Актуальные проблемы энергетики. СНТК 65. 450 УДК 621.311.1 О разработке нормативов комплектования филиалов «Электрические сети» автотракторной техникой. Недвецкая Е.И. Научный руководитель ЛИМОНОВ А.И., к.э.н., доцент. На балансе филиалов ―Электрические сети‖ ГПО ―Белэнерго‖ имеется около 5000 автотранспортных средств (свыше 60% от общего количества в ГПО ―Белэнерго‖) и это превышает уровень нормативной оснащенности аналогичных подразделений в Российской Федерации (также как и в СССР) на 26% (автомобили на 19%, трактора на 64%). При этом оснащенность филиалов электрических сетей по энергосистемам находится в диапазоне от 90% от среднего уровня (РУП ―Могилевэнерго‖ и ‖Брестэнерго‖) до 112% (РУП ―Гомельэнерго‖). По филиалам различие в оснащенности еще значительней – от 67% (Оршанские ЭС) до 144% (Мозырские ЭС) от среднего уровня. Так как электроэнергетика является естественной монополией, то использование ресурсов для ее функционирования должно нормироваться. По заданию ГПО ―Белэнерго‖ разработаны нормативы для определения потребности и комплектования филиалов ―Электрические сети‖ автотракторной техникой, механизмами и специальным инструментом для механизации работ по ремонту, техническому и оперативному обслуживанию энергетического оборудования. В соответствии с технологическими особенностями эксплуатации электроустановок и оборудования электрических сетей, организацией их обслуживания и структурой управления оснащение филиалов ―Электрические сети‖ автотракторной техникой, механизмами и специальным инструментом дифференцировано по трем группам объектов электрических сетей: 1) для ремонта, технического и оперативного обслуживания воздушных линий электропередачи напряжением свыше 35 кВ; 2) для ремонта, технического и оперативного обслуживания подстанций напряжением 35-750 кВ; 3) для ремонта, технического и оперативного обслуживания распределительных сетей – воздушных и кабельных линий электропередачи напряжением 0.4-10 кВ, в том числе трансформаторных подстанций напряжением 10/0,4 кВ. Расчетная потребность определяется как произведение соответствующего норматива данного вида техники на объем работ, выраженный в 1000 условных единиц трудоемкости обслуживания перечисленного выше оборудования. Нормативная потребность в технике филиалов, выполняющих сбытовые функции, определяется дополнительно, исходя из количества обслуживаемых абонентов. Нормативы разработаны для средних условий эксплуатации. Для определения нормативного количества машин и механизмов для обслуживания электрических сетей филиалов, имеющих отклонения от средних условий эксплуатации, применяются поправочные коэффициенты, учитывающие степень износа энергетического оборудования и условия прохождение трасс высоковольтных линий (ВЛ) напряжением 0.4-10 кВ и 35-750 кВ, соответственно, по землям лесного фонда. Коэффициенты предназначены для корректировки нормативов приведенных к 1000 у.е. ВЛ (трансформаторных подстанций (ТП)) напряжением 0.4-10 кВ и ВЛ напряжением 35-750 кВ. Приводимая номенклатура учитывает основные виды автотранспортных средств без указания конкретных типов (марок, моделей), что дает возможность свободного их выбора в зависимости от состава электроустановок, оборудования, производимых работ и условий эксплуатации. Актуальные проблемы энергетики. СНТК 65. 451 Нормативы предназначены для формирования парка автотракторной техники, механизмов и специального инструмента, а также могут быть использованы для определения нормативной численности персонала по техническому обслуживанию и ремонту средств механизации и транспорта в филиалах ―Электрических сети‖ ГПО ―Белэнерго‖. Нормативы оформлены в виде стандарта предприятия (СТП 09110.01.000-08) и утверждены указанием ГПО ―Белэнерго‖ №56 от 26.11.2008 года. Литература 1. Стандарт предприятия (СТП 09110.01.000-08) ГПО ―Белэнерго‖ №56 от 26.11.2008г.