132 Вестник ВЭГУ № 3 (59) 2012 ЗА РУБЕЖОМ УДК 342 И.А.Кибак Инновационная психотехнологическая модель законотворчества В статье рассматривается проблема внедрения инновационной научно обоснованной пси- хотехнологической модели в законотворческий процесс. Предложен авторский психолого-правовой подход (взгляд) к подготовке, обсуждению, рассмотрению, принятию и обнародованию (оглаше- нию) законопроектов, включающий в себя шесть взаимосвязанных этапов. Ключевые слова: психотехнологическая модель законотворчества, законотворческая деятельность, законопроект, этапы, депутат. Актуальность проблемы вызвана потребностями законотворческой практики и психолого-правовой теории. Непосредственная практика парламентской (законотвор- ческой) деятельности в качестве депутата Палаты представителей Национального соб- рания Республики Беларусь второго созыва (далее – депутат) и проведенные исследо- вания позволили сделать вывод о том, что качество законов остается недостаточно вы- соким и в немалой степени из-за явной недооценки создания научно обоснованной психотехнологии выработки правовых норм и принятия депутатами законопроектов. Анализ первоисточников, посвященных теоретической разработке проблемы психотехнологий, показывает, что в психологической науке технологический уро- вень решения насущных социальных, в том числе законотворческих, проблем пред- ставлен в недостаточной степени, что обусловлено отсутствием соответствующей экспериментальной базы и необходимого объема эмпирических данных. Большин- ство отечественных исследователей (Б.А.Боронович, Г.И.Иконникова, М.А.Марков, И.Я.Семенов, Б.М.Шепель и другие) рассматривают феномен социальной техноло- гии через призму технологизации общественного знания и его прикладного использо- вания в практической деятельности. В исследованиях зарубежных ученых (А.Бью- итандам, Г.Поппель, И.Пенегс, Б.Санто и другие) технология рассматривается, прежде всего, как инструментарий практической деятельности, направленный на решение насущных социальных проблем. Неоднозначность трактовки понятия «социальная технология» и производного от него понятия «психологическая технология» требует его уточнения в целях определения конкретных границ применения в разрабатываемой нами психологии законотворчества. Так, например, В.Н.Иванов определяет понятие «социальная технология», во- первых, как специально организованную область знания о способах и процедурах оптимизации жизнедеятельности человека в условиях нарастающей взаимозависи- Кибак Иван Алексеевич, доцент кафедры инженерной педагогики и психологии Белорус- ского национального технического университета, Республиканского института инновацион- ных технологий, кандидат психологических наук, доцент, Республика Беларусь, г. Минск; конт. инф.: ivankibak@list.ru © Кибак И.А., 2012 Социально-экономические и общественные науки 133 мости, динамики и обновления общественных процессов; во-вторых, как способ осуществления деятельности на основе ее рационального расчленения на процеду- ры и операции с их последующей координацией и синхронизацией и выбора опти- мальных средств, методов их выполнения; в-третьих, как метод управления социаль- ными процессами, обеспечивающий систему их воспроизводства в определенных па- раметрах – качества, свойства, объемы, целостности деятельности и т. п.» [1, с. 185]. В этом же источнике можно найти следующую трактовку понятия «психологические технологии»: «Психологические технологии – вид социальной технологии, учитываю- щий особенности и специфику психологических процессов, качеств, явлений, отноше- ний, возможности их технологизации» [1, с. 137]. Анализируя различные подходы к проблеме технологий, А.П.Ситников выделя- ет основной, наиболее продуктивный подход, в соответствии с которым «психотехно- логия – упорядочивающая основа совокупности действий, способ ее организации в оп- ределенную целенаправленную последовательность» [2, с. 51]. В этой связи справед- ливо было отмечено Л.А.Окуньковым и его коллегами, что «просчитывание психоло- гических последствий на интеллектуальном и эмоциональном уровнях конкретного закона, осознание пределов его репрессивного механизма должны стать в настоящее время составной частью технологии законотворчества» [3, с. 77]. С нашей точки зрения психолого-социологический подход продуктивен для исследователя и законодателя: чтобы познать законотворчество, разработать и принять нужный и эффективный закон, необходимо изучать законодательство в действии. Признавая правомерность данного подхода и обобщая представленные на этот счет в литературе суждения, на наш взгляд, необходимо выделить следующие ос- новные параметры понятия психотехнологии законотворчества: целенаправленность законотворческого процесса; соблюдение законности; объективность, обоснован- ность, последовательность и системность; организованность данного процесса; ком- плексный характер законотворчества; обязательность учета требований психологи- ческой безопасности; гласность; учет общественного мнения; высокая эффектив- ность данного процесса. В современной отечественной и зарубежной психологической и юридической ли- тературе отсутствует единство мнений по весьма важному вопросу – какой элемент за- конотворческой деятельности выступает ее начальным звеном. Стадия законодательной инициативы, как правило, рассматривается формально-юридически, без надлежащей опоры на реальные закономерности правотворческого процесса. Так или иначе, но из сферы научного анализа правоведов в силу разных причин исчез феномен «идея за- конопроекта» [4, с. 13–21]. В белорусском законодательстве идея законопроекта от- ражения не получила, хотя отдельные ее элементы обнаружить можно. Представля- ется, что идея законопроекта обладает вполне определенным логико-гносеологичес- ким статусом и занимает важное место в понятийных рядах теории законотворчест- ва. И, самое главное, эта идея представляет собой активно функционирующий прак- тический элемент законотворческой деятельности. В качестве рабочего определения можно предложить следующее: идея зако- нопроекта – относительно самостоятельный прием законотворческой техники, при- меняемый для обозначения организационно автономной начальной стадии законо- творческой деятельности, представляющей собой систему научных или вненаучных суждений о необходимости принятия новых либо изменения (отмены) действую- 134 Вестник ВЭГУ № 3 (59) 2012 щих, правовых норм высшей юридической силы, о предмете и основных методах законодательной регламентации, ее целях и ожидаемом законотворческом психоло- гическом результате. Необходимость включения в теорию и практику психологии законотворчест- ва идеи законопроекта обусловливается следующими обстоятельствами. Во-первых, это требуется для формирования более точного общетеоретиче- ского представления о структуре, механизме и процессе «запуска» начальной ста- дии законотворчества. Идея законопроекта позволяет конкретизировать стадию за- конодательной инициативы и «высветить» новые содержательные психологические и технико-юридические ее линии (идеи законопроекта), взаимосвязи с концепцией законопроекта. Идея законопроекта нередко отождествляется с его концепцией [5, с. 59–60; 6, с. 172–178]. Несомненно, идея законопроекта предшествует его концепции, которая пред- ставляет собой гораздо более позднюю стадию законотворческой деятельности, то есть когда идея уже оценена и принято решение «развивать» ее в законопроект [7, с. 51–56]. Как свидетельствует парламентская практика, уровень психолого-юридической подго- товки депутатского корпуса таков, что очень немногие из депутатов могут сами подго- товить полноценную концепцию законопроекта или объективно и своевременно оце- нить качество подготовленной кем-то концепции. Но оценить четко сформулирован- ную идею законопроекта в состоянии почти все депутаты. Во-вторых, признание в качестве начального этапа процесса законотворчест- ва формирование идеи законопроекта может способствовать усовершенствованию психологического прогнозирования и планирования законотворческой деятельно- сти. Однако нужно несколько изменить правовой режим работы компетентных ор- ганов с поступающими идеями законопроектов. Сроки рассмотрения и оценки выдвинутых идей законопроектов должны быть значительно увеличены и различаться в зависимости от масштаба предлагаемого зако- нотворческого нововведения. На наш взгляд, этот срок должен составлять от трех ме- сяцев до одного года, что позволит объективно оценить идеи законопроектов. Более того, мы исходим из того, что есть смысл в составлении трехлетних планов законопро- ектных работ. Ведь финансово-экономическое обеспечение законопроектов не может находиться в отрыве от государственного бюджета и его временных характеристик. В-третьих, четкое юридическое оформление идеи законопроекта и после- дующая тщательная психологическая и аналитическая работа субъектов права (де- путатов), участников законотворческого процесса над этой идеей позволят сэконо- мить интеллектуальные, организационные и материальные ресурсы при вынужден- ном рассмотрении Палатой представителей Парламента Республики Беларусь раз- ных, нередко совершенно непродуманных законопроектов. Социально-психологическая обусловленность законотворчества должна от- ражаться в полной мере, всесторонне и объективно. При подготовке законопроектов следует учитывать и то, как они будут восприняты теми, кому адресуются, и то, ка- кой эмоциональный отклик вызовут. Поэтому исследование процесса социально- психологической обусловленности процесса разработки и принятия законопроектов имеет важное значение. В области психотехнологии законотворчества возникает ряд существенных вопросов: какие экономические, социальные, духовные, политические, демографи- Социально-экономические и общественные науки 135 ческие, психологические, экологические, информационные, криминологические, идео- логические и иные факторы обусловливают необходимость разработки и принятия данных правовых норм; какова своевременность изменений и дополнений в дейст- вующие законы либо в разрабатываемые и принимаемые проекты законов; как вос- принимаются населением правовые нормы; в какой мере гражданином посредством правовой нормы удастся реализовать свои те или иные ожидания, интересы, по- требности, установки, мотивы; интересы каких групп, социальных слоев, институ- тов будет отражать законопроект; какие возможные препятствия и психологические барьеры могут возникнуть при принятии законопроекта; какие социально- психологические механизмы влияния общественных групп на содержание будущего закона и его воздействие на институты, принимающие этот закон (доверие граждан, деятельность правоохранительных органов и других структур), имеются или долж- ны быть изданы; какова прозрачность разработки и освещения процесса принятия проекта закона и его будущего действия и другие. Перечисленные из числа возникающих социально-психологических вопросов за- конотворческого процесса можно объединить в три основные группы, требующие изу- чения: 1) общественные отношения, иные общественные и психологические явления, состояния и процессы, вызывающие потребность (необходимость, желательность) в психолого-правовом регулировании законотворческого процесса, и соответствующие им социальные институты; 2) социальные (общественные) отношения в механизме законо- творческой деятельности, стимулирующие, тормозящие или видоизменяющие ее разви- тие (здесь действуют интересы субъектов права (депутатов), участников законотворче- ского процесса); 3) общественное мнение и интересы отдельных групп, их взгляды и представления, обычаи и традиции, идеи и теории, правовые установки населения, граж- дан и должностных лиц, непосредственно не участвующих в подготовке законопроекта. В совокупности эти три группы характеризуют проблему социально-психо- логической обусловленности законотворчества в основных его аспектах: объектив- ном и субъективном; внешнем и внутреннем; социальном и психологическом. Знание социально-психологических закономерностей – важнейшее условие эф- фективного законотворчества. Утверждение высокого социального статуса закона воз- можно только через создание социально-психологических условий для реального вер- ховенства права и закона, через их превращение в реальную ценность, через правопос- лушное поведение всех, начиная от депутата и оканчивая рядовым гражданином. Ис- пользование психологических технологий возможно и необходимо на всех этапах про- цесса законотворчества, но наиболее полно эти технологии могут раскрыть свой по- тенциал на этапе обсуждения проекта закона с заинтересованными органами, органи- зациями, общественностью, депутатскими группами, избирателями (общественные и парламентские слушания, обсуждения на заседаниях депутатских групп постоянных комиссий Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, конференции, семинары, «круглые столы», встречи с избирателями и т. п.). В заключение следует сказать, что опираясь на современный высокий уро- вень развития психологических наук, принимая во внимание социально-психологи- ческий заказ общества, можно констатировать, что в настоящее время сложились все необходимые условия для становления и оформления психологии законотворче- ства как теоретико-прикладного направления правовой психологи, а на ее основе – ин- новационной психотехнологической модели законотворчества. Использование данной 136 Вестник ВЭГУ № 3 (59) 2012 психотехнологии позволит значительно повысить эффективность профессиональ- ной парламентской деятельности депутатов. Характерными чертами такой инновационной психотехнологической модели законотворчества в Республике Беларусь являются дальнейшее укрепление гумани- зации, психологизации и демократизации процесса создания правовых норм; при- дание этому процессу гласности и профессионализма; учет общественного мнения; повышение внимания к качеству, теоретической и психолого-правовой обоснован- ности принимаемых законопроектов, широкое привлечение научной общественно- сти к их выработке и обсуждению. Список использованных источников 1. Социальная психология / под ред. А.М. Столяренко [и др.]. М., 2001. 2. Ситников А.Л. Акмеологический тренинг. Теория. Методика. Психотехнологии. М. : Технологическая школа бизнеса, 1996. 3. Российское законодательство: проблемы и перспективы / редкол. Л.А. Окуньков [и др.]. М., 1995. 4. Баранов В.М. Идея законопроекта: сущность, практическая ценность, технико- юридическое оформление // Журнал российского права. 2008. № 2. 5. Исаков В.Б. Стадии подготовки проекта закона // Законодательная техника. М., 2000. 6. Исаков В.Б. Приемы юридической техники на начальных стадиях законодательного процесса // Юридическая техника. 2007. № 1. 7. Баранов В.М. Концепция законопроекта: понятие, элементы, виды, проблемы реализа- ции (законотворческая техника современной России: состояние, проблемы, совершенствование : обзор материалов науч.-метод. семинара) // Юрист. 2001. № 7. УДК 81'34 Н.А.Садаукас Вопросы сопоставления фонетики русского и казахского языков В статье проводится сопоставительный анализ русского и казахского языков в облас- ти фонетических систем, показаны результаты новейших исследований, позволяющие не- сколько нетрадиционно оценить соотношение русского и казахского языков, их звуковых осо- бенностей, специфику казахского языка. Ключевые слова: фонетика, казахский язык, фонема, алфавит, сингармонизм, ударение. Вопросы сопоставления фонетики русского и казахского языков рассматри- ваются в ряде работ. Однако авторы в основном ограничиваются описанием арти- куляции звуков, не идут дальше простой инвентаризации фонем, не обращаются к их дифференциальным признакам, контекстному взаимодействию этих признаков и Садуакас Нурбол Абдиллаулы, доцент кафедры казахского языка Актюбинского государ- ственного педагогического института, кандидат филологических наук, Республика Казах- стан, г. Актобе; конт. инф.: 8(3112) 50-55-20 © Садаукас Н.А., 2012