Министерство образования Республики Беларусь БЕЛОРУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра «Строительные и дорожные машины» ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ МАШИН Методические указания к выполнению дипломных проектов М и н с к 2 0 1 0 Министерство образования Республики Беларусь БЕЛОРУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра «Строительные и дорожные машины» ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ МАШИН Методические указания к выполнению дипломных проектов для студентов специальности 1-36 11 01 «Подъемно- транспортные, строительные, дорожные и машины и оборудование» М и н с к 2 0 1 0 УДК 69.002.5.001.63+625.7[8. 002.5.001 63+621.86 001. 63]: 378, 244 ББК 39я7 Т 46 С о с т а в и т е л и : А.В. Вавилов, Д.Д. Бракоренко Р е ц е н з е н т ы : Т.А. Непарко, М.М. Гарост В указаниях даны рекомендации по выбору темы дипломного проекта, изложены требования к пояснительной записке, оформле- нию графической части. Издание предназначается для студентов специальности «Подъ- емно-транспортные, строительные, дорожные машины и оборудо- вание». © БНТУ, 2010 3 ВВЕДЕНИЕ Современное дорожно-строительное производство стано- вится эффективным, когда оно базируется на высоконадеж- ных технических средствах. В то же время оно остается наиболее ресурсоемкой отраслью народного хозяйства, нуж- дающейся в больших количествах топлива, металла, финансо- вых, трудовых и других ресурсов. В этом перечне особое ме- сто занимает моторесурс, используемый в производстве техники. На практике он контролируется недостаточно, но всеми осо- знается необходимость его восполнения через поставку новой техники или ремонт уже существует. В большинстве случаев заводы-изготовители и ремонтные предприятия не декларируют качество своей продукции. Если же она и заявляется, то это не означает, что данное изделие способно ему соответствовать вне зависимости от условий эксплуатации. В специальной технической и нормативной до- кументации используется термин «гамма-процентный ре- сурс», подчеркивающий случайный характер этой величины. Однако каждому, кто связан с использованием техники, из- вестно, что ее потенциальные возможности реализуются толь- ко при правильно организованной технической эксплуатации. Принцип, заложенный в афоризме «Машина любит ласку, чистоту и смазку», действует в полной мере. По данным наблю- дений, у техники, находящейся в нормальных условиях эксплуа- тации, число отказов в два раза меньшее, чем у машин, работы по обслуживанию которых проводятся в ограниченном объеме. Цель проекта – разработка годового плана технического обслуживания (ТО) строительных, дорожных и подъемно- транспортных машин и оборудования; определение трудоем- кости технического обслуживания, обоснование реконструк- ции ремонтно-обслуживающей базы; определение потребно- сти в оборудовании и приборах для пункта технического обслу- 4 живания; выбор рациональных форм организации технического обслуживания. Кроме того, предусматривается конструктор- ская разработка несложных приспособлений и устройств, поз- воляющих повысить эксплуатационную надежность машин, производительность труда при техническом обслуживании. Допускается также конструкторская разработка в виде модер- низации строительной, дорожной или подъемно-транспортной машины с последующим обоснованием и представлением технологической карты по техническому обслуживанию дан- ной машины. Дипломный проект должен состоять из расчетно-поясни- тельной записки и графической части. Записка выполняется на стандартных листах белой писчей бумаги формата А4 объемом до 100–120 страниц рукописного или 60–70 страниц печатного текста. Графическая часть проекта выполняется на листах плотной чертежной бумаги. Общее количество их должно включать не менее 8 листов формата А1. Тематика листов графической ча- сти и их примерное содержание приведены в приложении. 1. Методические указания по выполнению дипломного проекта В первой главе пояснительной записки следует отметить актуальность разрабатываемой темы проекта, важность со- вершенствования технического обслуживания машинного парка и его роль в повышении эффективности использования машин и дорожно-строительного производства в целом. В этой главе следует подобрать необходимые источники информации и осветить опыт организации обслуживания до- рожно-строительной техники в зарубежных странах, органи- зацию работы дилерских предприятий, их оснащенность тех- нологическим и диагностическим оборудованием. 5 В конце первой главы должна быть указана цель дипломно- го проекта. 2. Общие сведения о предприятии В этой главе следует указать специализацию предприятия, его производственное направление, место расположения, ко- личество работающих на предприятии. 3. Состав машинного парка предприятия и показатели его использования Показатели состава и использования машинного парка предприятия представить в виде таблицы 3.1 с анализом из- менения по годам и указанием причин их изменения за по- следние три года Таблица 3.1 – Состав машинного парка, год выпуска, затраты средств на ТО и ремонт в тыс. руб. за три последних года Наименование и марка машины Год выпуска Затраты средств на ремонт и ТО, тыс. руб. 2006 2007 2008 4. Ремонтно-обслуживающая база предприятия 4.1. Машинный парк и организация хранения техники Указать месторасположение машинного парка на террито- рии предприятия. Привести его схему с указанием примерных размеров, расположения ремонтной мастерской, гаража, скла- дов, площадок и ангаров (навесов) для хранения техники, площадок для списанной техники и для металлолома. 6 Привести порядок снятия машин с хранения, подготовки к сдачи в эксплуатацию, приема машин из эксплуатации и по- становки на хранение. Указать, с помощью каких документов производится при- ем-передача машин, кто возглавляет службу хранения машин и каков состав этой службы, в чем заключается обслуживание машины во время хранения. Отметить особенность оплаты труда работников, занятых хранением машин. 4.2. Ремонтные мастерские, пункт ТО. Организация ремон- та и ТО машин Представить схему мастерской с указанием размеров и имеющихся там отделений. Если имеется пункт технического обслуживания; дать его оценку и перечень имеющегося тех- нологического (станки, таль, тельфер, сварочный аппарат, кузнечные молоты и др.) оборудования с указанием года их выпуска. Дать анализ принятой на предприятии системы оплаты труда работников, занятых в ремонте и обслуживании техники, указать, кто возглавляет службу ремонта и ТО ма- шин, перечислить штат ремонтной мастерской. Привести перечень машин, агрегатов и узлов, которые до- рожно-строительная организация ремонтирует на специализи- рованных ремонтных предприятиях, а также перечень ремонт- ных работ по восстановлению машин, выполняемых силами предприятия, среднемесячную зарплату штатных работников ремонтной мастерской и среднюю часовую ставку работника, участвующего в ремонте закрепленной за ним машины. Отметить наличие плана-графика ТО машин, как он разра- батывается и используется, как производится управление по- становкой машин на ТО. 4.3. Нефтебаза предприятия, организация заправки машин и учета топливосмазочных материалов (ТСМ) 7 Привести схему нефтебазы с указанием габаритных разме- ров имеющихся емкостей для дизельного топлива, бензина, мазута, моторных и других масел и заправочных средств. Описать порядок заправки машин с указанием должности специалиста, разрешающего заправку, документов, с помо- щью которых ведется учет ТСМ, принятые на предприятии меры по стимулированию экономии ТСМ. Отметить какую сумму предприятие ежегодно выплачивает (высчитывает) ра- ботнику за экономию (перерасход) ТСМ. Отметить наличие или отсутствие на машинах систем контроля расхода топлива. Привести марки машин, на которых установлены эти системы, и количество этих машин. 4.4. Инженерно-техническая служба Привести структурную схему инженерно-технической служ- бы предприятия по техническому обслуживанию машин и по- рядок подчинения инженерно-технических работников (ИТР) с указанием их должностных окладов и среднемесячных зара- ботков, а также возложенных на них обязательств. 4.5. Кадры ремонтно-обслуживающей службы Характеристика кадрового состава ремонтно-обслуживающей службы включает наименование профессии, количество рабо- тающих, квалификационный разряд. Приводится принятая на предприятии система оплаты труда, меры материального и морального стимулирования, среднемесячные зарплата рабо- тающих и ее динамика, доля зарплаты, полученной на ремонте и ТО машин. 5. Обоснование комплекса организационно-технических мероприятий по совершенствованию технического обслуживания машинного парка предприятия 8 5.1. Состояние технического обслуживания машинного пар- ка предприятия Выполнить анализ состояния организации планирования и управления постановкой машин на техническое обслужива- ние. Разрабатываются ли (и кем) планы-графики технического обслуживания, какая методика используется при планировании годового объема работ, как работы по техническому обслужи- ванию распределяются по месяцам и декадам года? Как используются планы-графики для управления поста- новкой машин на ТО? Каким образом машина снимается из эксплуатации и направляется на проведение ТО? Если на предприятии периодические ТО как профилакти- ческие мероприятия не проводятся, выразить собственное мнение о причинах этого и как следовало бы организовать ТО. Привести перечень имеющегося технологического и диа- гностического оборудования и схему поста ТО. 5.2. Опыт организации ТО машин на передовых предприя- тиях республики Используя реферативные журналы, подобрать литературу, где приведены сведения об организации периодического тех- нического обслуживания машин на предприятиях Республики Беларусь, об оснащенности их технологическим и диагности- ческим оборудованием для ТО, об участии сторонних органи- заций в планировании и проведении ТО машин, об организа- ции управления постановкой машин на ТО. 5.3. Сервисное обслуживание техники отечественного и за- рубежного производства Аналогично подразделу 5.2. осветить опыт организации технического обслуживания заводами-изготовителями выпус- каемой ими техники (в том числе и в гарантийный период). 9 Дать анализ встроенных диагностических средств, приме- няемых в современных машинах отечественного и зарубежно- го производства. 5.4. Меры материального стимулирования рабочих и ИТР по обеспечению готовности и сохранности техники Изучить меры стимулирования рабочих и ИТР за сохранность и готовность техники, предусмотренные соответствующими постановлениями Правительства и другими нормативными документами. Если на предприятии они отсутствуют, то необ- ходимо привести примеры их применения. 5.5. Организационно-технические мероприятия по совер- шенствованию технического обслуживания машин На основании анализа, выполненного в подразделах 4.1, 4,2, 4,3, 4,4, 4,5 обосновать перечень мероприятий по совер- шенствованию ТО строительных, дорожных и подъемно-транс- портных машин и оборудования, предусмотрев разработку годового плана-графика ТО машин, меры материального сти- мулирования рабочих и ИТР за сохранность и техническую готовность машин. Подобрать необходимый перечень технологического и диа- гностического оборудования для оснащения пункта техниче- ского обслуживания (приложение 1). Принять решение о строительстве или реконструкции поста ТО и предусмотреть соответствующее оснащение его обору- дованием. 6. Планирование технического обслуживания машин 6.1. Расчет количества ТО машин и распределение их по месяцам года Количество номерных периодических технических обслу- живаний определяется за каждой машиной предприятия в от- дельности. Исходными данными для этого являются: 10 – наработка машины на начало планируемого года (данные предприятия); – планируемый годовой объем работы; – шкала периодичности технического обслуживания (при- ложение 2) Объем выполненных работ находят умножением отработан- ных нормо-смен (или нормо-часов) на производительность данной марки машины за смену (или за час сменного времени). Этот объем принимают в качестве основной исходной вели- чины для анализа эффективности работы машинного парка, планирования материально-технического снабжения и затрат на техническое обслуживание и ремонт (Р). Аналогично определяется необходимость проведения ко- личество ТО в следующих месяцах. После заполнения граф 6–41 (приложение 3) общее количе- ство ТО-1, ТО-2, ТО-3 должно соответствовать сумме данных граф 42, 43, 44. Ежегодно весной и осенью проводятся сезонные ТО (СО), ко- торые, как правило, совмещаются с периодическим номерным ТО. С точки зрения равномерной загрузки мастера(ов)-налад- чика(ов) количество ТО по месяцам года распределяется рав- номерно. В Республике Беларусь в настоящее время эксплуатируется довольно большое количество машин импортного производ- ства. Достаточной информации по периодичности и видам ТО таких машин не имеется. Поэтому в учебных целях планиро- вание ТО таких машин допускается осуществлять аналогично принятому для отечественных машин соответствующего класса. 6.2. Разработка месячного рабочего плана-графика ТО машин На основании годового плана-графика ТО (приложение 3) раз- рабатывается рабочий план-график ТО на каждый месяц года. Такой график необходим для организации своевременной постановки машин на ТО в плановом порядке и исключения необходимости вести интегральный учет наработки машин. 11 Обязательным условием при разработке такого плана- графика является равномерность загрузки поста ТО и мастера- наладчика. Месячный рабочий план-график может быть пред- ставлен по форме (приложение 4) для одного (по выбору ди- пломника) месяца года. ГОСТ 20793–81 «Тракторы сельскохозяйственные. Техниче- ское обслуживание» допускает проводить очередные номерные ТО с отклонением от установленной периодичности +10 %. Это позволяет сдвигать время проведения ТО в целях равно- мерной загрузки поста ТО и мастера-наладчика. 6.3. Расчет затрат труда на проведение технического об- служивания машинного парка Расчет затрат труда на проведение ТО выполняется на ос- новании годового плана-графика ТО. Затраты труда на выполнение ТО определяются умножени- ем нормативной трудоемкости проведения (приложение 2) на их количество, устанавливаемое по плану-графику ТО (при- ложение 3). Затраты труда на ТО всего парка машин будут: Н = ci u i cii u i ii u i ii u i i nHnHnHnHH ∑∑∑∑ ==== ⋅+⋅+⋅+⋅= 1 3 1 32 1 21 1 1 , где n1i, n2i, n3i, nсi – соответственно количество ТО-1,ТО-2,ТО-3 и СО i-й марки машин Во время проведения периодического технического обслу- живания кроме регламентных операций проводится устране- ние возникших в процессе работы машины неисправностей и отказов. Затраты труда на их устранение Ну.н = (0,2–0,25) Н. 12 Кроме того, при проведении технических обслуживаний мастеру-наладчику и рабочему приходится выполнять раз- личные неучтенные работы, затраты труда на которые: Нн.р = 0,15 Н. Расчеты затрат труда представляются в таблице 6.1. Таблица 6.1 –Распределение затрат труда по видам технического обслу живания Марка машин ФИО работа- ющего Инв. № машины Затраты труда, чел-ч ТО-1 ТО-2 ТО-3 СО Ну.н Нн.р Всего Руден- ков В.Г. 12 ИТОГО + + + + + + + Ну.н – затраты труда на устранение неисправностей, чел-ч; Нн.р – затраты труда на выполнение неучтенных работ, чел-ч 6.4. Определение количества слесарей-ремонтников Слесари-ремонтники устраняют отказы, технические неис- правности в машинах и выполняют заявочные и плановые ре- монты несложных машин. Их количество пр = р р р Ф П ∑Н , где ∑ рН – общие затраты труда на плановый ремонт неслож- ных машин и устранение отказов и неисправностей, чел-ч; Фр – фонд рабочего времени одного слесаря-ремонтника, ч. 13 Фонд рабочего времени одного слесаря-ремонтника в соот- ветствии с ранее принятыми обозначениями Фр = Др · Тсм · Ксм · τ, где Др – количество отработанных дней; Тсм – продолжительность смены, ч; Км – коэффициент сменности (количеств смен за день); τ – коэффициент использования времени смены. При определении количества мастеров-наладчиков и слеса- рей-ремонтников целесообразно использовать информацию, представленную в табл. 6.1 7. Выбор оборудования для стационарного поста технического обслуживания (СП ТО) Оборудование для СП ТО должно отвечать двум основным требованиям: иметь низкую стоимость и широкие функцио- нальные возможности. Оно должно включать как оборудова- ние общего назначения, так и оборудование для технического обслуживания и диагностирования отдельных систем машин. Предприятиями Республики Беларусь такое оборудование практически не выпускается. Однако на рынке республики имеется достаточно большое количество такого оборудования импортного производства. Поэтому для его выбора необходимо использовать имеющуюся литературу, рекламные прайс-листы. Примерный минимальный перечень оборудования для СП ТО приведен в приложении 1. 8. Конструкторская разработка Конструкторская часть проекта должна содержать техниче- скую характеристику, достоинство и недостатки модернизи- руемого приспособления или оборудования для технического 14 обслуживания и диагностики отдельных систем машин. По- дробно описывается сущность модернизации и выполняются расчеты модернизируемых узлов и деталей. Общий объем конструкторской части не должен превышать 25 % общего объема расчетно-пояснительной записки. Допускается в этой части проекта представлять модерниза- цию машины с разработкой технологической карты по ее техни- ческому обслуживанию. В этом случае разработанная техноло- гическая карта представляется в виде листа графической части. 9. Экономическая эффективность принятых решений В этой части проекта экономически обосновывается эффек- тивность проектных решений как по совершенствованию тех- нического обслуживания машин, так и по модернизации кон- структорской разработки. Она выполняется под руководством консультанта кафедры «Экономика и организация». 10. Графическая часть 1. Схема машинного парка предприятия – 1 лист. 2. Ремонтные мастерские, пунк технического обслуживания машин – 1 лист. 3. План-график технического обслуживания и ремонта машин – 1 лист. 4. Рабочий план-график технического обслуживания на июль 2009 года – 1 лист. 5. Конструкторская разработка – 3 листа. 6. Экономическая эффективность принятых решений – 1 лист. 15 ЛИТЕРАТУРА 1. Ловгиновский, Э.В. Реорганизация системы техническо- го обслуживания и ремонта оборудования предприятий / Э.В. Ловгиновский // Ремонт, восстановление, модернизация.- 2004. – № 4. – С. 36–42. 2. Ловгиновский, Э.В. Реорганизация системы техническо- го обслуживания и ремонта оборудования предприятий / Э.В.Ловгиновский // Ремонт, восстановление, модернизация. – 2004. – № 5. – С. 18–25. 3. Ловгиновский, Э.В. Реорганизация системы техническо- го обслуживания и ремонта оборудования предприятий / Э.В. Ловгиновский // Ремонт, восстановление, модернизация. – 2004. – № 6. – С. 32–38. 4. Бураев, М.К. Комплексный подход к обеспечению рабо- тоспособности машинно-тракторного парка / М.К. Бураев // Ремонт, восстановление, модернизация. – 2006. – № 8. 5. Жуленков, В.И. Совершенствование базы технического сервиса / В.И. Жуленков // Ремонт, восстановление, модерни- зация. – 2006. – № 11. 6. Ивашков, И.И. Монтаж, эксплуатация и ремонт подъём- но-транспортных машин / И.И. Ивашков. – М.: Машинострое- ние, 1991. – 400 с. 7. Головин, С.Ф. Проектирование предприятий по эксплу- атации дорожных машин: учебное пособие для вузов / С.Ф. Головин, В.А. Зорин. – М.: Транспорт, 1991. – 215 с. 8. Шелюбский, Б.В. Техническая эксплуатация дорожных машин: справочник инженера-механика / Б.В. Шелюбский, В.Г. Ткаченко. – М.: Транспорт, 1985. – 296 с. 9. Курсовое и дипломное проектирование по эксплуатации и ремонту мелиоративных и строительных машин / В.М. Саньков, Е.С. Кержиманов, В.А. Слабодкин. – М.: Агропромиздат, 1989. – 199 с. 10. Подъемно-транспортные машины: атлас конструкций / под ред. М.П. Александрова и Д.Н. Решетова. – М.: Машино- строение, 1987. – 118 с.: ил. 16 ПРИЛОЖЕНИЯ ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Таблица П1 – Примерный перечень технологического и диагностического оборудования для оснащения пункта технического обслуживания № п/п Наименование оборудования Ориентиро- вочная цена, у.е. 1 2 3 1. Диагностика технического состояния цилиндро- поршневой группы и кривошипно-шатунного механизма 1.1 1.2 1.3 Анализатор герметичности цилиндров АГЦ-1 Автостетоскоп PGE Компрессиметр для дизелей 220 30 100 350 2. Определение общего технического состояния двигателей по мощ- ности и расходу топлива 2.1 2.2. 2.3 Измеритель мощности двигателей ИМД-Ц Измеритель частоты вращения ВОМ Электронный расходомер топлива (КИ-1367М) 165 38 367 570 3. Проверка системы питания дизеля 3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 3.6 3.7 Устройство для контроля давления топлива КИ-13943 Механотестер топливной аппаратуры дизеля КИ-16301М Моментоскоп КИ-4941 Полевая лаборатория анализа топлива, масла и нефтепродуктов ПЛ-2МА Прибор ПВМЭ для определения температуры вспыш- ки нефтепродуктов Вискозиметры ВПЖ-2, ВПЖ-4 Ареометры (керосин, бензин А-76, А-93, дизтопливо). Индикатор герметичности КИ-13948. Устройство для проверки и регулировки форсунок КИ-562А 46 165 10 667 20 12 12 167 300 1250 17 Окончание таблицы П1 1 2 3 4. Проверка технического состояния гидропривода машин 4.1 Комплект средств для диагностирования гидроприво- да КИ-5473М 400 5. Проверка электрооборудования 5.1 5.2 5.3 Стенд для проверки электрооборудования СКИФ-1 Прибор контроля электрооборудования КИ-11400 Приспособление для проверки и очистки свечей зажи- гания Э-203 1520 300 200 2020 6. Проверка трансмиссии и рулевого управления 6.1 6.2 Угломер КИ-13909, угломер КИ-13926 Линейка для определения сходимости колес КИ-650 300 140 7. Проверка системы смазки 7.1 7.2 Установка для очистки и заправки системы смазки ДВС Устройство для проверки давления масла КИ-13936М 885 47 932 8. Проверка газораспределительного механизма 8.1 8.2 Устройство для проверки зазоров в клапанах КИ9918 Щупы №№2, 1 30 5 35 9. Оборудование общего назначения 9.1 9.2 9.3 9.4 9.5 9.6 9.7 9.8 9.9 9.9 9.10 9.11 Электровулканизатор Ш-113-1 Вилка нагрузочная Э-107 Универсальный переносной диагностический комплект КИ-28032 и т.д. Набор инструмента слесарного: «Большой набор» «Средний набор» «Малый набор» Тиски слесарные средние Съемник универсальный ОР-12601 Установки для зарядки АКБ Станок настольный точильно-шлифовальный 3TG31 Станок настольный сверлильный 315 65 700 33 22 30 25 600 67 80 300 2237 Всего: 8383 18 ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Таблица П2 – Периодичность, трудоёмкость и продолжительность ТО и ремонта некоторых дорожных машин Машины и обо- рудование Техническое обслуживание и ремонт Трудоемкость выполнения одного ТО и Р, чел-ч Продолжительность одного ТО и Р, раб. дн. Вид Периодичность, ч Число водном ремонт. цикле 1 2 3 4 5 6 Экскаваторы одноковшовые с гидроприводом На базе пневмо- колесного трак- тора с ковшом емкостью 0,25 м3 ТО- 1 60 72 3 0,2 ТО- 2 240 18 7 0,5 СО 2 раза в год 25 1 Т 960 5 450 7 К 5760 1 650 11 На пневмоко- лесном ходу 3-й размерной группы с ков- шом вместимо- стью 0,4–0,65 м3 ТО- 1 60 – 3 0,2 ТО- 2 240 – 9 0,6 СО 2 раза в год 29 1 Т 960 7 500 8 К 7680 1 1100 17 На гусеничном ходу 4-й размер- ной группы с ковшом вмести- мостью 0,65– 1,25 м3 ТО- 1 60 108 4 0,2 ТО- 2 240 27 9 0,7 СО 2 раза в год 32 1 Т 960 8 640 9 К 8640 1 1300 20 Бульдозеры На базе гусенич- ного трактора класса 3 т (ДТ- 75) ТО- 1 60 72 4 0,2 ТО- 2 240 18 10 0,5 СО 2 раза в год 35 1 19 Т 960 5 380 6 К 5760 1 730 12 То же 10 т (Т-100 М и Т-130) ТО- 1 60 72 5 0,2 ТО- 2 240 18 16 1 СО 2 раза в год 45 1,5 Т 960 5 440 7 К 5760 1 800 14 Окончание таблицы П2 1 2 3 4 5 6 То же 15 т (Т-180 и Т-180Г) ТО-1 60 72 6 0,3 ТО-2 240 18 18 1 СО 2 раза в год 55 2 Т 960 5 670 9 К 5760 1 1570 20 Скреперы Гусеничные с ковшом вме- стимостью 8 м3 с трактором класса 10 (Т-100М и Т-130) ТО-1 60 72 6 0,3 ТО-2 240 18 18 1 СО 2 раза в год 47 1 Т 960 5 460 7 К 5760 1 900 13 То же 10 м3 с трактором класса 15 (Т-180 и Т-180Г) ТО-1 60 72 7 0,4 ТО-2 290 18 19 1 СО 2 раза в год 58 2 Т 960 5 710 9 К 5760 1 1640 18 Скреперы самоходные с одноосным тягачом МоАЗ-529 Е ТО-1 50 96 6 0,3 ТО-2 250 18 32 1 СО 2 раза в год 12 0,4 Т 1000 5 360 6 К 6000 1 1200 16 20 ПРИЛОЖЕНИЕ 3 «УТВЕРЖДАЮ» Гл. инженер_____________ «_______»___________20__г. План-график технического обслуживания и ремонта машин на год Мар- ка маши ши- ны Инвен вентар тар- ный номер Выра- ботка с начала эксплуа- тации или после КР Плано- вый годовой объем работ По- след- ний вид ТО Месяц Общее количество ТО январь и т. д декабрь Т О -1 Т О -2 Т О -3 С О Т Р К Р 1 2 3 1 2 3 1 2 3 4 5 6 7 8 9 39 40 41 42 43 44 45 46 47 12 960 1300 ТО-14 5 – 1 2 – – Ответственный исполнитель ___________ (ФИО) 21 ПРИЛОЖЕНИЕ 4 «УТВЕРЖДАЮ» Гл. инженер___________ «____» ___________20__г. Рабочий план-график технического обслуживания машин на месяц Марка маши- ны Инв. № маши- ны ФИО опера- тора Послед след- ний вид ТО Числа месяца 1 2 3 4 и т.д. 30 Всего ТО-1 ТО-2 ТО-3 1 2 3 4 5 6 7 8 34 35 36 37 12 Руден- ков В.Г. 16 – – – 31 – – – 1 Ответственный исполнитель ___________ (ФИО) 22 СОДЕРЖАНИЕ 1. Методические указания по выполнению дипломного проекта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3 2. Общие сведения о предприятии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4 3. Состав машинного парка предприятия и показатели его использования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5 4. Ремонтно-обслуживающая база предприятия . . . . . . . . . . . . . 5 4.1. Машинный парк и организация хранения техники . . . 5 4.2. Ремонтные мастерские, пункт ТО. Организация ремонта и ТО машин . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6 4.3. Нефтебаза предприятия, организация заправки машин и учета топливосмазочных материалов (ТСМ) . . . . 6 4.4. Инженерно-техническая служба . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7 4.5. Кадры ремонтно-обслуживающей службы . . . . . . . . . . . 7 5. Обоснование комплекса организационно-технических мероприятий по совершенствованию технического обслуживания машинного парка предприятия . . . . . . . . . . . . . . . 7 5.1. Состояние технического обслуживания машинного парка предприятия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7 5.2. Опыт организации ТО машин на передовых предприятиях республики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8 5.3. Сервисное обслуживание техники отечественного и зарубежного производства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8 5.4. Меры материального стимулирования рабочих и ИТР по обеспечению готовности и сохранности техники . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8 5.5. Организационно-технические мероприятия по совершенствованию технического обслуживания машин . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9 6. Планирование технического обслуживания машин 6.1. Расчет количества ТО машин и распределение их по месяцам года . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9 23 6.2. Разработка месячного рабочего плана-графика ТО машин . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10 6.3. Расчет затрат труда на проведение технического обслуживания машинного парка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11 6.4. Определение количества слесарей-ремонтников . . . . . 12 7. Выбор оборудования для стационарного поста технического обслуживания (СП ТО) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13 8. Конструкторская разработка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13 9. Экономическая эффективность принятых решений . . . . . . . 14 10. Графическая часть . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14 ЛИТЕРАТУРА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15 ПРИЛОЖЕНИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16 ПРИЛОЖЕНИЕ 1 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18 ПРИЛОЖЕНИЕ 2 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20 ПРИЛОЖЕНИЕ 3 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21 ПРИЛОЖЕНИЕ 4 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22 24 Учебное издание ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ МАШИН Методические указания к выполнению дипломных проектов для студентов специальности 1-36 11 01 «Подъемно- транспортные, строительные, дорожные и машины и оборудование» С о с т а в и т е л и : ВАВИЛОВ Антон Владимирович БРАКОРЕНКО Даниил Даниилович Редактор Т.А. Подолякова Технический редактор О.В. Дубовик Компьютерная верстка О.В. Дубовик Подписано в печать 29.12.2010. Формат 60×841/16. Бумага офсетная. Отпечатано на ризографе. Гарнитура Таймс. Усл. печ. л. 2,2. Уч.-изд. л. 1,7. Тираж 100. Заказ 707. Издатель и полиграфическое исполнение: Белорусский национальный технический университет. ЛИ № 02330/0494349 от 16.03.2009. Проспект Независимости, 65. 220013, Минск.