Строительство и архитектура 13. Разрядно-импульсная технология обработки ми- неральных сред / Г. Н. Гаврилов [и др.]. – Киев: Навук. думка, 1979. Поступила 12.03.2012 УДК 504.5:625.745.1 О ЗАГРЯЗНЕНИИ РЕК ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ И КАПИТАЛЬНОМ РЕМОНТЕ МОСТОВ Канд. техн. наук ГУЛИЦКАЯ Л. В., инженеры КУЩ Н. Н., ШИМАНСКАЯ О. С. Белорусский национальный технический университет Вода – незаменимое материальное условие жизни людей, основа всего живого на Земле. Во всем мире растет потребность в чистой пре- сной воде. На территории Республики Беларусь имеется большое количество рек, озер – и это наше стратегическое богатство. К сожа- лению, с развитием экономики повышается уровень загрязнения рек в результате хозяйст- венной деятельности человека. Это результат чрезмерно рационалистического подхода к при- роде и низкой экологической культуры людей. Источниками загрязнения вод признаются объекты, с которых осуществляется сброс в во- доемы вредных веществ, ухудшающих качест- во воды, ограничивающих ее использование, а также негативно влияющих на состояние дна и берегов. При строительстве и капитальном ре- монте мостов нередко происходит загрязнение рек. Основная цель проводимых авторами статьи исследований – определение источников за- грязнения рек при строительстве и капитальном ремонте мостов, поиск причин, по которым это происходит. Для определения факторов, вызывающих загрязнение рек при строительст- ве и капитальном ремонте мостов, проводились натурные обследования как строительных пло- щадок, так и эксплуатируемых мостов. Были использованы материалы технических отчетов по результатам обследования десятков мостов, выполненных научно-исследовательской лабо- раторией мостов и инженерных соору- жений (НИЛ МИС) БНТУ в период с 1983 по 2009 г. На местах проведения строительно-мон- тажных работ фиксировались нарушения при- родоохранного законодательства, определялись источники загрязнения и виды загрязняющих веществ, пути их попадания в реки. Как показывают проведенные исследования, основными загрязняющими компонентами при строительстве и капитальном ремонте мостов являются: • нефтепродукты в виде утечек горюче-сма- зочных материалов из строительных машин, механизмов и автомобилей; • лакокрасочные материалы и другие хими- ческие вещества, применяемые при проведении строительных работ; • продукты коррозии и остатки краски при пескоструйной обработке стальных пролетных строений; • промывочные воды из емкостей автобето- носмесителей и автосамосвалов; • строительный мусор; • бытовые отходы, особенно пластиковая тара. К числу наиболее вредных химических за- грязнений относятся нефтепродукты. Обра- зующаяся на поверхности воды нефтяная плен- ка нарушает физико-химические процессы в водоеме – повышается температура поверхно- стно- го слоя воды, ухудшается газообмен, погибает рыба, а осевшая на дно нефть еще долгое время вредит всему живому в водоеме. Особо следует остановиться на крупногаба- ритном мусоре. Это, прежде всего, строитель- ный мусор после возведения и ремонта мостов: остатки строительных материалов и конст- рукций. Кроме того, рядом с мостовыми переходами в руслах рек и каналов нередко можно увидеть затопленные (или полузатопленные) строи- тельные конструкции: балки и плиты пролет- ных строений, сваи, блоки насадок опор и т. д., оставшиеся после строительства или капиталь- ного ремонта мостов (рис. 1, 2). Также встре- чаются железобетонные и стальные трубы большого диаметра, оставшиеся от разобран- ных объездных путей или технологических 55 Наука Science & Technique техника, № 6, 2012 и Строительство и архитектура площадок после завершения строительных работ. В руслах рек можно встретить и затоп- ленные плавсредства: понтоны, баржи, лод- ки и т. д. Рис. 1. Строительный мусор в русле р. Ведрич под мостом на автодороге Н-4162 Речица – Горваль – Василевичи, км 70,061 (июнь 2008 г.) Рис. 2. Остатки деревянных свай, арматура в русле канала под мостом на автодороге Н-3900 Буки – Мосар, км 7,32 (август 2008 г.) Наличие вышеперечисленных крупногаба- ритных предметов в подмостовом русле или выше и ниже моста по течению приводит, пре- жде всего, к стеснению русла и нарушению ре- жима протекания воды, а также к образованию местных и общих размывов подмостового рус- ла. По этим же причинам происходят подмыв берегов, деформация русла (как правило, уши- рение) и изменение глубин по сечению русла под мостом. Само нахождение таких конструк- ций в воде – надругательство над рекой и при- родой в целом. Нагромождение плавника (стволов деревьев и кустарников) также нару- шает гидрологический режим рек, уменьшая отверстие моста (рис. 3). Следует отметить, что мостовой переход сам по себе, без наличия в русле реки крупно- габаритных затопленных предметов, как прави- ло, изменяет режим течения реки и в целом гидрологический режим работы любого водо- ема. Поэтому необходимо уделять повышенное внимание экологическим вопросам при проек- тировании, строительстве и эксплуатации мос- товых переходов. Рис. 3. Нагромождение плавника в русле р. Черница под мостом на автодороге Н-2906 Костеево – Бабиновичи, км 10,165 (май 2009 г.) Многолетний опыт обследования мостовых сооружений Беларуси специалистами НИЛ МИС БНТУ позволяет сформулировать основ- ные причины, порождающие вышеуказанные загрязнения. Это: • низкая общая и экологическая культура работников строительно-монтажных органи- заций; • неисправности гидросистем строительных машин, механизмов и автомобилей; • аварийные сбросы загрязняющих веществ; • отсутствие емкостей для сбора отходов, в том числе отработанных смазочных мате- риалов; • отсутствие надлежащего контроля над со- стоянием строительных площадок и производ- ством строительно-монтажных работ со сторо- ны местных органов охраны природы. Кроме того, в строительных проектах разде- лы, посвященные охране окружающей среды, как правило, малосодержательны и состоят в основном из ссылок на законодательные акты и нормативные документы. В проектах произ- водства работ практически отсутствуют реко- мендации по предотвращению загрязнения рек, то же можно сказать и о генеральных планах стройплощадок, разрабатываемых в составе проектов строительства и капитального ремон- та мостов. В проектной документации по строительст- ву и капитальному ремонту мостов необходимо предусматривать технические решения по пре- дотвращению загрязнения водоемов. Так, 56 Наука и Science & Technique техника, № 6, 2012 Строительство и архитектура строительная площадка для сооружения моста должна располагаться за пределами водоохра- ной зоны реки. Сброс загрязненных вод, свалка мусора, стоянка строительных машин и авто- мобилей, строительство временных сооруже- ний в пределах водоохранных зон на берегах рек должны быть запрещены уже на стадии проектирования сооружения. При хранении на строительной площадке материалов инертного состава (щебень, песок и т. п.) в проекте должны быть предусмотрены меры для предотвращения размыва ливневыми и талыми водами и выноса материалов в водо- токи. Это достигается складированием на воз- вышенных площадках с уплотненной или за- щищенной покрытием поверхностью, верти- кальной планировкой территории, устройством водоотводных канав по периметру площадки для хранения. Хранение материалов, активно взаимодействующих с водой (цемент и т. п.), должно осуществляться только в специальных складах под крышей или в герметических ем- костях; хранение органических вяжущих (би- тум и т. п.) – в герметических емкостях. Кроме этого, в проектах строительства и ка- питального ремонта мостовых сооружений не- обходимо предусматривать следующие техни- ческие решения с целью предотвращения за- грязнения водотоков: • обвалование стройплощадок; • организованный сбор загрязняющих жид- костей и материалов; • устройство поплавковых заграждений для сбора мусора и горюче-смазочных материалов на весь период строительства; • при окраске стальных пролетных строений мостов использование специальных мелкоячеи- стых сеток с целью минимизации возможности попадания краски в воду. На конечной стадии строительства или ка- питального ремонта мостовых сооружений не- обходимо выполнить следующие работы: • удалить из русла реки песчаные островки, отсыпанные на время сооружения опор, с выво- зом грунта на берег; • очистить русло реки и поймы от загромо- ждающих их предметов (сваи подмостей и вре- менных опор должны быть выдернуты и вы- везены, следует убрать остатки строительных материалов и конструкций, весь строительный и бытовой мусор); • разобрать и вывезти временные соору- жения; • спланировать и рекультивировать терри- тории в пределах водоохраной зоны на берегах водотока. Полнота и качество выполнения перечислен- ных работ должны быть зафиксированы в акте сдачи-приемки мостового сооружения в эксплуа- тацию. Для повышения экологической культуры и знаний работников строительно-монтажных организаций в состав учебных программ при обучении и повышении квалификации рабочих и руководящего персонала должны быть вклю- чены темы по охране окружающей среды с подробным изучением [1–3]: • основных законов и нормативных доку- ментов по теме; • видов ответственности за нарушение уста- новленных правил по охране окружающей среды; • основных требований к производству ра- бот с учетом предупреждения ущерба для при- родной среды. В Ы В О Д Ы 1. Для минимизации загрязнения речных вод при строительстве и капитальном ремонте мос- тов необходимо: • разработать с участием экологов специ- альную инструкцию по охране рек от загрязне- ния при строительстве и ремонте мостов; • повышать экологическую культуру работ- ников строительно-монтажных организаций; • ужесточить систему штрафов и налагать их на непосредственных виновников загряз- нения. 2. В настоящее время, характеризующееся высокими темпами развития строительства, необходимо, прежде всего, развитие у каждого человека «экологического сознания», которое будет определять правильный выбор вариантов технологий в строительстве и использования природных ресурсов с целью их сохранения для последующих поколений. Л И Т Е Р А Т У Р А 1. Инструкция по охране природной среды при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог: ВСН 8-89. 57 Наука Science & Technique техника, № 6, 2012 и Строительство и архитектура 2. Евгеньев, И. Е. Автомобильные дороги в окру- жающей среде / И. Е. Евгеньев, Б. Б. Каримов. – М.: Трансдорнаука, 1997. – 285 с. 3. Об охране окружающей среды: Закон Респ. Бела- русь от 22.12.2011 № 326-З. Поступила 16.01.2012 58 Наука и Science & Technique техника, № 6, 2012