Министерство образования Республики Беларусь БЕЛОРУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра «Технология и методика преподавания» КУЛЬТУРА РЕЧИ И ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РИТОРИКИ Практические занятия М и н с к БНТУ 2 0 1 0 Министерство образования Республики Беларусь БЕЛОРУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра «Технология и методика преподавания» КУЛЬТУРА РЕЧИ И ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РИТОРИКИ Практические занятия М и н с к БНТУ 2 0 1 0 УДК [81′271 + 808] (076) ББК 81.2я7 К90 С о с т а в и т е л ь : А.В. Ражнова Р е ц е н з е н т ы : Р.И. Купчинов, д -р пед. наук; А.А. Соловянчик, канд. пед. наук Издание содержит материалы для проведения практических занятий по дисциплине «Культура речи и основы педагогической риторики». Предназначено для студентов дневной формы обучения специальности 1-02 06 02 «Технология. Дополнительная специаль- ность». © БНТУ, 2010 3 Введение Специфика учительской профессии заключается в постоянном деятельном контакте с другими людьми. Работа учителя направлена на формирование личности ученика, выработку определенных правил поведения, интеллектуальное развитие. Преподаватель должен обладать не только психологическими, специальными знаниями, но и навыками профессионального общения. Речь учителя – основной инструмент педагогического воздействия и одновременно образец для учащихся. В речи проявляется личность. Интеллект, характер, цели и инте- ресы человека отражаются в том, что и как он говорит. Речь имеет органическую взаимосвязь с мышлением. С одной стороны, уровень развития речи обусловлен соответствующим уровнем развития мышления, а с другой – совершенствование речи влечет за собой и совершенствование мыслительной деятельности. Из этого следует:  человек интеллигентный, образованный, культурный немыслим без хорошей речи;  достичь мастерства в этой области можно только в том случае, если работать над собой: пополнять знания, расширять кругозор. Главным ценностным ориентиром будущего педагога должно стать оптимальное в любой педагогической ситуации речевое пове- дение, при котором специалист не только компетентен и эрудиро- ван, но и гибко оперирует своими знаниями, добиваясь заданной цели. Это умение определяется совокупностью таких качеств, как:  гибкость мышления;  быстрая переключаемость с одного вида деятельности на другой;  конструктивность общения с оппонентом;  способность мгновенно преодолеть «аудиторный шок» и др. Предмет «Культура речи и основы педагогической риторики» совершенствует эти качества. Ведущими методами работы в рамках данного курса будут:  осознание базовых понятий риторики;  редактирование речевых высказываний, имеющих определенные огрехи в использовании риторических правил;  психотренинги (игры, упражнения), способствующие совер- шенствованию тех или иных мыслительных и речевых способностей; 4  упражнения, совершенствующие способность управлять мускулами речевого аппарата, координировать речедвигательные и слуховые ощущения;  ролевые и деловые игры, имитирующие реальные жизненные ситуации;  экспертная работа, совершенствующая умение отслеживать достоинства и недостатки чужой речемыслительной деятельности;  рефлексия по следам собственной речемыслительной деятельности (особенно эффективна при условии записи своего высказывания на видео- или аудиосредства воспроизведения речи);  собственное мыслеречетворчество студентов: создание речевых высказываний в соответствии с определенной ситуацией и жанром. Ведущей формой в данной системе действий является коллек- тивная мыслеречедеятельность на занятии с соответствующей индивидуальной подготовкой к ней дома. Практическое занятие № 1 ЧЕЛОВЕК В ЗЕРКАЛЕ ОБЩЕНИЯ Цель: выявить и осознать достоинства и недостатки своих мыслительных и речевых способностей. Содержание: 1. Игра-знакомство «Имя – качество». Представиться, добавив к своему имени качество, начинающееся на ту же букву. «Инна – интеллектуальная», «Виктория – веселая» и т.д. 2. «Какие требования предъявляются к речи учителя?» – работа в перекрестных группах. 3. «Передай другому» – пересказ текста по цепочке. 4. «Цепочка» – упражнение на внимание. Первый участник называет слово, второй повторяет, добавляя свое и т.д. 5. «Придумай рассказ» – развивает способность импровизировать на любую тему. Рассказ составляется по цепочке от исходного предложения. 6. Составление рассказа по опорным словам: дождь, чай, окно, компьютер, пистолет, Америка. 5 Практическое занятие № 2 ТРЕНИРОВКА ДЫХАНИЯ И АРТИКУЛЯЦИИ Цель: создание положительной мотивации к упражнениям по технике речи. Содержание: 1. Дыхательные упражнения:  вдох-задержка-выдох (по 6 секунд, повторить 10–12 раз);  положение стоя, ноги – на ширине плеч. Медленно вдохнуть, а затем громко, делая ударение на каждом слоге, прочитать стихо- творение «Наша Таня». Читая стихотворение, медленно наклоняемся. Цель упражнения – расширить объем дыхания. Делая упражнение, воздух не вдыхать. Повторить 3–5 раз;  «долгоговорка». Делать стоя, ноги на ширине плеч. Глубоко вдохнуть, задержать дыхание и медленно произносить: Как на горке, на пригорке Встали двадцать два Егорки: Раз Егорка, два Егорка, три Егорка – и т.д. 2. Упражнение для губ и языка. Цель – развитие и совершенствование артикуляционного аппарата и произношения. Четкая дикция – непременное условие для успешных публичных выступлений. Упражнения для губ и языка делаются перед зеркалом.  Вытянуть губы трубочкой и произнести звук «у-у», затем широко улыбнуться во весь рот, «ы-ы». Повторить 10–15 раз.  Губы трубочкой вправо-влево. Щеки неподвижны. 10 раз.  Губы трубочкой вверх-вниз. Щеки неподвижны. 10 раз.  «Конфета» 10 раз.  Язык трубочкой 5 раз. 3. Дикционные упражнения. Чтобы отработать правильную постановку губ и языка во время речи, их нужно тренировать, упражняясь со скороговорками.  Тщательно выговаривая каждый звук, надо медленно по слогам прочитать: 6 О-т т-о-п-о-т-а к-о-п-ы-т п-ы-л-ь п-о п-о-л-ю л-е-т-и-т. Курьера курьер обгоняет в карьер Осип охрип, Архип осип. Практическое занятие № 3 УСТНАЯ И ПИСЬМЕННАЯ ФОРМЫ РЕЧИ Цель: осознать существенные различия между устной и пись- менной формами речи, понять механизмы порождения речи, начать работу по совершенствованию механизма и синхронности работы долговременной и оперативной памяти. Содержание: 1. Прокомментировать следующие высказывания с точки зрения соотношения письменной и устной форм речи. Одна героиня у Ф.М. Достоевского говорит своему собеседнику: «Послушайте, вы прекрасно рассказываете, но нельзя ли рассказывать как-нибудь не так прекрасно? А то вы говорите, точно книгу читаете?» «Указую господам сенаторам речь в присутствии держать не по писанному, а только своими словами, дабы дурь каждого всякому видна стала». (Указ Петра І) «Есть пятьдесят способов сказать «да» и пятьдесят способов сказать «нет», и только один способ их написать». 2. «Мозговой штурм». Цель упражнения – на основе коллективной мыследеятельности осознать различие и сходство устной и письменной форм речи, вызвать потребность отказываться в устных выступлениях от пись- менного текста. Задание – ответить на следующие вопросы, выслушав точку зрения каждого в микрогруппе и придя к общему выводу:  В чем сходство между устной и письменной формами речи?  В чем различие между устной и письменной формами речи?  Назовите основные недостатки устной речи. 3. Тренировка и развитие памяти. Метод образной визуализации позволяет повысить эффектив- ность кратковременной памяти. 7 Закройте глаза и представьте соответствующие картины: лев, напа- дающий на антилопу; собака, виляющая хвостом; муха в вашем супе; миндальное печенье в коробке; молния в темноте; пятно на вашей любимой одежде; бриллиант, сверкающий на солнце; крик ужаса в ночи; радость материнства; человек, ворующий кошелек из сумки. Вспомнить и записать названия картинок. 8 образов – упражнение выполнено успешно. С закрытыми глазами представьте себе внешний вид предметов, их вкус, запах, звуки и прочее: бумага, шерсть, ликер, ваниль, сапог, гнездо, телега, палец, кот, волосы, колесо, слон, шелк, поцелуй, птица. Вспомнить и записать по памяти те, которые запомнили. Более 9 слов – упражнение выполнено успешно. 4. Упражнения «Объедини слова в пары», «Слова на своих местах». 5. Упражнения «Память на числа», «Память на образы», «Опера- тивная память». Анализ высказываний студентов по схеме. Вопросы для анализа высказывания: 1. Чувствуется ли в высказывании стремление автора к подроб- ностям, развернутому описанию деталей, пояснениям, комментариям, чтобы основная мысль предстала перед слушателями в максимальной полноте? 2. Есть ли в высказывании нестандартные, оригинальные, неожиданные мысли, выражения, слова, вызывающие интерес к дальнейшему слушанию? 3. Есть ли в голосе автора внутренняя свобода, естественность, стремление убедить? 4. Сколько раз повторяет автор основную мысль? 5. Есть ли в высказывании определенный настрой на слушателей, относящихся к автору скептически? 6. Использует ли автор в своем высказывании цитаты, афоризмы? 7. Проявляется в высказывании открытость автора, демонстрация его чувств и эмоций? 8. Какова степень готовности автора говорить на данную тему? 9. Как автор подчеркивает важность темы высказывания для себя лично и для слушателей? 10. Допускает ли автор, выражая свою точку зрения, возмож- ность другой позиции? 8 Практическая работа № 4 ЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РИТОРИКИ: КУЛЬТУРА ОПЕРИРОВАНИЯ ПОНЯТИЯМИ Цель: научиться выделять понятие, определять его вид и отношения с другими понятиями. Содержание: 1. «Толковый словарь». Аномалия, антипатия, бюджет, виртуоз, галлюцинация, гипербола, гонорар, гурман, деликатес, деспот, идентичный, идиллия, иллюзия, комментарий, конферансье, ориентир, репутация, спич, сплин, статус. 2. «Кто есть кто, что есть что». Цель – актуализировать понимание «что такое понятие». Все объединяются в четыре малые группы. Первая группа задумывает какой-то предмет, понятие, название явления, признака, действия. Остальные группы по очереди называют определенные признаки данного понятия. Получая от группы ответ «да/нет», каждая группа выстраивает свою систему вопросов. Каждая группа имеет право задать 3 вопроса, затем это право передается другой группе. По- беждает та группа, которая первой назвала понятие. 3. «Найди логическую ошибку». Учитель – человек, обучающий детей. Фабрикой или заводом называют заведение, имеющее фабричные или заводские устройства. Эстетика – это наука об эстетическом в действительности. Архаизмы – это слова, вышедшие из употребления вследствие замены их новыми. На письменном столе лежали учебники по русскому языку: для начальных классов, для 5–10 классов, для педучилищ, для подгото- вительных курсов вузов, монография Виноградова «Русский язык». Специальные профилактические прививки детям надо делать как в младенческом, так и в дошкольном возрасте. Леса бывают хвойные, смешанные, сосновые и лиственные. Реки делятся на глубокие и мелкие, на судоходные и несудоходные. 4. «Понятийно-терминологическая игра». Работа в малых группах. Каждая группа дает определение трех понятий. Эксперты работают со словарями. 9 Работа в группах с терминокартами. Каждая группа составляет связный текст (рассказ, микролекция, сообщение, басня, сказка, характеристика человека и т.д.), который оценивается по следующим критериям:  количество использованных понятий;  точность в употреблении понятия, количество правильно использованных понятий;  занимательность текста и исполнительское мастерство. Практическая работа № 5 ЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РИТОРИКИ: СУЖДЕНИЕ Цель: работа над суждением как формой мышления. Содержание: Суждение – форма мысли, в которой утверждается или отрица- ется что-либо относительно предметов или явлений, их свойств, связей и отношений и которая обладает свойством выражать либо истину, либо ложь. Состоит из следующих структурных элементов: субъекта, предиката, связки, кванторного слова. Субъект суждения – предмет суждения, то, о чем говорится в данном суждении; логическое подлежащее; обозначается буквой S. Предикат суждения – то, что говорится о предмете суждения, о субъекте; логическое сказуемое; обозначается буквой Р. Связка выражает отношение между субъектом и предикатом суждения и принадлежность предмету мысли того или иного свойства, отраженного в предикате. Связка выражается словом или группой слов («является», «не имеется», «есть») или подразумевается (обозначается тире). Кванторное слово (квантор) – слово, стоящее перед объектом суждения (все, один, некоторые). Оно указывает, относится ли суждение ко всему объекту понятия, выражающего субъект, или к его части. «Ни один злой человек не бывает счастлив» S – «злой человек» Р – «счастлив» Связка – «не бывает» Кванторное слово – «ни один» 10 1. «Где суждение? Где предложение? Где субъект? Где предикат?» Выпишите только те предложения, которые содержат в своем составе суждения. Укажите в них субъект и предикат. Только поверхностные знания и неуверенные суждения приводят к чрезмерной болтливости. Б. Гальдос. Невоздержанный язык – худшее из зол. Еврипид. Ничто так не связывает нас, как наши пороки. О. Бальзак. Самое страшное неверие – неверие в себя. Т. Карлейль. Лгут только одни негодяи. Ф.М. Достоевский. Лжец должен обладать хорошей памятью. Квинтилиан. Никогда не поздно замолчать, если знаешь, что лжешь. А. Дюма-сын. Золото испытывается на огне, а мужество – в беде. Сенека Младший. Всякое предательство – это душевная смерть. Ю. Бондарев. Друг всем – ничей друг. Аристотель. Если хочешь, чтобы твое дело было сделано, иди и делай его сам. Б. Франклин. Обсуждая поступки других людей, вспоминай свои. Л.Н. Толстой. 2. Выражение мысли разными способами. Предложить несколько вариантов одной и той же мысли. «Нынешнее лето будет очень жарким» «Солнце светило ярко» «Студент готовится к занятию» «Работа с книгой – эффективный способ обучения» 3. «Формулы суждения». Записать структуру суждений в виде формул.  Птицы живут в гнездах.  Снежные люди встречаются в горах.  Киты не дышат жабрами.  Мышления без языка не существует.  Ни один рассказ этого автора не переведен на иностранные языки.  Иногда люди допускают несправедливость.  Ни один океан не имеет пресную воду.  Не все выдающиеся музыканты имели абсолютный слух.  Все счастливые семьи похожи друг на друга. 11  Ни один римский раб не обладал правами гражданина. 4. «Суждение по формуле» Ни одно S не есть Р. Всякое S есть Р. Некоторые S есть Р. Некоторые S не есть Р. 5. «Наиболее распространенные сложные суждения» (соедини- тельные, разделительные, условные) Установите вид сложного суждения, укажите его составные ча- сти (простые суждения), логический союзы. Поверь ему – окажешься обманутым. Кризисы и конфликты – благодатная почва для международного терроризма. Националистическая пропаганда может быть совершена устно или письменно. Жизнь коротка, искусство вечно. Время проходит, но сказанное слово остается. Л.Н. Толстой. Люди учатся, как говорить, а главная наука – как и когда мол- чать. Л.Н. Толстой. Неприятное впечатление на слушателей производит не только физическая скованность, но и беспорядочная жестикуляция. Практическая работа № 6 ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ Цель: обобщить и систематизировать полученные знания. Содержание: 1. Для определения каких понятий используют термин «культура речи»? 2. Что понимается под публичной речью? 3. Какие факторы влияют на результативность публичной речи? 4. Определите очередность этапов подготовки выступления:  определение проблемы;  выбор задач;  отбор материала; 12  составление плана;  выписка цитат;  определение названия;  составление развернутого конспекта. 5. Придумайте и запишите один-два примера:  аргументации;  сопереживания;  апелляции к непосредственным интересам аудитории;  апелляции к авторитетам;  апелляции к источникам. 6. Когда и для чего целесообразно обратиться к афоризмам, пословицам, крылатым словам? 7. Какие правила необходимо соблюдать, используя цитаты? 8. Каково назначение средств наглядности? Почему использование наглядности делает запоминание более эффективным? 9. Как реагируют слушатели на логические ошибки лектора? 10. Каковы основные признаки логического мышления? 11. Как формулируется закон тождества? Объясните его смысл. 12. Как формулируется закон противоречия? 13. В каких случаях возникают противоречия в лекциях? 14. Вы знаете, что ошиблись. Как следует вести себя, если ваша ошибка обнаружена? Если ее не заметили в аудитории? 15. Как формулируется закон достаточного основания? 16. Приведите пример закона достаточного основания. Объясните его смысл. 17. На какие источники следует ссылаться при приведении доказательств? 18. Каким требованиям должна отвечать речь, правильная с точки зрения формальной логики? 19. Как следует реагировать на опоздавших к началу занятия? Предложите свои варианты переключения внимания аудитории на лектора. 20. Как сконцентрировать внимание слушателей в первый момент выступления? 21. Что такое «аудиторный шок»? 22. Какие способы существуют для преодоления «аудиторного шока»? 13 23. Для чего нужны невербальные средства общения? 24. Какие требования предъявляются к жестам? 25. Каково влияние мимики оратора на аудиторию? 26. Какие требования предъявляются к дикции? 27. Как надо регулировать скорость речи? 28. Как осуществляется контроль внимания аудитории? 29. Какие приемы следует использовать, чтобы восстановить внимание аудитории? Практическая работа № 7 НОРМЫ СЛОВОУПОТРЕБЛЕНИЯ Содержание: 1. Расставьте в словах ударения. Атлас, алфавит, баловаться, договор, звонит, квартал, километр, комбайнер, крапива, коклюш, красивее, кухонный, кулинария, мусоропровод, откупорить, свекла, щавель, эксперт, глиняный, каталог, оптовый, новорожденный, обеспечение, таможня, угли, ходатайствовать, феномен, вероисповедание, петля, подошва, средства. 2. Составьте возможные словосочетания, раскрыв скобки. (Удешевить, снизить) себестоимость, (сделать, совершить) поступок, (сдерживать, удерживать) противника, (написать, нарисовать) картину, (сделать, доставлять) горе, (дать, задать) вопрос, (играть, иметь) роль, (играть, иметь) значение, (надевать, одевать) платье, (надевать, одевать) куклу. 3. С данными ниже паронимами составьте предложения или словосочетания. Гармонический – гармоничный, коричневый – коричный, оклик – отклик, опечатки – отпечатки, поэтический – поэтичный, предоста- вить – представить, снискать – сыскать, факт – фактор, корректный – конкретный. 4. Выберите правильные формы согласования подлежащего и сказуемого. Большинство (согласилось, согласились) с предложением. Часть группы (сдала, сдали) зачет по культуре речи. Большинство избирателей (отдало, отдали) свои голоса этому кандидату. Ряд чиновников (участвовали, участвовал) в работе комиссии. Большинство поэтов (считало, считали) себя его учениками. К нам (пришла, пришел) 14 (наш, наша) врач Иванова. Марина Цветаева – (один, одна) из лучших поэтов 20 века. В гостиной (стояла, стоял) диван-кровать. Муж с женой (пошел, пошли) в театр. Мать с ребенком (пошла, пошли) к врачу. 5. Составьте словосочетания. Отзыв, рецензия (книга); превосходство, преимущество (противник); отличать, различать (враги, друзья); оплатить, уплатить (проезд), уверенность, вера (победа); не жалеть (сестра); не читать (газета); выпить (вода); купить (сахар); искать (место). Практическая работа № 8 НЕЛЕПОСТИ И УКРАШЕНИЯ РЕЧИ Цель: редактирование языкового оформления мысли. Редактиро- вание может касаться как исправления речевых и грамматических ошибок (нелепости речи), так и совершенствования текста с точки зрения выразительности (украшения речи). Содержание: 1. Какая группа слов с чередующимися гласными корня написана правильно? а) облагать, обложение, кланяться, каснуться; в) коснуться, загорать, росток, набирать; с) обложить, касаться, загареть, прикосаться; d) замерать, загорать, загореть, собирать; 2. Суффикс -ыва- пишется в словосочетании: участв…вал в сражении; команд…вал ротой; бесед…вал с дру- гом; доклад…вал командиру; совет…вал брату. 3. Приставка при- пишется в словосочетании: пр…зирать труса; пр..терпеть голод и холод; пр…клонить коле- ни; пр…бывание в невесомости; пр…терпеться к холоду. 4. В каком ряду слов во всех случаях нужен «ь»? а) полноч…, настеж…, не плач…тесь; в) дрож…, неудач…, думаеш…; с) невмоч…, москвич…, лиш…; d) горяч…, вскач…, береч…; е) рож…, хорош…, спиш… 5. В каком ряду во всех словах пишется -нн-? а) лакирова…ый, копче…ый, стриже…ый; в) серебря…ый, сорва…ый, карма…ый; 15 с) соболи…ый, стари…ый, торжестве…ый; d) деревя…ый, исти…ый, сплете…ый; e) кожа…ый, весе…ий, лакирова…ый. 6. В каком ряду наречия и вводные слова написаны правильно? а) говорите по-русски, работать поновому, убежать проч; в) говорите по-русски, работать по-новому, убежать проч; с) говорите по русски, работать по новому, убежать прочь; d) во первых, дверь настеж, несется вскач; е) во-первых, дверь настежь, несется вскач. 7. В слове частица не пишется раздельно? а) говорить (не)хотя; в) (не)смотря на предупреждение; с) (не)прекращающийся дождь; d) (не)молодой господин; е) вовсе (не)вежливый юноша. 8. В каком ряду все слова нужно писать через дефис? а). (пол)страны, (кое)как, (по)хорошему; в). (пол)лимона, (нежно)голубой, (вагоно)ремонтный; с). (пол)острова, (во)вторых, (мясо)молочный; d). (в)трое, (фруктово)ягодный, (пол)страны; е). (по)дружески, (авто)дорожный, (кое)что. 9. В каком ряду слов ударение поставлено правильно? а). намерение, каталог, красивее; в). откупорить, включит, эксперт; с). партер, банты, сливовый; d). хозяева, досуг, звонит; е). сироты, ходатайство, свекла. 10. Раскройте скобки и запишите. Путешествие длилось (32; сутки); закуплено (204; ножницы); (2) солдат; (5) женщин; (3) ученик; (5) телят; (7) козлят; (4) сани; 3,7 (метра, метров); 75,6 (процента, процентов). Без (он), в (она), до (оно), на (они), из (она), под (оно), с (они), впереди (он), мимо (она), напротив (оно), среди (они), согласно (он), наперекор (она), навстречу (она), навстречу (оно), благодаря (они), в отношении (он), в противовес (она), за исключением (оно). 11. Образуйте синонимические ряды, укажите особенности упо- требления этих слов в тексте: грязный, неудачно, терпимость, бить, много. 16 Использованная литература 1. Вагапова, Д.Х. Риторика в интеллектуальных играх и тренингах / Д.Х. Вагапова. – М.: Цитадель, 1999. 2. Горбачевич, К.С. Нормы современного русского литературного языка / К.С. Горбачевич. – М.: Просвещение, 1989. 3. Русецкий, В.Ф. Культура речи учителя / В.Ф. Русецкий. – Минск: Унiверсiтэцкае, 1999. 4. Ханин, М.И. Практикум по культуре речи, или как научиться красиво и убедительно говорить / М.И. Ханин. – СПб.: Паритет, 2002. Литература для самостоятельной работы 1. Культура русской речи в вопросах и ответах / под ред. А.Е. Михневича. – Минск, 1996. 2. Мурина, Л.А. Риторика / Л.А. Мурина. – Минск, 1994. 3. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов. – М., 1983. 4. Плещенко, Т.П. Стилистика и культура речи: учебное пособие / Т.П. Плещенко. – Минск: «ТетраСистемс», 2001. – 544 с. 5. Скворецкая, Е.В. Культура речи / Е.В. Скворецкая. – Новоси- бирск, 1991. 17 Учебное издание КУЛЬТУРА РЕЧИ И ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РИТОРИКИ Практические занятия С о с т а в и т е л ь РАЖНОВА Анна Владимировна Редактор Л.Н. Шалаева Компьютерная верстка Л.А. Адамович Подписано в печать 15.04.2010. Формат 60841/16. Бумага офсетная. Отпечатано на ризографе. Гарнитура Таймс. Усл. печ. л. 0,99. Уч.-изд. л. 0,77. Тираж 50. Заказ 726. Издатель и полиграфическое исполнение: Белорусский национальный технический университет. ЛИ № 02330/0494349 от 16.03.2009. Проспект Независимости, 65. 220013, Минск.