Литература 1. Зелёный, П.В. Начертательная геометрия : учеб. пособие / П.В. Зелёный, Е.И. Беляко­ ва; под ред. П.В. Зелёного. - Минск: БНТУ, 2015. - 224 с.: ил. 2. Зелёный, П.В. Оптимизации усвоения начертательной геометрии средствами структу­ ризации курса и типовой алгоритмизации / П.В. Зелёный, Е.И. Белякова // Современный транспорт и транспортные средства: проблемы, решения, перспективы: материалы Между­ народной научно-технической конференции, посвященной 55-летию автотракторного фа­ культета. - Минск, 2007. - 370 с. (С. 336 - 340). 3. Зелёный, П.В. Модульная структуризация курса начертательной геометрии. Инновации в преподавании графических и специальных дисциплин: материалы 9-ой Междунар. науч.- практич. конф. / П.В. Зелёный, Е.И. Белякова // Наука - образованию, производству, экономи­ ке / Под ред. П.В. Зелёного. - В 2-х частях. / Минск, 24 - 28 октября 2011 г. - Минск: БНТУ, 2011. - Часть I и II. - 224 с. (к 60-летию автотракторного факультета БНТУ, С. 13 - 16). УДК 378.147 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ ВЫПОЛНЕНИЯ УЧЕБНЫХ ЧЕРТЕЖЕЙ ДЕТАЛЕЙ ТИПА «ВАЛ» П.В. Зелёный, канд. техн. наук, доцент, С.В. Солонко, старший преподаватель Белорусский национальный технический университет, г. Минск, Республика Беларусь Ключевые слова: инженерная графика, рабочие чертежи, машиностроительные детали. Аннотация: в докладе анализируется методика выполнения учебных чертежей валов. В соответствии с учебными программами по инженерной графике, в пере­ чень обязательных для выполнения графических работ включено выполнение чертежей деталей простой геометрической формы - валов. С этой графической работы, как правило, начинают ознакомление студентов с конструкцией реальных машиностроительных деталей, их функциональным на­ значением, технологией изготовления, конструкционными материалами и т. п. [1]. В качестве исходного материала могут служить реальные образцы машино­ строительных деталей, что, в свете вышесказанного, является предпочтитель­ ным. Или задание может представлять собой графическое изображение вала в виде ортогональной проекции, которое студенту следует оформить как чертеж в соответствии с требованиями стандартов, дополнив разрезами, сечениями, выносными элементами, размерами. Второе с познавательной точки зрения менее эффективно. Студент получает уже частично выполненную работу и проявит себя, в основном, только в оформле­ нии чертежа, а не в его выполнении изначально. Такая графическая работа многими будет выполняться механически по образцам, без глубокого проникновения в её суть, то есть носить, как отмечалось, исключительно оформительский характер. Что касается выполнения графической работы по натурным образцам ре­ альных машиностроительных деталей, то здесь студенту наиболее полно по­ требуется проявить свои знания, умения, навыки и в целом владение темой, вы­ полняя чертеж с нуля. Этому будет способствовать сама возможность осязать деталь. В частности, студент не должен пропустить мелкие конструктивные и 76 Вариант 1 технологические элементы, как то: фаски, канавки для выхода шлифовального круга, проточки для выхода резьбонарезного инструмента, галтели. Этих зна­ ний ему может и не хватать при первом ознакомлении с реальной машино­ строительной деталью. Он может не подозревать о наличии этих элементов, так как в несовершенстве знает об их назначении (конструирование и технологию машиностроения ему еще предстоит изучать). Он может не придавать им зна­ чения, пропускать из-за их мелкости. Например, галтели в доли миллиметра не­ вооруженным взглядом вообще не видны, да и канавка глубиной в 0,25 мм на строну также может оказаться незамеченной. На места, где должны наличествовать эти элементы, преподаватель должен обращать внимание каждого студента специально. Но это отнимает много вре­ мени, если каждый студент получит задание индивидуально (по вариантам). А потом, студент может что-то забыть из сказанного ему, что-то перепутать. Во избежание этого, предлагается снабжать каждое задание дополнительно и трехмерными изображениями вала с указанием на них перечисленных техно­ логических и конструктивных элементов, ссылок на стандарты, которым они должны соответствовать, и материала изготовления вала (рисунок 1) [2]. На этих заданиях приво­ дятся и размеры ступеней ва­ ла, и других конструктивных элементов, что сбережет ау­ диторное время на непосред­ ственное выполнение графи­ ческой работы за счет исклю­ чения необходимости в изме­ рениях (в условиях дефицита аудиторного учебного време­ ни на измерениях его можно экономить, хотя было бы по­ лезнее все же обратное). Часть этих размеров ука­ зана непосредственно на трехмерных изображениях. Оставшиеся (размеры фасок и галтелей) приведены в прилагаемой к ним таблице (рисунок 1). В таблице также приве­ дены правильные, гостов- ские названия всех стандарт­ ных конструктивных и тех­ нологических элементов ва­ ла, отмеченные номерами- позициями, и номера ГОСТ, которым они соответствуют. 7 7 ■ № элеме нта 1, 2, 3 5, 6 8 Название элемента в соответствии с ГОСТ Фаски: размеры должны соответсвовать ГОСТ10948- 64 (№ 1 размер 1x45°; № 2 - 1,6x45°; № 3 - 2,5x45°) Галтель: радиус R1,6 согласно ГОСТ 10948-64 Канавки для выхода шлифовального круга при круглом шлифовании по цилиндру, ГОСТ 8820-69_____________ Шпоночный паз под сегментную шпонку, ГОСТ 24071-97 Шпоночный паз под призматическую шпонку, ГОСТ 23360-78 № табл. в приложении П3.4 П3.4 П5.1 П3.3 П3.1 В качестве материала для изготовления вала укажите марку любой стали углеродистой обыкновенного качества (степень раскисления стали - __________________ кипящая), ГОСТ 380-2005 (с. 25)___________________ Рисунок 1. Образец задания Размеры этих элементов в соответствии с указанными стандартами, простав­ ляемые, как правило, на сечениях и выносных элементах чертежа (рисунок 2), предлагается выбирать по таблицам, приведенным в приложении к пособию [2], ссылки на которые сведены в отдельную графу указанной таблицы (рисунок 1). Рисунок 2 - Образец формирования чертежа детали типа «Вал» На рисунке 3 приведен в качестве образца фрагмент справочных данных к выполнению анализируемой графической работы. Его особенностью является высокая степень наглядности изучаемого материала для повышения эффектив­ ности самостоятельной подготовки студентов. 78 Литература 1. Зелёный, П.В. Методика выполнения чертежей валов / П.В. Зелёный, В.В. Яцкевич, Ю.А. Ким, С.В. Солонко / Образовательные технологии в преподавании графических дисци­ плин: материалы V Республиканской научно-практической конференции. 22-23 марта 2012 года, Брест. - Брест. - 122 с. (С. 37-39). 2. Зелёный, П.В. Инженерная графика: учебно-методическое пособие по машинострои­ тельному черчению: в 2 ч. / П.В. Зелёный, С.В. Солонко; под ред. П.В. Зелёного. - Минск: БНТУ, 2015. - 81 с. УДК 629 ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ ОПТИМИЗАЦИЯ РАЗБИВКИ ПОЛЕЙ СЛОЖНОЙ КОНФИГУРАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ К ВЫПОЛНЕНИЮ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ П.В. Зелёный, канд. техн. наук, доцент, О.К. Щербакова, старший преподаватель Белорусский национальный технический университет, г. Минск, Республика Беларусь Ключевые слова: геометрическая оптимизация, разбивка полей на геометрические фигуры. Аннотация: в докладе рассматриваются вопросы разбивки полей сложной геометриче­ ской конфигурации на оптимальные геометрические фигуры, удобные с точки зрения их вы­ сокопроизводительной обработки. Одной из причин, снижающих производительность тракторных агрегатов, являются потери времени на холостые повороты и заезды, в зависимости от геометрии (конфигурации) полей. Конфигурация полей - совокупность размеров сторон и форм полей. Она может быть: прямоугольная, квадратная, трапецеидальная, ромбическая, тре­ угольная и др. Поля в виде таких геометрических фигур, как прямоугольник и квадрат относят к правильной конфигурации, а в виде трапеций, ромбов, тре­ угольников или с ломаными границами относят к неправильной конфигурации, а если они к тому же состоят из нескольких участков, то их конфигурация счи­ тается сложной. Конфигурация полей обуславливается конкретными террито­ риальными условиями местности и прежде всего на неё влияют рельеф местно­ сти, расчленённость территорий балками, оврагами, массивами лесов, реками, ручьями. Поэтому при разбивке полей перед обработкой необходимо оптими­ зировать их геометрию, какой бы сложной конфигурацией они не отличались. Размеры сторон и форма полей по-разному влияют на производительность аг­ регатов, определяя потери времени на холостые повороты и заезды. Следователь­ но, в каждом конкретном случае выбирают такие размеры сторон и форму полей, при которых потери чистого рабочего времени на холостые повороты и заезды аг­ регатов были бы минимальными. Для оценки полей и разбиваемых на них рабо­ чих участков пользуются техническими и экономическими показателями. К техническим показателям относятся: - сумма остаточных после разбивки участков, как правило, близких к тре­ угольной форме, остающихся при планировании обработки полей вдоль и по­ перек их основной площади; 79