Министерство образования Республики Беларусь БЕЛОРУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра «Охрана труда» МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ к выполнению раздела «Охрана труда» в дипломных проектах М и н с к Б Н Т У 2 0 1 0 1 Министерство образования Республики Беларусь БЕЛОРУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра «Охрана труда» МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ к выполнению раздела «Охрана труда» в дипломных проектах для студентов факультета маркетинга, менеджмента, предпринимательства М и н с к Б Н Т У 2 0 1 0 2 УДК 658.345(075.8) ББК 65.246я7 М 54 С о с т а в и т е л и : А.М. Лазаренков, Е.В. Мордик Р е ц е н з е н т ы : Б.М. Данилко, А.М. Науменко Методические указания разработаны в соответствии с «Ти- повыми методическими указаниями по выполнению раздела «Охрана труда» в дипломных проектах для студентов факуль- тета маркетинга, менеджмента, предпринимательства». © БНТУ, 2010 3 1. ВЫДАЧА ЗАДАНИЯ ПО РАЗДЕЛУ «ОХРАНА ТРУДА» ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА. ОБЪЕМ РАЗДЕЛА И ЕГО ОФОРМЛЕНИЕ Дипломное проектирование является заключительным и наиболее важным этапом формирования будущего специалиста. Дипломный проект должен иметь в пояснительной записке раздел «Охрана труда». Кроме того, вопросы охраны труда должны найти отражение и в других частях дипломного проекта. После получения студентом-дипломником задания на ди- пломное проектирование не позже, чем через неделю ему вы- дается, как правило консультантом-преподавателем кафедры «Охрана труда», конкретное задание по разделу «Охрана тру- да». Одновременно с выдачей задания студенту-дипломнику рекомендуется список литературы и нормативных материалов. Содержание задания по охране труда должно соответство- вать теме дипломного проекта и быть его составной частью. Объем раздела (главы) – 9–12 страниц текста. В разделе должны быть отражены конкретные сведения, от- носящиеся к решению вопросов, поставленных в задании по охране труда, и даны ссылки на литературные источники, ГОСТ, нормы и правила, а также на чертежи дипломного про- екта и на те страницы в других разделах пояснительной запис- ки, где были решены вопросы охраны труда. Материал должен быть изложен технически грамотно. Недопустимо заполнение раздела общими рассуждениями и переписанными норматив- ными положениями, инструкциями, правилами и подобными материалами, употребление в разделе таких терминов, как «должно быть», «запрещается», использование стиля инструк- ции (нумерация пунктов, изложение текста в форме должен- ствования или в виде неопределенной формы глагола) и т.д. При использовании материалов из нормативных и литера- турных источников необходимо давать ссылки на них или указывая в скобках порядковый номер источника по общему 4 списку литературы, или приводя по тексту номера ГОСТ, СНиП, СанПиН, СНБ, СТБ и т.д., причем последнее не ис- ключает внесения этих нормативных источников в общий список литературы с соблюдением необходимых требований. После выполнения студентом раздела «Охрана труда» кон- сультант-преподаватель кафедры «Охрана труда» ставит свою подпись на титульном листе пояснительной записки диплом- ного проекта. 2. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛА «ОХРАНА ТРУДА» В ДИПЛОМНЫХ ПРОЕКТАХ Содержание раздела «Охрана труда» определяется темати- кой дипломного проекта. Раздел должен иметь следующую структуру. 1. Производственная санитария и техника безопасности. 1.1. Микроклимат. 1.2. Вредные вещества. 1.3. Освещение. 1.4. Шум и вибрация. 1.5. Электростатическое и электромагнитное поле. 1.6. Электробезопасность. 2. Пожарная безопасность. 2.1. Источники загораний. 2.2. Категория здания или помещения по взрывопожарной безопасности. 2.3. Степень огнестойкости. 2.4. Средства пожаротушения. 2.5. Пути эвакуации. Кроме того, по указанию консультанта может быть произ- веден расчет одного из параметров условий труда или разра- ботан актуальный вопрос по технике безопасности, производ- ственной санитарии и противопожарным мероприятиям. 5 Отдельные положения по охране труда могут быть изложе- ны и в других главах пояснительной записки в комплексе с рассматриваемыми там вопросами, при этом в разделе «Охра- на труда» должны быть даны ссылки на разделы, где приведе- ны эти сведения. 3. ТРЕБОВАНИЯ К РАЗРАБОТКЕ ВОПРОСОВ ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ САНИАТРИИ И ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ Применение ЭВМ и персональных компьютеров позволило значительно повысить производительность труда в различных сферах трудовой деятельности, изменить характер и содержа- ние труда. Учитывая, что к использованию персональных компьютеров привлекается все возрастающее количество лиц, вопросы, связанные с обеспечением безопасности и сохране- ния здоровья, приобрели особую актуальность. 3.1.Требования к разработке вопроса «Производственная санитария» Для создания наиболее благоприятных условий труда ра- ботников, использующих персональные электронно- вычислительные машины (ПЭВМ) с видеодисплейными тер- миналами (ВДТ), необходимо дать конструктивные, техноло- гические и организационные решения следующих вопросов. 1. Разработать планировку рабочего места с ВДТ, ЭВМ и ПЭВМ, удовлетворяющую требованиям удобства выполнения работ, экономии энергии и времени работника, рационального использования площади помещения. При этом необходимо обеспечить оптимальное расположение дисплеев, клавиатуры, пюпитра для документов. 2. Предусмотреть конструкцию рабочей поверхности стола и стула, обеспечивающую поддержание рациональной позы 6 при работе на ВДТ, ЭВМ и ПЭВМ с целью снижения статиче- ского напряжения мышц шейно-плечевой области и спины. Привести комплексы упражнений физкультурных минуток. 3. Учесть требования производственной санитарии к поме- щению с ВДТ, ЭВМ и ПЭВМ: его освещению, соответствию площади, количеству рабочих мест с ПЭВМ, внутренней от- делке помещения. 4. Учесть требования к организации труда и отдыха при ра- боте с ВДТ, ЭВМ и ПЭВМ, предусмотреть регламентирован- ные перерывы в зависимости от продолжительности рабочей смены, вида и категории трудовой деятельности. 5. Определить санитарно-гигиенические требования к ме- теорологическим условиям в помещении с ПЭВМ, разрабо- тать мероприятия, обеспечивающие оптимальные значения параметров микроклимата и аэроионного состава воздуха. 6. Указать вредные вещества, присутствующие в воздухе при работе на ПЭВМ, меры защиты. 7. Выбрать и обосновать систему вентиляции, отопления и кондиционирования. 8. Указать источники шума и вибрации в помещении с ПЭВМ. На основании действующих нормативных актов уста- новить допустимые значения, выбрать наиболее эффективные мероприятия борьбы с шумом и вибрацией. 9. Указать источники и виды освещения, используемые в помещении с ПЭВМ. Определить санитарно-гигиенические требования к освещению рабочих мест. Произвести расчет ис- кусственного освещения помещения. 10. Указать источники электромагнитного и электростати- ческого полей на рабочем месте с ВДТ. Привести допустимые уровни напряженности, плотности магнитного потока элек- тромагнитного поля, напряженности электростатического по- ля. Меры защиты от воздействия ЭСП и ЭМП. Выбрать меры защиты от воздействия электромагнитного и электростатиче- ского полей. 7 3.2. Требования к разработке вопроса «Техника безопасности» 1. Выяснить источники поражения электрическим током в помещении с ПЭВМ в условиях нормальной эксплуатации и в аварийных ситуациях. 2. Определить тип помещения по электробезопасности. 3. Выбрать защитные меры от опасности поражения элек- трическим током. 4. Указать способы оказания первой доврачебной помощи пострадавшим от поражения электрическим током. 4. ТРЕБОВАНИЯ К РАЗРАБОТКЕ ВОПРОСОВ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 1. Указать факторы, способствующие возникновению по- жара в помещении с ПЭВМ. 2. Определить категорию помещения по взрыво- и пожаро- опасности. 3. Рассмотреть особенности возникновения пожаров в по- мещениях с ПЭВМ, в зданиях повышенной этажности. 4. Определить степень огнестойкости материалов и кон- струкций зданий и помещений с ПЭВМ. 5. Обеспечить эвакуацию персонала с помощью эвакуаци- онных выходов. Указать на плане пути эвакуации. 6. Произвести комплектование помещения с ПЭВМ пер- вичными средствами пожаротушения. 5. ТЕМАТИКА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ 1. Вредные и опасные факторы при работе на ПЭВМ [1, с. 4–9]. 2. Основные обязанности нанимателя, использующего ПЭВМ и другую офисную технику [1, с. 9–11]. 3. Требования к ВДТ и ЭВМ [1, с. 15, 16]. 8 4. Охрана труда работающих на копировальных машинах [1, с. 63–66]. 5. Расчет величины тока, проходящего через тело человека, при однофазном включении человека в трехфазную четырехпро- водную сеть 380/220 В с заземленной нейтралью при благопри- ятных и неблагоприятных условиях контакта [33, с. 158, 159]. 6. Расчет величины тока, проходящего через тело человека в случае пробоя изоляции и появления напряжения на корпусе при отсутствии и наличии заземления [33 с. 168]. 7. Расчет искусственного освещения помещения (количе- ство и мощность ламп, выбор типа ламп и светильников). 8. Требования к организации и оборудованию рабочих мест с ВДТ, ЭВМ и ПЭВМ для взрослых пользователей [2, п. 9.2.1– 9.2.8]. 9. Общие требования к организации и оборудованию рабо- чих мест с ВДТ, ЭВМ и ПЭВМ [2, п. 9.1.1–9.1.15]. 10. Требования к организации режима труда и отдыха при работе с ВДТ, ЭВМ и ПЭВМ [1, п. 10.1.1–10.1.16]. 11. Требования к помещению для эксплуатации ВДТ, ЭВМ и ПЭВМ [2, п. 5.1–5.16]. 12. Комплексы упражнений для снятия усталости глаз и зрительного дискомфорта [1]. 13. Комплексы упражнений физкультурных минуток [1]. 14. Аттестация рабочих мест по условиям труда [2, прил. 4] (рассмотреть на конкретном рабочем месте). 9 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Семич, В.П. Охрана труда при работе на персональных электронно-вычислительных машинах и другой офисной тех- нике / В.П. Семич, А.В. Семич. – Минск: ЦОТЭК, 2001. – 75 с. 2. Гигиенические требования к видеодисплейным термина- лам, электронно-вычислительным машинам и организации работы: СанПиН 9–131 Респ. Беларусь 2000. 3. Гигиеническая классификация условий труда: Санитар- ные нормы, правила и гигиенические нормативы 13–2–2007. 4. Лазаренков, А.М. Охрана труда / А.М. Лазаренков. – Минск: БНТУ, 2004. – 496 с. 5. Алексеев, С.В. Гигиена труда / С.В. Алексеев, В.Р. Усенко. – М.: Медицина, 1988. – 576 с. 6. Трудовой кодекс Республики Беларусь. – Минск: Нацио- нальный центр правовой информации Республики Беларусь, 2007. – 256 с. 7. Лазаренков, А.М. Защита от шума, вибрации, электромаг- нитных полей / А.М. Лазаренков. – Минск: БНТУ, 2004. – 330 с. 8. Формы и образцы основных обязательных документов предприятия, ведение которых предписано действующим за- конодательством о безопасности и гигиене труда: практиче- ское пособие / сост.: В.П. Сенич, А.В. Сенич. – Минск: ЦОТЖ, 2004. – 166 с. 9. Перечень регламентированных в воздухе рабочей зоны вредных веществ: СанПиН 11–19–94. 10. Гигиенические требования к микроклимату производ- ственных помещений: СанПиН 9–80 Респ. Беларусь 98. 11. Естественное и искусственное освещение: ТКП 45–2.04– 153–2009. 12. Производственная вибрация, вибрация в помещениях жи- лых и общественных зданий: СанПиН 2.2.4/2.1.8.10–33–2002. 13. Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, обще- ственных зданий и на территории жилой застройки: СанПиН 2.2.4/2.1.8.10–32–2002. 10 14. Электромагнитные излучения радиочастотного диапа- зона (ЭМИРЧ): СанПиН 2.2.4/2.1.8.9–36–2002. 15. Санитарно-гигиенические нормы допустимой напря- женности электростатического поля на рабочих местах: Сан- ПиН 11–16–94. 16. Правила расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, 2004. 17. Гигиенические требования к проектированию, содержа- нию и эксплуатации производственных предприятий: СанПиН 2.2.1.13–5–2006. 18. Международные информационные листки опасностей по профессии. 19. Пожарно-техническая классификация зданий, строи- тельных конструкций и материалов: СНБ 2.02.01–98. 20. Категорирование помещений, зданий и наружных устано- вок по взрывопожарной и пожарной опасности: НПБ. 5–2005. 21. Эвакуация людей из зданий и сооружений при пожаре: СНБ 2.0202–01. 22. Общие правила пожарной безопасности Республики Бела- русь для общественных зданий и сооружений: ППБ 1.04–2002. 23. Применение средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения, необходимых для эвакуации людей в слу- чае возникновения пожара: НПБ 111–2005. 24. Правила устройства электроустановок. 25. Электробезопасность. Защитное заземление, зануление: ГОСТ 12.1.030–81 ССБТ. 26. Оборудование производственное. Общие требования безопасности: ГОСТ 12.2.003–91 ССБТ. 27. Лазаренков, А.М. Охрана труда в энергетической отрасли / А.М. Лазаренков, Л.П. Филянович. – Минск: БНТУ, 2006. – 582 с. 28. Административные и бытовые здания: СНБ 3.02.03–03. 29. Отопление, вентиляция и кондиционирование: СНБ 4.02.01–03. 11 30. Общие правила пожарной безопасности Республики Бе- ларусь для промышленных предприятий: ППБ Респ. Беларусь 1.01–94. – Минск: ООО «Фоикс», 1995. – 68 с. 31. Методы типовых расчетов параметров условий труда на производстве: методическое пособие для студентов всех спе- циальностей. – Минск: БПИ, 1984. – 14 с. 32. Борьба с шумом на производстве: справочник / Е.Я. Юдин [и др.]; под ред. Е.Я. Юдина. – М.: Машинострое- ние, 1985. – 400 с. 33. Полтев, М.К. Охрана труда в машиностроении / М.К. Полтев. – М.: Высшая школа, 1980. – 294 с. 34. Инструкции по оценке условий труда при аттестации ра- бочих мест по условиям труда и предоставлению компенсаций по ее результатам: Постановление Министерства труда и соци- альной защиты Республики Беларусь от 22.02.2008 г. № 35. 12 ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1 КОМПЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ГЛАЗ Упражнения выполняются сидя или стоя, отвернувшись от экрана, при ритмичном дыхании и максимальном движении глаз. ВАРИАНТ 1 1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы (на счет 1–4), затем раскрыть, расслабив мышцы глаз, и посмотреть вдаль (1–6). Повторить 4–5 раз. 2. Посмотреть на переносицу и задержать взор (на счет 1–4). Не доводить глаза до усталости. Посмотреть вдаль (на счет 1–6). Повторить 4–5 раз. 3. Посмотреть направо и зафиксировать взгляд на (счет 1–4), голову не поворачивать, затем посмотреть вдаль прямо (1–6). Аналогичным образом проводятся упражнения с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 3–4 раза. 4. Быстро перевести взгляд по диагонали: направо–вверх– налево–вниз, потом прямо вдаль (на счет 1–6). Выполнить это же упражнение по диагонали: налево–вверх–направо–вниз. Повторить 4–5 раз. ВАРИАНТ 2 1. Закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы (на счет 1–4), широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль (1–6). Повторить 4–5 раз. 2. Посмотреть на кончик носа (на счет 1–4), перевести взгляд вдаль (на счет 1–6). Повторить 4–5 раз. 13 3. Делать медленные круговые движения глазами: вверх– вправо–вниз–влево, и в обратную сторону: вверх–влево–вниз– вправо. Голову не поворачивать. Затем посмотреть вдаль (на счет 1–6). Повторить 4–5 раз. 4. При неподвижной голове перевести взор вверх, зафикси- ровать его (на счет 1–4), затем – прямо (1–6), после чего ана- логичным образом вниз–прямо, вправо–прямо, влево–прямо. Повторить 3–4 раза. ВАРИАНТ 3 1. Голову держать прямо. Поморгать, не напрягая глазные мышцы (на счет 1–15). 2. Голова прямо, глаза закрыты. Посмотреть направо (на счет 1–4) и прямо (1–6). Поднять глаза вверх (на счет 1–4), опустить вниз (1–4) и перевести взгляд прямо (на счет 1–6). Повторить 4–5 раз. 3. Посмотреть на указательный палец, удаленный от глаз на расстояние 25–30 см (на счет 1–4), потом перевести взор вдаль (на счет 1–6). Повторить 4–5 раз. 4. В среднем темпе проделать 3–4 круговых движения в пра- вую сторону, столько же в левую сторону и, расслабив глазные мышцы, смотреть вдаль (на счет 1–6). Повторить 1–2 раза. Приложение 2 КОМПЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЙ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ МИНУТОК ФИЗКУЛЬЛЬТМИНУТКА (ФМ) способствует снятию ло- кального утомления. По содержанию ФМ различны и предна- значаются для конкретного воздействия на ту или иную груп- пу мышц или систему организма в зависимости от самочув- ствия и ощущения усталости. 14 ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ОБЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ может применяться, когда физкультпаузу по каким-либо причинам выполнить нет возможности. 1. ФМ ОБЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ 1. На 1–2 встать на носки, руки вверх ладонями наружу, потянуться за руками. 3–4 – руки в стороны, опуститься на пятки и расслабленно махать руками, наклонив голову вперед. Повторить 6–8 раз. Темп быстрый. 2. Исходное положение (ИП) – стойка ноги врозь, руки вперед. На 1 повернуть туловище направо, сделать мах левой рукой вправо, правой – назад за спину. На 2 вернуться в ИП, 3–4 – то же в другую сторону. Упражнения выполняются раз- машисто, динамично. Повторить 6–8 раз. Темп быстрый. 3. Принять ИП. На 1 согнуть правую ногу в колене, обхва- тить голень руками и притянуть ногу к животу. На 2 опустить ногу, руки вверх. 3–4 – то же другой ногой. Повторить 6–8 раз. Темп средний. 2. ФМ ОБЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ 1. Занять ИП. На 1–2 делать круговые движения руками в од- ну сторону. 3–4 – в другую. Повторить 4–6 раз. Темп средний. 2. ИП – стойка ноги врозь. Правую руку вперед, левую на пояс. 1–3 – круговые движения правой рукой, повернув туло- вище направо. На 4 положить правую руку на пояс, левую вы- тянуть вперед. Выполнять те же круговые движения, но левой рукой, повернув туловище налево. Повторить 4–6 раз. Темп средний. 3. Принять ИП. На 1 сделать шаг вправо, развести руки в стороны. Руки поставить на пояс. Выполнить два пружинящих наклона вправо. 4 – ИП. 1–4 – то же, но влево. Повторить 4–6 раз в каждую сторону. Темп средний. 15 3. ФМ ОБЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ 1. Принять ИП. На 1 – руки назад. 2–3 – руки в стороны, вверх, встать на носки. На 4 расслабить плечевой пояс, опу- стить руки вниз, сделать небольшой наклон вперед. Повто- рить 4–6 раз. Темп медленный. 2. ИП. Руки вытянуть вперед, согнуть, кисти сжать в кула- ки. На 1 повернуть туловище налево, сделать мах («удар») правой рукой. 2 – ИП. 3–4 – то же, но в другую сторону. По- вторить 6–8 раз. Дыхание не задерживать. 4. ФМ ОБЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ 1. Руки развести в стороны. 1–4 – восьмеркообразные дви- жения руками. 5–8 – то же, но в другую сторону. Руки не напрягать. Повторить 4–6 раз. Темп медленный. Дыхание произвольное. Приложение 3 Время регламентированных перерывов в зависимости от продолжительности рабочей смены, вида и категории трудовой деятельности с ВДТ, ЭВМ и ПЭВМ Категория работы с ВДТ, ЭВМ и ПЭВМ Уровень нагрузки за рабочую смену при видах работы с ВДТ Суммарное время регламентированных перерывов группа А, количество знаков группа Б, количество знаков группа В, ч при 8- часовой смене при 12- часовой смене 1 до 20000 до 15000 до 2,0 30 70 2 до 40000 до 30000 до 4,0 50 90 3 до 60000 до 40000 до 6,0 70 120 16 Приложение 4 СПРАВОЧНЫЕ ДАННЫЕ Таблица П 4.1 Оптимальные параметры микроклимата для помещений с ВДТ, ЭВМ и ПЭВМ Период года Категория работ Температура воздуха, ºС, не более Относительная влажность воздуха, % Скорость движения воздуха, м/с Холодный легкая – 1а 22–24 40–60 0,1 легкая – 1б 21–23 40–60 0,1 Теплый легкая – 1а 23–25 40–60 0,1 легкая – 1б 22–24 40–60 0,2 Примечание: к категории 1а относятся работы, производи- мые сидя и не требующие физического напряжения, при кото- рых расход энергии составляет до 120 ккал/ч; к категории 1б относятся работы, производимые сидя, стоя или связанные с ходьбой и сопровождающиеся некоторым физическим напря- жением, при которых расход энергии составляет от 120 до 150 ккал/ч. Таблица П 4.2 Уровни ионизации воздуха помещений при работе на ВДТ, ЭВМ и ПЭВМ Уровни Число ионов в 1 см3 воздуха п+ п– Минимально необходимые 400 600 Оптимальные 1500–3000 3000–5000 Максимально допустимые 50000 50000 17 Таблица П 4.3 Уровни звука, эквивалентные уровни звука и уровни звукового давления в октавных полосах частот Категория нормы шума Уровни звукового давления, дБ в октавных полосах со среднегеометрическими частотами, Гц Уровни звука, эквивалент- ные уровни звука, дБА 31,5 63 125 250 500 1000 2000 4000 8000 I 86 71 61 54 49 45 42 40 38 50 II 93 79 70 63 58 55 52 50 49 60 III 96 83 74 68 63 60 57 55 54 65 IV 103 91 83 77 73 70 68 66 64 75 Таблица П 4.4 Допустимые уровни вибрации Среднегеометрические частоты полос, Гц Допустимые значения по осям х0; y0; z0 Виброускорения Виброскорости м/с2 дБ м/с 10-2 дБ 1/3ок т 1/1 окт 1/3 окт 1/1 окт 1/3 окт 1/1 окт 1/3 окт 1/1 окт 1,6 0,0125 0,02 32 36 0,13 0,18 88 91 2,0 0,0112 31 0,089 85 2,5 0,01 30 0,063 82 3,15 0,009 0,014 29 33 0,0445 0,063 79 82 4,0 0,008 28 0,032 76 5,0 0,008 28 0,025 74 6,3 0,008 0,014 28 33 0,02 0,032 72 76 8,0 0,008 28 0,016 70 10,0 0,01 30 0,016 70 12,5 0,0125 0,028 32 39 0,016 0,028 70 75 16,0 0,016 34 0,016 70 20,0 0,0196 36 0,016 70 25,0 0,025 0,056 38 45 0,016 0,028 70 75 31,5 0,0315 40 0,016 70 40,0 0,04 42 0,016 70 50,0 0,05 0,112 44 51 0,016 0,028 70 75 63,0 0,063 46 0,016 70 80,0 0,08 48 0,016 70 Корректированные и экви- валентные корректирован- ные значения и их уровни 0,014 33 0,028 75 18 Таблица П 4.5 Допустимые значения параметров неионизирующих электромагнитных излучений Наименование параметра Допустимые значения Напряженность электромагнитного поля Электрическая составляющая, не более: диапазон частот 5 Гц – 2 кГц диапазон частот 2–400 кГц 25,0 В/м 2,5 Плотность магнитного потока, не более: диапазон частот 5 Гц – 2 кГц диапазон частот 2 – 400 кГц 250 нТл 25 нТл Напряженность электростатического поля, не более 15 кВ/м Таблица П 4.6 Допустимые уровни электромагнитных полей Диапазоны частот 0,3–300 кГц 0,3–3,0 МГц 3,0–30,0 МГц 30,0–300,0 МГц 0,3–300 ГГц Допустимые уровни 25 В/м 15 В/м 10 В/м 3 В/м 10 мкВт/см2 Таблица П 4.7 Степени огнестойкости зданий Степень огнестойко- сти здания Предел огнестойкости и класс пожарной опасности строительных конструкций Несущие элементы здания Самонесущие стены Наружные несущие стены Перекрытия междуэтаж- ные (в том числе чер- дачные и над подвалами) Элементы бесчердачных покрытий Лестничные клетки Настилы, в том числе с утеплителем Фермы, балки, прогоны Внутренние стены Марши и площадки лестниц I R 120-КО RЕ 90-КО Е 60-КО RЕI 90-КО RЕ 30-КО R 30-КО RЕI 120-КО R 60-КО II R 120-КО RЕ 75-КО Е 30-КО RЕI 60-КО RЕ 30-КО R 30-КО RЕI 120-КО R 60-КО III R 90-КО RЕ 60-КО Е 30-КО RЕI 60-КО RЕ 30-КО R 30-КО RЕI 105-КО R 45-КО IV R 60-КО RЕ 45-КО Е 30-КО RЕI 45-КО RЕ 15-КО R 15-КI RЕI 90-КО R 45-КО V R 45-КI RЕ 30-КI Е 15-К2 RЕI 45-КI RЕ 15-КI R 15-КI RЕI 60-КО R 45-КО VI R 30-К2 RЕ 15-К2 Е 15-К2 RЕI 30-К2 RЕ 15-К2 R 15-К2 RЕI 45-КО R 30-КI VII R 15-К3 RЕ 15-К3 Е 15-К23 RЕI 15-К3 RЕ 10-К3 R 10-К3 RЕI 30-КI R 45-К2 VIII Н.Н.-К3 Н.Н.-К3 Н.Н.-К3 Н.Н.-К3 Н.Н.-К3 Н.Н.-К3 Н.Н.-КI Н.Н.-К2 Примечание. 1. К несущим элементам здания относятся: несущие стены, колонны, балки перекрытия, регели, фермы, элемен- ты арок и рам, диафрагмы жесткости, а также другие конструкции (за исключением самонесущих стен) и связи, обеспечивающие общую устойчивость и геометрическую неизменяемость здания. Предел огнестойкости несущих наружных и внутренних несущих стен определяется по критическим состояниям в соответствии с ГОСТ 30247.1. 2. В зданиях всех степеней огнестойкости требова- ния по пределам огнестойкости внутренних ненесущих стен и перегородок (за исключением самонесущих), заполнений проемов в строительных конструкциях) дверей, ворот, окон, люков, а также фонарей (в том числе зенитных и других светопрозрачных участков покрытий) не предъявляются, за исключением специально оговоренных случаев. 3. В зданиях I и II степеней огнестойко- сти применение в чердачных покрытиях конструкций из материалов групп Г3 и Г4 не допускается. 4. Предел огнестойкости само- несущих внутренних стен определяется по трем критическим состояниям – RЕI. 5. Сокращение Н.Н. означает, что показатель не нормируется. 1 9 20 Таблица П 4.8 Категории помещений по взрывопожарной и пожарной опасности Категория помещения Характеристика веществ и материалов, находящихся (обращающихся) в помещении 1 2 А (взрывопожароопасная) Горючие газы (далее – ГГ), легковоспламеняющиеся жидкости (далее – ЛВЖ) с температурой вспышки не более 28 ºС в таком количестве, что могут образовывать взрывоопасные парогазовоздушные смеси, при воспла- менении которых развивается расчетное избыточное давление взрыва в помещении, превышающее 5 кПа. Вещества и материалы, способные взрываться и гореть при взаимодействии с водой, кислородом воздуха или друг с другом в таком количестве, что расчетное избы- точное давление взрыва в помещении превышает 5 кПа Б (взрывопожароопасная) Горючие пыли или волокна, ЛВЖ с температурой вспышки более 28 ºС, горючие жидкости (далее – ГЖ) в таком количестве, что могут образовывать взрывоопас- ные пылевоздушные или паровоздушные смеси, при воспламенении которых развивается расчетное избыточ- ное давление взрыва в помещении, превышающее 5 кПа В1–В4 (пожароопасные) ГЖ и трудногорючие жидкости, твердые горючие и трудногорючие вещества и материалы (в том числе пыли и волокна), вещества и материалы, способные при взаимодействии с водой, кислородом воздуха или друг с другом только гореть, при условии, что помеще- ния, в которых они имеются в наличии или обращают- ся, не относятся к категории А или Б Г1 ГГ, ЛВЖ, ГЖ, твердые горючие вещества и материалы, используемые в качестве топлива Г2 Негорючие вещества и материалы в горячем, раскален- ном или расплавленном состоянии, процесс обработки которых сопровождается выделением лучистого тепла, искр и пламени. Процессы, связанные со сжиганием в качестве топлива ГЖ, а также твердых горючих ве- ществ и материалов Д Негорючие вещества и материалы в холодном состоянии 21 Учебное издание МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ к выполнению раздела «Охрана труда» в дипломных проектах для студентов факультета маркетинга, менеджмента, предпринимательства С о с т а в и т е л и : ЛАЗАРЕНКОВ Александр Михайлович МОРДИК Елена Владимировна Редактор И.Ю. Никитенко Компьютерная верстка С.В. Бондаренко Подписано в печать 27.04.2010. Формат 60841/16. Бумага офсетная. Отпечатано на ризографе. Гарнитура Таймс. Усл. печ. л. 1,22. Уч.-изд. л. 0,95. Тираж 100. Заказ 1165. Издатель и полиграфическое исполнение: Белорусский национальный технический университет. ЛИ № 02330/0494349 от 16.03.2009. Проспект Независимости, 65. 220013, Минск.