Министерство образования Республики Беларусь БЕЛОРУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Факультет технологий управления и гуманитаризации Кафедра менеджмента С.В.Марцева М Е Т О Д И Ч Е С К И Е У К А З А Н И Я к контрольной работе по дисциплине «Маркетинг» для студентов специальности 1-26 02 02 «Менеджмент» заочного отделения Учебное электронное издание Минск 2017 Составитель С.В.Марцева Белорусский национальный технический университет проспект Независимости, 65, г. Минск, Республика Беларусь Тел. (017) 331-71-25 Регистрационный №______________ © БНТУ, 2017 3 Оглавление 1. Цель контрольной работы ................................................................................. 4 2. Выбор темы контрольной работы. Подбор и изучение литературы .......... 4 3. Содержание контрольной работы ................................................................... 4 4. Оформление контрольной работы ................................................................... 5 5. Рецензирование контрольной работы .............................................................. 5 6. Теоретический раздел ......................................................................................... 6 7. Практический раздел .......................................................................................... 7 Приложение ........................................................................................................... 10 Литература ........................................................................................................... 11 4 ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ 1. Цель контрольной работы Контрольная работа по дисциплине «Маркетинг» является формой контроля знаний студентов. Одним из основных требований, предъявляемых к контрольной работе, является их самостоятельное творческое выполнение. Контрольная работа должна быть написана простым, ясным языком. Студент должен самостоятельно формулировать свои мысли, не допускать повторений. Контрольная работа должна быть выполнена студентами в срок, уста- новленный учебным планом. Это, в свою очередь, требует от студентов уме- лой и правильной организации труда. 2. Выбор темы контрольной работы. Подбор и изучение литературы Выполнение контрольной работы осуществляется в соответствии с за- данием по вариантам. Вариант заданий по теоретическому и практическому разделам, выбирается по номеру в списке экзаменационной ведомости груп- пы. Подготовка к выполнению контрольной работы начинается с изучения литературных источников. Подбор литературы - самостоятельная работа сту- дентов, в которой они должны проявить инициативу, умение пользоваться каталогами в библиотеке университета или других библиотеках. При подборе литературных изданий следует обращаться к публикациям последних лет. После выбора темы и анализа литературных источников целесообразно составить предварительный вариант плана работы, который в дальнейшем будет уточняться и дополняться. План является логической основой выпол- няемой контрольной работы; от правильного его составления во многом за- висит структура, содержание, логическая связь частей. В то же время, план - важный показатель того, насколько глубоко студенты изучили литературу и весь необходимый материал и отобрали из всего этого главное, существен- ное. 3. Содержание контрольной работы Содержание контрольной работы должно соответствовать вопросам плана и излагаться в четкой логической последовательности. Контрольная работа состоит из двух разделов: первый – теоретический, второй – практический. Теоретический раздел В соответствии с изученными источниками и литературой рассматри- ваются вопросы исследуемой проблемы, раскрываются основные теоретиче- ские положения. 5 В заключении логически и последовательно необходимо изложить вы- воды по изученной теме. Практический раздел контрольной работы включает в себя решение за- дач. 4. Оформление контрольной работы Текст может быть набран на компьютере или написан от руки разбор- чиво и аккуратно на листе писчей бумаги формата А4: 210х297 мм. На листах необходимо оставлять поля: правое - 10 мм, левое –30 мм, верхнее и нижнее – 20 мм. Листы должны иметь сквозную нумерацию. Первой страницей явля- ется титульный лист. Номер страницы проставляется арабскими цифрами в правом верхнем углу. Контрольная работа брошюруется в следующей последовательности: 1. титульный лист; 2. содержание работы (план) 3. теоретический раздел; 4. практический раздел; 5. список используемых источников. Титульный лист оформляется по установленному образцу (см. Прило- жение). В оглавлении указываются заголовки всех разделов, глав и параграфов работы, включая список использованных источников, с указанием страниц, на которых они помещены. В список литературы включаются только источники, использованные при выполнении контрольной работы. Список составляется в соответствии с установленными библиографическими нормами. В алфавитном порядке рас- полагаются фамилии авторов и названия использованной литературы. Если в контрольной работе использовались формулы, то они выносятся в отдельную строку и нумеруются цифрами в круглых скобках, размещае- мыми справа от формулы. Содержащиеся в тексте таблицы, графики, схемы должны иметь названия и сквозную нумерацию. В тексте работы не должны применяться сокращения слов, за исключе- нием общепринятых. 5. Рецензирование контрольной работы В установленный срок законченная контрольная работа представляется на кафедру. В течение 14 дней преподаватель проверяет работу, отмечает в рецензии допущенные ошибки. В конце рецензии на основе всестороннего и глубокого разбора содержания работы преподаватель решает вопрос о до- пуске к экзамену (зачету) на основании правильно выполненной контрольной работы. Работа с визой «Не зачтена», возвращается студенту для доработки в соответствии с замечаниями преподавателя. Студент устраняет допущенные 6 ошибки и приносит исправленную контрольную работу на экзамен (зачет) по данной дисциплине. В случае визы преподавателя «Зачтена» студент так же забирает работу на руки и приносит еѐ на экзамен (зачет) по данной дисциплине. Дата сдачи выполненной контрольной работы – 30.04.20__. 6. Теоретический раздел № Темы теоретического раздела 1. Бенчмаркинг как функция маркетинговых исследований. 2. Сущность, организация, структура маркетинговой информации. 3. Метод получения маркетинговой информации – опрос. 4. Экспертные методы получения оценки маркетинговой информации и ме- тодика генерации идей. 5. Выбор метода исследования и методов сбора информации. 6. Качественные методы опроса. 7. Измерение характеристик маркетинговых объектов. 8. Эксперимент как метод сбора маркетинговой информации. 9. Этические проблемы маркетинговых исследований. (Кодекс Европейской ассоциации исследователей рынка и общественного мнения). 10. Анкетирование – метод сбора маркетинговой информации. 11. Методы определения размеров выборки. 12. Наблюдение как метод сбора маркетинговой информации. 13. Идентификация проблемы исследования. 14. Количественные методы опроса. 15. Источники маркетинговой информации. 16. Определение объема финансирования на проведение маркетинговых ис- следований. 17. Способы организации маркетинговых исследований. 18. Цели маркетингового исследования (поисковые, описательные, каузаль- ные, тестовые, прогнозные). 19. Композиция анкеты и ее апробация. 20. Эксперимент как процесс сбора информации. 21. Маркетинговая информационная система. 22. Кабинетные исследования. 23. Критерии классификации маркетинговых исследований. 24. Наблюдение как процесс сбора информации. 25. Формирование рабочей гипотезы маркетинговых исследований. 26. Внешние источники маркетинговой информации. 27. Современные информационные технологии маркетинговых исследова- ний. 28. Деловая разведка – метод сбора маркетинговой информации. 29. Формирование стратифицированной и групповой выборки. 30. Типы выборки и формирование простой случайной выборки. 7 7. Практический раздел Задание 1. Составить макет анкеты для получения информации от по- требителей о рынке: 1) детской одежды 2) подростковой одежды 3) одежды для пожилых людей 4) спортивной обуви 5) шоколадной продукции 6) мебели для офисов 7) канцелярских товаров 8) детских игрушек 9) женской обуви 10) компьютерной техники 11) лекарственных препаратов 12) писчей бумаги 13) компьютерных игр 14) жилья 15) детской обуви 16) легковых импортных автомобилей 17) молочной продукции 18) хлебобулочной продукции 19) спиртных изделий 20) табачных изделий 21) женской галантерейной продукции 22) женской одежды 23) мужской одежды 24) парфюмерной продукции для женщин 25) парфюмерной продукции для мужчин 26) мужской обуви 27) отечественной телевизионной продукции 28) импортной телевизионной продукции 29) продукции из стекла 30) ювелирных изделий Использовать в макете анкеты паспортичку, преамбулу, открытые, за- крытые, полузакрытые формы вопросов; вопрос с использованием графиче- ской многомерной шкалы, анимационный вопрос. Задание 2. Сколько необходимо опросить респондентов, чтобы в итоге получить 100 положительных ответов, если проводившиеся ранее исследова- ния показали, что доля отрицательных ответов составляет Z %, доля целевых групп в совокупности ответов составляет 70 %? 8 Вариант 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Z 10 15 13 22 28 40 31 35 26 29 42 39 37 21 23 Вариант 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 Z 16 20 24 27 19 18 33 36 41 34 38 25 31 30 32 Задание 3. Фирмой, выпускающей фотоаппараты, проводился опрос фотолюбителей. Целью исследования являлось определение процента фото- любителей, использующих фотоаппарат марки «Z». Результаты исследования показали, что Х % фотолюбителей не используют фотоаппарат данной мар- ки. Определить объем выборки при доверительной вероятности 95 % и 99%; допустимости ошибки 10 % и 3 %. Значение нормированного отклонения оценки (t) от среднего значения в зависимости от доверительной вероятности полученного результата % доверительной вероятности 60 70 80 85 90 95 97 99 99,7 t* 0,84 1,03 1,29 1,44 1,65 1,96 2,18 2,58 3,0 t* – нормированное отклонение, которое определяется по выбранному уровню до- верительной вероятности вариант 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Х 50 52 64 56 58 75 66 51 60 63 68 55 74 84 83 вариант 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 Х 53 62 59 78 61 53 57 88 54 80 73 67 81 65 74 Задание 4. На основе морфологического метода генерирования рабо- чей гипотезы разработать идею нового товара или усовершенствовать уже существующий (товар взять с задания 1, согласно выбранному варианту). Решение задания представить в виде морфологической матрицы (ящика). Задание 5. Фирма «Дока» производит широкий ассортимент хлебобу- лочных изделий, а также другие продукты питания. Какие классификацион- ные признаки вы можете предложить для сегментации потребителей фирмы «Дока»? Выберите какое-либо хлебобулочное изделие, нацеленное на один из перечисленных вами сегментов, и приведите схему полного цикла марке- тингового исследования данного изделия. Полный цикл маркетингового исследо- вания должен включать следующие этапы и процедуры: 1. Постановка задач маркетингового исследования (идентификация проблемы; вы- явление объекта и предмета исследования; определение целей исследования; формирова- ние рабочей гипотезы; формулировка задач исследования; выбор метода исследования и метода сбора информации) 2. Планирование программы исследования (формирование плана исследования; планирование выборки; планирование концепции и разработка рабочих документов; фор- мирование бюджета) 9 3. Реализация исследование (подготовка персонала; выбор формы контроля работы персонала; сбор информации и контроль работы персонала) 4. Обработка и анализ информации (редактирование и кодирование данных; обра- ботка и анализ информации; подготовка аналитического отчета). Задайте ряд характеристик изделия, значимых для потребителя вы- бранного сегмента, оцените важность этих характеристик и ранжируйте наи- более значимые из них по потребительским предпочтениям. Считая, что у фирмы есть два основных конкурента, выпускающих аналогичные товары, задайте гипотетические характеристики товаров конку- рентов. Сформируйте стратегию маркетинга, направленную на совершенст- вование товара фирмы «Дока». 10 Приложение Белорусский национальный технический университет Факультет технологий управления и гуманитаризации Кафедра «Менеджмент» К О Н Т Р О Л Ь Н А Я Р А Б О Т А по дисциплине «Маркетинг» Вариант Выполнил: студент группы (фамилия, имя, отчество) Проверил: ст.преподаватель С.В.Марцева Минск 2017 11 Литература 1. Алексунин В.А. Международный маркетинг. Учебное пособие. – М.: Из- дательский Дом «Дашков и К», 2011. – 160с. 2. Багиев Г.Л., Моисеева Н.К., Никифорова С.В. Международный марке- тинг. – СПб.: Питер, 2014. – 512с. 3. Белановский С.А. Глубокое интервью. М.: Николо-Медиа, 2012. 4. Белановский С.А. Метод фокус-групп. М.: Николо-Медиа, 2013. 5. Беляевский И.К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, про- гноз: Учеб.пособие. – М.: Финансы и статистика, 2014. – 320с. 6. Веселов С.В. Маркетинг в рекламе. Рекламный рынок и его изучение. М.: Международный институт рекламы, 2012. Ч.1. 7. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Фин- пресс», 2015. – 496с. 8. Голубков Е.П. Маркетинг: Словарь-справочник. – М.: Дело, 2013. – 2-е изд. – 440с. 9. Домнин В.Н. Брендинг: новые технологии в России. СПб.: Питер, 2014. 10. Дудихин В.В. Конкурентная разведка в Internet. Советы аналитика / В.В.Дудихин, О.В.Дудихина. М.: ДМК Пресс, 2012 11. Завгородняя А.В., Ямпольская Д.О. Маркетинговое планирование. – СПб.: Питер, 2013. – 352с 12. Кожекин Г.Я., Мисербиева С.Г. Маркетинг предприятия: Учебное посо- бие. – Мн.: Книжный Дом; Мисанта, 2014. – 240с. 13. Крюгер А. Фокусные группы: Практическое руководство для прикладно- го исследования: пер. с англ. М.: Мир, 2005. 14. Кулибанова В.В. Прикладной маркетинг. – СПб.: Издательский дом «Не- ва», 2013. – 272с. 15. Маркетинговые исследования / Божук С.Г., Ковалик Л.Н. – СПб.: Питер, 2013. – 304с. 16. Маркетинговые исследования: Учеб.-метод. пособие / В.А.Бороденя. – Мн.: БГЭУ, 2011. – 94с. 17. Маркетинговые исследования: Учеб.пособие / Н.А.Елсукова. – Мн.: ЕГУ, 2012. – 72с. 18. Маркетинг: Учебник для вузов. 3-е изд. / Под общ.ред. Г.Л.Багиева. – СПб.: Питер, 2015. – 736с. 19. Маркетинг: Учебник для вузов / Н.Д.Эриашвили, К.Ховард, Ю.А.Цыпкин и др.; под ред. Н.Д.Эриашвили. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2012. – 623с. 20. Маркетинг: основы теории и практики: учебник / В.И.Беляев. – М.: КНО- РУС, 2015. – 672с. 21. Токарев Б.Е. Маркетинговые исследования: учебник. – М.: Экономист, 2012. – 624с. 22. Черчилль Г.А. Маркетинговые исследовании. – СПб.: Питер, 2015. – 752с. 23. Юнацкевич П.И. Маркетинг недвижимости: Учеб. пособие / Под ред. А.Н.Мошнова. – СПб.: Изд.дом «Сентябрь», 2012. 264с.