Министерство образования Республики Беларусь БЕЛОРУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ Кафедра «Дистанционные технологии образования» Этика Учебно-методический комплекс для студентов дистанционной формы обучения Учебное электронное издание Мин с к 2 0 0 6 Составитель В.В. Шибалко Рецензент доктор философских наук, профессор А.И. Лойко Учебно-методический комплекс по курсу «Этика» рассмотрен и утвержден на заседании кафедры «Дистанционные технологии образования» Протокол № 4 от 27.12.2005 г. Рекомендован методической комиссией факультета «Технологии управления и гуманитаризации» Протокол №2 от 22.12.2005 г. Белорусский национальный технический университет пр-т Незавимости, 65, г.Минск, Республика Беларусь Тел. (017) 292-77-52 факс (017) 292-39-37 E-mail: http://www.mido.bntu.by/files/learn/et_mtd.zip Регистрационный №____________ © Шибалко В.В., 2006 © БНТУ, 2006 С о д е р ж а н и е В в е д е н и е. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4 У ЧЕБНАЯ ПРОГРАММА КУРСА. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6 С ОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7 1. Теоретические проблемы этики. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7 2. История этических учений. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10 3 . Прикладные проблемы этики. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ ЕФЕРАТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЭТИКА» . . . . . . . . . . . . . . Р 23 ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ И ВОПРОСЫ Д ЛЯ ПОДГОТОВКИ К СДАЧЕ ЗАЧЕТА. . . . . . . . . . . . . . . . . . 24 СЛОВАРЬ НАИБОЛЕЕ УПОТРЕБЛЯЕМЫХ ТЕРМИНОВ В РАМКАХ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭТИКА» . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26 3 В в е д е н и е Этика – это гуманитарная учебная дисциплина, предметом кото- рой является мораль (нравственность), а объектом её изучения – человек, его поведение и отношения. Дисциплина «Этика» базируется на определенной философии и нравственно-духовном опыте, взаимодействуя с культурологией, историей, психологией, педагогикой, этнографией, религиоведени- ем и т.д. Иными словами, «Этика» – комплексная гуманитарная наука, предполагающая формирование всесторонне развитой, эру- дированной личности. В ходе изучение дисциплины студенты должны: усвоить: • ключевые концептуальные модели этического знания; • основные способы этической аргументации; • понятийно-категориальный аппарат этики; • персоналии этики в контексте истории и современности; уметь характеризовать: • эволюцию нравственных отношений, моральных норм и идеалов в процессе социальных трансформаций; • основные нравственные проблемы современности; • нормативно-прикладные аспекты этического знания профес- сионального общения; • особенности нравственной культуры белорусского народа; уметь анализировать: • общечеловеческий смысл морали и её конкретно-историче- ские типы; • специфику этического знания и его роль в нравственном бытии; • конкретные нравственные ситуации в контексте высших мо- ральных ценностей; • собственный моральный выбор; приобрести качества полноценного субъекта нравственного творчества, обладающего навыками: • этической политики и диалога; • исследования и разрешения конфликтных ситуаций; • адекватной самооценки и толерантной оценки других людей; 4 • корректного поведения в сфере профессионального и личного общения; Цель дисциплины: • становление нравственной личности, способной к формиро- ванию собственной нравственной позиции; • воспитание у студентов гуманного, нравственного, справед- ливого и осознанного отношения к жизни, к себе и к другим людям; • совершенствование личной культуры поведения. Широта тематики курса ориентирует студентов на формирова- ние научных представлений о нравственности, закономерностях функционирования и развития моральной реальности и использова- ния полученных знаний в профессиональной деятельности. Данное издание разработано на основе общеобразовательного стандарта социально-гуманитарных дисциплин для высшей школы и учебной программы по этике для высших учебных заведений (сост. И.Л. Зеленкова, Т.В. Мишаткина, Е.В. Беляева. – Мн.: РИВШ, БГУ, 2000) утвержденной Министерством образования Республики Беларусь 24 января 2000 г., регистрационный номер ТД-71/тип, предназначено для студентов дистанционной формы обучения МИДО БНТУ, и носит статус профильного, авторского пособия. В каждом разделе выделяются ключевые темы, прописываются проблематика и основные понятия этики. В конце каждой темы формируются вопросы для самоконтроля. Предлагается список ос- новной и дополнительной литературы; приводятся тематика рефе- ратов и вопросы к зачету. В конце даётся словарь наиболее упот- ребляемых терминов, понятий и выражений в рамках дисциплины «Этика». Основной метод дистанционного образования – самостоятель- ная, творческая работа с учебно-методической, справочной и дру- гой литературой. Одной из форм контроля за выполнением учебной программы является написание реферата, где проявляется и оцени- вается умение студента работать с литературой, подбирать, обоб- щать и анализировать материал, излагать текст. Изучение курса за- вершается зачетом. 5 УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА КУРСА 1. Теоретические проблемы этики 1. Этика как философская наука, её место в системе гуманисти- ческого образования. Особенности и структура этического знания. 2. Специфика этики. Различные аспекты этики. Мета этика и нормативная этика. 3. Мораль как предмет этического знания. Структурно-функцио- нальный анализ морали. 4. Концепции происхождения морали. 5. Теория высших моральных ценностей. 2. История этических учений 1. Этическое сознание Древнего мира. 2. Этические учения эпохи средневековья. 3. Этика Возрождения и Нового времени. 4. Этика 20-го века. 3. Прикладные проблемы этики 1. Проблемы общения. 2. Профессиональная этика. 3. Этикет и мораль. 4. «Открытые» проблемы прикладной этики. Основная (учебная) литература 1. Гусейнов, А.А., Апресян, Р.Г. Этика. – М., 2000. 2. Гусейнов, А.А. Великие моралисты. – М., 1995. 3. Гусейнов, А.А., Иррлитц, Г. Краткая история этики. – М., 1987. 4. Гусейнов, А.А. Введение в этику. – М., 1985. 5. Зеленкова, И.Л., Беляева, Е.В. Этика. – Мн., 1999. 6. Зеленкова, И.Л. Основы этики. – Мн., 1998. 7. Кропоткин, П.А. Этика – М., 1991. 8. Кругляницо, Т.Ф. Этика. – М., 1997. 6 9. Мартысюк, П.Г. Этика. – Мн., 2001. 10. Мишаткина, Т.В. Бражникова, З.В. Этика. История и теория морали. – Мн., 1996. 11. Мишаткина, Т.В. Этика: экспресс-курс. – Мн., 2003. 12. Основы этических знаний. – СПБ., 1998. 13. Прикладная этика: теоретические и методические проблемы. – Мн., 1998. 14. Прикладная этика: учебное пособие / Под ред. И.А. Зеленко- вой. – Мн., 2002. 15. Основы этических знаний / М.Н. Росенко [и др.]. – М., 1998. 16. Шрейдер Ю.А. Лекции по этике: учебное пособие. – М., 1998. 17. Этика: учебное пособие. В 3 ч. – Мн., 1996. 18. Этика / Под ред. Т.В. Мишаткиной. – Мн., 1997. 19. Этика. Фундаментальный курс в авторизованном изложении. – М., 1993. Справочные пособия и словари 1. Мифологический словарь / Под ред. Е.М. Мелетинского. – М., 1992. 2. Словарь по этике / Под ред. И.С. Кона (любое издание). 3. Современная западная философия: словарь. – М., 1991. 4. Словарь античности / Пер. с нем. – СПб., 1992. 5. Современный гуманитарный словарь-справочник / Под ред. П.С. Гуревича. – М., 1999. 6. Человек: философско-энциклопедический словарь. – М., 2000. 7. Философский энциклопедический словарь. – М., 1997. 8. Чалавек i грамадства: энцыклапедычны даведнiк. – Мн., 1995. 9. Этика: словарь афоризмов и изречений. – М., 1995. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 1. Теоретические проблемы этики Методический материал к изучению темы Ведущая идея – этика как практическая философия, как система норм нравственного поведения человека, формирующая идеальные представления о нравственности как должном поведении. 7 Предпосылки возникновения и особенности становления этики как философской науки. Определения предмета и объекта этики, её задачи. Этикет и мораль, их своеобразие и специфика. Структура этического знания. Категориальный аппарат науки – 3 блока: универсальные значения нравственности; всеобщие нравст- венные основания личности; конечные формы значений, синтезиро- ванных в понятии «добро» и «зло». Фундаментальное понятие морали – диалектика добра и зла. Взаимосвязь морали с другими формами общественного сознания. Историческое развитие морали. Открытость категории «мораль» и невозможность единственного определения «морали» в условиях множества различных дефини- ций. Этапы становления и функционирования морали с позиции соотнесенности ригористических и релятивистских тенденций. Ри- гористический принцип как строгое, непреклонное проведение еди- ной общеобязательной системы моральных норм и запретов. Мно- жественность моральных позиций. Социум как механическая сумма индивидов, у каждого из которых собственные нравственные идеи и ценности (нравственный релятивизм). Мораль как социальный ин- струмент, выполняющий ряд функций: освоения и преобразования мира, регулирующая, ценностно-ориентирующая, воспитательная, мотивационная, коммуникативная, кумулятивная и т.д. Три элемен- та структуры морали: моральное сознание как специфический вид социального познания, предназначенный для освоения ценностных свойств общественных отношений и поступков людей с точки зре- ния соответствия принятым в обществе нравственным нормам, нравственное поведение как объективация нравственных норм и моральная практика как источник выработки, формирования и функционирования этического сознания. Специфические признаки морали, её антиномические свойства. Основные концепции проис- хождения морали: натуралистическая, антропологическая (принци- пы гедонизма, эвдемонизма, утилитаризма), креационистская, куль- турологическая, социологическая, историческая. Достоинства и не- достатки концепций. Высшие моральные ценности, их трактовка в различных этических теориях. Долг и совесть, честь и достоинство как категории оценки нравственного статуса личности. Свобода, счастье, смысл жизни как высшая моральная ценность и стратеги- ческий ориентир нравственной деятельности. 8 Вопросы для самоконтроля 1. Предмет и объект этики, её специфика, задачи. 2. Основные виды этических теорий. 3. Методологические проблемы истории этики. 4. Диалектика добра и зла. 5. Этикет и мораль: сравнительный анализ. 6. Структура этического сознания. 7. Категории «мораль» и «нравственность». 8. Структура и функция морали. 9. Специфические признаки морали, ее антиномические свойства. 10. Концепции происхождения морали. 11. Высшие моральные ценности в различных этических теориях. 12. Соотношение ригористического принципа и нравственного релятивизма. Литература 1. Авременко, В.Н. Техника и мораль: грани взаимодействия. – М., 1987. 2. Агешин, Ю.Ю. Политика, право, мораль. – М., 1982. 3. Александрова, Р.И., Смольянов, А.В. Экология и мораль. – М., 1984. 4. Анисимов, С.Ф. Социальная сущность, структура и функции морали. – М., 1973. 5. Анисимов, С.Ф. Мораль и поведение. – М., 1979. 6. Братусь, Б.С. Нравственное сознание личности. – М., 1985. 7. Бабосов, Е.М. Нравственная культура личности. – Мн., 1985. 8. Блюмкин, В.А. Нравственное воспитание: философско-эти- ческие основы. – Воронеж, 1990. 9. Библер, В.С. Нравственность. Культура. Современность. – М., 1990 10. Бондаренко, Ю.Я. У истоков современной морали. – М., 1991. 11. Волченко, Л.Б. Гуманность, деликатность, вежливость и эти- кет: ценности культуры и морали. – М., 1992. 12. Волченко, Л.Б. Добро и зло как этические категории. – М., 1975. 13. Вардомацкий, А.П. Моральная регуляция поведение лично- сти. – Мн., 1988. 9 14. Вейсс, Ф.Р. Нравственные основы жизни. – Мн., 1994. 15. Валеев, Д.Ж. Происхождение морали. – Саратов, 1981. 16. Гусейнов, А.А. Социальная природа нравственности. – М., 1974. 17. Геллнер, Э. Условия свободы. – М., 1995. 18. Дробницкий, О.Г. Понятие морали. – М., 1974. 19. Жизнь земная и последующая. – М., 1991. 20. Жизнь, смерть, бессмертие. – Мн., 1996. 21. Комаров, И.Н. Этика – инженеру. – Мн., 1990. 22. Коган, Л.И. Зло. – Екатеринбург, 1992. 23. Карсавин, Л.П. Добро и зло // Малые сочинения. – СПб., 1994. 24. Кучинский, С.А. Человек моральный. – М., 1989. 25. Лаптенок, А.С. Нравственная культура общества: преемст- венность и новация. – Мн., 1999. 26. Лаптенок А.С. Духовно-нравственный мир учащейся моло- дежи. – М., 1999. 27. Лосский, Н.О. Условия абсолютного добра. – М., 1994. 28. Майхрович, А.С. Становление нравственного сознания: из истории духовной культуры Беларуси. – Мн., 1997. 29. Моральные ценности и личность. – М., 1994. 30. Максимов, А.М. Измерение свободы. – Екатеринбург, 1994. 31. Мень, А. Тайна жизни и смерти. – М., 1992. 32. Нравственная жизнь человека: искания, позиции, поступки. – М., 1982. 33. Свобода и справедливость. – Н.Новгород, 1993. 34. Скрипник, А.П. Моральное зло в истории этики и культуры. – М., 1992. 35. Смысл жизни: опыт философского исследования. – М., 1992. 36. Тарновский Е. Четыре свободы. – СПб., 1995. 37. Фукс, Э. Иллюстрированная история нравов. В 3 т. – М., 1994. 38. Шерданов, В.Н. Добро и зло. – М., 1992. 2. История этических учений Методический материал к изучению темы Ведущая идея – эволюция нравственных и моральных представ- лений в процессе социальных трансформаций. Анализ конкретно- 10 исторических типов морали. Персоналии этики в контексте истории и современности. 2.1. Этическое сознание Древнего мира Отношения людей при родовом строе: принцип коллективизма; социальная регуляция на основе культа прошлого и традиций; на- стороженное отношение ко всему новому; подчиненность индивида социальной группе, её нормам и обычаям, нивелировка личности, подчинение её интересам общины. Предпосылки возникновения простейших норм нравственности. Особенности формирования этических учений в восточном и за- падном регионах древней цивилизации. Этика Древнего Востока. Этико-философские системы Древней Индии: брахманизм, буддизм, джайнизм, локаята. Этико-философ- ские системы Древнего Китая: конфуцианство, даосизм, легизм. Этика античности. Зачатки этических представлений (ХII – IX вв. до н.э.). Этические поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» как выра- жение религиозно-мифологического мировоззрения древних греков. Этический аспект в трудах греческих философов раннего периода античности (VIII – V вв. до н.э.). Орфизм и пифагорейство. Становление этики как философской дисциплины. Этика софис- тов (Протагор, Горгий). Софисты о проблеме происхождения мо- ральных ценностей. Этический релятивизм софистов. Этический рационализм Сократа и Платона. Сократ об объективном существо- вании всеобщих моральных норм и задачи людей познать, соотнося с ними своё поведение, и достижении добродетели. Завершение оформления этики как научной дисциплины. Эвде- монизм Аристотеля. Цель этики по Аристотелю – формирование добродетельности гражданина. Задача этики – её практическое воз- действие на человека. Моральность (добродетельность) как веду- щее, смыслообразующее начало человеческого бытия. Этическая мысль древних римлян. Перелом в развитии этиче- ских знаний в эпоху поздней античности (III – I вв. до н.э.). Пере- ориентация нравственных идеалов, рост индивидуализма и песси- мизма, уход от общественной жизни. Главный жизненный принцип этики: «проживи незаметно». Гедонизм – основной этический прин- 11 цип, объявляющий высшей жизненной ценностью стремление к на- слаждению. Эпикуреизм – учение Эпикура. Цель этики по Эпикуру – счастье, достигаемое через рациональное понимание удовольствий и разум- ное просвещение. Киники (Антисфен, Диоген) – идеал крайнего аскетизма, полное внутреннее освобождение через отречение от мирских благ и «пе- реоценку ценностей». Стоицизм (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий) – осознание индивидом чувства собственного достоинства, личной добродетели и моральных ценностей, жизнь в согласии с природой, собой и целым обществом. Вопросы для самоконтроля 1. Нормы нравственности в отношениях людей в первобытном обществе. 2. Основные концепции этических учений Древнего Востока. 3. Формирование философско-этического мировоззрения антич- ного мира. 4. Этическая мысль древних греков. 5. Этическая мысль древних римлян. Литература 1. Аристотель. Соч. В 4 т. – М., 1993. 2. Будда: истории о перерождениях. – М., 1991. 3. Вопросы истории этической мысли в преподавании этики. – М., 1991. 4. Гусейнов, А.А. Этика Аристотеля. – М., 1994. 5. Заклятие даоса. Китайские повести XVII века. – М., 1987. 6. Иванов, В.Г. История этики Древнего мира. – СПб., 1997. 7. Ксенофонт. Воспоминания о Сократе. – М., 1993. 8. Платон. Соч. В 4 т. – М., 1990. 9. Если хочешь быть свободным: книга о воспитании / Л. Се- нека [и др.]. – М., 1992. 12 2.2. Этические учения эпохи средневековья Этика западноевропейского средневековья (V – XV вв.) – рели- гиозная христианская этика. Нравы средневековья: господство уни- фицированной нравственной ориентации, санкционированной рели- гиозными институтами, религиозное осмысление морали и новые духовные ценности. Гуманистический контекст христианской мо- рали. Любовь к богу как центр христианской этической концепции. Появление новых, не известных античности, добродетелей – мило- сердие, сострадание, помощь слабым, сочувствие и т.д. Основные положения христианской этики. Патристика – католическое учение «отцов церкви» о Боге – сотво- рителе мира, сосредоточии высшего блага. Представители патристи- ки (Тертуллиан, Ориген, Августин Блаженный, Иоанн Златоуст) об основах универсальной морали – абсолютности добра и относитель- ности зла, о двух видах любви: земной (плотской) и любви святой. Любовь как основа жизни людей. Воля как основа духовной жизни. Схоластика (XI – XIII вв.) – попытка возродить этико-рациона- листические традиции античности на основе соединения науки и религии. Представители схоластической школы (Пьер Абеляр, Ан- сельм Кентерберийский, Фома Аквинский) об этике как моральной философии, интерпретация ими античного учения о добродетели в духе христианства. Возникновение мистических течений (Мейстер Энхарт), их связь со средневековыми «ересями». Этика протестантизма (М. Лютер, Кальвин). Ориентация на ин- дивидуальное иррациональное богопознание, трудовую активность и высокие моральные ценности. Человек – морально-автономная личность, предназначающая себя богу. Бог – идеал любви и мило- сердия: «Бог есть любовь». Вопросы для самоконтроля 1. Основные положения концепций религиозной христианской этики. 2. Анализ этических учений восточных и западных цивилизаций. 3. Систематизация средневековой морали. 4. Сущность этики протестантизма. 13 Литература 1. Абеляр, П. История моих бедствий. – М., 1992. 2. Абеляр, П. Этика, или познай самого себя. Теологические трактаты. – М., 1995. 3. Августин, А. Исповедь. – М., 1991. 4. Ансельм Кентерберийский. О свободном выборе. – М., 1995. 5. Боргош, Ю. Фома Аквинский. – М., 1975. 6. Гуревич, А.Я.Средневековый мир. – М., 1990. 7. Майоров, Г.Г. Этика в средние века. – М., 1986. 8. Чаныщев, А.Н. Курс лекций по древней и средневековой фи- лософии. – М., 1991. 2.3. Этика Возрождения и Нового времени Эпоха Возрождения (фр. Ренессанс, XIV – XVI вв.). Критическое отношение мыслителей эпохи к религиозному средневековому на- следию, призыв к возвращению высоких образцов античной культу- ры. Гуманизм и антропоцентризм как новое мировоззрение, как глав- ные принципы морали. Обоснование этической самоцельности чело- веческой личности, обладающей гуманизмом, способной к добро- детельным поступкам, в творчестве Колюччо Салютати и Марсилио Фичино. Социальная гражданственная тематика у Джироламо Саво- нарола. Этика Мишеля Монтеня. Гуманистический скептицизм. Ренессансные представления о перспективах общественного раз- вития и социально-нравственных идеалах. Идеи сильного государ- ства, принципов взаимодействия морали и политики у Макиавелли, утопические иллюзии Т. Кампанеллы и Т. Мора. Критика средневе- ковых предрассудков, обличение безнравственного образа жизни католического духовенства и религиозного фанатизма Эразмом Рот- тердамским. Отражение нравственных ценностей эпохи Возрожде- ния в творчестве художников и литераторов Данте, Петрарки, Бок- каччо, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля, Тициана, Сер- вантеса, Шекспира и др. Социокультурные предпосылки этики Нового времени. Усиление рационалистических тенденций в научном познании (XVII в.), идей просвещения (XVIII в). Стремление придать этике статус строгой научной теории путем использования методов мате- 14 матики. Р. Декарт об этике как «высочайшей и совершеннейшей науке» – венце философии. Придание этике математизированного вида Б. Спинозой. Вклад в развитие этической мысли в эпоху Просвещения. Со- циализация норм морали. Теории «разумного эгоизма» французских материалистов К. Гельвеция и П. Гольбаха и «общественного дого- вора» Д. Дидро, Вольтера, Ж.-Ж. Руссо. Учение английских фило- софов-просветителей Дж. Локка и Т. Гобса о «естественном праве» и «общественном договоре». Этический рационализм немецкой классической философии в концепциях «автономности морали» И. Канта, «социальной детер- минации морали» Г. Гегеля и «антропоцентристской концепции» Л. Фейербаха. Идеология Возрождения и Просвещения в Беларуси. Становление этико-философской мысли на территории Белару- си: Ф. Скорина, С. Будный, С. Полоцкий и др. Этические воззрения XIX – нач. XX в. Переоценка «классиче- ской» этики и переориентация этического мышления. Этика «философия жизни» (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше). А. Шопен- гауэр: понятие «воля к жизни». Специфика определения понятия «жизнь». Этика смирения, сострадания, мироотречения. Мифо- и жиз- неотрицающая этика. Ф. Ницше: Учение об индивидуальной «воле к власти», природе «сверхчеловека», стоящего «по ту сторону добра и зла», возвышающегося над любыми предрассудками. Принцип выживания сильнейшего. Мораль и ценность как воля к власти. По- нятие «внеморальная мораль». З. Фрейд: теория о врожденности психических комплексов человека. Бессознательные влечения – мо- тивы поведения людей. Определение моральных норм, ограничи- вающих проявления бессознательных влечений. Концепция «сверх – Я» как результат усвоения моральных норм. Марксистская этика (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин, Г. Плеха- нов). Идея материалистического понимания нравственности и мо- рали. Критика марксистами индивидуального морального сознания. Сведение морали к задачам классовой борьбы. В.Ленин о лишении этики собственного предмета в традиционном её значении, форми- ровании коллективистской этики. Утверждение авторитарной этики в советское время. 15 Этика русской религиозной философии (Н. Федоров, В. Соло- вьёв, Л. Толстой, Ф. Достоевский, Н. Бердяев). Особенности поста- новки проблемы свободы и смысла жизни. Критика Н.Фёдоровым западного общества с его свободной конкуренцией и всеобщим от- чуждением, небратских, «сиротских» отношений между людьми. Осуждение В. Соловьевым рационализма и «отвлечённого морализ- ма» Канта. Обвинение Ф. Достоевским католической церкви, со- блазнившейся светской властью, получившей «царства земные» и «забывшей бога». Принцип «непротивления злу насилием» Л. Тол- стого. «Новая этика творчества» Н. Бердяева, его теория объедине- ния людей через сопричастность открытой самореализации лично- стного потенциала. Осмысление национальной самобытности в белорусской этике XIX – нач. XX вв. (В. Самойло, И. Абдиралович (И. Кончевский), А. Цвикевич, К. Свояк (К.Стэпович) и др.). Вопросы для самоконтроля 1. Проблема человека в этической мысли эпохи Возрождения. 2. Гуманизм эпохи Возрождения, его основные принципы. 3. Проблема антирелигиозного обоснования морали в этической мысли Нового времени. 4. Превращение этики в натурфилософию. 5. Специфический подход к понятию морали и нравственности в этической теории Ж.-Ж. Руссо. 6. Концепции теории морали и моральной философии И. Канта. 7. Этические теории Л. Фейербаха и Г. Гегеля. 8. Марксизм о месте и роли морали в обществе, о коммунисти- ческом нравственном идеале и путях его воплощения. 9. Критика русскими мыслителями конца XIX – начала XX вв. отчужденно-рационалистических установок в морали западного техногенного общества. 10. Попытки воссоздания нравственных идеалов православного вероисповедания , поиски «всеединства» и «соборности». 11. Этические взгляды А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, З. Фрейда. 16 Литература 1. Баткин, Л.М. Итальянское возрождение. Проблемы и люди. – М., 1995. 2. Брагина, Л.М. Итальянский гуманизм: этические учения 14-15 вв. – М., 1992. 3. Вольтер. Философские сочинения. – М., 1998. 4. Гельвецкий, Н.А. О счастье. – М., 1987. 5. Гольбах, П.А. Избранные произведения. Т. 2. – М., 1963. 6. Гоббс, Т. Человеческая природа. В 3 т. Т. 1. – М., 1989. 7. Живая этика. Избранное. – М., 1992. 8. Иванов, В.Г. История этики средних веков. – Л., 1984. 9. Ирерва, В.В. Этические взгляды Гегеля. – М., 1988. 10. Кант, И. Трактаты и письма. – М., 1980. 11. Кант и философия в России. – М., 1994. 12. Лазарев, В.В. Этическая мысль в Германии и России. – М., 1966. 13. Маркс, К., Энгельс, Ф., Ленин, В.И., О морали и нравствен- ном воспитании. – М., 1985. 14. Ницше, Ф. Воля к власти: опыт переоценки всех ценностей. – М., 1994. 15. Ортега-и-Гассет, Х. Эстетика. Философия. Культура. – М., 1991. 16. Розанов, В.В. Сумерки просвещения. – М., 1990. 17. О свободе человеческой воли: немецкая философия. – М., 1991. 18. Спиноза, Б. Этика // Избранные произведения. В 2 т. – М., 1957. 19. Толстой, Л.Н. Не убий никого. Этическая мысль. – М., 1992. 20. Этика Канта и современность. – Рига, 1989. 2.4. Этика XX века Общая характеристика и особенности главных направлений в этической мысли ХХ века. • Эмотивизм (Б. Рассел, А. Айер, Р. Карнап, Ч. Стивенсон). Прин- цип верифицируемости в эмотивистской теории дискредитации ре- лигиозно-мифических трактовок морали. Отрицание объективных оснований морали. Моральные суждения как средство убеждения людей, как политика и пропаганда. 17 • Интуитивизм (Дж. Мур). Автономность морали. Метод фор- мализма в этике. Понятие добра и зла как предмет интуитивного знания. Учение о «натуралистической ошибке». • Школа лингвистического анализа (Н. Леви-Стросс, Ж. Лакан, С. Тулмин, Р. Хеар). Определение моральных суждений. Понятие морального закона. Моральная позиция как дело личного желания каждого. Философский структурализм как основа этической школы лингвистического анализа. • Прагматизм (Ч. Пирс, У. Джемс, Д. Дьюи). Интерпретация проблем морали в рамках рационалистического подхода. Критика ир- рационализма и догматизма, абсолютизирующих нравственные ценно- сти в качестве вечных и неизменных (Ч. Пирс). «Прагматическое пра- вило» У. Джемса о конечном результате, практических последствиях как критерии истины нравственных норм. Д. Дьюи о моральности средств и действий человека ведущих к достижению блага. • Неофрейдизм (Э. Фромм, К. Юнг, К. Хорни), понятие «кол- лективного бессознательного» как обусловленного социальными факторами. Понятие биофилии и некрофилии. • Экзистенциализм (М. Хайдеггер, К. Ясперс, Г. Марсель, Ж.-П. Сартр, А. Камю). Проблема личности в мире. Трактовка сво- боды. Учение о неподвластности человеческой системе принужде- ния. Сущность и специфика морального кризиса в преодолении своего «неистинного» существования. Понятие «морального выбора и абсурда». • Персонализм (М. Мунье, Ж. Лакруа, П. Рикёр). Личность (пер- сона). Фундаментальная идея этики персонализма. Основное мо- ральное качество личности – свобода выбора. Приоритет личности в определении содержания моральных ценностей. • Неотомизм (Ж. Маритен, Э. Жильсон, Иоанн Павел II). Не- отомисты – официальный статус этико-философской доктрины ка- толического вероисповедания. Идея переосмысления томизма – на- следия Фомы Аквинского о единении религии и науки, воплощен- ной в идеалах «интегрального гуманизма». • Неопротестантизм (К. Барт, П. Тиллих, Ф. Нибур). Идея ин- дивидуального мистического богосознания. • «Этика ненасилия». Теория и социальная практика (М. Ганди, М.Л. Кинг). 18 • «Этика благоговения перед жизнью» (А. Швейцер). Понятие добра как того, что способствует сохранению жизни, её развитию. Понятие зла как того, что уничтожает жизнь, причиняет ей вред. Этика на рубеже ХХ-ХХI веков. Современная этика как социально детерминированная теория нравственных отношений в условиях информационного общества. Идеи коммуникативности, практичности, плюрализма как условия для реализации морального потенциала личности. Коммуникативная нравственность этики в проблемах общения. Феноменология Э. Гуссерля и его учение об интерсубъективности. «Философия понимания» Г.-Г. Гадамера и его оценка роли диалога в коммуникации и понимании другого Я. «Теория коммуникативно- го действия» Ю. Хабермаса, его анализ двух типов поведения: стра- тегического поведения в «преследовании интереса» и поведения, ориентированного на коммуникацию как базовый процесс, органи- зующій социум. Постмодернизм, влияние его культурных стратегий на этическое сознание современности. Белорусская этика в современных условиях. Вопросы для самоконтроля 1. Тезис эмотвизма о неверифицируемости этико-нормативных суждений. 2. Учение о «натуралистической ошибке» в этике интуитивизма. 3. Философский структурализм как основа этической школы лингвистического анализа. 4. Этика прагматизма: «выгода» и «целесообразность» религи- озной веры в условиях экологического кризиса современности. 5. «Сублимация бессознательного» как источник морали в уче- нии представителей неофрейдизма. 6. Жизнь человека и «пограничная ситуация» в этике персона- лизма. 7. Соотношение творческой личностной индивидуальности и общечеловеческих моральных ценностей в этике персонализма. 8. Различия в осмыслении нравственной личности между экзи- стенциализмом и персонализмом. 19 9. Переосмысление религиозной морали в этике неопротестан- тизма и неотомизма. 10. Критика научно-рационалистического мировосприятия в эти- ке постмодернизма. 11. Глобальные нравственные проблемы XX и XXI веков. Литература 1. Авраменко, В.Н.Техника и мораль: границы взаимодействия. – М., 1987. 2. Бубер, М. Я и Ты квинтессенция. – М., 1992. 3. Вебер, М. Протестанская этика и дух капитализма // Избр. произв. – М., 1990. 4. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности / Сост. Л.И. Василенко, В.Е. Ермолаева. – М., 1990. 5. Истины и ценности на рубеже XX-XXI веков. – М., 1992. 6. Коблятков, В.П. Этические аспекты глобальных проблем со- временности. – М., 1986. 7. Лосский, Н.О. Условия абсолютного добра. – М., 1997. 8. Мунье, Э. Персонализм. – М., 1992. 9. Сартр, Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм / Сумерки бо- гов. – М., 1989. 10. Хесле, В. Философия и экология. – М., 1986. 11. Швейцер, А. Благоговение перед жизнью. – М., 1992. 12. Юнг, К.Г. Современность и будущее. – Мн., 1992. 3. Прикладные проблемы этики Методические указания к изучению темы Ведущая идея: прикладная этика как потребность общества в конкретных прикладных регулятивах, в практических рекомендаци- ях по решению моральных проблем в сферах человеческой жизне- деятельности. Прикладная этика: сущность, особенности, проблемы и решения. Практичность прикладной этики: • этика гражданственности – регуляция поведения граждан на стыке частной и публичной жизни. Взаимодействие человека и об- 20 щества. Мораль и политика, власть и гражданин. Насилие и этика ненасилия. Права человека – морально-правовая основа этики гра- жданственности. Свобода личности – главная ценность этики граж- данственности. Активная гражданская позиция – нравственный идеал этики гражданственности; • экоэтика – взаимодействие человека и природы. Нравствнно- понимающее отношение человека к жизни, к живой части окру- жающей среды. Биомедицинская этика – нравственно-понимающее отношение к человеку, его жизни, здоровью, смерти; • этика межличностного общения. Общение как нравственная ценность. Количественные и качественные параметры общения. Нрав- ственно-психологические основы общения. Проблема одиночества; • ситуативная этика – моральная регуляция конкретных ситуа- ций и сфер человеческой жизнедеятельности и общения. Этика ин- тимных отношений. Дружба и любовь как нравственные ценности. Нравственные ориентиры семейно-брачных отношений. Этика пуб- личных действий – нормы и правила поведения в «массовидных» ситуациях (митингах, демонстрациях, акциях, деловых общениях и т.д.). Политическая этика её сущность и задачи; • профессиональная этика и этика делового общения – сово- купность норм и правил, регулирующих поведение специалиста на основе общечеловеческих моральных ценностей с учетом особен- ностей его профессиональной деятельности и конкретной ситуации. Общие принципы профессиональной этики. Традиционные виды профессиональной деятельности. Инженерная этика как вид про- фессиональной этики. Основные нормы и принципы делового об- щения «по вертикали» и «по горизонтали»; • этикет и мораль. История развития этикетной культуры. Осо- бенности региональных, национальных и социально-групповых норм этикета. Конкретные нормы этикета в бытовом и деловом общении; • «открытые» проблемы прикладной этики. Проблема отноше- ния к жизни и смерти. Проблема войны и мира. Проблема смертной казни, эвтаназии и суицида. Проблема отношения к уродству, к но- ворожденным с дефектами развития. Проблема искусственного оп- лодотворения и абортов. Проблема «суррогатного материнства». Проблема генной инженерии и клонирования. 21 Вопросы для самоконтроля 1. Взаимодействие человека и общества: гражданский аспект. 2. Экологическая этика: проблемы и перспективы развития. 3. Этика «благоговения перед жизнью» А. Швейцера. 4. Проблемы биоэтики. 5. Этика межличностного общения. 6. Дружба и любовь. Культура семейных отношений. 7. Понятие профессиональной этики. Инженерная этика как вид профессиональной этики. 8. Нравственные основы современного этикета и современной морали. 9. Вопросы этического и юридического характера к «откры- тым» проблемам прикладной этики. Литература 1. Антология ненасилия. – М., 1992. 2. Альберони, Ф. Дружба и любовь. – М., 1991. 3. Браим, И.Н. Этика делового общения. – Мн., 1994. 4. Бганба-Церера, В.Р. Становление экологической этики: про- блемы и перспективы. – М., 1992. 5. Головаха, В.И., Йонина, И.В. Психология человеческого взаимопонимания. – Киев, 1989 6. Добрович, А.Б. Общение:наука и искусство. – М., 1980. 7. Дюркгейм, Э. Самоубийство (социологический аспект). – М., 1997. 8. Жакунова, Т.С. Политика и мораль. – М., 1992. 9. Каган, М.С. Мир общения. – М., 1988. 10. Карнеги, Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. – Мн., 1990. 11. Коновалова, Л.В. Прикладная этика. – М., 1998. 12. Красникова, Е.А., Смоленцев, Ю.М. Этика деловых отноше- ний. – СПб., 1992. 13. Мишаткина, Т.В., Бороздина, Г.В. Культура делового обще- ния. – Мн., 1997. 14. Ненасилие: философия, этика, политика. – М., 1997. 15. Основы этикета и искусство общения. – СПб., 1993. 16. Проблема биоэтики / Под ред. Д.А. Семенова. – М., 1993. 22 17. По ту сторону смерти. – М., 1994. 18. Правила светской жизни и этикета. Хороший тон. – М., 1991. 19. Рих, А. Хозяйственная этика. – М., 1996. 20. Сафъянов, В.И. Международня деловая этика. – Мн., 1995. 21. Сосновский, А.В. Лики любви: Очерки истории половой мо- рали. – М., 1992. 22. Федоренко, Е.Г. Профессиональная этика. – Киев, 1983. 23. Философия любви. В 2 ч. / Под ред. А.А. Ивина. – М., 1990. 24. Чечет, В.В. Педагогика семейного воспитания. – Мн., 1998. 25. Шмидт, Р. Искусство общения. – М., 1992. 26. Ягерс, Дж. Деловой этикет. – М., 1994. Методические рекомендации по написанию рефератов по дисциплине «Этика» Студент МИДО в соответствии с учебным планом выполняет один реферат по этике. Тема реферата выбирается по порядковому номеру из ниже приведённой тематики в соответствии с индивиду- альным шифром студента, т. е. по последней цифре зачетной книжки. Например, если последняя цифра «0», то следует написать реферат на одну из четырёх тем: десятую, двадцатую, тридцатую или сороко- вую, или, если например, последняя цифра зачетной книжки закан- чивается на «8», то из порядкового номера тематики выбирается тема под номером восемь, восемнадцать, двадцать восемь или тридцать восемь и т.д. Остальные темы подлежат изучению для сдачи зачета. Выбрав тему в соответствии с шифром, студент должен присту- пить к подбору и изучению литературы. Для этого он должен пора- ботать в библиографическом отделе библиотеки, выписать названия книг, статей из журналов и газет. При этом рекомендуется обра- щаться к списку литературы, данному в конце каждого раздела на- стоящего издания. Изучая литературу, обязательно надо делать вы- писки, после этого в соответствии с полученной информацией и выявленным объемом материала следует план работы, не меняя на- звания темы, и только тогда можно приступить к написанию рефе- рата. Работа выполняется студентом самостоятельно, творчески, не допускается переписывание или сканирование темы из учебных по- собий, книг, Интернета, содержание которых используется для изу- чения и последующего изложения материала. 23 Реферат начинается со вступления. В нем указываются цель, особенности темы, её актуальность. В тексте материал излагается согласно плану, с соответствующей нумерацией страниц. Каждый раздел реферата должен быть чётко обозначен, разграничен. Внача- ле даётся название раздела, затем его содержание и в заключение приводится краткий вывод. В конце реферата делается общее за- ключение, прилагается список литературы, ставятся подпись и дата. Приводимые в реферате цитаты, цифры и факты должны иметь сно- ски на источник с указанием всех его выходных данных. Сноски даются под текстом страницы. Реферат пишется разборчивым по- черком или печатается на машинке, компьютере. Объем реферата – 20-24 страницы ученической тетради или 12 листов формата А4. После написания текста оформляется титульный лист, на котором указываются название учебного заведения, номер группы, сведения об авторе: фамилия, имя, отчество, индивидуальный шифр, адрес местожительства. Реферат должен быть выполнен или доставлен в институт за две недели до сессии . Студент, не предоставивший реферат, не допускается к сдаче зачета. Тематика рефератов и вопросы для подготовки к сдаче зачета 1. Предмет, специфика и задачи этики. 2. Основные виды, структура этики. 3. Методические проблемы истории этики. Классификация ос- новных этических направлений. 4. Мораль как предмет этического знания. Сущность, структура и функции морали. 5. Происхождение и историческое развитие морали. Законо- мерности развития морали. 6. Категории «мораль» и «нравственность». Тенденции разви- тия нравственности. 7. Мораль и глобальные проблемы современности. 8. Нравственно-этическая мысль Беларуси. 9. Нормативная этика и высшие моральные ценности. 10. Свобода и моральная ответственность личности. 11. Добро и зло как фундаментальные понятия морали. 24 12. Долг и совесть, честь и достоинство как категории оценки нравственного статуса личности. 13. Смысл жизни и счастье как высшая моральная ценность и стратегический ориентир пространственной деятельности. 14. Этическая мысль Древнего мира. Генезис этического знания. Особенности формирования этических учений в восточном и запад- ном регионах древней цивилизации. 15. Этические учения Древней Индии: брахманизм, буддизм, джайнизм, локаята. 16. Этическое учение Древнего Китая: конфуцианство, даосизм, легизм. 17. Становление античной этики (12-9 в. до н.э.) Древнегрече- ская этика раннего периода античности. Орфизм и пифагорейство (8 – 5 в. до н.э.). 18. Этические теории эпохи древнегреческой классики (5-4 в. до. н.э.) Этический релятивизм софистов. Этический рационализм Сократа и Платона. Эвдемонизм Аристотеля. 19. Этика Греции поздней античности (3-1 в. до н.э.). Гедонисти- ческие школы киренаиков и эпикурейцев. Стоицизм и кинизм как выражение аскетических тенденций морального сознания. 20. Этические учения средневековья. Религиозная христианская этика. Даникейская патристика. Гуманистический контекст христи- анской морали. 21. Особенности средневековой этической мысли. Проблемы схо- ластической школы. Этика протестантизма. 22. Этика Возрождения, гуманизм и натурализм этики Ренессанса. Отражение нравственных ценностей эпохи в искусстве и литературе. 23. Социокультурные предпосылки этики Нового времени. Про- блема антирелигиозного обоснования морали этический мысли 17- 18 вв. Р. Декарт об этике как «высочайшей и совершенейшей нау- ке». Придание этике математизированого вида Б. Спинозой. 24. Этическая мысль эпохи Просвещения. Теория «разумного эгоизма» французских материалистов 18 в. (Ю. Гельвеций, П. Голь- бах). Учение английских философов-просветителей о «естествен- ном праве» и «общественном договоре» (Дж. Локк, Т. Чобс). 25. Этика немецкой классической философии начала 19 в. Учение И. Канта о категорическом императиве. Этика в идеалистической системе Г. Гегеля. Эвдемонистическая ориентация. Л. Фейербаха. 25 26. Марксистская этика. Идея материалистического понимания нравственности. 27. «Философия жизни»: статус этической проблематики (А. Шо- пенгауэр, Ф. Ницше). 28. Этико-философская мысль русского православия конца 19 – нач. 20 вв. 29. Научно-рационалистическая линия этики 20 в. Эмотивизм, интуитивизм, школа лингвистического анализа. 30. Иррационалистическое этико-философское направление 20 в. Фрейдизм, неофрейдизм, экзистенциализм, персонализм. 31. Иррационалистическое этико-религиозное направление в 20 в. Неотовизм, неопротестантизм. 32. Этика на рубеже 20 и 21 веков. Новые идеи – коммуникатив- ность, плюрализм, практичность. 33. Мораль и главные этические проблемы современности. 34. Этика гражданственности: человек и общество. 35. Экологическая этика: сущность, предмет, задачи и проблемы. 36. Биомедицинская этика и биоэтика: статус и круг проблем. 37. Этика межличностного общения: содержание и формы, струк- тура и функции. 38. Профессиональная этика: специфика и разновидности. 39. Основные принципы делового общения. 40. Этикет и мораль. Этикет как внешнее проявление нравствен- ной культуры. 41. Морально-нравственные аспекты «открытых» проблем при- кладной этики. Словарь наиболее употребляемых терминов в рамках дисциплины «Этика» Ключевые понятия и выражения Агапе (греч. agape – братская любовь) – основное понятие лю- бовного чувства в христианской литературе. Обозначает любовь к ближнему. В противоположность эросу, т. е. страстной любви, ага- пе имела значение деятельной альтруистической любви. Альтруизм – этическая ориентация, сопряженная с бескорыст- ным служением другим людям, с отказом от себялюбия и готовно- стью жертвовать своими интересами во имя общего блага. 26 Аскетизм – метод нравственного совершенствования и духовно- го возвышения посредством регуляции человеком своих побуж- дений. Благо – то, что имеет непреходящую ценность и пользу, образу- ет бесспорное основание для нравственных абсолютов. Воля – способность человека самостоятельно обусловливать и регулировать собственные поступки, преодолевая при этом внеш- ние и внутренние препятствия. Воспитание – систематическое и целенаправленное влияние на духовное и физическое развитие личности, образование ума и тела с помощью внушения истин и правил, норм и ценностей. Гедонизм – направление в этике, которое утверждает удовольст- вие как высшую цель и основу человеческого поведения. При этом чувственная радость выступала доказательством всего нравственно- го поведения. Гуманизм (от лат. humanus – человеческий, humanitas – чело- вечность) – человеколюбие, прославление человека. Система взгля- дов, согласно которой признается ценность человека как личности, его права на свободу, счастье и развитие. Деонтологизм – тип обоснования морали, в котором мораль вы- водится из долга. Деонтология – раздел этической науки о долге и должном. Это философско-этическое учение, рассматривающее проблему долга и должного как жесткого нравственного предписания, посредством которого нравственность выражает требования в системе человече- ских отношений и в личном общении людей. Добродетель – устремленность воли к добру, почитание добра нравственным долгом. Добродетель противоположна порочности и определяет постоянный нравственный образ действий человека. Добро и зло – наиболее общие понятия, позволяющие оценивать действия и поступки людей. Добро – это основная моральная свя- тыня, нравственная ценность сама по себе. Зло противостоит добру. Тесное родство обоих понятий выражается в том, что оба они коре- нятся в понятии ценности и глубоко связаны с нравственной жиз- нью человека. Добрым или злым можно назвать только действую- щего человека. Фундаментальные понятия морали. Долг – нравственное веление, готовность поступать в соответст- вии с собственными требованиями, ориентируясь на этические тре- 27 бования. Это внутреннее принуждение, обусловленное идеей блага. Он направляется указаниями совести и разума. Зло – радикальная противоположность добру. Нравственное зло коренится в несовершенстве нравственной природы человека, кото- рая позволяет ему преступать моральный закон. «Золотое правило нравственности» – традиционное в этике на- звание библейской заповеди: «Во всем, как хотите, чтобы другие поступали с вами, поступайте и вы с ними». Этому древнейшему моральному принципу человечества более широкое значение при- дал И. Кант в формулировке категорического императива: человеку следует поступать так, как он считает правильным поступать для всех людей. Значение «золотого правила нравственности» для за- падной цивилизации раскрыл К. Поппер: «это объединенный с аль- труизмом индивидуализм – основа нашей западной цивилизации, это ядро всех этических учений». Идеал – образец, понятие совершенства, высшая цель человече- ских стремлений. Категорический императив И. Канта – радикальное требование, приказ, закон, обращенный к нравственному человеку, общезначи- мое нравственное предписание. Либидо – бессознательное сексуальное влечение, в более общем плане – влечение к жизни и ее обнаружениям, близкое к платонов- скому эросу. Любовь – древняя, философско-этическая категория, отражающая высший нравственный образец общения, связей и от- ношений между людьми. Это глубинное интимное переживание; чувство, обращенное к другому человеку, Богу, человеческой общ- ности, природе или идее. Оно выражает страстное волевое устрем- ление к тому, кто любим. Мораль – система ценностей и требований, регулирующих по- ведение людей, форма социальной регуляции. Ментальность – относительно целостная совокупность мыслей, верований, навыков духа, которая создает картину мира и скрепляет единство культурной традиции или какого-нибудь сообщества. Нигилизм (от лат. nihil – ничто) – мировоззренческая и культур- ная установка, согласно которой сущее не имеет ни ценности, ни смысла; тотальное отрицание без идеалов, отвержение ценностей и норм поведения. 28 Нравственная норма – стандарт поведения, основанный на нрав- ственности. Господство нравственных норм есть выражение объек- тивного закона большинства. Нравственность – свод неписанных правил, определяющих бла- гонравное поведение человека. Опирается на нравы, т. е. добро- вольное соглашение людей, которые пытаются соотнести свои чув- ства, стремления и действия с жизненными установками других людей, с интересом и достоинством всего общества. Природу нрав- ственности изучает этика. Нравственный опыт – опыт человека, принимающего мораль- ные решения. Нравственный опыт лежит в основании этики, имея социальное значение. Нравы – обычаи, имеющие нравственное значение. Характери- зуют все те формы поведения людей, которые бытуют в данном обществе и могут быть подвергнуты нравственной оценке. Обладание как способ существования – в философии Э. Фром- ма особый модус человеческого поведения, направленный на обла- дание вещами. Противостоит другому модусу – «быть». Обычай – устоявшийся способ поведения, который воспроизво- дится в определенной группе или обществе и оказывается привыч- ным для их членов. Ревность – этико-психологическое понятие, означающее непри- язненно-враждебное, завистливое чувство индивида по отношению к творческим успехам, явным достоинствам или популярности дру- гих людей. Это социально-нравственный порок. Свобода – одна из неоспоримых общечеловеческих ценностей. Это нравственный императив. Смысл жизни – философское размышление о цели и предназна- ченности такого дара человеку, как жизнь. Это регулятивное поня- тие, которое оправдывает и истолковывает свойственные любой мировоззренческой системе моральные нормы и ценности. Совесть – нравственное чувство, позволяющее определить цен- ность собственных поступков. Через совесть человек познает этиче- ские ценности в их фактическом виде. В узком смысле совесть оп- ределяется как нравственное сознание. Справедливость – моральный и политико-правовой принцип, устанавливающий меру отношений между людьми, группами, об- 29 щественными институтами. Как универсальный критерий поведе- ния справедливость основывается на идее равенства. Стыд – чувство, в котором выражается специфика человека как родового существа. Стыд не присущ человеку от рождения; он вос- питывается, превращаясь в мерило этической зрелости личности. Стыд – начало человеческой нравственности. Сублимация – переключение психической энергии из одного состояния в другое; процесс, в ходе которого инстинктивные энер- гии переключаются в неинстинктивные формы поведения. Табу – религиозно-магический запрет у людей, находящихся на родоплеменной стадии общественного развития. Вид нравственных запретов. Трагизм – состояние глубочайшей печали или скорби, вызывае- мое гибелью героев, высочайших ценностей, благ или добродетелей в борьбе против неодолимых сил. Одной из величайших трагедий все- мирной истории была смерть Сократа. Античный трагизм – это борь- ба нравственных сил, современный – борьба, конфликт характеров. Традиция – это исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, обряды, нормы поведения, взгляды, вкусы, которые обнаруживаются в социально-культурном наследии. Утилитаризм – направление в этике, согласно которому польза выступает критерием нравственных поступков. Нравственная цен- ность и мера удовольствия обусловливаются их полезностью. Ценность – во-первых, ценность выступает как общественный идеал, как абстрактное представление об атрибутах должного в раз- личных сферах общественной жизни. Такие ценности могут быть как общечеловеческими, «вечными» (истина, красота, справедли- вость), так и конкретно-историческими (равенство, демократия). Во-вторых, ценность предстает в объективированной форме в виде материальной и духовной культуры, являющихся воплощением об- щественных ценностных идеалов (этических, правовых и др.). Эвдемонизм – направление в теории морали и нормативной эти- ке, согласно которому счастье является высшей ценностью и основ- ной целью жизни. Тип обоснования морали. Эгоизм – позиция, поведение человека, полностью сориентиро- ванного на своё Я, на своё благо. Противоположность альтруизму. Ограничителем эгоизма выступает этикет как нормативная культура общения. 30