МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ Белорусский национальный технический университет Кафедра «Автомобили» Д. В. Вихренко ТВЕРДОТЕЛЬНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ КОНСТРУКЦИЙ Методическое пособие по выполнению лабораторных работ Минск БНТУ 2013 1 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ Белорусский национальный технический университет Кафедра «Автомобили» Д. В. Вихренко ТВЕРДОТЕЛЬНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ КОНСТРУКЦИЙ Методическое пособие по выполнению лабораторных работ для студентов специальности 1-37 01 02 «Автомобилестроение» Минск БНТУ 2013 2 УДК 629.113.02:658.512.22-027.44:004.9(075.8) ББК 39.33я7 В54 Рецензенты: канд. техн. наук С. А. Сидоров, канд. техн. наук А. В. Шмелёв В54 Вихренко, Д. В. Твердотельное моделирование автомобильных конструкций : ме- тодическое пособие по выполнению лабораторных работ для студен- тов специальности 1-37 01 02 «Автомобилестроение» / Д. В. Вихрен- ко. – Минск : БНТУ, 2013. – 60 с. ISBN 978-985-525-909-2. В методическом пособии изложены задания по лабораторным работам по дис- циплине «Твердотельное моделирование автомобильных конструкций» и указания к их выполнению в виде последовательности команд, которые позволяют создать твердотельную модель детали автомобиля, собрать узел и выполнить чертеж. Предназначено для студентов дневной формы обучения специальности 1-37 01 02 «Автомобилестроение». УДК 629.113.02:658.512.22-027.44:004.9(075.8) ББК 39.33я7 ISBN 978-985-525-909-2 © Вихренко Д. В., 2013 © Белорусский национальный технический университет, 2013 3 СОДЕРЖАНИЕ Введение........................................................................................ 4 Лабораторная работа № 1 МОДЕЛИРОВАНИЕ ЛИСТОВЫХ ТЕЛ.................................... 5 Лабораторная работа № 2 МОДЕЛИРОВАНИЕ ТВЕРДОГО ТЕЛА НА ОСНОВЕ ЭСКИЗА................................................................ 21 Лабораторная работа № 3 МОДЕЛИРОВАНИЕ ТВЕРДОГО ТЕЛА НА ОСНОВЕ ПРИМИТИВОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТИПОВЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ФОРМЫ............................................................... 30 Лабораторная работа № 4 СОЗДАНИЕ СБОРКИ.................................................................. 42 Лабораторная работа № 5 СОЗДАНИЕ ЧЕРТЕЖА............................................................... 51 Заключение................................................................................... 59 ВВЕДЕНИЕ 4 Успешность усвоения студентом материала по дисциплине про- веряется при выполнении им лабораторных работ. Лабораторные работы составлены таким образом, чтобы охватить основные воз- можности системы САПР UGS NX5 в области трехмерного твердо- тельного моделирования, и включают в себя отработку следующих возможностей: – моделирование листовых тел; – моделирование твердого тела на основе эскиза; – моделирование твердого тела на основе примитивов с исполь- зованием типовых элементов формы; – создание сборки; – создание чертежа. Для облегчения освоения курса моделирования и предназначено настоящее пособие, в котором даны задания по лабораторным рабо- там и подробно рассмотрен порядок их выполнения. Команды мо- делирования приведены как в англоязычной, так и в русскоязычной версии программы. 5 Лабораторная работа № 1 МОДЕЛИРОВАНИЕ ЛИСТОВЫХ ТЕЛ Цель работы: усвоение навыков моделирования листовых тел в системе САПР UGS NX5 на примере моделирования кузовной детали автомобиля. Задание Построить деталь, заданную следующим образом. Вариант № 1 – Панель двери наружная 7 5 0 7 0 0 50 10 45 5 0 1000 6 Вариант № 2 – Панель кабины боковая 5 0 5 0 1000 50 7 5 0 7 0 0 50 10 45 7 Вариант № 3 – Крыло переднее 5 0 0 2 0 0 50 10 45 5 0 1200 8 Вариант № 4 – Крыло заднее 5 0 0 2 0 0 50 10 45 5 0 1200 9 Вариант № 5 – Капот 1 0 0 1200 4 0 0 3 0 0 50 45 10 50 10 Порядок выполнения Подготовительные действия После загрузки системы NX5 необходимо создать новый файл: FileNew [ФайлНовый]. В окне File New [Новый файл] надо выбрать закладку нужного шаблона Templates: для моделирования это закладка Model [Модель]. В списке шаблонов выбирается шаб- лон Model [Модель] – в этом случае будет создан файл с пользова- тельской системой координат и загружен модуль Modeling [Моде- лирование]. В этом же окне указываются единицы измерения Units – Millimeters [Миллиметры]. После создания нового файла необходимо выполнить следую- щие настройки моделирования (НастройкиМоделирование [Preferences Modeling]): Линейный допуск [Distance Tolerance] 0,01 Угловой допуск [Angle Tolerance] 0,1 Изображение сетки изопараметрических кривых на поверхности Grid Lines – U Count, V Count [Сетка линий – Кол-во по U, кол-во по V] 5 Построение формообразующих кривых – сплайнов Заданы две конечные точки кривой. Для построения точек ис- пользуется команда InsertDatum/PointPoint [ВставитьБа- за/ТочкаТочка]. В соответствующих полях указываются коор- динаты X, Y, Z. При создании неассоциативных точек могут указы- ваться координаты как относительно абсолютной, так и рабочей системы координат РСК (WCS). Отображением РСК на экране управляет команда FormatWCSDisplay [ФорматРСК Отображение]. При создании нового файла рабочая система коор- динат совпадает с глобальной и ориентирована таким образом, что на ортогональном виде сверху (TOP) ось X направлена вправо, а ось Y – вверх. Таким образом, для создания крайних точек образу- ющей кривой в горизонтальной плоскости необходимо указать ко- ординаты XС и YС в соответствующих полях, ZС = 0. Для создания сплайна используется команда InsertCurve Spline [ВставитьКривыеСплайн]. Сплайн строится либо че- 11 рез определяющие точки, либо по вершинам характеристического многоугольника – по полюсам Poles. Так, если выбрать опцию Through Point [Через точки] при создании сплайна, то сплайн точ- но пройдет через все указанные точки. При методе Fit [Оптимиза- ция] сплайн пройдет через указанные точки с указанной точностью. Для упрощения последующего редактирования сплайна рекоменду- ется строить его по полюсам. Далее необходимо указать порядок сплайна n. Порядок сплайна определяется количеством заданных точек. В случае, если задается больше точек, чем степень сплайна (n + 1), то получается сплайн, состоящий из нескольких сегментов. Такой сплайн сложнее редак- тировать изменением положения узловых точек, при этом также необходимы дополнительные условия касания. В лабораторной ра- боте рекомендуется использовать тип Single Segment [Один сег- мент], что означает, что построенный сплайн будет состоять из од- ного сегмента и его степень будет определяться автоматически по количеству заданных точек. Для указания точек, задающих сплайн, используется меню Point [Точка]. Указывается первая существующая точка – на экране по- является «резиновая» линия от точки до положения курсора, кото- рая перемещается до тех пор, пока не указана следующая точка. Промежуточные точки (рекомендуется взять две) задаются как по- зиции курсора на экране, а затем указывается последняя существу- ющая точка. Затем необходимо нажать кнопку ОК в меню Point [Точка], после чего система запрашивает подтверждение на созда- ние сплайна. Если все указано верно, надо нажать кнопку Yes [Да] и закрыть окно Point [Точка]. Построенная кривая не должна иметь точек перегиба. Для анали- за кривой надо выбрать ее в графическом окне и выполнить коман- ду AnalysisCurveCombs [АнализКривыеСтолбики]. В результате в графическом окне должно появиться распределение кривизны по выбранной линии в виде эпюры (если этого не про- изошло, надо в окне AnalysisCurveCombs Options [Ана- лизКривыеОпции столбиков] включить опцию Suggest Scale Factor [Оптимальный масштаб]). Если эпюра меняет знак вдоль кри- вой, значит здесь имеется точка перегиба и кривую необходимо отре- дактировать. Для этого надо выполнить команду EditCurve Parameters [ИзменитьКриваяПараметры]. После выбора 12 кривой появляется меню Edit Spline [Изменить сплайн], где необ- ходимо указать способ редактирования. Возможны следующие способы редактирования сплайна: 1. Edit Point Изменить точку 2. Edit Pole Изменить полюс 3. Change Slope Изменить наклон 4. Change Curvature Изменить кривизну 5. Change Degree Изменить степень 6. Move Multiple Points Переместить несколько точек 7. Change Stiffness Изменить жесткость 8. Fit Оптимизация 9. Smooth Выглаживание 10. Restore Defining Data Восстановить исходные данные 11. Undo Отмена Наиболее простой, понятный и действенный способ – модифи- кация полюсов. При выборе этого метода достаточно ухватить мышью редактируемый полюс и перетянуть его в новое место. Что- бы сплайн не имел перегибов, все полюса должны находиться по одну сторону от кривой. Для создания сплайна в вертикальной плоскости необходимо по- вернуть рабочую систему координат таким образом, чтобы плоскость XС–YС совпадала с плоскостью строящегося вертикального сплайна. Для этого надо выполнить команду FormatWCSRotate [ФорматРСКВращать]. Необходимо указать, относительно ка- кой оси и на какой угол повернуть систему координат (например, на 90 в направлении от оси X к оси Y: -YC Axis:XCZC Angle=90 [Ось -YC:XCZC Угол=90]). Для того чтобы плоскость сплайна совпадала с плоскостью экрана, можно соответствующим образом ориентировать вид: после нажатия правой кнопки мыши в появив- шемся меню выбрать команду Orient View [Ориентация вида] и вид, например, Right [Справа]. Сам сплайн создается таким же об- разом, как и ранее построенный горизонтальный. Необходимо толь- ко проследить, чтобы конечные точки у обоих сплайнов совпадали, а также проверить сплайн на точки перегиба. 13 Построение поверхности Поверхность строится методом Through Curve Mesh [По сетке кривых]. Этот метод дает возможность построить поверхность по двум семействам кривых, заданных во взаимно ортогональных направлениях. Для выполнения этой команды необходимо предварительно ско- пировать созданные кривые так, чтобы получились две пары сече- ний будущей поверхности. Надо выполнить команду Ed- itTransform [ИзменитьПреобразование], выбрать одну кри- вую, указать способ трансформации – Translate [Перемещение], который позволяет выполнять параллельный перенос объектов в заданную точку (To a Point [В точку]) или на заданное расстояние (Delta [Приращ]). При методе To a Point необходимо указать ис- ходную точку, а затем точку назначения (например, начальная и конечная точки второго сплайна), а при методе Delta необходимо задать приращения по XC, YC и ZC вдоль координатных осей. Для завершения команды надо указать опцию Copy [Копировать]. Да- лее необходимо повторить операцию копирования и для второго сплайна. Для этого надо либо, не закрывая окно Transform [Преобразование], выбрать команду Reselect Object [Выбрать объекты заново], выбрать второй сплайн, в команде Transformation Type [Тип преобразования] выбрать опцию Translate [Перемещение], указать новые параметры переноса, за- вершить команду опцией Copy [Копировать] и закрыть окно кноп- кой Cancel [Отмена], либо закрыть окно Transform [Преобразо- вание] и повторить всю операцию сначала. После того как получен контур поверхности, можно приступать к выполнению команды ВставитьПоверхность по сетке кривыхПо сетке кривых [InsertMesh SurfaceThrough Curve Mesh]. Надо указать одну кривую, нажать среднюю кнопку мыши либо кнопку Add New Set [Добавить новый набор] в поле Primary Curves [Кривые первого каркаса] окна Through Curve Mesh [По сетке кривых], указать вторую кривую – параллельную первой (указывать курсором ближе к тому же концу второй кривой, что и первой), два раза нажать среднюю кнопку мыши либо перейти в поле Cross Curves [Кривые поперечного каркаса] окна Through Curve Mesh [По сетке кривых] для задания поперечных сечений, 14 указать кривые поперечных сечений. В поле Continuity [Непре- рывность] для всех сечений должно быть указано G0(Position [По- зиция]). После нажатия кнопки ОК поверхность будет создана. Полученную поверхность можно проанализировать с помощью ко- манды AnalysisShapeFaceRadius [АнализФормаГрань Радиус], где система показывает в виде цветных полей изменение ра- диуса кривизны по поверхности, и команды AnalysisShape FaceReflection [Отражение], где можно оценить отражение объек- тов на поверхности – очень наглядная оценка качества поверхности. Для возвращения к обычному виду поверхности надо воспользо- ваться командой EditObject Display [ИзменитьОтображаемый объект]. В окне Edit Object Display [Изменить отображение объек- та] необходимо отключить опцию Face Analysis [Анализ граней]. Построение ребра жесткости Ребро можно построить командами InsertSurfaceExtension [ВставитьПоверхностьРасширение], InsertFlange Surface Law Extension [ВставитьПоверхность фланцаПродолжение по закону] либо с помощью команды InsertSurfaceRibbon Builder [ВставитьПоверхностьПоверхность скоса], которая позволяет построить поверхности определенной длины под опреде- ленным углом к заданной поверхности. Для построения поверхно- сти ребра жесткости надо выбрать ребро поверхности, от которого строится новая поверхность, проконтролировать направление век- тора продолжения (должен быть направлен вертикально, для его задания используется опция Offset View [Вид смещения]), задать Расст. смещения [Offset Distance] и Угол [Angle]. Построение поверхности за ребром жесткости Для построения поверхности за ребром жесткости используется команда Swept [Заметаемые поверхности] для построения тела методом кинематического заметания. Тело получается заметанием образующего сечения, которое двигается заданным образом вдоль направляющей. Задающая кривая называется Section [Сечение]. Направляющие кривые называются Guide [Направляющая]. В ка- честве одной кривой используется линия ребра жесткости, в каче- 15 стве другой необходимо построить сплайн в вертикальной плоско- сти. Для упрощения задания граничной точки сплайна можно пере- местить рабочую систему координат в вершину построенного ранее ребра жесткости, откуда будет начинаться новый сплайн. Для этого необходимо выбрать команду FormatWCSOrigin [Формат РСКНачало] и указать точку, в которой надо разместить рабо- чую систему координат. Сплайн строится аналогично предыдущим. После построения сплайна следует выбрать команду Insert SweepSwept [ВставитьЗаметаниеЗаметаемая поверхность]. Надо выбрать задающую кривую Section – сплайн, направляющую кривую Guide – граничную кривую ребра жесткости, в поле Section Options [Опции сечения] выбрать метод ориентации – Forced Direction [Фиксированное направление]. Этот метод дает возмож- ность зафиксировать плоскость сечения при его перемещении вдоль направляющей с помощью заданного вектора. Сечение скользит вдоль направляющей, оставаясь все время в плоскостях, перпендику- лярных заданному вектору. В поле Specify Vector [Задать вектор] надо выбрать ось рабочей системы координат, перпендикулярную обеим линиям. Метод масштабирования должен быть Constant [Постоян] и масштабный фактор Scale [Масштаб]=1. Для создания поверхности надо нажать кнопку ОК в окне Swept [Заметание]. Обрезание поверхности Обрезание поверхности выполняется командой Trimmed Sheet [Обрезка поверхности]. Предварительно необходимо построить контур линий, которыми будет обрезаться поверхность, – оконный проем, наклон кромки двери, колесная ниша, отверстия для вентиля- ции на капоте. Для этого надо сначала соответствующим образом повернуть и, если необходимо, перенести рабочую систему коорди- нат так, чтобы плоскость X–Y совпадала с плоскостью контура. Все контуры, за исключением кромки двери, должны располагаться с внутренней стороны модели, так как далее они будут использоваться для построения поверхностей отбортовок. Контуры могут быть по- строены как сплайнами, так и базовыми линиями – прямыми, дугами, скруглениями (команда InsertCurveBasic Curves [Вставить КривыеБазовые кривые]). Контуры не должны иметь острых углов, они должны быть скруглены (рекомендуемый радиус – 50 мм). 16 После создания контура надо выбрать команду InsertTrim Trimmed Sheet [ВставитьОбрезкаОбрезка поверхности]. После появления окна Trimmed Sheet [Обрезанное листовое тело] необходимо указать обрезаемую поверхность, нажать среднюю кнопку мыши либо перейти в поле Boundary Objects [Объекты границы], выбрать линии контура, задать направление проециро- вания Projection Direction – Along Vector [Вдоль вектора] и за- дать вектор, перпендикулярный контуру (например, ZC-Axis). При необходимости следует указать область, которая будет оставлена после обрезания (если опция Region [Область] установлена в зна- чение Keep [Оставить]), либо изменить указанную опцию на зна- чение Discard [Убрать]. Для завершения команды надо нажать кнопку ОК. Построение отбортовки Для построения отбортовки по проему окна, вентиляционного отверстия или колесной ниши используется команда Ruled [Ли- нейчатая поверхность], которая дает возможность построить ли- нейчатую поверхность по двум крайним сечениям. В качестве сече- ний будут использоваться контур на поверхности и исходный кон- тур линий. Для выполнения команды надо выбрать InsertMesh SurfaceRuled [ВставитьПоверхность по сетке кривых Линейчатая поверхность], выбрать линии первого контура, пере- ключиться для задания второго контура – Section String 2 [Цепочка сечения 2], выбрать линии второго контура и нажать ОК для за- вершения команды. Скругление граней Для скругления граней используется команда Face Blend [Скругление граней], которая дает возможность построить плав- ное скругление между двумя наборами поверхностей с обрезкой и объединением поверхностей после построения скругления. Для вы- полнения команды надо выбрать InsertDetail FeatureFace Blend [ВставитьКонструктивный элементСкругление гра- ней], в появившемся окне Face Blend [Скругление поверхностей] в поле Type [Тип] выбрать тип скругления – Rolling Ball [Прока- тывание шара] (скругление образуется таким образом, как это по- 17 лучилось бы при прокатывании шара, который имеет постоянный контакт с каждым из наборов граней), в поле Blend Cross Section [Сечение скругления] задать значение радиуса Radius (рекомен- дуется не менее 2), выбрать первую скругляемую поверхность (изображаемая на экране нормаль должна быть повернута внутрь предполагаемого скругления, иначе необходимо нажать кнопку Re- verse Direction [Сменить направление]), нажать среднюю кнопку мыши или кнопку следующего шага Select Face Chain 2 [Выберите цепочку грани 2] в поле Face Chains [Цепочки граней], выбрать вторую скругляемую поверхность (проконтролировать положение нормали), для завершения команды и построения поверхности скруг- ления нажать кнопку ОК или Apply [Применить]. Эту команду необ- ходимо повторить для всех поверхностей, имеющих общие ребра. Придание толщины Для создания объемного тела на основе листового используется команда Thicken [Утолщение], которая задает толщину листового тела. При построении объемного тела система строит эквидистанту в направлении нормали к исходной поверхности. Для размещения объемного тела надо поменять рабочий слой, чтобы на нем было только объемное тело, а все ранее построенные объекты остались на исходном слое. Для этого надо выбрать коман- ду FormatLayer Settings [ФорматСлои и настройки], в поле Work [Рабоч.] ввести цифру 2 и нажать клавишу ввода Enter. В окне состояния слоев Layer/Status [Слой/Состояние] сразу мож- но заметить, что слой 1 стал выбираемым Selectable, а слой 2 стал рабочим Work. Для создания объемного тела надо выбрать InsertOffset/Scale Thicken [ВставитьСмещение/МасштабУтолщение], в окне Thicken [Толщина] задать значения смещений от исходного листо- вого тела. Так, для построения листового тела толщиной 1 мм по направлению нормали от исходной поверхности надо задать в поле First Offset [Смещение 1] 0 мм, Second Offset [Смещение 2] – 1 мм, выбрать исходное листовое тело и нажать ОК для построения объемного тела и завершения команды. Если теперь сделать слой 1 невидимым, выбрав команду FormatLayer Settings [ФорматСлои и настройки], в окне со- стояния слоев Layer/Status [Слой/Состояние] выделив слой 1 и 18 нажав клавишу Invisible [Невидимые], то на экране останется только объемное тело, построенное в слое 2. Построение фланцев Для построения фланцев используется команда General Flange [Обобщенный фланец] из меню команд Sheet Metal Feature [Эле- менты листового металла]. В этом меню сгруппированы команды работы с тонкостенными листовыми телами. Команда General Flange [Обобщенный фланец] используется для создания листово- го либо твердотельного фланца вдоль любой кривизны ребра и плоской или неплоской грани. Для построения фланца в оконном проеме, вентиляционном от- верстии надо выбрать команду InsertSheet Metal Feature General Flange [ВставитьЭлементы листового метал- лаОбобщенный фланец]. В окне General Flange [Общий фланец] необходимо включить опцию Add Tangent Edges [Добавить каса- тельные ребра] для автоматического выбора всех касательных ребер, задать значение внутреннего Inner или внешнего Outer радиуса в поле Radius (по умолчанию внутренний, рекомендуется 5 мм), за- дать угол в поле Angle (по умолчанию 90), задать величину фланца в поле Length [Длина] (рекомендуется 10 мм), затем выделить скругляемое ребро и нажать кнопку ОК для построения фланца и завершения команды. Для построения фланца на кромке крыла в окне General Flange [Общий фланец] необходимо выбрать метод Punch Vector [Век- тор штамповки], задать значение внутреннего Inner или внешне- го Outer радиуса в поле Radius [Радиус] (по умолчанию внутрен- ний, рекомендуется 5 мм), задать угол в поле Angle (по умолчанию 0), задать величину фланца в поле Length [Длина] (рекомендуется 100 мм), затем выделить скругляемое ребро, перейти к заданию вектора штамповки фланца Punch Vector (в поле Vector Method [Метод вектора] указать, например, ось рабочей системы коорди- нат, перпендикулярную базовой поверхности крыла), нажать кноп- ку ОК для построения фланца и завершения команды. Построение выштамповки под молдинг 19 Для построения выштамповки под молдинг используется коман- да Bead [Буртик], которая позволяет создавать выштамповки вдоль центральной линии. Предварительно необходимо создать центральную линию вы- штамповки с помощью команды Basic Curves [Базовые кривые]. Линия может не лежать на поверхности, с которой делается вы- штамповка, однако должна иметь возможность проецироваться на эту поверхность. Рекомендуется перед созданием линии сделать рабочим слой 3. Для построения выштамповки надо выбрать команду InsertSheet Metal FeatureBead [ВставитьЭлементы листового металла Буртик]. В окне Bead [Ребро жесткости] надо указать тип выштам- повки – U-образная, треугольная или цилиндрическая – и задать необ- ходимые параметры – ширину, глубину, радиусы скругления, угол наклона и т. д., нажать на кнопку Options [Опции] и включить опции Attach Bead [Присоединить ребро жесткости] и Hollow Bead [Тонкостенное ребро жесткости] для того, чтобы был удален мате- риал из внутренней полости выштамповки, а также установить оп- цию End Cap [Законцовка] в значение Both [Обе] для того, чтобы выштамповка имела скругления с обоих концов. Затем надо вы- брать внутреннюю поверхность панели, на которой строится вы- штамповка (со стороны выдавливания материала), нажать среднюю кнопку мыши, выбрать центральную линию выштамповки Centerline [Осевая линия], нажать среднюю кнопку мыши, в поле Centerline Projection Definition [Вектор проецирования осевой линии] ука- зать вектор проецирования линии на поверхность, например, ось Z рабочей системы координат, нажать на кнопку ОК для завершения команды. Построение отверстия Для построения отверстий в меню Sheet Metal Feature [Элемен- ты листового металла] имеется команда Cutout [Вырезка], кото- рая позволяет выполнять отверстия любой формы, заданные за- мкнутым контуром, в поверхностях любого типа, а также произво- дить обрезку поверхностей (листовых тел) незамкнутым контуром. 20 Предварительно необходимо создать замкнутый контур линий. Наиболее простой способ – выполнив команду InsertCurve Rectangle [ВставитьКривыеПрямоугольник], построить прямо- угольник, а затем командой Fillet [Скругление] в меню Basic Curves [Базовые кривые] скруглить углы. Как и в предыдущей команде, ли- нии могут не лежать на поверхности расположения отверстия. Для построения отверстия надо выбрать команду Cutout [Вы- резка], выбрать ту поверхность тела, которая ближе к контуру, нажать среднюю кнопку мыши, выбрать контур Outline [Внешний контур], при необходимости определить вектор проецирования Project (по умолчанию – перпендикулярно контуру Normal to Curves [Нормально к кривым]), обратить внимание на вектор, указывающий вырезаемый регион, – он должен быть направлен вовнутрь контура (если наружу, надо нажать клавишу Flip Discard Region [Сменить удаляемую область]), нажать кнопку ОК для завершения команды. Если теперь сделать слой 2 рабочим, а слои 1 и 3 невидимыми Invisible, на экране останется только твердотельная модель листо- вой детали. 21 Лабораторная работа № 2 МОДЕЛИРОВАНИЕ ТВЕРДОГО ТЕЛА НА ОСНОВЕ ЭСКИЗА Цель работы: усвоение навыков моделирования твердого тела на основе эскиза в системе САПР UGS NX5 на примере моделирования зубчатого колеса. Задание Построить зубчатое колесо со следующими параметрами. Вариант 1 2 3 4 5 Число зубьев 16 40 15 25 20 Диаметр вершин 90 210 102 162 110 Диаметр впадин 67,5 187,5 75,0 135,0 87,5 Диаметр базовой окружности 75,175 187,938 84,572 140,954 93,969 Угол толщины зуба по базовой окружности 12,954 6,204 13,704 8,904 8,778 Ширина зубa b 30 30 40 40 20 Диаметр вала dB 40 40 40 40 30 Диаметр ступицы dC 55 60 55 60 45 Ширина ступицы tC 45 45 60 60 30 Глубина шпоночного паза tШ 3 3 3 3 2 Ширина шпоночного паза 5 5 5 5 4 Толщина зубчатого венца tЗ – 8 – 10 7 Толщина колеса tCР – 15 – 20 10 Угол уклона поковки 10 10 10 10 10 Размер фаски зуба 145 145 145 145 145 Радиус скругления корня зуба 2 2 2 2 2 22 Вариант № 1, 3 Вариант № 2, 4, 5 d B tС b d C tСP t З t 23 Порядок выполнения Подготовительные действия Создание нового файла и настройки моделирования выполняют- ся таким же образом, как и в лабораторной работе № 1. Дополнительно можно сделать некоторые настройки эскиза (PreferencesSketch [НастройкиЭскиз]), в частности количе- ство изображаемых цифр размера после запятой – Decimal Places [Число знаков] = 1. Здесь же можно изменить высоту изображае- мых цифр в поле Text Height [Высота текста]. Создание эскиза Перед созданием эскиза надо сделать рабочим слой Layer 2 для того, чтобы в дальнейшем на слое 1 были только объемные объек- ты. Для создания эскиза надо выполнить команду InsertSketch [ВставитьЭскиз]. В окне Create Sketch [Создание эскиза] мож- но указать опцию плоскости – Существующая плоскость [Plane Option – Existing Plane] – и выбрать на экране координатную плос- кость, совпадающую с плоскостью XC-ZC, либо воспользоваться опцией Create Plane, в этом случае в поле Specify Plane надо ука- зать XC-ZC Plane. После активации эскиза его оси будут направлены в плоскости экрана: Х – вправо, Y – вверх. При этом оси глобальной системы должны быть направлены так: Х – вправо, Z – вверх. Ось шестерни будет располагаться вдоль оси Y эскиза (глобальной оси Z), тело шестерни будет моделироваться в виде ¼ ее сечения в первом квад- ранте эскиза. Создание контура сечения Контур задается линиями по командам меню Insert [Вставить]. Команды подобны таковым в основном меню NX5, но есть и уни- кальные команды, например Profile [Профиль], с помощью кото- рой строится замкнутый контур, представляющий собой ¼ сечения шестерни. Контур задается приблизительно, точная форма будет получена наложением размерных и геометрических ограничений. 24 Задание размерных и геометрических ограничений Для задания ограничений необходимо активировать кнопку Constraints [Ограничения] в палитре инструментов. При актива- ции Constraints в точках линий эскиза изображаются стрелки, пока- зывающие степени свободы точек и линий эскиза. По мере наложе- ния ограничений эти стрелки должны исчезать, и в конце концов должен получиться полностью закрепленный эскиз. Можно выде- лить геометрические ограничения и размерные. Размерные ограни- чения Dimensional [Размеры] представляют собой задание разме- ров, связывающих между собой объекты эскиза. Геометрические ограничения Constraints [Ограничения] представляют собой зада- ние геометрических связей между объектами. Так, можно наложить связи параллельности Parallel между парными линиями (система автоматически устанавливает такую связь, если угол между линия- ми не превышает 3), горизонтальности Horizontal (аналогично) и т. д.; необходимо наложить условие коллинеарности Collinear на линию раздела сечения и ось ХС. Для этого надо активировать гео- метрические ограничения Constraints, выбрать ось ХС, линию эс- киза и указать в окне задания ограничений коллинеарности Collinear. Для наложения размерных ограничений надо активировать их кнопкой Dimensions [Размеры]. Если использовать интуитивную привязку, при выборе одной линии система предлагает длину этой линии, при выборе двух – расстояние либо угол между ними. После указания на экране местоположения размерных линий необходимо скорректировать значение размера в открывающемся окне и нажать клавишу ввода Enter. Если на эскиз наложены все необходимые ограничения, на экране не должно остаться стрелок степеней свободы, все линии контура при- обретут коричневый цвет. Если какие-то размеры или ограничения лишние, они показываются желтым цветом. Зеркальное отображение эскиза Так как создана ¼ сечения шестерни, ее нужно симметрично отобразить, чтобы получить ½ сечения, которую можно будет затем провернуть для образования твердого тела. Для этого надо выбрать команду InsertMirror Curve [ВставитьЗеркальная кривая], указать ось симметрии Mirror Centerline, затем выбрать кривую 25 для зеркала Curve to Mirror, завершить команду кнопкой ОК. Эс- киз полностью построен, для выхода из режима эскизирования надо нажать кнопку Finish Sketch [Закончить эскиз]. Получение твердого тела методом вращения Сначала надо установить рабочим слой Layer 1. Затем надо вы- полнить команду InsertDesign FeatureRevolve [Вставить Элементы проектированияТело вращения]. На запрос системы надо указать линии контура, выбрать ось вращения Axis – одну из координатных осей, в качестве параметров вращения указать начальный угол Start Angle = 0, конечный угол End Angle = 360, нажать кнопку ОК для выполнения команды. Получение шпоночного паза Шпоночные пазы выполняются специальной командой Slot [Паз]. Особенность ее применения состоит в том, что паз можно разместить только на плоской грани. Для выполнения паза на ци- линдрической поверхности необходимо использовать вспомога- тельную координатную плоскость Datum Plane. Так как в модели уже имеется плоскость эскиза, то можно использовать ее. Для мо- делирования паза надо выбрать команду InsertDesign FeatureSlot [ВставитьЭлементы проектированияПаз], указать тип паза – Rectangular [Прямоугольный] – и включить опцию Thru Slot [Сквозной паз], нажать ОК, выбрать плоскость, подтвердить направление вырезки паза Accept Default Side [При- нять сторону по умолчанию] либо изменить на противоположное Flip Default Side [Сменить сторону по умолчанию], в качестве горизонтального направления Horizontal Reference указать ось вращения эскиза, затем указать одну торцевую грань шестерни, че- рез которую проходит паз, вторую, задать ширину паза Width и глубину его проникновения Depth (глубина измеряется от плоско- сти), нажать ОК. Так как паз сквозной, можно его не позициониро- вать, в окне позиционирования Positioning нажать ОК и закрыть окно Slot [Паз]. Недостатком такого метода построения паза является сложность редактирования модели, если возникнет такая необходимость. Так, 26 при значительном увеличении диаметра отверстия в системе воз- никнет ошибка из-за полного выхода паза за пределы шестерни. Чтобы этого не происходило, следует построить плоскость, каса- тельную к посадочной поверхности шестерни, затем плоскость, па- раллельную ей на некотором расстоянии, и уже от нее строить паз. Построение профиля зуба Перед построением профиля зуба надо сделать рабочим слой Layer 3, а слои 1 и 2 можно сделать невидимыми Invisible. Профиль зуба описывается уравнением эвольвенты на диаметрах выше базового. В системе NX5 имеется возможность построить кривую по уравнениям. Для начала надо задать эти уравнения в ко- ординатах X–Y. Для этого надо вызвать редактор выражений коман- дой ToolsExpression [ИнструментыВыражение]. Здесь необ- ходимо задать параметры и собственно уравнения. Наименование параметра записывается в поле Name [Имя], его значение либо выражение – в поле Formula [Формула]. Тип пара- метра должен быть Number [Кол-во], размерность Constant [Постоян]. После задания параметра надо нажать клавишу ввода Enter или  Accept Edit [Принять изменение]. Принимая параметр t=1, начальный угол а=0.0001, конечный угол b=45, изменение угла по параметру s=(1-t)*a+t*b, в качестве радиуса r – радиус базовой окружности, можно записать уравнения эвольвенты в координатах X–Y: xt=r*cos(s)+r*rad(s)*sin(s). yt=r*sin(s) – r*rad(s)*cos(s). После задания законов можно приступать к построению линии. Надо выбрать команду InsertCurveLaw Curve [Вставить КривыеКривая по закону]. В появившемся окне надо указать закон изменения координаты Х – By Equation [По выражению], указать параметр t, указать функцию xt, указать закон изменения координаты Y – By Equation [По выражению], указать параметр t, указать функцию yt, указать закон изменения координаты Z – Constant [Постоянное], указать значение 0, задать базовую точку – выбрать метод Point Constructor [Конструктор точек], задать ко- ординаты 0 0 0, ОК, ОК. Профиль зуба выше диаметра базовой окружности построен. В качестве профиля зуба ниже базовой 27 окружности можно принять прямую линию к центру шестерни. Для ее построения надо выбрать команду InsertCurveBasic Curve Line [ВставитьКривыеБазовые кривыеПрямая], вклю- чить привязку End Point [Конечная точка], в качестве первой точ- ки указать конечную точку построенной кривой профиля, в каче- стве второй – выбрать функцию Point Constructor [Конструктор точек], задать координаты 0 0 0, ОК, Cancel. Так как известна тол- щина зуба по базовой окружности и ее угловая мера, можно полу- чить профиль с другой стороны зуба зеркальным отображением от- носительно линии половины зуба. Ее можно получить поворотом линии профиля ниже базовой окружности на половину угла толщи- ны зуба командой EditTransformRotate about a Point [Изме- нитьПреобразованиеВращать вокруг точки], в качестве точ- ки поворота указать точку 0 0 0 либо с экрана конец прямой, ука- зать половину угла толщины зуба, для завершения команды нажать Copy [Копировать], Cancel [Отмена]. Эта линия будет определять линию симметрии для двух линий профиля. Для отображения надо выбрать команду EditTransformMirror Through a Line [Из- менитьПреобразованиеЗеркало через линию], указать опцию Existing Line [Существующая прямая] для выбора оси симметрии, выбрать ее, для завершения команды нажать Copy [Копировать], Cancel [Отмена]. Далее надо построить ограничивающие зуб окружности – окруж- ность впадин и окружность вершин. Окружности строятся по команде InsertCurveBasic CurveСircle [ВставитьКривыеБазовые кривыеОкружность]; параметры (координаты центра и диаметр) можно ввести из горизонтального меню задания параметров трасси- ровки Tracking Bar. Теперь можно удалить ненужную ось симметрии (EditDelete [ИзменитьУдалить]) и обрезать линии профиля и окружности по контуру зуба командой EditCurveTrim Corner [Изме- нитьКриваяОбрезка углов], указывая угол со стороны обре- заемых концов линий так, чтобы обе обрезаемые линии попали в ловушку курсора. 28 Создание твердотельной модели зуба Перед созданием твердотельной модели зуба надо сделать рабо- чим слой Layer 1. Для создания твердотельной модели зуба используется команда InsertDesign FeatureExtrude [ВставитьЭлементы проек- тированияВытягивание]. Надо выбрать линии контура зуба. После выбора контура система предлагает вектор вытягивания. Ес- ли не устраивает, надо перевернуть его – Reverse Direction [Сме- нить направление] – либо задать вектор вручную. Расстояние про- тяжки контура можно задать либо числовыми значениями (в полях Start [Начало] и End [Конец] установлено значение Value) в по- лях Distance [Расстояние], либо между гранями. Для этого в полях Start [Начало] и End [Конец] надо установить значение Until Extended [До расширенного] и выбрать соответствующие грани. При таком способе построения ширина зуба окажется параметриче- ски связана с шириной венца шестерни, т. е. при изменении шири- ны венца автоматически изменится ширина зуба. В поле Boolean [Булевые] надо выбрать операцию Unite [Объединение] для объ- единения зуба с телом шестерни. После завершения операции можно сделать слои 2 и 3 невидимыми. Создание массива зубьев Для заполнения зубчатого венца зубьями используется команда InsertAssociative CopyInstance feature [ВставитьАссоциа- тивная копияЭлемент массива]. Сначала надо указать тип мас- сива – Circular Array [Круговой массив], в появившемся окне ли- бо с экрана указать объект для размножения – полученный коман- дой вытягивания Extrude зуб, в окне массива Instance указать параметры массива – количество зубьев Number и угол между ни- ми Angle, ОК. Затем надо задать ось вращения. Для этого нажать кнопку Datum Axis [Коорд. ось] и указать с экрана ось вращения. Если все сделано правильно, система изобразит массив контурными линиями и запросит подтверждение – надо нажать Yes [Да]. 29 Создание фасок и скруглений на зубьях Для скругления корней зубьев используется команда InsertDetail FeatureEdge Blend [ВставитьКонструктивный элементСкругление ребра]. В окне Edge Blend [Скругление ребра] надо указать значение радиуса в поле Radius, в поле Settings [Настройки] включить опцию Blend All Instances [Скруг- лить все элементы массива] и выбрать ребра у корней любого зу- ба. После выполнения команды ребра всех зубьев будут скруглены. Аналогично выполняется команда InsertDetail FeatureChamfer [ВставитьКонструктивный элементФаска]: задается метод Symmetric [Симметрично] в поле Cross Section [Сечение] для по- лучения равносторонней фаски, выбираются грани зуба, задается значение фаски Distance [Расстояние] и, наконец, в поле Settings [Настройки] указывается опция Chamfer All Instances [Фаска по массиву]. 30 Лабораторная работа № 3 МОДЕЛИРОВАНИЕ ТВЕРДОГО ТЕЛА НА ОСНОВЕ ПРИМИТИВОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТИПОВЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ФОРМЫ Цель работы: усвоение навыков моделирования твердого тела на основе прими- тивов с использованием типовых элементов формы в системе САПР UGS NX5 на примере моделирования вала и картерной детали. Задание Построить вал, болт и картерную деталь. Вариант № 1 – Первичный вал и картер делителя    R20   R5R5 R5            R10    R20 31 Вариант № 2 – Вторичный вал и картер делителя Неуказанные размеры см. в варианте № 1. 32 Вариант № 3 – Ведущий вал и картер раздаточной коробки    R15             Неуказанные размеры см. в варианте № 1. 33 Вариант № 4 – Ведомый вал и крышка картера раздаточной коробки   Неуказанные размеры см. в варианте № 3. 34 Вариант № 5 – Вал и картер коробки отбора мощности R20 R5              R5 R15 R 1 0 Неуказанные размеры для всех вариантов: – толщина стенки 5 мм – угол уклона стенок картера и приливов под опоры 3 – толщина фланца 10 мм – диаметр крепежных отверстий 10 мм – диаметр цековки крепежных отверстий 15 мм – глубина цековки крепежных отверстий 1 мм – болт M8–6g×30, высота головки 5 мм, длина резьбы 22 мм 35 Порядок выполнения Подготовительные действия Создание нового файла и настройки моделирования выполняют- ся таким же образом, как и в лабораторной работе № 1. Моделирование вала Моделирование вала начинается с части вала максимального диа- метра. Для этого используется команда InsertDesign Feature Cylinder [ВставитьЭлементы проектированияЦилиндр]. В окне Cylinder [Цилиндр] надо задать метод построения – по диаметру и вы- соте Axis, Diameter, Height [Ось, Диаметр, Высота]. В поле задания оси Axis надо указать направляющий вектор. Для того чтобы он был направлен вдоль оси Х, можно использовать иконку XC Axis [Ось ХС]. В качестве базовой точки для цилиндра система по умолчанию предла- гает начало координат. Далее надо указать значение диаметра Diameter и высоты цилиндра Height. Части вала меньшего диаметра достраиваются к основному цилин- дру как бобышки командой InsertDesign FeatureBoss [Вста- витьЭлементы проектированияБобышка]. Сначала надо ука- зать грань размещения бобышки, задать ее параметры – диаметр Diameter и высоту Height – и, наконец, запозиционировать ее относи- тельно базового цилиндра. Здесь можно применить метод Point onto Point [Точка в точку] – указать образующую окружность базового цилиндра и выбрать опцию Arc Center [Центр дуги]. Если вал имеет отверстие, надо выполнить команду InsertDesign FeatureHole [ВставитьЭлементы проектиро- ванияОтверстие]. В зависимости от установленной на компью- тере версии NX5 команда может быть либо с использованием функционала старых версий NX, либо новой версии. В случае но- вый версии задается центральная точка отверстия: надо привязаться к центру торцевой грани, указать форму отверстия Form – Simple [Простое], задать параметры – диаметр Diameter, глубину Depth, угол при вершине Tip Angle=120, в поле Boolean [Булевые] ука- зать операцию вычитания Subtract отверстия из вала. В случае интерфейса старых версий NX надо выбрать тип отверстия – Simple [Простое], указать грань размещения, задать параметры – диаметр Diameter, глубину Depth, угол при вершине Tip Angle=120. 36 Для построения шпоночного паза на цилиндрической поверхности необходимо использовать вспомогательную координатную плос- кость Datum Plane. Для этого следует выполнить команду InsertDatum/PointDatum Plane [ВставитьБаза/Точка Коорд. плоскость], установить контекстный метод задания плоско- сти Inferred и указать цилиндрическую поверхность. Для построения шпоночного паза надо выбрать команду InsertDesign FeatureSlot [ВставитьЭлементы проектиро- ванияПаз], указать тип паза – Rectangular [Прямоугольный] (опция Thru Slot [Сквозной паз] должна быть выключена), вы- брать плоскость, подтвердить направление вырезки паза Accept Default Side [Принять сторону по умолчанию] либо изменить на противоположное Flip Default Side [Сменить сторону по умолча- нию], в качестве горизонтального направления указать цилиндри- ческую поверхность, задать ширину паза Width, глубину его про- никновения Depth и длину паза Length и, наконец, запозициониро- вать его вдоль вала (например, относительно кромки цилинд- рической поверхности). Здесь надо указать метод Horizontal [Гори- зонтально], указать образующую окружность цилиндра и выбрать опцию Arc Center [Центр дуги], затем указать среднюю линию па- за, ввести соответствующее значение размера, для завершения вы- полнения команды нажать кнопку ОК. Для того чтобы плоскости не загромождали вид, их надо перене- сти на слой Layer 2 командой FormatMove to Layer [Фор- матПереместить на слой]. После окончания моделирования вала можно закрывать рабочий файл. Моделирование болта Сначала необходимо создать новый файл и выполнить настройки точности моделирования. Построение болта начинается с цилиндрической части командой InsertDesign FeatureCylinder [ВставитьЭлементы проекти- рованияЦилиндр]. Направление и базовую точку оси цилиндра можно принять такими, как предлагает система. Далее надо указать значения диаметра Diameter = 8 и высоты цилиндра Height = 30. 37 Для создания головки болта надо сначала построить шестиуголь- ник с помощью функций эскиза Sketch. Плоскостью размещения эскиза надо выбрать нижний торец цилиндра. В эскизе создается многоугольник из шести линий и вписанная в него окружность диа- метром 13 мм, на линии накладываются ограничения касательности к окружности и равенства длин, а также угол между линиями 120. Для того чтобы окружность не участвовала в дальнейшем построении, ее надо преобразовать в ссылочную: ToolsCostraintsConvert To/ From Reference [ИнструментыОграниченияПреобразовать в/из ссылку]. Затем командой InsertDesign FeatureExtrude [Вставить Элементы проектированияВытягивание] шестиугольник вытя- гивается в объемное тело (вектор вытягивания должен быть направ- лен противоположно цилиндру) на расстояние End Distance = 5. В поле Boolean [Булевые] надо указать операцию объединения Unite головки с цилиндрической частью. Эскиз необходимо перенести на слой Layer 2. Для создания фаски надо выполнить команду InsertDetail Fea- tureChamfer [ВставитьКонструктивный элемент Фаска]. Выбирается ребро цилиндра, указывается тип фаски – Symmetric [Симметричная] и задается значение фаски Distance [Расстояние] = 1.25. Резьбовая часть болта создается командой InsertDesign Feature Thread [ВставитьЭлементы проектированияРезьба]. В поле Thread Type выбирается тип резьбы – точная Detailed, выбирается цилиндрическая часть болта, с помощью опции Select Start [Выберите начало] задается начальная грань цилиндра для резьбы (если система показывает вектор направления резьбы в неправильном направлении, надо нажать кнопку Reverse Thread Axis [Реверс оси резьбы]), затем задаются параметры резьбы – в частности длина резьбы Length = 22, для завершения команды нажимается кнопка ОК. Моделирование картерной детали Сначала необходимо создать новый файл и выполнить настройки точности моделирования. Построение картера начинается с фланца, определяющего габа- риты детали в плане. Командой InsertDesign FeatureBlock 38 [ВставитьЭлементы проектированияБлок] задается тип Origin, Edge Lengths [Начало, длины ребер], указываются длина Length (XС), ширина Width (YC), высота Height (ZC), в качестве точки привязки можно указать начало координат – 0 0 0. Собственно картер строится командой InsertDesign Feature Pad [ВставитьЭлементы проектированияВыступ]. Здесь надо указать тип выступа – Rectangular [Прямоугольный], указать грань размещения, указать горизонтальное направление, вдоль которого будет измеряться длина – одно из ребер существующего параллелепипеда, затем задать параметры выступа – длину Length, ширину Width, вы- соту Height, радиус углов Corner Radius, угол наклона стенок Taper Angle – и, наконец, запозиционировать его, например, относительно одного из углов существующего параллелепипеда. Для этого можно воспользоваться методом Perpendicular [Перпендикулярный]: вы- брать ребро фланца, к которому задается размер, затем ребро выступа, задать размер, аналогично запозиционировать его по второму ребру, для завершения выполнения команды нажать кнопку ОК. При необходимости можно скруглить ребра вверху картера ко- мандой InsertDetail FeatureEdge Blend [ВставитьКонст- руктивный элементСкругление ребра]. Здесь в поле Radius надо указать значение радиуса и скругляемые ребра. Так как картер – это тонкостенная деталь, необходимо произве- сти операцию удаления объема из полученного тела командой InsertOffset/ScaleShell [ВставитьСмещение/Масштаб Оболочка]. Здесь надо указать грань, через которую проводится выемка объема – нижняя грань фланца, в поле Thickness [Толщи- на] указать толщину 5, в поле Alternate Thickness [Альтернатив- ная толщина] указать 10 и выбрать верхнюю грань фланца, для завершения выполнения команды нажать кнопку ОК. В результате получится тело со стенками толщиной 5 мм, за исключением той грани, где указана толщина 10. Теперь можно приступать к моделированию опор под вал – они представляют собой подшипниковые гнезда с приливами. Для вариантов № 1–4: Приливы под гнезда подшипников строятся как бобышки коман- дой InsertDesign FeatureBoss [ВставитьЭлементы проек- тированияБобышка]. После задания всех параметров для пози- 39 ционирования можно воспользоваться методом Perpendicular [Перпендикулярный] либо выбрать Horizontal [Горизонталь- ный], задать горизонтальное направление: выбрать какое-либо реб- ро, затем выбрать ребро, от которого задается горизонтальный раз- мер, ввести значение размера от ребра до центра бобышки; затем выбрать Vertical [Вертикальный], задать ребро и размер, для за- вершения команды нажать кнопку ОК. При позиционировании вто- рой бобышки можно привязаться к первой: когда указывается кру- говое ребро, надо выбрать опцию Arc Center [Центр дуги]. Затем можно сразу построить радиус скругления ребер перехода от бо- бышки к бобышке командой InsertDetail FeatureEdge Blend [ВставитьКонструктивный элементСкругление ребра], ука- зав оба ребра. Для варианта № 5: Прилив под гнездо подшипника строится как цилиндр командой InsertDesign FeatureCylinder [ВставитьЭлементы проек- тированияЦилиндр]. После задания всех параметров в поле Boolean [Булевы] надо указать операцию объединения Unite ци- линдра с картером. Так как цилиндр выступает за пределы фланца, его необходимо обрезать командой InsertTrimTrim Body [ВставитьОбрезкаОбрезка тела]: надо указать тело, затем в качестве плоскости обрезания выбрать координатную плоскость, лежащую в плоскости фланца ХС-YC. После этого система изобра- жает вектор обрезания. Если он не направлен в нужную сторону, надо нажать кнопку Reverse Direction [Сменить направление]. Затем можно сразу построить радиус скругления ребер перехода от цилиндра к фланцу командой InsertDetail FeatureEdge Blend [ВставитьКонструктивный элементСкругление ребра], ука- зав оба ребра. Прилив на второй стороне картера строится как зер- кальный массив. Перед этим надо создать координатную плоскость (относительно которой будет происходить отображение) командой InsertDatum/PointDatum Plane [ВставитьБаза/Точка Коорд. плоскость] посередине картера. Для этого в режиме интуи- тивного построения Inferred можно указать точку на середине реб- ра фланца либо задать три точки на серединах ребер, например, фланца. После создания плоскости надо выполнить команду InsertAssociative CopyMirror Feature [ВставитьАссоциа- 40 тивная копияЗеркальный элемент]. В качестве элемента для копи- рования в окне навигатора файла Part Navigator либо с экрана надо ука- зать необходимые элементы – CYLINDER, TRIM_BODY и EDGE_BLEND [Цилиндр, обрезка тела, скругление ребра]. В каче- стве плоскости для отображения следует указать построенную коорди- натную плоскость. Для завершения команды надо нажать кнопку ОК. После создания приливов необходимо выполнить отверстия под подшипники. Для этого используется команда InsertForm FeatureHole [ВставитьЭлементы проектированияОтвер- стие]. В зависимости от установленной на компьютере версии NX5 команда может быть либо с использованием функционала старых версий NX, либо новой версии. В случае новой версии задается центральная точка отверстия: надо привязаться к центру торцевой грани бобышки, указать форму отверстия – Simple [Простое], за- дать параметры – диаметр Diameter, предел глубины Depth – через тело Through Body, в поле Boolean [Булевые] надо указать опера- цию вычитания Subtract отверстия из детали. В случае интерфейса старых версий NX надо выбрать тип отверстия – Simple [Простое], указать грань размещения, затем указать вторую грань, через кото- рую проходит отверстие, задать диаметр Diameter, для позициони- рования используется метод Point onto Point [Точка в точку]. Теперь моделируются отверстия для крепления картера этой же командой, только форма отверстия – Counterbore [Цековка], соот- ветственно необходимые параметры – диаметр цековки C-Bore Diameter=15, глубина цековки C-Bore Depth=1, диаметр основ- ного отверстия Hole Diameter=10. Для позиционирования можно применить метод «по вертикали и горизонтали». При использова- нии интерфейса новой версии (NX5) при позиционировании точки вставки можно воспользоваться возможностями эскиза. Для этого в окне Hole [Отверстие] в поле Position [Положение] активируется опция Sketch Section [Эскиз сечения], система переходит в режим эскизирования, где надо создать точку предполагаемого расположе- ния отверстия и размерными ограничениями задать точное ее поло- жение относительно ребер. После создания одного отверстия надо сделать массив отверстий командой InsertAssociative CopyInstance Feature [Вставить Ассоциативная копияЭлемент массива], тип массива – Rectangular [Прямоугольный], выбрать отверстие с цековкой, за- 41 дать количество объектов вдоль оси Х (включая исходный) Number Along XC, расстояние между объектами XC Offset [Смеще- ние вдоль оси Х], количество объектов вдоль оси Y (включая ис- ходный) Number Along YC, расстояние между объектами YC Offset [Смещение вдоль оси Y]. После задания параметров система запра- шивает подтверждение – Yes [Да]. В случае, если возникает ошибка построения «Tool body completely outside target body», необходимо изменить метод создания с General [Общий] на Simple [Простой] или Identical [Одинаковый]. При появлении в модели лишних эле- ментов построения их необходимо подавить в дереве навигатора детали Part Navigator. Наконец, можно скруглить оставшиеся ребра командой InsertDetail FeatureEdge Blend [ВставитьКонструктив- ный элементСкругление ребра]. При скруглении ребра перехо- да от картера к фланцу надо изменить Overflow Resolutions [Раз- решения перекрытия], нажав на соответствующую клавишу: надо выключить опцию Roll on Edges [Обкатка по ребрам] и включить Maintain Blend and Move Sharp Edges [Сохранить скругление и переместить острые ребра]. Острое ребро останется у отверстия, на которое скругление «наползает» во время построения. 42 Лабораторная работа № 4 СОЗДАНИЕ СБОРКИ Цель работы: усвоение навыков создания виртуальной сборки трехмерных электронных моделей деталей в системе САПР UGS NX5 на приме- ре картерной детали автомобиля. Задание Создать сборку картера по моделям, построенным в лаборатор- ных работах № 2, 3. Вариант № 1 – Редуктор делителя 43 Вариант № 2 – Редуктор делителя 44 Вариант № 3, 4 – Раздаточная коробка Вариант № 5 – Коробка отбора мощности 45 46 Порядок выполнения Подготовительные действия После загрузки системы NX5 необходимо создать новый файл. В окне File New [Новый файл] надо выбрать закладку нужного шаб- лона Templates – для моделирования это закладка Model [Модель]. В списке шаблонов выбирается шаблон Assembly [Сборка] – в этом случае после создания файла будет автоматически загружен модуль сборки Assembly [Сборки] и откроется окно добавления компонен- тов в сборку. Создание подсборки вала с шестерней Сначала надо загрузить в сборку компонент «вал». Для этого надо выполнить команду AssembliesComponentsAdd Component [СборкиКомпонентыДобавить компонент]. Система требует указать нужный файл. Надо нажать кнопку Open [Открыть] и указать нужный файл. В поле Placement [Расположить] необходимо указать метод позиционирования Positioning – Absolute Origin [Абсолютное начало] – деталь будет размещена в координатной системе так же, как и в исходном файле; в поле Settings [Настройки] надо указать настройки слоев Layer Options [Опции слоя] – Original [Исходный] – сохраняются настройки исходного файла. Для добавления компонен- та следует нажать кнопку ОК. Теперь надо добавить в сборку компонент «шестерня». Надо по- вторить команду добавления компонента, но в поле Placement [Расположить] задать метод позиционирования Mate [Сопряже- ние]. После нажатия кнопки ОК система автоматически откроет окно Mating Condition [Условия сопряжения], и в отдельном окне Component Preview [Просмотр компонент] откроется изображе- ние вставляемого компонента. Теперь необходимо связать шестерню с валом. Для задания со- осности надо выбрать опцию Center [Центр], указать посадочную поверхность на шестерне и посадочную поверхность на валу. После нажатия кнопки Apply [Применить] шестерня будет размещена соосно валу, а система покажет стрелками оставшиеся степени сво- боды. Выбрав опцию Align [Выравнивание], надо указать торце- 47 вую поверхность на шестерне и соответствующую торцевую по- верхность на валу. После этого останется только вращательная сте- пень свободы. Чтобы зафиксировать ее, необходимо выбрать опцию Parallel [Параллельный], указать плоскую грань шпоночного паза на шестерне и плоскую грань шпоночного паза на валу. Если пазы получились диаметрально противоположными, следует нажать кнопку Alternate Solution [Альтернативное решение]. Для завер- шения команды надо нажать кнопку ОК. Создание шпонки в контексте сборки В системе NX5 имеется возможность создавать модели деталей в контексте сборки, причем параметрически связывать их при этом с другими деталями сборки. Для создания шпонки надо сначала создать новый файл для мо- дели шпонки командой AssembliesComponentsCreate New [СборкиКомпонентыСоздать новый]. В окне выбора объек- тов Class Selection [Выбор по классу] ничего не указывается, после нажатия кнопки ОК в окне Create New Component [Создание но- вого компонента] записывается имя файла для шпонки (в списке шаблонов выбирается шаблон Model). После завершения команды в навигаторе сборки Assembly Navigator появится новый компо- нент. Выделив его и нажав правую клавишу мыши, во всплываю- щем меню надо выбрать команду Make Work Part [Сделать рабо- чей деталью]. При этом все остальные детали затеняются серо- зеленым цветом. Далее надо загрузить модуль моделирования Modeling и вы- полнить команду InsertAssociative CopyWave Geometry Link- er [ВставитьАссоциативная копияГеометр. связи WAVE]. В появившемся окне следует задать тип связи – Composite Curve [Сложная кривая], в окне правил выбора задать Single Curve [Единственная кривая] и указать нижние две прямые линии шпо- ночного паза на валу, для создания линий нажать клавишу Apply [Применить], затем в окне Wave Geometry Linker [Редак- тор геометрических связей] задать тип Face [Грань] и выбрать верхнюю грань шпоночного паза на шестерне. Для завершения ко- манды нажать ОК. Чтобы изображения вала и шестерни не мешали при построении, следует выключить их в Навигаторе сборки, ука- зав мышью на птичку возле названия файла. 48 Используя команду InsertCurveLine [ВставитьКривые Прямая], надо замкнуть две линии, полученные из файла вала, что- бы получился контур. Этот контур надо вытянуть командой InsertDesign FeatureExtrude [ВставитьЭлементы проек- тированияВытягивание] до поверхности паза шестерни, для чего в поле Limits [Ограничения] следует указать способ задания конечного расстояния End – Until Extended [До расширенного] – и задать в качестве ограничивающего объекта извлеченную из ше- стерни грань. В дальнейшем при изменении размеров пазов на валу и шестерне шпонка автоматически будет повторять эти изменения. Все объек- ты, кроме твердотельной модели шпонки, следует перенести на слой 2 или 3 и включить изображение вала и шестерни. Создание сборки редуктора Для сборки редуктора необходимо создать новый файл и добавить в него компонент «картер» командой AssembliesComponentsAdd Component [СборкиКомпонентыДобавить компонент]. Затем добавить подсборку вала с шестерней и методом Mate [Сопряже- ние] запозиционировать ее. Здесь можно наложить условие соосно- сти Center [Центр] вала и отверстия под подшипник, условие вы- равнивания Align торцевых поверхностей вала и приливов под подшипники и т. п. В вариантах 1–4 необходимо взять подсборку второго вала у соседнего варианта и добавить ее в сборку своего картера, а в вариантах 3–4 дополнительно взять еще крышку либо картер и добавить в сборку. В этом случае можно выполнить вы- равнивание по двум отверстиям и посадочным поверхностям флан- цев. Можно также воспользоваться командой Assemblies ComponentsReposition Component [СборкиКомпоненты Переставить компонент], где выбрать метод позиционирования нужного компонента в пространстве без привязки к другим компо- нентам. Теперь необходимо расположить болты в отверстиях. Болт до- бавляется в сборку обычным способом добавления компонента, по- зиционируется методами сопряжения Mate и соосности Center [Центр]. Если в окне Add Component [Добавить компонент] в по- ле Replication [Дублирование] указать опцию Multiple Add – 49 Array After Add [Добавить несколько – Массив после добавления], то после позиционирования автоматически открывается окно Create Component Array [Создание массива компонент]. В противном слу- чае надо выполнить команду AssembliesComponentsCreate Array [СборкиКомпонентыСоздать массив], выбрать компо- нент «болт», в окне Create Component Array [Создание массива компонент] выбрать опцию From Instance Feature [От образца элемента], в результате болты будут расположены по массиву от- верстий. Проверка зазоров в сборке Для проверки зазоров в сборке необходимо выполнить команду AssembliesComponentsCheck Clearance [СборкиКомпо- нентыПроверка зазоров], выбрать объекты для проверки, и си- стема выдаст список деталей с указанием их взаимного положения. В табл. 4.1 указаны типы пересечений, выявляемых опцией Check Clearance [Проверка зазоров]. Таблица 4.1 Типы пересечений Название Описание Soft Interference [Условное пересечение] Расстояние между двумя телами меньше допуска, но они не касаются друг друга Touching Interference [Касание] Два объекта касаются друг друга, но не пе- ресекаются Hard Interference [Настоящее пересечение] Объекты пересекают друг друга, т. е. суще- ствует область, занимаемая обоими объектами Containment Interference [Вложенность] Один объект полностью находится внутри другого объекта Нажав на кнопку Isolate Interference [Изолировать пересече- ние], можно увидеть только те тела, которые контактируют (пере- секаются) друг с другом, остальные исчезнут с экрана. Для того чтобы посмотреть, где именно пересекаются тела, служит команда AnalysisSimple Interference [АнализПростая интерферен- 50 ция]. Если выбрать в качестве результата проверки Interference Check Results опцию Highlighted Face Pairs [Подсветить пары граней] и два объекта для проверки, система будет подсвечивать контактирующие (пересекающиеся) поверхности. При выборе оп- ции Interference Body [Тело пересечения] система создаст области пересечения в виде объемных тел. Создание вида с разнесенными компонентами Для создания вида с разнесенными компонентами надо выполнить команду AssembliesExploded ViewsNew Explosion [Сбор- киРазнесенные видыНовое разнесение]. После задания имени следует выполнить команду AssembliesExploded Views Auto-Explode Component [СборкиРазнесенные видыАвтораз- несение компонент], выбрать компоненты для разнесения и ввести расстояние, на которое компоненты разносятся. При необходимости можно выполнить команду AssembliesExploded ViewsEdit Explosion [СборкиРазнесенные видыИзменить разнесения], выбрать компонент Select Object [Выберите объекты], переключить- ся на задание движения Move Object [Перемещение объектов], ука- зать мышью на ось системы координат объекта и задать расстояние Distance либо вручную перенести компонент в нужную позицию. Чтобы скрыть разнесенный вид, надо выполнить команду AssembliesExploded ViewsHide Explosion [СборкиРазне- сенные видыУбрать разнесение]. 51 Лабораторная работа № 5 СОЗДАНИЕ ЧЕРТЕЖА Цель работы: усвоение навыков создания чертежа по трехмерной электронной модели детали в системе САПР UGS NX5 на примере картерной детали автомобиля. Задание Создать чертеж картерной детали по модели, построенной в ла- бораторной работе № 3. Порядок выполнения Подготовительные действия После загрузки системы NX5 необходимо открыть файл модели. Затем следует загрузить модуль черчения Drafting (меню кнопки Start [Начало]). При создании нового чертежа автоматически открывается окно команды InsertSheet [ВставитьЛист], в котором надо указать стандартный размер чертежа Standard Size либо нестандартный заданный размер Custom Size, масштаб Scale, при необходимости изменить наименование чертежа Drawing Sheet Name [Имя листа чертежа]; задать единицы измерения Units – Millimeters [Милли- метры], тип проекции – 1st angle projection [1-я угловая проек- ция]. Опцию автоматического вызова команды вставки базового вида Automatically Start Base View Command [Команда автоза- пуска базового вида] имеет смысл отключить, так как сначала надо выполнить настройки чертежа согласно требованиям ЕСКД. Настройки чертежа По команде PreferencesDrafting [НастройкиЧертеж] уста- навливаются общие настройки модуля черчения. Здесь на странице View [Вид] надо отключить опцию отображения границ видов Display Borders [Отобразить границы]. 52 По команде PreferencesVisualisation [НастройкиВизуали- зация] устанавливаются настройки изображения. Так, на странице Color Settings [Установка цветов] в поле Drawing Part Settings [Настройки чертежа детали] нужно включить опцию Show Width [Показать толщину] для того, чтобы была видна толщина линий на чертеже, а также опцию Monochrome Display [Монохромное отображение] для того, чтобы все линии были черными. Настройки аннотации По команде PreferencesAnnotation [НастройкиАннотации] открывается одноименное диалоговое окно Annotation Preferences [Настройки аннотации], содержащее опции для настройки различ- ных параметров размеров, выносных и размерных линий, надписей, условных обозначений, единиц измерения, штриховки/закраски и т. д., а также для работы с допусками формы и расположения. Содержание диалогового окна может меняться в зависимости от выбранной клави- ши-переключателя в верхней части окна. Нажимая эти клавиши, мож- но как бы «листать» различные страницы. Каждая клавиша открывает свою одноименную страницу и дает доступ к опциям, сгруппирован- ным по определенному признаку (табл. 5.1). Таблица 5.1 Страницы диалогового окна настройки аннотации, в которых необходимо изменить настройки Название Описание, необходимые настройки Units [Единицы] Настройки формата вывода значений линейных и угло- вых размеров, а также формата двойного образмеривания. В поле Linear Format and Units [Формат линейных размеров и единиц] установить Millimeters [Миллиметры] Dimensions [Размеры] Настройки размеров (параметры изображения стрелок, выносных и размерных линий, допуски и точность пред- ставления, тип размещения, угол ориентации размерного текста). 53 Окончание табл. 5.1 Название Описание, необходимые настройки Dimensions [Размеры] Установить следующие параметры: Размещение размерного текста – Automatic Placement [Автоматическое Расположение] – систе- ма изображает «резиновую размерную линию», которую можно перемещать только в одном направлении. Незави- симо от позиции курсора размерный текст будет размещен в середине размерной линии; Ориентация размерного текста – Text Over Dimension Line [Текст по линии размера] ; В поле точности и допуска Precision and Tolerance – простановка целых значений размеров Nominal-X [Номи- нал-Х], No Tolerance [Нет допуска] Line/Arrow [Линии/ Стрелки] Настройки, применяемые к выноскам, стрелкам, вынос- ным линиям (в составе размеров и другой чертежной ан- нотации). Установить следующие параметры: Изображение стрелок – Filled Arrow [Закрашенная стрелка]; Длина стрелки А = 5 мм; Угол стрелки В = 20; Расстояние от образмериваемой точки объекта до конца выносной линии Н = 0 мм; Расстояние захода выносной линии за размерную ли- нию Е = 2 мм Radial [Радиус] Настройки для размеров, показывающих радиус или диаметр. Установить следующие параметры: Diameter Symbol [Символ диаметра] ; Radius Symbol [Символ радиуса] R; Размещение размерного текста относительно полки выноски – Text Above Stub [Текст над выноской] Lettering [Текст] Настройки текста, используемого в размерах, допусках, обозначениях и т. д. Установить Character Size [Размер символа] 5 мм, кириллический шрифт, например, Cyrillic, цвет надписей задать «черный» 54 Настройки изображения линии сечения По команде PreferencesSection Line [НастройкиЛиния се- чения] открывается окно, которое управляет изображением линий сечения, создаваемых на чертеже. Можно менять цвет, фонт, тол- щину и стиль линии сечения и настраивать параметры изображения стрелки линии сечения (длину «наконечника» стрелки, угол при вершине «наконечника» стрелки, длину сегмента стрелки). Необходимо установить следующие параметры: – длину «наконечника» стрелки А = 7 мм; – длину стрелки В = 15 мм; – угол при вершине «наконечника» стрелки С = 20; – длина линии выноски D = 10 мм; – длина полки E = 5 мм; – стиль стрелки Filled [Закрашенный]; – отображение линии сечения ISO128; – опция Display Label [Отобразить метку] должна быть включена. Настройки обозначения видов По команде PreferencesView Label [НастройкиМетка ви- да] можно выполнить настройки обозначений видов. Закладка Detail [Местный] открывает доступ к настройкам обозначений местного вида, закладка Section [Сечение] – к настройкам обозна- чений сечений. Здесь надо включить опцию View Label [Название вида], затем View Letter [Буква вида], установить Position – Above [Выше] и удалить префикс [Prefix] в обозначении вида. Настройки изображения чертежного вида По команде PreferencesView [НастройкиВид] открывается окно, которое управляет изображением скрытых и очерковых линий, линий заднего плана сечений и сглаженных ребер. При создании мест- ного вида характеристики его изображения (т. е. изображения скрытых линий, сглаженных ребер, наличие автоматического обновления) «наследуются» от родительского вида независимо от того, какие пара- метры заданы в диалоговом окне View Preferences [Настройки вида]. Однако с помощью этого диалогового окна можно изменить характе- ристики уже существующего местного вида. 55 Содержание диалогового окна может меняться в зависимости от выбранной клавиши-переключателя в средней части окна. Нажимая эти клавиши, можно как бы «листать» различные страницы. Каждая клавиша открывает свою одноименную страницу и дает доступ к опциям, сгруппированным по определенному признаку. На каждой странице задается цвет/фонт/толщина линий выбранного типа, а также некоторые другие параметры, уникальные для этого типа. Необходимо установить следующие параметры: – на странице General [Общий] опция Silhouettes [Силуэтные линии] должна быть включена; – на странице Hidden Lines [Невидимые линии] опция Hidden Lines [Невидимая линия] должна быть включена, установлены соответствующие тип линии и толщина; – на странице Smooth Edges [Плавные ребра] опция Smooth Edges [Плавные ребра] должна быть выключена; – на странице Section [Сечение] должны быть включены опции Background [Фон] и Crosshatch [Штриховка]. Импорт рамки в чертеж Для импорта рамки чертежа надо выполнить команду FileImportPart [ФайлИмпортДеталь], которая импорти- рует файл с существующей рамкой (точка вставки 0 0 0). Добавление базового вида в чертеж Для добавления базового вида в чертеж надо выбрать команду InsertViewBase View [ВставитьВидБазовый вид] и вы- брать нужный вид (к примеру, вид спереди [FRONT]) из списка видов (при необходимости можно задать масштаб), затем указать курсором его позицию на чертеже. Добавление проекционного вида После импорта базового вида в чертеж необходимо добавить другие виды, имеющие проекционную связь с базовым (команда InsertViewProjected View [ВставитьВидПроецирован- ный вид]). Система предлагает ортогональные виды относительно 56 автоматически сгенерированной оси разворота. Вспомогательные линии позволяют выровнять виды. Линию разворота Hinge Line можно задать вручную, чтобы получить дополнительный вид. Добавление разреза и сечения Теперь, когда размещены основные виды, необходимо добавить местные виды, разрезы и сечения. Для того чтобы добавить разрез (сечение), надо выбрать команду InsertViewSection View [ВставитьВидВид сечения]. Сначала надо выбрать родитель- ский вид, по которому строится разрез. Следующий шаг – построе- ние линии сечения. Сначала надо задать точку, через которую про- ходит разрез. Если строится простой разрез (полученный в резуль- тате пересечения модели одной секущей плоскостью), достаточно задать точку расположения вида сечения на чертеже. Плоскость разреза будет перпендикулярна воображаемой линии, соединяющей родительский вид и вид сечения. В случае построения сложного сечения в окне Section View [Вид сечения] в поле Section Line [Линия сечения] с помощью клавиши Add Segment [Добавить сегмент] надо добавить дополнительные точки, через которые бу- дет проходить разрез, в этом же поле с помощью клавиши Move Segment [Переместить сегмент] можно изменить положение ли- нии сегмента разреза; в поле Hinge Line [Линия разворота] надо задать линию, перпендикулярно которой будет вектор взгляда Define Hinge Line [Задать линию шарнира], или воспользоваться интуитивной привязкой Infer Hinge Line [Контекстная линия]. Можно изменить предлагаемое направление на противоположное, нажав кнопку Reverse Direction [Сменить направление]. Построение сечения выполняется в таком же порядке. После со- здания сечения надо дважды выбрать его мышью, в открывшемся окне View Style [Стиль вида] на странице Section [Сечение] вы- ключить опцию Background [Фон]. После этого на виде останется только сечение без объектов за ним. Для создания местного вида надо воспользоваться командой InsertViewDetail View [ВставитьВидМестный вид]: ука- зать на родительском виде позицию, которая будет использоваться в качестве центра создаваемого местного вида, и вторую точку, по- зиция которой определяет радиус границы. Для выбора можно ис- пользовать стандартные опции построения точек. 57 Для создания местного разреза надо воспользоваться командой InsertViewBreak-Out Section View [ВставитьВидВид местного разреза]. На таком чертежном виде изображается модель, из которой как бы «вырван кусок», и можно заглянуть внутрь дета- ли. Область разреза задается замкнутым контуром, составленным из произвольных линий. Контур можно создать двумя способами: 1. Создать контур в модуле Drafting [Черчение] в соответству- ющем виде. Для этого надо перейти в расширенный режим (коман- да Expand Member View [Расширить элемент вида] из меню нажатием правой кнопки мыши или ViewOperationExpand [ВидОперацияРасширить]) и построить линию контура раз- реза командами построения линий. Контур может быть незамкну- тым. В этом случае система сама замкнет его. 2. Создать контур в модуле Modeling [Моделирование]. Для то- го чтобы контур воспринимался системой не как часть модели, надо преобразовать его в видозависимый в модуле Drafting [Черчение]. Для этого надо выбрать команду EditViewView Dependent Edit [ИзменитьВидВидзависимое редактирование], указать соот- ветствующий вид, выбрать иконку конвертирования Model to View [Модели в вид] и указать линии контура. После завершения команды модельные линии преобразуются в видозависимые линии и их можно будет указывать в качестве линий контура. Для создания местного разреза надо выполнить следующие дей- ствия: 1. После вызова команды Break-Out Section View [Вид местно- го разреза] в одноименном окне выбрать опцию Create [Создать]. 2. Выбрать вид с линиями контура. 3. Указать базовую точку , где будет находиться плоскость сечения. Эту точку лучше указывать на ортогональном виде. 4. Задать вектор выреза , перпендикулярный плоскости се- чения. Можно принять предлагаемый системой или задать соб- ственный. 5. Выбрать линии контура . 58 6. При необходимости отредактировать точки контура . 7. Нажать клавишу Apply [Применить] для создания местного разреза. Простановка размеров После того как все виды размещены на чертеже, можно присту- пать к простановке размеров. Для простановки размера надо вы- брать команду InsertDimension [ВставитьРазмер], указать тип размера (например, Horizontal [Горизонтально] или Vertical [Вер- тикально]) либо воспользоваться интуитивным способом Inferred [Контекстный]. Если необходимо, можно задать парамет- ры, влияющие на изображение и размещение размера. И наконец, указать объекты, которые должны быть образмерены. Нанесение надписей Кроме размеров, необходимо нанести на чертеж надписи, метки и другие вспомогательные символы. Надписи и метки можно сде- лать с помощью текстового редактора, который вызывается коман- дой InsertText [ВставитьТекст]. Надписи/метки состоят из текста и/или условных обозначений. Условные обозначения до- ступны в поле Symbols [Символы] окна Text [Текст]. Работая в текстовом редакторе, можно создавать обозначения допусков фор- мы и расположения GD&T [СФиР] и др. Для вставки в чертеж дру- гих обозначений (идентификаторов позиции и вспомогательных обозначений) можно использовать опции меню InsertSymbol [ВставитьСимвол] (например, нанесение центровых линий от- верстий и осей симметрии). 59 ЗАКЛЮЧЕНИЕ Выполнение лабораторных работ дает возможность освоить си- стему на примерах моделирования деталей автомобиля. Хорошо усвоенная при выполнении лабораторных работ методика модели- рования может помочь в дальнейшей самостоятельной работе бу- дущего специалиста при решении задач моделирования реальных деталей. 60 Учебное издание ВИХРЕНКО Дмитрий Вячеславович ТВЕРДОТЕЛЬНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ КОНСТРУКЦИЙ Методическое пособие по выполнению лабораторных работ для студентов специальности 1-37 01 02 «Автомобилестроение» Редактор В. О. Кутас Компьютерная верстка А. Г. Занкевич Подписано в печать 25.02.2013. Формат 6084 1/16. Бумага офсетная. Ризография. Усл. печ. л. 3,49. Уч.-изд. л. 2,73. Тираж 200. Заказ 410. Издатель и полиграфическое исполнение: Белорусский национальный технический университет. ЛИ № 02330/0494349 от 16.03.2009. Пр. Независимости, 65. 220013, г. Минск.