Министерство образования Республики Беларусь БЕЛОРУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра «Электроснабжение» МОНТАЖ, НАЛАДКА И ЭКСПЛУАТАЦИЯ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ Лабораторные работы (практикум) для студентов специальности 1-43 01 03 «Электроснабжение (по отраслям)» специализации 1-43 01 03 01 «Электроснабжение промышленных предприятий» Минск БНТУ 2012 УДК 621.31.035.9(076.5) ББК 31.29я7 М 77 Составители: А.Н. Лобусь, А.А. Гончар Рецензенты: В.А.Булат, А.С.Красько М 77 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования: лабора- торные работы (практикум) для студентов специальности 1-43 01 03 «Электроснабжение (по отраслям)» специализации 1-43 01 03 01 «Электроснабжение промышленных предприятий» / сост.: А.Н. Ло- бусь, А.А. Гончар. – Минск: БНТУ, 2012. – 49 с. ISBN 978-985-525-721-0. Лабораторный практикум соответствует программе курса дис- циплины «Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования» и включает 8 лабораторных работ для студентов специальности 1-43 01 03 «Электроснабжение (по отраслям)» специализации 1-43 01 03 01 «Электроснабжение промышленных предприятий». ISBN 978-985-525-721-0 © БНТУ, 2012 3 СОДЕРЖАНИЕ Техника безопасности .................................................................. 4 Лабораторная работа № 1. Измерение сопротивления заземлителей .................................................................................. 8 Лабораторная работа № 2. Испытание электродвигателя с коммутационными аппаратами после монтажа .................... 12 Лабораторная работа № 3. Испытание конденсаторов для повышения коэффициента мощности ................................ 16 Лабораторная работа № 4. Определение и устранение неисправностей автоматизированных электроприводов ........ 21 Лабораторная работа № 5. Испытание асинхронного электродвигателя после ремонта ............................................... 25 Лабораторная работа № 6. Испытание трансформаторов после ремонта .............................................................................. 29 Лабораторная работа № 7. Наладка и испытание схем учета электрической энергии ..................................................... 34 Лабораторная работа № 8. Изучение методов определения мест повреждения в кабельных линиях .................................... 42 4 ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ Общие положения Помещение лаборатории относится к классу повышенной опасности. Ее создают токопроводящие части клемм и выво- дов лабораторного оборудования, которые будут находиться под напряжением 230 или 400 В переменного тока. К выполнению работ с применением измерительных при- боров допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие в установленном порядке обучение, инструктаж, стажировку и проверку знаний по вопросам охраны труда, имеющие соот- ветствующую группу по электробезопасности. Студент обязан соблюдать требования инструкции по тех- нике безопасности (далее ТБ) выполнять только ту работу, ко- торая ему поручена и безопасные способы выполнения кото- рой ему известны. При необходимости следует обратиться к непосредственному руководителю за разъяснением. Студенты допускаются к выполнению лабораторных работ после прохождения инструктажа на рабочем месте и личной подписи в журнале регистрации инструктажа. Допуск студен- тов к выполнению лабораторных работ возлагается на препо- давателя, ведущего данные работы. Преподаватели, учебно-вспомогательный персонал и сту- денты должны уметь оказывать первую помощь при пораже- нии электрическим током. Правила ТБ перед началом работы Перед началом работы необходимо: 1. Подготовить рабочее место, убрать все лишние предме- ты, не загромождая при этом проходы. 2. Ознакомиться с режимом работы оборудования (стенда) и измерительных приборов. 5 3. Ознакомиться с электрической схемой оборудования (стенда) и правильности подключения измерительных прибо- ров к нему. 4. Произвести внешний осмотр и проверить: – исправность кабеля (шнура), его защитной трубки и штепсельной вилки; – целостность изоляционных деталей корпусов измери- тельных приборов; – наличие защитных кожухов и их исправность; – наличие защитного заземления (зануления); – четкость работы выключателя; – устойчивость положения измерительных приборов на ра- бочем месте; – надежность контактов на всех измерительных приборах и аппаратах; – пусковую и защитную аппаратуру (рубильники, выклю- чатели, магнитные пускатели и т.д.) (предохранители, автома- ты и т. д.) должны быть закрытого типа, чтобы исключить возможность прикосновения к токоведущим частям. Об обнаруженных неисправностях студент обязан сооб- щить непосредственно преподавателю и до их устранения к работе не приступать. Правила ТБ во время работы В учебной лаборатории кафедры «Электроснабжение» ра- боты осуществляются под руководством преподавателя и ин- женера из состава учебно-вспомогательного персонала. Студенты могут приступить к выполнению лабораторной работы только с разрешения преподавателя. Количество студентов, выполняющих одну и ту же лабора- торную работу, должно составлять не менее двух человек. Студенты должны выполнять лабораторные работы на за- крепленных за ними учебных местах. Переход на другое ме- сто без разрешения преподавателя не разрешается. 6 Собирать электрическую схему и проводить в ней различные переключения разрешается только при снятом напряжении. По окончании сборки схемы доложить преподавателю (ин- женеру из состава учебно-вспомогательного персонала) о го- товности к выполнению лабораторной работы. Преподаватель проверяет правильность собранной схемы и в случае отсутствия замечаний дает разрешение на выполне- ние лабораторной работы. Если при выполнении лабораторной работы срабатывает защита или перегорают предохранители, необходимо: – прекратить выполнение лабораторной работы; – доложить преподавателю о случившемся. Дальнейшее выполнение лабораторной работы возможно после устранение неисправности и только с разрешения преподавателя. При возникновении каких-либо вопросов необходимо пре- кратить выполнение лабораторной работы, снять напряжение питания со схемы и обратиться за разъяснением к преподавате- лю (инженеру из состава учебно-вспомогательного персонала). Во время выполнения работ студентам следует быть предель- но внимательными, осторожными, не отвлекаться и не оставлять без наблюдения схему, находящуюся под напряжением. Правила ТБ после работы По окончании выполнения лабораторной работы студент дол- жен получить разрешение от преподавателя на разборку схемы. При разборке схемы необходимо аккуратно сложить все переносные принадлежности и оборудование, привести в по- рядок рабочее место. Запрещается Выполнять лабораторную работу одному. 7 Согласно правилам внутреннего распорядка БНТУ, утвер- жденным приказом ректора от 27.05.02 № 2208 cтудентам за- прещается: – приносить и распивать алкогольные, спиртосодержащие напитки и пиво; – распространять, хранить и употреблять токсические и наркотические вещества; – находиться в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения; – находиться в помещениях БНТУ в верхней одежде, го- ловных уборах; – находиться без разрешения преподавателя в лаборатории во время, не установленное расписанием учебных занятий своей группы (подгруппы); – использовать средства мобильной связи во время прове- дения занятий; При выполнении лабораторных работ запрещается: – прикасаться к электрораспределительным щитам, элек- тропроводке, арматуре общего освещения и другим токове- дущим частям; – тянуть за шнур электроприбора при отсоединении вилки из розетки; – выполнять работы при появлении дыма или запаха, ха- рактерного для горящей изоляции; – самостоятельно устранять возникшие неисправности в работе электроустановок. 8 Лабораторная работа № 1 ИЗМЕРЕНИЕ СОПРОТИВЛЕНИЯ ЗАЗЕМЛИТЕЛЕЙ Цель работы: изучить методику расчета заземлителя; из- мерить сопротивление заземлителя. Приборы и инструмент: тестер. Краткие теоретические сведения При монтаже все металлические нетокопроводящие части электроустановок, которые случайно могут оказаться под напряжением, подлежат заземлению. Такое намеренное за- земление называется защитным. Принцип защиты с помощью заземления состоит в том, чтобы уменьшить напряжение на корпусе электрооборудова- ния при замыкании на него тока в случае повреждения элек- трической изоляции. Токи замыкания на корпус электрообо- рудования отводятся в землю через заземлитель и заземляю- щие проводники. Совокупность заземлителя и заземляющих проводников называется заземляющим устройством. Каждое заземляющее устройство имеет паспорт, в котором указана его схема, основные расчётные данные, сведения о замерах сопротивления. Согласно Правилам технической экс- плуатации электроустановок сопротивление заземляющего устройства должно измеряться после монтажа при вводе в эксплуатацию и периодически (например, для цеховых элект- роустановок не реже одного раза в год). Согласно существу- ющим нормам сопротивление заземляющего устройства не должно превышать 4 Ом. Существует ряд способов измерения сопротивления защит- ного заземления. Наиболее простым, удобным и достаточно точным является метод амперметра — вольтметра. Сущность его состоит в следующем. Измеряется ток Ix, проходящий че- 9 рез заземляющее устройство, и напряжение по отношению к достаточно удаленной точке земной поверхности — зонду (рис. 1.1). Рис. 1.1. Схема измерения сопротивления заземлителя по методу амперметра-вольтметра 10 Вспомогательный заземлитель «В» и зонд «З» устанавлива- ют на таком расстоянии друг от друга и от испытуемого защит- ного заземления «Rх», чтобы их поля растекания не накладыва- лись. Измеряемый ток «IХ» проходит через испытуемое защит- ное заземление «Rх» (заземлитель). Падение напряжения на этом защитном заземлении измеряется вольтметром V. Сопротивление защитного заземления вычисляется по формуле Rх = Ua / Ix. (1.1) Следует иметь в виду, что защитное заземление эффектив- но в том случае, если ток замыкания на землю не увеличива- ется с уменьшением сопротивления заземления. Это возможно в сетях с изолированной нейтралью, где при глухом заземле- нии на землю или на заземленный корпус ток практически не зависит от величины сопротивления заземления. Защитное заземление применяется также в сетях с большими токами на землю, т. е. в сетях напряжением выше 1000 В с заземленной нейтралью. План выполнения работы По заданию преподавателя учащиеся рассчитывают зазем- литель. При этом учитывается тип грунта и материал, из кото- рого изготовлены заземлители. Расчетное сопротивление за- землителя должно соответствовать требованиям ПУЭ [2]. Испытание заземляющего устройства производится с по- мощью омметра непосредственно на примере заземления стенда в лабораторных условиях. Перед началом испытания необходимо произвести осмотр технического состояния за- земляющего устройства стенда (произвести внешний осмотр; проверить наличие цепи между корпусом стенда и контуром заземления лаборатории; измерить сопротивление заземляю- щего устройства (от корпуса стенда до шины заземления на силовом щите лаборатории). 11 По завершении испытаний следует сделать заключение о соответствии заземляющего устройства нормам ПУЭ. Контрольные вопросы 1. Какие существуют способы измерения сопротивления заземлителя? Нарисовать электрическую схему одного из них. 2. Для чего проводят измерение сопротивление петли фаза- нуль? 3. На каком принципе основаны защитные функции зазем- ления? 12 Лабораторная работа № 2 ИСПЫТАНИЕ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ С КОММУТАЦИОННЫМИ АППАРАТАМИ ПОСЛЕ МОНТАЖА Цель работы: получение навыков монтажа электрооборудо- вания по монтажным чертежам; изучить методику проверки электрооборудования для управления работой электродвигателя. Приборы и инструмент: отвертка, паяльник, тестер. Краткие теоретические сведения Наиболее широкое распространение во всех отраслях про- мышленности, строительства и сельского хозяйства имеют асинхронные электродвигатели трехфазного тока с коротко- замкнутым ротором. Электродвигатели характеризуются но- минальными данными, которые указанны в их паспортах: мощностью, напряжением, током статера, кратностью пуско- вого тока, коэффициентом мощности, частотой вращения ро- тора, номинальным вращающим моментом [3]. Смонтированный и установленный на рабочее место элек- тродвигатель проверяют при работе вхолостую и под нагруз- кой; при необходимости подвергают испытанию. Управление, регулирование и защиту электрических машин осуществляют с помощью электрических аппаратов. Аппараты, применяемые для управления электрическими цепями, подразделяются на неавтоматические и автоматические [4]. К автоматическим ап- паратам относятся: контакторы, магнитные пускатели, автома- тические выключатели, которые управляются дистанционно или действуют автоматически при изменении установленного режима работы электродвигателей или питающей сети. Учащемуся необходимо уметь хорошо разбираться в схе- мах, знать устройство электродвигателей и аппаратов и уметь 13 осуществлять сборку схем управления, а при необходимости производить соответствующие испытания и измерения. План выполнения работы Записать паспортные данные асинхронного электродвига- теля (см. табличку на корпусе электродвигателя) и ознако- миться с пусковой аппаратурой (записать их полное обозна- чение и основные данные). Для выполнения работы необходимо смонтировать элек- трическую схему, приведенную на рис. 2.1. Исследования в данной работе производятся на основе асинхронного электро- двигателя М1. Для управления работой электродвигателя ис- пользуются следующие коммутационные аппараты: – автоматический выключатель QF1 – для подключения схемы управления к питающему напряжению и защиты от то- ков короткого замыкания; – магнитный пускатель КМ1 – для подключения обмотки статора двигателя к питающему напряжению; – тепловое реле КА1 – для защиты двигателя от длитель- ных перегрузок; – кнопки кнопочного поста SB1.1 и SB1.2 – для пуска и останова двигателя. Контроль за током в фазах, фазным напряжением, потреб- ляемой активной мощностью и скоростью вращения вала электродвигателя производится по приборам: A1, V1, W1 и n. Контроль за работой коммутационных аппаратов производит- ся визуально. Ознакомиться с расположением аппаратов на панели стен- да. Смонтировать схему управления двигателем М1. С помо- щью тестера проверить монтаж схемы по схеме электрической принципиальной при отключенном питании стенда. После проверки преподавателем произвести проверку работы схемы при поданном напряжении питания. Снять показания ампер- 14 метра. Тестером измерить все фазные и линейные напряже- ния. Зафиксировать показания. Сделать заключение о пра- вильности выбора пуско-регулирующей аппаратуры и аппара- тов защиты. Обосновать выводы. Рис. 2.1. Схема электрическая принципиальная управления АД 15 Контрольные вопросы 1. Какие аппараты относятся к пуско-регулирующей аппа- ратуре? Перечислите их. 2. В каких режимах проверяют электродвигатель после монтажа? 3. Каково назначение автоматического выключателя QF1 и теплового реле КА1 в схеме рис. 2.1? 16 Лабораторная работа № 3 ИСПЫТАНИЕ КОНДЕНСАТОРОВ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТА МОЩНОСТИ Цель работы: изучить влияние конденсаторов на коэффи- циент мощности электрической цепи и методику расчета ко- эффициента мощности. Приборы и инструмент: отвертка, паяльник, тестер. Краткие теоретические требования Прохождение реактивной мощности, пульсирующей между источниками питания и электроприемниками, сопровождается увеличением тока. Это вызывает дополнительные затраты на увеличение сечений проводников сетей и мощности транс- форматоров, создает дополнительные потери электроэнергии. Кроме того, увеличиваются потери напряжения за счет реак- тивной составляющей, пропорциональной реактивной нагруз- ке и индуктивному сопротивлению, что понижает качество электроэнергии по напряжению [11]. Важное значение имеет компенсация реактивных нагрузок и повышение коэффициента мощности в системах электроснаб- жения промпредприятий. Под компенсацией понимают уста- новку местных источников реактивной мощности, благодаря которым повышается пропускная способность сетей и транс- форматоров, а также уменьшаются потери электроэнергии. Для сохранения нормального напряжения при максималь- ной нагрузке необходимо соблюдение баланса реактивных мощностей, который достигается за счет мероприятий, сни- жающих потребление реактивной мощности предприятиями от энергосистемы. Эти мероприятия разбиваются на меропри- ятия, не требующие специальных компенсирующих устройств и целесообразные во всех случаях, и требующие установки 17 специальных компенсирующих устройств для выработки ре- активной мощности. Наибольшее распространение в промпредприятиях получи- ли конденсаторы. Мощность конденсатора пропорциональна квадрату напряжения, что следует учитывать при расчетах уровней напряжения сети: Q = f × С × U2 × 10–3 вар, где Q – реактивная мощность, вар.; f – частота сети, Гц; C – емкость конденсатора, мкФ; U – напряжение сети, В. Конденсаторы включаются в сеть параллельно электропри- емникам, вследствие чего такая компенсация носит название поперечной (параллельной) в отличие от продольной, при ко- торой конденсаторы включаются в сеть последовательно. Возможна также индивидуальная компенсация, когда конденсаторы наглухо подключаются к обмоткам отдель- ных электродвигателей или трансформаторов и коммути- руются вместе с ними. Она может применяться для элек- троприводов, работающих в длительном режиме. Мощность конденсаторов в этом случае выбирается по реактивной мощности холостого хода. Наряду с большими достоинствами (статические устрой- ства, малые потери) конденсаторы имеют следующие недо- статки: – зависимость мощности от квадрата напряжения, что сни- жает устойчивость, а при особо неблагоприятных условиях может привести к лавине напряжения; – сложность регулирования мощности; – большие размеры при больших батареях; – перегрев при повышении напряжения и наличии в сети высших гармоник, ведущих к выходу конденсатора из строя. 18 План выполнения работы Записать паспортные данные асинхронного электродвига- теля (см. табличку на корпусе электродвигателя) и ознако- миться с пусковой аппаратурой (записать их полное обозна- чение и основные данные). Собрать электрическую схему согласно рис. 3.1 для иссле- дования повышения коэффициента мощности с использовани- ем батареи конденсаторов (схема индивидуальной компенса- ции мощности). Рис. 3.1. Схема электрическая принципиальная управления АД 19 В качестве активно-индуктивной нагрузки используется асинхронный электродвигатель М1. Подключение батареи конденсаторов производится выключателем SA1. Ваттметр W1, W2 индицирует активную трехфазную мощность, по- требляемую электродвигателем. По монтажной схеме (рис. 3.2) выполнить подключение ваттметра. Рис. 3.2. Схема соединений ваттметра Проверить с помощью тестера правильность сборки. После проверки преподавателем подать напряжение на стенд и включить автомат QF1. При выключенном выключателе SA1 (рычажок в среднем положении) произвести запуск двигателя М1 черной кнопкой кнопочного поста SB1. Зафиксировать показания амперметра А1 и трехфазного ваттметра W1, W2. Тестером измерить фазное напряжение. Данные занести в таблицу (см. табл. 3.1). Не отключая двигателя подключить батарею конденсаторов С1–С3 выключателем SA1 (рычажок в нижнем положении) и отметить уменьшение величины тока на амперметре А1. Снять данные с амперметра и ваттметра и занести в таблицу. Отключить электродвигатель красной кнопкой кнопочного поста SB1. Отключить автомат QF1 и обесточить стенд. Провести вычисления в таблице и сравнить значения коэффициента мощности в опыте без батареи кон- денсаторов и с ней. Расчет коэффициента мощности ведется по следующим формулам: 20 полная мощность Q = f × С × U2 × 10–3, вар; коэффициент мощности cos φ = P / S. Таблица 3.1 Результаты опыта Опыт UФ, В IФ, А P, Вт S, ВА cos φ Без С1-С3 С С1-С3 Контрольные вопросы 1. Для чего применяют компенсацию реактивной мощности? 2. Что такое коэффициент мощности? 3. Какие устройства применяют для повышения коэффици- ента мощности? 21 Лабораторная работа № 4 ОПРЕДЕЛЕНИЕ И УСТРАНЕНИЕ НЕИСПРАВНОСТЕЙ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ ЭЛЕКТРОПРИВОДОВ Цель работы: изучить методику поиска и устранения не- исправностей автоматизированных электроприводов. Приборы и инструмент: отвертка, паяльник, тестер. Краткие теоретические требования При эксплуатации электроприводов могут возникнуть раз- личные неисправности от простых очевидных неполадок до сложных, требующих значительных временных затрат на по- иск повреждений, которые следует устранять. При ремонте сетей электропитания, замене распредели- тельных щитов, замене кабелей и пр. возможно подключение привода на неверное чередование фаз, следовательно, двига- тель будет вращаться в другую сторону, что в некоторых ме- ханизмах может привести к выходу оборудованию из строя. Для устранения этого в наиболее удобном и безопасном месте необходимо поменять любые две фазы местами [4]. Если при включении двигатель начинает вращаться, но гу- дит, не набирает оборотов и греется, то причинами могут быть: – обрыв в цепи статора (чаще обрыв фазы возникает из-за срабатывания предохранителей, реже из-за неисправности вы- ключателя), а также обрыва в обмотке статора; – при обрыве фазы в двух других фазовых обмотках резко увеличивается ток в 1,7 раза, что и вызывает нагрев двигателя); – обрыв или слабый контакт в цепи ротора (нарушение контакта стержней с торцевыми кольцами в обмотке ротора – для двигателя с короткозамкнутым ротором); – заедание в рабочем механизме или механическое повре- ждение в двигателе; 22 – неправильное соединение концов обмоток после ремонта (одна фаза перевернута). Если при пуске двигателя срабатывает максимальная защи- та или защита от перегрузки (тепловая), то причиной может оказаться неверно выбранный аппарат защиты, замыкание в цепи питания двигателя, неисправность самого двигателя, ме- ханический или электрический пробой изоляции в результате перегрева от перегрузок. Повторное включение автоматиче- ского выключателя (после его срабатывания при пуске двига- теля) производят только после тщательной проверки исправ- ности двигателя [5]. При возникновении неисправностей в автоматическом цик- ле работы привода поиск неисправности можно провести при отключенном двигателе, оставив включенными цепи управле- ния. Следует промоделировать работу механизма путем нажа- тия концевых выключателей, командных кнопок и др. и по- этапно контролировать состояние аппаратов цепей управле- ния. Как только обнаружится отклонение от цикла (см. прин- ципиальную схему и циклограмму работы), то в нерабочей цепочке при отключенном питании следует прозвонить всю ветвь от начала до конца, либо при поданном напряжении на сбойном участке вольтметром определить место обрыва цепи. Поиск таких неисправностей следует производить лишь после тщательного изучения циклограммы работы привода в составе оборудования и полной ясности очередности работы аппара- тов. Для четкой ориентации в работе электрической схемы полезно составить таблицу состояний всех аппаратов цепи управления на каждом этапе циклограммы. При проверке це- пей под напряжением следует соблюдать особую осторож- ность во избежание поражения электрическим током. 23 План выполнения работы Записать паспортные данные асинхронного электродвига- теля (см. табличку на корпусе электродвигателя) и ознако- миться с пусковой аппаратурой (записать их полное обозна- чение и основные данные). В работе исследуется реверсивный электропривод пере- менного тока на базе асинхронного электродвигателя. Для этого собирается схема, представленная согласно рис. 4.1. Рис. 4.1. Схема электрическая принципиальная реверса АД 24 По заданию преподавателя учащиеся могут доработать схе- му: ввести в схему реле времени (КТ1–КТ3) и промежуточные реле (К1–К2), переключатель SA1, осуществляющие управле- ние каким-либо автоматическим циклом работы электродвига- теля, и элементы сигнализации (сигнальная лампа НЕ1 и зво- нок НА1). Монтаж схемы выполнить согласно рис. 4.1. При отключенном питании стенда проверить схему с по- мощью тестера. Прозвонить сначала силовые цепи: сами це- почки по потенциальным точкам и на предмет КЗ между фа- зами, фазой и нейтралью. Затем проверить цепи управления (как при не нажатых кнопках, так и при нажатии кнопки). По- сле проверки преподавателем подключить стенд к сети и включить автомат QF1. Опробовать работу схемы: сначала «пуск» кнопочным постом SB1 (включится пускатель КМ1), затем «стоп». Затем включить пускатель КМ2 кнопочным по- стом SB2 и вновь «стоп». Далее проверить работу блокировки реверса на ходу: при включенном пускателе КМ1 нажать чер- ную кнопку кнопочного поста SB2 (изменений не должно быть). Преподавателем вводятся ошибки в схему управления (обрыв в цепи блок-контакта магнитного пускателя, обрыв в цепи питания схемы управления и т. д.) и предлагается уча- щимся отыскать и устранить их. Исследуется работа схемы и электропривода в целом при указанных неисправностях. Изу- чаются методы устранения данных неисправностей. По ре- зультатам опыта составить таблицу основных неисправностей и методов их проверки и устранения. Контрольные вопросы 1. Для чего применяют компенсацию реактивной мощности? 2. Что такое коэффициент мощности? 3. Какие устройства применяют для повышения коэффици- ента мощности? 25 Лабораторная работа № 5 ИСПЫТАНИЕ АСИНХРОННОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ ПОСЛЕ РЕМОНТА Цель работы: ознакомиться с устройством асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором, изучить методику испытания электродвигателя после ремонта. Приборы и инструмент: отвертка, кусачики, тестер. Краткие теоретические требования В промышленности асинхронные электродвигатели с кз (короткозамкнутым ротором) ротором получили наибольшее распространение. Их преимущества состоят в простоте изго- товления и эксплуатации, а также большей, чем у двигателей постоянного тока надежности за счет отсутствия коллектора и низкой стоимости, [12]. Двигатель состоит из статора – неподвижной части и рото- ра – вращающейся части. Статор представляет собой полый цилиндр, набранный из стальных пластин, имеющих вид кольца и изолированных друг от друга. Они образуют непо- движную часть магнитопровода. Пластины стягиваются бол- тами. Выполнение магнитопровода из отдельных пластин уменьшает потери мощности в стали, вызываемые вихревыми токами. Стальной сердечник магнитопровода статора закреп- ляется в стальном или алюминиевом корпусе, охватывающем его со всех сторон. С торцов сердечник магнитопровода за- крывается крышками, в которых имеются места для установки подшипников. В пазы на внутренней стороне магнитопровода закладывается обмотка статора, которая у трехфазных двига- телей состоит из трех по числу фаз обмоток, смещенных по окружности статора друг относительно друга на 120 градусов. Начала и концы фаз выводят наружу в клеммную коробку. По 26 схеме соединения обмоток статора двигатели выпускаются в исполнении «звезда» (Y) и «звезда/треугольник» (Y/∆). Схема (Y/∆) позволяет использовать двигатель в сетях с различными напряжениями либо применять в схемах ступенчатого пуска с переключением схемы соединения обмоток (при этом отпада- ет необходимость в использовании реакторов. На паспортной пластинке, укрепленной на корпусе двигателя, указывают два номинальных линейных напряжения, различающиеся в 1,73 раза. Если номинальное линейное напряжение сети равно большему напряжению на пластинке, то обмотку статора включают в «звезду», если меньшему – в «треугольник». Ротор асинхронного двигателя также набирают из стальных штампованных листов в форме диска. Насаженные на вал, они образуют ротор, имеющий форму цилиндра. По окружности диска размещены пазы, в которые закладываю обмотку. Ко- роткозамкнутая обмотка образуется неизолированными алю- миниевыми стержнями, помещенными в пазы ротора. По тор- цам стержни соединяются кольцами. Получается обмотка, не имеющая никаких выводов. Простота конструкции и отсут- ствие скользящего электрического контакта, как у двигателей постоянного тока, значительно упрощает обслуживание и ре- монт асинхронных двигателей с кз-ротором. Внимания тре- буют лишь осмотр состояния клемм подключения двигателя (из-за окислов контакт ухудшается и может приводить к нагреву клеммы и даже расплавлению изоляции питающих проводов, что в свою очередь может вызвать замыкание на корпус двигателя) и состоянию подшипников (при длительной эксплуатации необходима замена смазки), а также обязатель- ное измерение сопротивления изоляции между фазами (для двигателей со схемой «звезда/треугольник») и фазой и корпу- сом. Изоляция обмоток электрических машин и проводов от- носительно легко подвергается изменениям под влиянием температуры, влажности, загрязнения и т. д. Происходит ста- рение изоляции, что отрицательно влияет на ее качество, 27 электрическую прочность. По этой причине контроль за ее качеством должен быть периодическим. Согласно ПУЭ измерение сопротивления изоляции силовых и осветительных электроустановок, работающих при номи- нальном напряжении 127–660 В, производят мегаомметром с напряжением 1000 В. Допустимые нормы сопротивления изо- ляции для электрических машин, проводов и кабелей указыва- ют в технических условиях или ГОСТах. Для электрических машин напряжением до 1000 В сопротивление изоляции обмо- ток должно составлять не менее 0,5 МОм. Двигатели, имеющие пониженное сопротивление изоляции подвергают сушке горя- чим воздухом или путем электрического подогрева обмоток [1]. Проверка соответствия параметров двигателя после ремон- та проводится на опыте холостого хода. План выполнения работы В данной работе исследуется асинхронный электродвига- тель переменного тока М1. При выключенном стенде с помо- щью измерительных приборов производится замер сопротив- лений обмоток статора электродвигателя (тестером) и сопро- тивлений изоляции измеряется мегаомметром или при его от- сутствии с помощью тестера и сравнивается с требуемыми. Для этого собирается схема, представленная согласно рис. 5.1. Проверить правильность монтажа при помощи тестера. По- сле проверки схемы преподавателем запитать стенд от сети и подать в схему напряжение (поочередно включить сетевой выключатель стенда, затем автомат QF1). Проверить работу схемы. Нажатием черной кнопки кнопочного поста SB1 запу- стить двигатель. Замерить ток двигателя и его скорость. Оста- нов двигателя производится нажатием красной кнопки поста SB1. Записать показания приборов. Эти значения должны со- ответствовать паспортным значениям. 28 Рис. 5.1. Схема электрическая принципиальная реверса АД Контрольные вопросы 1. Каков принцип работы двигателя переменного тока? 2. В чем преимущества двигателей переменного тока по сравнению с двигателями постоянного тока? 3. Каково основное отличие характеристик двигателей пе- ременного тока от двигателей постоянного тока? 29 Лабораторная работа № 6 ИСПЫТАНИЕ ТРАНСФОРМАТОРОВ ПОСЛЕ РЕМОНТА Цель работы: изучить назначение и устройство трансформа- тора и изучить методику испытания трансформатора после ремонта. Приборы и инструмент: отвертка, тестер. Краткие теоретические требования В процессе эксплуатации трансформаторов они требуют периодического обслуживания. Для сухих трансформаторов ввиду простоты их конструкции обслуживание заключается в удалении пыли с клеммных колодок и проверке состояния контактов. Обязательным является проверка сопротивления изоляции обмоток между ними и каждой обмоткой и корпу- сом, так как изоляция обмоток трансформаторов относительно легко подвергается изменениям под влиянием температуры, влажности, загрязнения и т. д. Происходит старение изоляции, что отрицательно влияет на ее качество, электрическую проч- ность. По этой причине контроль за ее качеством должен быть периодическим. Согласно ПУЭ измерение сопротивления изоляции сило- вых и осветительных электроустановок, работающих при но- минальном напряжении 127–660 В, производят мегаомметром с напряжением 1000 В, [1]. Допустимые нормы сопротивления изоляции трансформаторов указывают в технических услови- ях или ГОСТах. Для электрических машин напряжением до 1000 В сопротивление изоляции обмоток должно составлять не более 0,5 МОм. Сопротивление изоляции обмоток измеря- ют между отдельными обмотками, а также между каждой об- моткой и корпусом электрической машины. 30 Трансформаторы прошедшие ремонт должны быть под- вергнуты тщательной проверке на сопротивление изоляции и соответствие паспортным данным. Замер сопротивления изо- ляции проводится при отключенных первичных и вторичных цепях, а проверка рабочих параметров исследуется в опытах холостого хода и при работе под нагрузкой. Отклонения от паспортных значений не должны быть значительными [12]. План выполнения работы В работе исследуется однофазный силовой трансформатор Т2. При выключенном стенде, с помощью измерительных приборов производится замер сопротивлений обмоток транс- форматора и сопротивление изоляции этих обмоток. Эти зна- чения сравниваются с паспортными данными. Затем собира- ется схема рис. 6.1 и включается трансформатор. На холостом ходу и при номинальной нагрузке определяются напряжения и токи в первичной и вторичной обмотках и сравниваются с паспортными данными. При необходимости строится нагру- зочная характеристика трансформатора. Подключение ваттметра схемы рис. 6.1–6.3 собрать по монтажной схеме рис. 6.4. Проверить правильность монтажа при помощи тестера. Перед подключением стенда к сети вы- вести регулятор ЛАТРа в положение, соответствующее мини- мальному выходному напряжению. После проверки схемы преподавателем запитать стенд от сети и подать в схему напряжение (поочередно включить сетевой выключатель стенда, затем автомат QF1). Запитать стенд и плавно увеличи- вая напряжение на выходе ЛАТРа установить его величину, соответствующую номинальному. Снять показания приборов. 31 A N V1 T2 W1A1 “V”тестер A1 A2 A3 Рис. 6.1. Схема исследования силового трансформатора на холостом ходу A N V1 T2 W1A1 A1 A2 A3 R1 1 2 Рис. 6.2. Схема исследования силового трансформатора под нагрузкой (первичная обмотка) 32 A N V1 T2 W1 A1A1 A2 A3 R1 1 3 2 Рис. 6.3. Схема исследования силового трансформатора под нагрузкой (вторичная обмотка) W2W1 Ia Ia* B Ic Ic* Рис. 6.4. Монтажная схема подключения ваттметра 33 Таблица 6.1 Параметры исследования трансформатора Режимы работы Uн, В I, A P, Вт Опыт х.х 1-я обмотка под нагрузкой 2-я обмотка под нагрузкой Контрольные вопросы 1. Какие параметры трансформатора подлежат проверке после ремонта? 2. В каких режимах следует проверять трансформатор? 34 Лабораторная работа № 7 НАЛАДКА И ИСПЫТАНИЕ СХЕМ УЧЕТА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ Цель работы: приобретение практических навыков работы с приборами учета электрической энергии различных типов и конструкций. Приборы и инструмент: отвертка, тестер. Краткие теоретические требования Учет энергии на промышленном предприятии позволяет получить информацию о количественных и качественных по- казателях энергохозяйства предприятия, необходимую для решения следующих задач, [6]: – автоматизированный коммерческий и технический учет электроэнергии, технической, теплофикационной, питьевой воды, пара, сжатого воздуха, природного и технического га- зов, нефтепродуктов, всех видов вторичных энергоресурсов по предприятию в целом; – контроль энергопотребления относительно установлен- ных норм расхода и ограничений по безопасности энерго- снабжения; – фиксация и сигнализация отклонений контролируемых параметров энергоучета; – прогнозирование параметров энергоучета для планирова- ния энергопотребления и автоматическое управление им, в том числе посредством потребителей-регуляторов; – обеспечение внутреннего хозрасчета по энергоресурсам между цехами и подразделениями предприятия и его расчета с субабонентами; – определение, анализ и планирование себестоимости раз- личных видов выпускаемой продукции. 35 Учет электроэнергии на промышленных предприятиях подразделяется на расчетный (коммерческий) и технический (контрольный) [8]. Расчетный учет электроэнергии предназначен для учета выработанной, а также отпущенной потребителям электро- энергии для денежного расчета за нее, [6]. Технический учет предназначен для контроля расхода электроэнергии внутри предприятий. Для предприятия следу- ет предусматривать возможность установки стационарных или переносных счетчиков с целью контроля за соблюдением лимитов расхода электроэнергии цехами, линиями и агрегата- ми для определения расхода электроэнергии на единицу вы- пускаемой продукции. Приборы технического учета находят- ся в ведении самих потребителей. Для их установки и снятия разрешения электроснабжающей организации не требуется. Рассмотрим внедряемые повсеместно на объектах про- мышленного и коммунально-бытового сектора схемы постро- ения АСКУЭ на базе устройств сбора передачи данных (УСПД). Так при значительной территориальной разбросан- ности объектов учета и невозможности использования про- водных средств связи используется передача информации по каналу сотовой связи с использованием GSM модема. В тех случаях, когда нет возможности использовать радиосвязь, бо- лее дешевым оказывается применение проводной телефонной линии, через станции АТС по телефонным каналам. Для авто- матизации учета внутри предприятия или на объектах комму- нального и бытового потребителя, где каналы связи между уровнями АСКУЭ имеют минимальную протяженность, ис- пользуют варианты непосредственного подключения УСПД к ПВЭМ по физическим линиям интерфейса RS-485, RS-232 с вариантами подключения к модемам, [8]. В качестве иллю- страции одной из перечисленных выше структур АСКУЭ, приведем схему учета электроэнергии на промышленном предприятии по линии интерфейса RS-485 и RS-232, рис. 7.1. 36 Установку счетчиков с цифровым интерфейсом для организации коммерческих расчетов и счетчиков с телеметрическим выходом для организации технического учета внутри предприятия. Сбор данных со счетчиков на УСПД и передача в центр обработки информации по кабельной линии связи на растояние до 1-го км. ЦОИ1-го уровня ЦОИ i-го уровня до16 счетчиков с цифровым интерфейсом до16 счетчиков с телеметрическим выходом Распределительное устройство (6),10/0,4кВ Разветвитель RS485 Адаптер CAN/RS232/485 УСПД164 CAN канал RS232 канал Локальная сеть каналТМ канал RS485 канал Данная схема позволяет выполнять: Рис. 7.1. Сбор данных от счетчиков с цифровым интерфейсом по кабельной линии связи План выполнения работы 1. Изучить паспорта установленных на стенде счетчиков. 2. Начертить схемы распределенной системы сбора и пере- дачи данных указанных на рис. 7.2, 7.3. 3. Освоить навыки работы с программой Admin Tools пред- назначенной для конфигурирования, наладки и контроля си- стем учета. 4. Снять показания счетчиков по нескольким точкам учета и построить график нагрузки на компьютере с последующим занесением в отчет. 37 5. Провести анализ проделанной работы и дать рекоменда- ции по усовершенствованию лабораторной работы. 6. Ознакомиться с структурной схемой стенда бытового и промышленного учета рис. 7.2, 7.3. АСКУЭ бытового потребителя УСПД-1 к УСПД-2 Разветвитель интерфейсов к COM порту C-16 Автомат Блок питания ЭВМ Рис. 7.2. Структурная схема системы учета бытового потребителя 38 RS485 АСКУЭ промышленного потребителя ЦЭ6850М к УСПД-1 (для согласования УСПД1 с другим УСПД2, один из входов шунтируем сопротивлением на 120 Ом, т.к. 39,40) УСПД-2 Разветвитель интерфейсов UTP-5Cat (витая пара) Рис. 7.3. Структурная схема системы учета промышленного потребителя В настоящее время модель учета электроэнергии представ- ляет собой автоматизированную установку, позволяющую моделировать нагрузку, и осуществлять учет электроэнергии с помощью цифрового счетчика по различным сечениям. Структурная схема лабораторной установки дана на рис. 7.2, 7.3. Как правило, система сбора данных состоит из следую- щих основных элементов: УСПД (устройство сбора и передачи данных), является в своем роде промышленным компьютером, который следит за процессом сбора информации от счетчиков установленных в местах учета и связанных по 485 интерфейсу. В его функции входит также хранение информации в собственной БД (базе данных) за различные интервалы времени; 39 счетчик цифровой, в данном случае ЦЭ6850М. Предна- значен для измерения активной, реактивной, электрической энергии (P,Q и S), энергии потерь, частоты напряжения, угла сдвига фаз, среднеквадратического значения U-я, силы тока, в 3-ох фазных четырехпроводных цепях переменного тока и ор- ганизации многотарифного учета электроэнергии; разветвитель интерфейсов позволяет размножать кон- тактную группу приборов АСКУЭ, обеспечивая подключение значительного количества счетчиков и УСПД, а также разде- ляет выводы интерфейсных подключений счетчика и УСПД с цепями питания выше указанных приборов. Источником является блок питания постоянного напряже- ния на 24 В для работы УСПД и подпитки его батарейки на случай отключения основного питания. Встроенный элемент питания в УСПД позволяет поддерживать время, синхронизи- рованное с ЭВМ и счетчиком для сохранения информации в БД с заданным интервалом. В случае отключения автономно- го источника не удастся извлечь данные с БД за необходимый интервал времени и придется снова производить переналадку УСПД, чтобы синхронизировать время, так как при этом все время будут получать нули вместо показаний. Для защиты УСПД, блока питания, используются также УЗО и автомати- ческий выключатель. В состав моделируемой нагрузки данного стенда входят АД. Состав которых изменяется посредством переключателей SAN1–SAN3. Счетчики обычно устанавливаются в считках ВРУ сетей до 1кВ и в релейной части отсеков КРУ или КСО 6–10 кВ, также могут комплектоваться в отдельных щитах учета. Счетчики могут быть как непосредственного подклю- чения, так и трансформаторного. При этом на входе счетчик должен комплектоваться аппаратом защиты. Схема электрическая принципиальная учета электроэнер- гии изображена на рис. 7.4. Правильность сборки схемы бытового и промышленного учета проверить по монтажным схемам рис. 7.5, 7.6. 40 Панель управления нагрузкой с е т ь 3 N ~50Гц220/380В Счетчики учета бытового потребителя А С К У Э к о м м е р ч е с к о г о и л и к о м п л е к с н о г о у ч е т а п о т р е б и т е л я Счетчики учета промышленного потребителя 3 N ~50Гц220/380В Н А Г Р У З К А Рис. 7.4. Схема электрическая принципиальная подключения стенда 16171514 1 2 3 4 6 87 33 15 34 35 3631 28 21 20 13 12 5 43 6 11 14 19 22 26 23 18 2 7 10 29 27 30 3 4 +24 -24 RS232C к ч -24В+24В В A COM-1 А B УСПД-1 к ЭВМ PEN C-16 (ВА45-29) -24В+24В БП-24 N1L1 УЗО-ВАД2 NL от УСПД-2 39 40 R120 Ом для согласования двух УСПД Рис. 7.5. Монтажная схема учета бытового потребителя лабораторного стенда 41 C-16 (ВА45-29) -24В+24В ЦЭ6850М -24В+24В В A COM-2 к ЭВМ А B УСПД-2 БП-24 N1L1 УЗО-ВАД2 NL от УСПД-1 Схема внешних соединений АСКУЭ промышленного потребителя 1 22324 Рис. 7.6. Монтажная схема учета промышленного потребителя лабораторного стенда Контрольные вопросы 1. Что понимается под техническим и коммерческим учетом? 2. Счетчики какого класса точности следует использовать при организации коммерческого учета? 3. Требуется ли установка отдельного счетчика у потреби- теля имеющего нагревательную нагрузку? 42 Лабораторная работа № 8 ИЗУЧЕНИЕ МЕТОДОВ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МЕСТ ПОВРЕЖДЕНИЯ В КАБЕЛЬНЫХ ЛИНИЯХ Цель работы: получить навыки в определении мест и ви- дов повреждений кабельных линий. Приборы и инструмент: тестер, комплект штеккеров, датчик для поиска обрывов в кабелях. Краткие теоретические требования Выбору метода определения зоны повреждения кабелей предшествует выяснение характера повреждений, определяе- мых путем измерений мегаомметром на 1000–2500 В. При этом измеряют сопротивление изоляции каждой токоведущей жилы относительно земли, сопротивление изоляции между каждой парой токоведущих жил, проверяют целостность то- коведущих жил. Для обнаружения обрыва жил испытание следует проводить с обоих концов, закорачивая все три фазы на конце, противоположном подключению мегаомметра, [10]. При наличии короткого замыкания определяют переходное сопротивление. Если оно в месте повреждения велико (более 5 МОм), а кабель не выдержал испытания, то для более точно- го определения места неисправности производят прожигание кабеля. Прожигание кабелей производят как на постоянном токе от специальных установок, так и на переменном токе от трехфазных повышающих трансформаторов. Целью прожига- ния кабелей является создание переходного сопротивления определенного значения в месте повреждения кабеля. Выбор метода отыскания мест повреждения кабелей зави- сит от вида повреждения, пробивного напряжения в месте по- вреждения и переходного сопротивления. Поиск места повре- ждения производят обычно в два этапа. На первом этапе 43 отыскивают зону повреждения, для чего применяют импульс- ный метод, метод колебательного разряда, емкостный метод и метод петли. На втором этапе определяют точное место по- вреждения, для чего применяют метод накладной рамы, аку- стический и индукционный методы [11]. Метод импульсной рефлектометрии – называемый также ме- тодом отраженных импульсов или локационным методом, ба- зируется на распространении импульсных сигналов в 2- и многопроводных системах линиях и кабелях. Приборы, реализующие указанный метод, называются им- пульсными рефлектометрами. Сущность метода импульсной рефлектометрии заключает- ся в выполнении следующих операций: 1. Зондировании кабеля (двухпроводной линии) импульса- ми напряжения. 2. Приеме импульсов, отраженных от места повреждения и неоднородностей волнового сопротивления. 3. Выделении отражений от места повреждений на фоне помех (случайных и отражений от неоднородностей линий). 4. Определении расстояния до повреждения по временной задержке отраженного импульса относительно зондирующего. Упрощенная структурная схема импульсного рефлектомет- ра приведена на рис. 8.2. Рис. 8.2. Структурная схема импульсного рефлектометра 44 С генератора импульсов зондирующие импульсы подаются в линию. Отраженные импульсы поступают с линии в прием- ник, в котором производятся необходимые преобразования над ними. С выхода приемника преобразованные сигналы по- ступают на графический индикатор. Все блоки импульсного рефлектометра функционируют по сигналам блока управле- ния. На графическом индикаторе рефлектометра воспроизво- дится рефлектограмма линии – реакция линии на зондирую- щий импульс. Образование рефлектограммы линии легко про- следить по диаграмме, приведенной на рис. 8.3 ниже. Здесь осью ординат является ось расстояния, а осью абсцисс – ось времени. Рис. 8.2. Рефлектограмма кабельной линии В левой части рисунка показана кабельная линия с муфтой и коротким замыканием, а в нижней части – рефлектограмма этой кабельной линии. Анализируя рефлектограмму линии, оператор получает информацию о наличии или отсутствии в ней повреждений и неоднородностей. Например, по приве- 45 денной выше рефлектограмме можно сделать несколько вы- водов: 1. На рефлектограмме кроме зондирующего импульса есть только два отражения: отражение от муфты и отражение от короткого замыкания. Это свидетельствует о хорошей одно- родности линии от начала до муфты и от муфты до короткого замыкания. 2. Выходное сопротивление рефлектометра согласовано с волновым сопротивлением линии, так как переотраженные сигналы, которые при отсутствии согласования располагаются на двойном расстоянии, отсутствуют. 3. Повреждение имеет вид короткого замыкания, так как отраженный от него сигнал изменил полярность. 4. Короткое замыкание полное, так как после отражения от него других отражений нет. 5. Линия имеет большое затухание, так как амплитуда от- ражения от короткого замыкания много меньше, чем ампли- туда зондирующего сигнала. Если выходное сопротивление рефлектометра не согласо- вано с волновым сопротивлением линии, то в моменты време- ни 2.tм, 4 . tм и т. д. будут наблюдаться переотраженные сигна- лы от муфты, убывающие по амплитуде, а в моменты времени 2 . tх, 4 . tх и т. д. – переотражения от места короткого замыкания. Основную сложность и трудоемкость при методе отражен- ных импульсов представляет выделение отражения от места повреждения на фоне помех. Метод импульсной рефлектометрии базируется на физиче- ском свойстве бесконечно длинной однородной линии, со- гласно которому отношение между напряжением и током вве- денной в линию электромагнитной волны одинаково в любой точке линии. Это соотношение имеет размерность сопротив- ления и называется волновым сопротивлением линии: RВ = U / I. 46 При использовании метода импульсной рефлектометрии в линию посылают зондирующий импульс и измеряют интервал tх – время двойного пробега этого импульса до места повре- ждения (неоднородности волнового сопротивления). Расстоя- ние до места повреждения рассчитывают по выражению , где V – скорость распространения импульса в линии. Отношение амплитуды отраженного импульса Uо к ампли- туде зондирующего импульса Uз обозначают коэффициентом отражения Котр: , где Rв1 – волновое сопротивление линии до места поврежде- ния (неоднородности); Rв2 – волновое сопротивление линии в месте повреждения (неоднородности). Отраженный сигнал появляется в тех местах линии, где волновое сопротивление отклоняется от своего среднего зна- чения: у муфт, у мест изменения сечения жилы, у мест сжатия кабеля, у места обрыва, короткого замыкания и т. д. Если выходное сопротивление импульсного рефлектометра отличается от волнового сопротивления измеряемой линии, то в месте подключения рефлектометра к линии возникают пе- реотражения. Переотражения – это отражения от входного сопротивле- ния рефлектометра отраженных сигналов, которые пришли к месту подключения рефлектометра из линии. Выходное и входное сопротивления рефлектометра, как правило, равны между собой. 47 В зависимости от соотношения входного сопротивления рефлектометра и волнового сопротивления линии изменяется полярность и амплитуда переотражений, которая может ока- заться соизмеримой с амплитудой отражений. Поэтому перед измерением рефлектометром обязательно нужно выполнить операцию согласования выходного сопротивления рефлекто- метра с волновым сопротивлением линии. Примеры рефлектограммы линии без согласования выход- ного сопротивление с линией и с согласованием приведены на рис. 8.3. Рис. 8.3. Рефлектограммы кабельной линии без согласования и с согласованием выходного сопротивления Импульсный метод – применяют для определения зоны та- ких неисправностей, как одно-, двух-, или трехфазное корот- кое замыкание, замыкание жил на землю, обрыва жил [12]. План выполнения работы Изучить методы определения повреждений в кабельных линиях; На модели кабельной линии определить характер повре- ждения с помощью цифрового рефлектометра «Рейс-205» приведенного на рис. 8.4. 48 Рис. 8.4. Цифровой рефлектометр Изучить паспорт цифрового рефлектометра «Рейс-205» и по заданию преподавателя определить место повреждения ка- бельной линии. Контрольные вопросы 1. Какие существуют методы поиска обрывов кабелей? 2. На каком принципе основан индукционный метод поис- ка обрыва кабеля? 3. В чем суть «заплывающего пробоя»? 4. Что понимается под фазировкой кабеля и какую цель она преследует? 5. Как выявляется место повреждения на кабеле при рас- копке? Учебное издание МОНТАЖ, НАЛАДКА И ЭКСПЛУАТАЦИЯ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ Лабораторные работы (практикум) для студентов специальности 1-43 01 03 «Электроснабжение» (по отраслям)» специализации 1-43 01 03 01 «Электроснабжение промышленных предприятий» С о с т а в и т е л и : ЛОБУСЬ Александр Николаевич ГОНЧАР Редактор М.С. Гаращук Компьютерная верстка Д.А. Исаева Подписано в печать 29.12.2010. Формат 60 84 1/16. Бумага офсетная. Отпечатано на ризографе. Гарнитура Таймс. Усл. печ. л. 2,2. Уч.-изд. л. 1,7. Тираж 200. Заказ 748. Издатель и полиграфическое исполнение: Белорусский национальный технический университет. ЛИ № 02330/0494349 от 16.03.2009. Проспект Независимости, 65. 220013, Минск.