ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА Л. Д. Гребенок Белорусский национальный технический университет, г. Минск, Беларусь Summary. The development of communicative skills is the main and chal­ lenging task that foreign language teachers face. For its solution it is necessary to learn and to be able to apply new methods of teaching. Keywords: German language; teaching; problem training. В современном мире практически во всех развитых странах ос­ новные цели обучения формулируются сегодня как интеллектуаль­ ное и нравственное развитие личности, формирование критическо­ 37 го и творческого мышления, самостоятельности, умения работать с информацией. При такой целевой установке образовательная деятельность в вузе должна строиться на основе личностно ориентированных тех­ нологий, основная задача которых - создание условий для познава­ тельной активности на занятиях. Одним из способов активизации студентов на уроках иностранного языка, как показывают педагоги- чесюю наблюдения, является использование метода проектов, осно­ ванного на технологии проблемного обучения [i, с. 24]. Рассмотрим один из наиболее популярных в практике мето­ дов - анализ конкретных практических ситуаций (case-study - англ, яз, Fallstudie - нем. яз.). В течение последнего десятилетия этот ме­ тод находит все более широкое применение в бизнес-образовании при изучении самых разных дисциплин: маркетинга, управления персоналом, делового иностранного языка и др. Цель этого метода - научить студентов анализировать инфор­ мацию, выявлять іслючевые проблемы и выбирать альтернативные пути решения. При анализе конкретных ситуаций особенно важно то, что здесь сочетаются индивидуальная работа обучающихся с проблем­ ной ситуацией и групповое обсуждение предложений, подготовлен­ ных каждым членом группы. Это позволяет студентам развивать навьпси групповой, командной работы. Особенно хорошо этот метод зарекомендовал себя при коммуникативном обучении студентов де­ ловому иностранному языку. Применяя данный метод, не стоит бо­ яться того, что преподаватель сам не владеет тематикой на должном уровне. Во-первых, не стоит недооценивать знания студентов по профильным дисциплинам. Во-вторых, можно попросить самих студентов пояснить непонятные экономические моменты, что само по себе будет мотивировать к разговору на иностранном языке. Метод симуляций представляет собой развернутую форму ра­ боты с «кейсом», где студент не только решает задачу согласно представленным параметрам, но и прогнозирует вероятные послед­ ствия принятого решения, прослеживает причинно-следственные связи [2, с. 21]. Преимущества метода работы с «кейсами» и «симуляциями»: - мотивированное изучение профессиональной лексики на иностранном языке (применимо к решению реальной экономиче­ ской задачи); - грамотное создание речевой ситуации; - междисциплинарная интеграция знаний; - расширение общего и экономического кругозора; - обмен знаниями между преподавателем и студентом (сту­ дент - эксперт в своей области, что дает ему возможность почув­ ствовать свою значимость). 38 При работе с «кейсами» можно применять следующие формы работы. 1. Обсуждение. Выделяют обычное, которое проходит как в ре­ жиме «преподаватель - студент», так и «студент - студент», и «снежный ком», где обсуждение сначала проходит в парах. Затем представитель группы делает общие выводы и заіслюченйя, а остальные конспектируют его выступление. 2. Дебаты. Существуют как в форме индивидуальных высказы­ ваний, так и в форме работы командами. Необходимо различать ра­ боту группой и работу командой. Команда - это группа более высо­ кого уровня организации, предполагающая распределение среди студентов различных функций, отвечающих их психологическим сююнностям. 3. Моделирование ситуации. Эта игра отличается от предыду­ щих тем, что здесь не проигрывается само решение задачи, а моде­ лируется определенная деловая ситуация работы предприятия с учетом изучения «кейса». Примером такой игры может являться игра «продавец - покупатель» (реіслама продукции, заіслюченйе контракта и т. д.). Преимущества использования «кейса» в данном случае заіслючаются в том, что студенты не только проговаривают активную лексику, но и знакомятся с реальными экономическими ситуациями [3, с. 15]. В стиле современной концепции образования внедрение «си­ муляций» и «кейсов» в учебный процесс на занятиях по иностранному языку может рассматриваться как более высокий и качественно новый уровень использования активных и проблемного методов обучения. Библиографический список 1. Введенский В. Н. Инновации в образовании. - 2003. - № 4. 2. Полах Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования : учеб, пособие для студ. высш. учеб, заведений. - М. : Акаде­ мия, 2008. 3. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. - М. : Народное образование, 1998. 39