Министерство образования Республики Беларусь БЕЛОРУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра «Технология и методика преподавания» ОСНОВЫ АНАТОМИИ, ФИЗИОЛОГИИ И ГИГИЕНЫ Методические указания М и н с к Б Н Т У 2 0 1 0 Министерство образования Республики Беларусь БЕЛОРУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра «Технология и методика преподавания» ОСНОВЫ АНАТОМИИ, ФИЗИОЛОГИИ И ГИГИЕНЫ Методические указания к практическим занятиям для студентов инженерно-педагогического факультета М и н с к Б Н Т У 2 0 1 0 УДК 611+612+613 (075.8) ББК 5я7 О 75 С о с т а в и т е л ь Б.К. Романов Р е ц е н з е н т ы : доцент факультета естествознания БГПУ им. М. Танка, канд. биол. наук Т.А. Миклуш; доцент кафедры «Технология и методика преподавания» инженерно-педагогического факультета БНТУ, канд. пед. наук А.А. Соловянчик Методические указания предназначены для студентов ИПФ с целью ознакомления будущих педагогов с современными знаниями о возрастных анатомо-физиологических особенностях организма, о влиянии различных факторов окружающей среды на здоровье под- растающего поколения. Знания анатомии, физиологии и гигиены необходимы педагогу при организации учебно-воспитательного и трудового процесса, а также для профилактики различных отклонений состояния здоровья учащихся. © БНТУ, 2010 3 СОДЕРЖАНИЕ Введение ........................................................................................ 4 Занятие 1. Клетки и ткани организма ......................................... 6 Занятие 2. Методы исследования в анатомии, физиологии и гигиене ................................................................. 13 Занятие 3. Строение и функции центральной нервной системы ......................................................................... 20 Занятие 4. Зрительный и слуховой анализаторы ..................... 25 Занятие 5. Железы внутренней секреции ................................. 31 Занятие 6. Кровь и кровообращение ......................................... 34 4 ВВЕДЕНИЕ Известно, что эффективность учебного процесса во многом определяется степенью учета физиологических и психологи- ческих особенностей детей и молодежи. Еще К.Д. Ушинский писал: «Изучение педагогики предполагает уже некоторое предварительное знакомство с устройством и законами жизни и развитие человеческого организма…». При этом он подчер- кивал, что конкретные практические рекомендации педагога- ми должны выводиться из обширного и глубокого знания ана- томии, физиологии и патологии. Эти положения, высказанные выдающимся педагогом, в настоящее время являются особенно актуальными. С одной стороны, непрерывное увеличение объема и сложности учеб- ного материала, а также интенсификация учебного процесса требуют мобилизации психофизиологических возможностей учащихся, поэтому педагог должен четко представлять себе уровень этих возможностей и уметь максимально их исполь- зовать. С другой стороны, в последние годы наблюдается то- тальное ухудшение состояния здоровья подрастающего поко- ления, следовательно, построение учебного процесса требует от учителя глубоких знаний анатомии, физиологии и гигиены, ведь здоровье – основной фактор, определяющий эффектив- ность обучения. Только здоровый учащийся способен успеш- но и полностью овладеть школьной программой без чрезмер- ного напряжения. Снижение уровня здоровья, как правило, приводит к трудностям обучения, если в школе, ПТУ не со- зданы условия для нормальной жизнедеятельности организма учащихся. Для успешного обучения и сохранения здоровья учащихся содержание и организация обучения должны соот- ветствовать возрастным функциональным особенностям орга- низма. Эти знания на ИПФ будущие педагоги получают прежде всего из занятий по дисциплине «Основы анатомии, физиологии и гигиены», которая является естественно- научной основой всей системы педагогического образования. 5 В этой учебной дисциплине наиболее сложными для усвое- ния теоретического материала являются вопросы строения и функции таких систем организма, как центральная нервная си- стема, анализаторы, кровь и кровообращение, железы внутрен- ней секреции. Эти разделы анатомии и физиологии в настоящее время приобретают актуальное значение в связи с ростом числа нервно-психических заболеваний, болезней эндокринной си- стемы, «омоложением» сердечно-сосудистых заболеваний, ко- торые прочно закрепились на 1-м месте среди причин смертно- сти. Указанные темы и составили основу практических занятий в соответствии с учебной программой. Этим разделам предше- ствуют темы: «Клетки и ткани организма», «Методы исследо- вания в анатомии, физиологии и гигиене», которым отводится пропедевтическая роль в изучении дисциплины. Цель методических указаний – дать будущим педагогам знания, необходимые для успешного осуществления педаго- гического процесса и сохранения здоровья учащихся. 6 ЗАНЯТИЕ 1 КЛЕТКИ И ТКАНИ ОРГАНИЗМА Цель: изучить строение и функции клетки и основных видов тканей; дать представление об органах, системах организма. Теоретические сведения Клетка является элементарной структурной и функциональ- ной единицей растительных и животных организмов. Клетки очень разнообразны по форме, величине, внутрен- нему устройству и функциям. Общим для всех клеток является их морфологическое строение. Все они состоят из цитоплазмы с ядром и клеточной мембраны. В цитоплазме находятся мик- роскопические органы клеток – органоиды. К ним относятся: митохондрии, рибосомы, лизосомы, эндоплазматическая сеть, аппарат Гольджи, клеточный центр. Все это общие или уни- версальные органоиды, которые находятся в любой клетке. В специализированных клетках встречаются специальные орга- ноиды. В большинстве они имеют вид тонких нитей, распо- ложенных в цитоплазме клеток. Ядро является важнейшим регулирующим аппаратом клет- ки. Без него клетка не может функционировать полноценно: утрачивает способность к росту и размножению. У человека только красные кровяные тельца (эритроциты) не имеют ядра. Они утрачивают его в процессе развития. В результате такие безъядерные эритроциты живут недолго – всего четыре месяца. Клетки взаимодействуя друг с другом, образуют ткани. Ткани специализированы на выполнении определенных функций. Различают четыре вида тканей: – эпителиальную; – соединительную; – мышечную; – нервную. 7 Эпителиальную ткань иногда еще называют покровной или пограничной. Она покрывает организм снаружи и выстилает изнутри полые внутренние органы. Клетки эпителиальной тка- ни тесно прилегают друг к другу. Из нее образованы поверх- ностные слои кожи, слизистые оболочки, выстилающие пище- варительный канал, дыхательные пути и другие органы. Эпите- лий выполняет защитную функцию, предохраняя организм от попадания в него вредных веществ и микробов. Разные виды эпителия выполняют пищеварительную функцию, вырабаты- вают гормоны и ферменты, выделяют из организма продукты жизнедеятельности. В зависимости от функции и органа, в со- став которого входит эпителиальная ткань, различают эпителий: – кожный; – кишечный; – почечный; – мерцательный (в воздухоносных путях дыхательной си- стемы); – железистый. Соединительная ткань характеризуется мощным развитием межклеточного вещества. Она выполняет трофическую (участ- вует в обмене веществ), защитную (фагоцитоз), механическую (образует скелет, связки, фасции), гомеостатическую (обеспе- чивает постоянство внутренней среды организма) функции. В зависимости от строения и функции клеток и межклеточно- го вещества соединительная ткань делится: – на собственно соединительную (рыхлая и плотная); – специальную (ретикулярная, пигментная, жировая); – твердую скелетную (костная, хрящевая); – жидкую (кровь и лимфа). Рыхлая соединительная ткань сопровождает сосуды, обра- зует прослойки внутренних органов. Плотная соединительная ткань формирует сухожилия мышц, связки, фасции, голосо- вые связки, оболочки сосудов и органов. В отличие от рыхлой она имеет небольшое количество клеток и представлена в ос- 8 новном межклеточным веществом с большим количеством волокнистых структур. Жировая ткань выполняет трофическую, депонирующую, формообразующую и терморегулирующую функции. Ретикулярная ткань состоит из ретикулярных волокон и ре- тикулярных клеток, которые в неблагоприятных условиях от- деляются от ретикулярных волокон и становятся способными к фагоцитозу. Ретикулярные волокна и клетки образуют стро- му органов иммунной системы и кроветворения. Пигментная ткань образована клетками с пигментом мела- нином, которые располагаются в эпидермисе кожи, радужке и сосудистой оболочке глазного яблока. Хрящевая ткань состоит из клеток, аморфного межклеточ- ного вещества и волокон. Различают три вида хрящей: гиали- новый, волокнистый и эластический. Гиалиновые хрящи встре- чаются в дыхательном тракте, где формируют кончик носа, а также жесткие и гибкие кольца трахеи и бронхов. На концах ребер гиалиновый хрящ образует реберные хрящи между реб- рами и грудиной, которые позволяют грудной клетке расши- ряться и сжиматься в процессе дыхания. В гортани гиалиновые хрящи не только служат опорой, но и участвуют в создании го- лоса. Волокнистые хрящи служат прочным соединительным материалом между костями и связками. Эластические хрящи содержат волокна, состоящие из эластина и коллагена. Волок- на эластина придают хрящу желтоватую окраску. Прочный и упругий эластический хрящ образует надгортанник (перекры- вает доступ воздуха, когда пища проглатывается), упругую часть наружного уха и стенки среднего уха. Эластический хрящ вместе с гиалиновым участвует в образовании голосо- производящих частей гортани. Жидкая соединительная ткань включает кровь и лимфу, межклеточное вещество которых имеет жидкую консистенцию. Мышечная ткань подразделяется на гладкую и поперечно- полосатую (скелетную и сердечную). Гладкая мышечная ткань 9 состоит из одноядерных веретенообразных клеток (миоцитов). Вдоль клетки в цитоплазме располагаются тонкие волокна – миофибриллы – с сократительными белками актином и мио- зином. Этот вид ткани входит в состав стенок внутренних ор- ганов и кровеносных сосудов. Гладкие мышцы сокращаются медленно, непроизвольно, мало утомляются. Поперечно-полосатая мышечная ткань (скелетная) образует мышцы туловища, конечностей, головы, языка, верхней части пищевода, гортани и некоторые сфинктеры. Клетки этой ткани называются мышечными волокнами. Эти волокна обладают поперечной исчерченностью, в связи с чем и возникло название данного вида ткани. Ее относят к произвольной мускулатуре, т. к. сокращение контролируется центральной нервной систе- мой. Другой вид поперечно-полосатой мышечной ткани (сер- дечной) образует средний слой сердечной мышцы (миокарда). Состоит из кардиомиоцитов, которые соединяются друг с дру- гом и образуют комплексы. Сердечная мышца иннервируется вегетативной нервной системой и сокращается непроизвольно. Нервная ткань образует нервную систему. Она состоит из нервных клеток – нейронов, нервных волокон и клеток нейро- глии. Элементарной морфофункциональной единицей нервной системы являются нейроны, способные к возбуждению и к про- ведению нервных импульсов. Клетки нейроглии располагаются вокруг нейронов и выполняют по отношению к ним опорные, питательные и электроизолирующие функции. В случае их гибе- ли количество нейронов не возмещается. Отростки нервных кле- ток, покрытые миелиновой оболочкой называются нервными во- локнами, которые (тысячи и десятки тысяч) образуют нервы, а последние – нервные сплетения. Нервы, нервные сплетения вме- сте с рецепторами относятся к периферическому отделу нервной системы. Большинство нервов нашего организма смешанные – содержат чувствительные, двигательные и вегетативные волокна. В состав каждого органа входят различные ткани, которые тесно связаны между собой. Работа всех органов и организма 10 в целом регулируются гуморальным и нервным путями. Гу- моральная регуляция осуществляется гормонами, медиаторами, ионами, продуктами обмена, выделяемыми одними клетками в кровь и действующими на другие клетки и органы, изменяя их работу. Ведущее место в этом принадлежит железам внут- ренней секреции. При этом осуществляется медленная пере- стройка работы органов. Нервная регуляция обеспечивает бо- лее быструю перестройку функций органов, т. к. осуществля- ется рефлекторно, а скорость передачи импульса в нервной системе достигает 120–140 м/с. Нейрогуморальная регуляция объединяет все функции организма, благодаря чему он функ- ционирует как единое целое. В течение жизни организма происходит изнашивание и от- мирание клеточных и неклеточных элементов (физиологиче- ская дегенерация) и их восстановление (физиологическая ре- генерация). Эти процессы в различных тканях происходят по- разному. Так, например, клетки эпидермиса живут от 3 до 7 дней, эритроциты – 120 дней, срок жизни мышечных и нерв- ных клеток совпадает со сроком жизни всего организма. Тка- ни могут восстанавливаться при повреждении. Причем, эпи- телиальная, соединительная, гладкая мышечная ткани регене- рируют хорошо и быстро, поперечно-полосатая мышечная ткань восстанавливается лишь при определенных условиях, а в нервной ткани восстанавливаются лишь нервные волокна. Задания 1. Провести сравнительное изучение животных клеток. 2. Изучить основные виды тканей организма. Оборудование Учебные таблицы: «Схема строения клетки», «Различные типы животных клеток», «Строение нервной клетки», «Нерв- ная система», «Эпителиальные, соединительные и мышечные ткани». 11 Ход работы 1. Рассмотреть на таблицах общий план строения различ- ных клеток и зарисовать схемы строения двух видов клеток, на рисунке обозначить их основные компоненты (мембрану, ядро, цитоплазму), а на нервной клетке, кроме того, тело, дендриты и аксон. Результаты изучения органоидов клеток (универсальные и специальные) представить в форме таблицы: Названия органоидов клетки Функциональное значение 2. Рассмотреть на таблицах и зарисовать схемы представи- телей соединительной и эпителиальной тканей, а также фраг- менты мышечной ткани (гладкой и поперечно-полосатой). Сделать выводы: 1) об основных отличиях эпителиальной ткани от других тканей; 2) что общего в разных видах соединительной ткани? Результаты изучения основных видов тканей представить в форме таблицы: Название ткани Расположение Особенности строения Функциональные свойства Контрольные вопросы 1. Клетка как основная структурная и функциональная еди- ница многоклеточного организма. Строение и разнообразие клеток. 2. Основные органоиды клетки, их функциональное значение. 3. Ткани: виды, разнообразие, функциональное значение. 12 4. Чем отличается рыхлая соединительная ткань от плотной соединительной? 5. Чем отличается соединительная ткань от эпителиальной? 6. Какими общими свойствами характеризуются мышечная и нервная ткани? В чем их различие? 7. Что называется органом? Виды и примеры органов человека. 8. Системы органов. Назовите структуры, образующие раз- личные системы организма: опоры и движения, интегратив- ную и регулирующую, составляющую внутреннюю среду ор- ганизма. 9. Что такое функциональная система? Литература 1. Любимова, З.В. Возрастная физиология: учебник для студентов вузов / З.В. Любимова, К.В. Маринова, А.А. Ники- тина. – М.: Владос, 2003. 2. Назарова, Е.Н. Возрастная анатомия и физиология: учеб- ное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Е.Н. Назарова, Ю.Д. Жилов. – М.: Академия, 2008. 3. Прищепа, И.М. Возрастная анатомия и физиология: учеб- ное пособие / И.М. Прищепа. – Минск: Новое знание, 2006. 4. Санюкевич, Л.И. Лабораторные занятия по анатомии и физиологии ребенка с основами школьной гигиены / Л.И. Санюкевич. – Минск: Вышэйшая школа, 1985. 5. Солодовникова, И.И. Биология в терминах и понятиях: анатомия и физиология / И.И. Солодовникова, Д.Б. Сандаков. – Минск: АВЕРСЕВ, 2003. 13 ЗАНЯТИЕ 2 МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В АНАТОМИИ, ФИЗИОЛОГИИ И ГИГИЕНЕ Цель: закрепить теоретические знания о методических прие- мах изучения человека на уровне клеток, тканей и всего орга- низма; научиться определять некоторые показатели физиче- ского развития и функционального состояния организма. Теоретические сведения К методам анатомического исследования организма чело- века относятся: 1) электрорентгенография, позволяющая получить рентге- новское изображение мягких тканей, которые на обычных рентгенограммах не выявляются, т. к. почти не задерживают рентгеновские лучи; 2) томография, с помощью которой можно получить изобра- жения образований, которые задерживают рентгеновские лучи; 3) компьютерная томография, дающая возможность видеть на телеэкране не статичное «фото» органа, а снимки органов под различными углами, что дает в 1000 раз больше информа- ции, чем обычный рентгеновский снимок; 4) магнитно-резонансная томография, основанная на полу- чении изображения, отражающего распределение плотности ядер водорода (протонов), при помощи электромагнитов. Раз- ные виды тканей (кости, мышцы, сосуды, мозг и т.д.) имеют различное количество атомов водорода. Томограф распознает это, расшифровывает и строит изображение. К физиологическим методам исследования функций чело- века относятся наблюдение, естественный и лабораторный эксперимент. Метод наблюдения не вскрывает сущности физиологиче- ских процессов в организме. В этом отношении эксперимент 14 имеет преимущества, т. к. в нем создаются специальные усло- вия. Он всегда дает ответ на три вопроса: что, как и почему происходит в организме. Естественный эксперимент осуществляется в натуральной, привычной для испытуемых ситуации. Метод лабораторного эксперимента используется для изу- чения функций организма в определенных условиях. Их моди- фикация приводит к ответным реакциям определенных физи- ологических систем. Такие опыты подразделяются на острые и хронические. Первые проводятся только на предварительно наркотизированных животных. Вторые – и на животных, и на людях с полной безвредностью для их здоровья. С целью их реализации привлекается широкий ассортимент методических приемов, во многом заимствованных из смежных научных от- раслей. К ним относятся следующие: – соматоскопия – визуальная оценка по внешним призна- кам объекта, его конституции, формы позвоночника, осанки, степени представительства мышечной, жировой ткани и т.д.; – антропометрия – измерение у человека длины тела, со- размерности его частей, определение массы тела, экскурсии грудной клетки, толщины жировых складок и пр.; – физиометрия – предусматривает оценку таких парамет- ров, как жизненная емкость легких, их максимальная венти- ляция, сила мышц спины, кистей и т.д. – физиологические методы позволяют судить о функцио- нальном состоянии различных систем организма и его резерв- ных, адаптационных возможностях в целом. В настоящее время широко применяется метод функциональных нагрузок, или проб. Метод дозированных функциональных нагрузок основан на изменении в ходе исследования интенсивности или про- должительности воздействия. К функциональным пробам от- носятся: дозированные физические и умственные нагрузки, ортостатические пробы (изменение положения тела в прост- ранстве), пробы с задержкой дыхания и др. 15 В современных условиях наиболее распространенными яв- ляются электрофизиологические методы, которые позволяют регистрировать электрические процессы без повреждения по- кровных тканей – например, электрокардиография, электромио- графия, электроэнцефалографии (регистрация электрической активности сердца, мышц и мозга). Развитие радиотелеметрии позволяет передавать эти получаемые записи на значительные расстояния, а компьютерные технологии и специальные про- граммы – обеспечивают тонкий анализ физиологических данных. Таким образом, методы изучения физиологии постоянно совершенствуются и способствуют созданию достаточно пол- ной и объективной картины механизмов функционирования клеток и структур. В свою очередь, правильное понимание функции того или иного органа в организме человека позво- ляет предметно и своевременно провести диагностику, про- филактику и оказать помощь. При изучении вопросов гигиены детей и подростков при- меняются следующие методы исследования: – метод гигиенического наблюдения позволяет проводить исследования как среды, так и реакций организма на различ- ные ее факторы. Этот метод достаточен для гигиенической оценки изучаемого фактора, но недостаточен для его гигиени- ческого нормирования; – метод естественного гигиенического эксперимента – ос- новной метод в гигиене детей и подростков. Позволяет в усло- виях обычной жизни детского учреждения наблюдать взаимо- действие между организмом и изучаемым фактором, а затем правильно нормировать; – санитарно-статистический метод широко применяется при изучении проблемы здоровья детей и подростков. При применении каждого из перечисленных методов в за- висимости от конкретно поставленной задачи исследования широко используются различные методики (физические, хи- мические, физиологические и др.), позволяющие оценивать как факторы внешней среды, так и реакции организма. 16 Особое внимание при изучении дисциплины уделяется фи- зическому развитию подрастающего поколения. Физическое развитие – один из важных показателей здоровья. Для его изучения применяют антропометрические (соматометрия, со- матоскопия) и физиометрические методы исследования, поз- воляющие разработать так называемые стандарты физическо- го развития детей и подростков для каждого возраста, пола и региона проживания. Стандарты, в свою очередь, ложатся в основу гигиенических требований к размерам мебели для школьников, гигиенического обоснования размеров одежды, обуви и всех других предметов жизни, быта и труда. Индивидуальная оценка физического развития проводится путем сопоставления данных обследуемого со средними вели- чинами показателей для каждой возрастно-половой группы данного региона проживания со стандартами физического развития. Всякое существенное отклонение от средних дан- ных свидетельствует о нарушении физического развития, что часто бывает следствием каких-либо заболеваний. В силу это- го антропометрические обследования детей и подростков поз- воляют дать общую оценку состояния их здоровья. Для повседневной оценки физического развития не обяза- тельно использовать весь комплекс показателей. Вполне до- статочно учитывать основные антропометрические показате- ли: длину и массу тела, которые на разных этапах онтогенеза меняются с различной интенсивностью (особенно в первый год, 5–7 лет и в 11–16 лет). Задания 1. Определить длину , массу тела и силу кисти. 2. Овладеть навыками определения частоты пульса в покое. Оборудование 1. Приборы: секундомер, метроном, кистевой динамометр, ростомер, медицинские весы, тонометры. 17 2. Образцы электродов для отведения электрической активно- сти от головного мозга, сердечной мышцы и скелетных мышц. 3. Учебные таблицы: «Строение клетки», «Метод условных рефлексов», «Электрокардиограмма», «Электроэнцефалограм- ма», «Методы исследования органов пищеварения». Ход работы 1. Измерение длины тела стоя, массы тела и силы кисти 1.1. Измерение длины тела. Испытуемый становится на платформу ростомера спиной к его вертикальной стойке, ка- саясь ее сомкнутыми пятками, ягодицами и межлопаточной областью спины. Принимаемая поза: носки ног разведены на 15 см, спина выпрямлена, грудь выдвигается вперед, живот слегка подтянут, выпрямленные руки с вытянутыми пальцами примыкают к телу. Голова ориентирована так, чтобы глазнич- но-ушная горизонталь (линия, проходящая через верхний край козелка уха и наружный нижний край глазницы) была парал- лельна полу. Подвижная планка опускается до соприкоснове- ния с головой без надавливания. Точность измерения – 0,5 см. 1.2. Определение массы тела. Сняв обувь, испытуемый становится на портативные плоскостные весы, стрелка кото- рых фиксирует его массу. Определенную величину затем сравнивают с возрастным стандартом. 1.3. Определение мышечной силы кисти (динамометрия). Нужно охватить динамометр кистью руки. Выпрямить ее и отвести в сторону от туловища до получения с ним прямого угла, другую руку свободно опустить вдоль корпуса. Макси- мально сжать кистью динамометр и отметить положение стрелки. Процедуру повторить двукратно через 1–2 мин. И вычислить среднюю величину. Оценивая результаты динамо- метрии, следует учитывать как абсолютную величину мышеч- ной силы, так и относительную (к весу тела). Удобнее пред- ставлять величину мышечной силы в процентном выражении – силовой индекс (СИ): 18 СИ = ( А ∙ 100) / МТ, где А – сила мышц, кг; МТ – масса тела, кг. Для молодых нетренированных мужчин (до 35 лет) этот показатель составляет 60–70 % от массы тела. Для нетрениро- ванных женщин (до 30 лет) силовой индекс составляет 45–50 %. 2. Определение частоты пульса в покое Пульсом называют ритмические колебания стенки артерий, обусловленные сокращением сердечной мышцы и выбросом крови в артериальную систему. Пульс можно легко обнару- жить прикосновением к любой доступной ощупыванию арте- рии: височной, сонной, подключичной, лучевой, бедренной и др. Но чаще всего пульс определяют на лучевой артерии у ос- нования большого пальца кисти. Для этого указательный, средний и безымянный пальцы накладывают несколько выше лучезапястного сустава, нащупывают артерию и прижимают к кости. При этом кисть обследуемой руки должна находиться на уровне сердца. Подсчет проводится за 10 или 15 секунд с последующим умножением на 6 или 4 соответственно. В ре- зультате получаем частоту пульса за одну минуту. У здоровых людей она обычно соответствует частоте сердечных сокраще- ний и составляет в покое у мужчин 60–80 ударов в минуту, у женщин – на 5–10 ударов чаще. Но даже в норме под влияни- ем различных факторов частота пульса колеблется в довольно широких пределах. Так, у взрослого здорового человека наименьшая частота пульса отмечается в положении лежа, в положении сидя пульс учащается на 4–6 ударов, а в положе- нии стоя – на 10–14 ударов в минуту. Но в группе студентов диапазон колебаний частоты пульса может быть и больше в силу разных причин. В этом легко можно убедиться, если у всех провести подсчет пульса в покое в положении сидя, лежа и стоя. В каждом положении пульс считают в течение 15 се- кунд трижды и находят среднеарифметическую величину. Все значения необходимо представить в табличной форме. 19 Показатели частоты пульса в покое Время, мин Частота пульса, уд./мин Среднее значение пульса, уд./мин сидя лежа стоя сидя лежа стоя Необходимо установить различие в частоте пульса в зави- симости от положения тела и записать вывод. Отдельным пунктом в нем оцените величину пульса в положении сидя, исходя из следующей шкалы оценки: 41–60 уд./мин – отлично, 61–74 уд./мин – хорошо, 75–80 уд./мин – удовлетворительно, больше 80 – неудовлетворительно. У девушек на 10 ударов чаще. Важно учесть, что пульс реже 55 ударов в минуту (а по другим данным и менее 60 ударов) называется брадикардия. Причиной ее возникновения могут быть понижение функции щитовидной железы, некоторые заболевания сердца и др. Од- нако такое урежение пульса, достигаемое с помощью регу- лярных физических тренировок, является благоприятным для здоровья фактором, т. к. сердце в этом случае работает более экономично: ударный объем крови возрастает, а сердечные паузы увеличиваются. Литература 1. Психофизиология ребенка: учебное пособие / М.М. Без- руких [и др.]. – М.: Модэк, 2005. 2. Калюнов, В.Н. Практикум по физиологии человека и жи- вотных: в 2 ч. / В.Н. Калюнов, Т.А. Миклуш. – Минск: БГПУ, 2004. – Ч. 2. 20 3. Прищепа, И.М. Возрастная анатомия и физиология: учебное пособие / И.М. Прищепа. – Минск: Новое знание, 2006. 4. Сборник директивной, нормативно-методической доку- ментации по вопросам гигиены детей и подростков: в 2 ч. / сост.: С.Л. Фурс, А.А. Крюкова. – Минск: ЭКСТА, 1995. – Ч. 1. ЗАНЯТИЕ 3 СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ Цель: изучить общий план строения, функции и возраст- ные особенности спинного и головного мозга. Теоретические сведения Центральная нервная система (ЦНС) состоит из спинного и головного мозга и выполняет роль регулирующего и управ- ляющего органа организма. Спинной мозг – низший отдел ЦНС – размещается в позво- ночном канале, имеет длину 40–45 см и массу около 40 г. В нем выделяют шейный, грудной, поясничный и копчиковый сегмен- ты, от которых отходит 31 пара спинномозговых нервов, содер- жащих чувствительные и двигательные волокна и иннервиру- ющих скелетную мускулатуру и кожу. На поперечном разрезе спинного мозга хорошо видно серое и белое вещество. Серое образовано телами нервных клеток, белое – многочисленными отростками, соединяющимися в нервные пути спинного мозга. В задней части серого вещества (задние рога) спинного мозга находятся вставочные нейроны, в передней (передние рога) – двигательные, в спинномозговых узлах – чувствительные. Спинной мозг принимает участие в восприятии сенсорной информации из разных частей тела, выполняет рефлекторные и проводящие функции и является необходимым звеном нерв- 21 ной системы в координации сложных движений и вегетатив- ных функций. Рефлекторная функция спинного мозга состоит в том, что в его сегментах находятся центры простых рефлекторных реак- ций. Это рефлексы скелетной мускулатуры (коленный, ахиллов, двуглавой мышцы плеча и др.). Здесь же находятся рефлексы, обеспечивающие поддержание позы, а также вегетативные ре- флексы: потоотделения, мочеиспускания, дефекации, сосудо- двигательные, эрекции полового члена, эякуляции и некото- рые другие. Нервные волокна, составляющие основную массу белого вещества, образуют проводящие пути спинного мозга. По этим путям устанавливается связь между различными частями ЦНС и проходят импульсы в восходящем и нисходящем направлениях. Проводящая функция спинного мозга в восхо- дящем направлении осуществляется по нервным афферент- ным путям, передающим импульсы от всех участков тела в головной мозг, где происходит их анализ и синтез, а по нерв- ным эфферентным путям (нисходящим) из головного мозга движется поток управляющих импульсов, изменяющих дея- тельность скелетной мускулатуры и внутренних органов. Дея- тельность спинного мозга человека в значительной степени подчинена координирующим влияниям вышележащих отде- лов ЦНС. Головной мозг – важнейшая часть ЦНС. Его подразделяют на ствол, мозжечок, промежуточный мозг и конечный мозг. К стволовой части относятся продолговатый мозг, мост и сред- ний мозг. Функции стволовых структур головного мозга тесно связаны с регуляцией процессов жизнедеятельности организ- ма. В промежуточном мозге находятся две важнейшие струк- туры: таламус (зрительный бугор) и гипоталамус (подбугро- вая область). Таламус – центр, через который проходят все нервные чув- ствительные пути головного мозга, прежде чем они достигнут 22 коры больших полушарий. Он участвует в формировании ощущений и эмоциональной окраски поведения человека. Гипоталамус представляет собой высший вегетативный центр организма, регулирующий обмен веществ, температуру тела, деятельность всех внутренних органов, чувства голода и жажды. Он играет также важную роль в формировании поло- жительных и отрицательных эмоций. А связь гипоталамуса с дирижером желез внутренней секреции – гипофизом – обес- печивает нервную регуляцию эндокринных функций. Такое многообразие функций гипоталамуса дает основание расцени- вать его как высший подкорковый центр регуляции жизненно важных процессов организма. Всю работу ЦНС объединяет самый главный и сложный ее отдел – большие полушария головного мозга. В отличие от остальных отделов ЦНС (кроме мозжечка) здесь серое веще- ство располагается снаружи, образуя кору головного мозга (КГМ). Извилины (складки) коры и разделяющие их борозды (углубления) определяют ее своеобразный рельеф. Большие полушария – парные образования. У человека они составляют почти 80 % от общей массы мозга. Уже к моменту рождения ребенка три главные борозды (центральная, боковая и теменно-затылочная) делят каждое полушарие на четыре доли: лобную, теменную, затылочную и височную. Лобная доля находится впереди центральной борозды. Теменная доля ограничена впереди центральной бороздой, позади – теменно- затылочной, внизу – боковой. Затылочная доля находится по- зади теменно-затылочной борозды. Височная доля ограничена вверху глубокой боковой бороздой. Каждая доля мозга, в свою очередь, делится бороздами на ряд извилин. В коре каждого полушария головного мозга выделяют раз- личные по функциональному назначению зоны. Проекцион- ные сенсорные (чувствительные) зоны принимают и обраба- тывают информацию от органов чувств противоположной по- ловины тела (корковые концы анализаторов, по И.П. Павлову). 23 Различают зрительную, слуховую, обонятельную, вкусовую, кожно-мышечную сенсорные зоны. Моторные (двигательные) зоны коры в каждом полушарии занимают задние отделы лобной доли и осуществляют кон- троль и управление движениями противоположной стороны тела. Центры движений разных мышечных групп представле- ны неодинаково и занимают неравномерные области. Ассоциативные области коры составляют у человека ос- новную часть ее поверхности, и именно с ними связано фор- мирование познавательной деятельности и психических функций. В задних ассоциативных областях коры левого по- лушария выделяются поля, непосредственно связанные с ре- чевыми процессами, – центр Вернике в задневисочной коре, осуществляющий восприятие речевых сигналов. А в нижних отделах лобной области коры располагается центр Брока, свя- занный с произнесением речи. Задания 1. Изучить внутреннее строение спинного мозга. 2. Изучить строение и функции основных отделов головно- го мозга. Оборудование 1. Разборные муляжи головного мозга человека. 2. Учебные таблицы: «Спинной мозг и схема коленного рефлекса»; «Сагиттальный разрез головного мозга человека»; «Большие полушария головного мозга»; «Локализация функ- ций в коре головного мозга». Ход работы 1. Изучить по таблицам и книгам внутреннее строение спинного мозга. 24 Зарисовать схему поперечного среза спинного мозга, обозна- чив серое и белое вещество, передние, боковые и задние рога, расположение промежуточных и двигательных нейронов, зад- ний (афферентный) и передний (эфферентный) корешки спинного мозга. 2. По муляжу рассмотреть форму головного мозга челове- ка, напоминающего по внешнему виду гриб: «корень» – это так называемый ствол мозга, «шляпку» гриба образуют боль- шие полушария – правое и левое. Изучить расположение ос- новных пяти отделов мозга и их составных частей. Зарисовать схему срединной поверхности головного мозга, на рисунке отметить: продолговатый мозг, мост, мозжечок, средний мозг (ножки мозга и четверохолмие), промежуточный мозг (тала- мус и гипоталамус), большие полушария, а также мозолистое тело и гипофиз. Результаты изучения ЦНС представить в табличной форме. Изучение центральной нервной системы № п/п Название отделов ЦНС и ее составных частей Функциональное значение Возрастные особенности Литература 1. Методические указания к изучению курса «Возрастная физиология и школьная гигиена / сост. Б.К. Романов. – Мо- зырь, 1989. 2. Назарова, Е.Н. Возрастная анатомия и физиология: учеб- ное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Е.Н. Назарова. – М.: Аккадемия, 2008. 25 3. Прищепа, И.М. Возрастная анатомия и физиология: учебное пособие / И.М. Прищепа. – Минск: Новое знание, 2006. 4. Санюкевич, Л.И. Лабораторные занятия по анатомии и физиологии ребенка с основами школьной гигиены / Л.И. Санюкевич. – Минск: Вышэйшая школа, 1985. ЗАНЯТИЕ 4 ЗРИТЕЛЬНЫЙ И СЛУХОВОЙ АНАЛИЗАТОРЫ Цель: углубить знания об анализаторах (сенсорных систе- мах), их общих принципах строения и свойствах, об особен- ностях строения органов зрения и слуха и условиях их нор- мального функционирования. Теоретические сведения Анализатор – это система органов, воспринимающая и ана- лизирующая сигналы, как из внешней среды, так и из внут- ренней. Способствует познанию окружающего мира, форми- рует ощущения. Помимо зрительного, слухового, вкусового, обонятельного и осязательного (тактильного) анализаторов, соответствую- щих пяти органам чувств, в организме имеются вестибуляр- ный, анализаторы внутренних органов и др. Все анализаторы имеют единый принцип строения: они состоят из трех тесно связанных между собой отделов – периферического, провод- никового и центрального. Рецепторы являются периферическим звеном анализатора. Проводниковая часть анализатора представлена чувствитель- ным нервом и рядом подкорковых ядер, через которые прохо- дит информация от рецепторов в кору больших полушарий. Посредником, в котором сходятся все раздражения от внеш- него и внутреннего мира, является таламус. 26 Наиболее сложно устроена центральная часть анализатора. Она представлена сенсорной (чувствительной) областью коры больших полушарий, куда приходят афферентные волокна восходящих сенсорных путей. Центральная часть каждого анализатора расположена в определенном участке коры. Так, слуховой анализатор заканчивается в верхней височной изви- лине, зрительный – в средней части затылочной доли вокруг шпорной борозды и т.д. Зрительный анализатор. Его периферическим отделом яв- ляются фоторецепторы (палочки и колбочки), расположенные на сетчатой оболочке органа зрения – глазах. Под влиянием энергии света в фоторецепторах возникают нервные импульсы, которые по зрительному нерву (проводниковый отдел) посту- пают в затылочную область – центральный отдел анализатора. В нейронах этой области и возникают зрительные ощущения. Орган зрения состоит из глазного яблока и вспомогательно- го аппарата. Стенку глазного яблока образуют три оболочки. Переднюю часть фиброзной, или наружной, оболочки глаза называют роговицей, которая в дальнейшем переходит в скле- ру, или белочную оболочку. Следующей оболочкой глаза яв- ляется сосудистая. Внутренняя оболочка состоит из сетчатки, на которой расположены фоторецепторы. В состав глаза входят рецепторный аппарат и оптическая си- стема. Значение последней заключается в том, что она собирает световые лучи и обеспечивает четкое действительное изобра- жение предметов на сетчатке, но в уменьшенном и обратном виде. Оптическая система глаза состоит из роговицы, хрустали- ка, передней камеры глаза, задней камеры глаза и стекловидно- го тела. Поступающие в глаз световые лучи проходят через его оптическую систему и попадают на сетчатку. Для ясного виде- ния предмета необходимо, чтобы лучи от всех его точек попа- дали на сетчатку. Человек с нормальным зрением может хоро- шо рассмотреть как близко, так и далеко расположенные пред- меты. Приспособление глаза к ясному видению разноудаленных 27 предметов называют аккомодацией. Аккомодация осуществля- ется путем изменения кривизны хрусталика, что приводит к сдвигам в его преломляющей способности (рефракции). Существуют две главные аномалии преломления лучей в глазу: дальнозоркость и близорукость. Они связаны, как прави- ло, не с недостаточностью преломляющих сред, а с изменением оси глазного яблока. В дальнозорком глазу продольная ось глаза короткая, поэтому лучи, идущие от далеких предметов, собираются позади сетчатки. На сетчатке же получается круг светорассеяния, неясное, расплывчатое изображение предме- тов. Этот недостаток оптической системы глаза может быть исправлен путем применения двояковыпуклых стекол, усили- вающих преломление лучей. Если продольная ось глаза слиш- ком длинная (при близорукости), то главный фокус будет находиться не на сетчатке, а перед ней, в стекловидном теле. Чтобы ясно видеть вдаль, близорукий человек должен поме- стить перед собой вогнутые стекла, которые уменьшают пре- ломляющую силу хрусталика и тем самым отодвигают изоб- ражение на сетчатку. С возрастом орган зрения человека претерпевает значитель- ные многофункциональные перестройки. Например, длина глаз- ного яблока у новорожденных 16 мм, а его масса 3 г. К 20 го- дам эти цифры соответственно увеличиваются до 23 мм и 8 г. Аккомодация у детей выражена в большей степени, чем у взрос- лых. Эластичность хрусталика с возрастом уменьшается и со- ответственно падает аккомодация. У дошкольников вследствие более плоской формы хрусталика очень часто встречается даль- нозоркость. В школьные годы увеличивается число близоруких. Появлению близорукости способствуют нарушения гигиены зрения: чтение лежа, выполнение уроков в плохо освещенной комнате, увеличение напряжения на глаза и др. Слуховой анализатор. Его периферический отдел пред- ставлен спиральным (кортиевым) органом внутреннего уха. Нервные импульсы, образующиеся в рецепторах спирального 28 органа через проводниковый путь (слуховой нерв) идут в раз- личные структуры мозга и в конечном счете в височную об- ласть коры больших полушарий (центральный отдел анализа- тора). В этом отделе нервные импульсы преобразуются в слу- ховые ощущения. Орган слуха включает наружное, среднее и внутреннее ухо. В состав наружного уха входят ушная раковина, наружный слу- ховой проход. За счет ушной раковины улавливаются звуковые колебания. Наружный слуховой проход служит для проведения звуковых колебаний к барабанной перепонке, которая отделяет наружное ухо от среднего. В состав среднего уха входит систе- ма слуховых косточек (молоточек, наковальня, стремечко) и слуховая (евстахиева) труба. Значение слуховых косточек со- стоит в том, что они участвуют в передаче колебаний барабан- ной перепонки окну преддверия, а затем эндолимфе улитки внутреннего уха. В состав внутреннего уха входят преддверие, полукружные каналы и улитка, в которой расположены особые рецепторы, реагирующие на звуковые волны. Преддверие и по- лукружные каналы к органу слуха не относятся. Они представ- ляют собой вестибулярный аппарат, который участвует в регу- ляции положения тела в пространстве и сохранении равновесия. Улитка – это костный, постепенно расширяющийся спи- ральный канал, образующий 2,5 витка. Внутри среднего канала улитки, в улитковом ходе, находится звуковоспринимающий аппарат – кортиев орган. В его состав входят рецепторные во- лосковые клетки, колебания которых преобразуются в нервные импульсы, распространяющиеся по волокнам слухового нерва. В процессе постнатального развития слуховой анализатор человека не претерпевает существенных изменений, как его орган зрения. Четкие реакции на звук появляются у ребенка в 7–8 недель после рождения. Окончательное морфофункцио- нальное формирование органа слуха у детей заканчивается к 12 годам. К этому возрасту значительно повышается острота слуха, которая достигает максимума к 14–19 годам и после 20 29 лет уменьшается. С возрастом также изменяются пороги слы- шимости и падает верхняя частотная граница слуха. Задания 1. Изучить строение глазного яблока и механизмы аккомо- дации и рефракции глаза. 2. Изучить строение и возрастные особенности органа слу- ха человека. Оборудование 1. Муляжи глазного яблока и уха человека. 2. Учебные таблицы «Зрительный анализатор», «Слуховой анализатор», «Схема строения глаза», «Схема строения уха». 3. Учебно-методические карточки «Зрительный анализа- тор», «Слуховой анализатор». 4. Контрольные анатомические карты «Строение глазного яблока», «Строение уха». Ход работы 1. Рассмотреть на разборном муляже глазное яблоко чело- века. С помощью таблиц и учебно-методических карточек найти основные его компоненты: три оболочки (белочная, со- судистая, сетчатая), оптическую и световоспринимающую си- стемы. Выяснить роль этих компонентов и их составных ча- стей. Зарисовать схему строения глаза, на которой обозначить: роговицу, переднюю и заднюю камеру, радужную оболочку, ресничную мышцу, хрусталик, стекловидное тело, белочную оболочку (склеру), сетчатку, желтое пятно с центральной ям- кой, слепое пятно, зрительный нерв, оптическую и зрительную ось. Результаты изучения глазного яблока представить в виде таблицы. 30 Особенности строения и функции глазного яблока № п/п Название основных компонентов глазного яблока Функциональное значение Возрастные особенности Кроме этого, необходимо выписать компоненты глазного яблока, участвующие в механизме аккомодации, а также зари- совать схему преломления лучей в нормальном, близоруком и дальнозорком глазу. Сделать выводы о соотношении продоль- ной и поперечной оси при близорукости и дальнозоркости. 2. По разборным муляжам изучить общий план строения уха человека. Рассмотреть расположение 3 отделов уха и их составных частей: наружного уха (ушная раковина, наружный слуховой проход, барабанная перепонка), среднего уха (бара- банная полость, слуховые косточки, евстахиева труба), внут- реннего уха (преддверие, полукружные каналы, улитка). Вы- яснить их функциональное значение. Результаты изучения уха человека представить в табличной форме. Особенности строения и функции уха человека № п/п Название отдела уха человека Название составных частей отдела уха Функциональное значение Литература 1. Айзман, Р.И. Избранные лекции по возрастной физиологии и школьной гигиене: учебное пособие / Р.И. Айзман, В.М. Шир- шова. – Новосибирск, 2002. 31 2. Глушкова, Е.К. Береги зрение / Е.К. Глушкова. – М.: Ме- дицина, 1987. 3. Методические указания к лабораторным занятиям по возрастной физиологии / сост. Б.К. Романов. – Мозырь, 1986. 4. Прищепа, И.М. Возрастная анатомия и физиология: учеб- ное пособие / И.М. Прищепа. – Минск: Новое знание, 2006. 5. Санюкевич, Л.И. Лабораторные занятия по анатомии и физиологии ребенка с основами школьной гигиены / Л.И. Санюкевич. – Минск: Вышэйшая школа, 1985. ЗАНЯТИЕ 5 ЖЕЛЕЗЫ ВНУТРЕННЕЙ СЕКРЕЦИИ Цель: получить комплексное представление о строении и функциях желез внутренней секреции (ЖВС), о взаимодей- ствии нервной и гуморальной систем в регуляции жизнедея- тельности организма. Теоретические сведения Железы внутренней секреции оказывают значительное вли- яние на все стороны жизнедеятельности организма человека. В организме 8 ЖВС: гипофиз, эпифиз, щитовидная, паращи- товидная, зобная (вилочковая), поджелудочная, надпочечники и половые железы. В них образуются различные физиологи- чески активные вещества – гормоны, которые выде-ляются непосредственно в кровь. Гормоны принимают участие в ре- гуляции роста и развития, обмена веществ и энергии, в коор- динации всех физиологических функций организма, в прояв- лении биоритмологической активности и цикличности неко- торых процессов (например, половых циклов у женщин). Деятельность каждой ЖВС осуществляется только в тесной связи друг с другом. Это взаимодействие происходит благода- ря влиянию гормонов на функциональную активность ЖВС, а 32 также действию гормонов на нервные центры, которые, в свою очередь, изменяют действие желез. В настоящее время доказана регулирующая роль нервной системы в секреции гормонов. Некоторые нейроны кроме своих основных функ- ций способны секретировать физиологически активные веще- ства – нейросекреты. Особо важную роль в нейросекреции иг- рают нейроны гипоталамуса, анатомически тесно связанные с гипофизом. Именно нейросекреция гипоталамуса определяет секреторную активность гипофиза, а через него и всех других эндокринных желез. Таким образом, гипоталамус координирует все вегетатив- ные процессы организма, выполняя функции высшего вегета- тивного нервного центра, а также регулирует деятельность эндокринных желез. Несмотря на столь совершенную регуляцию ЖВС, их функции могут существенно изменяться. Возможно либо уси- ление ЖВС – гиперфункция, либо уменьшение секреции – ги- пофункция. Нарушение функций ЖВС сказывается на процес- сах жизнедеятельности организма. Особенно значительные нарушения наблюдаются при воз- никновении эндокринных заболеваний в детском и подрост- ковом возрасте, которые могут приводить к физической неполноценности ребенка и наносить вред его психическому развитию. Гормональный дисбаланс нередко наблюдается и как вре- менное явление в процессе роста и развития детей и подрост- ков. Наиболее заметные эндокринные перестройки происхо- дят в подростковом возрасте, в процессе полового созревания. Эти гормональные сдвиги определяют многие особенности их высшей нервной деятельности (ВНД) и накладывают отпеча- ток на все стороны поведения. При оптимальной организации учебно-воспитательной ра- боты с детьми и подростками требуется знание не только осо- бенностей деятельности нервной системы и ВНД, но и осо- 33 бенностей ЖВС. В связи с этим будущим педагогам интерес- но ознакомиться с тем, на какие процессы жизнедеятельности оказывает влияние работа той или иной ЖВС и какие наруше- ния возникают в организме при снижении (гипофункции) или повышении (гиперфункции) деятельности этой железы. Задания 1. Изучить анатомо-физиологические и возрастные особен- ности ЖВС. Оборудование 1. Таблицы «Железы внутренней секреции», «Механизм активизации коры надпочечников при стрессе». 2. Учебно-методические карточки «Железы внутренней секреции». 3. Контрольные анатомические карты «Железы внутренней секреции». Ход работы По учебно-методической литературе, карточкам и табли- цам изучить основные структурно-функциональные особен- ности ЖВС. Особое внимание обратить на изменения в орга- низме при гипофункции и гиперфункции ЖВС. Результаты изучения ЖВС представить в виде таблицы. Изучение желез внутренней секреции № п/п Название железы Расположение в организме Гормоны Основные функции Возрастные особенности 34 Литература 1. Физиология человека: учебник: курс лекций / Н.А. Агад- жанян [и др.]. – СПб.: Сотис, 1998. 2. Возрастная физиология: учебник для студентов вузов: в 2 ч. / З.В. Любимова [и др.]. – М.: Владос, 2003. – Ч.1. 3. Прищепа, И.М. Возрастная анатомия и физиология: учебное пособие / И.М. Прищепа. – Минск: Новое знание, 2006. ЗАНЯТИЕ 6 КРОВЬ И КРОВООБРАЩЕНИЕ Цель: ознакомиться со строением и функциями клеток крови, общим планом строения сердца, возрастными особен- ностями кровообращения. Теоретические сведения Кровь относится к жидкой соединительной ткани организма и состоит из форменных элементов (клетки крови) и плазмы (жидкая часть крови). К форменным элементам относят крас- ные кровяные тельца (эритроциты), белые кровяные тельца (лейкоциты) и кровяные пластинки (тромбоциты). Большую часть клеток крови составляют эритроциты. Это безъядерные клетки диаметром 7–8 мкм и толщиной около 2 мкм. По форме они напоминают двояковогнутую линзу, что увеличивает их поверхность и способствует выполнению главной функции – переносу кислорода от легких ко всем клеткам тела. Лейкоциты отличаются от эритроцитов наличием ядра и способностью к активному амебоидному движению. Они могут через межкле- точные пространства выходить в ткани. Основная функция лейкоцитов состоит в защите организма от возбудителей бо- лезней. Различают несколько видов лейкоцитов, обладающих морфологическими и функциональными отличиями: зернистые 35 и незернистые (в зависимости от наличия в цитоплазме зерни- стости). К зернистым формам относятся нейтрофилы, эозино- филы и базофилы, к незернистым – лимфоциты и моноциты. В крови поддерживается относительно постоянное количествен- ное соотношение лейкоцитов. Это соотношение выражают в процентах и называют лейкоцитарной формулой. При ряде за- болеваний характер лейкоцитарной формулы меняется, что учитывается в клинике с диагностической целью. Третий вид форменных элементов крови – тромбоциты. Они представляют собой бесцветные, овальной или округлой формы, лишенные ядер тельца. Их диаметр всего 2–5 мкм. Они имеют важное значение в свертывании крови. Кровь выполняет жизненные функции, находясь в непре- рывном движении. Кровообращение обеспечивается деятель- ностью сердца и кровеносных сосудов. Сердце – центральное звено системы кровообращения. Оно расположено в грудной полости ассиметрично между легкими. Своим основанием сердце обращено к позвоночнику, а его верхушка упирается в пятое левое межреберье. Сердце лежит внутри околосердечной сумки – перикарда. Стенка сердца состоит из 3 слоев: наружного (эпикарда), внутреннего (эндокарда), среднего (миокарда). Ос- новную массу сердца составляет миокард, состоящий из осо- бого рода поперечно-полосатой мышечной ткани. Наиболь- шая толщина миокарда в желудочках, которые выталкивают кровь в большой и малый круги кровообращения. Из сердца кровь выталкивается по артериям (самая большая из них – аорта), а по венам – притекает к сердцу. Кровоснабжение самого сердца осуществляется по специ- альным сосудам. В начальной части аорты отходят 2 артерии (левая и правая коронарные). Основные стволы их идут вокруг сердца, по борозде, отграничивающей предсердие от желудоч- ков. Получается своеобразная корона, почему сосудам и дано такое название. Закупорка артерий – одна из причин инфаркта, а их сильное и внезапное сужение приводит к стенокардии, со- провождающейся болями в сердце, возникновением одышки. 36 В нормальных условиях кровь через сердце движется только в одном направлении – от предсердия в желудочек и далее в артерии. Обратный ток крови невозможен благодаря наличию 2 видов клапанов: створчатых (между предсердиями и желу- дочками); полулунных (между желудочками и артериями). Нередко сердечные клапаны могут повреждаться (например, при ревматизме и других воспалительных процессах). В этом случае они не могут достаточно плотно закрываться и часть крови будет с силой выбрасываться обратно. Работа сердца нарушается, возникают пороки сердца. Задания 1. Изучить строение и функции клеток крови. 2. Ознакомиться с общим планом строения сердца человека. 3. Провести сравнительное изучение кровообращения в он- тогенезе. Оборудование 1. Муляжи сердца человека и органов грудной полости. 2. Учебные таблицы: «Кровь», «Сердце», «Схема кровооб- ращения», Кровообращение плода и взрослого. 3. Учебно-методические карточки «Кровь и кровообращение»; 4. Контрольные анатомические карты «Строение сердца». Ход работы 1. Используя учебно-методическую литературу и таблицы, выяснить структурно-функциональные особенности клеток крови человека. Для этого: 1) зарисовать отдельных предста- вителей эритроцитов, лейкоцитов и тромбоцитов; 2) отдельно зарисовать различные виды лейкоцитов: зернистые (эозино- филы, базофилы, нейтрофилы) и незернистые (лимфоциты, моноциты), уточнить их изменения с возрастом, соотношение в лейкоцитарной формуле, роль в диагностике болезней, уча- стие в фагоцитозе; 3) зарисовать схемы эритроцитов человека 37 и лягушки, сравнить их по величине и клеточной структуре, выяснить причины отличий. Результаты изучения форменных элементов крови человека представить в виде таблицы. Изучение форменных элементов крови Клетки крови Особенности строения Основные функции 2. Пользуясь муляжами, таблицами и учебно-методической литературой, изучить расположение следующих компонентов сердца: верхушки и основания, предсердий и желудочков, створчатых и полулунных клапанов, слоев сердца – эпикарда, миокарда, эндокарда, а также сосудов основания сердца – аор- ты, легочного ствола с двумя легочными артериями, нижней и верхней полых вен, четырех легочных вен, коронарных сосудов. 3. По таблицам и учебно-методическим карточкам изучить структуру большого и малого кругов кровообращения у плода. Зарисовать схемы строения сердца плода и взрослого челове- ка, на которых обозначить: полости, клапаны сердца, крупные сосуды, которые подходят к сердцу и отходят от него, а также овальное отверстие и артериальный проток (у плода). На ри- сунке сердца стрелками обозначить направление движения крови. Сделать заключение о роли овального отверстия и артери- ального протока в системе кровообращения плода и об изме- нении характера кровообращения после рождения ребенка. Литература 1. Александров, А.А. Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний в молодом возрасте / А.А. Александров. – М.: Медицина, 1987. 38 2. Назарова, Е.Н. Возрастная анатомия и физиология: учеб- ное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Е.Н. Назарова, Ю.Д. Жилов. – М.: Академия, 2008. 3. Прищепа, И.М. Возрастная анатомия и физиология: учеб- ное пособие / И.М. Прищепа. – Минск: Новое знание, 2006. 4. Хрипкова, А.Г. Возрастная физиология и школьная гиги- ена: пособие для студентов педагогических институтов / А.Г. Хрипкова, М.В. Антропова, Д.А. Фарбер. – М.: Просвещение, 1990. 39 Учебное издание ОСНОВЫ АНАТОМИИ, ФИЗИОЛОГИИ И ГИГИЕНЫ Методические указания к практическим занятиям для студентов инженерно-педагогического факультета С о с т а в и т е л ь РОМАНОВ Борис Кириллович Редактор Е.О. Коржуева Компьютерная верстка Д.К. Измайлович Подписано в печать 05.10.2010. Формат 60841/16. Бумага офсетная. Отпечатано на ризографе. Гарнитура Таймс. Усл. печ. л. 2,21. Уч.-изд. л. 1,73. Тираж 50. Заказ 836. Издатель и полиграфическое исполнение: Белорусский национальный технический университет. ЛИ № 02330/0494349 от 16.03.2009. Проспект Независимости, 65. 220013, Минск.