1 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ Белорусский национальный технический университет Кафедра экологии Т. С. Благовещенская ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ Краткий конспект лекций М и н с к Б Н Т У 2 0 1 2 2 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ Белорусский национальный технический университет Кафедра экологии Т. С. Благовещенская ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ Краткий конспект лекций для студентов четвертого курса специальности 1-57 01 02 «Экологический менеджмент и аудит в промышленности» М и н с к Б Н Т У 2 0 1 2 3 УДК 502.175(075.8) ББК 20.1к.0.я7 Б68 Р е ц е н з е н т ы : В. И. Глуховский, заведующий НИЛ «Экопром», канд. техн. наук; В. Н. Марцуль, заведующий кафедрой промышленной экологии БГТУ, доцент, канд. техн. наук Благовещенская, Т. С. Экологический менеджмент : краткий конспект лекций для сту- дентов четвертого курса специальности 1-57 01 02 «Экологический менеджмент и аудит в промышленности» / Т. С. Благовещенская. – Минск : БНТУ, 2012. – 23 с. ISBN 978-985-525-951-1. В конспекте лекций по дисциплине «Экологический менеджмент» кратко рассматриваются вопросы разработки и внедрения систем управления окру- жающей средой (СУОС) на предприятиях и в организациях, освещаются во- просы организации государственного управления природоохранной деятель- ностью в Республике Беларусь, организации природоохранной деятельности на предприятиях, а также приводится структура стандартов ISO серии 14000, в соответствии с которыми разрабатываются СУОС. Краткий конспект лекций предназначен для студентов специальности 1-57 01 02 «Экологический менеджмент и аудит в промышленности» днев- ной и заочной форм обучения. УДК 502.175(075.8) ББК 20.1к.0.я7 ISBN 978-985-525-951-1 © Благовещенская Т. С., 2012 © Белорусский национальный технический университет, 2012 Б68 3 ВВЕДЕНИЕ Деятельность предприятий и организаций является причи- ной возникновения ряда экологических проблем или рисков. Экологический риск может быть связан с уровнем загрязнения продукта, травматизмом или заболеваниями рабочих или мест- ного населения или с проблемами загрязнения окружающей среды, которые подрывают позиции предприятия на нацио- нальном и международном рынках. Однако существуют воз- можности, которые открывают перед предприятием комплекс- ное совершенствование экологического менеджмента, могут заключаться в сокращении потребления энергии, в снижении загрязнения или в переработке отходов, в продаже продукции на рынках, которые характеризуются высокими экологически- ми требованиями. Система экологического менеджмента поз- воляет предприятию: определить и контролировать экологические аспекты, факторы воздействия на окружающую среду и экологические риски, связанные с деятельностью организации; обеспечить реализацию экологической политики, дости- жение экологических целей и задач, включая соблюдение тре- бований экологического законодательства; обеспечить сбалансированность затрат и выгод, исходя из интересов как самой организации, так и ее акционеров и других заинтересованных сторон; определить и документально оформить конкретные зада- чи, распределить ответственность и процедуры, что позволит обеспечить учет каждым работником в своей повседневной деятельности необходимости минимизации или исключения негативного воздействия предприятия на состояние окружаю- щей среды; оценивать результативность деятельности на основе за- ранее согласованных стандартных показателей и, в случае не- обходимости, модифицировать используемый подход по ре- зультатам такой оценки. 4 Система экологического менеджмента построена по прин- ципу: «Планируй, делай, проверяй, улучшай» (цикл Деминга). Это инструмент для выявления и решения проблем, который может использоваться организацией для разных целей в зави- симости от конкретного вида деятельности и намерений руко- водства. Конкретный вид внедряемой системы целиком зави- сит от потребностей и целей организации. 1. Причины и последствия мирового экологического кризиса. История природоохранной деятельности в мире Экологический кризис представляет собой совокупность наиболее крупных экологических проблем современности: – загрязнение воздушной окружающей среды (приводит к выпадению кислотных дождей, ядовитых рос, радиоактивных осадков; нарушению газового состава атмосферы, ее прозрач- ности; разрушению озонового слоя и другим отрицательным для человека эффектам); – загрязнение мирового океана и пресных водоемов (приве- ло к истощению ресурсов чистой пресной воды, появлению на огромных площадях нефтяных пленок, нарушающих газооб- мен между океаном и атмосферой; загрязнению грунтовых вод, рыбопромысловых прудов, рек, озер – все это отобража- ется на качестве продуктов и здоровье населения); – истощение и загрязнение почв (снижает их плодородие, перерождает естественные почвы в мусороподобные почво- грунты); – массовая вырубка лесов ежегодно увеличивается, площадь мировых лесов сокращается более чем на 1 % в год; – опустынивание Земли – в 70-х годах прошлого столетия площадь пустынь увеличивалась ежегодно на 1,5 млн га; в 1984 г, – на 6 млн, а в 1990 г – уже на 20 млн га; – климатические изменения в худшую сторону – это гло- бальное потепление климата, рост его неустойчивости, уча- щение стихийных бедствий; 5 – обеднение растительного и животного мира – уже исчез- ли за последние десятилетия тысячи видов растений и живот- ных и ежедневно исчезают все новые виды; – истощение природных ископаемых – опустошение верх- них слоев земной коры на 3 и более километров, рост энерге- тического кризиса, угроза полного истощения артезианских вод, металлических руд, ценных минералов и т.д. Система экологического аудита была разработана в 70-х– 80-х годах рядом компаний в ответ на рост издержек, связан- ных с несоблюдением установленных в странах с развитым регулированием законодательных требований в области охра- ны окружающей среды, а также охраны труда и техники без- опасности. Исторически сложилось три подхода предприятий к управлению природоохранной деятельностью. Никаких действий. Эти предприятия не обращают внима- ния на экологические возможности и угрозы до тех пор, пока не становится слишком поздно. Реактивный подход. Руководство ожидает, пока кто-то вне предприятия определит подходы и правила решения тех или иных вопросов, прежде чем предприятие предпримет реальные шаги по их решению на своем уровне. Такие предприятия могут получить какой-то выигрыш на непродолжительное время, но они никогда не смогут уверенно решать проблемы и оказывают- ся слабо подготовленными, когда такие проблемы возникают в действительности. Упреждающий подход. Такие предприятия постоянно от- слеживают экологические вопросы и опасения в своей повсе- дневной деятельности и формулируют подходы к решению возникающих проблем до того, как они приобретут действи- тельно критический характер. Такая политика отнюдь не означает, что данной категории компаний удается избегать трудностей, но они оказываются гораздо лучше подготовлен- ными к кризисным ситуациям. 6 2. Антропогенное воздействие на ОС, влияние производственной деятельности на состояние ОС Антропогенное воздействие на окружающую среду можно представить в виде двух компонентов: – истощение природных ресурсов в ходе их преобразования в различные продукты, необходимые для существования чело- вечества (удовлетворения нужд и потребностей человека); – загрязнение окружающей среды отходами, выбросами и сбросами от промышленной и иной деятельности. Под природными ресурсами обычно понимают все, что изымается из окружающей среды для удовлетворения нужд и потребностей человека. При этом принято различать возобнов- ляемые и невозобновляемые (или исчерпаемые и неисчерпае- мые) природные ресурсы. Загрязнение окружающей природной среды может быть естественным (извержение вулкана) и антропогенным (искус- ственно вызванным хозяйственной деятельностью человека). 3. Организация государственного управления природоохранной деятельностью в Республике Беларусь. Экологическое управление на местном уровне Важнейшим звеном механизма управления являются его организационные структуры – система органов власти и управ- ления природопользованием. К управлению природопользо- ванием причастны все ветви власти: представительная (зако- нодательная), исполнительная и судебная. Каждая из них вы- полняет свои функции и имеет подразделения, специально уполномоченные для регулирования экологической сферы. Организационно управление природопользованием осуществ- ляется посредством территориального и отраслевого принци- пов. Для Республики Беларусь характерен следующий прин- цип управления. Глава государства, Президент Республики Беларусь, в со- ответствии с Конституцией Республики Беларусь издает де- 7 креты, указы, распоряжения, директивы (в том числе касаю- щиеся и природоохранных проблем), которые имеют силу на всей территории страны. Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь, являясь представительным и законодательным органом госу- дарства, определяет основные направления государственной экологической политики, принимает законодательные акты в области охраны окружающей среды и природопользования, при необходимости объявляет территории зонами экологиче- ского бедствия. Правительство, Совет Министров Республики Беларусь, является центральным органом госуправления и осуществляет исполнительную власть в республике, в том числе реализует государственную экологическую политику, разрабатывая и пре- творяя в жизнь экологические программы и крупные природо- охранные мероприятия, координируя деятельность министерств и иных республиканских органов управления в части охраны окружающей среды и природопользования, определяя направ- ления международного экологического сотрудничества. Областные, городские, районные, поселковые, сельские Со- веты депутатов, исполкомы несут ответственность за состоя- ние окружающей среды на подведомственных территориях, выполнение государственных экологических программ и про- чих природоохранных мероприятий, а также разрабатывают и утверждают местные программы охраны природы, организуют их материально-техническое и финансовое обеспечение. Иными специально уполномоченными государственными ор- ганами в области охраны окружающей среды являются также: – Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь; – Министерство здравоохранения Республики Беларусь; – Министерство внутренних дел Республики Беларусь; – Государственный таможенный комитет Республики Беларусь; 8 – Комитет по земельным ресурсам, геодезии и картографии при Совете Министров Республики Беларусь; – другие. 4. Организация природоохранной деятельности на предприятии. Цели, задачи, ответственность Природоохранную деятельность в рамках СЭМ предприятие осуществляет посредством элемента 4.4.6. Управление опе- рациями. Реализация данного элемента достигается с помощью уста- новления и поддержания в рабочем состоянии процедур, ка- сающихся операций и способов управления операциями, с целью обеспечения выполнения экологической политики предприятия и достижения целевых и плановых экологиче- ских показателей. Операции и виды деятельности, оказывающие значитель- ное воздействие на окружающую среду: планирование и инженерное обеспечение научных ис- следований и разработок; закупки; заключение контрактов; погрузка, разгрузка и хранение сырья; производственные процессы и процессы технического обслуживания; лабораторные исследования; хранение продукции; транспортировка; маркетинг и реклама; обслуживание покупателей; приобретение, строительство. Управление операциями осуществляется через: введение и соблюдение документально оформленных методов с учетом тех ситуаций, в которых их отсутствие мо- 9 жет привести к отступлениям от выполнения экологической политики, целевых и плановых экологических показателей; установление рабочих критериев данных операций; разработку и введение процессов, направленных на наи- более значимые выявленные экологические аспекты товаров и услуг, используемых на предприятии; передачу информации поставщикам и подрядчикам о соответствующих процессах и требованиях. 5. Международные стандарты ISO серии 14000, СТБ ИСО серии 14000, EMAS Серия ISO 14000 берет свое начало от стремления ISO под- держать принципы устойчивого развития, обсуждавшиеся на конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио- де-Жанейро в 1992 году. ISO учредил новый технический комитет ISO/TC 207 «Эко- логический менеджмент» в 1993 году. Сегодня делегации де- ловых и правительственных экспертов из 75 стран принимают активное участие в деятельности ТС 207, эксперты из еще 26 государств принимают участие в качестве наблюдателей, наряду с представителями 41 организации регионального и меж-дународного масштаба. 5.1. Системы управления окружающей средой Система управления окружающей средой (СУОС) – это структурно-организованный и документированный комплекс мероприятий и процедур, создаваемый организациями и пред- приятиями с целью улучшения показателей экологической дея- тельности и предотвращения загрязнения окружающей среды. СУОС является частью общей системы управления органи- зацией (предприятием) и направлена на управление воздейст- виями на окружающую среду со стороны производственных процессов, производимой продукции и оказываемых услуг как в текущий момент времени, так и долговременной перспективе. 10 Как правило, СУОС разрабатывается для всей организации в целом. В некоторых случаях СУОС может разрабатываться для отдельных технологических подразделений с массовым производством внутри организации. СУОС основана на пяти основных принципах, которые вклю- чают в себя семнадцать элементов: а) составление, разработка и принятие организацией эко- логической политики и ее соблюдение: – экологическая политика; б) планирование экологической деятельности: – экологические аспекты; – законодательные и другие требования; – целевые, плановые экологические показатели и програм- ма(ы); в) внедрение и функционирование СУОС: – ресурсы, обязанности, ответственность и полномочия; – компетентность, обучение и осведомленность; – обмен информацией; – документация; – управление документацией; – управление операциями; – готовность к аварийным ситуациям и реагирование на них; г) проведение проверок и корректирующие действия по улучшению экологической деятельности: – мониторинг и измерение; – оценка соответствия; – несоответствие, корректирующие и предупреждающие действия; – управление записями; – внутренний аудит; д) анализ функционирования системы управления окружаю- щей средой и экологической деятельности со стороны руко- водства: – анализ со стороны руководства. 11 5.2. EMAS EMAS основан на схеме Экологического Аудита и Управле- ния (Аудит Европейского Союза Eco-Management and Audit Scheme, или EMAS). Это добровольный план (схема) для про- мышленности, представленный Европейской Комиссией (EК) в 1993 году. Ее целью является улучшение экологического со- стояния компаний и обеспечение (доведение до) людей эколо- гической информацией. Это доступно только в области про- мышленности. Чтобы принять участие в EMAS, компания должна принять экологическую стратегию (политику), развивать систему эколо- гического менеджмента, разработать план действий пересмотра, проводить аудит системы и издавать утверждение состояния. Квалифицированная третья группа проверяет систему и утверж- дение для того, чтобы проверить, соответствуют ли они требо- ваниям EMAS. Если соответствуют, то они действительны и мо- гут регистрироваться. После регистрации они получают утвер- ждение о принятии участия, которое может быть использовано, чтобы содействовать своему участию в схеме. 6. Организация и последовательность работ по созданию и внедрению СУОС на предприятии Внедрение СУОС на предприятиях можно разбить на сле- дующие шаги. 1. Определение обязательств. 2. Оценка возможностей. 3. Разработка СУОС. 12 7. Законодательные требования к деятельности предприятия. Оценка соответствия СУОС требованиям НПА и ТНПА Республики Беларусь. Предварительный экологический анализ. Выявление и оценка важности экологических аспектов и воздействий. Планы и программы природоохранной деятельности 7.1. Законодательные требования к деятельности предприятия. Оценка соответствия СУОС требованиям НПА и ТНПА Республики Беларусь Для того чтобы обеспечить соответствие установленным требованиям и регламентам, организация должна идентифи- цировать требования, применимые к ее деятельности, продук- ции или услугам, и понимать их. На предприятии должна быть разработана процедура пери- одической оценки соответствия своей деятельности требова- ниям законодательства и вести соответствующие подтвер- ждающие записи. Как правило, оценка соответствия прово- дится совместно с производственным контролем в области охраны окружающей среды или внутренними аудитами. 7.2. Предварительный экологический анализ Предварительный экологический анализ (ПЭА) представля- ет собой всеобъемлющий систематический анализ влияния дея- тельности организации на окружающую среду, который позво- ляет выявить слабые места в вопросах охраны окружающей среды в организации и определить существующие экологиче- ские проблемы с целью последующего их разрешения, а также найти потенциальные возможности для совершенствования де- ятельности в области охраны окружающей среды. Целью проведения ПЭА является первоначальная оценка эффективности экологической деятельности организации. Проведению ПЭА должно предшествовать: – принятие руководством организации решения о создании системы управления окружающей средой (далее – СУОС); – выделение материальных и финансовых ресурсов; 13 – подписание приказа руководителя организации о созда- нии рабочей группы по разработке СУОС; – формирование рабочей группы для проведения ПЭА с выделением помещения и оргтехники для ее работы; – проведение обучения специалистов – членов рабочей груп- пы – для понимания целей работы и возложенных на членов группы обязанностей. 7.3. Выявление и оценка важности экологических аспектов и воздействий Экологические аспекты (ЭА) определяются исходя из ана- лиза схем материальных и энергетических потоков и прове- денных расчетов по использованию сырья, материалов и энер- гии по различным производствам. Особое внимание должно быть уделено существенным экологическим аспектам, оказы- вающим наиболее неблагоприятное воздействие на ОС. Они должны быть учтены при установлении целевых и плановых экологических показателей. Информация об этих аспектах должна постоянно обновляться и документироваться. К ЭА деятельности организации, ее продукции и услуг мо- гут быть отнесены: – выбросы в атмосферу (состав выбросов, их объем, удель- ные величины загрязняющих веществ); – сбросы жидких отходов (состав сбросов, их объем, удель- ные величины загрязняющих веществ); – твердые отходы, в т. ч. вредные и токсичные вещества (их состав и объем); – транспортировка, утилизация и захоронение отходов; – электромагнитные, акустические излучения; – хранение, использование и транспортировка пожаро- и взрывоопасных веществ и материалов; – ресурсосберегающие и энергосберегающие технологии; – возможные производственные аварии, утечки, проливы; – продукция на всех стадиях жизненного цикла (количест- венные и качественные характеристики воздействия ее на 14 окружающую среду на всех стадиях от добычи сырья до ути- лизации устаревшей продукции с учетом транспортировки). Процедура идентификации ЭА и воздействий может осу- ществляться в четыре этапа: 1) выбор вида деятельности или процесса; 2) идентификация множества экологических аспектов, свя- занных с выбранной деятельностью или процессом; 3) идентификация множества фактических и потенциаль- ных воздействий на ОС, ассоциируемых с каждым идентифи- цированным аспектом; 4) оценка значимости воздействий на ОС. Результаты идентификации ЭА и оценки воздействий – ос- нова при определении экологической политики (ЭП) органи- зации, ее целевых и плановых показателей, а затем служат для разработки программ реализации ЭП организации. 7.4. Планы и программы природоохранной деятельности Для работы с важными ЭА организация должна установить целевые экологические показатели. Для достижения целевых экологических показателей необходимо установить плановые экологические показатели. Эти показатели должны быть кон- кретными, измеряемыми, иметь временные рамки. Установле- ние целевых и плановых показателей дает в дальнейшем воз- можность оценить эффективность экологической деятельно- сти и обеспечить необходимой информацией о СУОС. Целевые и плановые экологические показатели являются основой для разработки программы управления окружающей средой организации. Программа управления окружающей сре- дой – это план, определяющий мероприятия, которые органи- зация намеревается провести в ближайшие годы. 8. Экологическая политика предприятия Высшее руководство должно определить ЭП организации и обеспечить, чтобы эта политика: 15 соответствовала характеру, масштабу и воздействиям на окружающую среду деятельности организации, продукции или услуг; включала обязательство в отношении постоянного улуч- шения состояния окружающей среды и предотвращения ее за- грязнения; включала обязательство в отношении соответствия надлежащему природоохранному законодательству и регла- ментам, а также другим требованиям, с которыми организация согласилась; предусматривала основу для установления целевых и плановых показателей и их анализа; документально оформлялась, внедрялась, поддержива- лась, а также доводилась до сведения всех служащих; была доступна для общественности. ЭП определяется и утверждается высшим руководством организации, должна предусматривать постоянное совершен- ствование системы управления окружающей средой, должна быть документально оформлена. 9. Ответственность, организация взаимодействия, обучение Руководство организации должно предусмотреть и выде- лить ресурсы, необходимые для внедрения СУОС и для конт- роля за ее функционированием. Ресурсы включают в себя кадровое обеспечение, специальные знания и опыт, техноло- гические и финансовые средства. Организация может самостоятельно определить заинтере- сованные стороны, для которых получение информации наиболее важно. Организация должна определить свои потребности в обуче- нии персонала и требовать, чтобы весь персонал, чья работа может в значительной степени повлиять на состояние окру- жающей среды, прошел соответствующее обучение. 16 Программы и темы обучения зависят от выполняемых спе- циалистами функций и могут включать: – обеспечение охраны окружающей среды и безопасности производства; – обеспечение понимания общих экологических вопросов и воздействий, оказываемых деятельностью предприятия на окружающую среду; – инструктаж по положениям экологической политики и по плану действий по охране окружающей среды предприятия; – изучение международных стандартов ИСО серии 14000; – повышение знаний в области управления экологической деятельностью; – инструктаж по соответствию экологическим законода- тельным актам и требованиям, регламентирующим деятель- ность организации; – сочетание тем обучения: аварийные ситуации, промыш- ленная санитария, экологическая безопасность, гигиена произ- водства, энерго- и ресурсосбережение и т. д. Осведомленность и компетентность работников в области охраны окружающей среды на предприятии поддерживается путем: – издания и распространения информационных бюллетений; – проведения радиопередач с текущей информацией по эко- логическим проблемам; – установления экологических экранов, стендов во всех под- разделениях и т. п. 10. Документация СУОС. Ведение записей К основной документации по СУОС относятся: ЭП; утвержденные планы и программы экологической дея- тельности; распоряжение или приказ о назначении ответственных лиц за разработку, внедрение, функционирование СУОС по структурным подразделениям; 17 структурная схема УОС в организации; Инструкции, методические указания, стандарты пред- приятия (СТП); Предприятие должно установить и поддерживать в рабочем состоянии процедуры управления всеми документами систе- мы управления окружающей средой для обеспечения их: поиска (документы идентифицируются по соответствую- щим реквизитам: организация, отдел, подразделение, вид дея- тельности и/или контактное лицо); периодического анализа, пересмотра по необходимости и утверждения уполномоченным персоналом до их выпуска; наличия и доступности в местах проведения работ, важ- ных для эффективного функционирования системы управле- ния окружающей средой; изъятия устаревших документов у всех абонентов с це- лью предотвращения их непреднамеренного использования; идентификации любых устаревших документов, сохра- няемых для юридических и/или архивных целей. Все документы системы управления окружающей средой должны быть: датированы (иметь дату утверждения и даты пересмотра); легко идентифицируемы; храниться в определенном порядке и в течение установ- ленного времени. Документы могут быть на бумажных и/или электронных носителях. Ведение записей позволяет установить степень соответ- ствия СУОС действующему законодательству, эффективность ЭП и степень достижимости целевых и плановых показателей, действенность СУОС. 18 11. Готовность к аварийным ситуациям и реагирование на них Основными задачами предприятия по готовности к аварий- ным ситуациям и реагированию на них являются: установление и поддержание в рабочем состоянии про- цедуры идентификации возможности возникновения ката- строф, аварийных ситуаций и реагирования на них; предотвращение и снижение воздействий на окружаю- щую среду, которые могут быть связаны с этими ситуациями; анализ и пересмотр, в случае необходимости, процедуры подготовленности к аварийным ситуациям и реагирования на них, особенно после возникновения катастрофы или аварий- ной ситуации; периодическая проверка соответствия данных процедур законодательным и нормативным документам, а также уста- новленным внутренним требованиям. Разрабатываются планы мероприятий по ликвидации ава- рийных ситуаций, процедуры для обеспечения надлежащего реагирования на неожиданные или аварийные ситуации и про- цедуры для предотвращения экологических происшествий и потенциальных аварийных ситуаций. 12. Мониторинг СУОС Мониторинг и измерение результатов эффективности эко- логической деятельности осуществляются посредством кон- троля и измерения основных параметров производственных операций и экологических аспектов, которые могут оказывать существенные воздействия на окружающую среду. Проверке подвергается также степень выполнения целевых и плановых экологических показателей организации. Записи результатов измерений должны вестись согласно требованиям, установ- ленным организацией. 19 13. Аудит СУОС, несоответствия и корректирующие действия Внутренний аудит СУОС проводится по инициативе руко- водства организации и полностью или частично специалис- тами самой организации. Проведение внутреннего аудита можно подразделить на три этапа: – подготовка к проведению внутреннего аудита; – проведение внутреннего аудита; – оформление результатов внутреннего аудита. 14. Корректирующие и предупреждающие действия В организации должны быть разработаны и установлены процедуры и методики идентификации и корректировки несо- ответствий функционирования СУОС. Такие процедуры и ме- тодики определяют круг сотрудников, которые ответственны за выявление и изучение несоответствий, а также порядок при- нятия мер по снижению последствий оказанных воздействий. По результатам проведения анализа несоответствий в доку- ментацию вносятся необходимые изменения. Процедуры и методики идентификации несоответствий, корректирующих и предупреждающих действий, а также учет- ные записи по ним включаются в Руководство по разработке и внедрению СУОС. 15. Анализ со стороны руководства. Информирование о результатах природоохранной деятельности. Экологические доклады 15.1 Анализ со стороны руководства Высшее руководство организации должно периодически анализировать функционирование СУОС с тем, чтобы обеспе- чить ее постоянное соответствие и эффективность. Анализ со стороны руководства должен основываться на собранной предварительно информации (например, на результатах внут- реннего аудита). 20 15.2. Информирование о результатах природоохранной деятельности. Экологические доклады Наличие доклада об экологической деятельности является одним из обязательных требований при разработке, внедрении и сертификации СУОС согласно Европейской Экологической Схеме по Менеджменту и Аудиту (EMAS). При внедрении СУОС и для ее сертификации согласно международному стан- дарту ИСО 14001 наличие такого документа не является обя- зательным. Однако, при поставках продукции организации на Европейский рынок может возникнуть необходимость в предоставлении подобного рода документа. 21 РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Беллмане, И. Системы экологического менеджмента : от теории к практике / И. Беллмане, К. Далхаммар. – Лунд : МИИЭЭ, 2002. – 197 с. 2. Экологическое управление и более чистое производство. – Лундский университет, 2002. – 225 с. 3. Винтер, Г. Модель экологического менеджмента / Г. Винтер. – Минск : Технопринт, 2002. – 320 с. 4. Руководство по системам экологического менеджмента. – ЮНЕП, 2003. – 126 с. 5. Бабина, Ю. В. Экологический менеджмент : учебное по- собие / Ю. В. Бабина. – М. : НД «Социальные отношения»; Перспектива, 2002. – 207 с. 6. Системы экологического менеджмента для практиков / С. Ю. Дайман [и др.]. – М. : РХТУ им. Д. И. Менделеева, 2004. – 308 с. 7. Системы управления окружающей средой. Общие требо- вания : СТБ ИСО 14001–2005. 8. Системы управления окружающей средой. Руководство : СТБ ИСО 14004–2005. 9. Управление окружающей средой. Термины и определе- ния : СТБ ИСО 14050–2010. 10. Домашняя страница Международной сети по экологиче- скому менеджменту. – Режим доступа : http://www.inem.org. 11. Домашняя страница Международной организации по стандартизации. – Режим доступа : http://www.iso.ch. 22 ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3 1. Причины и последствия мирового экологического кризиса. История природоохранной деятельности в мире. . . . . . . . . . . . . 4 2. Антропогенное воздействие на ОС, влияние производственной деятельности на состояние ОС. . . . . . . . . . . 6 3. Организация государственного управления природоохранной деятельностью в Республике Беларусь. Экологическое управление на местном уровне. . . . . 6 4. Организация природоохранной деятельности на предприятии. Цели, задачи, ответственность. . . . . . . . . . . . . 8 5. Международные стандарты ISO серии 14000, СТБ ИСО серии 14000, EMAS. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9 6. Организация и последовательность работ по созданию и внедрению СУОС на предприятии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11 7. Законодательные требования к деятельности предприятия. Оценка соответствия СУОС требованиям НПА и ТНПА Республики Беларусь. Предварительный экологический анализ. Выявление и оценка важности экологических аспектов и воздействий. Планы и программы природоохранной деятельности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12 8. Экологическая политика предприятия. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14 9. Ответственность, организация взаимодействия, обучение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15 10. Документация СУОС. Ведение записей. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16 11. Готовность к аварийным ситуациям и реагирование на них. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18 12. Мониторинг СУОС. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18 13. Аудит СУОС, несоответствия и корректирующие действия. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19 14. Корректирующие и предупреждающие действия. . . . . . . . . . . . 19 15. Анализ со стороны руководства. Информирование о результатах природоохранной деятельности. Экологические доклады. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19 РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21 23 Учебное издание БЛАГОВЕЩЕНСКАЯ Татьяна Станиславовна ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ Краткий конспект лекций для студентов четвертого курса специальности 1-57 01 02 «Экологический менеджмент и аудит в промышленности» Подписано в печать 04.10.2012. Формат 60 84 1/16. Бумага офсетная. Ризография. Усл. печ. л. 1,34. Уч.-изд. л. 1,04. Тираж 150. Заказ 660. Издатель и полиграфическое исполнение: Белорусский национальный технический университет. ЛИ № 02330/0494349 от 16.03.2009. Пр. Независимости, 65. 220013, г. Минск.