МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ Белорусский национальный технический университет Республиканский институт инновационных технологий А. А. Ракицкий Т. В. Зуёнок ПОСОБИЕ для ответственных за функционирование системы менеджмента качества в структурных подразделениях БНТУ М и н с к Б Н Т У 2 0 1 2 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ Белорусский национальный технический университет Республиканский институт инновационных технологий А. А. Ракицкий Т. В. Зуёнок ПОСОБИЕ для ответственных за функционирование системы менеджмента качества в структурных подразделениях БНТУ Минск БНТУ 2012 УДК 378.662(476-25):005.6(072) ББК 74.58к0 Р19 Р ецензенты : В. Л. Соломахо, В. Г. Смирнов Р19 Ракицкий, А. А. Пособие для ответственных за функционирование системы ме- неджмента качества в структурных подразделениях БНТУ / А. А. Ракицкий, Т. В. Зуёнок. – Минск : БНТУ, 2012. – 30 с. ISBN 978-985-525-979-5. В пособии изложены основные сведения о международных стандартах ISO се- рии 9000. Дано краткое описание системы менеджмента качества БНТУ. Приведены типовые формы документов и записей структурных подразделений университета. Сформулированы методические рекомендации для подготовки структурных подраз- делений к внутренним аудитам. Учебное издание предназначено для повышения квалификации работников учреждений образования. УДК 378.662(476-25):005.6(072) ББК 74.58к0 ISBN 978-985-525-979-5 Ракицкий А. А., Зуёнок Т. В., 2012 Белорусский национальный технический университет, 2012 3 Содержание 1 Стандарты ISO серии 9000……………………………………... 4 2 Термины и определения………………………………………... 4 3 Основные принципы менеджмента качества………………….. 6 4 Оглавление стандарта СТБ ISO 9001–2009……………………. 7 5 Процессный подход……………………………………………. 8 6 Схема процессов СМК БНТУ………………………………….. 11 7 Органиграмма СМК БНТУ…………………………………….. 12 8 Перечень документов СМК БНТУ…………………………….. 13 9 Документы и записи структурного подразделения…………… 14 10 Идентификация копий стандартов…………………………….. 15 11 Форма журнала регистрации документов……………………... 16 12 Форма листа ознакомления работников с документами……… 17 13 Форма журнала регистрации несоответствий…………………. 17 14 Форма плана корректирующих и предупреждающих действий... 18 15 Перечень положений, должностных (рабочих) инструкций….. 18 16 Перечень учебно-программной документации………………... 19 17 Сведения о комплексном учебно-методическом обеспечении дисциплин, закрепленных за кафедрой………………………... 19 18 Характеристика ППС кафедры по наличию ученых степеней и ученых званий………………………………………………... 20 19 Характеристика ППС кафедры по возрасту, стажу, соответствию образования……………………………………... 20 20 Распределение нагрузки кафедры по группам ППС…………... 21 21 Сведения о повышении квалификации ППС кафедры……….. 21 22 Подготовка к внутренним аудитам……………………………. 22 Список использованных источников …………………………. 29 4 1 Стандарты ISO серии 9000 ISO (The International Organization for Standardization) – Меж- дународная организация по стандартизации, в состав которой входит Республика Беларусь. Деятельность ISO направлена на стандартизацию широкого спектра товаров, технологий и услуг различных областей, включая образование. Разработкой стандартов по системам менеджмента качества занимается технический комитет ISO/TC 176 «Управление каче- ством и обеспечение качества». Госстандарт РБ участвует в ра- боте комитета в качестве наблюдателя. Основополагающие стандарты ISO серии 9000: ISO 9000:2005 «Системы менеджмента качества. Ос- новные положения и словарь»; ISO 9001:2008 «Системы менеджмента качества. Тре- бования»; ISO 9004:2009 «Системы менеджмента качества. Реко- мендации по улучшению деятельности»; ISO 19011 (rus/570) «Руководящие указания по прове- дению аудита систем менеджмента». В настоящее время в качестве государственных стандартов Республики Беларусь действуют: СТБ ИСО 9000–2006, СТБ ISO 9001–2009, СТБ ISO 9004–2010 [1–3]. 2 Термины и определения Ниже приведены основные термины и определения, которые требуют однозначного и четкого понимания и толкования в практической деятельности. Качество – степень, с которой совокупность собственных ха- рактеристик выполняет требования [1]. Система – совокупность взаимосвязанных или взаимодей- ствующих элементов. Менеджмент – скоординированная деятельность по руко- водству и управлению организацией. Система менеджмента качества – система менеджмента 5 для руководства и управления организацией применительно к качеству. Политика в области качества – общие намерения и направ- ления деятельности организации в области качества, официально сформулированные высшим руководством. Цели в области качества – то, чего добиваются или к чему стремятся в области качества. Результативность – степень реализации запланированной деятельности и достижения запланированных результатов. Эффективность – соотношение между достигнутым резуль- татом и использованными ресурсами. Потребитель – организация или лицо, получающие продук- цию (услугу). Процесс – совокупность взаимосвязанных или взаимодейству- ющих видов деятельности, преобразующих входы в выходы [1]. Деятельность или совокупность видов деятельности с исполь- зованием ресурсов, управляемые с целью преобразования входов в выходы, могут рассматриваться как процесс. Аутсорсинговый процесс – это процесс, необходимый для системы менеджмента качества организации, для выполнения которого организация привлекает внешнюю сторону [2]. Процедура – установленный способ осуществления деятель- ности или процесса [1]. Коррекция – действие, предпринятое для устранения обнару- женного несоответствия. Корректирующее действие – действие, предпринятое для устранения причины обнаруженного несоответствия или другой нежелательной ситуации. Предупреждающее действие – действие, предпринятое для устранения причины потенциального несоответствия или другой потенциально нежелательной ситуации. Верификация – подтверждение посредством предоставления объективных свидетельств того, что установленные требования были выполнены. 6 Валидация – подтверждение посредством предоставления объективных свидетельств того, что требования, предназначен- ные для конкретного предполагаемого использования или при- менения, выполнены. Запись – документ, содержащий достигнутые результаты или свидетельства осуществленной деятельности. Аудит (проверка) – систематический, независимый и докумен- тированный процесс получения свидетельств аудита (проверки) и объективного их оценивания с целью установления степени выпол- нения согласованных критериев аудита (проверки). Аудитор – лицо, обладающее проявленными личностными ка- чествами и компетентностью для проведения аудита (проверки). Технический эксперт – лицо, предоставляющее группе по аудиту свои знания или опыт по специальному вопросу [1]. 3 Основные принципы менеджмента качества Стандарты ISO серии 9000 основываются на восьми принци- пах менеджмента качества, полученных из многолетнего между- народного опыта работ в области качества [1]. Ориентация на потребителя. Организации зависят от своих потребителей, и поэтому они должны понимать текущие и бу- дущие потребности, выполнять их требования и стремиться пре- взойти ожидания. Лидерство руководителя. Руководители обеспечивают единство цели и направления деятельности организации. Им следует создавать и поддерживать внутреннюю среду, в которой работники могут быть полностью вовлечены в решение задач организации. Вовлечение работников. Работники всех уровней составляют основу организации, и их полное вовлечение дает возможность организации с выгодой использовать их способности. Процессный подход. Желаемый результат достигается эффек- тивнее, когда деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессом. 7 Системный подход. Выявление, понимание и управление взаи- мосвязанными процессами как системой вносят вклад в результа- тивность и эффективность организации при достижении ее целей. Постоянное улучшение. Постоянное улучшение деятельно- сти организации в целом следует рассматривать как ее неиз- менную цель. Принятие решений, основанных на фактах. Эффективные решения основываются на анализе данных и информации. Взаимовыгодные отношения с поставщиками. Организация и ее поставщики взаимозависимы, и отношения взаимной выгоды повышают способность обеих сторон создавать ценности. 4 Оглавление стандарта СТБ ISO 9001–2009 Введение. 1 Область применения. 2 Нормативные ссылки. 3 Термины и определения. 4 Система менеджмента качества. 4.1 Общие требования. 4.2 Требования к документации. 5 Ответственность руководства. 5.1 Обязательства руководства. 5.2 Ориентация на потребителя. 5.3 Политика в области качества. 5.4 Планирование. 5.5 Ответственность, полномочия и обмен информацией. 5.6 Анализ со стороны руководства. 6 Менеджмент ресурсов. 6.1 Обеспечение ресурсами. 6.2 Человеческие ресурсы. 6.3 Инфраструктура. 6.4 Производственная среда. 8 7 Создание продукции.* 7.1 Планирование создания продукции. 7.2 Процессы, связанные с потребителем. 7.3 Проектирование и разработка. 7.4 Закупки. 7.5 Производство и предоставление услуг. 7.6 Управление оборудованием для мониторинга и измерения. 8 Измерение, анализ и улучшение. 8.1 Общие положения. 8.2 Мониторинг и измерение. 8.3 Управление несоответствующей продукцией. 8.4 Анализ данных. 8.5 Улучшение. *Примечание. Термин «продукция» может означать также «услугу». 5 Процессный подход Ко всем процессам рекомендуется применять цикл «Plan – Do – Check – Act» (PDCA) [2]. На рисунке 1 схематично показана последовательность действий: «Планируй (Plan)» – установить цели и процессы, необхо- димые для достижения результатов в соответствии с требо- ваниями потребителя и политикой организации; «Делай (Do)» – внедрить процессы; «Проверяй (Check)» – осуществлять мониторинг и измере- ние процессов и продукции (услуг) по отношению к поли- тике, целям и требованиям на продукцию (услуги) и сооб- щать о результатах; «Действуй (Act)» – предпринимать действия по постоянно- му улучшению функционирования процессов. 9 Рисунок 1 – Схема цикла РDСА Рисунок 2 иллюстрирует основанную на процессном подходе систему менеджмента качества в соответствии с обязательными требованиями стандарта СТБ ISO 9001–2009. Условные обозначения: - деятельность, добавляющая ценность; - поток информации. Рисунок 2 – Модель системы менеджмента качества, основанная на процессном подходе [1] 10 На рисунке 3 представлена расширенная модель системы ме- неджмента качества, отражающая перспективные направления развития в соответствии со стандартом СТБ ISO 9004–2010, но- сящим рекомендательный характер. Рисунок 3 – Расширенная модель системы менеджмента качества, основанная на процессном подходе [3] Под средой организации понимается сочетание внутренних и внешних факторов и условий, которые могут повлиять на дости- жение организацией ее целей и ее отношение к заинтересован- ным сторонам. Заинтересованными сторонами являются физические и юридические лица, которые добавляют ценность организации, заинтересованы в деятельности организации или попадают под ее влияние. Во внутреннем круге расширенной модели повторяются ос- новные разделы ISO 9001, во внешнем круге приведены разделы ISO 9004, среди них новые – № 4 и № 9. 11 6 Схема процессов СМК БНТУ На рисунке 4 приведена схема основных процессов СМК БНТУ и их взаимодействия с обеспечивающими, вспомогатель- ными и другими процессами (см. Перечень документов СМК БНТУ, раздел 8 Пособия, с. 11–13). Рисунок 4 – Схема основных процессов СМК БНТУ 12 7 Органиграмма СМК БНТУ Органиграмма отражает внештатную структуру управления и взаимодействия участников системы менеджмента качества ор- ганизации. На рисунке 5 представлена схема, принятая в БНТУ. Рисунок 5 – Органиграмма СМК БНТУ 13 8 Перечень документов СМК БНТУ № п. п. Обозначение и наименование 1 Миссия 2 Политика в области качества 3 Цели в области качества (учебный год) 4 РК СМК БНТУ 4.2.2-01 Руководство по качеству 5 СТП СМК БНТУ 4.2.3-01 Управление документацией СМК 6 СТП СМК БНТУ 4.2.3-02 Управление документами внешнего происхождения 7 СТП СМК БНТУ 4.2.3-03 Порядок разработки положений о структур- ных подразделениях, должностных и рабочих инструкций работников 8 СТП СМК БНТУ 4.2.3-04 Разработка учебно-программной докумен- тации для первой ступени высшего образования 9 СТП СМК БНТУ 4.2.4 Управление записями 10 СТПП СМК БНТУ 5.4 Стратегическое и оперативное планирование деятельности БНТУ 11 СТП СМК БНТУ 5.6 Анализ СМК со стороны руководства и улучшение 12 СТП СМК БНТУ 6.1 Социальное обеспечение работников и студентов 13 СТПП СМК БНТУ 6.2 Управление персоналом 14 СТПП СМК БНТУ 6.3-6.4 Управление инфраструктурой и производственной средой 15 СТП СМК БНТУ 6.3-02 Учебно-методическое и редакционно-издательское обеспечение 16 СТП СМК БНТУ 6.3-03 Информационное и программное обеспечение 17 СТП СМК БНТУ 7.3 Проектирование и разработка образовательных процессов 18 СТП СМК БНТУ 7.4 Управление закупками 19 СТПП СМК БНТУ 7.5.1-01 Подготовка специалистов на первой ступени высшего образования 20 СТПП СМК БНТУ 7.5.1-02 Подготовка магистров на второй ступени высшего образования 21 СТПП СМК БНТУ 7.5.1-03 Подготовка научных работников высшей квалификации 22 СТПП СМК БНТУ 7.5.1-04 Довузовская подготовка и профориентация 23 СТП СМК БНТУ 7.5.1-06 Распределение выпускников 14 № п. п. Обозначение и наименование 24 СТП СМК БНТУ 7.5.1-07 Международная деятельность 25 СТП СМК БНТУ 7.5.1-08 Прием в БНТУ и управление контингентом студентов 26 СТП СМК БНТУ 8.2.1 Оценка удовлетворенности потребителей 27 СТП СМК БНТУ 8.2.2 Внутренний аудит 28 СТП СМК БНТУ 8.2.3 Мониторинг и измерение процессов 29 СТП СМК БНТУ 8.3-8.5 Управление несоответствиями. Корректирующие и предупреждающие действия 30 П СМК БНТУ 5.5.1-01 Положение о Координационном совете по качеству 31 П СМК БНТУ 5.5.1-02 Положение о владельце процесса 32 П СМК БНТУ 5.5.1-03 Положение об ответственном за функциони- рование СМК в подразделении 33 П СМК БНТУ 5.6-02 Положение о смотре-конкурce подразделений университета 34 Г СМК БНТУ Глоссарий терминов СМК БНТУ 35 СТП СМК БНТУ 6.3-01 Библиотечное обеспечение 36 СТПП СМК БНТУ 7.5.1-05 Организация воспитательного процесса: идеологическая и воспита- тельная работа 9 Документы и записи структурного подразделения Содержание папки «Документы и записи СМК»: 1) Миссия, Политика, Цели БНТУ в области качества (http://www.bntu.by/smk-univer.html); 2) цели структурного подразделения в области качества на те- кущий год; 3) актуальный перечень документов СМК БНТУ; 4) копии стандартов СМК БНТУ, которые используются в де- ятельности подразделения, и журнал их регистрации; 5) копии всех приказов и указаний по СМК; 6) лист ознакомления работников с документами СМК; 15 7) журнал регистрации несоответствий, выявленных в струк- турном подразделении; 8) планы корректирующих и (или) предупреждающих дей- ствий по устранению несоответствий; 9) результаты оценки удовлетворенности потребителей (сту- дентов, курсантов, магистрантов, аспирантов, выпускников, ра- ботодателей); 10) перечень имеющихся в наличии в подразделении положе- ний, должностных, рабочих и иных инструкций; 11) перечень имеющейся в наличии на кафедре учебно- программной документации; 12) сведения о комплексном учебно-методическом обеспече- нии дисциплин, закрепленных за кафедрой; 13) характеристика ППС кафедры по ученым степеням и уче- ным званиям; 14) характеристика ППС кафедры по возрасту, стажу, соот- ветствию образования читаемым дисциплинам; 15) распределение нагрузки кафедры по группам ППС; 16) сведения о повышении квалификации ППС кафедры. 10 Идентификация копий стандартов Согласно СТП СМК БНТУ 4.2.3-01 «Управление документацией СМК» оригиналы стандартов хранятся в электронном виде в фор- мате PDF, защищенном от несанкционированного изменения, на сервере в локальной сети БНТУ (local.bntu.by, раздел «Система ме- неджмента качества», «Актуальные документы СМК»). При создании распечатанной копии стандарта СМК БНТУ необходимо ее идентифицировать. Для обеспечения идентифи- кации изменений и текущего статуса документов, для предот- вращения непреднамеренного использования утративших силу документов, используется следующий подход. Каждая созданная копия стандарта должна иметь уникаль- ный идентификатор. Факт присвоения стандарту идентифика- тора должен фиксироваться в Журнале регистрации рабочих эк- земпляров документов СМК. Присваивает идентификатор стан- 16 дарту и вносит соответствующую запись в журнал ответствен- ный за функционирование СМК в структурном подразделении. Документы, не имеющие идентификатора, подтвержденного подписью и расшифровкой подписи ответственного за функцио- нирование СМК в структурном подразделении, являются недей- ствительными. Идентификатор ставится на титульном листе документа. При формировании идентификатора используется следующий подход: (шифр документа СМК БНТУ)–(шифр или аббревиатура струк- турного подразделения)–(порядковый номер учтенной копии стандарта). Пример идентификатора для стандарта СТПП СМК БНТУ 7.5.1-01–2011 Подготовка специалистов на I ступени высшего образования, хранящегося на кафедре c шифром ФИТР49: (7.5.1-01–2011)–ФИТР49–N, где N – порядковый номер копии стандарта. Пример идентификатора для стандарта СТПП СМК БНТУ 7.5.1- 01–2011 Подготовка специалистов на I ступени высшего образова- ния, хранящегося в деканате факультета с шифром 107: (7.5.1-01–2011)–107–N, где N – порядковый номер копии стандар- та. Пример идентификатора для стандарта СТПП СМК БНТУ 6.2–2011 Управление персоналом, хранящегося в отделе кадров: (6.2–2011)–ОК–N, где N – порядковый номер копии стандар- та. 11 Форма журнала регистрации документов № п. п. Обозначе- ние доку- мента СМК Наиме- нование Ф. И. О., долж- ность получив- шего документ Дата получения Подпись получившего Дата возврата Под- пись ответ- ствен- ного Ответственный за ведение журнала: Ф. И. О.___________________ Должность_________________ 17 Подпись___________________ 12 Форма листа ознакомления работников с документами В соответствии с приказом ректора Университета от __ №__ – введены в действие следующие документы СМК: … – отменены следующие документы СМК: … Отметка об ознакомлении Ф. И. О. работника Должность Подпись Дата Ответственный за ведение листа: Ф. И. О.___________________ Должность_________________ Подпись___________________ 13 Форма журнала регистрации несоответствий Название структурного подразделения______________________ № п. п. Дата реги- страции несоот- ветствия Описа- ние несоот- вет- ствия Источник информа- ции о несоот- ветствии* Корректирую- щие и (или) предупрежда- ющие действия (КПД) Плановый срок реализа- ции КПД Ф. И. О. ответствен- ного, долж- ность, подпись Фактиче- ский срок реализа- ции КПД Оценка результа- тивности КПД Примечание: источниками информации о несоответствиях могут быть протоколы несоответствий, оформленные при внешних или внутренних аудитах, записи в Книгах замечаний и предложений, заполненные анкеты потребителей и др. Ответственный за ведение листа: Ф. И. О.___________________ Должность_________________ Подпись___________________ 18 14 Форма плана корректирующих и предупреждающих действий УТВЕРЖДАЮ Руководитель подразделения _________________ «______»__________201___г. ПЛАН корректирующих и (или) предупреждающих действий по устранению несоответствий Название подразделения_________________________________ № п. п. Описание несоответствия Корректирующие и (или) предупреждающие действия Срок выполнения Ф. И. О. ответствен- ного, должность, подпись 15 Перечень положений, должностных (рабочих) инструкций Название документа Дата регистрации доку- мента в отделе кадров Номер документа Ознакомление работни- ков с документом (да/нет) Руководитель подразделения Ф. И. О.___________________ Должность_________________ Подпись___________________ 19 16 Перечень учебно-программной документации Пример оформления перечня хранящейся на кафедре УПД. Название документа Область обхвата документа Форма пред- ставления документа Срок действия документа Рабочий учебный план по закрепленной специальности (направлениям специальности, спе- циализациям) оригинал на период обучения студентов Типовая учебная программа п о д и сц и п л и н ам , з ак р еп ле н н ы м за к аф ед р о й в с о о тв ет ст ви и с вы д ел ен н о й н аг р у зк о й дисциплинам обяза- тельного компонента учебного плана копия (до размещения в сети БНТУ) 5 лет (до утверждения новой) Базовая учебная программа дисциплинам вузовского компонента, специализа- ции, факультативные и дисциплины по выбору учебного плана оригинал 5 лет (до утверждения новой) Рабочая учебная программа всем дисциплинам, за- крепленным за кафедрой в соответствии с выделен- ной нагрузкой; составляются на основе утвержденных типовых и базовых учебных программ оригинал на текущий учебный год 17 Сведения о комплексном учебно-методическом обеспечении дисциплин, закрепленных за кафедрой № п. п. Дисци- плины, закреп- ленные за кафедрой Наличие ком- плексного учебно- методического обеспечения по дисциплине (название, год издания) Авторы комплексного учебно- методического обеспечения по дисци- плине из числа ППС кафедры Ф. И. О. авто- ров комплекс- ного учебно- методического обеспечения по дисциплине не из числа ППС кафедры Ф. И. О. ученая сте- пень, звание статус (штат- ный, совме- ститель, почасовик Руководитель подразделения Ф. И. О.___________________ Должность_________________ Подпись___________________ 20 18 Характеристика ППС кафедры по наличию ученых степени и ученого звания Характеристика ППС кафедры Количе- ство, чел. Имеют ученую степень Имеют уче- ное звание Доля ППС без ученой степени и ученого звания, % чел. % чел. % Штатные постоян- ные сотрудники Штатные внутрен- ние совместители Штатные внешние совместители Почасовики Руководитель подразделения Ф. И. О.___________________ Должность_________________ Подпись___________________ 19 Характеристика ППС кафедры по возрасту, стажу, соответствию образования № п. п. Ф. И. О. преподавателя (штатного постоян- ного, штатного внутреннего совме- стителя, штатного внешнего совме- стителя, почасови- ка) Ученая степень, звание Возраст, лет Стаж работы в БНТУ, лет Читаемые дисци- плины Соответ- ствие образова- ния препода- вателя читаемым дисци- плинам Документ, подтверждаю- щий образова- ние, соответ- ствующее читаемым дисциплинам Руководитель подразделения Ф. И. О.___________________ Должность_________________ Подпись___________________ 21 20 Распределение нагрузки кафедры по группам ППС Характеристика ППС Объем учебной нагрузки, выполня- емой ППС с ученой степенью и ученым званием Объем учебной нагрузки, выпол- няемой ППС с ученой степенью, без ученого зва- ния Объем учебной нагрузки, выпол- няемой ППС без ученой степени и без ученого зва- ния ч % ч % ч % Штатные по- стоянные со- трудники Штатные внут- ренние совме- стители Штатные внеш- ние совместители Почасовики Руководитель подразделения Ф. И. О.___________________ Должность_________________ Подпись___________________ 21 Сведения о повышении квалификации ППС кафедры № п. п. Ф. И. О. преподавателя (штатного посто- янного, штатного внутреннего совместителя, штатного внешне- го совместителя, почасовика) Ученая степень, звание Год послед- него повы- шения квалифика- ции Место повышения квалифика- ции Документ, подтверждаю- щий повыше- ние квалифи- кации Год, в котором планируется следующее повышение квалификации Руководитель подразделения Ф. И. О.___________________ Должность_________________ Подпись___________________ 22 22 Подготовка к внутренним аудитам № п. п. Объект аудита Контрольные вопросы Документы, опреде- ляющие требования к объекту внутреннего аудита 1 План и отчеты по внутренним аудитам Наличие копий утвержден- ных планов и отчетов по проведенным в подразделе- нии внутренним аудитам. Наличие копии предостав- ленной в отдел менеджмента качества докладной записки о месте и времени проведе- ния внутреннего аудита СТП СМК БНТУ 8.2.2 Внутренний аудит, указание от 26.03.2012 № 52 об организации кон- троля за проведени- ем внутренних аудитов СМК 2 Документы, под- тверждающие выполнение пунктов плана корректирующих и (или) преду- преждающих действий Своевременность и полнота выполнения пунктов плана. Отсутствие повторяющихся несоответствий. Обсуждение с занесением в протоколы засе- дания кафедр (Советов факуль- тетов) хода устранения несоот- ветствий. Наличие копии предоставленной в отдел ме- неджмента качества докладной записки, подтверждающей факт выполнения плана корректи- рующих и (или) предупрежда- ющих действий СТП СМК БНТУ 8.3-8.5 Управление несоот- ветствиями. Кор- ректирующие и предупреждающие действия 3 Книга замечаний и предложений (при наличии) Порядок рассмотрения заме- чаний и предложений потре- бителей образовательной дея- тельности Университета и заинтересованных сторон, зафиксированных в Книгах замечаний и предложений, имеющихся в структурном подразделении 4 Оценка удовле- творенности по- требителей (для выпускающих кафедр, Института инте- грированных форм обучения и мониторинга Глубина охвата потребителей анкетированием (студенты (курсанты), магистранты, аспиранты, выпускники, ра- ботодатели) СТП СМК БНТУ 8.2.1 Оценка удовлетво- ренности потреби- телей 23 № п. п. Объект аудита Контрольные вопросы Документы, опреде- ляющие требования к объекту внутреннего аудита образования, Лицея, Управления под- готовки научных кадров высшей квалификации) Наличие результатов анкети- рования (заполненные анке- ты, отчеты). Наличие базы данных контактов работода- телей, трудоустроивших вы- пускников кафедры. Наличие базы данных контактов вы- пускников кафедры Приказ ректора от 07.05.2012 № 637 О проведении оценки удовлетворенности потребителей обра- зовательной дея- тельности универ- ситета. 5 Мониторинг и измерение про- цессов Наличие результатов мони- торинга процессов, реализу- емых в структурном подраз- делении. Учет результатов мониторинга при принятии руководителями структурно- го подразделения управлен- ческих решений. Обсуждение результатов мониторинга с занесением в протоколы за- седания кафедр (Советов факультета) СТП СМК БНТУ 8.2.3 Мониторинг и из- мерение процессов 6 Учебно- программная документация Наличие и содержание учебно- программной документации (образовательные стандарты, типовые и учебные планы, типовые и рабочие учебные программы по дисциплинам, утвержденные в установлен- ном порядке). Наличие на ка- федре журнала регистрации рабочих программ СТП СМК БНТУ 4.2.3-04 Разработка учебно- программной доку- ментации для I сту- пени высшего обра- зования 7 Трудовая и ис- полнительская дисциплина ра- ботников струк- турного подраз- деления. Повы- шение квалифи- кации работников Контроль выполнения работ- никами установленного тру- дового распорядка и надле- жащего выполнения своих должностных обязанностей. Контроль выполнения работ- никами решений, распоряже- ний, указаний, приказов ру- ководства. Наличие плана повышения квалификации работников подразделения СТПП СМК БНТУ 6.2 Управление персо- налом 24 № п. п. Объект аудита Контрольные вопросы Документы, опреде- ляющие требования к объекту внутреннего аудита 8 Положения о структурных подразделениях, должностные инструкции Наличие копий утвержденных положением о структурных подразделениях и должностных инструкций, их актуальность. Наличие листа ознакомления работников с положением о структурном подразделении СТП СМК БНТУ 4.2.3-03 Порядок разработки положений о струк- турных подразделе- ниях, должностных и рабочих инструк- ций работников 9 Подготовка спе- циалистов на I ступени высшего образования Наличие, правильность оформ- ления, соблюдение мест и сро- ков хранения следующих ос- новных документов: Приказы по личному составу студентов, курсантов. Учебная карточка студента, курсанта. Журнал регистрации выдачи студенче- ских билетов. Журнал реги- страции выдачи студентам, курсантам зачетных книжек. Экзаменационные билеты. Зачетно-экзаменационная для текущей аттестации учебной группы. Зачетно- экзаменационная ведомость для текущей аттестации студента, курсанта вне учебной группы. Журнал регистрации выдачи преподавателям экзаменацион- ных ведомостей. Журнал реги- страции выдачи студентам экзаменацион-ных ведомостей. Ведомость успеваемости по группам факультета. График ликвидации академической задолженности. График ликви- дации отставания студентов, курсантов от выполнения тре- бований учебной программы дисциплины. Журнал учета учебных занятий группы. Гра- фик работы ГЭК. Протокол заседания ГЭК по защите ди- пломного проекты (работы). СТПП СМК БНТУ 7.5.1-01 Подготовка специа- листов на I ступени высшего образова- ния 25 № п. п. Объект аудита Контрольные вопросы Документы, опре- деляющие требова- ния к объекту внут- реннего аудита Протокол заседания ГЭК по приему государственного экза- мена. Отчет о работе ГЭК. Рас- писание занятий студентов, курсантов дневной формы по- лучения образования. Расписа- ния установочной и экзамена- ционной сессий студентов за- очной формы получения обра- зования. Журнал учета рецен- зирования контрольных работ, курсовых проектов (работ) студентов заочной формы по- лучения образования. Указания декана о назначении руководи- телей практики. Приказы о направлении студентов, кур- сантов на практику. Отчет об итогах практик и др. 10 Подготовка маги- стров Наличие на кафедрах: – индивидуальных планов ма- гистрантов; – рабочих программ дисциплин специальности и спецкурса; – расписания приема у маги- странтов некандидатских экза- менов и зачетов; – экзаменационных билетов для приема у магистрантов некан- дидатских экзаменов. Наличие в деканате: – личных дел магистрантов; – ведомостей успеваемости магистрантов. Утверждение в протоколах заседания кафедры формы проведения у маги- странтов некандидатских экза- менов. Утверждение в протоко- лах заседания кафедры формы проведения у магистрантов СТПП СМК БНТУ 7.5.1-02 Подготовка маги- стров 26 № п. п. Объект аудита Контрольные вопросы Документы, опреде- ляющие требования к объекту внутреннего аудита некандидатских экзаменов. Учет и хранение в деканате зачетно-экзаменационных ведомостей. Рассмотрение процесса обучения магистран- тов на заседаниях кафедры (1 раз в полугодие). Наличие подписи магистранта (с расшифровкой – фамилия, инициалы, с указанием даты) на его индивидуальном плане работы, хранящемся в декана- те, об ознакомлении с индиви- дуальным планом работы 11 Подготовка науч- ных работников высшей квалифи- кации Наличие на кафедрах индиви- дуальных планов аспирантов и соискателей. Рассмотрение процесса обуче- ния аспирантов, докторантов, соискателей на заседаниях кафедры (1 раз в полугодие) СТПП СМК БНТУ 7.5.1-03 Подготовка научных работников высшей квалификации 12 Распределение выпускников Наличие ведомости распре- деления выпускников, кото- рые окончили БНТУ. Нали- чие протокола заседания комиссии по распределению выпускников факультета СТП СМК БНТУ 7.5.1-06 Распределение вы- пускников 13 Оперативное пла- нирование дея- тельности БНТУ Наличие, правильность за- полнения и утверждения плана работы кафедры. Рас- пределение учебной нагрузки по кафедре. Содержательная часть индивидуального плана работы преподавателя СТПП СМК БНТУ 5.4 Стратегическое и оперативное пла- нирование деятель- ности БНТУ 14 Учебно- методическая ра- бота на кафедре (факультете) Наличие в индивидуальном плане работы преподавателя записей об учебно- методической работе. Наличие на факультете копии плана изданий на текущий год. Нали- чие на кафедре выписки из плана изданий на текущий год СТП СМК БНТУ 6.3-02 Учебно- методическое и ре- дакционно- издательское обеспе- чение 27 № п. п. Объект аудита Контрольные вопросы Документы, опреде- ляющие требования к объекту внутреннего аудита Порядок обеспечения учебной и методической литературой студентов заочной формы по- лучения образования. Результативность методической работы (издание учебников, учебных пособий с грифом Министерства образования, отраслевых министерств, соб- ственных учебных пособий с внешним рецензированием, учебно-методических и других материалов) 15 Библиотечное обеспечение Сведения об обеспеченности Научной библиотеки БНТУ учебно-методической литерату- рой по дисциплинам кафедры СТП СМК БНТУ 6.3-01 Библиотечное обеспе- чение 16 Проведение идеологической и воспитательной работы Наличие на факультетах: – плана идеологической и вос- питательной работы факультета на уч. год; – аналитического отчета о вы- полнении плана идеологической и воспитательной работы фа- культета за уч. год.; – приказа о назначении курато- ров учебных групп (копия); – графиков проведения воспита- тельных и информационных часов в учебных группах; – социально-педагогической характеристики факультета; – протоколов заседаний: ко- миссии факультета по право- вому воспитанию, профилак- тике правонарушений и пьянства; Совета кураторов факультета. Наличие на кафедрах: – плана идеологической и вос- питательной работы кафедры на уч. год.; – аналитического отчета о СТПП СМК БНТУ 7.5.1-05 Организа- ция воспитательно- го процесса: идео- логическая и воспи- тательная работа 28 № п. п. Объект аудита Контрольные вопросы Документы, опреде- ляющие требования к объекту внутреннего аудита выполнении плана идеологи- ческой и воспитательной работы кафедры за уч. год; – приказа о назначении курато- ров учебных групп (копия); – графиков посещения обще- житий кураторами (копии); – графиков проведения кура- торских часов в учебных груп- пах; – тем информационных и вос- питательных часов 17 Функции ответ- ственных за СМК в подразделениях Ознакомление ответственных за функционирование СМК в подразделении со своими функциями, правами и обязан- ностями П СМК БНТУ 5.5.1-03 Положение об ответ- ственном за функцио- нирование СМК в подразделении, Приказ от 25.04.2012 № 582 О внесении измене- ний и дополнения в приказ БНТУ от 29.03.2010 № 15-П, Указание от 06.03.2012 № 37 Об утверждении ответственных за функционирование СМК в подразделе- ниях, на факультетах, на кафедрах 29 Список использованных источников 1. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь : СТБ ИСО 9000–2006. – Введ. 15.11.06. – Минск : Госстандарт : Белорус. гос. ин-т стандартизации и сертификации, 2006. – 26 с. 2. Системы менеджмента качества. Требова- ния : СТБ ISO 9001–2009. – Введ. 20.02.09. – Минск : Госстандарт : Белорус. гос. ин-т стандартизации и сертификации, 2009. – 32 с. 3. Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качества : СТБ ISO 9004–2010. – Введ. 20.05.10. – Минск : Госстандарт : Белорус. гос. ин-т стандартиза- ции и сертификации, 2010. – 45 с. 4. Руководящие указания по проведению ауди- та систем менеджмента : ISO 19011 (rus/570). – Минск : Госстандарт : Белорус. гос. ин-т стандартизации и сер- тификации, 2012. – 72 с. 30 Учебное издание РАКИЦКИЙ Антон Антонович ЗУЕНОК Татьяна Валерьевна ПОСОБИЕ ДЛЯ ОТВЕТСТВЕННЫХ ЗА ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА В СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ БНТУ Редактор Подписано в печать Формат. Бумага офсетная. Отпечатано на ризографе. Гарнитура Усл. печ. л. Уч.-изд. л. Тираж. Заказ. Издатель и полиграфическое исполнение: Белорусский национальный технический университет. ЛИ № от Проспект Независимости, 65, Минск, 220013 31 Учебное издание РАКИЦКИЙ Антон Антонович ЗУЁНОК Татьяна Валерьевна ПОСОБИЕ для ответственных за функционирование системы менеджмента качества в структурных подразделениях БНТУ Подписано в печать 13.09.2012. Формат 60 84 1/16. Бумага офсетная. Ризография. Усл. печ. л. 1,74. Уч.-изд. л. 1,36. Тираж 200. Заказ 789. Издатель и полиграфическое исполнение: Белорусский национальный технический университет. ЛИ № 02330/0494349 от 16.03.2009. Пр. Независимости, 65. 220013, г. Минск.