Ъ 2 9 Э Министерство образования Республики Беларусь БЕЛОРУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра «Детали машин, подъемно-транспортные машины и механизмы» В.Д. Василёнок Н.Н. Розанова И.М. Комяк ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ МАШИН И ПРИБОРОВ Учебно-методическое пособие по решению задач Ч а с т ь 2 Мс 'Мдв \J М и н с к 2 0 0 8 Министерство образования Республики Беларусь БЕЛОРУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНРТЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра «Детали машин, подъемно-транспортные машины и механизмы» В.Д. Василёнок Н.Н. Розанова И.М. Комяк ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ МАШИН И ПРИБОРОВ Учебно-методическое пособие по решению задач В 2 ч а с т я х Ч а с т ь 2 ТЕОРИЯ МЕХАНИЗМОВ, МАШИН И ПРИБОРОВ Под редакцией д-ра техн. наук, профессора А.Т. Скойбеды Рекомендовано учебно-лгетодическим объединением высших учебных заведений Республики Беларусь по образованию в области машиностроительного оборудования и технологий для студентов немашиностроительных специальностей учреждений, М и н с к 2 0 0 8 G ^ O . I УДК 621.01 (076.2) (Of±S) Рецензенты: профессор БГУиР В.М. Сурин; доцент А.Н. Шинкевич Василёнок, В.Д. В 19 Основы проектирования машин и приборов: учебно-методиче- ское пособие по решению задач. В 2 ч. Ч. 2. Теория механизмов, машин и приборов / В.Д. Василёнок, Н.Н. Розанова, И.М. Комяк; под ре,ц. А.Т. Скойбеды. - Минск: БИТУ, 2008. - 48 с. ISBN 978-985-479-716-8 (Ч. 2). Пособие содержит основные теоретические предпосылки, необхо- димые для решения некоторых задач по разделу «Теория механизмов, машин и приборов» дисциплин «Прикладная механика», «Основы проектирования машин». В издание включены подробные решения типовых задач. Оно предназначено для студентов заочного факульте- та, выполняющих домашние контрольные работы по дисциплинам «Основы проектирования машин и приборов», «Прикладная механи- ка» и «Механика», а также рекомендуется студентам дневных отделе- ний, изучающих дисциплины «Прикладная механика», «Механика» и «Основы проектирования машин». Часть 1 «Механика материалов», авторы Н.Н. Розанова, И.М. Ко- мяк, В.И. Шпилевский, В.Д. Василёнок, издана в БИТУ в 2008 г. УДК 621.01. (076.2) (075.8) Б Б К 3 4 . 4 1 я 7 ISBN 978-985-479-716-8 (Ч. 2) © Василёнок В.Д., Розанова Н.Н.. ISBN 978-985-479-717-5 Комяк И.М., 2008 © БНТУ. 2008' 1. КИНЕМАТИКА ЗУБЧАТЫХ МЕХАНИЗМОВ 1.1. Кинематика зубчатых механизмов с неподвижными осями Основным кинематическим параметром зубчатого механизма является передаточное отношение. Передаточным отношением in называется отношение угловой скорости звена 7 (coi) к угловой скорости звена 2 (сог) (рис. 1.1): /12 = Ю') а) -Oi Рис. 1.1 о, б) •О, ®2 • 1 Очевидно, ЧТО i 2 \ = или ^21" — ®1 42 Если fOj = const и 0)2 = const, «1 . «2 то /12 - — и /21 = — «2 «1 где «1 и «2 - частота вращения, мин", звена ] и звена 2. Для механизмов с параллельными осями передаточное отноше- ние считается положительным при одинаковом направлении }тло- вых скоростей и отрицательным - при противоположном. 3 Для цилиндрической передачи знак «плюс» соответствует внут- реннему зацеплению (см. рис. 1.1,6), а «минус» - внешнему (см. рис. 1.1, а). Передаточное отношение можно представить в виде hi - — —±— ю- 'Ю1 Многоступенчатый зубчатый механизм можно образовать по- следовательным соединением колес (рис. 1.2), при котором враще- ние от ведущего вала Oi передается ведомому валу О4 через проме- жуточные валы О2 и Оз, на каждом из которых помещено по два колеса: 2 и 2', 3 я 3'. Колеса 2 и 2' жестко соединены с валом О2 и имеют общую угловую скорость Юг; аналогично колеса 3 я 3' также жестко соединены с валом (9з и имеют общую угловую скорость юз. X 3 V Л 3 . / • / ох о, • Т Ov ч • " 4 т ^^гпттг ^ • / i о, ' 10. + 4 - т •ттт- 0^ Рис. 1.2. Последовательное соединение колес На одной проекции (см. рис. 1.2) направление угловых скоростей показано круговыми стрелками, а на второй - прямыми. При последовательном ступенчатом соединении колес переда- точное отношение равно произведению передаточных отношений промежуточных зацеплений: 4 7 ~j 7 7 - С ч / ч / Л _ 1^4 - hi • - ( ) • С ) • ( ) ~ Zy В данном случае имеем трехступенчатую передачу. В общем случае передаточное отношение (1.1) где к - число внешних зацеплений. При простом последовательном соединении зубчатых колес (рис. 1.3) величина общего передаточного отношения не зависит от количества промежуточных (паразитных) колес: Zj Z2 Z3 Zj / 0. i r - ^ o^gi ! Oi ! - t • ' t , , OJ /ттг У' Рис. 1.3. Последовательное соединение зубчатых колес в общем случае (1.2) где к - число внешних зацеплений. «Паразитные» колеса могут изменить знак передаточного отно- шения, например, при внешнем зацеплении (см. рис. 1.3) каждое четное колесо (2 и 4) враш,ается в сторону, противоположную вра- щению входного колеса 1, а каждое нечетное колесо 3 - в сторону вращения входного колеса 1. На рис. 1.4 показано последовательное соединение, состоящее из трех колес: 1, «паразитное» 2 и выходное 3 с внутренним зацепле- нием. Передаточное отношение '13 • Zi Шз СОз / , i [02 \ ^ ' / \ у Рис. 1.4, Последовательное соединение трех колес Передаточное отношение червячной передачи равно отношению числа зубьев колеса к числу витков червяка: Z2 /,2 , «2 ©2 где «1 и «2 - частота вращения червяка и колеса мин"^; Z2 - число зубьев червячного колеса; Zj - число витков червяка. Механизм, изображенный на рис. 1.5, состоит из пары цилинд- рических колес 7 и 2, пары конических колес 2, 3 и червячной пары 3 и 4, где звено 5 - червяк, а. 4 - червячное колесо. Общее переда- точное отношение для этого механизма • _ • . . _ '14 - hi 'h3 'Ьч Z, Z2. 23. где Z4 - число зубьев червячного колеса, а гз - число витков червяка. . 2' 2 т \ ГТТ7ТТ Oi 02 Оз 0= ь ф Рис. 1.5. Пример механизма с различными видами передач Знак для общего передаточного отношения можно поставить лишь для того случая, когда входной и выходной валы вращаются относительно осей, параллельных друг другу. 7 1.2. Кинематика механизмов с подвижными осями Зубчатая передача, у которой геометрическая ось хотя бы одного из колес подвижна, называется планетарной. Различные планетар- ные механизмы можно представить в виде трех типов передач. 1. Простые планетарные передачи, обладающие одной степенью подвижности, у которых одно из основных звеньев закреплено не- подвижно (рис. 1.6, закреплено звено 3). Такие механизмы служат для последовательной передачи потока мощности. O l 3 / / / / / В L 0 2 Л7777 / У ч н 777777" -Он _ г Рис. 1.6. Планетарный механизм 2. Дифференциальные передачи, обладающие двумя степенями подвижности, у которых все основные звенья подвижны (рис. 1.7). Эти передачи позволяют суммировать два или несколько потоков мощности, поступающих от независимых источников, либо распре- делять их по независимым потребителям. V О 13 лит j r • О,. Рис. 1.7. Дифференциальная передача 3. Замкнутые дифференциальные передачи, получаемые из диф- ференциальных передач путем замыкания двух основных звеньев (центрального колеса и водила) простой передачей, состоящей из колес 1, 2, 3 (рис, 1.8). Такие передачи позволяют получить боль- шие передаточные отношения при малых габаритах. - - -zA 2 1 тттпг t -Н \ / S тттг . 1 . , 5 Рис. 1.8. Планетарный механизм Рассмотрим механизм, изображенный на рис 1.7. Определим число степеней подвижности. Если п = ^ - число звеньев, />5 = 4 и = 2 - число кинематических пар 5-го и 4-го класса: W = 3 - 4 - 2 - 4 - 2 = 2 , т.е. определенность в движении звеньев у этого механизма будет в том случае, если законы движения будут заданы по двум звеньям. Основными звеньями механизмов с подвижными осями являют- ся водило (Я) и соосные с ним колеса (7 и 3). В данном случае все основные звенья подвижные. Оба эти признака {W> \ и подвижные основные звенья) определяют дифференциальный механизм. Определим степень подвижности для механизма, изображенного на рис. 1.6: W = Ъ-Ъ-2-Ъ-2 = \. У этого механизма колесо 3 (основное звено) неподвижно vlW= Оба признака определяют планетарный механизм. В механизмах замкнутых дифференциаюв все основные звенья подвижные, но число степеней подвижности равно единице {W = 1). Таким обра- зом, только по совокупности двух признаков механизмы с подвиж- ными осями можно отнести к тому или иному типу. Формулы (1.1), (1.2) для определения передаточного отношения планетарных и дифференциальных механизмов использовать нель- зя, т.к. сателлит участвует в сложном двиисеиии, состоящем из вра- щения вокруг оси О2 и вращения вместе с водилом Н вокруг оси Он (см. рис. 1.6, 1.7). Для вывода зависимостей, связывающих угловые скорости ме- ханизмов, имеющих подвижные оси, воспользуемся методом обра- щения движения. Допустим, что в действительном движении звенья механизма (см. рис. 1.7) имеют угловые скорости соь сог, ®з и со^^.Сообщим всем звеньям скорость, равную угловой скорости водила, но проти- воположно ей направленную, т.е. минус cOf/^ B этом случае угловые скорости звеньев будут соответственно: н н 0)1 Ю2 =С02~®Я' гг тт С03 =соз -со / / , н Так как водило Н стало неподвижным (co^^ = 0), то мы получи- ли «обращенный механизм» с неподвижными осями. Для этого ме- ханизма справедлива зависимость '13 -—JT' Юз где /]з - передаточное отношение «обращенного механизма», ко- торое можно определить через числа зубьев колес: •Я 10 в правую часть предыдущей зависимости подсгавим значение относительных скоростей: (1 .3) Ю^ « з - Ю я Полученное уравнение называется формулой Виллиса для диф- ференциальных механизмов. Левая часть, как показано выше, может быть выражена через числа зубьев колес. Определенность в реше- нии правой части будет иметь место, когда будут известны скоро- сти двух ведущих звеньев. Установим, какой вид имеет формула Виллиса для планетарного механизма, изображенного на рис. 1.6. У этого механизма колесо 3 жестко соединено со стойкой (затормо- жено), т.е. соз = 0. Таким образом, имеем Я _ ю, - Ю я _ , '13 - т ; ^ -^-Чн- О - с о я Юя Откуда / 1 Я = 1 - / п . (1.4) Полученную зависимость называют формулой Виллиса для пла- нетарных механизмов, а передаточное отношение г^я ~ планетар- ным передаточным отношением. н Как и для дифференциальных механизмов, /13 определяется че- рез числа зубьев колес. В общем случае н Чн = 1 - hd ' тт где ij^i - передаточное отношение от звена к к звену I (/ - соответ- ствует неподвилшому центральному колесу). Достоинством планетарных механизмов является возможность получения больших передаточных отношений при малых габаритах. 11 2 т 02 тттг И 0з,н Рис. 1.9. Планетарный механизм П р и м е р 1.1. Определить переда- точное отношение im планетарного ме- ханизма (рис. 1.9), если Zi = 100, Z2 = 99, Z2 =100,Z3 = 101. Р е ш е н и е Это одноступенчатый планетарный редуктор. Используя формулу (1.4)^ за- пишем : 'Я1 = 1 Чн l-i -•я 13 1 - 99 101 100-100 = 10000. 1 - П р и м е р 1.2. В зубчатой передаче, показанной на рис. 1.10, входное коническое колесо 1 в данный момент имеет угловую ско- рость coi = 340 c"^ и постоянное угловое ускорение Si = 285 с"^ , на- правленное по движению. Z] = Z2 = 18; Z2 = 24 = 18; Z3 = zs = 30; z'^ = = Z5 =22;Z4 = Z6 = 70. V (0,, Er 2 У n 4: •74 N / C* H t_ Ш,Б7 Рис. 1.10. Одноступенчатый планетарный редуктор 12 Принять средний модуль конического колеса /и^ = 2 мм, ширину колеса b = 2Q мм, плотность р = 8000 кг/м^, смещение центра масс (точкам, рис. 1.11) е = 2мм. Определить: 1) передаточное отношение между входным и выходным звень- ями и направление врашения; 2) угловую скорость и угловое ускорение выходного звена, их направление показать на схеме передачи; 3) время, в течение которого угловая скорость увеличивается в 2 раза; 4) величину и направление силы инерции и момента пары сил инерции звена 1 в начале и в конце найденного в предшествующем п ^ т т е промежутка времени, сравнить силу инерции с силой тяже- сти и показать чертежом направления вращения, ускорения и инер- ционных нагрузок; 5) общий коэффициент полезного действия передачи. Р е ш е н и е 1. Определение передаточного отношения механизма. hi -Чн - — - • ®7 « я Выделим из механизма ступень с неподвижными осями, состоя- щую из колес zi, zj, z'2, Z3, Z3, Z4, и планетарную ступень, состоя- щую из колес Z4, Z5, Z5, Zfj и водила Я (7): а) для ступени с неподвижными осями /14 = /j2 ' Н'У ' h'A • колес 1 тл4 непараллельны, поэтому знак передаточного отношения не определяем, а покажем направления вращения колес неподвиж- ной ступени в соответствии с правилом стрелок: ©4 Z2. Z3. 18-18-22 13 б) чтобы определить передаточное отношение планетарной сту- пени, используем формулу Виллиса. Остановим водило Я (7), используя зависимость (1.3), получим Z41 zy 18-22 Колесо 6 неподвижно (соб = 0); используя зависимость (1.4), по- лучим W = =1 + 5,303 = 6,303; в) передаточное отношение всего механизма '17 = ' ш = h i • Ч'Я = 5,303 • 6,303 = 33,43 . Передаточное отношение планетарной ступени // > 0. Следо- вательно, водило Я (7) вращается в ту же сторону, что и колесо 4. Покажем направление угловой скорости cov и углового ускоре- ния еу на чертеже стрелками. Поскольку Б > О - вращение ускоренное. 2. Угловая скорость и угловое ускорение ведомого звена 7 по модулю: ®7 /17 33,43 s? 17 33,43 3. Определение времени, в течение которого угловая скорость увеличится вдвое; co'i = fflj -bs-r ' . 14 Для ускоренного вращения ш'] = СО] + Sj • Г'. Отсюда Sj Б] £] 285 4. Для расчета момента инерции Joi коническое колесо со сред- ним модулем Mm = 2 мм, zi = 18 заменим цилиндром с диаметром, равным среднему делительному диаметру г. = ^mh = 2 • 18 = 36 MM = 0,036 м . С учетом сказанного масса определяется по формуле mj = pv = р- ndl 4 ^bi=8000 ЗЛ4-0,036^ 0,02 = 0,163 кг. где р - плотность, р = 8000 кг/м^ (по условию); 1 2 1 ^ = - 0 , 1 6 3 - 0,036 , 2 ; = 2,64-10"^ КГ-м^ Вес колеса G i = m i g = 0,163-9,8 = 1 , 6 H . Смещение центра масс (точки А) (рис. 1.11) ^ = 2 мм = 0,002 м. г ин А O i (TR:,^ ., F UH FuH g J а . Рис. 1.11 .Смещение центра масс Нормальная составляющая силы инер- ции 15 Нормальное ускорение точки А a^ J =(ofe = 340^-0,002 = 231,2 =0,163-231,2 = 37,7 Н . Касательное ускорение точки А и касательная составляющая си- лы инерции 2 5 8 ' 0 , 0 0 2 - 0 , 5 7 Кн = Щ^А = 0,163 • 0,57 = 0,093 Н . Определим полное ускорение точки А, силу инерции и направ- ление силы инерции: = + (0,57f = 2 3 1 , 2 - ; с + = V 3 7 , 7 4 0,0932 = 3 7 , 7 Н ; pt n лот С 37,7 В практических расчетах составляющей F^^ как малой величи- ной можно пренебречь и считать, что F^^ = F^^ = 37,7 Н . Сравним силу тяжести и силу инерции: И^Н ^ 37,7 G 1,6 = 23,6. Силой веса по сравнению с силой инерции при практических расчетах также можно пренебречь. 16 Момент сил инерции М ^ = J O I S = 2 , 6 4 • 1 0 " ^ • 2 8 5 = 0 , 0 0 7 5 2 Н • М . Покажем направление всех векторных величин на чертеже. 5. Определение общего ЮПД механизма Л = "H/t" Лц" Лпл • Здесь 0,95 - КПД конической пары с учетом потерь в подшипниках; г|ц = 0,96 - КПД цилиндрической пары (2 пары по условию); Лпл ~ - КПД планетарной передачи. Л = 0 , 9 5 - 0 , 9 6 ^ - 0 , 9 6 = 0 , 8 4 . П Р И М Е Р 1 . 3 . Схема замкнутого дифференциального механизма дана на рис. 1.12. Определить передаточное отношение. I 2/ 1 - 3' "21 П -•4 •+777777 Рис. 1.12. Замкнутый дифференциальный механизм Числовые данные: Z i = 1 3 ; Z 2 = 3 0 ; coi =180 с " ' . Р е ш е н и е Определяем недостающие числа зубьев колес: а) Z21 = Z5 — Zj - 13 ; б) Z4 = Z2 = 30. Числа зубьев Z3 и Zy колес 3 и 3' находим из условий соос- ности: 17 Z3 = Z i + Z 2 + Z2. =13 + 30 + 13 = 56. Z3,=Z5 + 2-Z4 =13 + 2 -30 = 73. Замкнуто-дифференциальный механизм разделим плоскостью I-I на дифференциальную ступень I, 2, 2', i , Я и замыкающую цепь 5,4,5'. При этом угловая скорость водила Н равна угловой скоро- сти колеса 5, т.е. cOj а также равны угловые скорости ко- лес 3 и S' и барабана, т.е СО3 =(1)3.. Для замыкающей цепи заменяем передаточное отношение: где к = \ - число внешних зацеплений, 73 или Щу = (-1)^ — = -5,62 . Для дифференциальной ступени запишем передаточное отноше- ние в обращенном движении от колеса 1 к колесу 3. Воспользуемся формулой Виллиса для дифференциальных механизмов: (1.5) If в правой части уравнения (1.5) числитель и знаменатель разде- лим на СО3 : „ Я _ Юз "13 Юя Юз 18 Введем обозначения: ~ "з 1 ~ передаточное отношение от колеса 1 к барабану; ©3 со ^ со < — ^ = — = М53. - передаточное отношение замыкающей цепи; СО3 0)3. Я _ " 1 3 - " 5 3 "13 тогда искомое передаточное отношение «13 ^ и / з О - ^ З з О + ^ЗЗ'- Подставим числовые значения: = -9,94(1 - (-5,62)) + (-5,62) = -71,423 . Знак (минус) указывает, что барабан и колесо 1 вращаются в противоположных направлениях. Определяем угловую скорость барабана (колес 3, 5'): со, со, «13= — СО3 «13 тогда 180 . . . соз = = -2 ,52 с . ^ -71 ,423 Вывод: 1) замкнуто-дифференциальный механизм является по- нижающей передачей (редуктором); 2) угловая скорость барабана равна 2,52 . 19 2. ДИНАМИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕХАНИЗМА С ПОМОЩЬЮ УРАВНЕНИЯ В ФОРМЕ ИНТЕГРАЛА ЭНЕРГИИ 2.1. Силы, действующие на звенья механизмов Динамика механизмов изучает движение механизмов с учетом действующих на них сил. Все внешние силы, действующие на звенья механизма, подразде- ляются на движущие силы и силы сопротивления. Последние под- разделяются на силы полезных и вредных сопротивлений. Движущие силы - это такие силы, работа которых при движении механизма или мгаовенная мощность положительна , т.е. FV> О, где F - действую- щая сила, V - мгновенная скорость точки приложения силы. Силы сопротивления - это такие силы, работа которых при дви- жении механизма или мгновенная мощность отрицательна, т.е. FV< 0. Силы полезных сопротивлений - это силы, для преодоления ко- торых предназначен механизм, т.е. силы сопротивлений механизи- рованного процесса. Силы вредных сопротивлений представляют собой силы трения и их моменты в кинематических парах, сопротивления окружающей среды и т.д. 2.2. Уравнение движения механизма в форме интеграла энергии (уравнение кинетической энергии) Движение механизма можно изучить, используя теорему изме- нения кинетической энергии. Согласно этой теореме изменение ки- нетической энергии всех движущихся звеньев механизма за любой промежуток времени равно сумме работ всех внешних сил, дейст- вующих на звенья механизма в течение того же промежутка време- ни. Эта теорема может быть представлена уравнением (2.1) г=1 г=0 j=0 где п - число подвижных звеньев механизма; 20 Ai - работа внешних (по отношению к механизму) сил, дейст- вующих на звено i за рассматриваемый промежуток времени; Ti - кинетическая энергия звена i в конце рассматриваемого промежутка времени; TjQ-кинетическая энергия звена i в начале промежутка времени; Уравнение (2.1) может быть получено из дифференциальных уравнений движений звеньев механизма путем их интегрирования, гюэтому и П0Л) 'ЧИЛ0 название уравнения движения механизма в форме интеграла энергии. Для удобства анализа уравнение (2.1) перепишем в виде где ^ = T = = г=1 г=0 г=0 В свою очередь, сумма работ всех внешних сил ^ ~ ^Д.С ~ ^П.С ~ ^В.С - ^С.Т ' где Ад,с - работа движущих сил; Ап.с - работа сил полезных сопротивлений; Ав.с - работа сил вредных сопротивлений за счет трения в кине- матических парах и сопротивления среды; Ас.г - работа сил тяжести подвижных звеньев механизма, кото- рая в процессе движения механизма может быть как положитель- ной, так и отрицательной. Применим уравнение к различным режимам движения механиз- ма. Рассмотрим уравнение движения (2.1), соответствующее перио- ду пуска механизма. В начале этого периода механизм находится в состоянии покоя и кинематическая энергия его звеньев равна нулю (То = 0). В этом случае уравнение движения примет вид ^д.с ~ ^п.с + ^в.с - ^сл • 21 Следовательно, во время пуска работа движущих сил затрачива- ется на сообщение кинетической энергии всем подвижным звеньям механизма, а также на преодоление сил сопротивлений и сил тяже- сти. Для некоторых технологических машин для облегчения усло- вий в момент пуска ^„.с О' Установившееся движение механизма характеризуется тем, что T-TQ=0. Различают два вида установившегося движения: установившееся равномерное и установившееся периодическое движение. В первом случае работа движущих сил (Лд.с) равна работе сил сопротивлений на перемещениях, соответствующих любому моменту времени. В этом режиме обычно работают механизмы с передаточным отноше- нием i = const, у которых центры тяжести звеньев не совершают вертикальных перемещений^и поэтому ^с.т ~ О, например: зубчатые механизмы редукторов, фрикционные механизмы и т.д. Уравнение движения, соответствующее этому режиму, можно записать сле- дующим образом: ^Д.С ~ ^П.С ^В.С • (2-2) Для этого режима уравнение работ можно заменить уравнением мощностей: Р =Р 4 Р д . с П.С Т В.С ' где Рд.с - мощность движущих сил; Рп.с - мощность сил полезного сопротивления; Ръ.с - мощность сил вредного сопротивления. При установившемся периодическом движении уравнение (2.1) имеет вид ДГ = Г - Го = + Л . С ± Л . т • Изменение кинетической энергии в этом случае движения равно нулю (АГ = 0) только за определенный период движения, опреде- 22 ляемый или периодом изменения движущих сил, или периодом дви- жения звеньев механизма. Остановка механизма характеризуется тем, что в конце периода выбега все звенья будут находиться в состоянии покоя и их кинети- ческая энергия Г = 0. Во время выбега механизм не выполняет сво- их производственных функций и Ап.с = 0. С учетом сказанного уравнение движения в период выбега примет вид = А.с i ^с.т • Следовательно, кинетическая энергия звеньев механизма расхо- дуется на преодоление работы сил вредных сопротивлений и рабо- ты сил тяжести звеньев. Между установившимся движением и режимом пуска и останов- ки в машинах наблюдается переходный режим, который характери- зуется неустановившимся движением. Для установившегося движения механизма может быть опреде- лен коэффициент полезного действия. Разделим обе части уравне- ния (2.2) на Ад е, тогда получим Л . с ^ Л х ^ ! ^ (2.3) Л . с Л . с Отношение = Т) в уравнении (2.3) является коэффициентом Л . с полезного действия механизма (КПД). = У ~ коэффициент потерь механизма. Л . С Отсюда получим г| + ij/ = 1. КПД изменяется в пределах О < г) < 1. Коэффициент потерь из- меняется в пределах О < \|/ < 1. Для установившегося равномерного движения коэффициент по- лезного действия и коэффициент потерь могут быть выражены че- рез отноо1ение мощностей: 23 р ^ цл р ^ д.с В некоторых случаях вычисление КПД удобно производить по формулам Т1 = • Р +Р п.с ^ в.с р -Р _ ^ д.с в.с р д.с л = р р д.с Если в механизме будет иметь место равенство Рд = P g , то коэффициент потерь \\i - I , а следовательно, т] = 0. Движение звеньев будет происходить, но никакой полезной работы механизм выполнять не будет. При вычислении коэффициента полезного дей- ствия т] может оказаться, что г| < 0. Это возможно (согласно (2.3)) в том случае, если \[/ > 1, т.е. возможная мощность сил вредных сопро- тивлений Рд механизма больше мощностей Рд ^ движущих сил: Р > Р ^ Ш.С ^ Д.С • В этом случае движение механизма невозможно. Таким образом, отрицательное расчетное значение т] служит формальным призна- ком наличия в механизме самоторможения. 24 Для механизмов с вращающимися звеньями и постоянным переда- точным отношением сил мощности движущих Рд ^ и сил полезного сопротивления Р^ могут быть выражены через моменты соответст- вующих сил и угловые скорости звеньев. В этом случае получим ^д.с ^ д х - ^ г ' где (Oi и (oj[ - угловые скорости соответственно ведущего и ведомо- го звеньев. (О, С учетом того что — = - передаточное отношение меха- со,и низма, получим Г) = — . П р и м е р 2.1. Выходное звено механизма (рис. 2.1) совершает возвратно-по- ступательное движение и нагружено на рабочем ходе постоянной силой Fc полезного сопротивления. На холостом ходе, при обратном направлении движения выходного звена, полезное сопротивление от- сутствует, но продолжают действовать вредные сопротивления. Учитывая действия трения в кинематических парах, по коэффи- Щ1енту полезного действия т| механизма определить: 1) постоянный по величине движущий момент Мд^, который нужно приложить к ведущему звену при установившемся движении с щ1клом, состоящим из рабочего и холостого ходов; 2) работы сил трения на рабочем и холостом ходах и значения приведенной к ведомому звену силы трения, считая, что вредное сопротивление постоянно на каждом из ходов, но на рабочем оно в три раза больше, чем на холостом; 3) изменения кинетической энергии механизма за время рабоче- го хода и за время холостого хода; 25 4) мощность, требуемую от привода при вращении ведущего зве- на со средней скоростью соь среднюю мощность полезного сопро- тивления и мощность сил трения. Рис. 2.1. Кулисный меха1^изм Исходные данные: OA = 100 мм, ОВ = 200 мм; ВС = 360 мм; CZ) = 100 мм; а = 350 мм; Fc = 3000 Н; Г) = 0,62; coi = 10 с"'. Р е ш е н и е 1. Определение движущего момента Мд ,^, приложенного к вход- ному звену 1. Для этого воспользуемся формулой А (1.4) д.с где А^ ^ = - работа сил полезного сопротивления; ^д с = Mjx.c ' ~ работа движущих сил за цикл (один оборот кривошипа); 26 я - ход выходного звена 3 за цикл (рис. 2.2). Из формулы (2.4) получим л = • 271 ИЛИ (2.5) Величина хода Н определяется по рис. 2.2, из которого следует, что В свою очередь, sin а = Н = D'D"=CC\ OA' 100 OB 200 Н = 0,5. DI D" FC 1}Г1>1 1 Г ТТ777Т • Рис. 2.2. Кулисный механизм 27 C C " - 2 B C s i n a , a = a r c s i n ( ^ ^ ) = arcsin 0,5 = 30°, a = — = 30°. ^ OB 6 Отсюда . Я = I B C s i n a = 2• 360• 0,5 = 360 мм = 0,36 м. Работа сил полезного сопротивления из формулы (2.5): , = F^H = 3000 • 0,36 = 1080 Дж . , , F,H 3 0 0 0 ^ — = 277 Н - м . 27ХЛ 2л -0 ,62 2. Работа сил трения за цикл: А р - ^Д.С ~ ^П.С ' где Г] и,62 Л р = ^ д с - Л . с = 1 7 4 0 - 1 0 8 0 = 6 6 0 Д ж . Эта работа состоит из работы силы трения на холостом А'^ и на тр рабочем ходе А^ : тр А р - ^ р + А р • По условию задачи = 3 F ' ' , отсюда тр тр 28 Л р = F^^H + F^^H = (3FP + ЪР^^Р = AF^^H или P 4 Я 4 • 0,36 Окончательно имеем F^p = ЗТ^ т'^ - 3 • 458 - 1 3 7 4 Н ; 4 р + FPpЯ - 1 3 7 4 • 0,36 = 495 Дж ; ^^р = 4 р - Л^р = 660 - 495 = 165 Д ж . 3. Определение изменения кинетической энергии АГ механизма на рабочем и холостом ходах. Предварительно определим рабочий (фр) и холостой (фх) углы поворота входного звена: ф^ = 2 7 1 - 2 а - 1 8 0 ° = 2 - 1 8 0 - 2 - 3 0 - 1 8 0 = 1 2 0 ° - ^ т г ; Фр =27Г-Фх = 3 6 0 - 1 2 0 = 240° = | я ; А^ ^ = FJi = 3000 • 0,36 = 1080 Дж ; а) изменение кинетической энергии АГ за время рабочего хода АГР = А^^ - Лдд, - ^ р = Мд ^фр - ^п с - ^ р = = 277 • j n - 1 0 8 0 - 495 = - 4 1 3 Дж; 29 б) за время холостого хода А Г: А Г = - А ^ ^ - ^ р = 277 • I тг - 1 6 5 = 413 Дж . За цикл АГ должно быть равно нулю. Проверим это условие: д Г = А Г ' ' - Л Г Р = 4 1 3 - 4 1 3 - 0 . 4. Расчёт мощности привода Рд.с на вращение ведущего звена: Р д , = = 277 • 10 = 2770 Вт . Средняя за оборот мощность сил полезного сопротивления Р ZZ ^ п.с Т 2тс 2тс где Т = — = — = 0,628 с - время одного полного цикла (оборот coj 10 кривошипа). Средняя за оборот мощность сил трения = = 1050 В т - 1 , 0 5 кВт. Т 0,628 П р и м е р 2.2. Выходное звено механизма совершает возвратно-вращательное движение и нагружено на рабочем ходу моментом Т^ полезного сопротивления. Определить движущий момент, работы сил трения на рабочем и холостом ходах, изменение кинетической энергии ме- ханизма и мощность, требуемую от привода. 30 Р е ш е н и е 1. Определение движущего момента Гд. Для вращательного движения используем следующую схему и данные: Ш = 180мм; ОВ = 200 мм ; Г , = 9 0 0 Н - м ; Л = 0,73; Л •^ пс ~ П^С • ^ • Т| — — 3 Гд.27Т ГД / / / / / / / / / / / Рис. 2.3 Кулисный механизм отсюда т 900 « 2л 2-0 ,73 2. Определение работы сил трения на рабочем и холостом ходах. + Л р^ = ^ р ; + З ^ р = А^; = - 3 3 2 , 8 = 83,2я = 281,25 Д ж , 4 31 ^ 'р = З Л ^ = 3 - 216,25 - 783,75 Д ж . 3. Определение изменения кинетической энергии механизма. За время рабочего хода Д; - А с + ^ р ' АГ = Гд • 271 - Где • Л - ^ = 616 • 2я - 90071 - 783,75 - 261,25 Дж. За время холостого хода Л = ^ ; АГ = Гд . 271 - Гпс • 7Т - Л^р = 3871 - 261,25 = 3609,75 Д ж . 4. Мощность, требуемая от привода при вращении ведущего зве- на со средней скоростью coi: Л^ = Гд ©1 = 616,4 • 12 = 7396,8 Вт . Средняя (за целый оборот) мощность полезного сопротивления = = = 7396,8 • 0,73 = 5399,664 В т . 32 3. ДИНАМИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕХАНИЗМА С ПОМОЩЬЮ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОГО УРАВНЕНИЯ ДВИЖЕНИЯ Кроме уравнения движения механизма в форме интеграла энергии в некоторых случаях удобно применять уравнение движения меха- низма в форме дифференциального уравнения второго порядка. 3.1. Приведение сил, масс и моментов инерции звеньев в механизмах В целях исследования работы механизма силы и моменты сил, при- ложенные к какому-либо звену механизма, могут быть приведены к любому другому звену, которое назьшают звеном приведения. Прин- цип приведения сил и пар сил основан на требовании равенства эле- ментарных работ приводимой и приведенной сил или моментов сил. Так как элементарная работа пропорциональна мгновенной мощ- ности этих сил, то можно воспользоваться также равенством мгно- венных мощностей. В зависимости от характера движения звена приведения обычно определяют или приведенную силу (рис. 3.1) или приведенный мо- мент (рис. 3.2). — 1 ь—1 .. . . S -4 кгш ы Рис. 3.1, Поступательное звено приведения Исходя из определения, имеем Рис. 3.2. Вращательное звено приведения пр /=1 (3.1) где Рпр - мощность приведенной силы или момента сил; Pi - мощность каждой из приводимых сил или моментов. 33 Для приведенной силы уравнение (3.1) в развернутом виде мож- но записать так: п COS а ™ = Y^ iF jV i cosa,- (3.2) г=1 где щ и ttnp - углы между векторами соответствующих сил и векто- рами скоростей перемещения звена в точках приложения сил; V„p и - скорости точек приложения соответствующих сил; Mi и со, - соответственно момент, приложенный к г-му звену, и угловая скорость этого звена. В уравнении (3.2) знак «плюс» принимается, если Mi и со, направ- лены в одну сторону, aiiMHHyc»- в противном случае. Для приведенного момента уравнение (3.1) в развернутом виде можно записать так: г=1 Л ^ Vi , , , со,- F i — — cos а,- ± М,- — ~ V ® п р ® п р . (3.3) где Юпр - угловая скорость звена приведения. Из уравнений (3.2) и (3.3) могут быть найдены F„p и Мцр по фор- мулам г=1 К- —^cosa,- + М; — - К пр ' к пр i=l г- л. Fi —^cosa,- ± м,- — - (О пр со пр в числе приводимых сил и моментов могут быть силы и момен- ты сил трения. Каждое звено механизма обладает некоторой массой и моментом инерщ1и относительно оси, проходящей через центр массы. Эти мас- сы и моменты инерции при динамических расчетах можно заменить 34 одной приведенной массой (или моментом инерции), связанной со звеном приведения, при этом необходимо, чтобы кинетическая энер- гия приводимых масс и моментов инерции была бы равна кинетиче- ской энергии приведенной массы (или момента инерции). Кинетическая энергия любого механизма, совершающего плос- кое движение; Т.-'ПК 2 + где первое слагаемое определяет кинетическую энергию звена при его поступательном движении со скоростью центра масс Vj и вто- рой член - кинетическую энергию звена при его вращении со ско- ростью ю, относительно мгновенной оси (J, - момент инерции отно- сительно центра массы ). Кинетическая энергия приведенной массы, связанной со звеном, совершающим поступательное движение, должна быть Р 2 (3.4) и приведенного момента инерции, связанного со звеном приведе- ния, совершающим вращательное движение: Т — "^пр^пр "Р ~ 2 (3.5) Исходя из определения.получим г=1 2 2 (3.6) Подставляя в выражение (3.6) значение Гпр из соотношений (3.4) и (3.5) получим 35 г=1 m. V V np / 2 ^ ^ V V^nP/ ИЛИ /=1 m. I I v®npy f „ 2 CO, Q) np J (3.7) Рассмотрим п р и м е р определения Мпр и Sjip^ приведенных к валу двигателя многоступенчатого редуктора (рис. 3.3), с учетом потерь на трение, если момент сопротивления на выходном валу равен Мс, КПД механизма т]. /т/г ' 1 2 т тттг -L 3 , 2 ' тттг \ N / . 3 ' тттг J М4 Рис. 3.3. Многоступенчатый редуктор 36 Р е ш е н и е Приведенный момент определяется по формуле ш пр где Ртр - мощность потерь сил трения: Р 1 - м / ' Утр = ^^^ коэффициент потерь на трение. Тогда Р ^ + Р. 03 пр Л/4{04 + Мл(йл —^ 1 - Y ©4 / \ СО пр или «4 ЮпрЛ Рассмотрим определение приведенного к ведущему валу момен- та инерции для механизма, изображенного на рис. 3.3. Звенья (зуб- чатые колеса) совершают вращательное движение, поэтому по фор- муле (3.9) получим Л р - / л 1 + J2 / \ ©2 I f \ 1 Гсо'з^ 1 -Ь J4 / \ СО4 или Juv = Л + {Ji + + (-^ 3 + Jy ) : г + 4 - • hi Чъ '14 37 3.2. Дифференциальное уравнение движения звена приведения Рассмотрим случай, когда звено приведения совершает враща- тельное движение. Изменение кинетической энергии всех звеньев механизма зависит от работы, производимой движущими силами и силами сопротивления: ф = (3 .8) о где Го - кинетическая энергия всех звеньев в начале рассматривае- мого периода движения; Г-текущее значение кинетической энергии; Mjjp д - приведенный к звену приведения момент движущих сил; Mjjp с - приведенный к звену приведения момент всех сил со- противления; (р - текущее значение угла поворота звена приведения. Продифференцируем уравнение (3.8) по (1ф: = М (39) ciX* здесь — - = О, т.к. То - фиксированное значение, ё ф Принимая, что Лп® (3.10) где со - угловая скорость звена приведения, из (3.9) с учетом (3.10) получим DT 1 dJ 2 , dф = i^ CO + Лп®—- • с1ф 2 аф "Р dt 38 учитывая, что cod® dco dt dm Ь = = — = 8 . d^ dt d9 dt окончательно будем иметь 2 d 9 Если механизм содержит звенья, совершающие только враща- тельное движение, то const и = тогда 3.3. Пример Вращающееся звено приведения механизма имеет приведенный момент инерции J = 10 кг м^. На режиме разбега от угловой скоро- сти со = О до угловой скорости соу установившегося движения на не- го действует приведенный момент движущих сил Мд = а - Ью , где Ь = \ Н-м-с/рад; а. = 1000 Н м,и приведенный момент сил полезного сопротивле- ния Мс = 200 Н м. На режиме выбега угловой скорости Шу до со = О движущийся момент отключается и для уменьшения времени выбега вводится приведенный тормозной момент Мт = 400 Н-м. 39 Требуется: 1)на основании дифференциального уравнения движения опре- делить зависимость угловой скорости со от времени t на режиме раз- бега и выбега; 2) определить аналитически угловую скорость ®у установивше- гося движения; 3) определить время выбега р^; 4) построить графики угловой скорости (в(0 и углового ускоре- ния звена приведения на режимах разбега (разгона) и выбега; 5) построить графики моментов М^ и Мс на общих осях коорди- нат и по ним графически определить Шу; 6) построить кривую мощности Р(сй), развиваемой движущим мо- ментом в зависимости от угловой скорости; 7) по графику Р{&) определить максимальную мощность -Ртах? развиваемую движущим моментом, и соответствующую ей угловую скорость Шр. Р е ш е н и е 1. Определение зависимости угловой скорости со от времени f на режиме разгона. Составим дифференциальные уравнения движения в форме = (3.11) где или Мд = а - Z)a) = 1000 - со М с = 2 0 0 Н - м , / ^ Ю к г - м ^ : At Разделив переменные, получим dco _ d/ 1 0 0 0 - ю ~ J • 40 (3.13) Из уравнения (3.13) с учетом того, что на стадии разгона при t -tQ= О 0) = с 0 о = 0 , получим - 1п|а) - 1 0 0 0 | + 1п(соо - 1 ООО) = - (Г - Го) или О) - соу (l - ) = Шу ( l - ) . ( 3 . 1 4 ) 2. Определим зависимость угловой скорости от времени t на ре- жиме работы выбега из дифференциального уравнения (3.11) с уче- том того, что Мд = 0; Мс = О, а действует тормоз с Mr = 400 Н-м: dt (3.15) Из (3.15) получим dco = ^ d r и л и ] d c o = J - ^ r ш=о)у t=Q (0 = Юу = - t , окончательно имеем М ^ 4 0 0 Ш = = Ч = 1 = ю^ - Ш . ^ 1 0 ^ / (3.16) Скорость установившегося движения Шу определяется из условия М д = М с или 1000-со^ = 2 0 0 . 41 Отсюда ©^ = 1 0 0 0 - 2 0 0 = 800 с " ^ С учетом этого из (3.14) и (3.16) окончательно получим: а) на режиме разгона = (3.17) б) на стадии выбега со = Юу - 40^ = 800 - 40/ = 40(20 - t ) . (3.18) 3. Определение времени выбега fg. Время t^ определяется из уравнения (3.16) при условии, что в ко- нечный момент выбега ® = О, поэтому ®v 800 0 = m - 4 0 ? или г = ^ = ~ = 2 0 с . ^ 40 40 4. Построение графиков угловой скорости со(?) осуществляется по формулам (3.17) и (3.18). Результаты расчетов сведены в таблицу. Угловые ускорения на режимах разгона и выбега определяются из (3.12) и (3.15). а) на режиме разгона е ( 0 = ^ = ^ = 8 0 - 0 Д « ; (3.19) J 10 в) на стадии выбега = ^ = = (3.20) J 10 42 Результаты расчетов по формулам (3.17) - (3.20) приведены в таблице (табл. 3.1). Таблица 3.1 Разгон t 0 1 2 3 4 5 6 7 со(0 0 76,13 145,02 207,3 263,7 314,8 360,9 402,7 8(0 80 72,39 65,5 59,3 53,6 48,5 43,9 39,7 Окончание табл. 3.1 t 8 9 10 15 20 30 40 50 440,5 474,7 505,7 621,5 691 760 785 794 8(0 35,9 32,5 29,4 17,8 10,9 4 1,5 0,6 Таблица 3.2 Выбег t 0 1 2 3 4 5 (0(0 800 760 720 680 640 600 8(0 -40 -40 -40 -40 -40 -40 Окончание табл. 3.2 t 6 7 8 9 10 15 20 со(0 560 520 480 440 400 200 0 8(0 -40 -40 -40 -40 -40 -40 -40 Графики сй(0 и e(t) представлены на рис. 3.4 и рис. 3.5. Далее строятся графики Мд и Л/с и определение по ним Юу. Из графика (рис. 3.6) следует, что Шу = 800 5. Построение кривой мощности Р(со), развиваемой движущим моментом Мд, в зависимости от угловой скорости. Мощность рассчитывалась по формуле Р(ш) = Мд(со)-со(0. (3.21) 43 ® ь с-1 РАЗГОН 8 0 0 / 7 0 0 А ^ ^ 6 0 0 \/ 3 0 0 / \ ВЫБЕГ у \/ 1 0 0 г • 1 ! ! 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 м I М 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 i 1 1 2 6 8 1216 20 30 40 50 Рис. 3.4. График ш(г) е, -2 80 60 40 20 30 - 1 0 -20 -30 -40 I I I I I М I I I I I I ! М и I i I ! { I 6 8 1216 20 30 ; I м 111111 i 1111 40 50 ВЫБЕГ Т,с Т,с Рис. 3.5. График е(/) 44 На основании формул (3.11) и (3.21) и табл. 3.1 получим таблицу расчетных значений. Таблица 3.3 t 0 1 2 3 4 5 6 7 Мд(со) 1000 923,8 855 792,7 736,3 685,2 639,1 597,3 Р{(£>), кВт 0 70,33 123,9 164,3 194,2 1 215,7 230,6 240,6 Окончание табл. 3.3 t 8 9 10 15 20 30 40 50 Мд(ш) 559,5 425,3 494,3 378,3 309 240 215 206 Р(со), кВт 246,5 249,4 250,0 235,1 213,5 182,4 168,8 163,6 6. Определение максимальной мощности Ртах» развиваемой дви- жущим моментом, и соответствующей ей угловой скорости. Из рис. 3.7 получим, что Р т а х = 2 5 6 к В т . Угловая скорость, соответствующая данной мощности, со = 530 с"'. м, Н м 1000 - 200 400 600 800 1(i00 Рис. 3.6. График М(ш) 45 Р,кВт 100 300 ю р 500 700 1000 СО,С Рис. 3.7. График Р{(й) 46 Л и т е р а т у р а 1. Артоболевский, И.И. Теория механизмов и машин. - М., 1975. - С. 639. 2. Прикладная механика / Под ред. В.М. Осецкого. - М., 1977. - С. 489. 3. Юдин, В.А., Петрокас, Л.В. Теория механизмов и машин. - М., 1977.-С. 527. 4. Артоболевский, И.И., Эдельштейн, Б.В. Сборник задач по тео- рии механизмов и машин. - М., 1975. - С. 256. 5. Юдин, В.А., Барсов, Г.А., Чупин, Ю.Н. Сборник задач по тео- рии механизмов и машин / Под ред. Л.В. Петрокаса. - М.: Высшая школа, 1982.-216 с. 47 О г л а в л е н и е 1. КИНЕМАТИКА ЗУБЧАТЫХ МЕХАНИЗМОВ 3 1.1. Кинематика зубчатых механизмов с неподвижными осями. ^^ i 3 1.2. КинематЙ1сйг механизмов с подвижными осями 8 2. ДИНАМИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕХАНИЗМА С ПОМОЩЬЮ УРАВНЕНИЯ В ФОРМЕ ИНТЕГРАЛА ЭНЕРГИИ 20 2.1. Силы, действующие на звенья механизмов 20 2.2. Уравнение движения механизма в форме интеграла энергии (уравнение кинетической энергии) 20 3. ДИНАМИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕХАНИЗМА С ПОМОЩЬЮ ДИФФЕРЕШДИАЛЬНОГО УРАВНЕНИЯ ДВИЖЕНИЯ 33 3.1. Приведение сил, масс и моментов инерции звеньев в механизмах 33 3.2. Дифференциальное уравнение движения звена приведения 38 3.3. Пример 39 Л и т е р а т у р а ' 47 Учебное издание ВАСИЛЁНОК Василий Дмитриевич РОЗАНОВА Наталья Николаевна КОМЯК Игорь Михайлович ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ МАШИН И ПРИБОРОВ Учебно-методическое пособие по решению задач В 2 ч а с т я х Ч а с т ь 2 ТЕОРИЯ МЕХАНИЗМОВ, МАШИН И ПРИБОРОВ Редактор Т.Н. Микулик Компьютерная верстка Н.А. Школьниковой Подписано в печать 14.01.2008. Формат 60x84 1/16. Бумага офсетная. Отпечатано на ризографе. Гарнитура Тайме. Усл. печ. л. 2,85. Уч.-изд. л. 2,23. Тираж 200. Заказ 638. Издатель и полиграфическое исполнение: Белорусский национальный технический университет. ЛИ 02330/0131627 от 01.04.2004. 220013, Минск, проспект Независимости, 65.