67 САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА: ЛИЧНОСТНЫЕ СТРАТЕГИИ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА А. С. Томашук Белорусский национальный технический университет, г. Минск, Беларусь Summary. Teaching is successful when there is feedback from the students taught. The more they work the higher their results are. One of the necessary condi- tions of the methodological process is active self-work of the students. This matter is paid special attention to in the “European Language Portfolio”. Personal strategies of the learning process are realized through new motivation forms of self-work which is controlled and inspired by the efficient teacher. Key words: self-work of students. Одна из актуальных проблем современной методики обучения иностранным языкам – ориентация всего учебного процесса на ак- тивную самостоятельную работу обучаемых, создание условий для их самовыражения и саморазвития. В проекте разрабатываемого экс- пертными группами Совета Европы пакета документов под названи- ем «Европейский языковой портфолио» (“European Language Portfolio”) отмечается, что в условиях изменения геополитической ситуации «европейское общество становится более интерактивным, европейцы становятся более мобильными и путешествуют для обо- гащения своего профессионального, образовательного или личност- ного опыта. Но даже для тех, кто мало путешествует, современные информационные технологии делают преодоление языковых барье- ров нормой жизни. Молодое поколение должно подготовить себя к тому, чтобы извлекать максимальную пользу из такого рода деятель- ности с целью совершенствования своих лингвистических знаний, навыков и умений» [3; 4]. Во всех материалах этого проекта сделан акцент на самостоятельной работе по изучению иностранного языка, а на первом месте в ряду качеств будущего полноценного члена ев- ропейского демократического сообщества называются «способность к самоорганизации, независимость, высокое самосознание, уверен- ность в своих силах, сочетание независимости мышления и действий с социальной ответственностью» [3; 4]. В таком контексте особое зна- чение приобретают идеи развивающего обучения, главной целью ко- торого является формирование личностной активности обучаемых. Последнее обеспечивает активное отношение к знаниям, система- тичность и настойчивость в учебном труде, положительные результа- ты и успешное непрерывное образование. Одним из видов самостоятельной деятельности, наименее изу- ченным в современной методике, являются личностные стратегии изучения языка, под которыми мы будем понимать систему способов 68 самостоятельного совершенствования иноязычных речевых навыков и умений вне учебного процесса. Особенностью названных стратегий является их необязательность, неподконтрольность, они являются выражением инициативы и познавательных потребностей обучае- мых, напрямую зависят от их индивидуально-психологических осо- бенностей, запросов и интересов. Формирование у студентов постоянной потребности в самосто- ятельной реализации личностных стратегий изучения иностранного языка обеспечивается за счет: – новых форм внутренней мотивации познавательной внеа- удиторной деятельности; – методических рекомендаций по организации и систематиза- ции форм внеаудиторной деятельности; – инициирующей и направляющей деятельности преподавателя. В соответствии с видами речевой деятельности можно выде- лить следующие виды личностных стратегий изучения языка: 1) стратегии чтения: чтение книг, газет, журналов, деловых и личных писем; 2) стратегии аудирования: восприятие радио- и телепередач, художественных фильмов, театральных постановок, лекций, аудио- записей на иностранном языке; 3) стратегии говорения: общение с носителями языка при лич- ных контактах и по телефону, переводческая деятельность; 4) стратегии письменной речи: написание деловых и личных писем, факсов, электронных сообщений. Формирование у студентов постоянной потребности в самосто- ятельной реализации личностных стратегий изучения иностранного языка обеспечивается за счет: – новых форм внутренней мотивации познавательной внеа- удиторной деятельности; – методических рекомендаций по организации и систематиза- ции форм внеаудиторной деятельности; – инициирующей и направляющей деятельности преподавателя. Библиографический список 1. Карпов А. С. Психолого-методические проблемы в подготовке будущих учи- телей // Иностранные языки в школе. – 1997. – № 3. 2. Рогова Г. В., Ловцевич Г. Н. Личностное чтение // Иностранные языки в школе. – 1994. – № 1. 3. Хлыбова Г. Б. Принцип активности в обучении иностранным языкам // Иностранные языки в школе. – 1994. – № 5. 4. European Language Portfolio. Proposals for Development – Council of Europe, Strasbourg, August, 2007. 5. Feuell Rosey. Self ? – Directed Study // Cambridge Link. – 1997. – № 1. 6. Pickard Nigel. Out-of-Class Language Learning Strategies // ELT Journal. – 1996. – April. – Vol. 50/2.