Актуальные проблемы энергетики. СНТК 65. 476 УДК 620.9 Проблемы энергетической безопасности в Республике Беларусь Смирнова А.Т. Научный руководитель Нагорнов В.Н., к.э.н., доцент Экономическая безопасность является главным показателем благополучия экономики и определяется вкладом всех ее составляющих: социальной, экологической, военной правовой, энергетической, информационной и других сфер жизни страны или территории, региона. Экономическая безопасность характеризует такое состояние экономики, при котором обеспечивается гарантированная защита интересов личности, общества, государства, социальная направленность политики даже, при неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов. Энергетическую безопасность можно трактовать как свойство технической безопасности систем энергетики. В то же время энергетическая безопасность, по ее определению, конечной целью имеет гарантированную защиту личности, общества, государства от дефицита топливно-энергетическими ресурсами (ТЭР), то есть имеет более широкий смысл, чем понятие надежности, и выступает как экономическая, политическая и философская категория (термин security в английском языке). На настоящий момент в научной литературе имеется 3 определения понятия энергетической безопасности, которые дополняют друг друга: 1. Энергетическая безопасность – это уверенность, что энергия будет иметься в распоряжении в том количестве и того качества, которые требуются при данных экономических условиях. 2. Энергетическая безопасность – это состояние защищенности жизненно важных «энергетических интересов» личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. 3. Энергетическая безопасность – это состояние защищенности страны (региона), ее граждан, общества, государства и экономики от угрозы дефицита в обеспечении потребностей в энергии экономически доступными ТЭР приемлемого качества в нормальных условиях и при чрезвычайных обстоятельствах, а также от угрозы нарушения стабильности топливо- и энергоснабжения. Электроэнергетика Беларуси — это энергетическая система, представляющая собой постоянно развивающийся, высокоавтоматизированный комплекс с единым централизованным оперативно-диспетчерским управлением. Интенсивное развитие отраслей топливно-энергетического комплекса в республике в 60 – 70-х годах XX века (электростанций, электрических и тепловых сетей, газо- и нефтепроводов) способствовало созданию мощной энергетической базы для развития и функционирования всех отраслей экономики, и особенно химической и нефтехимической промышленности, строительных материалов, машиностроения и других. В дальнейшем темпы обновления основных фондов в энергетике были ниже темпов старения ранее созданных мощностей и в результате к настоящему моменту срок эксплуатации большинства подстанций и высоковольтных линий напряжением 35 кВ и выше достиг 25 – 40 лет и более при нормативном сроке службы основного оборудования 25 лет. Физический износ основных фондов подстанций в среднем равен 64,5 процента, в том числе по зданиям и сооружениям – 40,3, по оборудованию – 72,3 процента. На пределе физического состояния оказались более 30 процентов электрических Актуальные проблемы энергетики. СНТК 65. 477 и тепловых сетей. В отношении электротехнического оборудования следует отметить, что наряду с физическим существенно сказывается моральное старение, так как оно значительно уступает современному уровню и по техническим, и по экономическим характеристикам. Существующая тарифная политика требует совершенствования, так как действующие тарифы на энергию по группам потребителей во многом не отражают действительного уровня затрат на производство, передачу и распределение энергии и их рыночную стоимость. Прирост производства валового внутреннего продукта с относительно высокой его энергоемкостью, а также небольшое количество добычи и использования местных энергоресурсов все в большей степени способствуют возрастанию зависимости республики от одного поставщика – России. Возникает проблема диверсификации поставок энергоносителей. Сложившееся положение ни в какой мере не соответствует основным индикаторам энергетической безопасности любого государства, в том числе Республики Беларусь, а непринятие срочных мер по изменению динамики старения основных фондов может привести к значительному народно-хозяйственному ущербу из-за перерывов в энергоснабжении отраслей экономики и населения. Вопросы энергетической безопасности имеют первостепенное значение для развивающейся экономики Беларуси. В случае ограничения поставок одной тонны условного топлива наносимый ущерб превышает стоимость недопоставленных энергоносителей. Данное обстоятельство следует принимать во внимание как основное условие для определения необходимости и очередности замещения выбывающих, модернизации действующих и создания новых энергетических мощностей на всех стадиях производства, транспорта и потребления энергоносителей. Учитывая высокую капиталоемкость и относительно длительный период создания новых мощностей, большой срок окупаемости проектов, особую социальную значимость энергоносителей в обществе для обеспечения комфортных условий и материального благосостояния населения, требуется заблаговременно планировать пропорциональное и взаимоувязанное развитие всех звеньев этого процесса. Решение существующих проблем должно базироваться на реализации комплекса мероприятий, включающих: – централизованное управление всеми стадиями процесса производства, транспортировки и потребления энергоносителей; – формирование и регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию, цен на топливо; – сбалансированную модернизацию и развитие генерирующих источников, электрических и тепловых сетей Белорусской энергетической системы (далее – Белорусская энергосистема); – изменение динамики износа основных фондов Белорусской энергосистемы на первом этапе в сторону стабилизации достигнутого уровня, а на втором  постоянного их обновления; – организационно-экономический механизм, стимулирующий максимальное внедрение энергоэффективных технологий и оборудования во всех отраслях экономики и социальной сфере; – снижение затрат на производство (добычу, заготовку), транспортировку и потребление всех видов топлива, тепловой и электрической энергии; – разработку и жесткий контроль реализации отраслевых и региональных программ энергосбережения; Актуальные проблемы энергетики. СНТК 65. 478 – постепенную диверсификацию топливно-энергетических ресурсов и их поставщиков в республику; – максимальное вовлечение в топливный баланс экономически оправданных объемов местных видов топлива, нетрадиционных и возобновляемых источников энергии. С точки зрения энергетической безопасности многие ученые считают экономически обоснованным и целесообразным вариантом получение электроэнергии на атомной станции. На настоящий момент развитие экономики достигло уровня, при котором энергетическая сфера по своему влиянию на другие составляющие экономики играет ключевую роль. Поэтому определение вклада энергетического фактора в экономическую безопасность является определяющим для анализа экономической безопасности. Обеспечение энергетической безопасности становится одной из первостепенных задач для создания условий нормального функционирования всех сфер экономики. Литература 1. В.В. Бушуев, Н.И. Воропай, А.М. Мастепанов, Ю.К. Шафраник и др. Энергетическая безопасность России. Новосибирск: Наука. Сибирская издательская фирма РАН, 1998. 2. В.Г. Благодатских, Л.Л. Богатырев, .В. Бушуев, Н.И. Воропай и др. Влияние энергетического фактора на экономическую безопасность регионов России. Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 1998 г. 3. Государственная комплексная программа модернизации основных производственных фондов Белорусской энергетической системы, энергосбережения и увеличения доли использования в республике собственных топливно- энергетических на период до 2011 года.