I ТЕХНИЧЕСКОЕ НОРМИРОВАНИЕ И СТАНДАРТИЗАЦИЯ Бе л о р у с с к а я п р о г р а м м а п о д г о т о в к и [СПЕЦИАЛИСТОВ в ОБЛАСТИ СТАНДАРТИЗАЦИИ И МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА - ЛАУРЕАТ КОНКУРСА IS O с целью стимулирования развития высшего об- зазования по стандартизации Международная ор- анизация по стандартизации (ISO) учредила пре­ мию и организовала конкурс на лучшую программу подготовки в области стандартизации и менеджмен­ та качества в высших учебных заведениях мира. Уча­ ствовать в этом престижном конкурсе могут высшие учебные заведения только по представлению наци­ онального органа по стандартизации соответствую­ щей страны. В 2009 году в конкурсе приняла участие кафедра «Стандартизация, метрология и информационные системы» (СМИС) Белорусского национального тех­ нического университета (БИТУ), заявленная Госу­ дарственным комитетом по стандартизации Респу­ блики Беларусь. На заседании 32-й Генеральной ассамблеи ISO, состо­ явшейся в сентябре 2009 г. в Кейптауне (Южная Афри­ ка), были объявлены шесть финалистов этого конкурса. Лауреатом премии признана Школа менеджмента Рот­ тердама (Эразмусский университет, Нидерланды). Про­ грамма подготовки в области стандартизации и менед­ жмента качества кафедры «Стандартизация, метрология и информационные системы» (СМИС) Белорусского на­ ционального технического университета (БИТУ) по ито­ гам конкурса заняла вторую позицию и первую среди технических университетов. В числе других финалистов конкурса - университеты из Египта, Франции, Республи­ ки Кореи и Украины. А к т у а л ь н о с т ь р а з р а б о т к и Стандартизация, как деятельность по упорядоче­ нию взаимоотношений сторон в процессе их бизнес- деятельности, распространяется сегодня буквально на все: экономику, мировую торговлю, здравоохранение, экологию, государственную политику и законодатель­ ство, обеспечивая при этом решение организационных, технологических, научных и других вопросов в этих сфе­ рах деятельности. Поиск максимально эффективной си­ стемы обучения стандартизации единодушно признает­ ся мировым сообществом первостепенной задачей. С целью изучения ситуации в сфере обучения в обла­ сти стандартизации Центром анализа глобальной стан- Как отметили председатель Госстандарта Респу­ блики Беларусь В. Н. Корешков и министр образования Республики Беларусь А. М. Радьков, это очень важная победа, свидетельствующая о международном при­ знании нашей системы подготовки специалистов в об­ ласти стандартизации и менеджмента качества. дартизации (США) совместно с Ассоциацией по стандар­ тизации Японии проведено глобальное исследование касательно значения программ подготовки специали­ стов в области стандартизации, в котором приняли уча­ стие П ключевых организаций по стандартизации, пра­ вительственные агентства, университеты и компании из Китая, Японии, Великобритании и США. Параллельно Национальный институт стандартов и технологий США (NIST) организовал семинар по глобальным перспекти­ вам и стратегиям обучения в области стандартизации. Международная организация по стандартизации (ISO) по результатам этих исследований выделила актуа­ льность проблемы качественной подготовки специали­ стов в области стандартизации. Дело в том, что на западе специалистов по такой специальности в университетах, как правило, не готовят. В университетах экономическо­ го профиля подготовка в области стандартизации и ме­ неджмента качества является сопутствующей и включа­ ет цикл из 3 - 7 дисциплин. При этом все больше стран осознают, что подготовка специалистов в области стан­ дартизации перестает быть внутренним делом отдельно взятого университета или же страны. Одним из механизмов для решения данной проблемы является организованный ISO конкурс The ISO Award for Higher Education in Standardization. Он способствует осо­ знанию важности стандартизации во всем мире посред­ ством поддержки учреждений высшего образования, которые разработали и успешно реализуют программы, рассматривающие стандартизацию как механизм, от­ крывающий доступ к мировому рынку и содействующий устойчивому развитию и обмену технологиями и пере­ довым опытом. Т р е б о в а н и и ISO к п р о г р а м м а м подготовки В результате комплексного анализа проблемы подго­ товки специалистов в области стандартизации, а также I ТЕХНИЧЕСКОЕ НОРМИРОВАНИЕ И СТАНДАРТИЗАЦИН программ подготовки финалистов конкурса The 2007 ISO Award for Higher Education in Standardization сформули­ рованы основные претензии ISO к существующим про­ граммам подготовки: - как правило, отсутствует понятие специалиста в об­ ласти стандартизации - отсутствие соответствующей специальности; - направленность исключительно на бизнес и эко­ номику - отсутствие мультидисциплинарных навыков, в частности технических; - необоснованность структуры, количества и содер­ жания дисциплин программы - отсутствие системного подхода. Вывод очевиден: эффективная с позиции междуна­ родных требований программа подготовки специали­ стов (выпускников) в области стандартизации должна быть ориентирована на техническую мультидисципли- нарность, разработана на основе системного подхода как проект в соответствии с методологией стандартов ISO серии 9000. К о н ц е п ц и я б е л о р у с с к о й п р о г р а м м ы подготовки Кафедра СМИС БИТУ представила на конкурс The 2009 ISO Award for Higher Education in Standardization свою программу подготовки в области стандартизации и менеджмента качества (далее - программа), являющую­ ся самостоятельной частью глобальной программы под­ готовки специалистов в области метрологии, стандарти­ зации и менеджмента качества, которую осуществляет кафедра. 25-летний опыт учебной, методической и научной де­ ятельности позволяет утверждать, что стандартизация и менеджмент качества относятся к категории интеллек­ туальных видов деятельности, требующих применения современных наукоемких подходов, методов и средств для принятия квалифицированных решений в многооб­ разной жизненной практике. Интеграция Республики Беларусь в мировое эконо­ мическое сообщество предопределила необходимость пересмотра устаревших установок в сфере образования и концепцию программы (рисунок 1). Программа универсальна, в ней систематизирова­ ны и взаимоувязаны области знаний и компетенций, по­ зволяющие осуществлять успешную деятельность прак­ тически в любой профессиональной сфере. Беларусь первой в странах СНГ заявила, что качеством на основе системного и комплексного подхода можно управлять в любой сфере производства продукции или предоставле­ ния услуг, и в настоящее время данный факт ни кем не оспаривается. Сочетание двух предметных областей (стандартиза­ ции и менеджмента качества) в одной программе явля­ ется закономерным. Стандартизация как деятельность абсолютно гармонизирована с современной трактовкой понятия «качество» по СТБ ISO 9000 и направлена на удо­ влетворение потребностям всех заинтересованных сто­ рон. Сегодня стандарты рассматриваются в качестве эф­ фективного инструмента нетарифного регулирования - упорядочения взаимоотношений в международной тор­ говле, расширения делового сотрудничества на миро­ вом рынке, развития мирового сообщества в целом. Общество и государство Рисунок 1 - Концепция программы подготовки в области стандартизации и менеджмента качества I ТЕХНИЧЕСКОЕ НОРМИРОВАНИЕ И СТАНДАРТИЗАЦИИ JZIC С т р у к т у р а п р о г р а м м ы Методологическуюоснову проектирования составили современные подходы к менеджменту сложных систем и основополагающие принципы менеджмента качества в соответствии с СТБ ISO 9000, среди которых ключевыми являются системный и процессный подходы. Структура программы как управляемой системы раз­ работана с использованием принципа расслоения (стра­ тификации), реализованного методом 5М (Man, Machine, Method, Material, Medium), и представлена в виде диа­ граммы К. Исикавы (рисунок 2). Укрупненно структура программы включает три вза­ имосвязанных через цикл P-D-C-A основных элемента: - цели - показатели эффективности; - процесс подготовки «студент - магистрант - аспи­ рант - докторант» - четырехступенчатая содержатель­ ная часть программы в области стандартизации и менед­ жмента качества; - механизмы обеспечения достижения целей - си­ стема ресурсов, обеспечивающих достижение програм­ мой поставленных целей - 5М (Man, Machine, Method, Material, Medium). Целью программы является удовлетворение потреб­ ности общества и государства в компетентных, высоко­ квалифицированных кадрах, которые профессионально владеют современными глубокими знаниями в области стандартизации и менеджмента качества, гибкость и ин­ новационность программы, признание авторитета про­ граммы ведущими национальными и международными организациями по стандартизации и промышленными предприятиями. Сформулированная долгосрочная цель программы предопределила критерии ее эффективности, гармони­ зированные с требованиями ISO (см. рисунок 2): - востребованность специалистов, прошедших под­ готовку по данной программе; - признание научно-методического авторитета про­ граммы ведущими национальными и международными организациями в области промышленности, науки и об­ разования и ее репрезентативность, определяемая как жизнеспособность и способность к тиражированию; - гибкость программы, характеризуемая как ее адап­ тивность к изменениям условий окружающей среды; - инновационность программы, характеризуемая как скоростью внедрения новых объектов, рассматривае­ мых в программе, так и внедрением новейших подходов и методик преподавания. Процесс подготовки в области стандартизации и ме­ неджмента качества имеет комплексный характер и ре­ ализуется в настоящий момент на четырех уровнях «сту­ дент - магистрант - аспирант - докторант» (таблица 1 и рисунок 2). инженер магистр кандидат наук доктор наук студенты кандидаты доістора магистры внутренни! 0 ' - воспроизводимость ПРОГРАММЫ - гибкость инновации предприятия системные технологии ^ обучения ^ ^ -Q & спонсоры -Омониторинг ,2^^ обратная связь научные исследования /<9' Рисунок 2 - Системный подход к формированию структуры программы как диаграммы К. Исикавы 1 ТЕХНИЧЕСКОЕ НОРМИРОВАНИЕ И СТАНДАРТИЗАЦИП Таблица 1 - Уровни комплексной программы подготовки специалистов на кафедре СМИС БИТУ Срок обучения Уровень подготовки Шифр, название специальности и специализаций дневная форма заочная форма Уровень 1 «Высшее техническое образование» Квалификация: инженер (бакалавр) Специальность 1 54 01 01 - 01 «Метрология, стандартизация и сертификация» (направление - машиностроение и приборостроение) Специализации: 1-54 01 01-01-01 «Метрология и метрологическое обеспечение» 1-54 01 01-01-02 «Стандартизация и информационное обеспечение» 1-54 01 01-01-03 «Сертификация и управление качеством» 5 6 Уровень 2 «Магистратура» Квалификация: магистр (мастер) Специальности 1-54 80 01 «Стандартизация и управление качеством продукции» 1-54 80 01 «Метрология и метрологическое обеспечение» 1 1,5 Уровень 3 «Аспирантура» Квалификация: кандидат технических наук (PhD) Специальности: 05.02.23 «Стандартизация и управление качеством» 05.11.15 «Метрология и метрологическое обеспечение» 3 4 Уровень 4 «Докторантура» Квалификация: доктор технических наук (D.Sc.) Специальности: 05.02.23 «Стандартизация и управление качеством» 05.11.15 «Метрология и метрологическое обеспечение» 3 - Уровень 5 *** Повышение квалификации Переподготовка и повышение квалификации профессорско-преподава­ тельского состава высших и средних специальных заведений Республики Беларусь и специалистов промышленности 0 ,2 -2 *** Уровень 5 планируется к внедрению на базе Республиканского института инновационных технологий (РИИТ) при БИТУ с 01.09.2010. Каждый уровень программы представляет собой от­ дельный модуль, в основу которого положен процессный подход к созданию систем менеджмента качества в соот­ ветствии с идеологией стандартов ISO серии 9000. Каж­ дый модуль программы - комплексный процесс, имею­ щий вход, выход и механизм преобразования слушателя в специалиста в области стандартизации и менеджмен­ та качества, обладающего требуемыми компетенциями (рисунок 3). Алгоритм формирования учебного плана модуля программы 1 -го уровня включает три этапа: 1. На основе анализа деятельности инженера по стандартизации и менеджменту качества на типовом промышленном предприятии разработана его функ­ циональная модель, описывающая во взаимодей­ ствии и взаимосвязи элементы деятельности (плани­ рование, обеспечение, управление и улучшение) и ту среду, где эти процессы осуществляются (рисунок 3). 2. На основании сформированной функциональной модели деятельности инженера по стандартизации и менеджменту качества определен набор блоков необхо­ димых знаний, которыми он должен обладать (рисунки 4 -7 ). 3. Для каждого блока знаний в соответствии с опре­ деленными априори компетенциями сформирован ком­ плекс дисциплин (рисунки 4 - 7). Таким образом, с использованием системного и про­ цессного подхода для 1-го уровня программы форми- I ТЕХНИЧЕСКОЕ НОРМИРОВАНИЕ И СТАНДАРТИЗАЦИЯ руется соответствующий учебный план подготовки ин­ женера по стандартизации и менеджменту качества, имеющий блочно-модульную структуру. Из функциональной модели деятельности инженера по стандартизации и менеджменту качества, представ­ ленной на рисунке 3, логично вытекают три блока зна­ ний: - блок знаний 1 - блок фундаментальных знаний: ин­ женер должен сочетать общие знания с высокой общей культурой и высокими моральными качествами (рису­ нок 4); - блок знаний 2 - блок общетехнических знаний: в хо­ де своей деятельности инженер решает задачи управле­ ния обеспечивающими (блок 2-А) и основными (блок 2-Б) процессами жизненного цикла производимой продук­ ции (рисунки 5,6); - блок знаний 3 - блок специальных знаний:комплекс необходимых профессиональных знаний в области стан­ дартизации и менеджмента качества (рисунок 7). Аналогичный алгоритм реализован для каждого из четырех уровней программы «студент - магистрант - аспирант - докторант». В результате комплексная программа подготовки спе­ циалистов в области стандартизации и менеджмента ка­ чества увязывает программы каждого из четырехуровней между собой в стройную систему, обуславливая гармо­ ничное развитие специалиста по мере роста его знаний и компетенции. Каждый последующий уровень обуче­ ния с учетом знаний, полученных на предыдущем уровне, предусматривает расширение кругозора и профессио­ нальных возможностей специалиста. В то же время каж­ дый последующий уровень требует от обучаемого прояв­ ления большей самостоятельности в овладении знаниями. Возрастающая сложность в достижении нового уровня компенсируется в будущем для специалиста карьерным ростом и повышением положения в обществе. Такой подход создает доказательную основу необхо­ димости и достаточности программы подготовки. Знания, формирующие интеллектуальный уровень специалиста Рисунок 3 - Функциональная модель деятельности инженера по стандартизации и менеджменту качества на типовом промышленном предприятии как комплексного процесса 1 ТЕХНИЧЕСКОЕ НОРМИРОВАНИЕ И СТАНДАРТИЗАЦИЯ о. и =Г > I- ш I ^I °S о < XлCi < ш < d X>е Экономическая теория Философия Иностранный язык Основы психологии и педагогики Логика Математика Физика Химия Прикладная математика Информатика Основы экологии Рисунок 4 - Формирование первого блока дисциплин программы 1-го уровня Знания в области экономики Экономика предприятия Управление предприятием Охрана труда Информационная безопасность Языки программирования Защита населения и хозяйственных объектов в чрезвычайных ситуациях и радиационная безопасность Знания в области энерго- и ресурсосбережения К Основы энергосбереженияОсновы экологии Знания в области информационного обеспечения Автоматизация информационного обеспечения Корпоративные компьтерные сети Интернет-технологии Рисунок 5 - Формирование дисциплин блока 2-А программы 1-го уровня ТЕХНИЧЕСКОЕ НОРМИРОВАНИЕ И СТАНДАРТИЗАЦИЯ X < X Ос;1C стоо. с < с: X 3 о|_о X Xm X X S а. а. S с < X Ш 4 < X Xz ^ < w = к ^ 2 u О S S^ и н ш z «J т < ju с; с ш VJ о ш _ 10 ^ ° 5 1 °< л X ^ m ш I- ос шet Знания в области стандартизации Знания в области управления качеством КОМПЕТЕНЦИИ в управлении в разработке в контроле и надзоре в управлении в разработке в контроле и надзоре Теория стандартизации * Международная стандартизация Программное и информационное обеспечение Проектирование нормативной документации * Перевод нормативной документации Языки программирования Сертификация продуции и систем качества Метрологическая экспертиза и нормоконтроль Система менеджмента качества Экологический менеджмент Автоматизация информационного обеспечения Корпоративные компьютерные сети Функционально-стоимостный анализ Статистические методы контроля качества * Рисунок 7 - Формирование дисциплин блока 3 программы 1-го уровня С и с т е м а р е с у р с н о й п о п п е р ж к и П Р О Г Р А М М Ы Для достижения поставленных целей необходима продуманная система ресурсной поддержки програм­ мы. В основу формирования структуры, состава, требо­ ваний и характеристик системы положена простая и в то же время весьма эффективная технология 5М - Man, Machine, Method, Material, Medium, которая широко ис­ пользуется в менеджменте качества (см. рисунок 1): - Man - ресурс, сформированный на конкурсной основе из двух частей: • внутренний персонал - профессорско-преподава­ тельский и учебно-вспомогательный состав; • внешний персонал - вовлеченные в программу веду­ щие специалисты в области стандартизации и менеджмен­ та качества - практики, ученые, эксперты-аудиторы. Такая позиция в отношении структуры данного ре­ сурса позволяет обеспечить известный принцип «кадры решают все». - Method - ресурс, реализуемый по основным на­ правлениям: • организационно-методическая работа; • учебно-методическая работа. Результатом деятельности по организационно­ научно-методическому обеспечению программы являет­ ся оптимально сбалансированный план ее прохождения, включающий новейшие технологии преподавания - от классических лекций, лабораторных занятий, прак­ тик на промышленных предприятиях до современных интерактивных коллоквиумов в рамках е-обучения. - Machine - ресурс, определяющий материально- техническое обеспечение программы. I ТЕХНИЧЕСКОЕ НОРМИРОВАНИЕ И СТАНДАРТИЗАЦИЯ П л Sb ^О < Учебно-методическое объединение вузов по образованию в области обеспечения качеством МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 3 * > 1 г ilb cci < Sb ас О u 4 u ^ > 5 а. < О S ^ш ш =л 5 X S i& X и ё S Р <сонu го4 шсо 5 <со I -Uо.шI— uS X S Sш лсош с; u< Рисунок 8 - Структура внешнего окружения как необходимого ресурса для обеспечения эффективности программы Материально-техническое обеспечение нацелено на формирование полноценной инфраструктуры и ра­ бочей среды для полноценной реализации программы. Данный ресурс включает: • внутренние ресурсы университета *; • внешние ресурсы спонсоров программы **. - Material - «перерабатываемые ресурсы» - слушате­ ли всех уровней программы, преобразуемые на выходе каждого ее уровня в аттестованных специалистов. Для каждой категории слушателей как «перерабатываемых ресурсов» определены комплексы взаимоувязанных требований, обеспечивающих основу успешного про­ хождения учащимися очередного уровня программы. - Medium - ресурс типа «внешнее окружение», кото­ рый нацелен на обеспечение критериев эффективности программы. Структура и состав внешнего окружения охватывают все заинтересованные стороны: Министерство образо­ вания Республики Беларусь и его структуры, Госстандарт Республики Беларусь и его институты, отраслевые мини­ стерства, научно-исследовательские институты Нацио­ нальной академии наук, предприятия различного про­ филя (рисунок 8). Стратегически программа ориентирована на посто­ янное расширение как состава внешнего окружения, так и всех видов взаимодействия с ним. Такой подход созда­ ет доказательную основу необходимости и достаточно­ сти ресурсов с позиций достижения целей. Н а ц е л е н н о с т ь н а п о с т о я н н о е С О В Е Р Ш Е Н С Т В О В А Н И Е Ключевым моментом системного подхода к дости­ жению результативности каждого процесса является нацеленность его к самосовершенствованию, что реа­ лизуется посредством организации образовательного процесса каждого уровня и ресурсного обеспечения в цикле P-D-C-A (см. рисунок 2). Такой подход, на наш взгляд, является доказатель­ ной базой необходимости и достаточности приобре­ таемых знаний в процессе обучения, что обеспечивает * Внутренние ресурсы - это прежде всего корпоративные ресурсы БИТУ. Специальные ресурсы кафедры СМИС включают классический комплекс специально оборудованных лабораторий и информационный центр «Качество». ** Внешние ресурсы формируются за счет филиалов кафедры на базе ведущих институтов Госстандарта Республики Бела­ русь: Белорусского государственного института стандартизации и сертификации (БелГИСС) и Белорусского государственного института метрологии (БелГИМ). I признание научно-методического авторитета програм­ мы ведущими национальными и международными ор­ ганизациями в сфере промышленности, науки и обра­ зования. Так, например, программа была утверждена Министерством образования Республики Беларусь в ка­ честве типовой. Согласно решению Совета глав прави­ тельств стран СНГ от 25.11.2005 программа рассматри­ вается как базовая для технических высших учебных заведений стран СНГ. Авторитет программы признан Государственным комитетом по стандартизации Республики Беларусь, Межгосударственным советом по стандартизации, ме­ трологии и сертификации. Научно-технологической ас­ социацией «Национальный инфопарк», а также рядом промышленных и научных организаций. Можно сказать, что программа полностью соответ­ ствует требованиям, предъявляемым международным сообществом к программам подготовки специалистов в области стандартизации и менеджмента качества и не уступает мировым аналогам. П. с. СЕРЕНКОВ, д-р техн. наук, заведующий кафедрой «Стандартизация, метрология и информационные системы» БИТУ А. С. МИТИН, старший преподаватель кафедры «Стандартизация, метрология и информационные системы» БИТУ И. В. БОБРОВА, инженер БелГИМ, магистрант кафедры «Стандартизация, метрология и информационные системы» БИТУ Л. И. КОРОЛЬКОВА, ведущий инженер Госстандарта Республики Беларусь