Министерство образования Республики Беларусь БЕЛОРУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Факультет маркетинга, менеджмента, предпринимательства Кафедра «Основы бизнеса» ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ Методическое пособие для практических занятий для студентов экономических специальностей Учебное электронное издание Минск 2010 УДК 330.01 (076.5) Э 40 С о с т а в и т е л и : Т.А. Зысь, Н.А. Киселёва Р е ц е н з е н т ы : В.А. Акулич, доцент кафедры «Организация производства и эко- номики недвижимости» БГТУ, к.э.н., доцент; С.А. Квасюк, старший преподаватель кафедры «Торговое и рек- ламное оборудование» БНТУ. Методическое пособие содержит тестовые задания, задачи по курсу «Экономическая теория», которые можно использовать для проведения практических занятий, контроля знаний студентов по отдельным темам, а также темы рефератов для углубленного изуче- ния дисциплины. Белорусский национальный технический университет пр-т Независимости, 65, г. Минск, Республика Беларусь Тел. (017)293-96-23 Регистрационный № БНТУ/ФММП51-24.2010 ©Зысь Т.А., Киселёва Н.А., 2010 ©БНТУ, 2010 ОГЛАВЛЕНИЕ 1. ПРЕДМЕТ, МЕТОДЫ И ФУНКЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ.....4 1.1. Тест...........................................................................................................4 1.2. Темы рефератов.......................................................................................8 2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, ТИПЫ И МОДЕЛИ...................................................................8 2.1. Тест...........................................................................................................8 2.2. Темы рефератов.....................................................................................12 3. СОБСТВЕННОСТЬ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА ...12 3.1. Тест.........................................................................................................12 3.2. Темы рефератов.....................................................................................13 4. ПРОИЗВОДСТВО: ПОНЯТИЕ, ФАКТОРЫ, СТРУКТУРА, РЕЗУЛЬТАТЫ..................................................................................................14 4.1. Тест.........................................................................................................14 4.2. Темы рефератов.....................................................................................20 4.3. Задачи.....................................................................................................20 5. ФОРМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ХОЗЯЙСТВА ...........................................24 5.1. Тест.........................................................................................................24 5.2. Темы рефератов.....................................................................................25 6. ТОВАР И ДЕНЬГИ ......................................................................................26 6.1. Тест.........................................................................................................26 6.2. Темы рефератов.....................................................................................28 6.3. Задачи.....................................................................................................28 7. РЫНОК: ПОНЯТИЕ, ФУНКЦИИ, СТРУКТУРА И ИНФРАСТРУКТУРА....29 7.1. Тест.........................................................................................................29 7.2. Темы рефератов.....................................................................................32 8. ОСНОВЫ ТЕОРИИ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ .................................32 8.1. Тест.........................................................................................................32 8.2. Темы рефератов.....................................................................................36 8.3. Задачи.....................................................................................................36 9. ТЕОРИЯ ПОТРЕБЛЕНИЯ ..........................................................................39 9.1. Тест.........................................................................................................39 9.2. Темы рефератов.....................................................................................44 9.3. Задачи.....................................................................................................44 ЛИТЕРАТУРА..................................................................................................47 3 1. ПРЕДМЕТ, МЕТОДЫ И ФУНКЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ 1.1. Тест 1. Производительные силы общества есть: а) совокупность предметов труда и рабочей силы; б) материальная сфера производства; в) совокупность средств производства и рабочей силы; г) сумма предметов труда и средств труда. 2. Что такое средства производства? а) часть капитала; б) трудовые ресурсы и капитал; в) предметы труда и средства труда; г) все материальные и нематериальные ресурсы. 3. Средства труда — это: а) часть средств производства, при помощи которых произ- водится продукт; б) часть материальных ресурсов, необходимых для вовлече- ния человека в производство; в) часть средств производства, при помощи которых человек воздействует на вещество природы; г) часть средств производства, на которую человек воздей- ствует в процессе производства. 4. Каково наиболее корректное определение предмета экономи- ческой теории? а) наука о деньгах и капитале; б) наука о производстве, распределении, обмене и потребле- нии жизненных благ; в) наука об экономических отношениях и законах, знание которых позволяет выбирать способ использования ограниченных ресурсов для производства различных товаров и их распределения в целях потребления; г) наука о ценах, деньгах, производстве и занятости. 5. Позитивный экономический анализ — это анализ: а) того, что есть, исследование фактического состояния эко- номики; б) положительных тенденций в развитии экономики; в) отрицательных тенденций в развитии экономики; 4 г) условий функционирования экономики, которые жела- тельны или нежелательны в будущем. 6. Какое из приведенных утверждений является результатом нормативного анализа? а) В 1991-1996 гг. в Республике Беларусь наблюдался спад производства и высокие темпы инфляции; б) необходимо разработать комплекс мер по привлечению в экономику инвестиций; в) при переходе к рыночным отношениям в странах СНГ были нарушены оптимальные пределы дифференциации доходов; г) в постсоветских странах проводится приватизация. 7. Какова экономическая цель, если общество стремится мини- мизировать издержки и максимизировать отдачу от ограниченных производственных ресурсов? а) достижение полной занятости; б) поддержание экономического роста; в) экономическая безопасность; г) экономическая эффективность. 8. Научная абстракция — это метод познания, состоящий в: а) разложении целого на составные элементы; б) мысленном отвлечении от несущественных сторон; в) обобщении данных, добытых анализом; г) движении мысли от частного к общему. 9. Корреляция — это: а) научное предположение, выдвигаемое для объяснения ка- кого-либо события; б) взаимосвязь между двумя видами явлений; в) логический метод, основанный на умозаключении от ча- стного к общему; г) логическое умозаключение от общего к частному. 10. Если экономические обобщения основываются на фактах, то такой метод является: а) описательным; б) гипотетическим; в) индуктивным; г) дедуктивным. 11. Синтез — это метод исследования, заключающийся в: а) обобщении в единое целое данных анализа; 5 б) мысленном отвлечении от несущественных сторон; в) разложении целого на составные элементы; г) умозаключении от общего к частному. 12. Противоположностью метода анализа является: а) гипотеза; б) дедукция; в) индукция; г) синтез. 13. В каждой экономической системе основные проблемы «что, как и для кого производить» решаются на микро- и макроуровне. Какой из предложенных вопросов должен решаться на микроуров- не? а) как стабилизировать курс национальной валюты; б) каким образом можно достичь уровня полной занятости; в) как стимулировать экономический рост; г) какой ассортимент продукции и в каком количестве про- изводить на конкретном предприятии. 14. Какое из приведенных ниже утверждений не имеет отноше- ния к макроэкономике? а) ликвидация бюджетного дефицита является одним из средств снижения уровня инфляции; б) при переходе к рыночной экономике правительство осу- ществляет либерализацию цен; в) снижение налоговых ставок призвано способствовать оживлению деловой активности в стране; г) поскольку цена на видеомагнитофон снизилась, объем продажи этой продукции увеличился. 15. Искусство наживать богатство как отдельное направление появилось благодаря: а) Ксенофонту; б) Аристотелю; в) Платону; г) Ф. Аквинскому. 16. Основной труд Аристотеля: а) «Экономикос»; б) «Политика»; в) «Политейа»; г) Правильного ответа нет. 6 17. Впервые термин «политическая экономия» ввел: а) У. Петти; б) А. Монкретьен; в) Д. Рикардо; г) К. Маркс. 18. По своему происхождению термин «политическая экономия» означает: а) государственное управление хозяйством; б) политику господствующего класса; в) правила ведения домашнего хозяйства; г) использование людьми ограниченных ресурсов. 19. Кто считал, что богатство страны создается в сфере обраще- ния? а) меркантилисты; б) физиократы; в) классики; г) марксисты. 20. Физиократы считали богатством: а) деньги; б) продукцию промышленного производства; в) продукты земледелия; г) правильного ответа нет. 21. Начала трудовой теории стоимости были заложены: а) меркантилистами; б) классиками; в) физиократами; г) марксистами. 22. Основной идеей маржинализма является использование при анализе: а) абстрактных величин; б) натуральных величин; в) предельных величин; г) средних величин. 23. Основателем макроэкономики принято считать: а) классическую школу политэкономии; б) школу монетаризма; в) А. Маршалла; г) Дж. М. Кейнса. 7 1.2. Темы рефератов 1. Богатство страны во взглядах меркантилистов, физиократов, классиков. 2. Институционализм как направление современной экономиче- ской науки. 3. Киты экономической науки: А. Смит, К. Маркс, А. Маршалл, Дж. М. Кейнс. 4. Лауреаты Нобелевской премии по экономике. 2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, ТИПЫ И МОДЕЛИ 2.1. Тест 1. Проблемы «что, как и для кого производить» имеют отноше- ние: а) только к централизованной экономике; б) только к рыночной экономике; в) только к развивающейся экономике; г) к любому обществу, независимо от его социально- экономической и политической организации. 2. Способ производства — это: а) материальная сфера общественного производства; б) экономический базис общества; в) то же, что и общественно-экономическая формация; г) единство производительных сил и производственных от- ношений. 3. Что из перечисленного не входит в качестве подсистемы в экономическую систему? а) производительные силы; б) социально-экономическая инфраструктура; в) производственные отношения; г) движущие силы. 4. Что из перечисленного не входит в подсистему производи- тельных сил? а) люди с их навыками и умениями; б) экономические интересы; в) средства производства; 8 г) наука. 5. Движущие силы экономической системы — это: а) производительные силы общества; б) совокупность производственных отношений общества; в) инвестиционные расходы; г) потребности людей и их экономические интересы. 6. В некоторой стране товары и услуги производятся одним и тем же способом очень долгое время. Профессия определяется при рождении. В этой стране а) рыночная экономика; б) командная экономика; в) традиционная экономика; г) смешанная экономика. 7. Централизованная экономика — это тип экономической сис- темы, основанной на: а) государственной собственности и директивных методах планирования; б) традициях и обычаях; в) частной собственности и свободном ценообразовании; г) различных формах собственности и смешанных формах регулирования. 8. Чего нет в командной экономике? а) централизованного распределения ресурсов; б) планирования от достигнутого; в) уравнительного распределения ресурсов; г) экономической ответственности за продаваемость и поку- паемость продукции. 9. Одним из преимуществ административно-командной системы является: а) слабо выраженная социальная дифференциация; б) устойчивый дефицит ресурсов, включая потребительские товары и услуги; в) запрет или ограничение частного предпринимательства; г) планирование национальной экономики. 10. Одним из преимуществ административно-командной систе- мы является: а) ярко выраженная социальная дискриминация; 9 б) запрет или ограничение частного предпринимательства и частной собственности; в) дефицит потребительских товаров и услуг; г) мобилизация материальных и людских ресурсов на приоритетных направлениях развития. 11. Рыночная экономика (экономика чистой конкуренции) — это тип экономической системы, основанной на: а) частной собственности и механизме цен в качестве регу- лятора производства; б) государственной собственности и плановом развитии; в) на традициях и обычаях; г) на смешанных формах собственности и регулирования. 12. Определите, в какой экономической системе действует право использовать частные экономические ресурсы по своему выбору, открывать и закрывать производство, нанимать и увольнять работ- ников по своему желанию, самостоятельно выбирать сферу дея- тельности и определять ее масштабы: а) традиционной; б) командно-административной в) смешанной г) рыночной (чистой конкуренции). 13. Вопросы «что, как и для кого производить» в рыночной эко- номике решаются с помощью: а) ценового механизма; б) команд центрального органа власти; в) традиций; г) централизованных плановых заданий производителям. 14. Рыночная экономика, в которой каждый отдельный произво- дитель, преследуя собственные цели, служит общественным инте- ресам, потому что… а) средства массовой информации настраивают обществен- ное сознание на идеалы добра и справедливости; б) руководители предприятий чувствуют свою социальную ответственность; в) рыночный механизм планируется и управляется государ- ством; г) существует конкуренция. 10 15. Что из нижеперечисленного не относится к рыночной эконо- мике? а) директивное планирование; б) частная собственность; в) свобода предпринимательства; г) конкуренция. 16. В рыночной экономике государство должно: а) распределять денежные доходы в обществе; б) определять, что и сколько нужно произвести из наличных ресурсов; в) определять круг товаров и услуг, в которых нуждается общество, независимо от вкусов и предпочтений какой-то группы или всего населения; г) устанавливать цены на реализуемые товары и услуги. 17. Когда экономические проблемы решаются частично рынком, а частично правительством, то экономика: а) традиционная; б) рыночная; в) смешанная; г) централизованная. 18. Конституционно-классическая модель экономики характерна для: а) США; б) Японии; в) Швеции; г) Германии. 19. Государственно-институциональная модель экономики ха- рактерна для: а) Швеции; б) Японии; в) США; г) Германии. 20. К социально ориентированной модели экономики можно от- нести экономику: а) Японии; б) США; в) Германии; г) Швеции. 11 2.2. Темы рефератов 1. Типы хозяйственных систем: спонтанный порядок и иерархия. 2. Этапы развития социально ориентированной экономики Шве- ции. 3. Приоритет общественного над личным: «японское чудо». 4. Экономика свободы предпринимательства (на примере США). 5. Социалистическая рыночная экономика Китая. 6. Рыночный социализм: белорусский вариант. 3. СОБСТВЕННОСТЬ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА 3.1. Тест 1. Экономическое содержание собственности - это: а) отношения между людьми, связанные с отчуждением и присвоением какого-либо имущества; б) отношения между людьми, характеризующиеся правом владения, пользования и распоряжения каким-либо имуществом; в) «пучок» (доля) прав по использованию ресурсов, в кото- рый включено 11 элементов (прав). 2. Юридическое содержание собственности - это: а) отношения между людьми, связанные с отчуждением и присвоением какого-либо имущества; б) отношения между людьми, характеризующиеся правом владения, пользования и распоряжения каким-либо имуществом; в) «пучок» (доля) прав по использованию ресурсов, состоя- щий из 11 элементов (прав). 3. По определению представителей институционализма собст- венность - это: а) отношения между людьми, связанные с отчуждением и присвоением какого-либо имущества; б) отношения между людьми, характеризующиеся правом владения, пользования и распоряжения каким-либо имуществом; в) «пучок» (доля) прав по использованию ресурсов, в кото- рый включено 11 элементов (прав). 4. «Присвоение-отчуждение» благ происходит в том случае, если имеет место: а) накопление богатства; 12 б) аренда имущества; в) обогащение за счет посреднических операций; г) продажа имущества. 5. Полным собственником является тот, кто: а) является владельцем имущества; б) владеет и пользуется имуществом; в) распоряжается потребительской стоимостью имущества; г) распоряжается потребительской и меновой стоимостью имущества. 6. Субъектами собственности не являются: а) государство; б) юридические и физические лица; в) ресурсы; г) правильного ответа нет. 7. Объектами собственности не являются: а) юридические и физические лица; б) средства производства; в) предметы потребления; г) правильного ответа нет. 8. К трудовой собственности относится: а) получение дивидендов по акциям; б) собственность, сформированная за счет предпринима- тельской деятельности; в) швейная машина, перешедшая по наследству; г) все ответы верны. 9. К нетрудовой собственности относится: а) получение дивидендов по акциям; б) получение процентов по банковским сбережениям; в) швейная машина, перешедшая по наследству; г) все ответы верны. 3.2. Темы рефератов 1. Исторические формы собственности. Современные взгляды на собственность. 2. Государственная и частная собственность: сравнительный анализ. 13 3. Значение интеллектуальных ресурсов в современном обществе и роль интеллектуальной собственности. Формирование рынка ин- теллектуальной собственности в Республике Беларусь. 4. Особенности чековой приватизации в Республике Беларусь. 5. Проблемы приватизации белорусских предприятий в условиях мирового финансово-экономического кризиса 2008 года. 4. ПРОИЗВОДСТВО: ПОНЯТИЕ, ФАКТОРЫ, СТРУКТУРА, РЕЗУЛЬТАТЫ 4.1. Тест 1. Потребность – это: а) состояние неудовлетворенности, которое человек стре- миться преодолеть; б) состояние удовлетворенности, которое человек хочет продлить; в) товары и услуги, которые люди бы хотели иметь за день- ги; г) все ответы верны. 2. Что из перечисленного не относится к личным потребностям? а) потребность в средствах производства; б) физиологические потребности; в) социальные потребности; г) духовные потребности. 3. Потребности, связанные с удовлетворением человека в обра- зовании, являются: а) материальными; б) духовными; в) социальными; г) первичными. 4. Общим свойством экономических ресурсов является их а) ограниченное количество; б) полезность; в) ценность; г) качество. 5. Что из нижеперечисленного относится к сфере материального производства? а) концерт; 14 б) курсы вождения автомобиля; в) деятельность парламента; г) посадка зеленых насаждений. 6. Материальные ресурсы производства — это: а) потенциально пригодные для применения в производстве вещества природы; б) денежные средства, выделяемые обществом на производ- ство благ; в) созданные человеком средства производства; г) трудоспособное население страны. 7. Факторы производства — это: а) то же, что и ресурсы производства; б) уже вовлеченные в процесс производства ресурсы; в) средства труда; г) пригодные для производства вещества природы. 8. Каковы четыре фактора производства? а) прибыльность, предложение, спрос, рынок; б) потребности, желания, дефицит, предприятие; в) товары, услуги, кредит, доход; г) труд, капитал, земля, предпринимательство. 9. В какой из следующих ниже троек представлены примеры всех трех факторов производства: природных, человеческих и капи- тальных ресурсов? а) деньги, фермер, газ; б) теолог, машиностроитель, банкир; в) учитель, нефть, трактор; г) облигации, уголь, бригадир. 10. Капитал как фактор производства — это: а) деньги, предназначенные для покупки средств производ- ства; б) хранящиеся в банках страны денежные средства; в) произведенные людьми виды благ, используемые для производства других благ; г) все ответы неверны. 11. Какое из следующих понятий представляет производитель- ный экономический ресурс? а) денежный капитал; б) средства производства; 15 в) процент; г) прибыль. 12. Предпринимательство как фактор производства есть: а) любая производственная деятельность людей; б) особый вид деятельности по координации факторов про- изводства; в) деятельность посредников в сфере обращения; г) все вышеперечисленное верно. 13. Производственная инфраструктура — это: а) структура средств производства; б) средства производства; в) транспорт, связь, энергетика, информационное обслужи- вание и т.д.; г) структура предметов труда. 14. К стадиям (фазам) общественного воспроизводства относят- ся: а) производство, распределение, обмен, потребление; б) производственная и непроизводственная сферы; в) различные обособленные виды трудовой деятельности; г) все ответы неверны. 15. Эффективность общественного производства — это: а) прирост объема производства продукции за определенный период; б) затраты на создание новых основных производственный фондов; в) экономия от снижения себестоимости выпускаемой про- дукции; г) экономическая категория, характеризующая результатив- ность производства в сопоставлении с затратами производственных ресурсов. 16. Производительность труда определяется отношением: а) массы произведенного продукта к затратам средств про- изводства; б) массы произведенного продукта к численности работни- ков; в) суммарных затрат к массе произведенного продукта; г) численности работников к массе произведенного продук- та. 16 17. Трудоемкость продукции определяется отношением: а) массы произведенного продукта к затратам средств про- изводства; б) массы произведенного продукта к численности работни- ков; в) суммарных затрат к массе произведенного продукта; г) численности работников к массе произведенного продук- та. 18. Фондоотдача есть отношение: а) стоимости основных производственных фондов (ОПФ) к численности работников; б) массы произведенного продукта к численности работни- ков; в) материальных затрат к численности работников; г) массы произведенной продукции к стоимости ОПФ. 19. Фондоемкость продукции есть отношение: а) стоимости ОПФ к численности работников; б) численности работников к материальным затратам; в) массы произведенного продукта к численности работни- ков; г) стоимости ОПФ к массе произведенной продукции. 20. В экономике, функционирующей в условиях полного исполь- зования производственных ресурсов при неизменной технологиче- ской основы… а) для увеличения производства средств производства необ- ходимо увеличить производство предметов потребления; б) увеличение производства средств производства невоз- можно; в) для увеличения производства средств производства необ- ходимо сократить производство предметов потребления; г) для сокращения производства средств производства необ- ходимо уменьшить производство предметов потребления. 21. Кривая производственных возможностей: а) может быть кривой произвольного вида; б) является выпуклой вверх кривой в результате действия закона возрастающих вмененных затрат; в) является выпуклой вниз кривой в результате действия за- кона убывающей предельной полезности; 17 г) является выпуклой вверх кривой в результате действия закона убывающей предельной полезности. 22. Кривая производственных возможностей показывает: а) точные количества двух товаров, которые страна намере- на производить; б) каждая точка, лежащая на кривой, означает неэффектив- ные варианты производства двух товаров; в) альтернативную комбинацию двух товаров при наличии данного количества ресурсов; г) возможность спада в экономике. 23. Альтернативные издержки — это: а) трудоемкость изготовления единицы продукции; б) общая сумма затрат на изготовление единицы продукции; в) количество другого продукта, которым необходимо по- жертвовать, чтобы увеличить объем производства данного продукта на единицу; г) издержки на изготовление единицы продукта при исполь- зовании альтернативного технологического процесса. 24. Альтернативные издержки строительства учебно- лабораторного корпуса по ул. Я. Коласа — это: а) прибыль строительной организации-подрядчика; б) цены других товаров и услуг, производством которых пришлось пожертвовать ради такого строительства; в) затраты необходимые для оснащения, содержания и охра- ны учебного корпуса после завершения строительства; г) возможность лучшей организации учебного процесса БНТУ. 25. Если экономическая система находится в состоянии, харак- теризующемся точкой на кривой производственных возможностей, то это означает, что: а) экономика не может увеличить объем производства ни одного из производимых товаров; б) экономика неэффективно использует располагаемые ре- сурсы; в) экономика не может увеличить объем производства како- го-либо товара, не сократив производство другого; г) экономика исчерпала все свои возможности экономиче- ского развития (экономического роста) в будущем. 18 26. Что из перечисленного не имеет отношения к расширенному воспроизводству? а) возрастание объемов вовлекаемых в производство ресур- сов; б) снижение издержек производства; в) уменьшение отходов производства; г) кривая производственных возможностей сдвигается вле- во. 27. Экономический рост может быть проиллюстрирован: а) сдвигом вправо кривой производственных возможностей; б) движением по кривой производственных возможностей вниз; в) сдвигом влево кривой производственных возможностей; г) движением по кривой производственных возможностей вверх. 28. Если в экономике увеличилось количество производственных ресурсов, это означает, что: а) улучшились производственные технологии; б) увеличились потребности общества и индивидов; в) увеличились возможности экономики по производству большего количества товаров и услуг; г) опыт, знания, квалификация трудовых ресурсов растут. 29. В каком случае может наблюдаться линейный характер гра- фика производственных возможностей? а) при неполной взаимозаменяемости производственных ре- сурсов; б) при ограниченном объеме производственных ресурсов; в) при неполном использовании производственных ресур- сов; г) при полной взаимозаменяемости производственных ре- сурсов. 30. Фермер на своем поле может выращивать картофель и пше- ницу. Если он засеет все поле картофелем, то соберет 400 т, а если пшеницей, то его урожай составит 100 т. Какова альтернативная стоимость 1 т пшеницы? а) 4 т картофеля; б) 4 1 т картофеля; 19 в) альтернативную стоимость определить нельзя, поскольку неизвестны цены. 4.2. Темы рефератов 1. Потребности как движущая сила экономического развития. 2. Подходы к классификации ресурсов: классический, политэко- номический и современный. 3. Технологический выбор в экономике и экологии. 4. Процесс освоения нового вида продукции. 5. Инновационные риски в производственной деятельности предприятия. 6. Особенности инновационной деятельности на малых и сред- них предприятиях Республики Беларусь. 4.3. Задачи 1. Даны значения производственных возможностей для изготов- ления мороженого и булочек: Варианты Вид продукта А В С D E Мороженное 0 1 2 3 4 Булочки 10 9 7 4 0 Сколькими булочками необходимо пожертвовать, чтобы произ- вести третью порцию мороженого, четвертую порцию? 2. Постройте кривую производственных возможностей (КПВ) для продуктов А и В, если не производя продукт А, можно произве- сти 25 единиц продукта В. Для производства первой единицы про- дукта А надо пожертвовать тремя единицами продукта В, для про- изводства второй единицы продукта А – еще четырьмя единицами продукта В, для третьей единицы продукта А – еще пятью едини- цами продукта В, четвертой единицы продукта А – еще шестью единицами продукта В, а производство пятой единицы продукта А требует вообще отказаться от производства продукта В. 3. Домохозяйка посвящает день домашнему хозяйству. Она тра- тит на стирку рубашки 15 мин, а на мытье окна 45 мин. Нарисуйте КПВ домохозяйки в рамках 9-часового рабочего дня. 20 4. Даны значения производственных возможностей для изготов- ления военной продукции и гражданских товаров: Производственные возможности Вид продукта А В С D E Автомобили (млн. шт.) 0 2 4 6 8 Управляемые раке- ты (тыс. шт.) 30 27 21 12 0 а) Изобразите эти данные о производственных возможно- стях графически. Что показывают точки на кривой? Как отражается на кривой закон возрастающих вмененных затрат? Объясните: если экономика в данный момент находится в точке C, каковы будут из- держки на производство дополнительного миллиона автомобилей или дополнительно тысячи управляемых ракет? б) Обозначьте точку K внутри кривой. Что она показывает? Обозначьте точку L вне кривой. Что показывает эта точка? Что должно произойти, прежде чем экономика сможет достичь уровня производства, который показывает точка L? в) На каких конкретных допущениях основывается КПВ? Что происходит, когда каждое из этих допущений нарушается? г) Предположим, что технология производства управляемых ракет усовершенствовалась, технология производства автомобилей осталась неизменной. Начертите новую КПВ. А теперь предполо- жите, что технических прогресс имел место в производстве автомо- билей, а не в производстве управляемых ракет. Начертите новую КПВ. Наконец, начертите КПВ, отражающую совершенствование технологии производства обоих продуктов. 5. На рис.1 изображен график КПВ производства часов и кино- камер. 21 0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 0 100 200 300 400 500 часы, шт. ки но ка м ер ы , ш т. Рис. 1 а) Найдите точки на графике для следующих комбинаций производства этих двух товаров и определите эффективный, неэф- фективный и невозможный варианты производства. 1) 40 кинока- мер и 200 часов; 2) 50 часов и 40 кинокамер; 3) 300 часов и 20 кино- камер; 4) 300 часов и 60 кинокамер; 5) 150 часов и 50 кинокамер. б) Предположим, что производится 300 часов и 20 кинока- мер. Спрос на кинокамеры вырос на 20 единиц. На сколько единиц надо сократить производство часов, чтобы удовлетворить этот спрос? в) На сколько единиц уменьшится производство часов, если требуется произвести дополнительно еще 35 кинокамер? 6. При производстве 1 кг резины было недополучено 5 велоси- педных колес. Какому из приведенных ниже вариантов это соответ- ствует: Варианты Продукт A B C D E Резина, кг 6 8 9 8 5 6 6 7 8 9 Велоси- педные колеса, шт. 20 25 25 30 20 5 20 10 5 25 22 7. Отец, мать и сын приехали на дачу собрать черную смородину и прополоть грядки. Поработать на участке они могут только 6 часов. Отец собирает 5 литров смородины в час, мать – 8 л/час, сын – 3 л/час. С прополкой грядок мать справляется за 2 часа, сын – за 7 часов, отец – за 6 часов. Как семье распределить работу, чтобы собрать как можно больше смородины, с обязательным условием успеть прополоть все грядки? Сколько смородины будет собрано? 8. Студент располагает суммой 12000 руб. На покупку 1 пачки пельменей он тратит 3000 руб., на покупку 1 булочки 400 руб. Представьте возможные альтернативы осуществления покупки студентом в таблице производственных возможностей (минимум 3 альтернативы). Начертите кривую производственных возможностей. 9. Объем выпускаемой продукции 600 тыс. руб., масса живого труда 10 чел/дн, стоимость средств труда 1200 тыс. руб. и материальные затраты 300 тыс. руб. Рассчитайте: а) производительность труда; б) трудоемкость; в) фондовооруженность; г) фондоотдачу; д) фондоемкость; е) материалоемкость. 10. Предприятие закупило оборудование на сумму 20 млн. руб. По расчетам экономистов норма амортизационных отчислений оборудования составляет 10 %. Определите нормативный срок службы оборудования. 11. Предприятие закупило оборудование на сумму 15 млн.руб. с нормативным сроком службы 10 лет. Определите норму амортизации оборудования. 12. Имеется капитал 2500 ден. ед., из которых 500 ден. ед. – необходимый продукт. Предположим, что норма прибавочного продукта – 50 %. Распишите на 2 года распределение ресурсов и полученный доход, при расширенном и простом воспроизводстве. 13. Имеется капитал 1500 ден. ед., из которых 500 ден. ед. – необходимый продукт. Предположим, что норма прибавочного продукта – 100 %. Распишите на 2 года распределение ресурсов и полученный доход, при расширенном и простом воспроизводстве. 23 5. ФОРМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ХОЗЯЙСТВА 5.1. Тест 1. Натуральное хозяйство было характерно для: а) первобытной общины; б) рабовладельческого строя; в) феодального строя; г) все перечисленные ответы верны. 2. Натуральное хозяйство характеризуется всеми нижеперечис- ленными чертами, кроме: а) продукты производятся только для собственного потреб- ления; б) осуществляется специализация на изготовление опреде- ленного продукта; в) преобладает простое воспроизводство; г) средства производства и произведенные продукты при- надлежат непосредственно производителю. 3. К первому крупному общественному разделению труда отно- сится: а) отделение скотоводства от земледелия; б) отделение ремесла от земледелия; в) выделение купечества; г) правильного ответа нет. 4. Общественное разделение труда возникло в результате: а) появления денег, необходимых для обмена; б) появления капитала; в) взаимосвязи и взаимодействия людей в производстве; г) необходимости производства продукции для обмена на рынке. 5. Деление общества на эксплуататоров и эксплуатируемых воз- никает: а) из первого крупного общественного разделения труда; б) из второго общественного разделения труда; в) из третьего общественного разделения труда; г) все перечисленные ответы неверны. 6. Экономическое обособление товаропроизводителей предпола- гает: а) возмездный характер обмена; 24 б) эквивалентный характер обмена; в) безвозмездный характер обмена; г) все перечисленные ответы неверны. 7. К товарному хозяйству не относится: а) организация производства товаров и услуг для обмена, для продажи; б) организация производства, основанная на специализации работников; в) производство продуктов с низкими издержками на едини- цу продукции; г) производство продукции замкнутыми хозяйственными единицами для удовлетворения потребностей самих производите- лей. 8. Какой из нижеперечисленных признаков является общим для простого и капиталистического товарного производства? а) производство основано на частной собственности на средства производства; б) производство ведется с целью удовлетворения личных потребностей производителей; в) производство ведется с целью максимизации прибыли; г) производство основано на найме рабочей силы. 9. Какой из нижеперечисленных признаков не относится к харак- теристике простого товарного производства? а) средства производства принадлежат самим товаропроиз- водителям; б) производство ведется с целью максимизации прибыли; в) производство основано на личном труде владельца средств производства; г) созданный продукт принадлежит самим производителям. 5.2. Темы рефератов 1. Роль разделения труда и специализации в возникновении то- варного хозяйства. 2. Теории стоимости: классическая, маржиналистская, неоклас- сическая. 25 6. ТОВАР И ДЕНЬГИ 6.1. Тест 1. Продукт может стать товаром, если: а) способен удовлетворять какую-либо человеческую по- требность; б) является результатом затраченного на его производство труда; в) передается другому лицу посредством эквивалентного обмена на другой товар; г) все перечисленные ответы верны. 2. Что из нижеперечисленного характеризует меновую стоимость товара? а) способность товара удовлетворять какую-либо человече- скую потребность; б) способность товара в определенных количественных про- порциях обмениваться на другие товары; в) способность товара покупаться и продаваться; г) все перечисленные ответы неверны. 3. В основе количественного соизмерения товаров при их обмене лежит: а) потребительная стоимость товаров; б) количество товаров; в) овеществленный в товарах человеческий труд; г) все перечисленные ответы верны. 4. Потребительная стоимость товара создается: а) простым трудом товаропроизводителя; б) сложным трудом; в) абстрактным трудом; г) конкретным трудом. 5. Абстрактный труд — это: а) труд отдельного обособленного производителя; б) труд, требующий высокой квалификации; в) затраты энергии человека в физиологическом смысле в условиях товарного обмена; г) все перечисленные ответы верны. 6. Если растет производительность труда, то стоимость единицы продукции: 26 а) остается неизменной; б) снижается пропорционально росту производительности труда; в) повышается, но в меньшем размере, чем растет произво- дительность труда; г) понижается, но в меньшем размере, чем растет произво- дительность труда. 7. Если интенсивность труда увеличилась в два раза, то стои- мость единицы продукции: а) увеличилась в два раза; б) уменьшилась в два раза; в) осталась без изменения; г) все перечисленные ответы неверны. 8. Стоимость единицы товара находится в: а) прямой зависимости от интенсивности труда и обратной зависимости от производительности труда; б) прямой зависимости от производительности труда и об- ратной зависимости от его интенсивности; в) прямой зависимости от интенсивности труда и его произ- водительности; г) обратной зависимости от производительности труда и его интенсивности. 9. Выпуск продукции увеличится в два раза, если: а) производительность труда уменьшится в два раза, а ин- тенсивность труда останется без изменения; б) интенсивность труда уменьшится в два раза, а производи- тельность труда останется прежней; в) производительность труда увеличится в два раза или ин- тенсивность труда возрастет в два раза; г) производительность труда и его интенсивность умень- шатся в два раза. 10. Что называют стоимостью денег? а) цена рабочей силы банковских служащих; б) процент, который берет банк за предоставление денег в кредит на определенный срок; в) количество товаров, которое можно купить на определен- ную сумму денег; г) объем денег, выпускаемых в обращение. 27 11. Какие основные функции выполняют деньги? а) являются средством измерения доходов и перераспреде- ления богатства в обществе, системой учета; б) меры полезности, ценности вещей; в) меры власти, меры богатства, степени бережливости; г) меры стоимости, средства обращения, средства накопле- ния. 12. Для выполнения каких функций нужны одновременно и пол- ноценные (золотые), и реальные (наличные) деньги? а) образования сокровищ и мировых денег; б) средства платежа и меры стоимости; в) средства обращения и средства платежа; г) мировых денег и меры стоимости. 13. Что из нижеперечисленного не оказывает влияния на количе- ство денег, необходимых для обращения? а) сумма цен продаваемых товаров и услуг; б) скорость обращения денег; в) качество продаваемых товаров и услуг; г) все перечисленные ответы верны. 6.2. Темы рефератов 1. Товарное обращение и его формы. 2. История появления денег и названий денежных единиц в раз- личных странах. 3. Современные формы денег: преимущества и недостатки. 4. Интернет-банкинг – система дистанционного банковского об- служивания. 6.3. Задачи 1. Номинальный национальный продукт равен 15 млрд. руб., за год выполнено 10 сделок. Необходимо определить количество де- нежной массы в обращении. 2. Количество денег в обращении 2 млрд. руб., скорость обраще- ния денег 20, уровень цен на товары равен 10. Необходимо опреде- лить количество товаров в обращении. 3. В течение года в стране продано товаров на 100 млн. ден. ед., из них продано в кредит на 40 млн. ден. ед. Сумма платежей за про- данные в кредит товары, по которым наступил срок оплаты, - 28 30 млн. ден. ед., взаимопогашающиеся платежи – 15 млн. ден. ед. Определите количество денег, необходимое для обращения, если: а) каждая денежная единица обслуживает в год пять товарных сделок; б) число оборотов денег сократилось на 40 %. 7. РЫНОК: ПОНЯТИЕ, ФУНКЦИИ, СТРУКТУРА И ИНФРАСТРУКТУРА 7.1. Тест 1. Рынок — это: а) механизм, сводящий покупателей и продавцов товаров и услуг; б) механизм реализации желаний покупателей приобрести товары и услуги; в) механизм реализации продавцами своих продуктов; г) все ответы неверны. 2. Отметьте пункт, не характеризующий условия возникновения рынка: а) свобода предпринимательства; б) общественное разделение труда; в) денежный обмен; г) экономическая обособленность товаропроизводителей. 3. Субъектами рынка являются: а) только физические лица; б) только юридические лица; в) как физические, так и юридические лица; г) все ответы неверны. 4. Объектом рыночных отношений выступают: а) только потребительские товары; б) только материальные блага и услуги; в) только факторы производства; г) все ответы верны. 5. Отметьте пункт, не характеризующий функции рынка: а) информационная; б) ценообразующая; в) налоговая; г) посредническая. 29 6. Регулирующая функция рынка заключается в том, что: а) через рынок происходит стихийное приспособление структуры и объема производства к структуре и объему обществен- ных потребностей; б) рынок побуждает производителей создавать товары с наименьшими затратами ресурсов; в) рынок обеспечивает возмещение в деньгах стоимости то- варов и услуг; г) на рынке происходит заключительная общественная оценка труда, воплощенного в товаре. 7. Ценообразующая функция рынка заключается в том, что ры- нок: а) признает лишь те затраты, которые являются в настоящее время общественно необходимыми; б) обеспечивает возмещение в деньгах лишь самых низких затрат, связанных с производством товаров и услуг; в) возмещает любые затраты, которые имеют отдельные то- варопроизводители; г) все ответы неверны. 8. Рынок факторов производства включает: а) рынок потребительских товаров и услуг; б) рынок средств производства и рабочей силы; в) рынок ценных бумаг; г) валютный рынок. 9. Отметьте пункт, не характеризующий элемент структуры рынка: а) рынок факторов производства; б) финансовый рынок; в) рынок потребительских товаров; г) рынок автомобилей. 10. К какому типу рынков можно отнести современный белорус- ский рынок? а) нелегальный; б) деформированный; в) регулируемый; г) развивающийся. 11. Какой тип рынка возник и полностью развился в западных странах в XX веке: 30 а) свободный; б) регулируемый; в) нелегальный; г) деформированный. 12. Основная функция инфраструктуры рынка заключается в том, чтобы: а) способствовать снижению издержек производства; б) перераспределять доходы в пользу беднейших слоев на- селения; в) связывать друг с другом все сферы производства и обмена товаров; г) обеспечивать полную занятость. 13. Что не относится к инфраструктуре рынка? а) коммерческие банки; б) биржи (товарные, фондовые, биржи труда); в) промышленные предприятия; г) аукционы и ярмарки. 14. При наличии множества недостатков у ценового механизма есть одно неоспоримое преимущество, которое выражается в: а) предоставлении личной свободы всем агентам рынка; б) эффективном распределении ресурсов; в) уравнительном распределении дохода; г) стабильном развитии экономики. 15. Что из перечисленного ниже не в состоянии решить рынок? а) эффективное распределение производственных ресурсов; б) перераспределение доходов между богатыми и бедными; в) оптимальное использование результатов НТР; г) свободу выбора производителей и потребителей. 16. Негативные стороны рынка характеризуют все перечислен- ные ниже факторы, кроме: а) не обеспечивает действенной мотивации фундаменталь- ных исследований в науке; б) не обеспечивает стабильности развития экономической системы; в) существует конкуренция; г) не гарантирует полной занятости. 31 17. Государство в рыночной экономике, пытаясь смягчить удары рынка по интересам отдельных категорий людей, осуществляет со- циальные выплаты (государственные трансферты) за счет: а) эмиссии денег; б) налоговых поступлений от физических и юридических лиц; в) внешних и внутренних государственных займов; г) добровольных пожертвований. 18. Какой из перечисленных ниже элементов является наиболее важным для рыночной экономики? а) сильные профсоюзы; б) порядочность и гражданская ответственность предприни- мателей; в) мудрое государственное регулирование; г) активная конкуренция на рынке. 19. Конкуренция — это: а) соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров; б) борьба за потребителя, за изменение его вкусов и пред- почтений; в) способ испортить жизнь другим участникам рынка; г) состязательная работа товаропроизводителей по обеспе- чению высокого спроса на свой товар при максимально высокой его цене. 7.2. Темы рефератов 1. Понятие рынка и основные субъекты, действующие на нем. 2. Конкуренция и монополия. Проблемы демонополизации в ус- ловиях современной экономики. 3. Рынок труда и особенности его развития в Беларуси. 8. ОСНОВЫ ТЕОРИИ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 8.1. Тест 1. Что выражает закон спроса? а) обратную зависимость между ценой и величиной спроса; б) ситуацию на рынке, когда увеличивается спрос на товар; 32 в) тот факт, что спрос на определенный товар не может быть больше предложения этого товара; г) тот факт, что чем больше спрос на товар, тем труднее его реализовать. 2. Возрастание величины спроса на товар предполагает: а) сдвиг кривой спроса вверх и вправо; б) движение вниз вдоль кривой спроса; в) движение вверх вдоль кривой спроса; г) сдвиг кривой спроса вниз и влево. 3. Определите, какой термин отражает способность и желание людей платить за товары и услуги: а) потребность; б) спрос; в) необходимость; г) кредитоспособность. 4. Изменение какого фактора не вызывает сдвига кривой спроса: а) вкусы и предпочтения потребителей; б) размер национального дохода; в) цена товара; г) численность и возраст потребителей. 5. В результате роста доходов потребителей (при прочих неиз- менных условиях): а) увеличится величина спроса; б) уменьшится величина спроса; в) увеличится спрос; г) уменьшится спрос. 6. Прямая зависимость между экономическими величинами гра- фически представляется в виде: а) вертикальной линии; б) восходящей линии; в) горизонтальной линии; г) нисходящей линии. 7. Изменение какого фактора не вызывает сдвига кривой пред- ложения товара? а) цена товара; б) налоги и дотации; в) уровень технологий 33 г) цены на другие товары (взаимозаменяемые и взаимодо- полняемые). 8. Если два товара взаимозаменяемы, то рост цены на первый то- вар вызовет: а) падение спроса на второй товар; б) рост спроса на второй товар; в) рост величины спроса на второй товар; г) падение величины спроса на второй товар. 9. Если цена товара будет ниже равновесной, то: а) появляются убытки товаров; б) возникает дефицит товаров; в) формируется рынок покупателя г) падает цена ресурсов. 10. Если предложение товара уменьшается при неизменном спросе на него, то установится: а) более высокая цена и большее количество продаж; б) более высокая цена и меньшее количество продаж; в) рыночное равновесие; г) одинаковое уменьшение цены и объема продаж. 11. Эластичность спроса по цене зависит от: а) абсолютных изменений цены и количества продукта; б) наклона кривой спроса; в) относительных изменений цены и количества продаж; г) величины коэффициента эластичности спроса. 12. Ценовая эластичность спроса будет выше: а) на товары первой необходимости, чем на предметы рос- коши; б) в тех случаях, когда потребители используют данный то- вар с наибольшей пользой для себя; в) чем больше альтернативные издержки производства това- ров; г) чем менее необходим товар потребителю. 13. Если любое количество товара продается по одинаковой це- не, то спрос на этот товар является: а) эластичным; б) неэластичным; в) абсолютно (совершено) эластичным; г) абсолютно (совершено) неэластичным. 34 14. Неэластичный спрос означает, что… а) рост цены на 1 % приводит к сокращению величины спро- са менее чем на 1 %; б) любое изменение цены не приводит к изменению общей выручки; в) рост цены на 1 % приводит к сокращению величины спро- са более чем на 1 %; г) рост цены на 1 % не влияет на величину спроса. 15. У какого из перечисленных товаров ценовая эластичность спроса больше единицы: а) хлеб; б) инсулин для диабетиков; в) мыло; г) бриллианты. 16. Если уменьшение цены на товар Y на 1.5 % приводит к уменьшению объема спроса на товар X на 2 %, то такие товары мо- гут быть: а) взаимозаменяемыми; б) взаимодополняемыми; в) нейтральными; г) товарами первой необходимости. 17. Эластичность предложения зависит главным образом от: а) того, является ли данный товар предметом первой необ- ходимости или роскоши; б) периода времени, в течение которого продавцы могут приспособиться к изменениям цен; в) числа товаров-заменителей данного продукта; г) доли дохода потребителя, направляемой на покупку дан- ного товара. 18. В случае, если, несмотря на изменение цены товара, общая выручка не изменяется, коэффициент ценовой эластичности: а) больше 1; б) меньше 1; в) равен 0; г) равен 1. 19. Перекрестная эластичность спроса по цене между товарами X и Y равна Exy = 0.12. Что произойдет на рынке, если цена на товар X увеличится на 5 %? 35 а) спрос на товар X упадет на 0.6 %; б) спрос на товар X возрастет на 0.6 %; в) спрос на товар Y упадет на 0.6 %; г) спрос на товар Y возрастет на 0.6 %. 20. Фирма производит и продает два товара — А и Б. Товар А имеет много заменителей, а Б занимает значительную долю в рас- ходах потребителей. Увеличение цены на каждый товар приведет к: а) увеличению общей выручки от продажи товара А и со- кращению общей выручки от продажи товара Б; б) увеличению общей выручки от продажи товаров А и Б; в) сокращению общей выручки от продажи товара А и уве- личению общей выручки от продажи товара Б; г) сокращению общей выручки от продажи товаров А и Б. 8.2. Темы рефератов 1. Спрос и предложение: взаимосвязь и взаимозависимость. 2. Воздействие внешних факторов на рыночное равновесие. Де- фицит и избыток. 3. Управленческие решения в области ценообразования на това- ры при различных вариантах эластичности спроса и предложения 4. Влияние изменения налогов на рыночную цену и объемы куп- ли-продажи. 8.3. Задачи 1. Проанализируйте график, представленный на рис. 2. P S Рис. 2 P3 K L E P1 P2 Q1 Q N M D 36 По результатам экономического анализа графика сформулируйте ответы на следующие вопросы: а) Какой экономический смысл имеет пересечение графиков в точке E? б) Что означает отрезок KL при цене P3? в) Какова экономическая интерпретация отрезка MN при цене P2? г) Если (при прочих равных условиях) произойдет рост до- ходов потребителей, на каком уровне установится новая цена рав- новесия – выше или ниже P1? д) Удорожание сырья (при прочих равных условиях) вызва- ло смещение графика предложения. На каком уровне установится теперь цена равновесия – выше или ниже цены P1? 2. На основе данных, приведенных в таблице, постройте линии индивидуального и рыночного спроса на товар, выведите уравнение рыночного спроса. Цена за 1 кг, руб. Величина спроса потре- бителя А, кг/мес. Величина спроса потре- бителя В, кг/мес. Величина спроса потре- бителя С, кг/мес. 10000 8 7 10 12000 6 5 9 15000 3 2 5 17000 1 0 2 3. На рис. 3 изображены графики спроса на товары X, Y и Z. То- вар Y по отношению к X является взаимозаменяемым, а по отноше- нию к Z взаимодополняемым товаром. Предположим, что цена то- вара X увеличилась. Покажите эффект изменения цены товара X, используя представленные рисунки. 37 P P P Рис. 3 4. Спрос и предложение в студенческой столовой описывается уравнениями: QD = 2400 – 100P, QS = 1000 + 250P. Каковы значения P и Q в точке равновесия? Заботясь о студен- тах, администрация установила цену в 3 ден. ед. за обед. Охаракте- ризуйте и просчитайте последствия этого решения. 5. Эластичность спроса по цене на жилые квартиры находится на уровне –0.8 и 2.5 по доходам покупателей. Как изменится спрос при 2 %-ом росте дохода покупателей и одновременном росте цены на такую же величину? 6. Эластичность спроса населения на данный товар по цене равна –0.4, а по доходу +0.8. В предстоящем периоде доходы населения увеличатся на 5 %, а цена данного товара уменьшится на 4 %. Как изменится спрос на данный товар? 7. Эластичность спроса по цене равна –0.5. Исходная цена равна 5 ден. ед., а спрос – 10 ед. Цена в абсолютном выражении выросла на 1 ден. ед., на сколько, при этом, изменится спрос (в единицах)? 8. Функция спроса на данный товар задана уравнением QD = –10P + 100, а функция предложения – QS = –20 + 5P. Каковы эластичность спроса и эластичность предложения в точке равнове- сия на рынке данного товара? 9. Количество пассажиров, перевозимых метрополитеном за один день, составляет 2 млн. человек. Предположим, что админист- Q Q DX DY DZ Q 38 рация города принимает решение повысить стоимость проезда в метрополитене с 15 ден. ед. до 20 ден. ед. Коэффициент ценовой эластичности перевозок –0.1. Как изменится выручка метрополите- на в день? 10. Определите общую выручку, коэффициент дуговой эластич- ности спроса по цене и тип эластичности, заполнив таблицу. Куртки Автомобили Телевизоры Цена, руб. 40 тыс. 30 тыс. 4 млн. 2 млн. 500 тыс. 250 тыс. Количе- ство, шт. 100 120 10 30 30 40 Общая выручка, руб. Коэф- фициент эластич- ности Тип эла- стично- сти 9. ТЕОРИЯ ПОТРЕБЛЕНИЯ 9.1. Тест 1. Теория потребительского поведения предполагает, что потре- битель стремится максимизировать: а) предельную полезность; б) среднюю полезность; в) общую полезность; г) разницу между общей и предельной полезностью. 2. Предельная полезность товара растет, если: а) потребитель приобретает больше единиц этого товара; б) доход потребителя увеличивается; в) потребитель сокращает покупки данного товара; г) доход потребителя уменьшается. 39 3. Общая полезность товара растет, если: а) потребитель увеличивает его потребление; б) предельная полезность товара также увеличивается; в) потребитель сокращает уровень потребления товара; г) предельная полезность товара является отрицательной ве- личиной. 4. Какой из следующих перечней значений общей полезности иллюстрирует действие закона убывающей предельной полезности? а) 100, 120, 150, 170; б) 100, 150, 180, 190; в) 100, 150, 250, 400; г) 700, 500, 300, 100. 5. Закон убывающей предельной полезности означает, что а) полезность приобретаемого товара убывает по мере уве- личения дохода потребителя; б) отношение предельных полезностей к ценам одинаково для всех товаров; в) общая полезность по мере увеличения потребляемого то- вара уменьшается; г) полезность, приносимая каждой последующей (дополни- тельной) единицей товара, убывает по мере увеличения количества данного потребляемого товара. 6. В чем выражается взаимодействие общей и предельной полез- ности? а) чем выше предельная полезность, тем выше общая полез- ность; б) чем ниже предельная полезность, тем ниже общая полез- ность; в) когда общая полезность максимальна, предельная равна нулю; г) рост отрицательной величины предельной полезности при увеличении потребления означает возрастание общей полезности. 7. Положение и наклон кривой безразличия для отдельного по- требителя обусловлены: а) предпочтениями потребителя и размерами дохода; б) только предпочтениями потребителя; в) ценами покупаемых товаров и размерами дохода; г) только ценами покупаемых товаров. 40 8. Предельная норма замещения товара Y товаром X означает: а) сколько единиц товара X потребитель приобретает, когда цена товара Y уменьшится на единицу; б) от какого количества единиц товара X потребитель готов отказаться в обмен на получение одной дополнительной единицы товара Y; в) от какого количества единиц товара Y потребитель готов отказаться в обмен на получение одной дополнительной единицы товара X; г) сколько единиц товара Y потребитель приобретает, когда его доход возрастает, а потребление товара X остается прежним. 9. Если предельная норма замещения товара X товаром Y рав- на 2, то это означает, что: а) предельная полезность товара X по сравнению с предель- ной полезностью товара Y увеличилась в 2 раза; б) общая полезность товара Y по сравнению с общей полез- ностью товара X увеличилась в 2 раза; в) потребитель готов отказаться от двух единиц товара X для получения одной дополнительной единицы товара Y так, чтобы при этом общая полезность не изменилась; г) потребитель готов отказаться от двух единиц товара Y для получения одной дополнительной единицы товара X так, чтобы при этом общая полезность не изменилась. 10. В теории потребительского поведения понижающаяся пре- дельная норма замещения одного товара другим говорит о: а) выпуклости кривых безразличия; б) пересечении кривых безразличия; в) уменьшающейся общей полезности; г) возрастающей общей полезности. 11. Потребитель имеет нулевую предельную норму замещения кофе чаем. Представьте, что количество чая отражается на горизон- тальной оси, а кофе – на вертикальной. В этом случае графически кривая безразличия будет иметь вид: а) горизонтальной линии; б) вертикальной линии; в) линии с отрицательным наклоном; г) линии с положительным наклоном. 41 12. Предположим, что потребитель имеет доход равный 10 ден. ед. и покупает товары А и Б по цене 1 и 2 ден. ед. соответст- венно. Какой из следующих наборов товаров будет находится на бюджетной линии? а) 7А и 3Б; б) 4А и 6Б; в) 6А и 2Б; г) 6А и 4Б. 13. Бюджетная линия сдвигается влево и занимает положение, параллельное первоначальному, если: а) доход потребителя увеличивается; б) цены на все товары уменьшаются; в) доход потребителя уменьшается; г) потребитель максимизирует полезность. 14. Увеличение дохода потребителя при неизменных ценах на товары графически выражается в: а) увеличении наклона бюджетной линии; б) параллельном сдвиге бюджетной линии вправо; в) параллельном сдвиге бюджетной линии влево; г) уменьшении наклона бюджетной линии. 15. Чтобы оказаться в положении равновесия (т.е. максимизиро- вать полезность), потребитель должен: а) не покупать недоброкачественных товаров; б) быть уверенным, что цены всех приобретаемых им това- ров пропорциональны общим полезностям; в) уравновешивать предельные полезности последних еди- ниц приобретаемых товаров; г) распределять доход таким образом, чтобы последняя де- нежная единица, истраченная на покупку какого-либо товара, при- носила такой же прирост полезности, как и денежная единица, ист- раченная на покупку другого товара. 16. Потребительское равновесие на карте безразличия – это: а) любое пересечение бюджетной линии и кривой безразли- чия; б) та точка, в которой бюджетная линия касается кривой безразличия; в) любая точка на самой высокой из кривых безразличия; г) любая точка, расположенная на бюджетной линии. 42 17. Цена товара X составляет 1, 5 руб. Цена товара Y составляет 1 руб. Если потребитель оценивает предельную полезность товара Y в 30 ютиль и желает максимизировать удовлетворение от покупки товаров X и Y, то он должен принять предельную полезность товара X за: а) 15 ютиль; б) 20 ютиль; в) 30 ютиль; г) 45 ютиль. 18. Эффект дохода имеет место в том случае, если: а) доходы людей падают, и они покупают меньше данного продукта; б) объем покупок некоторых товаров сокращается по мере увеличения доходов людей; в) по мере роста доходов людей они сберегают увеличи- вающуюся часть дохода; г) удешевление товаров приводит к тому, что потребитель может купить больше данного товара, не сокращая объема потреб- ления других товаров. 19. Какое из следующих утверждений является неправильным? а) каждая точка на кривой безразличия означает разную комбинацию двух товаров; б) каждая точка на бюджетной линии означает различную комбинацию двух товаров; в) все точки на кривой безразличия означают одинаковый уровень денежного дохода; г) все точки на бюджетной линии означают одинаковый уровень денежного дохода. 20. Какое из следующих утверждений является верным (пра- вильным)? а) все точки на бюджетной линии означают одинаковый уровень полезности; б) все точки на бюджетной линии означают одинаковый уровень денежного дохода; в) все точки на кривой безразличия означают одинаковый уровень денежного дохода; г) все вышеприведенное верно. 43 9.2. Темы рефератов 1. Основные факторы, влияющие на потребительский выбор. 2. Полезности товаров народного потребления в условиях огра- ниченности финансовых ресурсов. 3. Поведение потребителей в процессе принятия решения о по- купке. 9.3. Задачи 1. Общая и предельная полезности товаров A, B и C представле- ны в таблице. Заполните пропуски в таблице. A B C Количество товара TU MU TU MU TU MU 1 20 19 22 2 15 30 10 3 12 38 39 4 8 43 44 5 6 45 3 2. Данные в приведенной таблице характеризуют кривую безраз- личия потребителя. Единицы товара A Единицы товара B 16 6 12 8 8 12 4 24 Начертите кривую безразличия, откладывая количества товара A по вертикальной, а B – по горизонтальной оси. Исходя из того, что цены товаров A и B составляют соответственно 1,5 и 1 ден. ед., а потребитель намерен потратить 24 ден. ед., начертите бюджетную линию (кривая безразличия и бюджетная линия должны быть на- черчены в одной системе координат). В какой именно комбинации потребитель купит товары A и B? Ответ поясните. 3. Имеются товары A, B, C. Предельная полезность товара A (MUA) составляет 4 ютиля, предельная полезность товара B (MUB) – 44 16 ютилей, предельная полезность товара C (MUC) – 28 ютилей. Це- на товара A (PA) составляет 10 ден. ед. Чему должны быть равны цены на товары B (PB) и C (PC) в ситуации равновесия потребителя? 4. Доход в сумме 5 тыс. руб. должен быть распределен между билетами в кино и билетами в театр. Билет в кино стоит 0.5 тыс. руб., а в театр – 1 тыс.руб. Существует также и ограничение сво- бодного времени для посещения зрелищ – 18 часов в месяц, причем киносеанс длится 2 часа, а спектакль – 3 часа. Сколько посещений кино и театра можно сделать при данных ограничениях? 5. Предположим, что цена товара А равна 3 ден. ед., а цена това- ра В – 4 ден. ед. Бюджет потребителя равен 18 ден. ед. На основе информации приведенной в таблице определите: 1) сколько единиц каждого блага приобретет рациональный потребитель; 2) какую общую полезность потребитель получит в случае достижения равновесия. Единицы блага А Общая полезность блага А Единицы блага В Общая полезность блага В 1 9 1 16 2 15 2 28 3 18 3 36 4 20 4 40 5 21 5 42 6. Потребитель тратит 20 ден. ед. в день на апельсины и яблоки. Предельная полезность яблок для него равна 20–3х, где х – количе- ство яблок, в штуках. Предельная полезность апельсинов равна 40- 5у, где у – количество апельсинов, в штуках. Цена одного яблока составляет 1 ден. ед., цена одного апельсина – 5 ден. ед. Какое ко- личество яблок и апельсинов купит рациональный потребитель? 7. Состояние равновесия для потребителя устанавливается при следующей структуре его закупок: мясо – 2 кг по 2 ден. ед. за 1 кг; рыба – 3 кг по 1,5 ден. ед. за 1 кг. Определите предельную норму замещения рыбы мясом и бюд- жетное ограничение потребителя. 45 8. Функция полезности имеет следующий вид: 2280 QQTU −= . Определите: а) каковы будут общая и предельная полезность для потребителя при покупке пяти единиц товара; б) при каком объеме покупки достигается максимальная общая полезность. 46 ЛИТЕРАТУРА 1. Базылев, Н.И. Экономическая теория: учебное пособие / Н.И. Базылев, М.Н. Базылева. – Минск: Современная школа, 2008. – 640 с. 2. Баликоев, В.З. Общая экономическая теория: учебник для сту- дентов, обучающихся по экономическим специальностям / В.З. Баликоев– 11-е издание, стереотипное. – М.: Омега-Л, 2008. – 732 с. 3. Борисов, Е.Ф. Экономическая теория: учебник / Е.Ф. Борисов - 4-е изд., доп. и перераб. – М.: Высшее образование, 2008. – 391 с. 4. Вечканов, Г.С. Экономическая теория: учебное пособие для студентов вузов / Г.С. Вечканов, Г.Р. Вечканова. – М.: ЭКСМО, 2008. – 448 с. 5. Головачев, А.С. Экономическая теория (Общие основы): курс лекций / А.С. Головачев, И.В. Головачева, Э.А. Лутохина – 4-е изд. – Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2005. – 240 с. 6. Гукасьян, Г.М. Экономическая теория: учебное пособие / Г.М. Гукасьян – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2007. – 476 с. 7. Гусейнов, Р.М. Экономическая теория: учебник / Р.М. Гусейнов, В.А. Семенихина. – М.: Омега-Л, 2008. – 440 с. 8. Зубко, Н.М. Экономическая теория: учебное пособие для сту- дентов вузов / Н.М. Зубко, А.Н. Каллаур. – Витебск: Издатель Б.И. Чернин, 2007. – 288 с. 9. Курс экономики: учебник / Б.А. Райзберг, Е.Б. Стародубцева; Ред. Райзберг Б.А. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Инфра-М, 2008. – 672 с. 10. Курс экономической теории. Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: учебное пособие / А.В. Сидорович, Т.А. Агапова, А.П. Бабаев и [др.]; Научн. ред. А.В. Сидорович – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Дело и Сервис, 2007. – 1040 с. 11. Курс экономической теории: учебник. – 6-е изд., доп. и пере- раб. / Под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. – Киров: АСА, 2010. – 880 с. 12. Лемешевский, И.М. Экономическая теория. Основы. Ввод- ный курс: учебное пособие для экономических специальностей ву- 47 зов / Лемешевский И.М. – 3-е изд., доп. и перераб. – Минск: ФУА- информ, 2007. – 496 с. 13. Океанова, З.К. Экономическая теория: учебник для студентов вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Дашков и К, 2005. – 634 с. 14. Рузавин, Г.И. Экономическая теория: учебник для студентов вузов / Г.И. Рузавин. – М.: Проект, 2004. – 384 с. 15. Сажина, М.А. Экономическая теория: учеб. для студентов ву- зов / Сажина М.А., Чибриков Г.Г.; МГУ им. М.В. Ломоносова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма-Инфра, 2005. – 672 с. 16. Салихов, Б.В. Экономическая теория: учебник; Российский государственный социальный университет / Б.В. Салихов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Дашков и К, 2007. – 724 с. 17. Экономическая теория: учебник / А.И. Амосов, А.И. Архипов, А.К. Большаков и [др.]; ред. А.И. Архипов, С.С. Ильин. – М.: Проспект, 2008. – 608 с. 18. Экономическая теория: Элементар. курс / С.А. Бартенев, Н.Ю. Булыгина, О.С. Байдина, Г.А. Орлова; ред. С.А. Бартенев; Всерос. акад. внеш. торговли. – М.: Юристъ, 2002. – 303 с. 19. Экономическая теория: учебник / Т.Г. Бродская, В.И. Видяпин, В.В. Громыко [и др.]; под общ. ред. В.И. Видяпина; Российская экономическая академия им. Г.В.Плеханова. – М.: Ин- фра-М, 2007. – 672 с. 20. Экономическая теория (Политэкономия). Микроэкономика. Макроэкономика. Мировая экономика. История экономических учений: учебник для вузов / В.В. Вавилов, Д.В. Валовой, Т.Д. Валовая [и др.]; под редакцией Д.В. Валового; Академия труда и социальных отношений. – Изд.4-е. – М.: АТИСО, 2008. – 520 с. 21. Экономическая теория: учебник для вузов по экономическим направлениям и специальностям / И.Д. Афанасенко, Л.А. Белоусова, М.П. Демина [и др.]; под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. – 4-е изд., доп. и испр. – СПб.: Питер, 2009. – 560 с. 22. Экономическая теория: учебное пособие для студентов ву- зов / А.Г. Грязнова, В.М. Соколинский, Т.Н. Неровня [и др].; ред. А.Г. Грязнова, В.М. Соколинский; Финансовая академия при Пра- вительстве Российской Федерации. – изд.3-е, стереотипное. – М.: Кнорус, 2007. – 464 с. 23. Экономическая теория. Макроэкономика. Метаэкономика. Экономика трансформаций: учебник / Г.П. Журавлева, 48 Д.Г. Александров, В.В. Громыко, М.И. Забелина, М.С. Зверева; под общей редакцией Г.П. Журавлевой. – М.: Дашков и К, 2009. – 920 с. 24. Экономическая теория: учебник для студентов вузов / В.Д. Камаев, Т.А. Борисовская, М.З. Ильчиков [и др.]; ред. В.Д. Камаев – 13-е изд., перераб. и доп. – М.: ВЛАДОС, 2007. – 591 с. 25. Экономическая теория: учебник / В.Н. Овчинников, Н.П. Ке- това, В.М. Белоусов [и др.]; ред. Н.Г. Кузнецов – изд.2-е, перераб. и доп. – Ростов-на-Дону: МарТ, 2007. – 528 с. 26. Экономическая теория / Под ред. И.В. Новиковой, Ю.М. Ясинского. – Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь. – Ч. 1. – 2008. – 261 с. 27. Экономическая теория / Под ред. И.В. Новиковой, Ю.М. Ясинского. – Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь. – Ч.2. – 2008. – 230 с. 28. Экономическая теория. Общие основы: учебное пособие / Ред. М.И. Плотницкий. – Минск: Современная школа, 2006. – 392 с. 29. Экономическая теория: Учеб. для студентов вузов, обучаю- щихся по экономическим специальностям / Н.В. Сумцова, Л.Г. Орлова, В.В. Пранович, В.П. Андриянов; ред. Н.В. Сумцова, Л.Г. Орлова. – М.: ЮНИТИ, 2000. – 655 с. Интернет-ресурсы 1. Белорусский экономический портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ekonomika.by, свободный. Загл. с экра- на. – Яз. рус. – Дата доступа: 12.10.2010. 2. Галерея экономистов [Электронный ресурс]. – Режим досту- па: http://gallery.economicus.ru, свободный. Загл. с экрана. – Яз. рус. – Дата доступа: 12.10.2010. 3. Официальный сайт Нобелевской премии [Электронный ре- сурс]. – Режим доступа: http://www.nobelprize.org/economics/laureates/, свободный. Загл. с экрана. – Яз. англ. – Дата доступа: 12.10.2010. 49