Вестник Белорусско-Российского университета. 2008. № 4 (21) __________________________________________________________________________________________ Транспорт 34 УДК 629.114.2 Ю. А. Ким, канд. техн. наук, доц., П. В. Зеленый, канд. техн. наук, доц., И. В. Франскевич ВЛИЯНИЕ КОНСТРУКТИВНЫХ ПАРАМЕТРОВ КОЛЕСНЫХ ДВИЖИТЕЛЕЙ НА ИЗМЕНЕНИЕ ФИЗИКО-МЕХАНИЧЕСКИХ СВОЙСТВ ПОЧВОГРУНТА И ТЯГОВЫЕ КАЧЕСТВА ТРАКТОРА Статья посвящена воздействию на почву ходовых систем колесных тракторов и алгоритму описа- ния процесса взаимодействия движителя с опорной поверхностью. Рассмотрено влияние уплотняющего воздействия ходовых систем на почву и пути его снижения. Введение Географическое и экономическое по- ложение нашего государства способствует интенсивному развитию сельского хозяй- ства. Наличие значительных по отноше- нию к общей площади страны про- странств, пригодных для выращивания сельскохозяйственных культур, дает нам возможность не только обеспечивать себя продукцией, но и экспортировать ее. При этом высокая урожайность зависит не только от почвенно-климатических усло- вий, но и от применения современной вы- сокотехнологичной сельскохозяйственной техники и, в частности, тракторов. Совершенствование конструкций, появление новых подходов к проектирова- нию и новых высококачественных мате- риалов позволяет создавать все более энергонасыщенные тракторы, обладающие большей производительностью за счет увеличения силы тяги и возможности ис- пользования нескольких орудий одновре- менно с выполнением нескольких опера- ций за один проход. Наличие разветвленной сети дорог с усовершенствованным покрытием и пре- обладание полей малой площади делает экономически малоэффективным исполь- зование гусеничных тракторов, не способ- ных двигаться по дорогам общего пользо- вания без повреждения покрытия и с дос- таточной скоростью. Необходимость час- того перемещения между полями, а также возможности использования трактора для транспортной работы делают необходи- мым производство высокоскоростных универсальных колесных тракторов. Рост мощности устанавливаемых двигателей требует соответствующего увеличения сцепного веса и других мер для реализации тягового усилия. При этом конструктивные меры, направлен- ные на повышение технико-экономи- ческих качеств тяговых средств, неред- ко не учитывают отрицательного воз- действия ходовой системы на почву. В частности, существует проблема пере- уплотнения почвы движителями тяго- вых средств, снижением которого оза- бочены ведущие мировые производите- ли тракторов. Большинство же способов повышения тягово-сцепных свойств, такие как увеличение сцепного веса (балласт), использование веса сельхоз- машин и орудий (догружатель) и веса полуприцепов в качестве сцепного, свя- заны с увеличением веса машинно- тракторного агрегата и, соответственно, с увеличением давления на почву. Тяго- вые показатели зависят не только от конструкции и технического состояния, но и от типа и состояния почвы [2]. При выборе того или иного способа необхо- димо учитывать свойства агрофона, для которого применение того или иного способа может давать различный эф- фект. Так, например, на почве, подго- товленной под посев, тяговая мощность и тяговое усилие снижаются по сравне- нию со стерней. Уплотняющее воздействие ходо- Вестник Белорусско-Российского университета. 2008. № 4 (21) __________________________________________________________________________________________ Транспорт 35 вых систем сельскохозяйственных машин и тракторов давно стало серьезной пробле- мой. По данным института им. В. В. Доку- чаева [3] и других исследовательских ор- ганизаций, от переуплотнения почвы теря- ется 15–30 % урожая зерновых и корне- клубневых культур по стране. Высокая плотность почвы стала основным факто- ром, снижающим впитываемость влаги [4]. Опыт зарубежных стран показал эффек- тивность использования мощных высоко- производительных самоходных машин, оказывающих невысокое уплотняющее воздействие на почву. Цель проводимых исследований – найти способ повышения технико- экономических свойств трактора с учетом обеспечения рекомендуемых пределов давления на почву. Уплотняющее воздействие на почву машин и пути его снижения Повышение массы сельскохозяйст- венных машин вызывает в почве эффект накопления напряжений. Профессор А. М. Кононов [5] указывает, что уплот- няющее действие колес тракторов распро- страняется на глубину до 0,7 м. Таким об- разом, ниже пахотного обрабатываемого слоя из года в год происходит постепен- ное, возрастающее уплотнение почвы. Этому уплотнению несколько противодей- ствуют такие естественные процессы, как попеременное промерзание и оттаива- ние, увлажнение и высыхание, влияние корневой системы растений. Однако с увеличением глубины влияние этих факторов снижается. Влиянием воздействия движите- лей машин на свойства почвы и ее уро- жайность занималось множество иссле- дователей. Структура почвы зависит от ее плотности, а плотность – от парамет- ров движителей. К сельхозмашинам предъявляются требования, в основном, высокой производительности и низкой сминаемости почвы. Степень уплотне- ния почвы зависит от возникающих в ней напряжений. Плотность является важной характеристикой почвы, в зави- симости от которой находится водный, воздушный, тепловой режимы и в целом биологическая активность. Под плотно- стью почвы понимают массу абсолютно сухой почвы в единице объема. Уплот- нение почвы приводит к изменению со- отношений пор и твердой фазы в едини- це объема. Коэффициент пористости уменьшается при увеличении плотности почвы (рис. 1, a). При уплотнении суг- линистой почвы до 1400 кг/м3 (1,4 г/см3) водопроницаемость падает практически до нуля. Скорость фильтра- ции супесчаной почвы при уплотнении изменяется не настолько и при плотно- сти 1600 кг/м3 (1,6 г/см3) составляет 833·10-9 м/с (0,05 мм/мин) (рис. 1, б). Рис. 1. Свойства почвы в зависимости от плотности: а – изменение коэффициента пористости; б – водопро- ницаемость почв; 1 – дерново-подзолистая суглинистая почва; 2 – дерново-подзолистая супесчаная почва Вестник Белорусско-Российского университета. 2008. № 4 (21) __________________________________________________________________________________________ Транспорт 36 В этом случае за 1 ч фильтруется до 0,003 м, что соответствует осадкам средней интенсивности. Водопроницаемостью обу- славливается величина оптимальной по произрастанию растений плотности почвы. Так, например, наибольшая урожайность сельскохозяйственных культур наблюдает- ся при плотности суглинистой почвы 1100–1200 кг/м3, а для супесчаной – 1250–1350 кг/м3. В некоторых случаях для супесчаных почв значения оптималь- ной плотности возрастают до 1400 кг/м3 (рис. 2). Значения оптимальной плотно- сти почв приведены в табл. 1. Рис. 2. Зависимость урожая ячменя от плотности дерново-подзолистой глееватой легкосуглини- стой почвы Табл. 1. Значения оптимальной плотности почв Воздействие на почву большинства современных ходовых систем приводит к увеличению плотности, значительно выше оптимальной, необходимой для развития и высокой продуктивности сельскохозяй- ственных культур. Урожай сельскохо- зяйственных культур на уплотненных ходовыми системами участках значи- Плотность, кг/м3 Оптимальная для культур Почва и ее механический состав Равновесная зерновых пропашных Дерново-подзолистая: – песчаная связная – супесчаная – суглинистая 1,5·103–1,6·103 1,3·103–1,4·103 1,35·103–1,5·103 – 1,2·103–1,35·103 1,1·103–1,3·103 1,4·103–1,5·103 1,1·103–1,45·103 1,0·103–1,2·103 Дерново-карбонатная суглинистая 1,4·10 3–1,5·103 1,1·103–1,25·103 1,0·103–1,2·103 Дерново-глеевая суглинистая 1,4·103 1,2·103–1,4·103 – Луговая пойменная суглинистая 1,15·103–1,2·103 – 1,0·103–1,2·103 Болотная (степень разложения торфа 35–40 %) 0,17·10 3–0,18·103 – 0,23·103–0,25·103 Серая лесная тяжелосуглинистая 1,4·103 1,15·103–1,25·103 1,0·103–1,2·103 Чернозем суглинистый 1,0·103–1,3·103 1,2·103–1,3·103 1,0·103–1,3·103 Каштановая суглинистая 1,2·103–1,45·103 1,1·103–1,3·103 1,0·103–1,3·103 Серозем суглинистый 1,5·103–1,6·103 – 1,2·103–1,4·103 Вестник Белорусско-Российского университета. 2008. № 4 (21) __________________________________________________________________________________________ Транспорт 37 тельно снижается. Происходит не- производительная трата энергии сначала на переуплотнение, а затем на перепахи- вание уплотненной почвы, увеличивается сила сопротивления качению, повреждае- мость растительности, усиливается по- верхностный сток. Впервые понятие «агротехническая проходимость» для оценки ходовой сис- темы трактора с позиций уплотняющего воздействия на почву, ее плодородия и урожайности было введено профессором A. M. Кононовым [5]. При этом было ус- тановлено влияние ходовых систем на уп- лотнение почвы и в конечном итоге на урожайность. Чрезмерное уплотнение почвы приводит к изменению структуры почвы. Происходит образование глыб, ухудшение водного и воздушного балан- сов почвы, что отрицательно влияет на рост и развитие растений. Снижение уро- жая происходит не только вследствие ухудшения физического строения пахот- ного слоя, но и в результате повреждения всходов зерновых при проходе машинно- тракторного агрегата. Уплотнение почвы приводит к увеличению засоренности по- сева сорняками. Так, за 4 года количество сорняков при двукратном воздействии трактором ДТ–75 увеличилось в 2 раза, а при четырех- и шестикратном воздейст- вии – в 2,5 и в 3,1 раза соответственно. При многократных проходах тяжелыми тракторами количество сорняков возрас- тает в 2–3 раза. Установлено также, что чем больше проходов, тем хуже рост яровой пшеницы. Согласно исследованиям [6], наибольшее уплотняющее воздействие на почву оказывает трактор К–700. В переуп- лотненных почвах возникает явление про- странственной «тесноты», что приводит к ухудшению развития растений. Для под- держания высокого уровня плодородия многих типов почв не следует допускать их переуплотнения, то есть плотность почвы должна быть в пределах 1250–1350 кг/м3. Отрицательный эффект уплотняюще- го воздействия на почву движителей отме- чается и зарубежными исследователями. Так, например, в условиях Республики Ку- ба плотность почвы в слое 0–0,2 м после прохода по ней сельскохозяйственной техники существенно превосходит кри- тическую плотность для нормального развития корней растений сахарного тростника. Таким образом, проблема пере- уплотнения почвы ходовыми системами стала реальным препятствием на пути к получению высоких урожаев в различ- ных почвенно-климатических условиях. Для оценки уплотняющего воз- действия ходовых систем на почву ис- пользуется три показателя. Наиболее распространенным является среднее давление qср. Величину qср просто опре- делить, и этот показатель используется для оценки допустимого воздействия ходовых систем. Также для оценки уп- лотняющего воздействия рекомендуется максимальное (фактическое) давление движителей на почву qmax. Величина qmax определяется либо эксперимен- тально, либо расчетным путем. Профес- сор А. М. Кононов [5] предлагает огра- ничить максимальное давление движи- телей на увлажненно-суглинистой поч- ве, подготовленной под посев, следую- щими пределами: на почве повышенной влажности (при абсолютной влажности 25–30 %) qmax ≤ 0,075 МПа; на спелой (влажность 17–20 %) qmax ≤ 0,125 МПа; на сухой почве (влажность 8–12 %) qmax ≤ 0,15 МПа. Такие же значения qmax рекомендует ВИМ [7]. На основании анализа влияния qср и qmax на уплотнение почвы и урожай- ность, а также в результате эксперимен- тально-теоретических исследований М. И. Ляско [8] для оценки уплотняю- щего воздействия ввел показатель U, кН/м. В качестве выходного параметра при этом принимается плотность почвы, которая является одной из основных аг- рофизических характеристик почвы, определяющих ее плодородие. Исполь- зование показателя U для оценки уп- лотняющего воздействия позволяет учесть форму и размеры деформатора. Применимость показателя U в качестве Вестник Белорусско-Российского университета. 2008. № 4 (21) __________________________________________________________________________________________ Транспорт 38 критерия оценки уплотняющего воздейст- вия ходовых систем на почву подтвер- ждена рядом исследователей. Значения U определяются по формуле )lg1(max NbqU v χω += , (1) где ω – коэффициент, зависящий от раз- мера и формы опорной поверхности дви- жителя; b – ширина движителя; χ – коэф- фициент интенсивности накопления необ- ратимой деформации почвы при повтор- ных нагружениях; lg N – десятичный ло- гарифм числа повторных проходов дви- жителя по одному следу. Ограничительным условием опти- мального функционирования системы «движитель–почва» является условие U ≤ [U] = 75 кН/м, которое определяет зону допустимого воздействия движите- лей сельскохозяйственных тракторов на почву. В ОАО «НАМИ–Сервис» была раз- работана методика оценки разрушающего воздействия на грунт полноприводного автомобиля [9]. Согласно этой методике, воздействие на грунт оценивается безраз- мерным показателем Кпчв, изменяющимся в пределах от 0 до 1, причем меньшее зна- чение соответствует меньшему разру- шающему воздействию. Коэффициент за- висит от размеров шины, параметров грунта и глубины колеи. Методика была апробирована на макетном образце авто- мобиля-самосвала на основе шасси БАЗ- 6909 полной массой 38,8 т. Пути снижения давления на почву В настоящее время существует ряд способов, позволяющих повысить тягово- сцепные свойства и снизить величину давления, оказываемого движителем на опорную поверхность: – применение гусеничных тракторов; – применение арочных или широко- профильных шин низкого давления; – рациональный подбор типораз- мера шин; – увеличение размеров шин; – применение пневмогусениц; – уменьшение высоты почвоза- цепов; – уменьшение числа слоев шины; – применение тандем-колес; – сдваивание колес; – регулирование давления воздуха в шинах; – оборудование сельскохозяйст- венных машин металлическими гусени- цами и ряд других способов. По сравнению с колесными гусе- ничные тракторы развивают большую силу тяги и создают меньшее среднее давление на почву, что снижает уплот- няющее воздействие и позволяет ис- пользовать их на полях на одну–две не- дели дольше, увеличивая период роста растений. Однако возможность исполь- зования гусеничной техники на транс- портных работах ограничена. К тому же велики затраты на эксплуатацию и ре- монт ввиду малого ресурса и высокой стоимости гусеничного движителя. Применение широкопрофильных шин и пневмокатков во многом решает проблему переуплотнения почвы, одна- ко такие движители имеют ряд недос- татков, поскольку их конструкция в большинстве случаев не обеспечивает транспортному средству необходимые тяговые качества. Они имеют довольно высокую тангенциальную податливость и в процессе движения подвергаются значительному скручиванию. Кроме то- го, широкопрофильные шины и пнев- мокатки имеют высокую стоимость и меньший ресурс, особенно при движе- нии по дорогам с усовершенствованным покрытием, что снижает универсаль- ность трактора и увеличивает эксплуа- тационные расходы. Рациональный подбор типоразме- ра шин – эффективный способ повы- шения тягово-сцепных свойств тракто- ра, однако его возможности ограниче- ны необходимостью вписываться в ме- ждурядья пропашных культур. Необ- ходимость обеспечения достаточных защитных зон налагает ограничение на размеры шин. Возрастает необходи- Вестник Белорусско-Российского университета. 2008. № 4 (21) __________________________________________________________________________________________ Транспорт 39 мость наличия в комплекте нескольких типоразмеров колес, что увеличивает стоимость машинно-тракторного агрега- та. К тому же исследования, проведенные в разных странах, показали, что увеличе- ние размеров шины не всегда благопри- ятно влияет на снижение величины дав- лений в контакте. Уменьшение высоты почвозацепов позволяет уменьшить максимальную глу- бину колеи и снизить максимальное дав- ление, но сильно снижает тяговые качест- ва, поскольку доля силы тяги от среза и сдвига почвы почвозацепами является преобладающей. Уменьшение числа слоев шины сни- жает ее радиальную жесткость и увеличи- вает площадь пятна контакта, однако при этом значительно снижается срок службы шины и увеличивается сопротивление ка- чению. Данное направление перспективно в случае применения новых материалов, позволяющих компенсировать эти недос- татки при незначительном изменении конструкции. При применении тандем-колес мно- гократно повторяющиеся воздействия ко- лес на почву за счет последовательного прохода передних и задних по одному и тому же следу приводят к дополнитель- ному уплотнению, причем возникающие при этом напряжения распространяются на значительную глубину подпахотного слоя. К тому же почвозацепы заднего ко- леса не всегда попадают в следы почвоза- цепов переднего и сопротивление его ка- чения увеличивается за счет разрушения и уплотнения следов заднего. К тому же сильно усложняется конструкция трактора за счет наличия механизмов привода до- полнительных колес или изменения числа ведущих мостов. Одним из простых и эффективных способов улучшения тягово-сцепных свойств колесных универсально-пропаш- ных тракторов является сдваивание колес. Этот способ не требует существенных из- менений конструкции, отпадает необхо- димость наличия нескольких комплектов колес разных типоразмеров, монтаж- демонтаж производится с помощью стандартного комплекта инструментов. При применении сдвоенных колес уменьшается глубина колеи. Так, на- пример, согласно [10] для сдвоенного колеса 12–38" с давлением в шине Pw = 80 кПа по стерне суглинка нормаль- ной влажности при нормальной нагрузке G = 12000 Н при глубине колеи умень- шается с 0,072 до 0,051 м по сравнению с одиночным, т. е. на 41 %, сопротивле- ние движению с 1750 до 1320 Н, т. е. на 37 %. Уменьшение давления на грунт положительно влияет на изменение фи- зико-механических свойств почвы. Од- нако значительного прироста макси- мальной тяговой мощности при этом не происходит. Отмечается ее прирост на низких скоростях и падение на высоких. В области высоких скоростей с незна- чительным буксованием из-за повыше- ния потерь на перекатывание происхо- дит снижение тяговой мощности. В зоне низких скоростей, т. е. повышенного буксования при обычной комплектации трактора, отмечается прирост как тяго- вого усилия, так и тяговой мощности, хотя общего увеличения тяговой мощ- ности в зоне максимального тягового КПД не происходит [2]. При применении сдвоенных колес также по иному происходит их взаимо- действие с почвой по сравнению с оди- нарными. Между ними образуется клин почвы за счет выдавливания и возника- ют дополнительные силы трения боко- вин шин о грунт. Согласно [10] опти- мальное расстояние между боковинами: ϕ ε hfq b p 2 0 = , (2) где εp – коэффициент бокового распора; f – коэффициент трения резины о почву; φ – коэффициент сцепления. Таким образом, оптимальное рас- стояние между шинами должно менять- ся в зависимости от свойств грунта. При сдваивании шин имеется так- же и ряд других негативных явлений, в Вестник Белорусско-Российского университета. 2008. № 4 (21) __________________________________________________________________________________________ Транспорт 40 частности, повышенное сопротивление повороту. Рассмотренная проблема ма- невренности трактора приобретает осо- бенное значение при увеличении мощно- сти и габаритов, поскольку неминуемо увеличивается минимально возможный радиус поворота и, соответственно, пло- щадь зоны, необходимой для разворота. При небольших площадях полей, харак- терных для Беларуси, велика доля време- ни, затрачиваемого на выполнение вспо- могательных операций (например, разво- рот в конце гона). На них уходит до 40 % всего рабочего времени. К тому же в зоне разворота уплотняется почва за счет мно- гократных проходов, тем самым снижает- ся урожайность. Величина давления в контакте пнев- матической шины с деформирующейся опорной поверхностью, в основном, зави- сит от величины давления воздуха в шине и составляет приблизительно 125 % от нее. Превышение величины контактного давления по отношению к давлению воз- духа в шине объясняется влиянием жест- кости оболочки. Таким образом, одним из наиболее эффективных и доступных средств снижения величины давления на почву является автоматическое регулиро- вание давления воздуха в шинах на ходу в пределах их допустимой деформации. Поддержание оптимальной деформации шины независимо от нагрузки на колесо способствует более равномерному рас- пределению давления на почву, снижает величину максимального давления, а сле- довательно, и глубину погружения колеса в почву. Установка системы центральной накачки шин (ЦНШ) особенно эффектив- на на машины, оснащенные крупногаба- ритными шинами, площадь контакта ко- торых, в значительной степени зависит от давления воздуха в них. Установка систе- мы ЦНШ незначительно увеличивает вес машины и ее стоимость. Значительная ра- диальная эластичность шин и большой объем воздуха позволяет отказаться от упругих элементов подвески. Описание процесса взаимодействия движителя с опорной поверхностью Решение вопроса усовершенство- вания трактора с учетом обеспечения допустимого воздействия на почву свя- зано с исследованием процесса взаимо- действия движителя с опорной поверх- ностью. Взаимодействию колеса с опорной поверхностью посвящены ра- боты отечественных и зарубежных ав- торов. При решении вопросов взаимо- действия пневматического колеса с де- формируемой опорной поверхностью необходимо проведение глубокого ис- следования ее напряженно-деформиро- ванного состояния. В [11, 12] почва рассматривается как среда, при взаимодействии с кото- рой реализуется сила тяги движителем. A. M. Кононов и другие авторы указы- вают, что при проектировании сельско- хозяйственных машин необходимо учи- тывать и агробиологию. Кроме того, тя- говые испытания дают только конечный результат, между тем раскрытие меха- низма внутренних процессов, происхо- дящих в деформируемом массиве, имеет большое значение. В экспериментально-теоретичес- ких исследованиях взаимодействия эла- стичных колес с деформирующимися опорными поверхностями можно выде- лить следующие направления: опреде- ление эпюр напряжений в контакте, их интегрирование и приравнивание силам, приложенным к оси колеса. Второй подход основан на рассмотрении харак- терных зон поверхности контакта, па- раметры которых аналитически выра- жаются через деформацию шины и грунта. Для описания распределения нагрузки в остальных зонах контакта применяют известные математические выражения, дающие результаты, доста- точно близкие к экспериментальным. С использованием этих выражений со- ставляют уравнения равновесия реакции грунта и сил, приложенных к оси коле- са. Такой подход позволяет упростить Вестник Белорусско-Российского университета. 2008. № 4 (21) __________________________________________________________________________________________ Транспорт 41 методы расчета, но снижает возможности для проведения глубокого анализа. Анализ имеющихся литературных источников указывает на чрезвычайно сложный характер явлений при взаимо- действии движителей с почвогрунтами и позволяет сделать следующие выводы. 1. При кратковременном приложении небольших по величине нагрузок к почвог- рунту упругие свойства его проявляются ярче, чем при длительном действии высо- ких нагрузок. Поэтому при исследовании процессов взаимодействия крупногабарит- ных пневматических движителей быстро- ходных сельскохозяйственных машин, ока- зывающих низкое давление на почву, воз- можно применение методов теории упру- гости в точной постановке. 2. Существующие теории взаимодей- ствия пневматических движителей с де- формирующейся опорной поверхностью являются частными случаями, применяе- мыми для отдельных типов движителей ка- ждая. В связи с этим важной задачей явля- ется разработка общей теории, позволяю- щей рассматривать процесс взаимодействия пневматического движителя любой конст- рукции, в том числе сдвоенного колеса. 3. Принятие формы поверхности контакта пневматического колеса грун- том, а также законов распределения на- пряжения и другие допущения позволяют значительно упростить решение задачи взаимодействия, однако при этом снижа- ется точность. Поэтому вышеназванные параметры следует получать расчетным путем исходя из условий взаимодействия. 4. Представление почвогрунтовой залежи в виде нескольких слоев в предпо- ложении постоянства модуля упругости первого рода для каждого из них позволя- ет более точно учесть естественное сло- жение почвогрунтового основания. Заключение С учетом климатических, агротехни- ческих, экономических и других условий эксплуатации самым рациональным из рассмотренных методов представляется применение колесных тракторов со сдвоенными колесами. Сдваивание ко- лес не снижает универсальности техни- ки и мало усложняет конструкцию, по- скольку требует лишь дополнение трак- тора устройством крепления колес. В связи с этим удорожание конструкции происходит, в основном, за счет допол- нительного комплекта колес. Возмож- ность монтажа-демонтажа дополни- тельных колес обеспечивает приспособ- ляемость к условиям движения и требо- ваниям агротехнической проходимости. Снижается давление на почву и глубину колеи, появляется возможность увели- чения сцепного веса и использования мощности двигателя. Однако для ус- пешного применения метода необходи- мо преодоление свойственных ему не- достатков. Требуется обосновать выбор и применение шин определенного типо- размера, расстояния между ними с уче- том воздействия на почву, маневренно- сти, тягово-сцепных показателей. Во- прос повышения эксплуатационных ка- честв сельскохозяйственных машин связан, в первую очередь, с исследова- нием процесса взаимодействия движи- теля с опорной поверхностью, влиянием его размеров, давления воздуха в шинах и нагрузок на характер распределения давления, сопротивление движению и глубину колеи. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Ким, Ю. А. Повышение эксплуатаци- онных качеств самоходных машин для внесения удобрений путем регулирования давления в шинах колес (на примере МВУ–30) : автореф. дис. … канд. техн. наук. – Минск : 1986. – 16 с. 2. Тяговые характеристики сельскохозяй- ственных тракторов. Альбом-справочник / А. П. Антонов [и др.]. – М. : Россельхозиздат, 1979. – 240 с. 3. Кравченко, В. И. Некоторые вопросы прогнозирования уплотнения почв машинами / В. И. Кравченко // Тр. Почвенного ин-та им. В. В. Докучаева. Влияние сельскохозяйственной техники на почву. – М., 1981. – С. 10–13. 4. Кравченко, В. И. Методы определения степени уплотнения почвы машинами / В. И. Кравченко // Механизация и электрификация Вестник Белорусско-Российского университета. 2008. № 4 (21) __________________________________________________________________________________________ Транспорт 42 сельского хозяйства. – 1977. – № 5. – С. 26–28. 5. Кононов, А. М. Исследование реализа- ции тягово-сцепных качеств и агротехнической проходимости колесных тракторов на суглинистых почвах Белоруссии: автореф. дис. ... д-ра техн. на- ук. – Горки : 1974. – 41 с. 6. Деформация дерново-подзолистой почвы ходовыми системами тракторов и урожай / А. И. Пупонин [и др.] // Земледелие. – 1981. – № 3. – С. 22–24. 7. Воздействие движителей тракторов на почву и ее плодородие / В. А. Русанов [и др.] // Механизация и электрификация сельского хозяй- ства. – 1983. – № 5. – С. 3–8. 8 Ляско, М. И. Уплотняющее воздействие сельскохозяйственных тракторов и машин на поч- ву и методы его оценки / М. И. Ляско // Тракторы и сельхозмашины. – 1982. – № 10. – С. 7–11. 9. Шухман, С. Б. Гидрообъемный привод большегрузных полноприводных автомобилей для эксплуатации на грунтах с низкой несущей способностью / С. Б. Шухман, А. В. Лепешкин, Р. Х. Курмаев // Приводная техника. – 2007. – № 6. – С. 36–42. 10. Ксеневич, И. П. Проектирование универсально-пропашных тракторов / И. П. Ксе- невич, А. С. Солонский, С. М. Войчинский. – Минск : Наука и техника, 1980. – 320 с. 11. Кнороз, В. И. Работа автомобильных шин / В. И. Кнороз. – М. : Агропромиздат, 1957. – 191 с. 12. Кункевич, П. А. Изыскание и иссле- дование путей повышения эксплуатационных показателей колесных тракторных агрегатов при использовании их на старопахотных торфяных почвах : автореф. дис. … канд. техн. наук. – Минск : 1972. – 21 с. Белорусский национальный технический университет Материал поступил 05.03.2008 Yu. A. Kim, P. V. Zelyony, I. V. Franskevitch The influence of wheeled mover design factors on the change of physical and mechanical properties of soil and tractor propulsion qualities This paper is devoted to the effect of wheeled tractor running systems on soil and the algorithm describ- ing the process of interaction of the mover with the supporting surface. The influence of the sealing effect of running systems and the ways of its lowering are described in the paper.