18 РОЛЬ ИННОВАЦИЙ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Н. Н. Перепечко Белорусский национальный технический университет, г. Минск, Беларусь Summary. The article brings into focus the development of innovative high education. It specifies the role of humanization in education development and exam- ines the content of innovative education. Key words: innovation; innovative education; humanization. В современном обществе возрастает роль инновационных тех- нологий. Возникает потребность в системе образования, которая способна ответить на возрастающие социальные требования. Появлению инновационного обучения способствуют опреде- ленные финансово-экономические условия. Значительные экономи- ческие преобразования, формирование и становление новых эконо- мических отношений изменяют роль образования. На сегодняшний день, в условиях экономического кризиса, наиболее эффективным средством является консолидация внутренних ресурсов, развитие инновационных процессов, а также создание и внедрение новых обу- чающих технологий, которые направлены на достижение макси- мального эффекта при минимальных материальных затратах. В свя- зи с этим возникает потребность в инновационном образовании. В настоящее время система высшего образования переориен- тируется на новые ценности. На первый план выходит гуманизация педагогического процесса и межличностные отношения. Выпускник высшей школы должен стать конкурентоспособным специалистом. Это предполагает высокий уровень развития. Будущий специалист должен владеть коммуникативными умениями и обладать высоким профессионализмом, должен уметь принимать самостоятельные решения, нестандартно мыслить и адаптироваться в изменяющихся условиях. Поэтому в высшей школе приоритетными являются ин- дивидуальный подход, предполагающий развитие активности и са- моуправления, а также творческая деятельность. Инновационный подход к учебному процессу дает возмож- ность обучаемым осваивать новый опыт благодаря целенаправлен- ному формированию творческого и критического мышления, ис- пользовать опыт и инструментарий учебно-исследовательской дея- тельности, ролевого и имитационного моделирования. Профессиональная школа призвана разработать механизмы и технологии формирования инновационного мышления. Технологии служат звеном между теорией и практикой, высшим образованием и жизнью, их можно считать тем каналом, по которому профессио- 19 нальные знания передаются в систему обучения [3, с. 266]. Таким образом, инновационное высшее образование – это образование, которое основано на логической последовательности технологий преобразования новых знаний в техническую или социальную ре- альность, превращения научных знаний в товар или услугу. Инновационное образование выстраивает учебный процесс как движение от социальных и общекультурных знаний и умений своей профессии к технологическим, дающим студенту понимание способов и методов решения профессиональных задач, а от них – к методологическим, позволяющим отслеживать динамику измене- ния качества своей профессиональной деятельности. Инновационное образование ориентировано на формирование профессиональных знаний и качеств в процессе освоения инноваци- онной динамики. Таким образом, понятие профессионализма стано- вится интегральным качеством выпускника, которое он синтезиро- вал сам в процессе своего обучения. Осознание студентом себя как профессионала влияет на исход образовательного процесса, посколь- ку активизирует мотивацию саморазвития, что, в свою очередь, пре- вращает процесс обучения в источник удовлетворения потребностей развивающейся личности. В итоге студент осуществляет реальный переход от формально-правового к фактическому антропоцентризму. Стремительное реформирование нашего общества отражается на всех сферах деятельности, в частности на социально- образовательной сфере. Оптимизация педагогического процесса в высшей школе является важным условием успешного функциони- рования всей системы образования. Библиографический список 1. Санто Б. Сила инновационного саморазвития // Инновации. – 2004. – № 2. – С. 5–15. 2. Исаев В. В. «Круглый стол» в Институте стратегических иннова- ций // Инновации. – 2001. – № 8. 3. Кучко Е. Е. Инновационные социальные технологии // Новейший философ- ский словарь / сост. А. А. Грицанов. – Мн. : Изд. Скакун В. М., 1998. – С. 266. 4. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии // Школьные тех- нологии. – М., 1998. – № 2. – С. 45–47. 5. Холодкова Л. А. Формирование инновационной культуры субъектов военно- го профессионального образования. – СПб. : ВАС, 2004. – 280 с.