью семью страницами лежала на столе. 8. На обед был подан суп из рыбной консервы. 21 9. Глубокие знания, проницательный ум, интуиция поэта под- сказала А. Ахматовой решение ряда проблем. 10. Читая стихи М.Ю. Лермонтова, создается впечатление, что поэт рано понял, как «жизнь тяжка бывает для людей». 2 вариант 1. Друг показал мне коллекцию с четырьмяста пятьюдесятью шестью марками. 2. Доехав до слободки, герой повернул стремглав и поехал вдоль ущелья. 3. Вопреки ожиданий, ночь была теплая. 4. Когда-то на острове как белых было большие количество песцов, так и голубых. 5. Этот роман, который опубликован в журнале и рассказы- вающий о событиях последних лет, мне очень понравился. 6. Этой весной сильных заморозок не было. 7. Увиденные дачники мной были готовы к отъезду. 8. Перечитывая прозу Пастернака, лучше воспринимается не- ожиданность его впечатлений. 9. Попав в тюрьму, листовки Павла продолжают распростра- няться. 10. В пьесе «Гроза» драматург показал быт и нравы, сущест- вующие в городе Калинове. Контрольная работа № 4 Задание 1. Отметьте ряд, где все слова – имена числитель- ные. 1 вариант 1) первое, пятилетний, сколько 2) шестеро, двое, оба 3) столько, миллион, трехграммовый 4) двойка, пятьдесят, семью 5) полтораста, один, двоим 22 2 вариант 1) полтора, четверых, обеим 2) четвертое, двухлетний, несколько 3) столько, миллиард, пятидесятый 4) пять десятых, сотня, удвоить 5) двое, тройка, тысяча Задание 2. Укажите, какие грамматические признаки для подчеркнутого в предложении глагола определены правильно. 1 вариант В лирике Пушкина с удивительной поэтической силой раскры- ваются широта и богатство его натуры. (С.К.) 1) начальная форма – раскрыться 2) переходный 3) I спряжения 4) изъявительного наклонения 5) совершенного вида 2 вариант Земля, на которой мы вырастаем, – основа всех начал и всех по- нятий. (А.Ф.) 1) начальная форма – вырасти 1) непереходный 3) I спряжения 4) изъявительного наклонения 5) совершенного вида. Задание 3. С каждой из данных форм глагола составьте предложения и запишите их. 23 1 вариант Выметете – Выметите – Крикнете – Крикните – 2 вариант Вышлете – Вышлите – Вытрите – Вытрете – Задание 4. Отметьте ряд, где во всех словах пишется буква е. 1 вариант 1) зад…вать, вид…л 2) бор… шься, овлад…вал 3) круж…шься, ненавид…вший 4) стел…шь, шепч…мся 5) одол…вал, карч…вать 6) выраст…шь сад, понаде…лся 2 вариант 1) затуш…вать, возненавид…л 2) выращ…вал, каж…шься 3) закле…л, не обид…тся 4) расстел…шь, пове…ло прохладой 5) колебл…мый ветром, накруч…вал 6) высп…шься, сдерж…вал Задание 5. Отметьте номер предложения, в котором конст- рукция с союзом как не выделена. Запишите предложение в ис- правленном виде. 24 1 вариант 1. Она сидела на полу и груду писем разбирала и как остыв- шую золу брала их в руки и бросала. (Ф.Т.) 2. Князя Андрея как полкового командира пронесли ближе к одной из палаток и остановились, ожидая приказания. (Л.Т.) 3. Чехов как стилист недосягаем. (М.Г.) 4. Шагаешь и видишь как быстро и много секретов тебе от- крывает дорога. (С.С.) 5. Молодые супруги были счастливы и жизнь их текла как по маслу. (Ч.) 6. Как демон коварна и зла. (Лерм.) 7. Он (Андрей Белый) отдавался языку именно как шаман, от- дающийся самовозбуждению. (Фед.) 8. Но перед ней был не кто иной как путешествующий пешком Эгль. (А.Г.) 9. Около часу свирепствовал вихрь и затем пропал также не- ожиданно, как и появился. (В.А.) 10. Утром листвень как ни в чем не бывало стоял на своем мес- те. (В.Ф.) 11. Берег, как я уже сказал, был низкий, песчаный. (В.А.) 12. Одни как изумруд, другие как коралл. (Кр.) 2 вариант 1. Как добрый человек он больше любил, чем не любил людей. (Л.Т.) 2. Крылов писал комедии весьма замечательные, но слава его как баснописца не могла не затмить его славы как комика. (В. Бел.) 3. Вам как моему старинному приятелю известен мой взгляд на семью. (Ч.) 4. Просвечивает зелень листьев, как живопись в цветном стек- ле. (Б.П.) 5. Было слышно как шуршит в кустах дождь. (Пауст) 6. Ассоль чувствовала себя дома. (А.Г.) 7. Хорош и клен со своими лапами – листьями, как сказал Го- голь. (Акс.) 25 8. Матрос был не кто иной как тот самый, с якорем на руке. (В. Кат.) 9. Снежинка была совсем как звездочка с шестью лучами. (М.И., Е.С.) 10. Как солнышко она. (Л.С.) 11. Ее сердце сильно билось, руки были холодны как лед. (Лерм.) 12. Как град посыпалась картечь. (Лерм.) Задание 6. Выпишите из стихотворений А.С. Пушкина (для 1 варианта) и М.Ю. Лермонтова (для 2 варианта) 5 предложений с обращениями. Обращения подчеркните. Задание 7. Повторите темы «Вводные слова и предложения», «Пояснительные члены предложения», «Присоединительные члены предложения». Отметьте номер предложения, где все знаки препинания поставлены правильно. Предложения с пунктуационными ошибками запишите в исправленном виде. 1 вариант 1. Дорога была только одна и притом широкая и обставленная вехами. (Кор.) 2. Казалось не существовало солнца. (Ч.) 3. Канонада стала слабее, однако трескотня ружей сзади и справа слышалась все чаще. (Л.Т.) 4. Итак я жил тогда в Одессе. (П.) 5. «Впереди может быть срыв под откос,» - проговорил Архан- гельский. (А.Коп.) 6. И поздней осенью бывает удивительная красота. (Кож.) 7. Мой приход я это мог заметить сначала несколько смутил гостей. (И.Т.) 8. Некогда он служил в гусарах и даже счастливо. (П.) 9. После этого по сути и спрашивать об ее отношениях к Гри- горию было незачем. (Шол.) 10. Быть может я умру неведомый ему, но я ему служил. (Н. Некр.) 26 11. По всей ширине Лены торчали в разных направлениях ог- ромные льдины или по-местному торосья. (Кор.) 12. И вдруг, неистовый, ужасный, стремится витязь по садам. (П.) 2 вариант 1. Тишина казалось замерла в ожидании чего-то. (И.Б.) 2. Никого однако не было. (И.Б.) 3. И в мае бывает возвращаются холода. (И. С.-М.) 4. Душа моя я помню с детских лет чудесного искала. (Лерм.) 5. Букет был собран должно быть недавно. (Пауст.) 6. Но ей очевидно было знакомо все это. (М.Г.) 7. Уже на Кавказе я узнал и то не от капитана, что он был че- тыре раза тяжело ранен… (Л.Т.) 8. Но по слухам какая-то часть упорно сражалась под Камен- ском, не пропуская немцев на Лихую. (Фад.) 9. Мне помогал маляр, или как он сам называл себя, подрядчик малярных работ… (Ч.) 10. Это был Александр Тимофеевич или попросту Саша, гость, приехавший из Москвы дней десять тому назад. (Ч.) 11. Что может быть на свете хуже семьи, где бедная жена гру- стит о недостойном муже, и днем и вечером одна? (П.) 12. И между тем луна сияла и тайным светом озаряла Татьяны бледные красы, и распущенные власы, и капли слез. (П.) Контрольная работа № 5 Задание 1. Повторите тему «Правописание суффиксов при- частий». а) вставьте гласные в суффиксы причастий. Отметьте ряд, где во всех словах пишется буква е. 1 вариант 1) незабыва…мый, увенч…нный рогами 2) независ…мый, вообража…мый 3) леле…мый, немысл…мый 27 4) вид…мый, насто…нный на травах чай 5) спа…ный коллектив, униж…нный 2 вариант 1) незыбл…мый, неприемл…мый 2) подвеш…нная люстра, удосто…нный награды 3) услыш…нный разговор, недосяга…мый 4) знач…мый, неслыш…мый 5) невид…мые, взлеле…нный б) вставьте пропущенные в причастиях гласные. Отметьте ряд, где во всех словах пишется буква я (или а после шипя- щей). 1 вариант 1) незнач…щий, дыш…щий 2) скач…щий, ре…щие знамена 3) самокле…щиеся, засе…нный участок 4) наде…щийся, колыш…щиеся 5) зате…вший игру, сдерж…нный 2 вариант 1) кле…щий, ла…щий пес 2) растер…нный вид, пол…щий 3) тащ…щиеся, гон…щие 4) стел…щийся, брезж…щий рассвет 5) наде…вшийся, расстрел…нный Задание 2. Отметьте номер ряда, где -нн- пишется на месте обоих пропусков. 1 вариант 1) овчи…ый, разорва…ый 2) гости…ая, нечая…ый 28 3) свежемороже…ый, беше…ый 4) мече…ый, счита…ый 5) брове насупле…ы, девочки воспита…ы 6) костюмирова…ый, чека…ый 7) масле…ица, балова…ый 8) гране…ый, ю…ый 9) лома…ый, поступать рискова…о 10) вяле…ая на солнце рыба, бессо…ица 2 вариант 1) черво…ое золото, листве…ица 2) иско…ый, безветре…ый 3) немете…ый двор, туше…ая с овощами рыба 4) реше…ый, прида…ое 5) деньги истраче…ы, лица нахмуре…ы 6) смышле…ый, гости…ица 7) сырокопче…ый, гравирова…ый 8) пудре…ица, гриве…ик 9) кале…ые в печи орехи, отчая…ый 10) девочки внимательны и собра…ы, мальчики рассея…ы Задание 3. 1 вариант Формами глагола проверять не являются 1) проверенный 2) проверьте 3) проверяешь 4) проверят 5) проверяющий 29 2 вариант Формами глагола продавать не являются 1) продавайте 2) продадут 3) продававшийся 4) продам 5) проданный Задание 4. Отметьте номер слова, относящегося к отглаголь- ному прилагательному. 1 вариант 1) студеный 2) раненный в руку 3) сеяный 4) брошенный 5) серебряный 6) хваленый 7) недреманное (око) 8) медленный 9) масленый 10) солёный 2 вариант 1) вареный 2) корчеванный 3) штопаный 4) купленный 5) бешеный 6) вязаный 7) загрязненный 8) увлеченный 9) долгожданный 10) соляной Задание 5. Отметьте номера глаголов, от которых нельзя об- разовать деепричастие несовершенного вида. 1 вариант 1) стеречь 2)любить 3) ждать 4) бить 5) тянуть 2 вариант 1) рвать 2) мчаться 3) писать 3) хлестать 5) говорить 30 Задание 6. Отметьте номер ряда, в котором все слова пишут- ся раздельно с частицей НЕ. 1 вариант 1) (не) высказанные вслух мысли, как (не) бывало 2) клубника (не) крупная, зато вкусная, (не) меньший путь 3) далеко (не) спокойный разговор, (не)деревянный пол 4) не) кем заменить, (не) достает) до выключателя 5) журнал (не) прочитан, (не) покладая рук 6) (не) известный мне поэт, (не) полностью выучил параграф 7) (не) вообразимый шум, (не) достает терпения 8) письмо (не) получено, (не) надо огорчаться 9) (не) слышно голосов, (не) согласен с доводами 10) (не) что иное, как буран, никуда (не) годный хозяин 2 вариант 1) никому (не) нужный товар, (не) сразу понял 2) (не) значащая встреча, (не) смотря на мороз 3) (не) добрать баллов, души (не) чаять 4) (не) смыслит, (не) подготовленный к уроку ученик 5) (не) богатый, но знатный род, совершенно (не) подготовлен- ная ученица 6) (не) должен забывать, (не) дозрелый арбуз 7) (не) смотря себе под ноги, (не) можется 8) почти (не) исследованная тайга, ничем (не) примечательная местность 9) до сих пор (не) известный автор,(не) сводя глаз с нее 10) (не) кто другой, как наш сосед, еще (не) распустившаяся си- рень Задание 7. Повторите тему «Сложносочиненное предложе- ние». Отметьте номера предложений, в которых знаки препи- нания поставлены правильно. Предложения с пунктуационны- ми ошибками запишите в исправленном виде. 31 1 вариант 1. Упали две, три крупные капли дождя – и вдруг блеснула мол- ния. (И.Г.) 2. Внизу в зарослях галдела кедровка да на узкой россыпи кам- ней плескался говорливый ручеек. (Г.Ф.) 3. Осадки снега еще не было да еще снежок выпал накануне. (Л.Т.) 4. Засверкали змеистые ослепительные молнии и мгновенно вслед за ними раздались оглушительные громовые удары. 5. Становилось жарко и я поспешил домой. (Лерм.) 6. Неужели впереди болото и путь к наступлению отрезан? (Дм.Ф.) 7. Сквозь серый камень вода сочилась, и было душно в ущелье темном и пахло гнилью. (М.Г.) 8. Очевидно, ему страстно хотелось говорить и он с трудом сдерживал это желание. (М.Г.) 9.Дождь уже перестал и начинало светать, когда Левин подбе- жал к ним. (Л.Т.) 10. Свежеет и блеск вечера меркнет. (И.Б.) 2 вариант 1. Солнце раз еще взглянуло исподлобья на поля – и в сиянье потонула вся смятенная земля. (Ф.Т.) 2. Когда я очнулся, по всему лесу капало с деревьев и играло солнышко. (Л.Т.) 3. От инея пожелтели березки и покраснели осины. (М.-С.) 4. Изредка хрустнет ветка под ногой или перелетит пестрый дя- тел. (М.-С.) 5. Муравей мал да трудолюбие у него великое. (Посл.) 6. Подпустить врага, и огонь дать по команде! (Дм. Ф.) 7. Осенью весь дом засыпан листьями и в двух маленьких ком- натках становится светло, как в облетающем саду. (Пауст.) 8. День выдался знойный, безветренный и накалившаяся земля жгла подошвы ног. (А.К.) 9. Безветрие и все небо залито ровной синевой. (И.Т.) 10. Холодно и за весь май черемуха не успела отцвести. (М.Пр.) 32 Контрольная работа № 6 Задание 1. Напишите наречия, наречные и именные сочета- ния слитно, раздельно или через дефис. 1 вариант за_ границей смотреть в_ даль в_ придачу чин_чином точь_в_точь бок_о_бок выдать на_гора по_середине зала в_одиночку по_очерёдно под_стать ему в_пол_накала в_облипку в_накладку в_рукопашную на_попятную во_всеуслышание по_старому обычаю на_всегда без_умолку честь_о_чести по_немногу по_детски по_наитию во_первых всего_на_всего по_ровну по_меньше не_в_мочь смотреть в_след ис_под_тишка тот_час 2 вариант за_рубежом всматриваться в_даль на_половину меньше по_одиночке по_нескольку душа_в_душу чудак_чудаком по_среди комнаты по_одному по_очереди по_нашему в_пол_голоса в_обнимку в_присядку в_ничью на_мировую во_всеоружии по_новому времени на_готове без_устали честь_честью по_заячьи по_наслышке по_возможности в_третьих всего_ничего на_равне разрезать на_двое броситься в_догонку как_никак друзья ис_под_лобья тут_же 33 как_нибудь бежать в_перегонки за_полночь второй час в_начале на_века в_брод когда_то в_полдень на_веки в_последствии пальто в_пору подарить на_память Задание 2. Повторите тему «Сложноподчиненное предложе- ние». Отметьте номера предложений, в которых все знаки пре- пинания поставлены правильно. Предложения с пунктуацион- ными ошибками запишите в исправленном виде. 1 вариант 1. Дайте мне ответ какой угодно и когда угодно. (И.Т.) 2. Куда ни придет, с кем ни сойдется – смотришь, уже овладел, играет, как будто на инструменте. (И.Г.) 3. Две чайки схватились в воздухе и дерутся так что перья летят из них. (М.Г.) 4. Берег в виду которого шли мы, зарылся в тумане. (И.Г.) 5. Сквозь прозрачный лед было видно, как бежит вода, как она завертывается и как скачут иногда по ней белые пузыри. (Акс.) 6.Кошка проходила мимо садового забора, и когда я ее позвал, попыталась лукаво проскользнуть в щель. (Кор.) 7. Давно заметил, что когда ветерок, проникающий в лес, качнет ветви деревьев, то в этом есть особенная, глубокая прелесть. (М.Пр.) 8. Ныне в пять часов утра когда я открыл окно, моя комната на- полнилась запахом цветов, растущих в скромном палисаднике. (Лерм.) 9. Наши лошади отдохнули и теперь шли гораздо быстрее, не- смотря на то что слепней и мошек было так же много, как и вчера. (В.А.) 10. Снасть, действительно, огрузла самой серединой, и когда лодка подошла, деревянные поплавки повело книзу. (М.- С.) 11. Пусть достает деньги где хочет и как хочет. (А. К.) 12. Чудилось, будто корчуют сразу весь лес и выдираемые из земли корни и сама земля стонут и вопят от боли. (Фед.) 34 2 вариант 1. Пусто никогда не бывает в лесу, и если бывает пусто, то сам виноват. (М. Пр.) 2. Мы свернули направо в овраг, по которому вверх шла неиз- вестно кем и когда мощённая дорога. (Ю. Каз.) 3. Просека идет такими зигзагами, что если заблудиться в лесу, никогда не поймешь в какой стороне находится эта просека. (М.Пр.) 4. Дед понял, что начался лесной пожар и огонь идет прямо на него. (Пауст.) 5. Вследствие того что около реки долина делает излом, конца её не видно. (В.А.) 6.В воздухе куда не взглянешь, кружатся целые облака снежи- нок так, что не разберёшь идёт ли снег с неба или с земли. (Ч.) 7.Живу где придётся. (Ч.) 8. Однажды Ольга опять спрашивала намерен ли я съездить в Обломовку. (И.Г.) 9. Я к вам обязательно приеду, но не знаю, когда. 10. Наконец он почувствовал, что больше не может, что никакая сила не сдвинет его с места и что если теперь он сядет, ему уже больше не подняться. (Б.Пол.) 11. Кто весел – тот смеётся, кто хочет – тот добьётся, кто ищет – тот всегда найдёт! (Л. – К.) 12.По мере того как она шла, лицо её прояснялось, дыхание ста- новилось реже и покойнее. (И.Г.) Задание 3. Отметьте номер сложноподчиненного предложе- ния с придаточными определительными. 1 вариант 1. Опасение, что к сумеркам мы не найдем воды, придало всем энергию. (В.А.) 2. Свежий ветер дул с моря, где в темноте и гуле буранов свер- кали далёкие маяки. (Пауст.) 3. Вновь я посетил тот уголок земли, где я провел изгнанником два года незаметных. (П.) 35 4. Поднявшись на небольшой холмик, откуда начиналась узкая, едва заметная лесная тропинка, я оглянулся. (А.К.) 5. Никто не знал, какого он происхождения и как попал в наш город. (Г. Усп.) 2 вариант 1. Вот опальный домик, где жил я с нянею моей. (П.) 2.На клумбах возвышались диковинные яркие цветы, от кото- рых благоухал воздух. (А.К.) 3. Природа находилась еще в том состоянии покоя, когда всё дремлет и наслаждается предрассветным отдыхом. (В.А.) 4. В доме, что напротив, смолкла музыка. (Ч.) 5. Дорогомилов побежал к дальнему крылу вокзала, где ещё пе- стрела разбиравшая пожитки толпа. (Фед.) Задание 4. Запишите сложноподчиненные предложения в следующем порядке. 1 вариант а) с однородным подчинением; б) с последовательным подчинением; в) с параллельным подчинением; г) с параллельным и однородным подчинением; д) с последовательным и однородным подчинением. 1. Сюда, в эту тишину, приехал он, чтобы подумать над тем, как складывается жизнь и что с этой жизнью делать. (Н. Остр.) 2. Посланный офицер встретил Денисова с известием, что До- лохов сейчас приедет и что с его стороны всё благополучно. (Л.Т.) 3. Когда ночная роса и горный ветер освежили мою голову и мысли пришли в обычный порядок, то я понял, что гнаться за по- гибшим счастьем бесполезно. (Лерм.) 4.Тополь протягивает ветви на восток, чтобы встретить светило в самые первые мгновения, как только оно покажется над краем земли. (Е.Н.) 5. Когда катер скрылся за поворотом, мы стали подниматься вверх, чтобы посмотреть ещё раз на Оку сверху. (Ю.Каз.) 36 2 вариант 1. Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого че- ловека стоял кто – нибудь с молоточком и постоянно напоминал, что есть несчастные, что, как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти. (Ч.) 2. Она сказала ему, что если он болен, то надо лечиться. (Л.Т.) 3. Князь Багратион стал спускаться книзу, где слышалась стрельба и ничего не видно было от порохового дыма. (Л. Т.) 4. Когда лес стоит перед глазами тёмен и неподвижен, когда весь он погружён в таинственную тишину и каждое дерево точно чутко прислушивается к чему – то, тогда кажется, что весь лес по- лон чем – то живым и лишь временно притаившимся. (М.Г.) 5. Когда мы вышли из затхлого полумрака на крепостной двор, Лазарев объяснил, откуда взялся в Черной башне этот глубокий ко- лодец. (В. Б.) Задание 5. Определите стиль и жанр текста. 1 вариант Производственное объединение «Горизонт» работает на рынке телерадиоаппаратуры более пятидесяти лет. За это время на пред- приятии сформировались традиции, появилась своя школа. «Гори- зонт» может гордиться одним из своих структурных подразделений – НИИ цифрового телевидения. Учёные института трудятся над «Горизонтом» завтрашнего дня. 2 вариант Хорошая, правдивая книга позволяет за несколько часов прожить чужую жизнь и приобрести жизненный опыт, не сходя с дивана. Это, конечно, шутка, но доля истины в ней есть. Во время чтения мы перевоплощаемся в кого – то и живем его бедами и радостями, заботами и удачами, вместе с ним делаем важные жизненные от- крытия и выводы из них, потом захлопываем книгу и возвращаемся к самим себе. Но пережитое во время чтения не забывается. 37 Задание 6. Определите тип речи текста и тип слов в тексте (неологизмы, профессиональные, общеупотребительные, диа- лектные, устаревшие, заимствованные слова). 1 вариант … Мы ходим по земле, но часто ли нам приходит желание на- гнуться и тщательно рассмотреть эту землю, рассмотреть все, что находится у нас под ногами? А если бы нагнулись или, даже боль- ше, легли бы на землю и стали рассматривать её, то на каждой пяди нашли бы много любопытных и прекрасных вещей. 2 вариант А теперь прошёл год, и опять осень. Идет дождь, ветер дует в щели окон. Белая акация, облысевшая, растрёпанная, грязная, как старая швабра, свешивает беспорядочно вниз свои чёрные длинные стручья, и качает головой, и плачет слезами обиженной ростовщицы. Задание 7. Определите вид связи предложений в тексте и структурные средства связи между предложениями (текст из задания № 6). Контрольная работа № 7 Задание 1. Повторите темы «Союз», «Предлог», «Частицы», «Правописание сложных имен существительных», «Правопи- сание сложных прилагательных». Напишите слитно, раздельно или через дефис следующие союзы, предлоги, частицы, слож- ные слова. 1 вариант 1) в_ продолжение вечера 2)в_ следствие непогоды 3)ещё _бы 4) то_ли 5)кое_о_чём 2 вариант 1) в_течение дня 2) хотя_бы 3) те_ли 4) кое_с_кем 5) такие_же 38 6) там_же 7) если_бы 8) всё_таки 9) контр_адмирал 10) сорви_голова 11) перекати_поле 12) пресс_центр 13) экс_президент 14) экспресс_кафе 15) круто_рассечённый 16) мало_значащий 17) густо_населённый 18)пол_фруктового сада 19) вагоно_ремонтный 20) всемирно_известный 21)велико_светский 22)химически_чистый состав 23) западно_белорусские земли 24)древне_греческий 25) юго_восточный 26)светло_желтый 27) чисто_розовый 28) чисто_льняной 29) свеже_вымытый 30) сильно_действующий 31) научно_популярный 32) гамма_лучи 33) полёто_час 35) самолёто_атака 36) остро_носый 36) день то_же не радовал 37) снежно_белая салфетка 38) бело_каменный город 39) иметь в_виду 40) в_виде ромба 41) от_чего эта микстура? 42) на_подобие вазы 43) что_бы он ни делал 6) как_будто 7) как_бы 8) сказал_таки 9) контр_наступление 10) держи_морда 11) меч_рыба 12) пресс_конференция 13) экс_чемпион 14) конференц_зал 15) круто_изогнутый 16)много_значительный 17) пол_лимонной дольки 18) пол_лица 19) машино_строительный 20) всемирно_исторический 21) велико_державный 22) рабски_покорная готовность 23) восточно_европейские языки 24) древне_русский 25) северо_западный 26) нежно_голубой 27) чисто_красный 28) чисто_шерстяной 29) свеже_крашеный 30) слабо_характерный 31) общественно_полезный 32) альфа_частица 33) тонно_километр 34) самолёто_вылет 35) тёмно_бордовый 36) так_же весел, как брат 37) бело_ снежная блуза 38) бело_мраморный дворец 39) в_виду города 40) в_виде квадрата 41) от_чего здесь так душно? 42) в_связи с отъездом 43) что_бы ни поручали 39 Задание 2. Запишите бессоюзные сложные предложения, по- ставьте в них нужные знаки препинания. Отметьте номер того предложения, где ставится двоеточие. 1 вариант 1. Бледно – серое небо светлело, холодело звёзды то мигали слабым светом, то исчезали. (И.Т.) 2. Вы раздвинете мокрый куст вас так и обдаст накопившимся тёплым запахом ночи. (И.Т.) 3. Колосья тихо бьют вас по лицу васильки цепляются за ноги перепела кричат кругом лошадь бежит ленивой рысью. (И.Т.) 4. Через несколько мгновений поднимаю их и вижу мой Кара- гёз летит, развевая хвост. (Лерм.) 5. Игнат спустил курок ружьё дало осечку. (Ч.) 6. Вы проходите мимо дерева оно не шелохнётся оно нежится. (И.Т.) 7. Княжна упрашивала свою маменьку не скупиться этот ковер так украсил бы её кабинет! (Лерм.) 8. Он засмеётся все хохочут нахмурит брови все молчат. (П.) 9. Ехал сюда рожь только начинала желтеть. (М. Пр.) 10. Берёшься делать дело делай, но непременно до конца. (М.Д.) 11. Приятно после долгой ходьбы и глубокого сна лечь непод- вижно на сене тело нежится и томится лёгким жаром пышет лицо сладкая лень смыкает глаза. (И.Т.) 12. Дед оказался прав к вечеру пришла гроза. (Пауст.) 2 вариант 1. Утро было славное, свежее мелкая роса высыпала на мелких листьях и травах, блистала серебром на паутинках. (И.Т.) 2. Луны не было на небе она в ту пору поздно всходила. (И.Т.) 3. А мой совет такой берись за то, к чему ты сроден. (Кр.) 4. Служить бы рад прислуживаться тошно. (А.Гр.) 5. Пополз я по густой траве вдоль по оврагу, смотрю лес кон- чился несколько казаков выезжают из него на поляну. (Лерм.) 6. Беляк вдруг выскочит собака с звонким лаем помчится вслед. (И.Т.) 40 7. Тут открылась картина довольно занимательная широкая сак- ля, которой крыша опиралась на два закопчённые столба, была пол- на народа. (Лерм.) 8. Я не знал куда деваться тут блеют овцы там ворчит собака. (Лерм.) 9. Я был скромен меня обвиняли в лукавстве. Я говорил правду мне не верили. (Лерм.) 10. Не снег кружится в чистом поле пух одуванчиков летит (М.Д.) 11. Это известие меня очень обрадовало оно давало мне право печатать эти записки. (Лерм.) 12. Красоту только тронь небрежной рукой она исчезнет навеки. (Пауст.) Задание 3. Прочитайте предложения, запишите их, расставив знаки препинания. Отметьте номер предложения с разными видами связи. 1 вариант 1. По ночам в бурю волны стучатся под яром ставни тоскуют захлебываясь и чудится Николке что вода вкрадчиво ползёт в щели пола и прибывая трясёт хату. (Шол.) 2. Оказывается такие люди возможны не только в книгах и Лиза находилась среди них. (Фед.) 3. Я очень увлёкся птицеловством оно мне нравилось и оставляя меня независимым не причиняло неудобств никому кроме птиц.(М.Г.) 4.Солнце закатилось и ночь последовала за днём без промежут- ка как это обыкновенно бывает на юге (Лерм.) 5. Но вот однажды в оттепельный мартовский день когда аэро- дром за одно утро вдруг потемнел а пористый снег осел так что са- молёты оставляли на нём глубокие борозды Алексей поднялся на своём истребителе. (Б.Пол.) 41 2 вариант 1. Сижу на самой верхней ветке и чудится что я в разведке или на мачте корабля. (В.Бер.) 2. Уже давно село солнце но ещё лес не успел стихнуть горлин- ки журчали вблизи кукушка куковала в отдаленье. (И.Б.) 3. Но вот однажды он проснулся уже когда всходило солнце курган заслонял его собою. (Ч.) 4. Налево всё небо над горизонтом было залито багровым заре- вом и трудно было понять был ли то где – нибудь пожар или же со- биралась всходить луна. (Ч.) 5. Для того чтобы идти тысячу вёрст человеку необходимо ду- мать что что – то хорошее есть за этими тысячью вёрст. (Л.Т.) Задание 4. Выпишите осложнённые предложения, указав, чем они осложнены. 1 вариант 1. На глазах изменяется облик полей, краски буйного расцвета заливают их. (Т.Х.) 2. Без труда не может быть чистой и радостной жизни. (Ч.) 3. Белые пахучие ромашки бегут под его ногами назад, назад. (А.К.) 4. По утрам я упражнялся в переводах, а иногда в сочинении стихов. (П.) 5. Как грустно мне твоё явленье, весна, весна! (П.) 2 вариант 1. Десятки шустрых синиц слетались на стол и склёвывали крошки. (Пауст.) 2. Зимы ждала, ждала природа. (П.) 3. Крупных окуней, бесспорно, удить весело. (Акс.) 4. И, шумя и кружась, колебала река отражённые в ней облака. (Лерм.) 42 5. Лодка колыхалась на волнах, шаловливо плескавшихся об её борта, еле двигалась по тёмному морю, а оно играло всё резвей и резвей. (М.Г.) Задание 5. Отметьте номер предложения, в котором чужая речь оформлена неправильно. Запишите его в исправленном виде. 1 вариант 1. «Пойдёмте гулять завтра поутру, - сказала Анна Сергеевна Базарову, - я хочу узнать от вас латинские названия полевых расте- ний и их свойства». (И.Т.) 2. «А это впереди, кажется, наш лес» - спросил Аркадий. (И.Т.) 3. – Хорошо, ах как хорошо… - в забытьи слабо произнёс Пуш- кин. – Пойдём же выше! (И.Нов.) 4. –Смотрите, какой красивый! – Сказала она и высоко подняла листок. (Н. Ныр.) 5. «Мне пора, Максим Максимыч» - был ответ. (Лерм.) 6. «Не поймёшь книгу, - внушал дед Алёше. – Семь раз прочи- тай». (М.Г.) А.М. Горький говорил, что: «В народном творчестве сокрыты беспредельные богатства». 8. А.П. Чехов в своих письменах утверждал, что «краткость – сестра таланта». 9. «По гражданским делам, - как говорили в городе, - это был искуснейший адвокат». (Н.Г.) 10. «Как же вы поживаете? – спросила Екатерина Ивановна. «Ничего, живём понемножечку», - ответил Старцев. (Ч.) 11. «Все ли здесь? – спросил Дубровский. – Не осталось ли кого в доме.» (П.) 12. Смотрю ему вслед и думаю, зачем живут такие люди? (М.Г.) 2 вариант 1. «Вы, верно, переведены из России», - спросил я его. (Лерм.) 2.»Я с вами не согласен, - отвечал я – в мундире он ещё моло- жавее». (Лерм.) 43 3. «Не сердись, - повторил он и шёпотом на ухо добавил: - Пла- кать тоже не надо». (М.Г.) 4. –У вас очень мало самолюбия! – сказала она мне вчера. (Лерм.) 5. «Скажи – ка мне, красавица, что ты делала сегодня на кров- ле?» - «А смотрела, откуда ветер дует». - «Зачем тебе?» - «Откуда ветер, оттуда и счастье». (Лерм.) 6. Как говорил М. Горький: «Язык – инструмент, необходимо хорошо знать его, хорошо им владеть». 7. «Дети не могут быть ласковыми, - заметил учитель. – Если их не любить». 8. В шестнадцать лет М. Ю. Лермонтов написал, что «мне нуж- но действовать, я каждый день бессмертным сделать бы желал». 9. Белинский считал, что «Создаёт человека природа, но разви- вает и образует его общество». 10. А. П. Чехов утверждал, что «язык должен быть прост и изя- щен». 11. «Покорно благодарю, - отозвался Мешков и добавил тороп- ливо: - Спасибо вам большое, товарищи». (Фед.) 12. Стендаль считал, что «Умение вести разговор – это талант». Задание 6. Расставьте знаки препинания в следующих пред- ложениях. 1 вариант 1. Дело учителя скромное по наружности одно из важнейших дел истории. (К.Уш.) 2. Первое что я увидел это навесы из коры кедра для защиты женьшеня от палящих лучей солнца. (В.А.) 3. Вот эта тьма под ивами и блеск сентябрьских звёзд и горечь воздуха и далёкий костёр в лугах где мальчишки сторожат коней согнанных в ночное всё это полночь. (Пауст.) 4. Одно что я видел ясно это были мои сани лошади ямщик и три тройки ехавшие впереди. (Л.Т.) 5. Жить даже не будучи влюблённым славное занятие. (М.Г.) 6. Единственное что раздражало композитора это скрипучие по- ловицы. Пауст.) 44 2 вариант 1. Человек равнодушный к родному языку дикарь. (Пауст.) 2. Человек которому повезло это человек который делал то что другие только собирались делать. (Аф.) 3. Счастливые случайности встречаются редко а люди умеющие использовать их ещё реже. (В.Ф.) 4. Всякая мелочь и кошель кондуктора и реклама над окошком и особая трамвайная тряска которую наши правнуки может быть во- образят всё будет облагорожено и оправдано стариной. (В.Наб.) 5. К тому же был какой – то большой праздник следовательно народу на проезжей дороге совсем не было. (А.Л.) 6. Плащ распахнутый и опадающий мягкими складками рука со шляпой отведённой за спину и другая заложенная за борт жилета всё это гармонично сливается в цельный образ Пушкина – поэта. (Н.П.) Задание 7. Запишите предложения, в скобках укажите, какой вид тропа использован в них. 1 вариант 1. Редкая птица долетит до середины Днепра. (Н.Г.) 2. Скоро сам узнаешь в школе, Как архангельский мужик (т. е. Ломоносов) По своей и божьей воле Стал разумен и велик. (Н. Некр.) 3. Только слышно на улице где – то одинокая бродит гармонь. (М. Исак.) 4. И слышно было до рассвета, как ликовал француз. (Лерм.) 5.Анчар, как грозный часовой, стоит один во всей вселенной. (П.) 6. В день заседаний на двадцать надо поспеть нам. Поневоле приходится разорваться! До пояса здесь, а остальное там. (В.М.) 7. Деревья радостно трепещут, купаясь в небе голубом. (Ф.Т.) 8. Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка. (А.Гр.) 45 2 вариант 1. И, шествуя важно, в спокойствии чинном, Лошадку ведёт под узцы мужичок В больших сапогах, в полушубке овчинном, В больших рукавицах…а сам с ноготок! (Н. Некр.) 2. Пройдет – словно солнцем осветит! Посмотрит – рублём подарит! (Н. Некр.) 3. Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал. (П.) 4. Гирей сидел, потупя взор, Янтарь в устах его дымился. (П.) 5. Морозной пылью серебрится его бобровый воротник. (П.) 6. Ночевала тучка золотая на груди утёса – великана. (Лерм.) 7. Ярем он барщины старинной оброком лёгким заменил, и раб судьбу благословил. (П.) 8. «Отколе, умная, бредёшь ты, голова?» - Лисица, встретяся с Ослом, его спросила. (Кр.) 46 Условные сокращения А.Г. – А. Грин А. Гр. – А. Грибоедов А.И. – А. Иванов А.К. – А. Куприн Акс. – А. Аксаков А. Коп. – А. Коптяева А.Л. – А. Левитов А.Р. – А. Рябко А.С. – А. Серафимович А.Т. – А.Н. Толстой Аф. – Афоризм Буб. – М. Бубеннов Б.П. – Б. Пастернак Б.Пол. – Б. Полевой Вас. – Е. Васютина В.А. В. Арсеньев В.Б. – В. Беляев В. Бел. – В. Белинский В. Бер. – В. Берестов В. Кат. – В. Катаев В.М. – В. Маяковский В. Наб. – В. Набоков В.Р. – В. Распутин В.С. – В. Солоухин В.Ф. В. Фёдоров Гайд.- А. Гайдар Г. Усп. – Г. Успенский Г.Ф. – Г. Федосеев М. Пр. – М. Пришвин М. – С. – Д. Мамин – Сибиряк Н. Ас. – Н. Асеев Н.Г. – Н. Гоголь Н. Некр. – Н. Некрасов Н. Ныр – Н. Ныров Н.О. – Н. Островский Н.П. – Н. Пушкарёва Дм. Ф. – Дм. Фурманов Е. Евт. – Е. Евтушенко Е.С. – Е. Сегал Есен.- С. Есенин Е.Н. – Е. Носов Еф. – В. Ефимов Зал. – С. Залыгин Ив. – В. Иванов И.Б. – И. Бунин И.Г. – И. Гончаров И. Нов. – И. Новиков И.С.- М. – И. Соколов – Микитов И.Т. – И. Тургенев Кож. – В. Кожевников Кон. – А. Кононов Кор. – В. Короленко Кр. – И. Крылов К. Уш. – К. Ушинский Лерм. – М. Лермонтов Л.- К. – В. Лебедев – Кумач Л.С. – Л. Семаго Л. Сейф – Л. Сейфуллина Л.Т. – Л. Толстой М.Г. – М. Горький М.Д. – М. Дудин М.И. – М. Ильин М. Исак. – М. Исаковский М.П. – М. Панич С.К. – С. Карпушин С.П. – С. Подьячев С.С. – С. Смирнов С.С.-К. –С.Степняк – Кравчинский С.Щ. – С. Щипачёв Т.Х. – Т. Хадкевич Фад. – А. Фадеев Фед. – К. Федин 47 Н.С. – Н. Сладков Н.Ч. – Н. Чернышевский П. – А. Пушкин Пауст. – К. Паустовский Пер. - А. Перегудов Посл. – Пословица Прил. – М. Прилежаева Ф.Т. – Ф. Тютчев Ч. – А. Чехов Ч. Айтм. – Ч. Айтматов Шол. – М. Шолохов Ю. Каз. – Ю. Казаков С о д е р ж а н и е Организация самостоятельной работы слушателей …… 3 Контрольная работа № 1 …………………………………… 4 Контрольная работа № 2 …………………………………… 10 Контрольная работа № 3 …………………………………… 15 Контрольная работа № 4 …………………………………… 21 Контрольная работа № 5 …………………………………… 26 Контрольная работа № 6 …………………………………… 32 Контрольная работа № 7 …………………………………… 37 Условные сокращения ……………………………………… 46