I ПЕДАГОГІКА I та медйко-біологічні '------ ^ ------------------- ' проблеми фізйчного ПСИХОЛОГ1Я виховання і спорту Структурно-содержательные модели специалистов военного профиля Михута И.Ю., Васюк В.Е. Учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», Беларусь Белорусский национальный технический университет, Беларусь Аннотации: Представлена структурно-содержа­ тельная модель специалиста экстре­ мального, операторско-инженерного и общевойскового профиля (степень - должность - тип - класс - отдел - группа профессии - условия двигательной дея­ тельности - профессионально-важные качества). Разработанные структурно­ содержательные модели позволяют выявить структуру и содержание пси­ хологической и двигательной системы деятельности специалистов военного профиля, а также требования, предъ­ являемые к профессионально важным качествам. Предлагаемые модели спе­ циалистов экстремального, операторско­ инженерного и общевойскового профиля дадут возможность на научной основе решить ряд проблем в профориентаци­ онной и профконсультационной деятель­ ности, при специализированном профес­ сиональном отборе и комплектовании контингента, в наибольшей степени от­ вечающего требованиям самоопреде­ ления индивида к определенным видам военно-профессиональной деятельности на начальном этапе профессионального становления. Ключевые слова: структурный, содержательный, модель, специалист, военный профиль. Михута И.Ю., Васюк В.Е. Структурно- змістовні моделі спеціалістів во­ енного профілю. Представлена структурно-змістовна модель фахів- ця екстремального операторсько- інженерного і загальновійськового профілю (міра - посада - тип - клас - відділ - група професіі - умови руховоі діяльності - професійно-важливі якос- ті). Розроблені структурно-змістовні моделі дозволяють виявити структуру і зміст психологічно^ і руховоі системи діяльності фахівців військового профі- лю, а також вимоги, що пред'являються до професійно важливих якостей. Пропоновані моделі фахівців екстре- мального, операторсько-інженерного і загальновійськового профілю дадуть можливість на науковій основі вирі- шити ряд проблем в профоріентаціі і профконсультационной діяльності при спеціалізованому професійному від- борі і комплектуванні контингенту, що найбільшою мірою відповідае вимогам самовизначення індивіда до певних видів військово-професійноі діяльнос- ті на початковому етапі професійного становлення. структурний, зм!стовний, модель, спеціаліст, военний, профіль. Mikhuta I.Yu., Vasyuk V.E. Structurally-substaintial model of specialists of army profile. In work the structurally-substantial model of the expert extreme, camera-engineering and general army a profile (degree - a post - type - a class - department - trade group - conditions of impellent activity - is professional-important qualities) is presented. The developed structurally-substantial models allow to reveal structure and the maintenance of psychological and impellent system of activity of experts of a military profile, and also the requirements shown to professionally important qualities. Offered models of the expert extreme, camera-engineering and general army a profile will give the chance to solve on a scientific basis a number of problems in professional orientation and professional consulting activity, at specialized professional selection and acquisition of the contingent which is to the greatest degree meeting the requirements of self-determination of the individual to certain kinds military- professional work at the initial stage of professional formation. structural, substantial, model, specialist, army, profile. Введение. В современных условиях военная профессия пред­ ставляет собой совокупность относительно устойчи­ вых форм воинской деятельности, необходимых обще­ ству и требующих для своей реализации специальной военно-профессиональной подготовки. Как социально оформленная сфера деятельности военная профес­ сия представляет собой совокупность разнообразных «трудовых мест в армии», образующих взаимосвя­ занную систему. Заполнение этих «мест» трудовыми ресурсами приводит к формированию особой группы людей - военных профессиональных кадров. Их глав­ ное предназначение - осуществление определенных военно-трудовых действий в интересах достижения максимального эффекта в сфере обеспечения боеготов­ ности и боеспособности Вооруженных Сил [1]. Практически при любом способе комплектования Вооруженных Сил - по призыву, по контракту или смешанном - проблемы обеспечения качественного комплектования воинских должностей с учетом про­ фессионально важных качеств будущих специалистов тесно связаны с определением их профессиональной готовности и пригодности. В таких условиях одним из наиболее важных аспектов организации отбора по профессионально важн^ім качествам (ПВК) потенци­ ального специалиста, становится задача определения психофизических и социально-психологических требо- © Михута И.Ю., Васюк В.Е., 2012 ваний конкретных военных специальностей, для чего необходимо иметь единую классификацию профессий и номенклатуру профессионально важных качеств. В настоящее время число военных специально­ стей настолько увеличилось, а темпы их качественной перестройки настолько стали стремительными, что решение многих теоретических и прикладных вопро­ сов по дальнейшему повышению эффективности и надежности труда военных специалистов становится все более затруднительным без разработки системных представлений о конкретных направлениях военно­ профессиональной деятельности, что, в свою очередь, предполагает разработку их содержательной класси­ фикации [1]. Базовые основания классификации профессий со­ гласно наиболее развернутой многокритериальной, иерархической классификации профессий, пред­ ставлены в виде информационно-поисковой системы «Профессиография» [2]. В дальнейшем разработчик указанной системы Е.А. Климов предложил более лаконичную структурно-иерархическую классифика­ цию [3, 4, 5], состоящую из четырех базовых основа­ ний («ярусов») - предмет труда, цель труда, вид ору­ дий и средств труда, условия труда. Первый ярус - типы профессий по предмету тру­ да: человек - живая природа (П); человек-техника (Т); человек-человек (Ч); человек-знак (З); человек- художественный образ (Х). 88 3 2012 04 Второй ярус - классы профессий по цели труда: гностические профессии (Г); преобразующие профес­ сии (П); изыскательные профессии (И). Третий ярус - отделы профессий по виду орудий и средств труда: ручной труд (Р); машинно-ручной труд (М); труд с использованием автоматизированных систем (А); труд с преобладанием функциональных орудий труда (Ф). Четвертый ярус - группы профессий по ве­ щественным и социальным условиям труда: труд в условиях бытового (обычного) микроклимата (Б); труд с пребыванием на открытом воздухе (О); труд в необычных средовых условиях (Н); труд с повышен­ ной моральной ответственностью за здоровье, жизнь, психическое развитие людей, за общественные мате­ риальные ценности (М). Место конкретной специальности или должности описывается посредством формулы с использованием буквенных обозначений. Выделенные четыре группы (яруса) признаков яв­ ляются частично совпадающими, но не взаимоисклю­ чающими. Данная систематизация позволяет, пред­ ставить общую карту мира профессий и составить примерную формулу определенной профессии, в том числе и в нашем случае - для военной сферы. В настоящее время для решения задач профессио­ нального отбора граждан на военную службу исполь­ зуется следующая классификация воинских должно­ стей, замещаемых солдатами, матросами, сержантами и старшинами: командные (организаторские); опера­ торские (сенсорно-гностические); связи и наблю­ дения (сенсорные); водительские (сенсомоторные); специального назначения (моторно-волевые); техно­ логические (специалисты по обслуживанию техни­ ки); прочие воинские должности [1, 6, 7, 8, 9, 10, http:// contract.mil.ru]. При этом, по мнению Ю.Я. Киршина важнейшим в практическом плане критерием класси­ фикации является место и характер участия специали­ ста в военных действиях и во время подготовки к ним, в связи с чем военные специальности, замещаемые солдатами, матросами, сержантами и старшинами це­ лесообразно подразделять на следующие категории: • основные специалисты, к которым относятся во­ ины, которые непосредственно владеют оружием и наносят поражение противнику: это стрелки, пуле­ метчики, гранатометчики, номера боевых расчетов ПВО, ракетных подразделений, летчики, члены тан­ ковых экипажей и т.д.; • вспомогательные специалисты (заряжающие, во­ дители боевых машин и т.п.), которые оказывают непосредственную помощь воинам основных спе­ циальностей в выполнении боевой задачи; • обеспечивающие специалисты, которые создают благоприятные условия для боевых действий войск, как при подготовке, так и в ходе боя; они осуществля­ ют разведку, производят военно-топографические и военно-инженерные работы, несут комендантскую службу; • обслуживающие специалисты, которые занима­ ются инженерно-техническим и медицинским обе­ спечением войск: это специалисты службы дорог, службы горюче-смазочных материалов, медицин­ ской службы и т.д. [11]. Независимо от принадлежности к виду Во­ оруженных Сил или роду войск В.П. Петров, А.Т. Ростунов выделяют следующие профили военно-профессиональной деятельности: организа­ торский (командный, управленческий), социально­ педагогический, инженерно-технический, опера­ торский, оперативно-штабной (диспетчерский), экстремальный и обеспечивающий. Как видим, существующие ныне классификации основаны на разных основаниях и уровнях деком­ позиции профессионально-важных признаков и их основным недостатком является отсутствие кон­ кретного определения психологических, физиоло­ гических, физических и в целом психофизических оснований для группировки и комплектования про­ фессиональных профилей и их должностей. В то же время без предварительного объединения в профили (группы) практически невозможна и конкретизация индивидуальных признаков готовности к освоению определенной профессии. В этой связи разработка структурно-содержательной модели классификации военных профессий и специальностей по психофи­ зическим критериям имеет важнейшее значение для практического решения двуединой задачи: военно­ профессиональной ориентации для группы психофи­ зически родственных специальностей и определения готовности молодежи к конкретным воинским про­ фессиям, т.е. проблемы группового профессионально­ го отбора и рационального распределения призывни­ ков и учащейся молодежи для прохождения воинской службы, учитывая особенности каждой из множества военных специальностей. Можно констатировать, что, несмотря на важ­ ность и актуальность проблемы создания структурно­ содержательной модели специалистов военного про­ филя, все еще требуется более детализированное рассмотрение структуры и содержания деятельности специалиста военного профиля и основных индиви­ дуализированных требований, предъявляемых к про­ фессионально важным качествам субъекта реальной деятельности каждого специалиста соответствующе­ го профиля. Работа выполнена по плану НИР Белорусского го­ сударственного педагогического университета имени Максима Танка. Цель, задачи работы, материал и методы. Целью исследования, исходя с вышеизложенного, стала разработка структурно-содержательных моделей профилей военно-профессиональной деятельности. Результаты исследований. Рассмотренные в ходе теоретического анализа про­ фили и должности военно-профессиональной сферы предлагается сгруппировать по совокупным психо­ физическим признакам в следующие, обусловленные сходством включенности психомоторного, кондици­ онного и координационного компонентов психофи­ зических способностей специалиста, интегративные 89 I ПЕДАГОГІКА I та медйко-біологічні '------ ^ ------------------- ' проблеми фізйчного ПСИХОЛОГ1Я виховання і спорту профили: экстремальный (должности специального назначения), операторско-инженерный (должности - операторская, связи и наблюдения), общевойсковой (должности - интендантские, командные и по обслу­ живанию техники). Процедура построения структурно­ содержательной модели классификации военных профессий и специальностей требовала поэтапного решения трех задач: психологического и педагогического изучения во­ енных специальностей и составления совокупности признаков (профессионально важных психофизиче­ ских качеств), характеризующих каждый вид деятель­ ности; интерпретации полученных описаний и разнесе­ ния их по профилям и ступени в соответствии с кри­ терием однородности; разработки классификации военных специально­ стей и ее апробации. При выявлении сходства или различия между профессиями военного профиля нами были при­ менены следующие методы: содержательно­ психологический, структурный и генетический [1]. Целевые установки использования каждого из указан­ ных методов таковы: первый из них основан на стремлении выделить внутри общей структуры профессионально важ­ ных для каждой отдельной специальности качеств ряда самостоятельных компонентов: сенсорно­ перцептивного (качества восприятия, внимания); гно­ стического, или интеллектуального (качества памяти и мышления); моторного (качества психомоторики и речи, двигательные качества); личностного (качества эмоциональной, волевой, мотивационной сфер, орга­ низаторские способности); второй - структурный анализ - позволяет выделить в составе различных подразделений (расчетов, экипа­ жей) и сравнивать между собой по психологическому критерию специальности (психограммы), связанные с решением в ходе боя однотипных задач; с помощью генетического анализа прослежива­ ется динамика исторических изменений в системе взаимосвязей человека (его психофизический потен­ циал) с различными средствами вооруженной борьбы и в содержании решаемых им на поле боя задач, вы­ деляются генетические связи между видами военно­ профессиональной деятельности [12, 13]. Указанные выше требования к классификации и по­ следовательности ее построения в соответствии с адек­ ватным использованием методов анализа позволили установить степень реального сходства между различ­ ными видами военно-профессиональной деятельно­ сти по содержанию требований к профессионально­ важным психофизическим качествам специалиста военного профиля и создать предпосылки размещения конкретных профессий и специальностей и их групп в соответствии с определенной иерархической систе­ мой профилей и степеней, адекватной требованиям организации распределения участников в отношении будущей военно-профессиональной деятельности. Структурно-содержательная модель специалиста военного профиля предполагает базирование на пси­ хологической и двигательной предпосылках военно­ профессиональной деятельности: мотивы, цели и программа деятельности; информационной основы де­ ятельности; принятие решений и познавательные про­ цессы; психомоторные процессы и рабочие движения; профессионально важные качества; профессиограммы всех специальностей военного профиля [http://contract. mil.ru]; многоуровневой классификации профессий по Е.А. Климову [3, 4]; единой классификацией воин­ ских должностей Вооруженных Сил Республики Бе­ ларусь [http://www.modmil.by/struct1vs.htm]; 7 профи­ лей военно-профессиональной деятельности [1, 8, 9]; классификации разновидностей основных экзогенных условий двигательной деятельности по Д.Д. Донскому [14] и психофизическим критериям готовности и при­ годности, что позволило интегрировать наиболее зна­ чимые моменты основных классификаций и критериев в предлагаемой нами модели (схема 1). Разработанный алгоритм построения системы от­ бора и диагностики молодежи по так называемым «формула-структурированным» психофизическим критериям, на наш взгляд, рационально рассматри­ вать как современную основу для решения конкрет­ ных задач определения военно-профессиональной готовности и пригодности. Опора на рассматриваемую методику диагности­ ки и отбора при использовании обоснованных выше качественных и количественных критериев оценки позволяет с заданной степенью вероятности выявить конкретную степень психофизической готовности и пригодность кандидатов к определенной военно­ профессиональной деятельности в контексте каждого из рассматриваемых в данном исследовании военных профилей - экстремального, операторско-инженерного и общевойскового. Модель также предусматривает учет таких аспектов как должность, тип, класс, отдел, группа профессии, условия двигательной деятельно­ сти, перечень необходимых профессионально-важных качеств (ПВК). Для военно-профессионального отбора молодежи к определенному профилю военно-профессиональной деятельности нами предлагаются следующие модели: Специалисты экстремального профиля (1-4 степень - схеме. 2) осуществляют свою деятельность в условиях наибольшей опасности, как в мирное, так и в военное время. Для выполнения своих задач ис­ пользуют специальное снаряжение. Основные ПВК: высокие требования к здоровью и психофизической подготовленности (психомоторные, кондиционные и координационные способности), к волевым качествам (смелости, решительности, вы­ держке), готовности к внезапным действиям, коллек­ тивизму, к точности и быстроте зрительного (слухо­ вого) восприятия, к устойчивости и концентрации внимания, к оперативной памяти, к быстроте мышле­ ния и т.д. Специалисты операторско-инженерного профиля подразделяются на 4 ступени (схема 3): 90 3 201204 1-степень - должности связи и наблюдения (сенсор­ ная); 2-степень - должность операторская (сенсорно­ гностическая); 3-степень - должность водительская (сенсомоторная); 4-степень - должность комплекс­ ного сочетания (связи и наблюдения; операторская и водительская связаны с непосредственным управле­ нием сложными техническими системами, приемом и переработкой большого количества информации, принятием ответственных решений, осуществлением исполнительских действий). Основные ПВК: высокий уровень развития внима­ ния (устойчивости, концентрации, распределения и переключения), зрительного и слухового восприятия, оперативной памяти, хорошая координация, точность и быстрота двигательных реакций, способность дли­ тельное время выдерживать физическое напряжение, сохраняя готовность к активным действиям, в том числе при дефиците времени и воздействии экстре­ мальных факторов и т.д. Операторские специальности в военно­ профессиональной деятельности далеко неоднород­ ны. С учетом динамических характеристик управ­ ляемой техники выделяют военных операторов неподвижных систем (пультов управления) и подвиж­ ных объектов. Среди операторов второй группы - по специфике сложности работы, уровню требований к физическим, психофизиологическим и личностным качествам особое место занимает летный состав [8]. Специалисты общевойскового профиля 1 сту­ пени - прочие воинские должности (интендантские: социально-педагогического и обеспечивающего профиля - схема 4). Специалисты на должностях социально-педагогического профиля отвечают за ор­ ганизацию и проведение воспитательной, правовой, социально-психологической и культурно-досуговой работы, информационного обеспечения личного со­ става; осуществляют взаимодействие с органами го­ сударственной власти и общественностью. Основные ПВК: интерес к работе с людьми, общительность, честность, доброжелательность, обаяние, умение оказывать влияние на людей, быть убедительным в общении с ними, настойчивость, наличие необходи­ мых знаний по педагогике, психологии, политико­ социальным вопросам, а также по медицине и юриспруденции, владение методами воспитания и обучения. Схема 1 - Теоретико-эмпирическая модель системы отбора и диагностики по психофизическим критериям готовности и пригодности 91 I ПЕДАГОГІКА I та медйко-біологічні '------ ^ ------------------- ' проблеми фізйчного ПСИХОЛОГ1Я виховання і спорту Специалисты обеспечивающего профиля (спе­ циалисты всех служб тыла Вооруженных сил, некото­ рые специалисты медицинских и финансовых служб) - их деятельность чрезвычайно разнообразна и связа­ на с решением задач обеспечения повседневной жиз­ ни и деятельности войск, заботой о здоровье личного состава. Основные ПВК: бескорыстность, чуткость к людям, внутренняя собранность, самоконтроль, бе­ режное обращение с вещами, способность быстро переключаться с одной деятельности на другую, ре­ шать многообразные и порой противоречивые задачи, видеть и учитывать экономическую сторону своей деятельности, вести тщательный учет ее результатов. Специалисты общевойскового профиля 2 сту­ пени - занимают должности технологического плана (специалисты по обслуживанию техники - схема 4). Данный профиль деятельности связан с конструиро­ ванием, введением в действие, обслуживанием и экс­ плуатацией, устранением временных неисправностей и капитальным ремонтом имеющихся в Вооруженных Силах боевой техники, вооружения, автоматизиро­ ванных систем управления. Основные ПВК: интерес к работе с техникой, аналитическое мышление, настой­ чивость, техническая сообразительность, склонность к ручному ремеслу, пространственное воображение, хорошая общенаучная подготовка, знание физики, МОДЕЛЬ СПЕЦИАЛИСТА ЭКСТРЕМАЛЬНОГО ПРОФИЛЯ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Т тI I ЭП - 1 С ТЕПЕН^ I ЭП - 2 СТЕПЕНИ || . 1 . . 1I ЭП - 3 СТЕПЕНИ [ I I ЭП - 4 СТЕПЕНИ Должность ||— Специального назначения (моторно-волевая сфера) 1 Тип профессий З-человек- знаковая система П-человек-живая природа Т-человек-техника Ч-человек- человек 1 Г-гностический Класс профессий Г-гности-ческий И-из ыска-тел ьн ый П-преобразующий И-изыска-тельный П-преобра- зующий 1 Отдел профессий Группы профессий Условия двигатель­ ной дея­ тельности Пример профессий Р-ручной труд Р-ручной труд, Ф-функцио- нальное орудие труда М-машино-ручной труд; А-труд с автоматизирован­ ными системами Б-труд в усло­ виях обычного микроклимата; О-труд с пребы­ ванием на откры­ том воздухе О-труд с пребыва­ нием на открытом воздухе; Н-труд в необычных средо- вых условиях О-труд с пребыва­ нием на открытом воздухе; Н-труд в необычных средо- вых условиях Непривычные, но заранее известные и изменяющие (вариативные) условия Изменяющие (вариативные) условия альтерна­ тивной неопреде­ ленности, Изменяющие условия временной и альтернативной неопределенности, при стандартном и вариативном от­ ветном действии Разведчик, топо- Снайпер, водо- Механик-водитель графист, сапер, лаз, вожатый танка, боевой пулеметчик и мино-розыскной машины, пехоты, другие службы десанта Р-ручной труд, Ф-функцио- нальное орудие труда М-машино-ручной труд; А-труд с автоматизиро­ ванными систе­ мами Н-труд в необыч­ ных средовых условиях; М-труд с повышенной моральной от­ ветственностью за здоровье, жизнь, психическое раз­ витие людей Изменяющие (ва­ риативные) усло­ вия временной и альтернативной неопределенности в экстремальных условиях________ Разведчик, снайпер- разведчик, морская пехо­ та, десантно­ штурмовые группы______ Схема 2 - Модель специалиста экстремального военного проф'ил^ 92 3 201204 механики, радиоэлектроники, соответствующих об­ разцов техники, владение математическим аппаратом. Специалисты общевойскового профиля 3 сту­ пени (схема 4) - должность командная и оперативно­ штабная (организаторско-управленческая). Профиль деятельности связан с осуществлением руководства воинским коллективом, воспитанием и обучением личного состава, организацией боевых действий и управлением воинскими подразделениями в бою. Спе­ циалистам оперативно-штабного направления прихо­ диться обрабатывать большие объемы разнородной информации и принимать ответственные решения (нередко с отсроченным результатом действия). Спе­ циалисты данного профиля должны уметь проводить анализ информации и мгновенно просчитывать ва­ рианты действий в условиях быстроменяющейся об- Группы профессий Условия двига­ тельной деятель­ ности Стандартные привычные и непривычные, но заранее извест­ ные действия и условия Связи и наблю- Должность дения (сенсор­ ная сфера) 1 Тип про­ фессий З-человек- знаковая систе­ ма 1 Класс про­ фессий Г-гностический 1 Р-ручной труд А-труд с автома- Отдел про- тизированными фессий системами Пример профессий Телеграфист, телефонист, радиотелегра­ фист, сигналь­ щик и др. МОДЕЛЬ СПЕЦИАЛИСТА ОПЕРАТОРСКО-ИНЖЕНЕРНОГО ПРОФИЛЯ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1 ' i 1 ОИП - ОИП- ОИП- ОИП - 1 СТЕПЕНИ 2 СТЕПЕНИ 3 СТЕПЕНИ 4 СТЕПЕНИ З-человек- знаковая система Т-человек- техника Т-человек- техника П-человек-живая природа И-изыска- тельный П-преобра- зующий Г-гностический П-преобра- зующий Р-ручной труд А-труд с автома­ тизированными системами М-машино- ручной труд; А-труд с автома­ тизированными системами Непривычные, но заранее извест­ ные действия и условия, а также вариативные - альтернативной неопределен­ ности Стандартные привычные и непривычные действия в вариа­ тивных условия - временной альтернативной неопределен­ ности Оператор РЛС, ЗРК, АСУ, на­ водчик, Диспет­ чер, оператор вычислительного отделения и др. Водитель, водитель- электромеханик, водитель специ­ альной машин связи, рулевой и др.__________ Операторская (сенсорно- Водительская гностическая (сенсомоторная) сфера) Связи и наблюде­ ния Операторская Водительская З-человек-знаковая система Т-человек-техника П-человек-живая природа__________ Г-гностический И-изыскательный П-преобразующий Ф-функциональное орудие труда М-машино-ручной труд; А-труд с авто­ матизированными системами________ О-труд с пребыва- Б-труд в условиях нием на открытом Б-труд в усло­ виях обычного микроклимата; О-труд с пре­ быванием на от­ крытом воздухе обычного микро­ климата О-труд с пре­ быванием на от­ крытом воздухе; Н-труд в необыч­ ных средовых О-труд с пре­ быванием на от­ крытом воздухе; Н-труд в необыч­ ных средовых условиях воздухе; Н-труд в необычных сре- довых условиях; М-труд с повы­ шенной моральной ответственностью за здоровье, жизнь, условиях психическое раз- витие людей Изменяющие ва­ риативные и экстре­ мальные условиях Пилот боевого самолета, Водитель боевой машины, диспетчер оператор боевой машин и др. Схема 3 - Модель специалиста операторско-инженерного военного профиля 93 I ПЕДАГОГІКА I та медйко-біологічні '------ ^ ------------------- ' проблеми фізйчного ПСИХОЛОГ1Я виховання і спорту становки. Основные ПВК: развитые организаторские, познавательные (интеллектуальные) способности, практический ум, самостоятельность, требователь­ ность, общительность, эмоциональная уравновешен­ ность и самообладание, способность легко сходиться с людьми, умение находить правильные решения в короткие сроки в любой ситуации, хорошее знание соответствующих нормативных документов, готов­ ность к точному выполнению их требований при одновременном умении рисковать, принимать реше­ ния, основанные на интуиции, хорошая память, логи­ ческое мышление, тщательность и пунктуальность, ответственность и решительность, умение работать с графиками, таблицами, производить сложные расче­ ты, в том числе на персональном компьютере. На основании вышеизложенного представляется возможным сделать следующие выводы; 1. Детализированное рассмотрение основных клас­ сификаций гражданских и воинских профессий позволяет выявить структуру и содержание пси­ хологической и двигательной сферы специалистов разного профиля, а также требования, предъявляе­ мые к профессионально важным качествам. Такая детализация позволяет определить психологиче- МОДЕЛЬ СПЕЦИАЛИСТА ОБЩЕВОЙСКОВОГО ПРОФИЛЯ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОВП - 1 СТЕПЕНИ ОВП- 2 СТЕПЕНИ ОВП -3 СТЕПЕНИ Прочие воинские Технологическая (спе- Должность должности (интендант- циалист по обслужива ские) нию техники) Командная (организаторская) Б-труд в условиях обычного микрокли­ мата; О-труд с пребыванием на открытом воздухе Б-труд в условиях обычного микрокли­ мата О-труд с пребыванием на открытом воздухе; Н-труд в необычных средовых условиях Б-труд в условиях обычно­ го микроклимата; О-труд на открытом воз­ духе; Н-труд в необыч­ ных средовых условиях; М-труд с повышенной моральной ответственно­ стью за здоровье, жизнь людей_________________ Стандартные привыч­ ные, непривычные, но заранее известные действия и условия Стандартные привычные и непривычные действия в вариативных условия - временной альтернатив­ ной неопределенности, и экстремальные условиях Стрелок, заряжающий танка, кладовщик, по­ вар, военный психо­ лог и врач, военный оркестр. Командир отделения, командир танка, командир боевой машины, началь­ ник радиостанции и др. Схема 4 - Модель специалиста общевойскового профиля 94 3 2012 04 ские, физиологические и психофизические основа­ ния для группировки профессиональных профилей и их должностей в структурно-содержательные модели специалиста военного профиля, учитываю­ щие следующие показатели: степень - должность - тип - класс - отдел - группа профессии - условия двигательной деятельности - профессионально­ важные качества. 2. Разработанные нами структурно-содержательные модели специалистов экстремального, операторско­ инженерного и общевойскового профиля дают воз­ можность на научной основе решить ряд проблем профориентационной и профконсультационной деятельности при специализированном профес­ сиональном отборе и комплектовании контингента, в наибольшей степени отвечающего требованиям самоопределения индивида к определенным видам военно-профессиональной деятельности на началь­ ном этапе профессионального становления. 3. Структурно-содержательные модели специалистов военного профиля создают предпосылки адекват­ ности и тем самым эффективности управления учебно-воспитательным процессом в специализи­ рованных общеобразовательных, средних и выс­ ших военных учебных заведениях, а также обосно­ вания содержательно-организационных подходов к программно-методическому обеспечению началь­ ного этапа профессиональной прикладной физи­ ческой подготовки молодежи к будущей военно­ профессиональной деятельности. 4. Необходимы детализированные исследования о внедрении данной структурно-содержательной мо­ дель в систему профессионально-ориентационной подготовки учащийся молодежи на начальном этапе специализированной профессионально-прикладной физической подготовки в образовательных учреж­ дениях военного профиля. Литература: 1. Военная профессиология: учебник / под общей ред. А.Г. Карая- ни, Ю.Г. Сулимова - М. : Военный университет, 2004. - 276с. 2. Информационно-поисковая система «Профессиография» / под редакцией Е.А. Климова. - Ленинград: ВНИИ профессионально­ технического образования, 1972. - 304 с. 3. Климов Е.А. Как выбирать профессию. - М.: Просвещение, 1990. - 159 с. 4. Климов Е.А. Психология профессионала. - М.: Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. - 400 с. 5. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределе­ ния. - М.: Изд-во «Академия», 2004. - 304 с. 6. Грачев Н.Н. Классы сходных воинских должностей // Основы безопасности жизни, 1999. - № 2. С. 36 - 39. 7. Новиков В.В. Военно-воздушные сил^1: воинские должности и родственные им гражданские профессии // ОБЖ. Основы безо­ пасности жизни. - 2000. - № 5. - С. 8-12. 8. Петров В.П., Ростунов А.Т. Военно-профессиональная ориен­ тация молодежи. - М.: Воениздат, 1988. - 222 с. 9. Психология и педагогика. Военная психология / под ред. А. Г. Маклакова. - СПб.: Питер, 2005. - 464 с. 10. Справочник некоторых воинских должностей, замещаемых сол­ датами матросами, сержантами и старшинами, проходящими военную службу по контракту. - М.: Нива России, 1997. - 288 с. 11. Киршин Ю.Я. О научной организации воинского труда. - Мо­ сква: Воениздат, 1970. - 120 с. 12. Военная психология / под общ. ред. М.И. Дьяченко, Н.Ф. Феден- ко. - М.: Воениздат, 1967. - 260 с. 13. Военная педагогика и психология / под ред. А.В. Барабанщико­ ва. - М.: Военный университет, 1986. - 328 с. 14. Донской Д.Д. Законы движений в спорте. - М.: Физическая культура и спорта, 1968. - С. 79-82. Информация об авторах: Михута Игорь Юрьевич igor_michuta@mail.ru Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка ул. Советская 18, 220050, г. Минск, Республика Беларусь. Васюк Валерий Евстафьевич avioragro@mail.ru Белорусский национальный технический университет пр-т Независимости 65, 220013, г.Минск, Республика Беларусь. Поступила в редакцию 16.02.2012г. References: 1. Karaiani A.G., Sulimova lu.G. Voennaia professiologiia [Military professiology], Moscow, Military University Publ., 2004, 276 p. 2. Klimova E.A. Informacionno-poiskovaia sistema «Professiografiia» [Informational-research system “Professiography”], Leningrad, ISRI professional-technical education Publ., 1972, 304 p. 3. Klimov E.A. Kak vybirat’professiiu [How to choose a profession], Moscow, Education, 1990, 159 p. 4. Klimov E.A. Psikhologiiaprofessionala [Psychology of professional], Moscow, Voronezh, 1996, 400 p. 5. Klimov E.A. Psikhologiia professional’nogo samoopredeleniia [Psychology of professional self-defining], Moscow, Academy Publ., 2004, 304 p. 6. Grachev N.N. Osnovy bezopasnosti zhizni [Basis of life security], 1999, vol.2, pp. 36 - 39. 7. Novikov V.V. OBZH. Osnovy bezopasnosti zhizni, 2000, vol.5, pp. 8-12. 8. Petrov V.P., Rostunov A.T. Voenno-professional’naia orientaciia molodezhi [Military and professional orientation of youth], Moscow, 1988, 222 p. 9. Maklakova A.G. Psikhologiia i pedagogika. Voennaia psikhologiia [Psychology and pedagogy. Military psychology], Saint Petersburg, Peter, 2005, 464 p. 10. Spravochnik nekotorykh voinskikh dolzhnostej, zameshchaemykh soldatami matrosami, serzhantami i starshinami, prokhodiashchimi voennuiu sluzhbu po kontraktu [Reference book of some military positions, displaceable soldiers by sailors, non-commission officers and petty officers, passing military service by contract], Moscow, Niva of Russia, 1997, 288 p. 11. Kirshin Iu.Ia. O nauchnoj organizacii voinskogo truda [About scientific organization of military of labour], Moscow, 1970. 120 p. 12. D’iachenko M.I., Fedenko N.F. Voennaia psikhologiia [Military psychology], Moscow, 1967, 260 p. 13. Barabanshchikova A.V Voennaia pedagogika i psikhologiia [Military pedagogy and psychology], Moscow, 1986, 328 p. 14. Donskoj D.D. Zakony dvizhenij v sporte [Laws of motion in sport], Moscow, Physical culture and sport, 1968, pp. 79-82. Information about the authors: Mikhuta I.Yu. igor_michuta@mail.ru Belorussia State Pedagogy University named after M. Tanko Sovetskaya str. 18, 220050, Minsk, Republic Belorussia. Vasyuk V.E. avioragro@mail.ru Belorussia National Technical University Independence avenue 65, 220013, Minsk, Republic Belorussia. Came to edition 16.02.2012. 95