Министерство образования Республики Беларусь БЕЛОРУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра «Информационные технологии в управлении» Ю.В. Александренков М.А. Седнина И.Н. Кандричина СОЦИОЛОГИЯ Методическое пособие Минск БНТУ 2012 Министерство образования Республики Беларусь БЕЛОРУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра «Информационные технологии в управлении» Ю.В. Александренков М.А. Седнина И.Н. Кандричина СОЦИОЛОГИЯ Методическое пособие для студентов заочного отделения МИДО Минск БНТУ 2012 УДК 316(075.8) ББК 60.5я7 А 46 Р е ц е н з е н т ы : Л.И. Подгайская, доцент кафедры экономической социологии БГЭУ, канд. соц. наук, доцент; В.А. Бобков, заведующий кафедрой политологии, социологии и социального управления БНТУ, д-р. ист. наук, профессор А 46 Александренков, Ю.В. Социология: методическое пособие для студентов заочного отделе- ния МИДО / Ю.В. Александренков, М.А. Седнина, И.Н. Кандричина. – Минск: БНТУ, 2012. – 40 с. ISBN 978-985-525-758-6. Методическое пособие «Социология» содержит введение, тема- тический план курса, программу курса лекций, вопросы к зачету по изучаемой дисциплине и список литературы. В содержание програм- мы курса лекций включены основные социологические понятия и ка- тегории, опорные классификации и типологии изучаемых явлений и процессов. Методическое пособие по дисциплине «Социология» предназна- чается для студентов международного института дистанционно- го образования БНТУ. УДК 316(075.8) ББК 60.5я7 ISBN 978-985-525-758-6 © Александренков Ю.В., Седнина М.А., Кандричина И.Н., 2012 © БНТУ, 2012 3 СОДЕРЖАНИЕ Введение. . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3 Тематический план дисциплины. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6 Программа курса лекций по дисциплине «Социология». . . . . . 6 Тема 1. Введение в дисциплину «Социология» . . . . . . . . . . . 6 Тема 2. История развития социологии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11 Тема 3. Общество как социально-экономическая и социокультурная система. . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13 Тема 4. Личность как система. Процесс социализации личности. . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17 Тема 5. Социальная структура и стратификация. . . . . . . .. . 21 Тема 6. Социальные институты и социальные организации. . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22 Тема 7. Социальные институты и социальные организации. . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25 Тема 8. Виды и типы социологического исследования. . . . . 27 Тема 9. Социальные конфликты. . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . 33 Вопросы к зачету по дисциплине «Социология». . . . . . . . . . . . . 35 Литература. . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37 4 Введение Специалист в любой области деятельности должен обладать не только профессиональными знаниями и навыками, но и хорошо ориентироваться в явлениях общественной жизни и поведении лю- дей. Этому содействует целый комплекс гуманитарных и обще- ственных дисциплин, изучаемых в высшей школе. Важное место среди последних занимает социология. Социология представляет собой научную дисциплину об обще- стве, о законах функционирования и развития социальных общно- стей и социальных процессов, о социальных отношениях как меха- низмах взаимосвязи и взаимодействия между этими общностями. Являясь одной из основных дисциплин социально-гуманитарного блока, она призвана заложить основы научного мировоззрения, глу- бокого понимания социально-политических процессов, зарождение конфликтных ситуаций в обществе и способов их разрешения, про- цессов социализации, особенностей социальной стратификации и социальной мобильности, специфического поведения отдельных лиц, групп и социальных общностей, ориентироваться в особенно- стях функционирования общественного мнения. Программа курса «Социология» направлена на усвоение комплекса социологических знаний, имеющих как просветительский, так и практический смысл, и необходимых для профессиональной деятельности специалиста. Целью преподавания дисциплины является формирование у сту- дентов фундамента социологических знаний на основе изучения достижений мировой и отечественной социологической мысли. Основными задачами дисциплины являются: – изучение теоретических основ социологии; – формирование навыков практического применения получен- ных знаний при анализе современных духовных, социокультурных, социально-политических и экономических проблем и процессов; – овладение практическими навыками и приемами, необходи- мыми для участия в социальной деятельности; – подготовка творчески и критически мыслящих специалистов, способных предвидеть социальные проблемы, прогнозировать их развитие и находить наиболее оптимальные средства и способы их разрешения. В процессе изучения дисциплины студент 5 должен знать: – специфику социологического знания и способы работы с ним; основные теоретические и методологические проблемы социологии; – основные социологические понятия и категории; – основные персоналии, внесшие вклад в генезис и развитие со- циологии; – основы конкретных методов и процедур социологического ис- следования; должен уметь характеризовать: – целостность социокультурной жизни и ее многомерность; – основные уровни структурной организации общества; – основные социальные процессы, действия и взаимодействия; должен уметь анализировать: – социокультурные реалии и актуальные социальные проблемы как в Республике Беларусь, так и за ее пределами; – возможности применения конкретных методов и процедур со- циологического исследования; – качество социологической информации; должен приобрести навыки: – выработки социально ориентированных оценок проблем со- временного общества; – оценки конкретных жизненных ситуаций, обоснования своего варианта их решения, планирования и прогнозирования собствен- ных действий; – определения собственной позиции при решении социальных проблем. Методическое пособие раскрывают структуру курса социологии, содержат тематический план дисциплины, программу курса лекций, вопросы к зачету по изучаемой дисциплине и список литературы. 6 Тематический план дисциплины Название разделов (модулей) и тем Количество часов лекции семинарские (практические) занятия 1. Введение в дисциплину «Социология» 2 2 Раздел I. Теория и история социологической науки 2. История становления и развития социологии 2 2 3. Общество как социально-экономическая и социокультурная система 2 2 4. Личность как система. Процесс социализации личности 2 2 Раздел II. Социальные общности, институты и процессы 5. Социальная структура и стратификация 2 2 6. Социальные институты и социальные орга- низации 2 2 7. Социальный контроль и социальное управление 2 2 Раздел III. Прикладная социология 8. Виды и типы социологического исследования 2 2 9. Специальные и отраслевые теории 2(1) 2(1) 9 а. Социальный конфликт 9 б. Социальные проблемы инженерной дея- тельности Всего 17 17 Примечание: в теме семинарского занятия «Специальные и отраслевые теории» предлагается несколько тем по выбору преподавателя и студентов. Темы для проведения лекционных и семинарских занятий выби- раются преподавателем самостоятельно Программа курса лекций по дисциплине «Социология» ТЕМА 1: ВВЕДЕНИЕ В ДИСЦИПЛИНУ «СОЦИОЛОГИЯ» 1. Объект и предмет социологии. 2. Социологические категории и закономерности. 3. Структура и уровни социологического знания. 7 4. Функции социологии. 5. Взаимосвязь социологии с другими науками. Социология – наука об обществе, о законах строения, функцио- нирования, изменения и развития как общества в целом, так и от- дельных его систем, и подсистем вплоть до малых групп. Социология – это наука об общих и специфических законах и за- кономерностях развития и функционирования исторически опреде- ленных социетальных систем, о механизмах действия и формах проявления этих законов в деятельности личностей, социальных групп, классов, народов. Объект социологии – общество, рассматриваемое как единый социальный организм. Предметом социологии является изучение общества или отдель- ных его фрагментов через призму их социальной организации, со- циальных связей и отношений, на базе чего раскрываются общие законы функционирования социальных объектов, и строятся про- гнозы о перспективах их развития. Предмет социологии – это соци- альные аспекты общественного бытия. Общество – это целостная организация, в рамках которой осу- ществляется совместное проживание людей; это своеобразный орга- низм или система, обладающая своими составными элементами, про- странственными и временными границами своего существования. Социальные отношения – связующие элементы социальной структуры, обеспечивающие единство и системную целостность социальных объектов – от семьи и группы до общества, государства и человечества в целом. Это качественная сторона социальных свя- зей, особый тип общественных отношений, совокупность взаимо- отношений, взаимозависимостей, оценок, одобрений и неодобре- ний, объединяющая людей в соответствующие социальные общно- сти и объединения. Теоретическая социология – раздел социологического знания, имеющий академический характер и представляющий собой разви- тие собственно социологического знания, «науку для науки», где вырабатываются основные принципы и категории, описывающие социальную действительность, и отрабатывается методологическая основа социологического познания. Макросоциология – это исследовательское направление, которое ориентируется на изучении крупных социальных процессов, на ана- лиз больших социальных групп и систем, таких как общество, ци- вилизация и т. д. 8 Микросоциология – это исследовательское направление, которое ориентируется на анализ социальных явлений и процессов в отно- сительно небольших социальных системах (например, семье), огра- ничивается эмпирическим описанием изолированных событий, аб- страгируются от изучения их связи с процессами макроуровня. Специальные социологические теории – концепции, объясняю- щие функционирование и развитие социальных явлений и процес- сов в контексте конкретных социальных институтов и систем. Спе- циальные социологические теории – система отраслей социологи- ческой науки, изучающая особые сферы социального бытия и социальную реализацию форм общественного сознания, их общие и специфические закономерности функционирования и развития. Эмпирическая социология – раздел социологического знания, непосредственно связанный с изучением конкретных социальных объектов, с накоплением эмпирических данных и фактов, служащих основой для выработки практических рекомендаций и для теорети- ческих обобщений академического характера. Академическая эмпирическая социология – это раздел социоло- гического знания, ориентированный на решение научных задач. Прикладная эмпирическая социология – это раздел социологиче- ского знания, ориентированный на решение конкретных практиче- ских задач. Практическая эмпирическая социология – это раздел социологи- ческого знания, основной задачей которого является оперативный сбор информации по тем или иным вопросам текущей жизни по уже наработанной стандартной технологической схеме. Основные функции социологии: 1. Познавательная или гносеологическая – связана с изучением социальной реальности, накоплением логически и теоретически обоснованного знания об обществе, фактах и законах его строения, функционирования и изменения. 2. Прогностическая – связана с выработкой научно обоснован- ных прогнозов изменений в рамках различных социальных струк- тур, изучаемых тенденций их развития. 3. Организационно-управленческая – связана с выработкой ре- комендаций, социальных проектов и социальных технологий, кото- рые могут быть использованы в управленческой деятельности для решения практических задач в рамках функционирования различ- ных социальных объектов (группы, производства, города, региона, страны в целом). 9 4. Воспитательно-идеологическая – связана с явной или неявной пропагандой различного рода идей социально-политического, нрав- ственного, религиозного (или антирелигиозного) характера, ибо со- циология, как и любая другая общественная наука, просто не может откреститься от оценок тех событий и явлений, которые она изучает и идеальную типизацию которых предполагает. Категория – это предельно общее понятие, образуемое как по- следний результат отвлечения, абстрагирования от предметов, их особенных признаков. Для категории уже не существует более об- щего, родового понятия, и, вместе с тем, она обладает минималь- ным содержанием, т. е. фиксирует минимум признаков охватывае- мых предметов. Но это такое содержание, которое отображает фун- даментальные, наиболее существенные связи и отношения объективной действительности и познания. Социологические категории – основные и наиболее общие понятия социологии, отражающие объективную социальную действительность в обобщенном виде, в становлении, развитии и утверждении. Социологическая терминология включает в себя: 1. Общие понятия, т. е. такие языковые формы (категории, поня- тия, термины, словосочетания), которые употребляются во всех от- раслевых направлениях социологии («общество», «социализация», «социальный институт», «социальная группа», «социальный факт», «семья» и др.). 2. Специальные термины, которые употребляются только в от- расли социологии и не употребляются (или употребляются очень редко) в других. Социология, как и любая другая наука, разрабатывает такие по- нятия, которые отражают сущность не только повседневной жизни, но и самой науки. К ним относятся: 1. Категории теоретической социологии: 1) общесоциальные – категории, которыми оперируют все соци- альные науки, например, общество, социальная система, народ, нация, теоретико-социологические категории такие, как социаль- ный институт, социальный слой, социальная болезнь и т. п.; 2) метасоциологические (например, структура социологического познания, общесоциологическая теория, специальные социологиче- ские теории, уровни социологического познания, типы социологи- ческого исследования). 10 2. Категории специальных социологических теорий. Каждая из специальных социологических теорий пользуется и общесоциоло- гическими категориями, и специфическими понятиями, отражаю- щими сущность, особенности изучаемой ею особой сферы (трудо- вой – социология труда, образовательной – социология образова- ния, семейной – социология семьи и т. д.). 3. Методологические категории: 1) категории, которые носят концептуальный характер и служат для разработки методологического аппарата (социализация, социальная адаптация, общественное мнение, социальный климат и др.) В социо- логических исследованиях они являются фундаментальными и подле- жат операционализации и эмпирической интерпретации, в ходе чего осуществляется их уточнение. Эта группа категорий отражает содер- жание и сущность социальных процессов, характер их протекания и уровень развития; 2) категории, которые носят инструментальный характер и слу- жат для разработки методологического инструментария (социаль- ная активность, удовлетворенность трудом, нравственная надеж- ность, престиж, профессиональная пригодность). Такие понятия служат для разработки вопросников социологического интервью, составления анкет, переменных при составлении программ соци- альных экспериментов и т. п.; 3) категории, которые раскрывают сущность самих методов социо- логического познания, его структуры, механизма (объект исследова- ния, предмет исследования, анализ, описание, обобщение, и др.); 4) категории исследовательской технологии, методики, техники и процедур социологических исследований (включенное наблюде- ние, контент-анализ, выборка, репрезентативность, экспертные оценки и др.). 4. Категории социологической праксеологии (социопраксеоло- гии), которую не следует объединять с прикладной социологией, считать ее частью последней, потому что она выполняет свои спе- цифические задачи и функции. Категориальный аппарат социологи- ческой праксеологии включает: социальный эффект, социальная рациональность, социальный потенциал, социальные резервы и т. п. В него входят и понятия, с помощью которых отражается, характе- ризуется, анализируется, прогнозируется социальная практика. 11 ТЕМА 2. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИИ 1. Предпосылки формирования социологии как самостоятельной науки. Социологическая теория О. Конта. 2. Основные направления западной социологии XIX – начала XX вв. 3. Зарубежная социология ХХ – начала XXI вв.: основные цен- тры, школы, направления. 4. Развитие отечественной социологии. Направления теоретической социологии: – географический детерминизм; – экономический детерминизм; – биологизм (его разновидности: органицизм, эволюционизм и социал-дарвинизм); – психологизм (теория подражания, психология масс и толпы, интеракционизм, теория обмена, конфликта, социального действия); – социологизм; – этнометодология; – структурализм; – функционализм; – технологический детерминизм (идеи индустриального и пост- индустриального общества); – концепции информационного общества; – концепция коммуникативного действия; – концепция структурации. Направления объективного подхода к анализу общества: – функциональный анализ (Р. Мертон); – структурно-функциональный анализ (Т. Парсонс); – системный анализ; – конфликтологические подходы (Л. Козер, Дарендорф). Данные подходы опираются на идеи Э. Дюркгейма и К. Маркса. Они исследуют структуры и системы общества на макроуровне. Принципы объективного подхода к анализу общества: – методологический объективизм; – игнорирование созидательной деятельности человека; – статистическо-математические и количественные методы ис- следования; – отрицание ценностного момента познания. 12 Направления субъективного подхода к анализу общества: – символический интеракционизм (Дж. Мид); – феноменология (А. Шюц); – этнометодология (Г. Гарфинкель); – теория социального обмена (Дж. Хоманс и П. Блау). Принципы субъективного подхода к анализу общества: – методологический субъективизм, существует лишь субъектив- ная реальность; – признание человека как активного творческого субъекта дея- тельности и познания; – качественные методы исследования; – ценностный характер социального познания. Этапы развития отечественной социологии: 1) социологическая мысль дореволюционного периода (конец XIX – начало XX в.): 2) социологическая мысль советского периода (1917–1990): – переходный период (1917–1930); – период сталинского тоталитаризма (1930–1960); – период хрущевской «оттепели» (1960–1970); – период брежневской стагнации (1970–1980); – период перестройки (1980–1990); – постсоветский период; 3) современное состояние отечественной социологии. Позитивизм – направление социологической мысли и парадигма в социологии, представители которой использовали принцип мето- дологического объективизма и количественные методы при изуче- нии социальных феноменов, так как наука познает не сущности, а только феномены (О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм). Понимающая социология – направление социологической мысли, провозгласившее понимание как прямое постижение социальной реальности и постулирующее важность не объективного, выводного знания, объяснения, а понимания социальных действий (М. Вебер, В. Дильтей, Г. Зиммель). Функционализм – направление или составная часть социологии, которое рассматривает социальную систему, выделяя ее структуру, состоящую из элементов социального взаимодействия, которые и подлежат исследованию, в том числе определению их места и зна- чения функции (Т. Парсонс, Р. Мертон). 13 Структурный функционализм – направление социологической мысли и парадигма в социологии, представители которой считают, что каждый элемент социального взаимодействия выполняет свои функции и существует в рамках целостной структуры общества. Функции частей направлены на сохранение целого (Т. Парсонс). Теория конфликтов – направление социологической мысли, пред- ставители которого создавали модели общества, основанные не на гармонии, а на конфликте (Л. Козер, Р. Дарендорф). Теория обмена – направление социологической мысли, предста- вители которого принимали принципы утилитаризма, функцио- нальной антропологии, бихевиоризма в качестве аксиом собственно теории обмена. Утилитаристское понимание действий человека (Дж. Хоманс, П. Блау). Символический интеракционизм – направление социологической мысли, которое было перенесено из социальной психологии и рас- сматривающее общество как субъективную реальность, как посто- янное символическое взаимодействие конструирующих его субъек- тов (Дж. Мид, Г. Блумер). Феноменология – это направление социологической мысли, осно- ванное на «понимающей» социологии М. Вебера и феноменологиче- ской философии Э. Гуссерля, постулирующее важность не сущности социального процесса и взаимодействия, а то значение, которое данное явление имеет для человека (А. Шюц). Этнометодология – это направление социологической мысли, изучающее конструирование социального мира повседневной жиз- ни социальными субъектами (Г. Гарфинкель). ТЕМА 3: ОБЩЕСТВО КАК СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СИСТЕМА 1. Понятие и признаки общества в современной социологии. 2. Типология обществ. 3. Социологический анализ культуры. 4. Теория социальных изменений. Общество – сложноорганизованная саморазвивающаяся откры- тая система, включающая в себя отдельных индивидов и социаль- ные общности, объединенные кооперативными, согласованными связями и процессами саморегуляции, самоконструирования и са- мовоспроизведения. 14 Общество как сложноорганизованная саморазвивающаяся си- стема обладает следующими специфическими чертами: 1. Разнообразие различных социальных структур, систем и подси- стем. Общество имеет сверхсложный и иерархический характер: раз- личного рода подсистемы связаны соподчиненными отношениями. Каждая подсистема обладает степенью автономии и самостоятельности. 2. Интегративное качество, присущее обществу в целом и не свойственное отдельным образующим его компонентам. 3. Самодостаточность, способность общества создавать и вос- производить необходимые условия собственного существования. 4. Исключительная динамичность, незавершенность и альтерна- тивность развития. 5. Особый статус субъектов общества, определяющих его развитие. Человек является универсальным компонентом социальных систем. 6. Непредсказуемость, нелинейность развития. Наличие в обще- стве большого количества подсистем, постоянное сталкивание ин- тересов и целей различных людей создает предпосылки для реали- зации различных вариантов и моделей будущего развития. Признаки общества как социокультурного феномена: 1. Социальность общественной жизни людей, социальной специ- фики их отношений и взаимодействий. Общество и культура находят- ся в состоянии постоянного взаимодействия и взаимопроникновения. 2. Установление новых взаимодействий – способность общества образовывать новые связи между людьми и возобновлять утраченные. 3. Территория, на которой разворачивается все многообразие со- циальных взаимодействий, определяет особенности развития обще- ства. Территориальное своеобразие – важный фактор формирования типичных черт жизнедеятельности, культуры, обычаев этносов. 4. Необратимость эволюции социокультурной системы как цело- го – невозможность для общества по мере удаления системы от точки равновесия вернуться к прежнему состоянию. 5. Саморегуляция – способность общества обладать самодоста- точностью, позволяющей без вмешательства извне создавать высо- кий уровень организации социальных взаимодействий. 6. Наличие социальной структуры и социальных институтов, ре- гулирующих общественную жизнь. Социокультурный подход ха- рактеризует общество как целостную, сложно структурированную систему, взаимодействующую с окружающей средой. 15 7. Наличие субъектов социального развития (человек понимается как сознательный субъект действия). Каждое действие субъекта яв- ляется частью социального взаимодействия с другим субъектом. 8. Наличие социального пространства и социального времени (историческая эпоха и территория, к которой отнесется общество). Культура – это явления, свойства, элементы человеческой жизни, которые отличают человека от природы. Это качественное отличие связано с сознательной преобразующей деятельностью человека. Материальная культура – это сфера культурной жизни, вклю- чающая в себя все созданные человеком материальные объекты (орудия и средства производства, продукты трудовой, предметно- практической деятельности) предназначенные для удовлетворения физических потребностей и необходимые для воспроизводства и развития социума. Духовная культура – это сфера культурной жизни, которая пред- ставляет собой систему духовных ценностей, являющихся продук- том интеллектуального и художественного творчества. Она тракту- ется как совокупность знаний, навыков, умений, а также ценностей и норм, регулирующих различные виды человеческих отношений. Элитарная культура – это форма культуры, которая формирует- ся благодаря появлению письменности и развитию «книжной» формы передачи культурного наследия. Она предполагает строй- ную иерархию ценностей и норм, наличие кодифицированных культурных текстов (философских, религиозных, научных, художе- ственных), а также детально разработанных и жестко регламенти- рованных культурных практик, различного рода церемоний, обря- дов, ритуалов, норм светского этикета, владение которыми стано- вится основанием социальной стратификации и культурной идентификации различных социальных групп (аристократических, военных, религиозных, художественных, научных элит). Такая культура канонична, для нее характерен особый язык, часто непо- нятный для «непосвященных», а также набор специфических соци- окультурных кодов, являющихся атрибутами элитарной социализа- ции индивидов. Народная (или «популярная») культура – это демократичная форма культуры, которая вырастает на основе этнической культу- ры, фольклора, традиционных мифологических верований, языче- ских культов, крестьянского быта. Передается из поколения в поко- 16 ление в форме преданий, легенд, устного народного творчества, благодаря непосредственному общению поколений в семье, в кон- тексте повседневной бытовой и трудовой жизни народа. Взаимо- действие элитарной и народной культур рассматривается как непременное условие исторической целостности и продуктивного развития любой национальной культуры. Массовая культура – это специфический феноменом культурной жизни современных обществ, представляющий собой тиражируе- мую и распространяемую СМИ и другими институтами «культур- ной индустрии» социальную информацию, обращенную к много- миллионным аудиториям разнообразных потребителей усредненной и стандартизированной культурной продукции. Субкультура – часть общей культуры, система ценностей, тра- диций, обычаев, присущих большой социальной группе. Например, молодежная субкультура, субкультура пожилых людей, субкульту- ра национальных меньшинств, профессиональная субкультура, криминальная субкультура. Субкультура отличается от доминиру- ющей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, прической, одеждой, обычаями, но она не противостоит доминиру- ющей культуре. У каждого поколения и каждой социальной группы свой культурный мир. Контркультура обозначает такую субкультуру, которая не про- сто отличается от доминирующей культуры, но противостоит ей, находится в конфликте с господствующими ценностями. Субкуль- тура террористов противостоит человеческой культуре, а молодеж- ное движение хиппи в 60-е годы отрицало господствующие амери- канские ценности: усердный труд, материальный успех и наживу, конформизм, сексуальную сдержанность, политическую лояль- ность, рационализм. Социальные функции культуры: – негэнтропийно-адаптивную; – нормативно-регулятивную; – социально-интегративную; – информационно-коммуникативную функции. Эволюция – в широком смысле – представление об изменениях в обществе и природе, их направленности, порядке, закономерностях; состояние какой-либо системы рассматривается как результат более или менее длительных изменений ее предшествовавшего состояния; в более узком смысле – представление о медленных, постепенных изменениях в отличие от революции. 17 Революция – глубокие качественные изменения в развитии ка- ких-либо явлениях природы, общества и познания. Реформа – преобразование, изменение переустройство какой- либо стороны общественной жизни (порядков, институтов, учре- ждений); формально – нововведение любого содержания, однако реформами обычно называют более или менее прогрессивное пре- образование. ТЕМА 4. ЛИЧНОСТЬ КАК СИСТЕМА. ПРОЦЕСС СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ 1. Понятие, структура и типы личности. 2. Основные подходы в изучении личности. 3. Понятие социального статуса и социальной роли личности. 4. Социализация личности: сущность и содержание. Человек – это родовое понятие, указывающее на принадлежность к человеческому роду, высшей ступени развития живой природы на нашей планете. Человек – это активное, деятельное, разумное существо, лич- ностные качества которого формируются в обществе и индивиду- ально проявляются в его действиях, поступках и поведении. Индивид – конкретный представитель человеческого рода в про- тивоположность остальным людям. Индивидуальность – набор черт и характеристик, определяющих уникальность каждого индивида. Личность – устойчивый комплекс качеств, свойств, приобретае- мых под влиянием соответствующей культуры общества и конкрет- ных социальных групп, к которым она принадлежит, в жизнедея- тельность которых включена. Личность – индивидуум как субъект общественной жизни, об- щения и деятельности, а также – своих собственных сил, способно- стей, потребностей, интересов, устремлений и т. д. Типология личности: 1. По психологическому критерию – по типам характеров. 2. По профессиональному признаку могут выделяться личности ученого, рабочего, артиста, художника и т. д. 18 3. По отношению к социальным нормам – толерантный или кон- формистский типы личности. 4. По отношению к власти – личность управленца (руководите- ля) и личность подчиненного. 5. По стилям управления – авторитарный или демократический типы личности, и т. д. 3. По Р. Линтону, два основных типа личности: 1) нормативная – та, черты которой лучше всего выражают данную культуру, это идеал личности данной культуры; 2) модальная – статистически более рас- пространенный тип отклоняющихся от идеала вариаций. 4. По Р. Дарендорфу: 1) homo faber («человек трудящийся») – тип личности, характерный для традиционных обществ: крестья- нин, воин, политик; 2) homo consumer («человек составной») – тип личности в современном западном обществе, человек – потреби- тель, человек массы; 3) homo universalis («человек универсальный») – тип личности будущего, связанный с развитием техники и науки, способный заниматься разными видами деятельности; 4) homo soveticus («человек советский») – тип личности, характерный для бывших стран соц. лагеря, человек, зависящий от государства. В структуре личности выделяют три уровня: 1. Биологический компонент – анатомия человека. 2. Психологический компонент – эмоции, переживания, память, волевые устремления, способностей и т. д. 3. Социальный компонент – объективные социальные потребно- сти (физиологические, потребности в безопасности, занятости, дружбе, заботе, любви, престиже); способность к творчеству, зна- ния и навыки; степень овладения культурными ценностями обще- ства; нравственные нормы и принципы, которыми руководствуется личность; способы реализации в деятельности социальных качеств. А.Г. Ковалев рассматривает целостность личности как синтез структур: 1) темперамента (структуры природных свойств); 2) направленности (система потребностей, интересов, идеалов); 3) способностей (система интеллектуальных, волевых и эмоцио- нальных свойств). В структуре личности З. Фрейда выделяются три компонента: – область подсознательного, или сфера чисто биологических про- цессов и инстинктивных импульсов, названная им «Оно» (или «Ид»); 19 – сфера сознания, мыслительной деятельности человека – «Я» (или «Эго»); – особый слой человеческой памяти, в которой закрепляются (ин- териоризуются) элементы культуры – «Сверх-Я» (или «Супер-Эго»). Социальный статус – это позиция индивида в обществе, опре- деляемая его функциями, обязанностями и правами. Он зависит от профессионального, социально-экономического положения инди- вида или группы, политических возможностей, пола, происхожде- ния, семейного положения и т. д. Ранг – это положение личности в социальной иерархии статусов. Имидж – это представление о том, как должна выглядеть и вести себя личность определенного статуса. Статусный набор – это совокупность статусных позиций. Виды социального статуса: 1. Предписанный – это статус, который человек получает при рождении: статусы, связанные с полом, национальностью, расой, семьей. 2. Достигаемый – статус, получаемый человеком благодаря сво- им собственным силам или удаче. 3. Смешанный – обладает признаками предписанного и достига- емого, но достигаемого не по желанию человека. 4. Главный – это статус, определяющий положение личности в общественной иерархии. Чаще всего он обусловлен работой. Социальная роль – поведение, ожидаемое от личности опреде- ленного статуса, нормативно регулируемое участие индивида в конкретном процессе социального взаимодействия с определенны- ми ролевыми партнерами. Ролевой набор – совокупность ролей, соответствующих данному статусу. Ролевое поведение – это фактическое исполнение роли личностью. Типы социальных ролей: 1) представляемая роль – ожидание окружающих; 2) воспринимаемая роль – представление человека о роли; 3) играемая роль – реальное воплощение роли. Ролевой конфликт – это столкновение ролевых требований, предъявляемых человеку, вызванное множественностью одновре- менно выполняемых им ролей. 20 Социализация – процесс формирования социальных качеств (различных знаний, навыков, ценностей). Это усвоение индивидом социального опыта, в ходе которого создается конкретная личность. Агенты социализации – это люди и учреждения, связанные с ней и ответсвенные за ее результаты. Формы социализации: 1) социально спланированная и организованная форма социали- зации (направленная). Система дошкольного, школьного и специ- ального образования; 2) стихийно складывающаяся (ненаправленная). Семья, круг друзей, приятелей и сверстников, коллеги по работе, сотрудники и т. д., т. е. везде, где есть формальные или неформальные отноше- ния, в рамках непосредственного контакта между людьми. Факторы социализации: 1) биологические (наследственные признаки); 2) психологические (характер, темперамент, память, интеллекту- альные задатки); 3) экономические (материальное положение, бытовые условия, экономическое состояние общества); 4) социальные (ближайшее социальное окружение индивида: се- мья, сверстники, приятели, коллеги, уставные и неуставные отно- шения в армии); 5) политические (политический режим государства, сильная или слабая государственная власть, подкрепленный или неподкреплен- ный экономикой демократизма, анархия или насильственный поря- док и т. д.); 6) культурологические (общее состояние культурной среды в рамках ближайшего окружения и общества в целом, наличие навы- ков общения). Основные институты социализации: семья, система образова- ние, институты трудовой деятельности, институты духовной сферы. Этапы социализации: 1) дошкольный (эмоционально-чувственное отношение к миру, к другим людям, освоение через игру практических действий и навы- ков, овладение языком); 2) школьный (овладение знаний, знакомство с культурой, фор- мирование интеллекта); 21 3) послешкольный (овладение рабочими профессиями, овладе- ние средним или высшим специальным образованием, подготовка к трудовой деятельности); 4) период активной трудовой деятельности (вхождение в трудо- вой коллектив, выработка навыков делового общения, усвоение правил деловой конкуренции, стремление к успеху, повышению своего престижа и материального благополучия); 5) период послетрудового существования (переход к более лег- кому труду или полное освобождение от труда с соответствующими формами общения и поведения). Социализация взрослых распадается на два этапа: 1) десоциализацию – отучение от старых норм, ценностей, ролей; 2) ресоциализацию – это обучение новым нормам, ценностям, ролям. ТЕМА 5. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА И СТРАТИФИКАЦИЯ 1. Понятие и основные элементы социальной структуры общества. 2. Понятие и критерии социальной стратификации. Историче- ские типы социальной стратификации. 3. Социальная структура современного белорусского общества. 4. Социальная мобильность: понятие и виды. Социальная структура – целостная совокупность устойчивых функционирующих в социуме общностей и взаимосвязей между ними. Социальная стратификация – это дифференциация населения на различные классы, слои, группы в зависимости от неравномерного распределения власти, прав и обязанностей, ценностей и привилегий. Социальная общность – совокупность индивидов, объединенных исторически сложившимися, более или менее устойчивыми соци- альными связями и отношениями, обладающая рядом общих при- знаков, придающих ей системные признаки. Социальная группа – любая относительно устойчивая совокуп- ность людей, находящихся во взаимодействии и объединенных об- щими интересами и целями. Социальный класс – конечная или бесконечная совокупность вы- деленных по некоторому признаку предметов, мыслимая как целое. Это люди, объединенные условиями их деятельности. Классическое 22 определение классов было дано В. И. Лениным, который по этому поводу писал: «Классами называют большие группы людей, разли- чающиеся по их месту в исторически определенной системе обще- ственного производства, по их отношению (большей частью за- крепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а, следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают». Социальный слой – относительно устойчивая совокупность инди- видов, составляющих общество. Понятие социального слоя приоб- рело более конкретный смысл и значение за счет повышенной соци- альной мобильности, что приводило к явному размыванию четких межклассовых границ. Действительно, общество предстает как си- стема различных социальных слоев. Причем количество этих слоев и критерии их выделения могут быть разными. Слои действительно фиксируют различные группы людей, отличающиеся по имуще- ственному, ролевому, статусному и прочим социальным признакам. Стратификационный профиль – это совокупность специфиче- ских черт и характеристик, на основе которых производится диф- ференциация населения на различные классы, слои, группы. Социальная мобильность – это переход индивида или социаль- ной группы из одной социальной страты в другую. ТЕМА 6. СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ И СОЦИАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ 1. Понятие, структура и типология социальных институтов. 2. Социальные организации, их признаки и типология. 3. Образование в системе социальных институтов. 4. Социальные институты семьи и брака. Социальные институты – это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей, способы их действий и взаимодействий; установившийся комплекс норм, правил, положений, статусов и ролей, регулирующих поведе- ние людей в разных сферах их деятельности. Это форма коллектив- ной жизнедеятельности людей, основанная на традициях, нормах и ценностях, особая форма их организации, которая призвана консо- лидировать людей для достижения общих целей. 23 Институционализация – это процесс упорядочивания, стандар- тизации и формализации человеческой деятельности, это становле- ние того или иного социального института. Типы социальных институтов: 1) экономические (вся система производства, распределения, торговли и финансов, объектов инфраструктуры); 2) политические (вся система государственных и политических органов и организаций); 3) культурно-духовные (религия, наука, культура, искусство, народное творчество); 4) семейно-брачные (этапы формирования, функционирования и распада семьи); 5) здравоохранения (медицинские учреждения, учреждения ре- креации, спорта и туризма); 6) информации и коммуникации (СМИ и коммуникации). Социальная организация – это целостная формализованная под- система, включающая определенное число исполнителей, нацелен- ных на выполнение определенных социальных функций, достиже- ние социально значимых целей; это большая социальная группа, сформулированная для достижения определенных целей. Типы социальных организаций: 1) промышленно-хозяйственные и финансовые; 2) административно-управленческие; 3) научно-образовательные и научно-исследовательские; 4) военные; 5) учебно-образовательные; 6) культурные; 7) социальные (здравоохранение, социальное обеспечение). Институт образования – это социальный институт, обеспечи- вающий передачу знаний от одного поколения другому: старшие обучают младших, более образованные – менее образованных, спе- циалисты – неспециалистов. При этом учитывается как внешнее воздействие на обучающихся, так и их индивидуальные качества для обеспечения той или иной результативности образования. Система образования – это социальный институт, включающий в себя общие и специальные виды обучения. Общие – это дошколь- ные и школьные структуры образования и воспитания. 24 Высшее образование – это система подготовки специалистов высшей квалификации для различных областей производства, управления и культуры, это образовательный институт, который формирует интеллектуальную элиту общества, готовит высококва- лифицированных специалистов, обеспечивающих дальнейшее раз- витие науки, техники и образования, без чего невозможен дальней- ший рост и развитие общества. Система высшего образования – это особый социальный инсти- тут, соединяющий в себе как чисто административные, так и твор- ческие функции, и включающий в себя университеты, академии, институты, духовные семинарии, колледжи и училища высшего ти- па, которые в совокупности представляют собой целостную систему высшего образования. Семья – это социальный институт (с точки зрения общественных мер воздействия на брачно-семейные отношения) и в то же время обладающая исторически обусловленной организацией малая соци- альная группа, члены которой связаны брачными или родственны- ми отношениями, общностью быта, взаимной моральной ответ- ственностью, что обусловливается социальной потребностью в вос- производстве человеческого рода, как физического, так и духовного воссоздания общества. Классификация семьи: 1) по типам поселения – городская и сельская; 2) по составу – расширенная и нуклеарная; 3) по наличию родителей – полная и неполная (монородительская); 4) по наличию и количеству детей – бездетная, малодетная, среднедетная, многодетная; 5) по социальному положению родителей – семьи крестьян, се- мьи рабочих, служащих и т.д.; 6) по этапам жизненного цикла – молодая, зрелая, «опустевшего гнезда»; 7) по принципам организации семейной жизни – демократиче- ская, авторитарная, анархическая и др.; 8) по выбору места жительства – матрилокальная, патрилокаль- ная и неолокальная (отдельно от родителей). Нуклеарная семья – семья, состоящая из двух поколений, т. е. супружеской пары и детей. 25 Расширенная семья – монопоколенная семья, имеющая в составе кроме супружеской пары и детей других родствеников. Брак – это исторически изменяющаяся форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочи- вает и санкционирует их половую жизнь, устанавливает их супру- жеские и родительские права и обязанности. Классификация брака: 1) по степени формализации – фактический, юридический; 2) по однородности социального положения супругов – гомоген- ный и гетерогенный; 3) по размеру брачной группы – а) моногамия (брачный союз од- ного мужчины и одной женщины, санкционированный обществен- ной традицией, религиозным освящением или гражданским актом), б) полигамия (коллективный брак, из которого исключаются бли- жайшие родственники); в) полигимия (многоженство); г) полиан- дрия (многомужество) 4) по выбору брачного партнера – экзогамия (вне определенной группы), индогамия (внутри определенной группы). ТЕМА 7. СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ И СОЦИАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ 1. Понятие, структура и типология социальных институтов. 2. Социальные организации, их признаки и типология. 3. Образование в системе социальных институтов. 4. Социальные институты семьи и брака. Социальный контроль – это групповое и индивидуальное, орга- низованное и неорганизованное отслеживание поведения с целью предотвращения, недопущения отклонений от социальных норм, наказания или исправления девиантов. Социальное поведение – это взаимодействие с окружающей сре- дой, опосредованное внешней, двигательной активностью, а также внутренними потребностями субъекта, которое формируется, раз- вивается и проявляется в условиях общественной жизни и носит социально обусловленный характер. Девиантное поведение – это поведение, отклоняющееся от об- щепринятого поведения в социальной группе или обществе в целом. 26 Девиация – это отклонение от общепринятой в социальной груп- пе или обществе нормы, правила, которое влечет за собой мораль- ное осуждение, изоляцию, лечение, наложение штрафа, увольнение с работы, тюремное заключение или другое наказание нарушителя. Социальная норма – это совокупность стандартов и правил пове- дения, разделяемых членами социальной общности или общества в целом и необходимых для совершения совмесных согласованных действий, их оценки и регулирования. Типы социальных норм: 1) по субъекту, носителю нормы – общечеловеческие, группо- вые, индивидуальные; 2) по сфере функционирования – политические, экономические, религиозные и др.; 3) по содержанию – регулирующие общение, регулирующие дея- тельность; 4) по месту в нормативно-ценностной иерархии – основополага- ющие и второстепенные. Социальная санкция – реакция социальной группы на поведение индивида, отклоняющегося от норм, ценностей, ожиданий группы. Типы социальных санкций: 1) по способу воздействия – физические, экономические, симво- лические; 2) по направленности – негативные (пресекающие нежелательное поведение), позитивные (стимулирующие желательное поведение); 3) по процедуре оформления – формальные (осуществляются уполномоченными лицами), неформальные или диффузные (спон- танная реакция). Социальное управление – это органически присущее социальной системе свойство, обеспечивающие сохранение ее целостности, ка- чественной специфики, устойчивости, ее воспроизводство и разви- тие. Это общественная деятельность людей по координации труда индивидов, социальных групп, организаций, общества в целом. Функции управления: 1) основные – планирование , организация, контроль; 2) в США – планирование, организация, мотивация, контроль; 3) в отечественном менеджменте (по В.Г. Афанасьеву) – выра- ботка и принятие управленческого решения, организационная, кор- ригирования и корректирования, учета и контроля. 27 Руководство – это умение разрабатывать стратегию деятельно- сти организации, отрасли производства или целой страны, опреде- лять цели ее развития и переориентировать ресурсы в правильном направлении. Управление – это способность вырабатавать тактические сред- ства достижения поставленной цели, определять наиболее эффек- тивные пути и средства реализации определенных руководством задач деятельности данной системы. Стиль руководства – это стабильно проявляющиеся особенно- сти взаимодействия руководителя с коллективом, формирующиеся под влиянием как объективных и субъективных условий управле- ния, так и индивидуально-психологических особенностей личности руководителя. Лидерство – это соотносительное положение определенной лич- ности в социальной группе, союзе, движении, партии, в стране, об- ществе в целом, характеризующееся способностью занимающего его лица оказывать решающее влияние на других людей, организо- вывать и направлять их коллективные действия. Это разновидность власти, своеобразный управленческий статус личности, подчиняю- щей своему влиянию других. ТЕМА 8. ВИДЫ И ТИПЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 1. Понятие, функции и виды социологического исследования. 2. Этапы социологического исследования. Программа социоло- гического исследования. 3. Методы сбора первичной социологической информации: наблюдение, анализ документов, опрос, эксперимент. 4. Обработка и анализ социологической информации. Социологическое исследование – применение общих положений социологической теории и изучение конкретных социологических явлений и процессов. Конкретные социологические исследования – это целостная си- стема теоретических и эмпирических процедур, способствующих получению нового знания об исследуемом объекте для решения конкретных теоретических и практических социальных проблем. 28 Виды социологические исследования: 1. В зависимости от глубины и целей исследования: – разведывательное (пилотажное); – описательное; – аналитическое. 2. В зависимости от состояния объекта: – точечное (разовое); – повторное. 3. В зависимости от количества обследуемых единиц: – монографическое; – выборочное; – сплошное. Разведывательное исследование – это пробное социологическое исследование, осуществляемое с целью проверки качества подго- товки основного массива исследовательских операций. Описательное исследование – это социологическое исследование социального объекта, который применяется для изучения большой общности, отличающейся разнообразием признаков и характеристик. Аналитическое исследование – самый сложный тип социологи- ческое исследование, целью которого является не только описание структурных элементов изучаемого объекта, но и выяснение причин социальных явлений и процессов. Точечное социологическое исследование – это вид социологического изучения, позволяющий получить сиюминутную картину основных характеристик и компонентов, изучаемого процесса или явления, но не дающий ответа на вопрос об изменяемости его развития. Повторное социологическое исследование – это вид социологи- ческого изучения, целью которого является изучение одного и того же объекта или его различных компонентов, проводимое несколько раз через определенные интервалы времени, в одинаковых или ви- доизменяющихся условиях. Монографическое исследование – это вид социологического ис- следование, при котором в качестве объекта изучения выступает только одна единица какого-либо класса социальных процессов или явлений. Выборочное исследование – это вид социологического исследо- вание, при котором изучение объекта, процесса или явления осу- ществляется на небольшой, по специальным правилам отобранной 29 совокупности, с последующим распространением полученного ре- зультата на всю генеральную совокупность. Сплошное исследование – это вид социологического исследова- ния, основанный на изучении всех единиц рассматриваемой сово- купности. Этапы социологического исследования – стадии проведения со- циологического исследования. Выделяют: 1. Подготовительный этап – определение темы, целей и задач ис- следования; проведение пилотажного исследования и подготовка программы исследования; определение генеральной и выборочной совокупности; разработка и тиражирование инструментария; фор- мирование исследовательской группы; определение сметы исследо- вания и графика работ; соответствующая организационная и мате- риально-техническая подготовка. 2. Полевой этап – это этап сбора первичной социологической информации с помощью процедур, методов и инструментария, определенных программой исследования. 3. Подготовка и обработка первичной информации – этап про- верки и подготовки для обработки на ЭВМ собранных на этапе по- левых исследований материалов, после чего осуществляется сам процесс обработки и получения различных зависимостей. 4. Заключительный этап – обобщение данных, их объяснение и истолкование, получение практических выводов и рекомендаций. Здесь оформляются результаты исследования. Программа социологического исследования – это систематизиро- ванное изложение теоретико-методологических предпосылок, об- щей концепции исследовательского проекта в соответствии с ос- новными целями и задачами предпринимаемой работы, методиче- ских и процедурных основ ее выполнения, выдвигаемых гипотез и логически последовательных операций для их проверки. Это теоре- тический документ, определяющий пути, приемы и сроки изучения социальных проблем. Проблемная ситуация – это реально существующее в социаль- ной действительности противоречие, способы разрешения которого в настоящее время еще не известны или не ясны. Это отражение реальной проблемы в сознании людей, требующее проявления их активности для своего разрешения. 30 Гипотеза – это форма предположения или допущения об изуча- емом объекте, его структуре, особенностях, причинных связях и взаимодействиях с другими объектами, в котором содержащееся знание носит вероятностный характер, а поэтому должно быть под- вержено или опровергнуто в процессе последующего эмпирическо- го исследования. Генеральная совокупность – общее число единиц, составляющих объ- ект исследования (коллектив завода, жители города или республики). Выборка (выборочная совокупность) – часть социального объекта, которая адекватно отражает его структуру и подлежит непосредствен- ному изучению, должна отвечать требованиям репрезентативности. Метод – способ, прием действия. Метод социологического исследования – система правил теоре- тической и практической деятельности, направленной на изучение существенных характеристик исследуемого социального объекта. Методология – учение о методах вообще, их гносеологической природе, логической структуре и познавательных функциях, а так- же о системе методов, используемых в той или иной науке. Методика – система правил и приемов реализации метода. Методика социологического исследования – система предписа- ний и операций с указанием процедур их применения в методах, обеспечивающих условия получения валидной (т. е. обоснованной и адекватной объекту) и репрезентативной (воспроизводящей значи- мые элементы исследуемого социального объекта) информации. Техника социологического исследования – сценарий развертыва- ния основных способов сбора, обработки и анализа (посредством использования компьютеров) эмпирической социологической ин- формации. Репрезентативность – свойство выборочной совокупности вос- производить основные параметры, значимые элементы и свойства изучаемой социологами генеральной совокупности. Социологический опрос – метод непосредственного или опосре- дованного сбора первичной вербальной информации путем реги- страции ответов респондентов на вопросы в соответствии с целями и задачами исследования. Виды опроса по способу получения информации и ее интерпре- тации: 1) анкетный опрос; 31 2) социологическое интервью; 3) экспертный опрос; 4) социометрический опрос. Анкетный опрос – один из основных видов опроса, характери- зующийся письменной формой ответов респондента на поставлен- ные и жестко зафиксированные в опросном листе вопросы при непосредственном прямом присутствии анкетера или опосредован- ном заочном способе взаимодействия социолога и респондента. Анкета – вид социологического инструментария при проведении анкетного опроса, представляющий собой систему специально по- добранных вопросов, логически связанных между собой и с целями и задачами исследования. Анкетирование – процесс заполнения анкеты респондентом. Виды анкетного опроса по способу распространения анкет: 1) почтовые – вид анкетного опроса, отличительной особенно- стью которого является рассылка анкет и получение ответов на них по почте; 2) прессовые – вид заочного анкетного опроса, когда анкета пе- редается путем ее публикации в средствах массовой информации; 3) телетайпные – вид анкетного опроса, при котором распро- странение инструментария социологического исследования и доку- ментов его сопровождающих осуществляется с помощью электрон- ной почты, отправляется в дочерние социологические центры; 4) интернет-опросы – вид анкетного опроса, при котором анке- ты размещаются на сайтах в сети Интернет; 5) раздаточные – вид анкетного опроса, при котором анкетер непосредственно раздает и собирает анкеты. В зависимости от чис- ла опрашиваемых различают индивидуальные и групповые опросы. Социологическое интервью – наиболее гибкий метод сбора со- циологической информации, предполагающий проведение беседы по определенному плану, основанный на непосредственном личном контакте социолога и респондента. Метод экспертных оценок – вид социологического опроса, спе- цифика которого состоит в том, что в качестве респондентов высту- пает группа специалистов в той или иной области человеческой де- ятельности. 32 Наблюдение – это метод сбора первичной социологической ин- формации, который строиться на основе чувственного отражения действительности с четко определенной научной целью. Виды наблюдения в зависимости от наличия элементов контроля: 1) контролируемое – вид наблюдения, которое предполагает се- рию наблюдений за одним и тем же объектом, выделяются единицы наблюдения, объект структурирован; 2) неконтролируемое – вид наблюдения, которое предполагает наблюдение за реальной жизненной ситуацией. Виды наблюдения в зависимости от положения наблюдателя от- носительно наблюдаемого объекта: 1) включенное – исследователь в той или иной степени включен в изучаемый процесс, находиться в контакте с наблюдаемым объек- том, принимает участие в его деятельности; 2) невключенное – исследователь находиться в «стороне», не принимает участия в деятельности наблюдаемых людей, не вмеши- вается в ход событий. Самонаблюдение – особый вид наблюдения, при котором иссле- дователи пользуются не только данными наблюдения о поведении индивидов, но и их суждениями и оценками фактов. Оперативное наблюдение – особый вид наблюдения, при кото- ром наблюдаемое событие имеет короткую продолжительность. Эксперимент – метод прикладного социологического исследо- вания, позволяющий получить информацию о количественном и качественном изменении показателей деятельности изучаемого со- циального объекта в результате воздействия на него вводимых или изменяемых экспериментатором и контролируемых (управляемых) им новых факторов. Социальный эксперимент – метод решения научных задач путем измерения показателей деятельности и поведения социальной груп- пы, в результате воздействия на нее некоторых управляемых и кон- тролируемых факторов. Контент-анализ – интерпретация качественных и количествен- ных характеристик текста, частотное распределение используемых в нем слов. Это количественный метод сбора информации, алгоритми- зирующий перевод объективной текстовой информации в количе- ственные показатели с последующей обработкой и обобщением. 33 Качественный анализ – это чтение, понимание и интерпретация документа. Качественный анализ включает два этапа: 1) внешний анализ – анализ внешних особенностей документа (языка, стиля, обстоятельств создания, место, мотивов, особенно- стей отражения событий); 2) внутренний анализ – анализ содержания текста (как и почему так организован текст, жанр и действующие лица, их взаимоотно- шения, что на первом плане, а что на втором, каковы языковые средства и какие оттенки значений они приносят в текст). Документ – предмет, любой знак или образная информация, за- фиксированная на материальном носителе. ТЕМА 9. СОЦИАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ 1. Понятие, виды и функции социального конфликта. 2. Основные теории конфликтов. 3. Причины и последствия социальных конфликтов. 4. Управление социальным конфликтом. Конфликт – это естественное явление общественной жизни, на которое нельзя закрывать глаза или пытаться отрицать его наличие. Это столкновение интересов различных групп, организаций и общ- ностей по поводу наиболее важных жизненных благ. Социальный конфликт – это высшая стадия развития противоре- чий в системе отношений людей, социальных групп, социальных институтов, обществе в целом, которая характеризуется усилением противоположных тенденций и интересов социальных общностей и индивидов. Этап социальных взаимодействий, характеризующийся противоборством социальных субъектов, обусловленный противо- речием их потребностей, интересов, целей, а также социальных ста- тусов, ролей и функций и ориентированный на достижение возна- граждения путем навязывания своей воли, подчинения, ослабления, устранения и даже уничтожения соперника, стремящегося добиться того же вознаграждения. Конфликтная ситуация – специфическое состояние социальной системы, общности, группы или взаимодействий между ними, в кото- ром проявляются противоречия интересов, целей, мотивов поведения, жизненных установок, осознание этого противоречия, сопровождаемое 34 негативными эмоциями, побуждающими потенциальных участников конфликта искать повода для конфликтного действия, вырабатывать стратегию, тактику и технологию предстоящей конфликтной борьбы. Функции социального конфликта: 1) функция разрядки напряжения в обществе, 2) коммуникативно-информационная функция, 3) функция созидания и конструирования общественных объ- единений, 4) функция стимулирования социальных изменений. Межличностный конфликт – это ситуации противоречий, раз- ногласий, столкновений между людьми. Виды межличностного конфликта: 2) мотивационный конфликт, вызванный ситуацией, затрагива- ющей цели, планы, мотивы участников, которые оказались несов- местимыми или противоречащими друг другу; 3) когнитивный (ценностный) – разногласия, возникающие из-за несовместимости представлений людей о событиях, навязывания вкусов и мыслей, посягательства на личное пространство людей; 4) ролевой конфликт, возникающий из-за нарушения норм и правил взаимодействия. Межгрупповой конфликт – это конфликт между двумя или более социальными группами. Управление конфликтом – это существующие способы разреше- ния конфликтов, к которым относятся переговоры, компромиссы, обращения в суд, поиск взаимных или общих интересов противо- борствующих сторон, нанесение поражения противнику и др., каж- дый из способов может нести в себе как позитивные так и негатив- ные черты. Методы разрешения конфликтов: 1) уклонение от конфликтного взаимодействия; 2) принуждение; 3) правило совместного решения проблемы; 4) компромисс; 5) переговоры; 6) использование посредников; 7) арбитраж. 35 Принуждение – это способ разрешения конфликта, при котором применяются вооруженные силы и военные действия (при межэт- нических и межгосударственных противоречиях). Правило совместного решения проблемы – конструктивный спо- соб разрешения межэтнических конфликтов, при котором соперни- ки не стремятся добиться своей цели за счет других, а пытаются найти наилучший вариант совместного, взаимовыгодного решения конфликтной ситуации. Компромисс – это широко распространенный и часто применяе- мый специфический способ решения конфликтов, при котором со- глашение достигается путем взаимных уступок, что сводит к мини- муму недоброжелательность сторон. Переговоры – это способ разрешения конфликтов, возникающих между различными организациями, группами, нациями и странами, при котором стороны пытаются найти взаимную выгоду на основе взаимоприемлемого использования существующих различий и рас- хождений. Использование посредников – такой способ разрешения кон- фликтной ситуации, когда конкуренты обращаются к третьей сто- роне, не участвующей в конфликте непосредственно, в целях пре- кращения противоборства и налаживания сотрудничества. Арбитраж – это широко распространенный способ разрешения межгрупповых конфликтов, при котором применяется определен- ный набор процедур примирительного характера, осуществляемых официально на это уполномоченными учреждениями или организа- циями, например, судов по трудовым спорам. 36 Вопросы к зачету по дисциплине «Социология» 1. Предмет, объект и задачи социологии как науки. 2. Функции и структура социологического знания. 3. Роль социологии в формировании и развитии социально- личностных и социально-профессиональных компетенций выпуск- ников вуза. 4. Объективные социальные и научные предпосылки возникно- вения социологии. 5. Основные этапы развития социологии как науки. 6. О. Конт – родоначальник социологии. 7. Социологические воззрения К. Маркса. 8. «Понимающая социология» М. Вебера. 9. Социологическая концепция Э.Дюркгейма. 10. Западная социология в ХХ веке. 11. Развитие социологии в Беларуси. 12. Понятие об обществе как системном образовании. 13. Основные признаки общества. 14. Культура: основные компоненты, типы, культурные универсалии. 15. Человек как биосоциальная система. 16. Структура личности. 17. Социальные типы личности. 18. Понятие социального статуса и социальной роли. 19. Социализация как социокультурный процесс. 20. Социальная структура и социальная стратификация, истори- ческие системы социальной стратификации. 21. Социальная структура современного белорусского общества. 22. Социальная группа: понятие и типология. 23. Социальный институт: понятие, функции, цели, типы. 24. Социальный конфликт: понятие, причины. Основные кон- фликтные теории в ХХ веке. 25. Этапы возникновения и развития социального конфликта. Разрешение социального конфликта. 26. Функции социального контроля и способы его осуществления. 27. Социологическое исследование: структура, функции, виды. 28. Программа социологического исследования. 29. Репрезентативность выборки. 30 Методы сбора первичной социологической информации. 37 Литература 1. Агапов, П.В. Русская социология: учебное пособие / П.В. Ага- пов, В.В. Афанасьев. – М.: Канон+, 2010. – 350 с. 2. Андриевская, С.В. Социология: учебно-методический ком- плекс для студентов всех специальностей / С.В. Андриевская. – Но- вополоцк: ПГУ, 2011. – 239 с. 3. Афанасьев, В.В. Западная социология XX века / В.В. Афанась- ев. – М.: Канон+: Реабилитация, 2010. – 287 с. 4. Бабосов, Е.М. Общая социология: учебное пособие для сту- дентов высших учебных заведений / Е.М. Бабосов. – Минск: Тетра- Системс, 2010. – 603 c. 5. Бабосов, Е.М. Социология конфликтов: учебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений / Е.М. Бабосов. – Минск: БГУ, 2011. – 398 с. 6. Бабосов, Е.М. Социология: учебник для студентов высших учебных заведений / Е.М. Бабосов. – Минск: ТетраСистемс, 2010. – 284 с. 7. Бабосов, Е.М. Социология управления: пособие для студентов вузов / Е. М. Бабосов. – Минск: ТетраСистемс, 2010. – 271 с. 8. Бурова, С.Н. Социология брака и семьи: история, теоретиче- ские основы, персоналии / С.Н. Бурова. – Минск: Право и экономи- ка, 2010. – 453 c. 9. Воеводина, Н.А. Социология и психология управления: учеб- ное пособие / Н.А. Воеводина, И.А. Данилова, Р.Н. Нуриева. – М.: Омега-Л, 2010. – 198 с.. 10. Волков, Ю.Г. Социология: учебник для высших учебных заве- дений / Ю.Г. Волков. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 571, [1] с. 11. Горелов, А.В. Социология в вопросах и ответах / А.В. Горе- лов. – М.: ЭКСМО, 2009. – 106 с. 12. Гречихин, В.Г. Социологические очерки / В.Г. Гречихин, В. Л. Гречихина. – М.: Канон+, 2010. – 255 с. 13. Добреньков, В.И. Социология: учебник / В. И. Добреньков, А. И. Кравченко. – М.: Инфра-М, 2009. – 623 с. 14. Добреньков, В.И. Социология: учебник для высших учебных заведений по специальностям социологии / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. – М.: Инфра-М, 2010. – 623 с. 38 15. Екадумова, И.И. Социология / И.И. Екадумова, М.Н. Маза- ник. – Минск: ТетраСистемс, 2010. – 171 с. 16. Елсуков, А.Н. Предыстория социологии: учебно- методическое пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 1-23 01 05 «Социология» / А.Н. Ел- суков, А.Н. Данилов. – Минск: ТетраСистемс, 2011 – 190, с. 17. Елсуков, А.Н. Социология: краткий курс: учебное пособие для студентов учреждений, обеспечивающих получение высшего образования / А.Н. Елсуков. – Минск: ТетраСистемс, 2009. – 127 с. 18. Забродин, В.Ю. Социология: экзаменационные ответы для студентов вузов: учебное пособие / В. Ю. Забродин. – СПб.: Питер Пресс, 2009. – 151c. 19. Желтов, В.В. История западной социологии: этапы, идеи, школы: учебное пособие для вузов / В.В. Желтов, М.В. Желтов. – М.: Академический проект: Гаудеамус, 2010. – 862 с. 20. Исаев, Б.А. Социология: учебное пособие для высших учеб- ных заведений по специальности 040201 «Социология» и другим гуманитарным специальностям / Б.А. Исаев. – СПб.: Питер: Лидер, 2010. – 224 с. 21. История теоретической социологии. Стабилизационное со- знание и социологическая теория в век кризиса: учебное пособие для вузов / Р.Н. Абрамов [и др.]. – М.: Академический проект: Гаудеамус, 2010. – 308 с. 22. История теоретической социологии. Предыстория социоло- гии: учебное пособие для вузов / Ю.Н. Давыдов [и др.]. – М.: Ака- демический проект: Гаудеамус, 2010. – 274 с. 23. История теоретической социологии. Социология XIX века: от появления новой науки до предвестников ее первого кризиса: учеб- ное пособие для вузов / Ю.Н. Давыдов [и др.]. – М.: Академический проект: Гаудеамус, 2010. – 370 с. 24. История теоретической социологии. Социология второй поло- вины XX – начала XXI века: учебное пособие для вузов / Ю.Н. Давы- дов [и др.] – М.: Академический проект: Гаудеамус, 2010. – 526 с. 25. Канашевич, Н.М. Социология и экономика труда: курс лекций / Н.М. Канашевич, А.И. Канашевич. – Могилев: МГУ, 2011. – 190 с. 26. Козырев, Г.И. Социология: учебное пособие по специально- стям «Социология» и «Социальная антропология» / Г.И. Козырев. – М.: Форум, 2010. – 319 с. 39 27. Кравченко, А.И. Социология: учебник по дисциплине «Социо- логия» для студентов высших учебных заведений, обучающихся по несоциологическим специальностям и направлениям подготовки / А.И. Кравченко, В.Ф. Анурин. – СПб.: Питер, 2010. – 431 с. 28. Куликов, Л.М. Основы социологии и политологии: учебное пособие для студентов средних специальных учебных заведений / Л.М. Куликов. – М.: Финансы и статистика, 2010. – 333 с. 29. Лавриненко, В.Н. Социология: учебник / В.Н. Лавриненко – М.: Проспект, 2011. – 480 с. 30. Лапина, С.В.Социология управления: курс лекций / С.В. Ла- пина, Г.Ф. Бедулина, И.А. Лапина. – Минск: Акад. упр. при Прези- денте Респ. Беларусь, 2010. – 166 с. 31. Осипова, Н.Г. Европейская социология: учебное пособие / Н.Г. Осипова, В.В. Афанасьев. – М.: Канон+, 2010. – 367 с. 32. Павленок, П.Д. Социология: учебное пособие / П.Д. Павленок, Л.И. Савинов, Г.Т. Журавлев. – М.: Дашков и Кº, 2010. – 732 с. 33. Политология и социология. Русская социологическая мысль: методические рекомендации для студентов, обучающихся по рос- сийским стандартам / Государственное учреждение высшего про- фессионального образования «Белорусско-Российский универси- тет», Кафедра «Гуманитарные дисциплины». – Могилев: Белорус- ско-Российский университет, 2011. – 26 с. 34. Поляк, Н.А. Социология: семья и семейные отношения воен- нослужащих: пособие / Н.А. Поляк. – Минск: Воен. акад. Респ. Бе- ларусь, 2011. – 39 с. 35. Полякова, Н.Л. Немецкая социология: учебное пособие / Поляко- ва Н.Л., Афанасьев В.В. – М.: Канон+: Реабилитация, 2010. – 447 с. 36. Рудко, Е.А. Социология: курс лекций для студентов всех спе- циальностей дневной и заочной форм обучения / Е.А. Рудко. – Ви- тебск: ВГТУ, 2010. – 106 с. 37. Социология: для студентов вузов / С.И. Самыгин [и др.]. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 189 с. 38. Социология: учебник для студентов высших учебных заведе- ний / В.Н. Лавриненко [и др.]. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 447 с. 39. Социология: учебник: для высших учебных заведений / Ю.В. Асочаков [и др.]. – М.: Проспект, 2009. – 351 с. 40. Социология: пособие: для высшего образования по циклу со- циально-гуманитарных дисциплин / Вооруженные Силы Республи- ки Беларусь, Учреждение образования «Военная академия Респуб- лики Беларусь». – Минск: Воен. акад. Респ. Беларусь, 2010. – 110 с. 41. Социология: учебно-методический комплекс для студентов дневной и заочной форм обучения всех специальностей / В.Я. Ко- чергин [и др.]. – Минск: Изд-во МИУ, 2010. – 213 с. 42. Социология управления: стратегия, процедуры и результаты исследований / А.В. Тихонов [и др.]. – М.: Канон+, 2010. – 606 с. 43. Титаренко, Л.Г. Социология общественного мнения: курс лекций / Л.Г. Титаренко. – Минск: БГУ, 2011. – 182 с. 44. Тихонов, А.В. Социология управления: стратегия, процедуры и результаты исследований / А.В. Тихонов [и др.]. – М.: Канон+, 2010. – 606 с. 45. Тощенко, Ж.Т. Социология труда: учебник для высших учеб- ных заведений по специальностям «Социология» и «Экономика труда» / Ж.Т. Тощенко – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 423 с. 46. Шавель, С.А. Общественная миссия социологии / С.А. Ша- вель. – Минск: Беларуская навука, 2010. – 403 с. Учебное издание АЛЕКСАНДРЕНКОВ Юрий Викторович СЕДНИНА Марина Александровна КАНДРИЧИНА Ирина Николаевна СОЦИОЛОГИЯ Методическое пособие для студентов заочного отделения МИДО Редактор М.С. Гаращук Компьютерная верстка А.Г. Занкевич Подписано в печать 12.12.2011. Формат 60841/16. Бумага офсетная. Отпечатано на ризографе. Гарнитура Таймс. Усл. печ. л. 2,38. Уч.-изд. л. 1,86. Тираж 100. Заказ 1049. Издатель и полиграфическое исполнение: Белорусский национальный технический университет. ЛИ № 02330/0494349 от 16.03.2009. Проспект Независимости, 65. 220013, Минск.