МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ Белорусский национальный технический университет Кафедра «Экономика и право» Л. С. Лукина МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО Конспект лекций М и н с к Б Н Т У 2 0 1 2 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ Белорусский национальный технический университет Кафедра «Экономика и право» Л. С. Лукина МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО Конспект лекций для студентов экономической специальности высших учебных заведений М и н с к Б Н Т У 2 0 1 2 УДК 341 (075.8) ББК 67.91я7 Л84 Рецензенты : Б. Б. Синьков, Т. Н. Кондратьева Л 84 Лукина, Л. С. Международное право: конспект лекций для студентов эко- номической специальности высших учебных заведений / Л. С. Лукина. – Минск: БНТУ, 2012. – 41 с. ISBN 978-985-525-845-3. Конспект лекций по дисциплине «Международное право» является методической основой преподавания и изучения этого курса студентами экономических специ- альностей. Издание адресовано преподавателям и сту- дентам высших учебных заведений. УДК 341 (075.8) ББК 67.91я7 ISBN 978-985-525-845-3 © Лукина Л. С., 2012 © Белорусский национальный технический университет, 2012 3 Введение Учебная дисциплина «Международное право» предназначена для студентов экономических специальностей всех форм обучения. «Международное право» является комплексной дисциплиной, кото- рая включает две составные части: международное публичное право и международное частное право. Такое построение определяется современными тенденциями, складывающимися в связи с усилива- ющимися процессами интеграции и глобализации, благодаря кото- рым становимся свидетелями постепенного углубления взаимодей- ствия международного публичного и частного права. Однако, не- смотря на тесную связь двух правовых систем, они, тем не менее, остаются в значительной степени самостоятельными. Этим опреде- ляются задачи, стоящие перед студентами при изучении данной дис- циплины. Основной целью данного курса является приобретение студентами базовых теоретических знаний, а также достаточных практических навыков для понимания процессов, происходящих на международной арене, и умение принимать решения, исходя из суве- ренных интересов Республики Беларусь. Можно выделить следую- щие задачи: 1) усвоение базовых понятий, основополагающих принципов международного права; 2) изучение основополагающих отраслей и институтов международного права; 3) формирование у студентов четких и ясных представлений, как о взаимозависимости и взаимосвязи указанных правовых систем, так и о принципиальных отличиях между ними; 4) формирование у студентов умения грамотно и логически мыслить, применять полученные знания при решении практических задач; 5) выработка самостоятельного мышления и способности анализировать происходящие события на международной арене. 4 Данное пособие посвящено международному публичному праву. В рамках отведенных часов студенты изучат его основные от- расли, проанализируют основные международные договоры и дру- гие источники права. Понятие международного публичного права Международное публичное право (МПП) – это совокупность международных договорных и обычных норм, создаваемых госу- дарствами и некоторыми другими субъектами международного права, которые направлены на обеспечение и поддержание между- народного мира и безопасности, а также на регулирование межго- сударственных отношений в различных сферах сотрудничества (по- литическая, экономическая, культурная, военная, экологическая, защита прав человека, исполь-зование морских и воздушных про- странств и т. д.). МПП является самостоятельной правовой системой, которая не включает в себя нормы внутригосударственного законо-дательства и существует параллельно с национальными правовыми система- ми. МПП характеризуется следующими особенностями: 1) особый субъектный состав: в отличие от внутригосудар- ственного права, субъектами которого выступают физические и юридические лица, органы государственной власти, органы мест- ного самоуправления, общественные организации, субъектами МПП являются государства, международные межправительствен- ный организации (МПО), нации и народы, борющиеся за само- определение, государственно-подобные образования, обладающие международными правами, несущие меж-дународные обязанности и способные выступать в международных судебных органах; 2) источники МПП: основными источниками МПП являются международные договоры и международные обычаи; 5 3) особый порядок нормообразования: в отличие от внутригосу- дарственного права, где нормативные акты принимаются на осно- вании особой процедуры специально уполномоченными органами, нормы МПП создаются путем свободного волеизъявления самих субъектов на основе равноправия и взаимного учета интересов; 4) контроль исполнения обязательств: в отличие от националь- ных правовых систем в МПП отсутствует наднациональный орган, который бы осуществлял контроль исполнения субъектами МПП взятых на себя международных обязательств; такие функции осу- ществляют либо сами субъекты МПП, либо специально уполномо- ченные органы, которые наделяются особой компетенцией; 5) особый предмет правового регулирования: МПП регулирует общественные отношения, характеризующиеся тем, что они выхо- дят за внутригосударственную компетенцию, отношения межвластного характера. Функции МПП: 1) координирующая – определение общих стандартов поведения в международных отношениях; 2) регулирующая – установление правил поведения в конкрет- ной области межгосударственного сотрудничества; 3) обеспечительная – закрепление механизма принуждения гос- ударств и других субъектов МПП исполнять взятые на себя между- народные обязательства; 4) охранительная – обеспечение соблюдения законных прав и интересов государств. Источники международного публичного права В западной доктрине источники МПП принято разделять на две группы: 1) твердое право (hard law), к которому относят принципы МПП, международные договоры и международные обычаи; 6 2) мягкое право (soft law), включающее в себя резолюции меж- дународных организаций и конференций. Решения судебных международных органов обязательные только для тех государств, в отношении которых они были вынесе- ны, и доктрина являются вспомогательными средствами, использу- емыми субъектами МПП для толкования, уточнения и разъяснения смысла положений, содержащихся в источниках МПП. Принципы ММП – это основополагающие, императивные уни- версальные нормы, обязательные для исполнения всеми субъекта- ми МПП. Особенности принципов: 1) обладают приматом по отношению ко всем другим нормам МПП, так, например, договор, противоречащий принципам МПП, признается недействительным; 2) отменить или изменить принцип МПП можно только путем принятия другой нормы, обладающей таким же статусом; 3) принципы МПП имеют обратную силу, то есть могут воздей- ствовать на норму, принятую раньше самого принципа; 4) деяния, нарушающие принципы МПП, рассматриваются как международные преступления. Международный договор представляет собой «международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содер- жится ли такое соглашение в одном документе, в двух или несколь- ких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования» (ст. 2 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года). В договоре определяется его цель и объект, права и обязанности участников, механизм вступле- ния в силу, денонсации, срок действия договора, а также контроль- ный механизм. Международный обычай представляет собой правило поведе- ния, отвечающее одновременно трем критериям: 7 – длительность повторения; – применение в аналогичной ситуации; – признание всеми или большинством государств и других субъектов МПП данного правила поведения в качестве обязатель- ного к исполнению. Доказательством существования обычных норм служат практика государств, дипломатическая переписка, односторонние заявления государств, а также решения международных судебных органов. Несоблюдение обычных норм влечет такую ответственность, что и нарушение международных договорных норм. Особенно много обычных норм содержится в международном дипломатическом и морском праве. Резолюции МПО и конференций условно можно разделить на три группы: 1) резолюции МПО и конференций, имеющие обязательную си- лу, – это резолюции по бюджетно-финансовым и организационным вопросам, резолюции Совета Безопасности ООН, касающиеся дей- ствий в отношении угрозы международному миру и безопасности; 2) резолюции МПО и конференций, которые в силу своей поли- тико-правовой значимости приобрели статус источника МПП (например, Всеобщая декларация прав человека и основных свобод 1948 года, Заключительный акт ОБСЕ 1975 года); 3) резолюции МПО и конференций, имеющие рекомендатель- ный характер для государств и других субъектов МПП. Решения Международного суда ООН, а также других междуна- родных судебных учреждений, не могут рассматриваться в качестве источников МПП, хотя и могут являться основной для дальнейшей разработки новых договорных норм. Доктрина, представляющая собой мнения ведущих юристов- международников, служит прежде всего для разъяснения, проясне- ния точного содержания норм МПП, а также для оказания помощи органам государства при принятии внешнеполитических решений. 8 Субъекты международного публичного права Субъектами МПП признаются образования (акторы), которые обладают международными правами, могут исполнять международ- ные обязательства, а также способны представлять свои интересы в международных судебных органах. Только субъекты МПП могут участвовать в становлении и поддержании международного право- порядка, создавать и реализовывать нормы МПП, а также обеспечи- вать его исполнение в том числе с помощью применения междуна- родно-правовых санкций. К таковым относят государства, нации и народы, борющиеся за самоопределение, государственно-подобные образования, МПО. Ограниченным статусом пользуются физиче- ские лица. Субъекты МПП в зависимости от правовой природы принято раз- делять на первичные и производные. К первичным субъектам, кото- рые ipso facto, то есть в силу факта существования являются носителя международных прав и обязанностей, относят государства, нации и народы при определенных обстоятельствах. Производные субъекты МПП создаются на основе волеизъявления первичных субъектов. К ним относят МПО, чья возможность участвовать в международных отношениях зависит от договоренностей, достигнутых между государ- ствами, и закрепляется в специальных международных договорах, именуемых уставами. Субъекты МПП обладают правосубъектностью, которая состо- ит из правоспособности, то есть способности иметь субъективные права и юридические обязательства, а также дееспособ-ности, озна- чающей осуществление своих прав и обязанностей осознанно и са- мостоятельно. Субъекты МПП также обладают деликтоспособно- стью, то есть способностью нести ответственность за совершенные правонарушения, которая предусматривается в международных до- говорах. 9 Государства являются самым старым субъектом МПП, право- субъектность которого носит универсальный характер. Государ- ство – это страна, обладающая всеми признаками суверенитета. Для того чтобы отделять государства от иных образований, были выведены признаки государства: 1) территория, которая подразделяется на сухопутную, воз- душную, морскую и недра; также выделяют квазитерриторию: морские и воздушные суда, зарегистрированные в государстве и находящиеся в международных открытых пространствах, и терри- тория дипломатических и иных представительств за рубежом; 2) население, включающее в себя граждан, иностранных граж- дан и лиц без гражданства (апатридов), постоянно прожи-вающих на территории государства; 3) публичная власть, являющаяся носителем организованной суверенной власти; 4) суверенитет, представляющий собой самостоятельность и независимость в проведении внутренней и внешней политики госу- дарства. В международных отношениях все государства обладают меж- дународными правами (право осуществлять юрисдикцию над своей территорией, людьми и вещами, находящимися в ее пределах, пра- во на независимость, право на сотрудничество), а также обязанно- стями (обязанность добросовестно исполнять свои международные обязательства, обязанность воздерживаться от применения силы или угрозы силой в международных отношениях). Для того чтобы государство могло полноценно и эффективно участвовать в международных отношениях, оно должно быть при- знано другими государствами. Выделяют такие формы признания государств, как полное признание (de jure), которое сопровождается установлением дипломатических отношений; промежуточное при- знание (de facto), которое используется, если признающее государ- ство не уверенно в стабиль-ности и прочности нового образования 10 (при таком признании возможно установление консульских отно- шений, подписание торговых и других соглашений); разовое при- знание (ad hoc) предполагает установление лишь разовых контак- тов для решения определенного вопроса. Государства различаются по своему государственному устрой- ству: унитарные и федеративные. Унитарные государства выступа- ют в качестве единого субъекта МПП; его составные части между- народной правосубъектностью не обладают. Федеративные госу- дарства представляют собой союзное государство, составные части которого, сохраняя определенную внутригосударственную само- стоятельность, не обладают правом вести самостоятельную внеш- нюю политику. Сама федерация выступает субъектом международ- ный отношений. Также выделяют такое понятие, как конфедерация – это союз государств, созданный на основании международного договора с целью достижения общих целей. Конфедерация может выступать самостоятельным субъектом международных отношений только в том случае, если государства-участники наделили ее таки- ми полномочиями. Нации и народы, борющиеся за самоопределение, рассматри- ваются субъектами МПП после создания координирующего органа и до момента образования независимого государства. В качестве субъекта МПП нации и народы могут подписывать международные договоры, заключать соглашения с МПО, направлять своих пред- ставителей для участия в работе МПО и конференций в качестве наблюдателей. Международная межправительственная организация – это постоянное объединение государств, учрежденное на основании международного договора для достижения определенных целей. МПО, отвечая следующим критериям, обладают международной правосубъектностью: 11 1) создание в соответствии с международным правом, то есть любая МПО должна быть создана правомерно, согласно общепри- нятым принципам и нормам МПП; 2) учреждение на основе международного договора, который является уставом МПО; в таком договоре определяются цели и задачи МПО, ее компетенция, критерии членства, организационная структура; возможно создание МПО на основе резолюции других организаций, которые имеют более общую компетенцию; 3) осуществление сотрудничества в определенной области: МПО в основном обладают специальной компетенцией, например, в воен- ной сфере (НАТО), политической (СоЕ), экономической (ЕС), ва- лютно-финансовой (Всемирный банк, МВФ); 4) наличие организационной структуры: МПО в основном ха- рактеризуется наличием высших (созываются один-два раза в год) и исполнительных органов (работают на постоянной основе), сек- ретариата; 5) наличие обособленных прав и обязанностей, которые закреп- лены в уставе МПО, резолюциях высших и исполнительных органов, а также в соглашениях между МПО и государствами. Государственно-подобные образования включают Святой Престол (Ватикан), который был создан на основании Латеранских соглашений 1929 года, а также Мальтийский орден. Святой Престол поддерживает дипломатические отношения, которые возглавляются папскими нунциями. Делегации Ватикана принимают участие в ра- боте МПО и конференций, а также являются членами некоторых МПО (МАГАТЭ, МСЭ), имеют постоянных наблюдателей при ООН, ФАО, ЮНЕСКО и так далее. Право международных договоров Международный договор – это «международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регули- руемое международным правом, независимо от того, содержится ли 12 такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких свя- занных между собой документах, а также независимо от его кон- кретного наименования» (ст. 2 Венской конвенции о праве между- народных договоров 1969 года). Субъектами международных дого- воров выступают государства, нации и народы, борющиеся за самоопределение, МПО, государственно-подобные образования. В зависимости от числа участников международные договоры делятся на многосторонние и двусторонние. Многосторонние дого- воры, в свою очередь, делятся на универсальные, в которых при- нимают участие все или почти все государства, а также локальные (региональные), участниками которых являются государства, при- надлежащие к одному географическому региону. Порядок заключения международных договоров: 1) полномочия: согласно ст. 7 Венской конвенции о праве меж- дународных договоров 1969 года главы государств, главы прави- тельств, министры иностранных дел могут представлять свое госу- дарство без предъявления специальных полномочий; в подавляющем большинстве случаев государства действуют через специально уполномоченных лиц, которым выдаются специальные документы; такие полномочия удостоверяют право на ведение переговоров, принятие договора, установление его аутентичности, подписание и другие способы выражения согласия государства на обязательность договора; 2) переговоры по согласованию текста договора: содержание и форма принятия договора определяется в ходе переговоров или на основе правил процедуры конференции; принятие текста договора чаще всего осуществляется через голосование; 3) установление аутентичности текста договора означает, что подготовленный текст является окончательным и изменению боль- ше не подлежит; 13 4) подписание договора представляет собой способ выражения согласия государства на обязательность для него договора, если договор не требует ратификации; 5) ратификация договора – это утверждение договора выс-шим органом государственной власти, в результате чего он приобретает обязательную силу; 6) регистрация договора является важной заключительной ста- дией. Традиционно договор имеет три основные части: преамбулу (в ней прописываются мотивы заключения договора, его цели), основную часть договора (определяется предмет договора, права и обязанности сторон), заключительные положения (содержит постановления о по- рядке вступления договора в силу, его денонсации, определяется де- позитарий, срок действия договора). Исполнение международных договоров должно осуществляться согласно принципу МПП добросовестного исполнения междуна- родных обязательств. Добросовестность означает исполнять неукоснительно и точно, а также содержит обязанность государства не заключать договоры, противоречащие ранее заключенным со- глашениям. Основными способами прекращения действия международного договора являются: 1) истечение срока действия договора, когда соглашение авто- матически утрачивает силу; 2) исполнение международного договора, что означает исчер- пывание обязательств, предусмотренных договором; 3) денонсация международного договора означает правомерный отказ государств-участников от договора на условиях, предусмот- ренных в соглашении; 4) аннулирование международного договора – это односторон- ний отказ государства от заключения им договора; выделяют такие правомерные условия аннулирования, как существенное нарушение 14 второй стороной обязательств по договору, недействительность договора, коренное изменение обстоятельств, прекращение суще- ствования другой стороны по договору и так далее; 5) при принятии нового договора, который иначе регулирует аналогичные отношения, на условиях новации. Международные организации Международная межправительственная организация – это по- стоянное объединение государств на основе международного дого- вора для осуществления сотрудничества в различных сферах. МПО можно классифицировать: 1) по характеру членства (открытые и закрытые); 2) кругу участников (универсальные, региональные и межреги- ональные); 3) объему компетенции (МПО с общей компетенцией и МПО со специальной компетенцией); 4) характеру полномочий (межгосударственные и наднацио- нальные). МПО являются вторичными субъектами МПП. Они создаются на основе волеизъявления государств. Можно выделить три стадии создания любой МПО: 1) подписание международного договора, учреждающего МПО, или принятие соответствующей резолюции уже существующей организацией; чаще всего МПО создаются на основе международ- ного договора, который одновременно является ее уставом; 2) создание материальной структуры организации с помощью специально образованных органов; 3) созыв и начало функционирования МПО представляют собой последнюю стадию, завершающую создание организации. МПО обладают правосубъектностью, которая включает четыре элемента: правоспособность, то есть способность иметь права и 15 обязанности; дееспособность, которая предполагает наличие спо- собности организации своими действиями осуществлять права и обязанности; способность участвовать в процессе международно- го правотворчества; способность нести юридическую ответ- ственность за свои действия. МПО характеризуются наличием у них компетенции, которая прописывается в учредительных документах. Таким образом, ее компетенция имеет договорную основу и ограничивается договор- ными рамками. Однако в западной доктрине высказывается также мнение о наличии у МПО так называемой имманентной и подразу- меваемой компетенции, поскольку, по мнению некоторых юристов- международников, организация может предпринимать любые дей- ствия для достижения целей, даже если эти действия выходят за рамки учредительных соглашений или международных договоров. Выделяют следующие категории членов МПО: 1) первоначальные – это государства, участвующие в разработке и принятии учредительного акта организации или принявшие уча- стие в учредительной конференции, а также приглашенные на нее, но не принявшие в ней участие, или участвовавшие в учредитель- ной конференции, или подписавшие документы, предшествовав- шие конференции, и затем подписавшие и ратифицировавшие учредительный акт; 2) присоединившиеся (другие члены) – это государства, прини- маемые в организацию большинством в две-трети голосов в соот- ветствии с уставом МПО после начала ее работы. Многие МПО предусмотрели возможность для государств, не являющихся их членами, принимать участие в работе организации в качестве наблюдателя, ассоциированного члена, специально при- глашенного члена, полномасштабного партнера по диалогу, члена- сотрудника. Прекращение членства в МПО возможно путем выхода и ис- ключения. Выйти из числа членов организации можно на условиях, 16 предусмотренных в уставе. Исключение из членства возможно, если государство систематически нарушает уставные обязатель- ства. Составной частью МПО являются ее органы, которые создают- ся на основе учредительного договора или акта самой организации. Они наделяются определенной компетенцией, внутренней структу- рой, процедурой принятия решений. Выделяют межправительственные, межпарламенсткие, админи- стративные органы, а также органы, состоящие из лиц, действую- щих в личном качестве. Наиболее важными являются межправи- тельственные органы, которые относятся к высшим органам МПО и в которых члены представлены либо главами государств и прави- тельств, либо министрами иностранных дел. Межпарламентские органы образуются чаще всего в региональных МПО. Их участни- ки либо назначаются в национальных парламентах государств- членов, либо избираются на всеобщих прямых выборах. Админи- стративные органы состоят из международных служащих, которые избираются на основе конкурса, объявляемого на национальном или международном уровне. Служащие подчиняются генеральному секретарю МПО и несут ответственность перед организацией. Решение МПО представляет собой согласованное волеизъявле- ние государств-членов в компетентном органе в соответствии с компетенцией и с соблюдением процедурных требований. Процесс принятия решений в организации можно разбить на следующие стадии: 1) проявление инициативы разработки и принятия решения, ко- торая, как правило, исходит от государства-члена, их группы или компетентного органа; 2) внесение предложения о разработке решения в повестку дня органа, который отвечает за данное направление деятельности МПО; 17 3) разработка и обсуждение проекта решения в компетентном органе (возможно с привлечением экспертов и специалистов в рас- сматриваемом вопросе); 4) принятие решения, которое обычно сопровождается голосова- нием; по общему правилу каждая делегация, представляющая госу- дарство, имеет один голос (исключения составляют МПО, в которых используется принцип взвешенной системы принятия решений); решения могут приниматься единогласно, простым или квалифици- рованным большинством. Международные конференции Международная конференция — это собрание официальных представителей, выступающих от имени государств, которое созы- вается на ограниченный срок для достижения определенной цели. Международные конференции не являются субъектами МПП и не рассматриваются как МПО. Их называют инструментом многосто- ронней дипломатии, который используется для разработки и приня- тия международных договоров, заключительных актов, принципов сотрудничества в какой-либо области международных отношений. Для обеспечения работы конференции разрабатываются специ- альные правила процедуры (регламент), которые включают в себя следующие положения: 1) порядок утверждения повестки дня: данная повестка уста- навливает своеобразные рамки, за которые не могут выходить предложения или выступления участников конференции; 2) представительства и полномочия: делегации государств, участвующих в конференции, включают аккредитивных представи- телей, заместителей и советников; полномочия предоставляются в начале работы конференции в специально созданный комитет по проверке полномочий; 18 3) должностные лица: из числа представителей государств, участвующих в конференции, выбираются председатель (прези- дент), его заместители (обычно в количестве трех человек) и до- кладчик; данные лица избираются с учетом равного географическо- го представительства; 4) секретариат конференции: данный орган обеспечивает веде- ние протоколов, издание документов, их перевод на языки конфе- ренции, сохранность документов в архивах ООН, выполняет дру- гую работу, которая требуется для конференции; 5) вспомогательные органы: они могут быть представлены раз- личными комитетами, например, редакционный комитет, рабочие группы по отдельным вопросам; вспомогательные органы самосто- ятельно выбирают своих председателей и докладчиков; их решения принимаются большинством присутствующих и участвующих в голосовании представителей; 6) установление кворума для начала работы и порядок приня- тия решений: для того чтобы конференция могла начать работу обычно необходимо простое большинство от зарегистрированных делегаций и квалифицированное большинство от числа участвую- щих для принятия решений; обычно голосование проводится под- нятием рук, но может также проводиться и поименное голосование в английском порядке названия государств-участников конферен- ции; 7) открытие конференции: на первом заседании избирается председатель, повестка дня, утверждаются правила процедуры, выбирают должностных лиц конференции, принимается решение об организации работы в целом; 8) порядок ведения заседаний: правилами определяется, что председатель предоставляет слова ораторам в том порядке, в кото- ром они заявили о своем желании выступать, – секретариат состав- ляет список выступающих; процедурой может быть ограничено время доклада; 19 9) порядок внесения поправок и предложений и постановки их на голосование в определенной очередности; 10) официальные и рабочие языки конференции: обычно языками всемирной конференции признаются английский, французский и язык государства, на территории которого проводится конферен- ция; если же она проводится под эгидой ООН, то языками такой конференции рассматриваются официальные и рабочие языки ор- ганизации; на официальных языках можно выступать в главных органах и вносить официальные предложения, на них издаются официальные решения конференции; на рабочих языках можно выступать во вспомогательных органах и вносить неофициальные тексты; 11) другие участники и наблюдатели: лица, получившие при- глашение принимать участие в работе международной конферен- ции, имеют статус наблюдателя без права голоса; однако наблюда- тели могут выступать с краткими устными заявлениями, распро- странять документы, соответствующие тематике конференции. Итогом работы конференции является принятие итогового до- кумента. Чаще всего им является заключительный акт, в котором указываются цели конференции, место и время проведения, до- стигнутые успехи (документы), перечисляются участники, наблю- датели, образованные органы и так далее. Данный акт подписыва- ется главой каждой делегации. Он не содержит правовых норм и не рассматривается как юридически обязательный документ. Как правило, к заключительному акту прилагается также текст конвенции, который был одобрен на конференции. Могут приниматься также такие документы, как резолюции, де- кларации, программы и планы действий. Мирные средства урегулирования международных споров 20 В соответствии с МПП государства должны разрешать свои споры исключительно мирными средствами с соблюдением прин- ципов суверенного равенства государств, неприменения силы или угрозы силой, добросовестного исполнения международных обяза- тельств. Устав ООН делит международные споры: 1) на особо опасные, продолжение которых может угрожать поддержанию международного мира и безопасности; 2) все другие споры. Выделяют также ситуацию, которая может вызвать разногласия и привести к возникновению трений или спору. Однако четкого различия между спором и ситуацией не существует. Можно выделить следующие виды споров: 1) политические споры относятся к категории самых сложных, разрешаются политическими средствами (спор об определении границ); 2) юридические споры, как правило, рассматриваются Между- народным судом ООН, который обладает обязательной юрисдикци- ей в отношении таких споров, как толкование международного до- говора; любой вопрос международного права; установление факта, представляющего собой нарушение международного обязательства; характер и размер возмещения, причитающегося за нарушение меж- дународного обязательства; 3) экономические споры (оплата поставки товаров) и другие. Под мирным средством урегулирования международных споров понимаются международно-правовые способы и процедуры разре- шения споров между субъектами МПП в соответствии с принципа- ми МПП без применения принуждения в какой-либо форме. Выде- ляют следующие средства мирного урегулирования международ- ных споров: 1) переговоры: одно из наиболее старых и эффективных средств. По количеству участников переговоры бывают двусторон- 21 ние и многосторонние (чаще всего проходят в виде конференции); по кругу лиц, участвующих в переговорах, различают переговоры глав государств и правительств, министров иностранных дел, глав дипломатических представительств и переговоры с участием спе- циально уполномоченных лиц; по форме проводят устные и пись- менные переговоры; также переговоры могут быть официальными и неофициальными. Можно выделить следующие стадии перего- ворного процесса: выступление с инициативой проведения перего- воров; достижение договоренности о месте, времени, уровне пере- говоров; определение процедуры проведения переговоров; сами переговоры; принятие итогового документа или акта; 2) консультации – это сравнительно новый способ разрешения международного спора. Их используют, когда необходимо быстро получить информацию по важному вопросу. Применяются два вида консультаций: обязательные (их использование предусмотрено в международном договоре) и факультативные (к ним государства прибегают по взаимному согласию); 3) добрые услуги и посредничество характеризуются привлече- нием третьей стороны, которая не принимает непосредственного участия в споре. В качестве третьей стороны могут выступать госу- дарства, МПО, Генеральный секретарь ООН. При оказании добрых услуг третья стороны не участвует непосредственно в переговор- ном процесса; она организует переговоры, предоставляет место их проведения. Посредник может предлагать свой вариант урегулиро- вания спора; 4) международные следственные комиссии учреждаются на ос- нове соглашения между спорящими сторонами. Комиссия отвечает за выяснение фактов посредством беспристрастного и добросо- вестного расследования и не предлагает вариант разрешения спора. Комиссии изучают документы, представленные сторонами, опра- шивают свидетелей, привлекают экспертов. Совещания комиссия проходят при закрытых дверях; 22 5) примирительные комиссии состоят из трех членов, двух из которых назначают спорящие государства, и председателя, избира- емого двумя другими членами. Комиссия самостоятельно опреде- ляет правила процедуры; она принимает решения и рекомендации большинством голосов. Доклад комиссии включает анализ вопро- сов права, установленных фактов, а также рекомендации к споря- щим сторонам о возможном разрешении спора; 6) международные судебные органы означают использование различного рода международных судов как постоянно действую- щих, так и судов ad hoc. Решения данных органов обязательны для государств-участников спора. Состав международных судебных органов известен сторонам заранее и он не зависит от воли сторон. Международные суды функционируют постоянно, и судьи обязаны быть все время в распоряжении суда. Данные органы могут рас- сматривать споры как с участием государств, так и с участием МПО (кроме Международного суда ООН). Кроме того, существуют международные арбитражи, состав которых и процедура рассмот- рения спора в которых зависит от соглашения сторон спора. Главным международным судебным органом является Между- народный Суд ООН, который осуществляет свою деятельность на основе Статута и Регламента Международного Суда. Существова- ние Суда ООН не исключает возможность создания специальных судов на основе других международных соглашений (Европейский суд по правам человека, Межамериканский суд по правам человека, Суд Восточно-Африканского сообщества и т. д.). Международное экономическое право Международное экономическое право – это совокупность прин- ципов и норм МП, регулирующих экономическое сотрудничество между субъектами МП для содействия общемировому экономиче- скому прогрессу, создания условий стабильности и благополучия, 23 которые необходимы для мирных и дружественных взаимоотноше- ний между народами, повышения уровня жизни в условиях эконо- мического и социального прогресса. Международное экономическое право объединяет в себе торго- вое, финансовое, инвестиционное, право представления технологий и т. д. К принципам международных экономических отношений, наря- ду с общими международными принципами, относятся: 1) свободное определение государствами своей внешнеэконо- мической политики, включая тарифное регулирование, свободу ввоза-вывоза товаров, квотирование импорта и экспорта товаров, лицензирование, установление государственной монополии внеш- ней торговли отдельными товарами и т. п; 2) отсутствие дискриминации в международных экономических отношениях, основанное на суверенном равенстве государств; 3) эффективное участие государств в разрешении мировых эко- номических проблем; 4) свободное распоряжение государствами своими природными ресурсами и всей экономической деятельностью; 5) создание режима таможенных льгот для развивающихся стран; 6) свободный доступ к морю для стран, не имеющих к нему вы- хода. Государства могут устанавливать на своей территории такие режимы внешнеторгового регулирования, как национальный, спе- циальный, преференциальный и режим наибольшего благоприят- ствования. Национальный режим предполагает установление одинаковых правил осуществления внешнеторговой деятельности для резидентов и нерезидентов. В рамках специального режима иностранцам предо- ставляются права, специально оговоренные в международном дого- воре. Преференциальный режим предполагает предоставление 24 одним государством особенно благоприятных условий странам- соседям, государствам одного экономического объединения или раз- вивающимся странам. Режим наибольшего благоприятствования предполагает предоставление одним государством другому госу- дарству или его гражданам режима не менее, а то и более благо- приятного, чем режим, предоставляемый другим нациям или их гражданам. Особую роль в развитии международного экономического пра- ва играют международные конференции. В 1964 году в Же-неве бы- ла основана Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНИКДАТ), задачами, которой являются установление принципов и политики международной торговли и экономического развития, координация деятельности по международной торговле в рамках ООН, защита экономических интересов развивающихся стран. В 1966 году была создана Комиссия ООН по праву междуна- родной торговли (ЮНСИТРАЛ), которая занимается унификацией права международной торговли, а также содействует кодификации международных торговых обычаев. Комиссией были разработаны такие документы в сфере между- народной торгово-экономической деятельности, как Нью-Йоркская конвенция об исковой давности в международной купле-продаже товаров (1980 год), Гамбургская конвенция о морской перевозке грузов (1978 год), Венская конвенция о договорах международной купли-продаже товаров (1980 год), Нью-Йоркская конвенция о международных переводных векселях и международных простых векселях, Типовой закон о международном коммерческом арбитра- же, Арбитражный кодекс ЮНСИТРАЛ (1976 год) и т. д. Существует большое число МПО, которые призваны урегули- ровать межгосударственное экономическое сотрудничество. К ним относят в первую очередь Всемирную торговую организацию, Евро- пейский Союз. Дадим их краткую характеристику. 25 Основными целями Всемирной торговой организации (ВТО), образованной в 1994 году, являются содействие экономическому сотрудничеству в целях повышения жизненного уровня путем обеспечения полной занятости, роста производства, объемов тор- говли, обмена товарами и услугами, а также оптимального исполь- зования источников сырья с целью долгосрочного развития, защиты и сохранения окружающей среды. Конкретными направлениями деятельности ВТО, например, яв- ляются: – снижение таможенных пошлин для развивающихся стран; – ограничение поддержки развитыми странами экспорта сель- хозпродукции собственного производства; – ограничение протекционизма во внешней торговле; – временное ограничение импорта государством в пользу разви- тия собственного производства; – осуществление антидемпинговых мер для защиты националь- ной экономики от импортируемых продуктов по низким ценам; – ограничение субсидий на экспортируемый продукт; – развитие международных стандартов качества и сертифика- ционных правил; – недопущение дискриминации иностранных услуг при их им- порте; – защита авторских и смежных прав и т. д. Также в сфере осуществления международной экономической де- ятельности функционируют специализированные учреждения ООН. Это Международный валютный фонд (МВФ), Всемирный банк, Международный банк реконструкции и развития (МБРР), целями которых являются содействие развитию государств-членов путем капиталовложений на производственные цели, поощрение частных и иностранных инвестиций, стимулирование роста международной торговли, поддержание сбалансированного платежного баланса путем международных инвестиций и т. д.; Международная финансовая кор- 26 порация (МФК), Международная ассоциация развития (МАР), Мно- гостороннее агентство по гарантиям инвестиций (МАИГ), Продо- вольственная и сельскохозяйственная организация (ФАО), Организа- ция ООН по вопросам промышленного развития (ЮНИДО) и т. д. Европейский союз – объединение государств особого рода, причем объединение, находящееся в перманентном развитии и да- леко ушедшее от своих изначально торгово-экономических целей и функций. Начало Евросоюзу было положено заключением в 1951 году Договора об учреждении Европейского объединения угля и стали (ЕОУС) шестью западноевропейскими странами: Францией, ФРГ, Италией, Бельгией, Нидерландами и Люксембургом. Уже в рамках этого Договора действовали наднациональные полномочия его вышестоящего руководящего органа. Интеграцинно ориентиро- ванный опыт ЕОУС с его наднациональной составляющей было ре- шено распространить и на более широкую сферу экономики шести стран. В 1957 году в Риме были подписаны Договор об учреждении Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Договор об учреждении Европейского сообщества по атомной энергии (Евра- том). Для достижения интеграционных задач были намечены два основных рычага – создание общего рынка товаров, услуг, капита- лов, рабочей силы и сближение экономической политики государств- членов. С созданием еще в ЕЭС Таможенного союза и передачей функций внешнеэкономических отношений от государств-членов ЕЭС органам Сообществ заключение и исполнение всех торгово- экономических правовых актов, включая торговые договоры, согла- сование таможенно-тарифных уступок (в том числе в рамках ГАТТ) стало делом органов Сообществ, в том числе Комиссии, которая вы- ступала в переговорах и при заключении международных договоров от имени Сообществ. Передача все большего числа функций управления, которые традиционно находились в руках у органов управления государств, наднациональным органам, появление новых направлений сотруд- 27 ничества привели к образованию Европейского союза на основании Маастрихтского договора 1992 года. С целью расширения своего экономического влияния ЕС активно сотрудничает с государствами, которые не являются его членами. Правовые формы, закрепившие торгово-экономическое сотруд- ничество Евросоюза с другими странами различны: 1) двусторонние торговые соглашения с Бангладеш, Уругваем, Мексикой, Шри-Ланка и др.; 2) Трансатлантические декларации 1990 года с США и Канадой о тесном политическом, экономическом и культурном сотрудниче- стве; 3) соглашения о взаимных преференциях по отдельным товарам с Алжиром, Марокко, Тунисом, Египтом, Иорданией, Ливаном, Сирией и др.; 4) соглашения о сотрудничестве с Японией, Австралией, Новой Зеландией, Индией, Бразилией, Пакистаном, Китаем, в которых предусматривалось налаживание экономического, технического, социального и культурного сотрудничества с особыми условиями для отдельных стран; 5) соглашения о партнерстве и сотрудничестве с отдельными государствами Центральной и Восточной Европы, начиная с 1988 года. Такое соглашение было заключено между Евросоюзом и Рос- сией в 1994 году; 6) так называемые «европейские соглашения» или соглашения об ассоциации, которые представляли собой более высокую ступень сотрудничества с прицелом на дальнейшее принятие в Евросоюз соответствующей страны в качестве конечной цели. Такие соглаше- ния заключались в 90-е годы с Болгарией, Венгрией, Польшей, Ру- мынией и т. д. На основе таких соглашений создавались общие ор- ганы ассоциации (с каждым парт-нером отдельно), предоставлялся режим наибольшего благоприятствования, режим свободной тор- говли и транспортных связей. Именно посредством таких соглаше- 28 ний осуществлялось сближение экономических систем соответству- ющих стран и Евросоюза, что привело к решению в 2003 году о приеме большинства указанных стран в Евросоюз; 7) соглашение 1996 года о Таможенном союзе Евросоюза с Тур- цией; 8) соглашения о сотрудничестве с международными организа- циями (ООН, специализированные учреждения ООН, бывший СЭВ и др.). Особый характер носит соглашение между Евросоюзом и АСЕАН – Ассоциацией государств Юго-Вос-точной Африки, кото- рая сама ставит задачи построения зоны свободной торговли и Та- моженного союза. Следует отметить, что договорно-правовые формы и существо сотрудничества время от времени изменяются от страны к стране. Всего Евросоюзом заключено свыше двухсот двусторонних и мно- госторонних договоров с другими странами. В отношении России, Беларуси, Украины и десяти стран Средиземноморья Евросоюзом предусматривается курс на «дарование» им статуса «специального соседа». Эти страны не имеют перспектив вступить в ЕС в обозри- мом будущем, но им предполагается предоставление торговых уступок, облегченный режим передвижения людей, установление тесной интеграции на едином европейском рынке. Международное валютное право Межгосударственное валютное сотрудничество может осу- ществляться на локальном, региональном и универсальном уров- нях. В результате такого сотрудничества могут создаваться соответ- ствующего охвата валютные системы. Целями валютных систем являются, во-первых, обеспечение бесперебойного валютного обра- щения в сфере международных расчетов по текущим сделкам и ка- питалообороту, во-вторых, предупреждение и преодоление кризис- ных валютно-расчетных ситуаций, включая предоставление при 29 необходимости финансовой помощи и кредитов. Функционирование валютной системы связано обычно с отказом государств- участников от определенных элементов своего валютного сувере- нитета, т. е. выполнение внутринациональных действий по интер- венционным рекомендациям органов системы в целях поддержания в здоровом состоянии национальных финансов. В обмен на такое вмешательство и в интересах функционирования системы предо- ставляется финансовая помощь. Бреттон-вудская валютная система явилась первой современ- ной валютной системой. Инициатива создания системы принадле- жала США (с поддержкой Великобритании). Система эта юридиче- ски базируется на принятых еще в ходе Второй мировой войны в 1944 году в Бреттон-Вудсе (США) Уставов МВФ и МБРР, вступив- ших в силу 27 декабря 1945 года и в дальнейшем несколько раз менявшихся. В настоящее время обе организации пользуются статусом спе- циализированных учреждений ООН. Цели и задачи МВФ и МБРР различны. Основные цели МВФ: поддержание стабильности валют; упо- рядочение валютных отношений между государствами-членами; недопущение так называемой «конкурирующей» девальвации национальных валют для достижения лучших конкурентных усло- вий экспорта; содействие созданию многосторонней системы те- кущих платежей по сделкам; устранение ограничений валютного обращения, тормозящего развитие международной торговли. МВФ полномочен выделять кратко- и среднесрочную финансо- вую помощь странам-членам для преодоления дефицита платежно- го баланса, ликвидации платежных дисбалансов и т. п., иначе гово- ря, для финансового оздоровления макроэкономических состояний стран-членов. МБРР сегодня главной целью имеет поощрение экономического и социального прогресса на пути рыночной экономики в развива- 30 ющихся странах и странах с переходной экономикой посредством долгосрочного финансирования проектов и программ по отдель- ным отраслям национальной экономики. И МВФ, и МБРР в институциональном отношении построены аналогично и взаимосвязаны. Членство в МБРР открыто для членов МВФ. В настоящее время членами Фонда и Банка является около 190 государств, т. е. практически все государства мира. Управление МВФ и МБРР осуществляется по одинаковой схе- ме. Высшими органами обоих учреждений являются Советы управляющих в составе всех государств-членов. Текущими делами заведуют Исполнительный совет (МВФ) и Директора-исполнители – Директорат (МБРР). Оба органа состоят их 24 членов, в том числе назначаемых странами с большими долями (квотами) капитала – Великобритания, Германия, США, Франция, Япония, а также Рос- сия, Китай и Саудовская Аравия. Остальные члены избираются управляющими Фонда (Банка) с учетом принадлежности к опреде- ленным регионам. Высшими должностными лицами являются Президент (МБРР) и Директор-распорядитель (МВФ). Международное инвестиционное право Инвестиционное право представляет собой совокупность принципов и норм, регулирующих отношения между государства- ми по поводу капиталовложений. Можно выделить следующие особенности международного инвестиционного права: во-первых, речь идет только о режиме и защите иностранной собственности, причем международно-правовыми средства-ми; во-вторых, в рамках международного инвестиционного права определяются режим и защита иностранной частной собственности. В-третьих, в между- народном инвестиционном праве речь идет конкретно об ино- странных инвестициях. Поэтому возникает вопрос об определении 31 этого понятия. В двусторонних международных соглашениях о поощрении и защите инвестиций обычно понимаются очень широ- ко: любые имущественные блага (любое движимое и недвижимое имущество, включая ценные бумаги), а также нематериальные бла- га (интеллектуальная собственность). Режим иностранных инвестиций, как и вообще любых инвести- ций, подпадает под компетенцию государства места нахождения инвестиционного объекта. Международное право не содержит ка- ких-либо ясных и общепризнанных принципов и норм, касающихся режима иностранных инвестиций. Ничто поэтому не препятствует государству, пользуясь своим суверенным правом, устанавливать в одностороннем порядке режим иностранных инвестиций на своей территории (допуска, пользования и прекращения), а также режим инвестирования за рубежом для своих физических и юридических лиц, разумеется, с соблюдением при этом принципа уважения суве- ренитета государств, в которых осуществляются этими лицами ин- вестиции. Вместе с тем, было заключено большое количество дву- сторонних и многосторонних международных договоров, регули- рующих правовой статус иностранных инвестиций. Содержание двусторонних соглашений по поощрению и защите инвестиций (СПЗИ) в основном сводится к следующему. В их преамбулах обычно указываются цели и предмет соглашения, в частности, утверждение опоры на частный сектор, создание благоприятных условий для инвестиций, их поощрение и защита. Включаются также и такие положения, как уважение суверенитета и законов страны инвестирования, право на инвестиционное сотрудничество как с частными, так и с публичными (государственными) предпри- ятиями. Могут определяться и специфические сферы поощрения инвестиций. Юридически СПЗИ строятся на принципе формальной взаимности. Условия трансферов капиталов в связи с инвестициями занимают весьма существенное место в двусторонних соглашени- ях. Это обычно: переводы текущих прибылей; платежи по сборам в 32 связи с оформлением имущественных прав; погашение кредитов; переводы средств, вырученных от продажи (ликвидации) инвести- ций (реэкспорт инвестиций); компенсация в связи с экспроприаци- ей, национализацией. Обусловливается беспрепятственный перевод такого рода платежей. Своего рода уникальным договорным усло- вием в части допуска иностранной рабочей силы, встречающимся в двусторонних соглашениях об инвестициях, является оговорка о благожелательном изучении ходатайств договаривающихся госу- дарств о разрешении работать и выдаче видов на место жительство в связи с инвестиционной деятельностью в рамках соглашений. Одним из наиболее важных многосторонних договоров являет- ся Сеульская конвенция 1985 года, на основе которой было создано Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям, в котором состоит большинство государств мира. МИГА, хотя и вхо- дит в систему МБРР, обладает юридической и финансовой незави- симостью. Высший орган МИГА – Совет управляющих с полной всесторонней компетенцией. Директорат, назначаемый Советом, занимается текущей деятельностью Агентства. Президент МИГА назначается Директоратом по представлению МБРР и под общим руководством Директората ведает текущими делами. Все государства-члены входят либо в группу I, в которой состоят развитые страны, вносящие вместе 60 % подписного капитала МИГА (крупнейшие вкладчики: США, Япония, ФРГ, Великобритания и Франция), либо в группу II в составе развивающихся стран, на кото- рые приходится 40 % подписного капитала. МИГА предоставляет инвестиционные гарантии только инве- сторам из группы I, осуществляющим операции на территориях стран II. Непосредственно Агентством при его участии осуществляются гарантии двух видов: – гарантии «ординарные», («автоматические») по страхованию, увязанному с подписным капиталом. Эти гарантии ограничиваются 33 потолком в 150 % от общего объема подписного капитала страны и предоставляются МИГА только инвесторам стран группы I по ин- вестициям в странах группы II; – гарантии, не увязанные с подписным капиталом. Такие гаран- тии фактически и юридически предоставляет не МИГА, которое выступает лишь в качестве посредника при образовании спонсор- ской группы стран особого доверительного фонда поддержки, из которого и предоставляется гарантия. Агентство не несет никакой финансовой ответственности. Такие гарантии не ограничиваются каким-нибудь потолком. Они могут предоставляться инвесторам из группы I по инвестициям в странах группы II (когда, к примеру, превышен потолок для выдачи гарантий по первому виду, т. е. в зависимости от общей суммы подписного капитала; когда гарантии выходят за рамки иных критериев для первого вида). Гарантии вто- рого вида также могут даваться инвесторам из группы II для инве- стиций в странах этой же группы. В Сеульской конвенции приводится перечень некоммерческих рисков, которые подлежат страхованию: – риск расторжения инвестиционного договора государством- импортером. Для страхового возмещения необходимо, чтобы рас- торжение состоялось, а инвестор не мог воспользоваться имеющи- мися средствами для предотвращения такой меры; – риски, связанные с ограничениями финансовых трансферов, введенными в стране-импортере в отношении конвертабельности перевода инвестором прибыли в связи с ликвидацией иностранного предприятия; – риск лишения собственности, включая меры по экспроприа- ции и национализации. Но при этом «традиционные» и «недискри- минационные» меры общего значения, предпринимаемые в целях упорядочения экономики, не рассматриваются как экспроприаци- онные; 34 – риски возникновения гражданских беспорядков, вооруженных конфликтов, в том числе восстания, революции и тому подобных событий, не контролируемых властями страны. Но террористиче- ские акты не входят в эту категорию и могут страховаться только дополнительно. Сеульская конвенция недвусмысленно предусматривает в каче- стве целей создания механизма инвестиционного гарантирования стимулирование создания в странах-импортерах инвестиций ста- бильной обстановки, снижающей вероятность наступления «поли- тических», некоммерческих рисков. Предоставление гарантий ста- вится в зависимость от создания справедливого и равного режима инвестиций и от расширения сети соглашений по поощрению и защите инвестиций. МИГА выступает в качестве страховщика и потенциального суброгата, а иностранноый инвестор – в качестве страхователя ин- вестиций от различных некоммерческих рисков, перечисленных в контракте. Международное торговое право Международное торговое право является совокупностью норм, регулирующих межгосударственные торговые отношения. Следует заметить, что именно международное торговое право составляет основу различным экономическим отношениям. Именно торговые договоры создают правовую базу для всего комплекса торгово- экономических связей. В них определяется правовое положение юридических и физических лиц одной страны на территории дру- гой; устанавливаются принципы торговых отношений, в том числе применения тарифный и нетарифных мер регулирования, защит- ных и ограничительных мер, порядок торговых расчетов; вопросы транзита товаров, судоходства, разрешения споров; предусматри- 35 ваются меры контроля реализации договора (например, создание совместных комиссий). К основным источникам торгового права следует отнести сле- дующие: Венская конвенция о договорах международной купли- продаже товаров (1980 год), Нью-Йоркская конвенция об исковой давности в международной купле-продаже товаров (1983 год), Га- агская конвенция о праве, применимом к международной купле- продаже товаров (1986 год), Римская конвенция о праве, примени- мом к договорным обязательствам (в рамках ЕС) (1980 год), Оттав- ская конвенция о международном финансовом лизинге (1988 год), Конвенция о независимых гарантиях и резервных аккредитивах (1995 год), Женевская конвенция о договоре международной до- рожной перевозке грузов (1956 год), Брюссельская конвенция об унификации некоторых правил о коносаменте (1924 год), Гамбург- ская конвенция о морской перевозке грузов (1978 год), Соглашение о международном грузовом сообщении (СМГС), Соглашение об общих условиях поставок (ОУП СНГ) (1992 год) и пр. 30 октября 1947 года был подписан Заключительный акт первой тарифной конференции, которая включала в себя текст Генерально- го соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ). Страны-участницы обязывались соблюдать общие принципы I–IV и IX глав Гаванской хартии. В соответствии с Протоколом о временном применении ГАТТ положения части II (III–XXIII ст.) ГАТТ подлежали примене- нию в максимальной степени, совместимой с национальным зако- нодательством. С 1 января 1948 года Протокол о временном приме- нении ГАТТ вступил в силу. В дальнейшем развитие международ- ной торговой системы осуществлялось под влиянием ГАТТ, к которому постепенно присоединилась преобладающая часть госу- дарств. Развивалась и административная, политическая, правовая инфраструктура ГАТТ. По окончании Уругвайского раунда многосторонних торговых пе- реговоров в рамках ГАТТ (сентябрь 1986–декабрь 1993 года) была 36 учреждена Всемирная торговая организация (ВТО). Соглашение об учреждении ВТО было подписано в Марракеше, Марокко 15 апре- ля 1994 года 104 государствами. С 1 января 1995 года ВТО начала свою деятельность. Соглаше- ния, входящие в систему ВТО, регулируют практически все важ- нейшие аспекты международной торговли: применение режима наибольшего благоприятствования и исключение из него тарифных и нетарифных мер регулирования, защитных мер, преференций и т. д. В рамках ВТО функционирует Генеральное соглашение о тор- говле услугами (ГАТС), Соглашение по торговым аспектам защиты прав интеллектуальной собственности (ТРИПС), Соглашение по текстилю и одежде, Соглашение по сельскому хозяйству, Соглаше- ние о правительственных закупках, Соглашение о гражданской авиатехнике, Соглашение по торговым аспектам инвестиционных мер (ТРИМС) и другие. С принятием тем или иным государством на себя обязательства по ГАТТ (ВТО) отпадает необходимость регулировать ту же сферу взаимоотношений с другими государствами-участниками двусто- ронними торговыми договорами. Поэтому действие многих таких договоров полностью или частично либо прекращено, либо при- остановлено. В ряде случаев многостороннее регулирование в международ- ной торговой системе и вне системы ВТО охватывает лишь отдель- ные товарные рынки, как, например, международные товарные соглашения: по сахару, пшенице, какао, кофе, олову, каучуку, олив- ковому маслу, хлопку, джуту, свинцу, цинку. Цель этих соглашений – регулировать транснациональные рын- ки товаров, обеспечивать их устойчивость, согласовать интересы стран-экспортеров и стран-импортеров, установив надлежащее соотношение между спросом и предложением путем применения системы квот, стабилизационных запасов, гарантированных обяза- тельств на покупку и продажу. На основе ряда товарных соглаше- 37 ний (по сахару, кофе, какао, каучуку) созданы соответствующие международные органы. Следует отметить, что обязанность международного экономи- ческого сотрудничества прямо закреплена Уставом ООН. При этом роль международной торговли подчеркивается рядом резолюций Генеральной Ассамблеи ООН: № 1421 (XIV) от 25 декабря 1959 года (Мировая торговля как фактор развития мирных отношений между государствами); № 1519 (XV) от 15 декабря 1960 года (Рас- ширение международной торговли способствует укреплению ми- ра); № 1785 (XVII), 2205 (XXII) от 28 декабря 1966 года (Сотрудни- чество в области международной торговли как фактор, способ- ствующий установлению дружественных отношений). Право «свободно торговать с другими странами» зафикси- ровано в «Принципах» ЮНКТАД 1964 года. Многие положения, развивающие этот принцип, содержаться в Хартии экономических прав и обязанностей государств 1974 года. Данный принцип означает: право на участие в международной торговле; право заключать свободно двусторонние и многосторон- ние договоры по вопросам международной торговли; право объ- единяться в международные организации, в том числе в организа- ции производителей товаров; право участвовать в решении миро- вых проблем международной торговли; право пользоваться выгодами от международной торговли; обязанность государств развивать взаимную торговлю, не наносить ущерба торговым инте- ресам других стран, учитывать растущую взаимозависимость госу- дарств в международной торговой системе, укреплять принцип универсальности в международном праве; обязанность не устанав- ливать норм, препятствующих торговле; обязанность воздержи- ваться от любых форм демпинга; обязанность укреплять многосто- роннюю торговую систему, поддерживать дисциплину в системе ВТО; право государств, не имеющих выхода к морю, на свободный доступ к морю в целях международной торговли. 38 Большое значение в международном торговом праве имеет так- же принцип либерализации торговли, который вытекает из положе- ний текста ГАТТ, последующих решений системы ВТО и означает: обязанность государств устранять препятствия в международной торговле, не устанавливать запрещений и ограничений на импорт или экспорт иных, кроме таможенных пошлин, налогов, сборов; не применять ограничения, несовместимые с правилами ГАТТ, устра- нять ограничения, противоречащие правилам ГАТТ; обязанность снижать уровень таможенного обложения импортируемых товаров, а также не применять к иностранным товарам ставки внутреннего налогообложения, имеющие дискриминационный, протекционист- ский или фискальный характер; право государств на встречное по- нижение ставок таможенных пошлин; право требовать устранения незаконных запрещений и ограничений, а также право на примене- ние контрмер; право на участие в выработке мер в целях устране- ния препятствий в международной торговле. Немаловажен также принцип защиты национального рынка. Данный принцип вытекает из положений текста ГАТТ, последую- щих решений и соглашений системы ВТО и означает: право и обя- занность государств на защиту своей экономики только с помощью мер таможенно-тарифной политики, а также с помощью нетариф- ных мер (запрета, лицензии, контингента) на основаниях и в преде- лах, разрешенных соглашениями системы ВТО; право государства на применение мер, защищающих национальную экономику, наци- ональных товаропроизводителей от ущерба, который может быть нанесен чрезмерным объемом импорта; право государств на при- менение антидемпинговых мер и компенсационных пошлин; обя- занность не применять антидемпинговые меры произвольно; обя- занность не осуществлять целенаправленное субсидирование экс- порта. 39 В международной торговой системе при доступе иностранных товаров на национальные рынки взаимодействуют две тенденции: либерализация и протекционизм. Выделяют принцип либерализации торговли и принцип защиты национального рынка. Во внешнеторговой политике государств используются для этого тарифные и нетарифные меры, как в актах внутригосударственного права, так и в международно-правовой позиции государств при решении проблем международной торгов- ли, в том числе в рамках ВТО. Идея создания глобального единого экономического простран- ства, из которой исходит современный международный экономиче- ский порядок, реализуется через принцип свободы торговли, устра- нение нетарифных барьеров, согласованное снижение ставок тамо- женных пошлин до их полной ликвидации. С учетом этого регулирование импорта путем прямого установ- ления количественных объемов ввоза практически во всех основ- ных государствах-участниках международной торговли заменено или заменяется на таможенно-тарифное регулирование товаропото- ков. Таможенно-тарифное регулирование несет фискальные и / или защитные функции. Практика знает применение следующих видов таможенных пошлин: импортные, экспортные (используются ред- ко), транзитные (в настоящее время практические не применяются). В зависимости от методики установления уровня таможенных пошлин различают пошлины: специфические, т. е. в виде фиксиро- ванной суммы с единицы изменения; адвалорные, т. е. в виде про- цента от декларируемой продавцом стоимости товара; альтерна- тивные (комбинированные), когда таможенные органы самостоя- тельно выбирают между специальной и адвалорной в сторону более высокой. Обычно таможенные тарифы содержат несколько уровней ста- вок: общие ставки (или максимальные, генеральные, автономные); наиболее благоприятные (минимальные); преференциальные. 40 Особое место в таможенно-тарифном регулировании междуна- родной торговли занимают антидемпинговые и компенсационные пошлины. Фактически речь идет об экономических контрмерах, санкционированных международным экономическим правом в от- вет на правонарушение, выражающееся в демпинге и субсидирова- нии экспорта. Антидемпинговые пошлины – это дополнительные пошлины, взымаемые с товаров, продаваемых на экспорт по цене ниже их цены на внутреннем рынке страны-экспортера. Статья VI ГАТТ в случае демпинга разрешает применять антидемпинговую пошлину в размере, равном разнице между «нормальной» и факти- ческой экспортной ценой, и только тогда, когда результатом дем- пинга является материальный ущерб национальной промышленно- сти. Компенсационной называется пошлина, которая согласно ста- тье VI ГАТТ «устанавливается с тем, чтобы нейтрализовать действие субсидии или льготы, установленной прямо или косвенно в отношении экспорта или производства какого-либо товара». 41 Содержание Введение .................................................................................................. 3 Понятие международного публичного права ........................................ 4 Источники международного публичного права .................................... 5 Субъекты международного публичного права ...................................... 7 Право международных договоров ......................................................... 11 Международные организации ................................................................ 13 Международные конференции ............................................................... 16 Мирные средства урегулирования международных споров ................ 19 Международное экономическое право .................................................. 22 Международное валютное право ........................................................... 27 Международное инвестиционное право ............................................... 29 Международное торговое право ............................................................ 33 42 Учебное издание ЛУКИНА Лариса Сергеевна МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО Конспект лекций для студентов экономической специальности высших учебных заведений Редактор Т. В Кипель Компьютерная верстка Д. К. Измайлович Подписано в печать 16.04.2012. Формат 60 84 1 /16. Бумага офсет- ная. Ризография. Усл. печ. л. 2,38. Уч.-изд. л. 1,86. Тираж 50. Заказ 18. Издатель и полиграфическое исполнение: Белорусский националь- ный технический университет. ЛИ № 02330/0494349 от 16.03.2009. Пр. Независимости, 65. 220013, г. Минск.