9 УДК 621.3.022 Автоматизация расчета режимов самозапуска электродвигателей собственных нужд электростанций ЕРОФЕЕНКО Т.С., ЕРОХОВ Е.Л., ГЛИНСКИЙ Е.В. Белорусский национальный технический университет На кафедре «Электрические станции» БНТУ разработаны вычисли- тельная система и методические указания по ее использованию, предна- значенной для расчетов персоналом ТЭС самозапуска групп асинхронных электродвигателей собственных нужд (СН) 6 и 0,4 кВ. Вычислительная система выполняет расчет нормального режима, предшествовавшего самозапуску, режима трехфазного КЗ на основных шинах секции, режимов группового и индивидуального выбега после от- ключения основного источника питания, режима самозапуска после вос- становления питания от резервного трансформатора. Особенностями раз- работанных алгоритмов и программ являются учет предшествующей нагрузки резервного ТСН, учет сопротивления связи между резервируемой и резервной секциями 0,4 кВ, учет сопротивлений кабелей между основ- ной системой шин и групповыми сборками, питающих кабелей электро- двигателей, сопротивлений первичных обмоток низковольтных трансфор- маторов тока и переходных сопротивлений контактных соединений в це- пях электродвигателей. Учет предшествующей нагрузки резервного ТСН осуществляется в виде эквивалентного электродвигателя, также участву- ющего в самозапуске совместно с электродвигателями резервируемой сек- ции после их присоединения к резервному ТСН. Особенностью алгоритмов является учет влияния вытеснения тока на параметры контуров роторов электродвигателей по обобщенному крите- рию, одинаковому для всех типов двигателей. Это объясняется предполо- жительно меньшей степенью такого влияния и отсутствием конкретных данных для его учета. Особенностью разрабатываемых для вычислительной системы алго- ритмов и программ, наряду с учетом предшествующей двигательной нагрузки на шинах резервного трансформатора СН и сопротивления связи между шинами резервируемой и резервной секций 0,4 кВ, является учет сопротивлений связей между групповыми сборками 0,4 кВ и основной системой шин, учет сопротивлений питающих кабелей, первичных обмо- ток трансформаторов тока, переходных сопротивлений контактных соеди- нений в цепях электродвигателей. В процессе расчета самозапуска кон- кретной секции СН 0,4 кВ предусмотрена возможность изменения сопро- тивлений контактных соединений в цепях электродвигателей без выхода из программы расчета режимов самозапуска.