МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ Белорусский национальный технический университет Кафедра «Таможенное дело» Т. В. Пищик НАЛОГИ И ТАМОЖЕННЫЕ ПЛАТЕЖИ Методическое пособие Минск БНТУ 2013 1 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ Белорусский национальный технический университет Кафедра «Таможенное дело» Т. В. Пищик НАЛОГИ И ТАМОЖЕННЫЕ ПЛАТЕЖИ Методическое пособие для студентов экономических специальностей, магистрантов Минск БНТУ 2013 2 УДК 336.22+339.543 (476) (075.8) ББК 65.261.41я7 П36 Р е ц е н з е н т ы : Т. Н. Кондратьева, канд. экон. наук, доцент кафедры экономики и права, БНТУ; Ю. В. Криворотько, д-р экон. наук, заведующий кафедрой бухгалтерского учета, анализа и аудита, ЧУО «БИП-Институт правоведения» Пищик, Т. В. Налоги и таможенные платежи : методическое пособие для сту- дентов экономических специальностей, магистрантов / Т. В. Пищик. – Минск : БНТУ, 2013. – 32 с. ISBN 978-985-550-002-6. Представленное методическое пособие по курсу «Налоги и таможенные плате- жи» охватывает все разделы курса «Налогообложение в Республике Беларусь» и «Таможенные платежи», а также обеспечивает взаимоувязку изучаемых курсов в рамках учебной дисциплины. Приведенные тестовые задания и задачи затрагивают теоретические и практические аспекты налогообложения. Все материалы базируются на основе действующего законодательства по налогообложению в Республике Беларусь. Для студентов вузов экономических специальностей, магистрантов. УДК 336.22+339.543 (476) (075.8) ББК 65.261.41я7 ISBN 978-985-550-002-6 © Пищик Т. В., 2013 © Белорусский национальный технический университет, 2013 П36 3 Введение Среди экономических рычагов, при помощи которых государ- ство воздействует на национальную экономику, важное место отво- дится налогам и другим обязательным платежам в бюджет. Налоги обеспечивают финансовую базу для общегосударственных расходов и активно используются государственной властью в качестве меха- низма косвенного управления общественными отношениями в сфе- ре экономики, политики, социальной защиты граждан. В современных условиях любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. В связи с этим механизм налогообло- жения должен, прежде всего, содействовать высокой деловой активно- сти субъектов предпринимательской деятельности, обеспечивать заин- тересованность в результатах своего труда производителей и работни- ков, а также побуждать предприятия и организации эффективно использовать фонды, товарно-материальные запасы, сокращать произ- водственные расходы. Налоговая система Республики Беларусь двух- уровневая и представлена республиканскими и местными налогами и сборами. К республиканским налогам относят: НДС, акцизы, налог на прибыль, подоходный налог с физических лиц, налог с пользователей природными ресурсами и др. К местным налогам и сборам относят: налог за владение собаками, курортный сбор, сбор с заготовителей. Важной статьей доходной части бюджета и регулятором участия государства в системе внешнеэкономических связей в большинстве стран мира являются таможенные платежи, поэтому эффективная система таможенного налогообложения является важным фактором экономического развития и необходимым условием существования сильного государства. В Республике Беларусь предусмотрено взима- ние следующих таможенных платежей: ввозная таможенная пошли- на; вывозная таможенная пошлина; специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины; налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Таможен- ного союза; акцизы, взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза, таможенные сборы. Изучение дисциплин «Налогообложение в Республике Беларусь» и «Таможенные платежи» базируются на знаниях, полученных при рассмотрении таких дисциплин, как «Финансы», «Таможенно-тариф- ное регулирование», «Товарная номенклатура ВЭД» и другие учеб- ные дисциплины при подготовке специалистов таможенного дела. 4 Краткий курс лекций Тема. ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ И ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ В Республике Беларусь предприятия (организации) уплачи- вают следующие налоги и сборы:  НДС;  акцизы;  налог на прибыль;  налог на недвижимость;  земельный налог;  экологический налог;  налог за добычу (изъятие) природных ресурсов;  подоходный налог;  местные налоги и сборы, а также следующие особые ре- жимы налогообложения:  единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции;  налог на игорный бизнес;  налог на доходы от осуществления лотерейной деятель- ности;  налог на доходы от проведения электронных интерактив- ных игр;  сбор за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма [2]. Рассмотрим отдельные налоги, перечисленные выше. 1. Налог на добавленную стоимость является косвенным налогом. Обязательства по уплате налога возникают только при наличии объекта налогообложения. В случае отсутствия объ- екта нет и оснований для уплаты налога. 5 К операциям, признаваемым объектом обложения НДС, от- носятся: – обороты по реализации товаров (работ, услуг), имуще- ственных прав на территории Республики Беларусь; – ввоз товаров на территорию Республики Беларусь и (или) иные обстоятельства. Определение налоговой базы при исчислении НДС произ- водится: – при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав; – при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь, взимание налога по которым осуществляется таможенными органами; – при ввозе товаров из Республики Казахстан и Российской Федерации. По общему правилу налоговая база для НДС определяется как стоимость объектов, исчисленная: а) исходя из цен (тарифов) на объекты с учетом акцизов (для подакцизных товаров) без включения в них НДС; б) из регулируемых розничных цен (тарифов), включаю- щих НДС. Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы, если иное не установлено Налоговым кодексом Республики Беларусь, таможенным законодательством Таможенного союза и (или) актами Президента Республики Беларусь и устанавливается применительно к каждому налогу либо сбору. Для НДС действующим законодательством установлены сле- дующие налоговые ставки: – основные налоговые ставки в размере 0 %, 10 %, 20 %; – специальная налоговая ставка в размере 0,5 %; – расчетные ставки при исчислении налога по товарам в розничной торговле и общественном питании; – расчетные налоговые ставки в размере 9,09 % (10 / 110  100) и 16,67 % (20 / 120  100). 6 При реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав налог на добавленную стоимость исчисляется нарастающим итогом с начала налогового периода по истечении каждого от- четного периода по всем операциям по реализации товаров (ра- бот, услуг), имущественных прав и всем изменениям налоговой базы в соответствующем отчетном периоде. Налог исчисляется как произведение налоговой базы и налоговой ставки. Если осуществляются операции, которые облагаются по раз- ным ставкам НДС, то такие операции следует учитывать раз- дельно. Для этого необходимо определить налоговую базу по каждому виду операций, облагаемых по разным ставкам, ис- числить отдельно суммы налога по каждому виду операций и суммировать результаты. В конце каждого отчетного периода исходя из фактической реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав с уче- том увеличения налоговой базы налогоплательщики должны исчислить сумму НДС к уплате в бюджет. Кроме того, по итогам отчетного периода плательщики представляют в налоговые органы налоговую декларацию по НДС не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. Уплата НДС при реализации товаров (работ, услуг), иму- щественных прав производится также по окончании каждого отчетного периода. По общему правилу уплата налога в бюд- жет производится плательщиками не позднее 22-го числа ме- сяца, следующего за истекшим отчетным периодом [2]. 2. Акцизы – это косвенный налог, который устанавливается на определенные виды товаров массового потребления. Объектами налогообложения акцизами признаются: – подакцизные товары, производимые плательщиками и ре- ализуемые (передаваемые) ими на территории Республики Бе- ларусь; – подакцизные товары, ввозимые на территорию Республи- ки Беларусь; 7 – подакцизные товары, ввезенные на территорию Респуб- лики Беларусь, при реализации (передаче); – газ, используемый в качестве автомобильного топлива, реализуемый (передаваемый) на территории Республики Бела- русь для заправки транспортных средств через автозаправоч- ные станции, а также с использованием топливно-раздаточ- ного оборудования. В соответствии с Налоговым кодексом (НК) ставки акцизов могут быть установлены: – в абсолютной сумме на физическую единицу измерения подакцизных товаров (твердые (специфические) ставки); – в процентах от стоимости подакцизных товаров или та- моженной стоимости подакцизных товаров, увеличенной на подлежащие уплате суммы таможенных пошлин (процентные (адвалорные) ставки). В составе подакцизных товаров можно выделить такие ос- новные группы товаров, как: алкогольная продукция; пиво, пивной коктейль; слабоалкогольные напитки и вина; сидры; спирт этиловый ректификованный технический; пищевая и непищевая спиртосодержащая продукция; табачные изделия; жидкое топливо и масло для двигателей; газ углеводородный сжиженный и газ природный топливный компримированный, используемые в качестве автомобильного топлива; микроав- тобусы и автомобили легковые. Возможность не уплачивать налог, сбор (пошлину), либо уплачивать их в меньшем размере по сравнению с другими плательщиками признается налоговыми льготами. Налоговые льготы могут устанавливаться Налоговым кодексом и иными актами налогового законодательства, а также международны- ми договорами Республики Беларусь. Налоговая база по акцизам может определяться, либо исхо- дя из физического объема ввезенных и (или) реализованных подакцизных товаров, либо исходя из их стоимости. 8 При исчислении акцизов налоговым периодом признается календарный месяц. Установленный налоговый период при- меняется ко всем операциям, облагаемым акцизами [2]. 3. Налог на прибыль регламентирован главой 14 Налого- вого кодекса Республики Беларусь. Плательщиками налога на прибыль признаются организа- ции (ст. 125 НК Беларуси). Объектом налогообложения нало- гом на прибыль признаются валовая прибыль, а также диви- денды и приравненные к ним доходы (пункт 1 статьи 35 НК Беларуси), начисленные белорусскими организациями (статья 126 НК Беларуси). Налоговая база налога на прибыль определяется как де- нежное выражение валовой прибыли, подлежащей налогооб- ложению (статья 141 НК Беларуси). Льготы по налогу на прибыль предусмотрены статьей 140 НК Беларуси. Налоговым периодом налога на прибыль признается кален- дарный год. Налоговым периодом налога на прибыль с диви- дендов, начисленных белорусскими организациями, признает- ся календарный месяц (статья 143 НК Беларуси). Налоговая декларация (расчет) по налогу на прибыль по итогам истекшего налогового периода представляется пла- тельщиком в налоговые органы не позднее 20 марта года, сле- дующего за истекшим налоговым периодом, независимо от наличия либо отсутствия объектов налогообложения [2]. 4. Налог на недвижимость регламентирован главой 17 НК Беларуси. В соответствии со статьей 183 НК Беларуси платель- щиками налога на недвижимость признаются организации с уче- том особенностей, установленных статьей 184 НК Беларуси. Объекты налогообложения по налогу на недвижимость определены статьей 185 НК Беларуси. Порядок освобождения от налога на недвижимость опреде- лен статьей 186 НК Беларуси. Налоговая база налога на недвижимость (статья 187 НК Бе- ларуси) определяется организациями исходя из наличия на 1 ян- 9 варя календарного года зданий, сооружений, машино-мест по остаточной стоимости и стоимости зданий и сооружений сверх- нормативного незавершенного строительства. Годовая ставка налога на недвижимость (статья 188 НК Бе- ларуси) для организаций устанавливается в размере одного процента. Годовая ставка налога на недвижимость по объектам сверх- нормативного незавершенного строительства устанавливается в размере двух процентов от стоимости зданий и сооружений сверхнормативного незавершенного строительства. Местные Советы депутатов имеют право увеличивать (уменьшать), но не более чем в два раза ставки налога на не- движимость отдельным категориям плательщиков. В соответ- ствии со статьей 189 НК Беларуси налоговым периодом по налогу на недвижимость признается календарный год. Годо- вая сумма налога на недвижимость исчисляется как произве- дение налоговой базы и налоговой ставки. Организации не позднее 20 марта отчетного года представ- ляют в налоговые органы по месту постановки на учет налого- вые декларации (расчеты) по налогу на недвижимость. Уплата налога на недвижимость производится организациями ежеквар- тально, не позднее 22-го числа третьего месяца каждого квар- тала, в размере одной четвертой годовой суммы налога. 5. Земельный налог. Плательщиками земельного налога признаются: – организации и физические лица, которым земельные участ- ки на территории Республики Беларусь предоставлены на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного или времен- ного пользования, либо предоставлены в частную собственность. Объектами налогообложения земельным налогом призна- ются расположенные на территории Республики Беларусь зе- мельные участки, находящиеся в собственности, постоянном или временном пользовании организаций. Налоговая база земельного налога определяется в размере кадастровой стоимости земельного участка. Кадастровая стои- 10 мость земельного участка определяется в соответствии с зако- нодательством об охране и использовании земель. Налоговая база земельного налога определяется на 1 января календарно- го года, за который производится исчисление налога. Налоговая база земельного налога на сельскохозяйствен- ные земли сельскохозяйственного назначения при наличии ка- дастровой оценки определяется по площади и баллу кадастро- вой оценки земель сельскохозяйственных организаций, в том числе крестьянских (фермерских) хозяйств. Ставки земельного налога устанавливаются в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 13 августа 2010 г. № 420 «Об отдельных вопросах взимания земельного налога и арендной платы за земельные участки, находящиеся в госу- дарственной собственности». Как и в 2010 г., размер ставок земельного налога будет зависеть от кадастровой стоимости земельного участка. Налоговым периодом земельного налога признается кален- дарный год. Сумма земельного налога исчисляется как произведение налоговой базы и соответствующих ставок земельного налога. Уплата земельного налога производится организациями (за исключением садоводческих товариществ) – в течение нало- гового периода ежеквартально равными частями не позднее 22-го числа второго месяца каждого квартала, за земли, по ко- торым уполномоченным государственным органом принято решение, являющееся основанием для возникновения или пе- рехода права на земельный участок, в ноябре, – не позднее 22 декабря, а за земли сельскохозяйственного назначения – не позднее 15 апреля, 15 июля, 15 сентября, 15 ноября – в разме- ре одной четвертой годовой суммы земельного налога [2]. 6. Экологический налог. Объектами налогообложения экологическим налогом при- знаются: – выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух; – сброс сточных вод; 11 – хранение, захоронение отходов производства; – ввоз на территорию Республики Беларусь озоноразруша- ющих веществ, в том числе содержащихся в продукции. Налоговая база экологического налога определяется как фактические объемы: – выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух; – сбросов сточных вод; – отходов производства, подлежащих хранению, захоро- нению; – озоноразрушающих веществ. Устанавливаются следующие ставки экологического налога: – ставки экологического налога за выбросы загрязняю- щих веществ в атмосферный воздух (приложение 6 к НК Бе- ларуси); – ставки экологического налога за сбросы сточных вод (приложение 7 к НК Беларуси); – ставки экологического налога за захоронение, хранение отходов производства (приложение 8 к НК Беларуси); – ставка экологического налога за ввоз на территорию Рес- публики Беларусь озоноразрушающих веществ устанавлива- ется в размере 23 000 белорусских рублей за один килограмм озоноразрушающих веществ, в том числе содержащихся в про- дукции, ввозимых на территорию Республики Беларусь. Налоговым периодом экологического налога, за исключе- нием экологического налога за ввоз на территорию Республи- ки Беларусь озоноразрушающих веществ, в том числе содер- жащихся в продукции, признается календарный квартал. Сум- ма экологического налога исчисляется как произведение нало- говой базы и налоговой ставки. Плательщики ежеквартально представляют в налоговые органы налоговую декларацию (расчет) не позднее 20-го числа месяца, следующего за истек- шим налоговым периодом. Уплата экологического налога про- изводится ежеквартально не позднее 22-го числа месяца, сле- дующего за истекшим налоговым периодом [2]. 12 7. Порядок исчисления и уплаты подоходного налога ре- гламентируется главой 16 особенной части НК Беларуси. Плательщиками подоходного налога с физических лиц при- знаются физические лица. Предприятия выступают лишь налоговым агентом по его уплате, на них возлагается обязан- ность по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет этого налога. Объектом налогообложения подоходным налогом с физи- ческих лиц признаются доходы, полученные плательщиками в соответствии со статьей 154 НК Беларуси. При определении налоговой базы подоходного налога с физических лиц учитываются все доходы плательщика, полу- ченные им как в денежной, так и в натуральной формах. Налоговая база подоходного налога с физических лиц определяется отдельно по каждому виду доходов, в отноше- нии которых установлены различные налоговые ставки. Налоговым периодом подоходного налога с физических лиц признается календарный год. Отчетными периодами по- доходного налога с физических лиц для индивидуальных пред- принимателей (частных нотариусов, адвокатов) признаются квартал, полугодие, девять месяцев календарного года и ка- лендарный год. Освобождаются от подоходного налога с физических лиц доходы граждан (подданных) иностранных государств в соот- ветствии со статьей 161 НК Беларуси. При определении раз- мера налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 156 НК Беларуси плательщик имеет право применить стандартные налоговые вычеты. Социальные налоговые вычеты определе- ны статьей 165 НК Беларуси, профессиональные налоговые вычеты – статьей 168 НК Беларуси. Ставки подоходного налога с физических лиц – 12, 9, 15 про- центов (статья 173 НК Беларуси). Налоговая декларация (расчет) представляется плательщи- ками не позднее 1 марта года, следующего за истекшим нало- 13 говым периодом. Уплата подоходного налога с физических лиц, до начисленного по налоговым декларациям (расчетам), производится не позднее пятнадцати дней с момента подачи в налоговый орган такой декларации (статья 180 НК Беларуси). 8. Согласно статье 7 Налогового кодекса Беларуси местны- ми признаются налоги и сборы, устанавливаемые нормативно- правовыми актами (решениями) местных Советов депутатов в соответствии с Налоговым кодексом и обязательные к уплате на соответствующих территориях [2]. Основные положения относительно данных налогов и сбо- ров установлены в Особенной части Налогового кодекса Бе- ларуси (Раздел VI, главы 30, 32, 33). Налог за владение собаками (глава 30) Плательщиками налога за владение собаками признаются физические лица – владельцы собак, зарегистрированные на соответствующей административной территории. Следует так- же отметить, что решениями местных Советов депутатов устанавливаются перечни плательщиков, освобождаемых от уплаты данного налога. Объектом налогообложения налогом за владение собаками признается владение собаками в возрасте трех месяцев и стар- ше. В свою очередь налоговая база определяется как количе- ство таких собак на 1-е число первого месяца налогового пе- риода [2]. Ставки налога за владение собаками устанавливаются в зави- симости от высоты в холке в соответствии со статьей 270 НК Беларуси, и действующие ставки по областям и городу Минску в базовых величинах за каждый месяц налогового периода. Налоговым периодом налога за владение собаками призна- ется календарный квартал. Уплата налога за владение собаками производится платель- щиками путем внесения сумм налога организациям, осу- 14 ществляющим эксплуатацию жилищного фонда, одновремен- но с внесением платы за пользование жилым помещением (платы за техническое обслуживание). При этом данные орга- низации производят прием сумм налога и их перечисление в бюджет не позднее 27-го числа месяца, следующего за истек- шим налоговым периодом, а также представляют в налоговый орган по месту постановки на учет информацию о перечисле- нии налога в произвольной форме не позднее 30-го числа ме- сяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Налоговая декларация (расчет) по налогу за владение соба- ками не представляется. Курортный сбор (глава 32) Плательщиками курортного сбора признаются физические лица, за исключением лиц, направляемых на оздоровление и санаторно-курортное лечение бесплатно в соответствии с за- конодательными актами. Перечень граждан, имеющих право на первоочередное бесплатное санаторно-курортное лечение и оздоровление, установлен Указом Президента Республики Бе- ларусь «О санаторно-курортном лечении и оздоровлении населения» от 28 августа 2006 г. № 542. Объектом обложения курортным сбором признается нахождение физического лица в санаторно-курортных и оздо- ровительных организациях, расположенных на территории соответствующих административно-территориальных единиц Республики Беларусь. При этом налоговая база определяется исходя из стоимости путевки. Ставки курортного сбора устанавливаются в зависимости от вида санаторно-курортной и оздоровительной организации и не могут превышать 3 % от стоимости путевки. Налоговым периодом курортного сбора признается кален- дарный квартал. Уплата курортного сбора производится плательщиками пу- тем внесения сумм сбора санаторно-курортным или оздорови- 15 тельным организациям, которые осуществляют прием сумм курортного сбора и их перечисление в бюджет не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым пе- риодом. Кроме того данные организации не позднее 25-го чис- ла месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, представляют в налоговый орган по месту постановки на учет информацию о перечислении курортного сбора в произволь- ной форме. При этом налоговая декларация (расчет) по ку- рортному сбору не представляется. Сбор с заготовителей (глава 33) Согласно статьи 281 НК Беларуси плательщиками сбора с заготовителей признаются организации и индивидуальные предприниматели [2]. Решениями местных Советов депутатов устанавливаются перечни плательщиков, освобождаемых от уплаты данного сбора. Объектом обложения сбором с заготовителей признается осуществление промысловой заготовки (закупки) дикорасту- щих растений (их частей), грибов, технического и лекарствен- ного сырья растительного происхождения в целях их про- мышленной переработки или реализации, за исключением их заготовки, при которой плательщиком внесена плата за по- бочное лесное пользование. При этом налоговая база опреде- ляется как стоимость объема заготовки (закупки), определен- ная исходя из заготовительных (закупочных) цен. Ставки сбора с заготовителей устанавливаются инструкци- ями местных Советов депутатов в размере, не превышающем 5 процентов. Налоговым периодом сбора с заготовителей, так же как и для других местных налогов и сборов, признается календар- ный квартал. Плательщики ежеквартально представляют в налоговые ор- ганы налоговую декларацию (расчет) не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Упла- 16 та сбора с заготовителей производится также ежеквартально не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Основные правовые рамки введения и применения каждого из приведенных в перечне местных платежей законодательно установлены непосредственно в Особенной части Налогового кодекса. При этом местные Советы депутатов в установленных пределах самостоятельно могут корректировать налоговые став- ки, устанавливать налоговые льготы в зависимости от интересов развития соответствующих административных территорий. Тема. ТАМОЖЕННОЕ ОБЛОЖЕНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ (НДС и акцизы) Плательщиками налога на добавленную стоимость в соот- ветствии со статьей 90 НК Беларуси признаются физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом, Тамо- женным кодексом Республики Беларусь и (или) актами Пре- зидента Республики Беларусь, международными договорами Республики Беларусь, формирующими договорно-правовую базу таможенного союза, возложена обязанность по уплате на- лога на добавленную стоимость, взимаемого при ввозе това- ров на территорию Республики Беларусь. В соответствии со статьей 93 НК Беларуси объектом нало- гообложения налогом на добавленную стоимость признается ввоз товаров на территорию Республики Беларусь и (или) иные обстоятельства. Республика Беларусь в торговых отношениях со странами СНГ и странами дальнего зарубежья применяет принцип страны назначения. В соответствии с этим принципом при экспорте товаров применяется нулевая ставка налога на добавленную стоимость при условии документального подтверждения фак- та экспорта, а при импорте товаров НДС взимается в стране импортера, за исключением товаров, которые в соответствии 17 с законодательством государства-импортера не подлежат налогообложению при их ввозе. Освобождение от налога на добавленную стоимость при ввозе на территорию Республики Беларусь предусмотрено статьей 96 НК Беларуси. Налоговая база налога на добавленную стоимость, взимае- мого таможенными органами при ввозе товаров на террито- рию Республики Беларусь, определяется как сумма:  их таможенной стоимости;  подлежащих уплате сумм таможенных пошлин;  подлежащих уплате сумм акцизов (по подакцизным то- варам). Ставки налога на добавленную стоимость устанавливаются в следующих размерах:  ноль (0) % при реализации товаров, помещенных под та- моженную процедуру экспорта, а также вывезенных (без обяза- тельств об обратном ввозе на территорию Республики Беларусь) в государства – члены таможенного союза (в том числе товаров, вывезенных по договорам (контрактам) лизинга, договорам зай- ма, договорам (контрактам) на изготовление товаров) [1];  десять (10) % при ввозе на территорию Республики Бе- ларусь и (или) реализации продовольственных товаров и то- варов для детей по перечню, утвержденному Президентом Республики Беларусь;  двадцать (20) % при ввозе на территорию Республики Беларусь товаров, кроме продовольственных товаров и това- ров для детей по перечню, утвержденному Президентом Рес- публики Беларусь;  ноль целых пять десятых (0,5) % при ввозе на террито- рию Республики Беларусь из государств – членов Таможенно- го союза для производственных нужд обработанных и необ- работанных алмазов во всех видах и других драгоценных кам- ней (коды по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь 7102 и 7103). 18 Сумма налога на добавленную стоимость, взимаемого та- моженными органами при ввозе товаров на территорию Рес- публики Беларусь, подлежащая уплате в бюджет, определяет- ся как произведение налоговой базы и налоговой ставки. Общая сумма налога на добавленную стоимость уменьша- ется на установленные статьей 107 НК Беларуси налоговые вычеты. Налоговыми вычетами признаются суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные плательщиком при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь. Плательщиками акцизов в соответствии со статьей 109 НК Беларуси признаются физические лица, на которых в соответ- ствии с Налоговым кодексом, Таможенным кодексом Респуб- лики Беларусь и (или) актами Президента Республики Бела- русь, международными договорами Республики Беларусь, в том числе международными договорами Республики Беларусь, формирующими договорно-правовую базу Таможенного сою- за, возложена обязанность по уплате акцизов, взимаемых при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь. Перечень подакцизных товаров приведен в статье 111 НК Беларуси. В Республике Беларусь действуют единые ставки акцизов как для подакцизных товаров, произведенных на территории Республики Беларусь, так и для подакцизных товаров, ввози- мых на территорию Республики Беларусь и (или) реализуемых на территории Республики Беларусь. Они устанавливаются согласно приложению 1 к НК Беларуси. Объектами налогообложения акцизами признаются ввози- мые на территорию Республики Беларусь подакцизные товары и (или) возникновение иных обстоятельств, с наличием кото- рых Налоговый кодекс, Таможенный кодекс Республики Бе- ларусь и (или) акты Президента Республики Беларусь, между- народные договоры Республики Беларусь, формирующие до- говорно-правовую базу таможенного союза, связывают возник- новение налогового обязательства по уплате акцизов. 19 Сумма акцизов, взимаемая таможенными органами при вво- зе на территорию Республики Беларусь подакцизных товаров, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется как произведение налоговой базы и ставки акцизов. Исчисление сумм подлежа- щих уплате акцизов производится в белорусских рублях. Общая сумма акцизов уменьшается на установленные ста- тьей 123 НК Беларуси налоговые вычеты. Тесты 1. Основными документами, регламентирующими в ком- плексе все направления налоговых отношений в государстве являются: а) Налоговый кодекс; б) Таможенный кодекс; в) Бюджетный кодекс. 2. Новый акт законодательства по отношению к ранее приня- тому нормативно-правовому акту по такому же вопросу имеет: а) одинаковую юридическую силу; б) меньшую юридическую силу. 3. Нормативные правовые акты республиканских органов государственного управления, органов местного управления и самоуправления являются по своей сути: а) законами о порядке налогообложения; б) постановлениями по вопросам налогообложения; в) инструкциями по расчету и взиманию налогов. 4. Налог с юридической точки зрения представляет собой: а) платеж, взимаемый с юридических лиц; б) платеж, взимаемый на основе действующего законода- тельства; в) платеж, уплачиваемый физическими и юридическими лицами. 5. Экономическая сущность налога должна проявляться: а) в максимальном пополнении бюджета; б) оптимизации налоговой нагрузки; 20 в) стимулировании воспроизводственных процессов. 6. Налоговая база представляет собой: а) стоимостную, физическую или иную характеристику объ- екта налогообложения; б) натуральную, физическую или иную характеристику объ- екта налогообложения; в) стоимостную, натуральную или физическую характери- стику объекта налогообложения. 7. Новая, ориентированная на рынок система налогообло- жения была введена в Республике Беларусь с начала: а) 1990 года; б) 1992 года; в) 1994 года; г) 1998 года; д) 2000 года. 8. Объектами налогообложения по НДС признаются: а) доходы и расходы; б) обороты по реализации товаров; в) проценты и дивиденды; г) себестоимость реализованных товаров. 9. Налогообложение НДС производится по следующим налоговым ставкам: а) 5 %, 9 %, 10,09 %, 20 %; б) 0 %, 8 %, 15 %, 9,09 %, 15,25 %; в) 10 %, 15 %, 9,09 %, 15,25 %; г) 0 %, 10 %, 20 %, 24%, 9,09 %, 16,67 %. 10. Акцизами облагаются: а) алкогольная продукция, автомобильные бензины, дизель- ное топливо, сырье, материалы; б) алкогольная продукция, табачная продукция, чай, кофе; в) обувь, пиво, табачная продукция, ювелирные изделия, кофе; г) алкогольная продукция, пиво, табачная продукция, авто- мобильные бензины, дизельное топливо. 21 11. Уплата акцизов производится не позднее: а) 15-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором произведена реализация подакцизных товаров; б) 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором произведена реализация подакцизных товаров; в) 22-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором произведена реализация подакцизных товаров; г) 30-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором произведена реализация подакцизных товаров. 12. К косвенным налогам относят: а) НДС, акцизы, таможенные платежи; б) акцизы, налог с розничных продаж, налог на недвижи- мость, налог на доходы; в) НДС, акцизы, оффшорный сбор, налог на услуги. 13. Налоги с пользователей природных ресурсов относят: а) к прямым; б) косвенным; в) смешанным. 14. Отчисления в фонд социальной защиты населения: а) относятся на себестоимость продукции (работ, услуг); б) включаются в цену продукции, товаров (работ, услуг); в) уплачиваются за счет прибыли, остающейся в распоря- жении предприятия (организации); г) уплачиваются из прибыли (дохода). 15. Ставка отчислений в фонд социальной защиты населе- ния составляет: а) 30 %; б) 35 %; в) 40 %. 16. Объектом обложения взносом в фонд социальной защи- ты населения является: а) прибыль предприятия (организации); б) фонд заработной платы; в) стоимость материалов; г) стоимость основных фондов предприятия (организации). 22 17. Отчисления в фонд социальной защиты населения от- носятся: а) к прямым налогам и сборам; б) косвенным налогам и сборам; в) смешанным платежам в бюджет. 18. Фонд заработной платы предприятия (организации) об- лагается: а) подоходным налогом; б) отчислениями в фонд социальной защиты населения; в) отчислениями в фонд содействия занятости; г) чрезвычайным (Чернобыльским) налогом. 19. К налогам включаемым в затраты по производству и ре- ализации продукции (работ, услуг) относятся: а) налог на доходы; б) налог на недвижимость; в) экологический налог; г) земельный налог; д) оффшорный сбор; е) подоходный налог; ж) налог на добавленную стоимость. 20. Экологический налог характеризуется,: а) как косвенный налог; б) имущественный налог; в) плата за природопользование. 21. Сумма экологического налога за добычу (выбросы) сверх утвержденных лимитов: а) относится на затраты по производству и реализации про- дукции (работ, услуг); б) включается в цену продукции (товаров, работ, услуг); в) уплачивается за счет прибыли, остающейся в распоряже- нии организации после уплаты налогов. 22. Утверждение, что экологические налоги не должны вы- полнять фискальную функцию: а) верно; б) неверно. 23 23. К налогам и сборам, уплачиваемым из фонда заработ- ной платы, относятся: а) подоходный налог; б) отчисления в фонд социальной защиты населения и по- доходный налог; в) отчисления в фонд социальной защиты населения. 24. Плательщиками земельного налога являются: а) физические и юридические лица; б) физические лица; в) юридические лица. 25. Земля как объект налогообложения учитывается в со- ставе объектов обложения: а) налогом на капитал; б) налогом на недвижимость; в) налогом на доход; г) земельным налогом. 26. Плательщиками налога на прибыль являются: а) физические и юридические лица; б) юридические лица Республики Беларусь, иностранные юридические лица и международные организации, простые товарищества, хозяйственные группы; в) физические лица, простые товарищества, хозяйственные группы. 27. Стандартная ставка налога на прибыль составляет: а) 18 %; б) 28 %; в) 24 %; г) 30 %; д) 25 %. 28. Страховые организации независимо от вида осуществ- ляемой ими деятельности применяют общую систему налого- обложения прибыли: а) верно; б) неверно. 24 29. Банковские организации уплачивают налог на прибыль по ставке: а) 18 %; б) 24 %; в) 30 %; г) 40 %. 30. Плательщиками налога на недвижимость являются: а) физические лица; б) физические и юридические лица; в) юридические лица. 31. Налогом на недвижимость облагается стоимость основ- ных средств: а) первоначальная; б) остаточная. 32. Годовая ставка налога на недвижимость с юридических лиц составляет: а) 0,01 %; б) 0,1 %; в) 1 %; г) 3 %. 33. Порядок взимания подоходного налога с физических лиц определен: а) Законом Республики Беларусь «О подоходном налоге с физических лиц»; б) Законом Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь»; в) Особенной частью Налогового кодекса Республики Бе- ларусь. 34. Утверждение, что плательщиками подоходного налога с физических лиц являются работники предприятия (органи- зации), а само предприятие (организация) выступает лишь в качестве налогового агента по его уплате: а) верно; б) неверно. 25 35. Ставка подоходного налога с физических лиц составляет: а) 9 %; б) 13 %; в) 12 %; г) 20 %; д) 25 %; е) 30 %. 36. При определении налоговой базы по подоходному налогу: а) учитываются доходы, полученные только в денежной форме; б) учитываются все доходы плательщика, полученные в де- нежной и натуральной форме; в) учитываются отдельные виды доходов плательщика, по- лученные в денежной и натуральной форме. 37. В соответствии с Таможенным кодексом Республики Беларусь к таможенным платежам относятся: а) таможенные пошлины, НДС и акцизы при ввозе товаров на таможенную территорию, таможенные сборы; б) таможенные пошлины, НДС, акцизы, таможенные сборы; в) налог с продаж, НДС, акцизы, таможенные сборы. 38. Гармонизация представляет собой: а) выработку общего курса государства в определенной сфере правоотношений на соответствующем этапе интегриро- ванного взаимодействия; б) выработку различных курсов государств в определенной сфере правоотношений на соответствующем этапе интегриро- ванного взаимодействия; в) выработку схожих направлений в определенной сфере правоотношений на соответствующем этапе интегрированно- го взаимодействия. 39. Налоговое администрирование – это: а) система управления органами государственной власти налоговыми отношениями; б) система управления Министерством по налогам и сбо- рам налоговыми отношениями; 26 в) система управления предприятиями и организациями налоговыми отношениями. 40. Продолжите перечень. Для оценки налоговой системы используют такие крите- рии, как: 1) _______________________________________________; 2) ________________________________________________; 3) ________________________________________________. 41. Ответьте на вопрос. Какие вычеты предусмотрены по подоходному налогу с фи- зических лиц? 42. Продолжите перечень. Основными элементами налога признаются: 1) ________________________________________________; 2) ________________________________________________; 3) _______________________________________________; 4) ________________________________________________; 5) ________________________________________________. 43. Вычеркните лишнее в каждом ряду. 1. Земельный налог, акцизы, НДС, таможенные пошлины, экологический налог, налог на услуги. 2. Налоги на доходы (прибыль), имущественные налоги, косвенные налоги, смешанные налоги, социальные платежи, налоги на потребление, ресурсные налоги и отчисления; дру- гие платежи. 3. Прогрессивные, четкие, фактические, регрессивные, мно- жественные, адвалорные, единичные, маргинальные. 44. Выберите правильный вариант ответа. Налог на доходы взимается по ставке: а) 10 %; б) 20 %; в) 5 %; г) 15 %; д) 30 %. 27 45. Выберите правильный вариант ответа. Стандартная ставка НДС: а) 20 %; б) 10 %; в) 15 %; г) 25 %; д) 18 %. Задачи 1. По итогам работы за месяц предприятие получило сле- дующие результаты: 1) прибыль от реализации продукции – 4 900 000 руб.; 2) проценты, начисляемые банком за хранение денег на рас- четном счету – 300 000 руб.; 3) штрафы, полученные от поставщиков за нарушение хо- зяйственного договора – 200 000 руб.; 4) уплачено аналогичных штрафов – 100 000 руб. Определить сумму налога на прибыль. 2. Стоимость основных производственных фондов предпри- ятия «Восток» на 1 января текущего года – 300 000 000 руб., в том числе стоимость очистных сооружений 50 000 000 руб. Амортизация основных производственных фондов составила 40 000 000 руб., в том числе очистных сооружений – 10 000 000 руб. Стоимость основных непроизводственных фондов 200 000 000 руб., а их амортизация составила 30 000 000 руб. Определить годовую сумму налога на недви- жимость. 3. Доход физического лица по месту основной работы в ме- сяц составляет 1 840 000 руб. Определить сумму подоходного налога. 4. Доход физического лица по месту основной работы 3 000 000 руб. В текущем месяце он оплатил за свое обучение в учреждении образования Республики Беларусь при получе- 28 нии первого высшего образования 1 300 000 руб. Определить сумму подоходного налога. 5. Физическое лицо создало произведение литературы, пра- ва на которое было передано по авторскому договору органи- зации, за что получило авторское вознаграждение в размере 800 000 руб. Документальное подтверждение расходов, свя- занных с созданием данного произведения, имеется только на приобретенную учебную литературу и бумагу на общую сум- му 63 000 руб. Определить сумму подоходного налога. 6. Гражданин Иванов Иван Иванович, проживающий в го- роде Минске имеет 2 собаки: кавказская овчарка (80 см в холке, возраст – 4 года) и длинношерстная такса (30 см в холке, воз- раст – 1 год). Собаки были зарегистрированы в марте 2011 го- да. Определить сумму налога за владение собаками за второй квартал 2012 года. 7. Семья Петровых, состоящая из четырех человек (отец, мать, 15-летний сын и 12-летняя дочь) 12 июля 2011 года по- ехала отдыхать в санаторий «Дубы», находящийся в городе Новополоцке. Отец, Петров Петр Петрович работает в ОАО «Магнит». Мать, Петрова Людмила Игоревна, работает в ОАО «Лучик» и является инвалидом третьей группы. Дети обуча- ются в средней школе № 12 города Новополоцка. Стоимость путевок на 10 дней составляет 600 000 руб. – для лиц, старше 18 лет и 400 000 – для лиц, до 18 лет. Рассчитать сумму ку- рортного сбора. 8. Индивидуальный предприниматель Кириленко Виталий Сергеевич, зарегистрированный в городе Кобрине (Брестская область), в августе 2011 года закупил 50 килограмм лисичек в том же городе для дальнейшей реализации. Закупочная цена лисичек составляет 5 000 рублей за один килограмм. Рассчи- тать сумму сбора с заготовителей за третий квартал 2012 года. 9. Декларируется ввезенное на таможенную территорию Рес- публики Беларусь пиво «Славутич»: код товара по ТН ВЭД Рес- публики Беларусь – 2203 00; концентрация спирта по объему – 29 5 %; количество товара – 9000 литров; ставка акцизов – 150 руб- лей за 1 литр готовой продукции. Рассчитать сумму акциза. 10. Декларируется ввезенный на таможенную территорию Республики Беларусь коньяк «Remy Martin»: – код товара по ТН ВЭД Республики Беларусь – 2 208 201 200; – фактическая концентрация спирта по объему – 40 %; – количество товара – 1000 литров; – ставка акцизов – 10 150 рублей за 1 литр безводного (сто- процентного) этилового спирта, содержащегося в готовой продукции. Рассчитать сумму акциза. 30 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1. Таможенный кодекс таможенного союза (ред. от 16.04.2010) (Приложение к Договору о Таможенном кодексе таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17). 2. Особенная часть Налогового кодекса Республики Бела- русь от 29.12.2009 № 71-З. 3. Василевская, Т. И. Налогообложение организаций и оп- тимизация налоговых платежей / Т. И. Василевская. – Минск : ТетраСистемс, 2011. – 80 с. 4. Барсегян, Л. Н. Налоги и налогообложение / Л. Н. Бар- сегян. – Минск : ТетраСистемс, 2009. – 113 с. 5. Савицкая, Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия / Г. В. Савицкая : 4-е изд., перераб. и доп. – Минск : ООО «Новое знание» 2010. – 688 с. 6. Аносов, В. Снижение налоговой нагрузки как фактор укрепления финансового положения реального сектора / В. Ано- сов // Финансы, учет, аудит. – № 11. – 2009. – С. 37–39. 7. Бырко, А. Н. Проблема определения налоговой нагрузки на предприятии торговли // Налоги и налогообложение. – № 3. – 2010. – С. 55–58. 31 Содержание Введение.................................................................................... 3 Краткий курс лекций ............................................................... 4 Тесты ....................................................................................... 19 Задачи ...................................................................................... 27 Список использованных источников ................................... 30 32 Учебное издание ПИЩИК Татьяна Владимировна НАЛОГИ И ТАМОЖЕННЫЕ ПЛАТЕЖИ Методическое пособие для студентов экономических специальностей, магистрантов Редактор К. П. Юройть Компьютерная верстка Н. А. Школьниковой Подписано в печать 04.02.2013. Формат 6084 1/16. Бумага офсетная. Ризография. Усл. печ. л. 1,86. Уч.-изд. л. 1,45. Тираж 100. Заказ 840. Издатель и полиграфическое исполнение: Белорусский национальный технический университет. ЛИ № 02330/0494349 от 16.03.2009. Пр. Независимости, 65. 220013, г. Минск.