МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ Белорусский национальный технический университет Кафедра «Кораблестроение и гидравлика» ПРОЕКТИРОВАНИЕ КОНСТРУКТИВНОГО МИДЕЛЬ-ШПАНГОУТА СУДОВ ВНУТРЕННЕГО ПЛАВАНИЯ Методическое пособие Ч а с т ь 4 Минск БНТУ 2017 1 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ Белорусский национальный технический университет Кафедра «Кораблестроение и гидравлика» ПРОЕКТИРОВАНИЕ КОНСТРУКТИВНОГО МИДЕЛЬ-ШПАНГОУТА СУДОВ ВНУТРЕННЕГО ПЛАВАНИЯ Методическое пособие для студентов специальности 1-37 03 02 «Кораблестроение и техническая эксплуатация водного транспорта» В 4 частях Ч а с т ь 4 Рекомендовано учебно-методическим объединением по образованию в области транспорта и транспортной деятельности Минск БНТУ 2017 2 УДК 629.55.01(075.8) ББК 39.42я7 Х65 Авторы части: А. А. Хмелёв, В. В. Власов Р е ц е н з е н т ы : начальник управления морского и речного транспорта Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь А. Н. Чернобылец; начальник отдела «Белпромстройпроект» В. Г. Астахов Хмелёв, А. А. Проектирование конструктивного мидель-шпангоута судов внут- реннего плавания : методическое пособие для студентов специаль- ности 1-37 03 02 «Кораблестроение и техническая эксплуатация водного транспорта» : в 4 ч. Ч. 4 / А. А. Хмелёв, В. В. Власов. – Минск : БНТУ, 2017. – 31 с. ISBN 978-985-550-589-2 (Ч. 4). Методическое пособие составлено в соответствии с программой дисциплины «Конструкция корпусов судов», читаемой студентам-корабелам на факультете энер- гетического строительства Белорусского национального технического университета. Основное назначение методического пособия – помощь студентам-корабелам спе- циальности 1-37 03 02 «Кораблестроение и техническая эксплуатация водного транс- порта» при проведении расчетов и выполнении курсовых и дипломных проектов. Издается с 2010 г. Часть 3 (автор А. А. Хмелёв) вышла в 2013 г. Часть 4 подготовлена в соавторстве с В. В. Власовым. УДК 629.55.01(075.8) ББК 39.42я7 ISBN 978-985-550-589-2 (Ч. 4) © Хмелёв А. А., Власов В. В., 2017 ISBN 978-985-525-367-0 © Белорусский национальный технический университет, 2017 Х65 3 Введение Настоящая часть методического пособия является примером конкретного проектирования, по Правилам Речного регистра РФ 1995 г. (далее – Правила), конструктивного мидель-шпангоута сухо- грузного транспортного судна класса «О» водоизмещением 2620 т. Продольный разрез такого судна с указанием главных его частей и отсеков приведен на рисунке 1. Рисунок 1. – Продольный разрез открытого судна, схематический боковой вид: 1 – шкиперская; 2 – балласт; 3 – подруливающее устройство; 4 – кладовая; 5 – дизельное топливо; 6 – машинное отделение; 7 – цистерны подсланевых вод; 8 – балласт; 9 – румпельное отделение; 10 – ниша для якоря; 11 – тент; 12 – кают-компания; 13 – спасательная шлюпка; 14 – аппаратная; 15 – рулевая рубка; 16 – каюта; 17 – комингс грузового люка; 18 – грузовой трюм Для наглядного сравнения и выявления признаков подобия и от- личия от проектируемого судна близкое по водоизмещению судно класса «М» в виде схемы продольного разреза и планов верхней палубы и платформы приведено на рисунке 2. 4 Рисунок 2. – Универсальное сухогрузное судно грузоподъемностью 1500 т 5 Пример Спроектировать конструктивный мидель-шпангоут сухогрузного трюмного судна класса «О» водоизмещением D = 2600 т со следую- щими главными размерениями: расчетная длина L = 90 м; ширина В =13 м; высота борта Н = 4,8 м; осадка Т = 2,8 м; коэффициент общей полноты δ = 0,8; коэффициент площади мидель-шпангоута β = 0,99; коэффициент площади ватерлинии α = 0,9. Водоизмещение судна V = ρδLBТ = 1,0·0,8·90·13·2,8 = 2620,8 т. 12. ВЫБОР ШПАЦИИ И КОМПОНОВКА ОБЩЕГО РАСПОЛОЖЕНИЯ В соответствии с требованиями пункта 2.4.1.2 Правил Речного регистра шпация должна приниматься не более 650 мм, а рекомен- дуемая шпация а = 550 мм. Принимаем а = 550 мм. Проверяем число шпаций на длине L = 90 м: 90 163,6 0,55 n   шпации. Принимаем n = 164 шпации. L = 164·0,5 = 90,2 м. Максимальная длина Lmax = L·1,035 = 90·1,035 = 93,15 м. Длина носовой выступающей части н.ч 2,5l  м. Длина кормовой выступающей части к.ч 0,65l  м. 6 12.1. Носовая и кормовая части судна Длина форпика принимается равной половине ширины судна: ф 13 6,5 2 2 Bl    м. Принимаем длину форпика равной 12 шпациям: ф 12 12 0,55 6,6l a    м. Длина ахтерпика    ax ф 1...2 6,6 1...2 0,55 6,05...5,5l l a      м. Принимаем длину ахтерпика равной 10 шпациям: ax 10 10 0,55 5,5l a    м. Длину машинного отделения принимают по прототипу или опре- деляют по формуле    м.о 15...16 % 0,15...0,16 90,2 13,53...14,43l L    м. Определяем число шпаций на длине машинного отделения: 13,53...14,43 24,6...26,2 0,55  шпации. Принимаем длину машинного отделения равной 25 шпациям: м.о 25 0,55 13,75l    м. Длина топливной цистерны  т.ц 3...6 0.l a  7 Располагаем цистерну в объеме двойного дна и машинного отделения. Длина коффердама    к.ф 1...2 1...2 0,55 0,55...1,1l a    м. Принимаем к.фl  0,55 м. Определяем общую длину трюмов: тр ф ax м.о к.фl L l l l l      90,2 6,6 5,5 13,75 0,55 63,8      м. Определяем число шпаций на длине lтр: тр шп 63,8 116 0,55 0,55 l n    шпаций. Разделяем общую длину трюмов на три отдельных трюма с чис- лом шпаций в каждом из них: шп 116 39 3 n   шпаций. Длина каждого из трех трюмов тр шпl n а  39·0,55 = 21,45 м. Более удобный вариант – судно с тремя трюмами. Длину двух трюмов, расположенных в кормовой части судна, принимаем равной 40 шпациям, а длина трюма в носовой части судна – 37 шпаций или тр 40 0,55 22l    м. Длина носового трюма тр 37 0,55 20,35l    м. 8 12.2. Выбор количества и установка поперечных переборок В соответствии с требованиями пункта 2.4.6.8 Правил на судне длиной 90,2 м должно быть установлено не менее пяти непроница- емых переборок, включая форпиковую и ахтерпиковую, машинного отделения. Дополнительно к указанным включаем переборку коф- фердама. Схема общего расположения отсеков и переборок судна приве- дена на рисунке 12.1. Рисунок 12.1. – Общее расположение помещений на сухогрузном судне: а – боковой вид; б – трюм; 1 – ахтерпик; 2 – машинное отделение; 3 – грузовые трюмы; 4 – форпик; 5 – междудонное пространство; 6 – непроницаемые поперечные переборки 12.3. Выбор системы набора Систему набора принимаем смешанную. Средняя часть бортово- го набора и оконечностей судна на длине трех трюмов набирается по поперечной системе при наличии двойного дна. Палубный набор, набор двойного дна и днища производим по продольной системе. а б 9 13. ДНИЩЕВОЙ НАБОР СУДНА С ДВОЙНЫМ ДНОМ ПРИ ПРОДОЛЬНОЙ СИСТЕМЕ НАБОРА Высота междудонного пространства (п. 2.4.3.2 Правил) прини- мается равной 800 мм. Расстояние между флорами в пределах грузовых трюмов прини- мается трехкратной величине шпации (п. 2.4.3.1 Правил): 3 3 0,55 1,65A a    м. Минимальная толщина листов флоров кильсонов (п. 2.4.3.4 и таблица 2.4.1.1 Правил) принимается равной 8 мм. Толщина настила двойного дна для случаев, когда погрузка и раз- грузка предусмотрена грейферами (п. 9 таблица 4.1.1): н.д.д 10S  мм. Устанавливаем средний и по два боковых кильсона так, чтобы расстояние между ними и бортом не превышало 3 м (рисунок 13.1). Рисунок 13.1. – Установка кильсонов по ширине судна и разбивка на продольные шпации: 1 – двойное дно; 2 – диаметральный кильсон; 3 – боковой кильсон Толщина кильсона выбирается по таблице 2.4.1.1 Правил и при- нимается равной 8 мм (п. 22, таблица 4.1.1). Так как днищевой набор предусматривает продольную систему набора, принимаем шпацию продольного набора апр = 650 мм, что соответствует пункту 2.4.1.2 Правил. 10 Конструктивная схема флора с пропущенными через него про- дольными ребрами жесткости днища и двойного дна приведена на рисунке 13.2. Рисугнок 13.2. – Схема пересечения флора с продольными ребрами жесткости двойного дна и днища Момент сопротивления поперечного сечения продольных ребер жесткости днища с присоединенным пояском должен быть не менее 2 0 17,5 ( )W k ad T r m    2 37,5 1,0 0,55 1,65 (2,8 1,0 0,6) 49,41 см ,      где k0 = 1,0; а = 0,55 м – шпация; d = 0,55·3 = 1,65 – расстояние между флорами; Т = 2,8 м – осадка; r = 1 м – полувысота волны; m = 0,6. Принимаем L = 90 × 56 × 8; W = 55,5 см3; F = 11,2 см2; расстояние ЦТ = 7,96 см; Ix = 90,9 см4. Момент сопротивления поперечного сечения продольных ребер жесткости второго дна с присоединенным пояском должен быть не менее 2 2 0 17,5 7,5 1,0 0,55 1,65 4,8 53,9cW k a Hd     см3. Принимаем L = 90 × 56 × 8. 11 Толщину обшивки днища (таблица 2.4.1.1 Правил) определяем методом линейной интерполяции:  7 66 90,2 80 6,17 60 S     мм. L, м S, мм 80 6 140 7 Принимаем толщину обшивки днища 6 мм. Толщина скулового листа  17 90,2 80 7,17 60 S     мм. L, м S, мм 80 7 140 8 Принимаем толщину скулового листа 7 мм. 12 14. БОРТОВЫЙ НАБОР Бортовой набор набирается по поперечной системе набора. Рас- стояние между рамными шпангоутами принимается равным рассто- янию между флорами, т. е. трем шпациям. Получаем схему набора РххР, т. е. рамный, холостой, холостой и рамный шпангоуты, где d1 находится по формуле 1 3 3 0,55 1,65d a    мм, где d1 – расстояние между рамными шпангоутами. Момент сопротивлении поперечного сечения рамного шпангоута с присоединенным пояском должен быть не менее c 110 ,W kH d где k – коэффициент, определяемый по формуле 2 0,085 2 0,085 90,2 3,1;k L      Hc = 4,8 м – высота борта в рассматриваемом сечении; d1 = 1,65 м. 10 3,1 4,8 1,65 245,52W      см3. Размеры сечения рамного шпангоута определяем расчетным ме- тодом. Толщина стенки шпангоута принимается равной толщине об- шивки корпуса, толщина которой по таблице 2.4.1.1 определяется методом линейной интерполяции:  16 90,2 80 6,17 60 S     мм. L, м S, мм 80 6 140 7 Принимаем толщину стенки S = 6 мм. 13 Высота стенки профиля 2 20,86 0,86 245,52 80 23,2h Wm    см. Принимаем высоту стенки h = 230 мм. Толщина свободного приваренного пояска    1 1,25...1,75 1,25...1,75 6 7,5...10,5S S    мм. Принимаем S1 = 10 мм. Ширина свободного пояска    115...20 15...20 10 150...200b S    мм. Принимаем b = 180 мм. Сечение рамного шпангоута приведено на рисунке 14.1. Рисунок 14.1. – Сечение рамного шпангоута Так как высота борта судна H = 4,8 м, необходима установка двух бортовых стрингеров (п. 2.4.4.10 Правил). Учитывая известные рекомендации по установке бортового стрин- гера, устанавливаем его ниже ватерлинии судна с грузом, равной 2,8 м, и выше ватерлинии порожнем, равной 1,5 м. 14 Принимаем высоту расположения нижнего бортового стрингера, считая от основной линии, l = 1,6 м. Второй стрингер устанавлива- ем на высоте грузовой ватерлинии, равной 2,8 м. Размер сечения бортовых стрингеров принимаем равным разме- рам сечения рамного шпангоута, а именно 230 6 . 180 10   Момент сопротивления поперечного сечения холостого шпанго- ута с присоединенным пояском должен быть не менее 12 12 3,1 2,0 0,55 40,92W kla      см3, где k = 3,1 (смотрим набор сечения рамного шпангоута); l = 2 м – расстояние от верхнего бортового стрингера до палубы; a = 0,55 м – шпация. Принимаем уголок L = 75 × 50 × 8; F = 9,47 cм2; W = 39,8 cм3; Ix = 40,9 см4. 15 15. ПАЛУБНЫЙ НАБОР Набор палубы производим по продольной системе набора. Толщина палубного настила по таблице 2.4.1.1 Правил  16,5 90,2 80 6,67 60 S     мм. L, м S, мм 80 6,5 140 7,5 Принимаем S = 7 мм. Толщина палубного стрингера и ширстрека по таблице 2.4.1.1 Правил  18,5 140 90,2 7,67 60 S     мм. L, м S, мм 80 7 140 8,5 Принимаем толщину ширстрека и палубного стрингера равной 8 мм. При определении размеров поперечных сечений бимсов и кар- лингсов применяют характеристику В1, для проектируемого судна равную его ширине, т. е. В1 = В = 13 м (п. 2.4.5.2 Правил), и харак- теристику Lп – расстояние между поперечными переборками (фер- мами), равное 20,9 м. п 1 20,9 1,6 0,7. 13 L B    В соответствии с требованиями пункта 2.4.5.7 Правил при соот- ношении п 1 0,7L B  размеры карлингсов принимаются равными раз- мерам бимсов. 16 Размер высоты стенки рамных бимсов и полубимсов принимает- ся не менее 2/3 высоты рамного шпангоута. Отсюда высота стенки рамного бимса р.б 2 230 153 3 h    мм. Площадь поперечного сечения свободного пояска рамного бим- са принимается равной 0,75 площади свободного пояска рамного шпангоута: св.п 180 10 0,75 1350F     мм2. Принимаем размер сечения рамного бимса: стенка 153 × 6 мм; полка 150 × 9 мм. Момент сопротивления поперечного сечения продольных подпа- лубных ребер жесткости с присоединенным пояском должен быть не менее (п. 2.4.5.4 и п. 2.4.5.6 Правил): 2 2 13,6 3,6 0,55 1,65 5,39W ad     см3. Принимаем L = 45 × 28 × 4, F = 12,4 см2, Ix = 27,7см4; W = 6,96 см3. Момент поперечного сечения продольных подпалубных ребер жесткости с присоединенным пояском должен быть не менее  2 2CH 11,02 10 100 ,I KR f at d   см4, где K = 1.25; СН 235R  МПа – предел текучести материала; f = 2,80 cм2 – площадь поперечного сечения подпалубного ребра жесткости без присоединенного пояска; t = 7 мм = 0,7 см – толщина палубного настила; a = 0,55 м – шпация; d1 = 1,65 м – расстояние между рамными бимсами, п. 2.4.5.6 Правил.  2 21,02 10 1,25 235 2,8 100 0,55 0,7 1,65 335,8I           см4. 17 Принимаем уголок L = 90 × 56 × 8 см4, так как момент инерции 27,7xI  м4, определенный по формуле 2 13,6 ,W ad не удовлетворяет требованиям пункта п. 2.4.5.6 Правил. Определение размеров вырезов в палубе Ширина выреза в палубе не должна превосходить 0,70 ширины судна В в данном месте. Ширина выреза люка в палубе 0,7 0,7 13 9,1b B    м. Расстояние от борта судна до кромки люка составит 13 9,1 1,95 2 2 B b   м. На ширине палубы 1,95 м размещаем три продольные шпации размером 0,65 м каждая. Продольный комингс люка располагаем в одной вертикальной плоскости с боковым кильсоном, а в палубном наборе указанный комингс совпадает с карлингсом. 18 16. ПРОЕКТИРОВАНИЕ КОМИНГСОВ ЛЮКОВ Минимальная высота комингса люка для судов класса «О» долж- на быть не менее 1,0 м. Принимаем hк = 1,0 м. Толщина стенки комингса по таблице 2.4.1.1 Правил  111 140 90,2 10,17 60 S     м. L, м S, мм 80 9 140 11 Принимаем толщину стенки непрерывного продольного коминг- са люка S = 10 мм. Листы комингсов доводят до нижней кромки рамных бимсов и отгибают фланец шириной 10–12 толщин комингса. Эскиз поперечного сечения комингса приведен на рисунке 16.1. Рисунок 16.1. – Сечение комингса грузового люка: 1 – полка, швеллер № 33; 2 – бракета; 3 – ребро жесткости; 4 – бимс; 5 – отогнутый фланец 19 17. ПОПЕРЕЧНЫЕ ПЕРЕБОРКИ В РАЙОНЕ ГРУЗОВЫХ ТРЮМОВ Размер непроницаемой переборки по высоте простирается от дни- ща до палубы надводного борта, а по ширине – от борта до борта. В проектируемом судне принимаем плоскую переборку с набором. Рамные стойки устанавливаем в плоскостях кильсонов и кар- лингсов. Размер их сечения принимается равным размерам рамного бортового шпангоута, а именно: 230 6 180 10   . Момент сопротивления поперечного сечения холостой стойки пе- реборки принимается равным моменту сопротивления поперечного сечения холостого бортового шпангоута, а именно: L = 75 × 50 × 8. В плоскостях бортовых стрингеров на переборке устанавливаем два шельфа. Момент сопротивления поперечного сечения шельфов с присо- единенным пояском, см3, должен быть не менее момента сопротив- ления сечения бортового стрингера, т. е. размер сечения шельфов принимается равным размеру сечения вертикальной рамной стойки. Конструктивная схема переборки приведена на рисунке 17.1. Толщина нижнего пояса переборки  15 90,2 80 5,17 60 S     мм. L, м S, мм 80 5 140 6 Принимаем S = 5 мм. Толщину верхних поясков принимаем S = 4 мм. 20 Рисунок 17.1. – Плоская поперечная переборка: 1 – обшивка переборки; 2 – холостая стойка; 3 – карлингс; 4 – вертикальная рамная стойка; 5 – бортовой стрингер; 6, 7 – шельфы; 8 – уровень двойного дна 21 18. РАСЧЕТ ОБЩЕЙ ПРОЧНОСТИ СУДНА В соответствии с требованиями пункта 2.2.3.1 Правил определе- ние напряжений от общего изгиба проводят для двух случаев: про- гиба – при сжатой палубе и перегиба – при сжатом днище. Расчет выполняют для тех сечений корпуса, в которых можно ожидать наибольшие суммарные напряжения, например: в самом слабом сечении средней части судна, в местах окончания основных продольных связей, в сечениях у границ перехода одной системы набора в другую или изменения материала корпуса. В эквивалентный брус включаются все продольные связи корпуса в рассматриваемом сечении и идущие непрерывно на протяжении, большем чем удвоенная высота борта, при условии, что соединение этих связей с корпусом обеспечивает их участие в общем изгибе. Полусечение эквивалентного бруса проектируемого судна с пе- речнем сечений его продольных связей приведено на рисунке 18.1. Рисунок 18.1. – К расчету эквивалентного бруса 22 Определение геометрических характеристик эквивалентного бруса производят в табличной форме (таблица 18.1). Таблица 18.1 – Определение геометрических характеристик эквивалентного бруса в первом приближении Но ме р с вяз и Наименование связи Размер и площадь сечения связи Fi, см2 Отстояние от оси сравнения zi, м Стати- ческий момент площади Fizi, см2·м Пере- носный момент инерции Fiz2i, см2·м2 Собст- венный момент инерции связи Ic, см2·м2 1 Полка комингса № 33, 46,5 5,197 241,66 1255,90 – 2 Стенка ко-мингса 89,5  1,0 = 89,5 5,245 469,43 2462,15 5,90 3 Ребра жесткости 11,4  2 = 24,8 4,794 118,89 569,96 – 4 Лист палубы 0,7  210=147 4,796 705,1 3381,23 – 5 Палубный стрингер 0,8  60 = 48 4,796 230,21 1104,09 – 6 Ширстрек 0,8  96 = 76,8 4,32 331,77 1433,25 5,89 7 Лист борта 374  0,6 = 224,4 2,77 651,59 1804,90 143,48 8 Полка борто-вого стрингера 18  1,0 = 18 2,8 50,40 141,12 – 9 Стенка борто-вого стрингера 23  0,6 = 13,8 2,8 38,64 108,19 – 10 Полка борто-вого стрингера 18  1,0 = 18 1,6 28,8 36,48 – 11 Стенка борто-вого стрингера 23  0,6 = 13,8 1,6 22,08 35,33 – 12 Лист двойного дна 650  1,0 = 650 0,795 516,75 410,82 – 13 Ребра жесткости 11,2  7 = 78,4 0,794 62,25 49,43 – 14 Кильсон 3(80  0,8) = 192 0,4 76,8 30,72 – 15 Лист днища 585  0,6 = 351 0,003 1,05 0,003 – 16 Ребро жест-кости днища 7  11,2 = 78,4 0,006 0,470 0,0028 – 17 Ребро жесткости 5  1 = 5 4,855 24,275 117,85 – ∑ 2075,4 3570,08 12942,23 268,78 23 При этом собственный момент инерции связей прямоугольного сечения определяют по формуле 3 12c bhI  , см2·м2, где b и h, как площадь сечения, берут в сантиметрах, а оставшуюся высоту сечения h2 берут в метрах. Нормы допускаемых напряжений, выраженные в долях предела текучести материала, приведены в таблице 2.2.6.3 Правил. Конструктивные схемы днищевого, бортового и палубного пере- крытий приведены на рисунках 18.2–18.4. 24 Рисунок 18.2 25 Рисунок 18.3 26 Рисунок 18.4 27 Определяем положение нейтральной оси комингса: 3570,08 1,72 2075,4 i i i F zl F    м. Проводим нейтральную ось на сечении эквивалентного бруса на расстоянии 1,72 м от оси сравнения. Момент инерции сечения эквивалентного бруса относительно нейтральной оси сечения  2 2ф 2 i i c iI F z I l F       22 19242,23 268,78 1,72 2075,4 14144,28     см2·м2. Фактический момент сопротивления днища ф дн.ф 14144,28 8223,4 1,72 I W l    см2·м2. Фактический момент сопротивления палубы ф п.ф 14144,28 4592,3 4,8 1,72 I W H l     см 2·м2. Определение изгибающих моментов перерезывающих сил Изгибающий момент на тихой воде  2т.в 0,076 0,7c W BM k c BL c    20,076 1,0 3,24 13 90,2 0,82 0,7 39587,55        кНм, где 0,0856 0,0856 90,2 0,42 3,24;Wc L      2 20,6 0,2 10 0,6 0,2 90,2 10 0,42.L           28 Дополнительный волновой изгибающий момент (п. 2.2.1.10 Правил) 2д.в 0 1 298,1 ,M K K K BL h   где 0 131,24 1,7 1,24 1,7 1,090.2 BK L      для судов класса «О»; K1 = f(L) (таблица 2.2.1.10 Правил):  1 0,00134 0,000990,00099 100 90,2 0,000904;40K     н 2 20 20 2,82 2 1,38, 90,2 TK L      где Тн – осадка носом судна, принятая в данном случае осадке в гру- зовом состоянии; δ = 0,8 – коэффициент полноты водоизмещения; h = 2 м – расчетная высота волны. L, м К1 60 0,00134 100 0,00099 2д.в 98,1 1,0 0,000904 1,38 0,8 13 90,2 2 20710,6M           кНм. Расчетный изгибающий момент в миделевом сечении при пере- гибе судна р т.в д.в 39587,55 20710,6 60328,15M M M     кНм. Перерезывающая сила на тихой воде т.вт.в 39587,55 109,72 4 4 90,2 MN L    кН. 29 Дополнительная волновая перерезывающая сила д.в д.в 4 4 20710,6 918,43 90,2 M N L    кН. Определяем нормальные напряжения при перегибе судна. Напряжения в палубе р ф.п 60328,15 131,3 4592,3 M W     МПа < [σ]. Напряжения в днище р ф.дн 60328,15 73,32 8223,4 M W     МПа < [σ]. Напряжения в палубе при изгибе судна 6р 5ф.п 18876,95 10 41,37 4592 10 M W      МПа < [σ]. Допускаемые напряжения для наиболее удаленных от нейтраль- ной оси точек палубы и днища составляют (таблица 2.2.6.3)   вн0,75 0,75 235 176,25R     МПа. Заключение о спроектированном мидель-шпангоуте судна Как показывают расчетные обоснования, выполненные по Пра- вилам Речного регистра 1995 г. – надежность спроектированной конструкции обеспечена. 30 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Бочков, Б. Ф. Конструкция судов внутреннего и смешанного плавания / Б. Ф. Бочков. – Горький, 1980. – 84 с. 2. Допатка, Р. Книга о судах / Р. Допатка, А. Перепечко. – Ленинград : Судостроение, 1981. – 207 с. 3. Правила классификации и постройки судов внутреннего пла- вания: Речной регистр РФ. – в 4 ч. – Москва : Транспорт, 1995. – Ч. II. – 219 с. 4. Протопопов, В. Б. Конструкция корпуса судов внутреннего и смешанного плавания : учебник / В. Б. Протопопов, О. И. Свеч- ников, Н. М. Егоров. – Ленинград : Судостроение, 1984. – 376 с. ил. 5. Свечников, О. И. Расчет и проектирование конструкций судов внутреннего плавания / О. И. Свечников, И. И. Трянин. – Санкт- Петербург : Судостроение, 1994. – 376 с. 6. Шатило, С. Н. Основы теории и устройство судов внутреннего плавания / С. Н. Шатило. – Гомель : БелГУТ, 2004. – 261 с. 31 СОДЕРЖАНИЕ Введение .................................................................................................. 3 12. ВЫБОР ШПАЦИИ И КОМПОНОВКА ОБЩЕГО РАСПОЛОЖЕНИЯ ............................................................... 5 12.1. Носовая и кормовая части судна .............................................. 6 12.2. Выбор количества и установка поперечных переборок ........ 8 12.3. Выбор системы набора .............................................................. 8 13. ДНИЩЕВОЙ НАБОР СУДНА С ДВОЙНЫМ ДНОМ ПРИ ПРОДОЛЬНОЙ СИСТЕМЕ НАБОРА ......................................... 9 14. БОРТОВЫЙ НАБОР ...................................................................... 12 15. ПАЛУБНЫЙ НАБОР ..................................................................... 15 16. ПРОЕКТИРОВАНИЕ КОМИНГСОВ ЛЮКОВ ........................... 18 17. ПОПЕРЕЧНЫЕ ПЕРЕБОРКИ В РАЙОНЕ ГРУЗОВЫХ ТРЮМОВ ........................................................................ 19 18. РАСЧЕТ ОБЩЕЙ ПРОЧНОСТИ СУДНА ................................... 21 Список литературы ............................................................................... 30 32 Учебное издание ХМЕЛЁВ Александр Афанасьевич ВЛАСОВ Вячеслав Владимирович ПРОЕКТИРОВАНИЕ КОНСТРУКТИВНОГО МИДЕЛЬ-ШПАНГОУТА СУДОВ ВНУТРЕННЕГО ПЛАВАНИЯ Методическое пособие для студентов специальности 1-37 03 02 «Кораблестроение и техническая эксплуатация водного транспорта» В 4 частях Ч а с т ь 4 Редактор Т. Н. Микулик Компьютерная верстка Н. А. Школьниковой Подписано в печать 11.05.2017. Формат 6084 1/16. Бумага офсетная. Ризография. Усл. печ. л. 1,86. Уч.-изд. л. 1,45. Тираж 50. Заказ 775. Издатель и полиграфическое исполнение: Белорусский национальный технический университет. Свидетельство о государственной регистрации издателя, изготовителя, распространителя печатных изданий № 1/173 от 12.02.2014. Пр. Независимости, 65. 220013, г. Минск.