3 I. СИНТАКСИС 1.1. Определение. Синтаксис – раздел науки о языке, изучающий структуру предложения: его элементы и связи между ними. Предложение – цепочка слов, обозначающих законченную мысль. 1.2. Классификация. Существует несколько видов предложений: 1.3. Простое предложение. 1.3.1. Структура простого распространённого предложения. Простое распространённое предложение состоит из следующих компонентов (см. табл.1): 1. Подлежащее (кто? что?) – основной предмет мысли – находится на первом месте в предложении. 2. Дополнение (кого? что?) – дополнительный предмет мысли – находится на третьем месте в предложении. Сложноподчинённые A person who designs houses is an architect. Предложения Простые I design houses. Сложные Сложносочинённые I design houses and he is a decorator. 4 Таблица 1 Структура простого распространенного предложения Adv. mod = Adverbial modifier Attribute Oпределение= статический признак какой? Predicate Сказуемое= Отношение/ процесс/действ. Subject Подлежащее = основной объект мысли Object Дополнение= доп-ный объект мысли 1 2 3 Adv.mod. Adv. mod. Обстоя- тельство Обстоя- тельство Adv. mod. Обстоя- тельство Adv. mod. Adv. mod. Обстоя- тельство 4 0 5 окончание табл.1 S P O The firm Фирма builds строит tunnels. тоннели. Att +S P Att+O Att +AM A Turkish firm Турецкая фирма is building строит a railway terminal железнодорожный вокзал in our city. в нашем городе. Att/AM Att +S P Att+O AM Last year В прошлом году our firm наша фирма built построила a first class airport высококлассный аэропорт in Brest. в Бресте. S P+AM+P Att+O AM We Мы have already built уже построили a 22-story tower 22-x этажный небоскрёб downtown. в центре города. 6 3. Сказуемое (что делать?) – отношение, связь между подлежащим и дополнением - располагается между ними на втором месте. 4. Обстоятельство (где? когда? как?) – место, время, характеристика действия или отношения – помещается на периферии предложения (на нулевом или четвёртом месте) или рядом со сказуемым. 5. Определение (какой?) – характеристика предмета мысли (подлежащего, дополнения) или обстоятельства. Помещается рядом с определяемым словом (перед ним или после него) и образует группу подлежащего (Att+S, S+Att), дополнения (Att+O, O+Att), или распространённое обстоятельство (Att+Adv.mod, Adv.mod+Att). 1.3.2. Анализ структуры простого предложения. Для интерпретации предложения необходимо провести анализ его структуры, т.е. выделить ключевые элементы: сказуемое, подлежащее, дополнение, обстоятельство. Идентификация сказуемого  Определение сказуемого по показателям времени, залога, модальности. 1. Личные формы глаголов to be (am, is, are, was, were, will be, shall be, would be, should be), to have (has, have, had, will have, shall have), to do (do, does, did, will do, shall do). My friend is a civil engineer. Мой друг – инженер-строитель. We have passed the English exam. Мы сдали экзамен по английскому языку. The lecturer did not answer the students’ questions. Лектор не ответил на вопросы студентов. We shall do the translation next time. Мы выполним перевод в следующий раз. 7 2. Модальные глаголы и их эквиваленты (can/could/to be able to, may/might/to be allowed to, must/have to, be to, should, would, ought) The firm can offer a range of modern building materials. Эта фирма может предложить ряд современных строительных материалов. The students had to take 3 exams. Студентам пришлось сдавать 3 экзамена. We would like to decorate the house. Нам бы хотелось отремонтировать дом. 3. Окончание -es, -ed глагола. The team consists of 10 builders. Бригада состоит из 10 строителей. They reconstructed the central street last year. В прошлом году они реконструировали центральную улицу. Примечание1: окончание –es трактуется неоднозначно. Ср: The team consists (состоит) of 10 builders.(глагол в 3 лице) The teams (бригады) consist of 10 builders. (сущ. во мн. числе) Примечание 2: окончание –ed трактуется неоднозначно. Ср: They studied building materials.( глагол-сказуемое в Past Indefinite) Они изучали строительные материалы. The subjects studied were listed in the time-table. (Причастие II) Изучаемые предметы были перечислены в расписании. 4. Вторая форма неправильных глаголов. They built a concert hall at the central square. Они построили концертный зал на центральной площади. 8  Определение сказуемого по характерным признакам предшествующих и последующих членов предложения. 1. Сказуемое располагается после подлежащего, существительного в общем падеже или местоимения в именительном падеже (I, you, he, she, it, we, they). Philosophy lectures are very instructive. Лекции по философии очень содержательны. We have philosophy lectures on Mondays. У нас лекции по философии по понедельникам. 2. Сказуемое находится перед дополнением, выраженным существительным в общем падеже или местоимением в объектном падеже. The building houses the architecture department. В здании расположен архитектурный факультет. The lecturer asked them to take notes. Лектор попросил их делать записи. При отсутствии дополнения сказуемое предшествует обстоятельству, часто существительному/местоимению с предлогом: We went to the dean’s office. Мы отправились в деканат. Идентификация подлежащего  Позиция подлежащего может быть занята: 1. существительным в общем падеже (формальный показатель – артикль) The professor is in the lecture theatre. Профессор находится в лекционном зале. 2. местоимением в именительном падеже (I, he, she, it, we, you, they) We live in the center of Minsk. Мы живем в центре Минска. They attend lectures at the Technical University. 9 Они посещают лекции в техническом университете. 3. инфинитивом глагола To carry out research is necessary. Необходимо провести исследование. 4. герундием Translating new patents was an important part of work. Перевод новых патентов был важной частью работы.  Подлежащее предшествует сказуемому: The computer design program includes 3 components. Программа компьютерного проектирования включает 3 части. Идентификация дополнения  Позиция дополнения может быть занята: 1. существительным в общем падеже He decorates houses. Он отделывает дома. 2. местоимением в объектном падеже We read them (books). Мы их читаем (книги). 3. герундием She relies on our coming in time. Она надеется, что мы придем вовремя.  Дополнение следует за глаголом-сказуемым. I am designing a railway terminal. Я проектирую железнодорожный вокзал. Идентификация обстоятельства  Позиция обстоятельства заполняется: 10 1. существительным без предлога Last term we passed 3 exams. В прошлом семестре мы сдали 3 экзамена. 2. существительным с предлогом In this paper the author discusses three problems of modern physics. В этой работе автор обсуждает 3 проблемы современной физики. 3. наречием, часто с характерным суффиксом –ly Recently we have discussed this problem at the physics lecture. Недавно мы обсудили эту проблему на лекции по физике. 4. причастием Delivering the lecture the professor always gave a lot of examples. Читая лекцию, профессор всегда приводил много примеров. 5. герундием By introducing modern equipment we reduce the time of construction by 30%. С внедрением нового оборудования мы снижаем время строительства на 30 %. 6. инфинитивом To obtain good results we must control the experimental conditions. Чтобы получить хорошие результаты, мы должны контролировать условия эксперимента.  Обстоятельство располагается: 1. в начале предложения Next week we shall have a lecture in chemistry. На следующей неделе у нас будет лекция по химии. 2. в конце предложения The lecture will be held at the 15th teaching block. Лекция состоится в 15-ом корпусе. 11 3. рядом со сказуемым He often missed his English classes. Он часто пропускал уроки английского языка. I have just got a credit in hydraulics. Он только что получил зачет по гидравлике. Идентификация определения  Определение может быть выражено: 1. прилагательным The laboratory is equipped with new power generators. Лаборатория оснащена новыми силовыми генераторами. 2. существительным Power generation is studied during the first two lectures. Производство электроэнергии изучается на первых двух лекциях. 3. местоимением Their project was awarded a prize. Их проект был удостоен награды. 4. причастием The equipment installed at the lab was produced in Belarus. Оборудование, установленное в лаборатории, произведено в Беларуси. 5. инфинитивом The equipment to be installed in the lab will be delivered tomorrow. Оборудование, которое нужно установить в лаборатории, будет доставлено завтра. 6. герундием The curing period depends on the temperature. Время выдержки зависит от температуры. 12 Упражнения I. Определите сказуемое в следующих предложениях, используя показатели в форме сказуемого и порядок следования членов предложения. 1. Our team has delivered the necessary materials to the construction site. 2. The bridge crosses the river near the village. 3. The results obtained were analyzed by the post graduates. 4. These labs house all the necessary equipment. 5. Our aim is to get all the data available. 6. We want to measure the length of these bars. 7. The samples were taken to the lab for analysis. 8. They have been building the City Hall for 2 years. 9. Major expenses in buildings are for land, materials and labour. 10. The students’ first duty is to study. 11. The bridge seemed strong and reliable. 12. His task was designing a new type of machine. 13. We have finished mixing concrete before the rain. II. Определите подлежащее в следующих предложениях. 1. They checked the quality of the building materials every week. 2. The building equipment exhibition was held in May. 3. Last year the power engineering industry showed a rise by 7%. 4. In 2003 the railway terminal was reconstructed. 5. Concrete has become an important construction material. 6. This is the most beautiful part of the city. 7. To operate new machine-tool was very easy. 8. We are to take five exams at the end of this term. 9. Heating, insulation, air conditioning, and lighting have become basic parts of the architectural project. 10. Millions speak English all over the world. 11. Those were our first lessons of road engineering. 12. Nobody understood the importance of his invention at that time. 13. “Excellent” is my usual mark in chemistry. 14. Seven students didn’t pass their lab works last term. 15. It was a very informative article of the well-known scientist. 16. Decreasing the time of construction is our main task. III. Определите дополнение в следующих предложениях. 13 1. The young workers were not allowed to use the new equipment. 2. High labour cost influences the choice of techniques and materials. 3. A lot of time is given to studying the new method of work. 4. Every student wants to pass his or her exams successfully. 5. The engineers began discussing the reinforcement of the tower. 6. The scientist is always fond of solving complicated problems. 7. The plant produces heavy trucks. 8. This suggestion didn’t need discussing. 9. We have tested both motor cars. I liked the first better than the second. 10. The examiner asked everybody difficult questions. 11. Engineers always pay much attention to the quality of materials. 12. The students were asked to hand over their tests. 13. Who is responsible for unloading the ship? 14. Have you seen the chief engineer today? – I spoke to him yesterday. IV. Определите обстоятельство в следующих предложениях. 1. At the University the students are taught many different subjects. 2. According to the new plan the railway will be extended as far as the seaport. 3. They will study this subject next term. 4. This material should be treated with great care. 5. Owing to a special treatment the resistance of the compound improved. 6. We applied different methods to solve this problem. 7. The capacity of the engine has been greatly increased recently. 8. It is impossible to reduce the production expenses without using new technologies. 9. While mixing the concrete one should observe the right component ratio. 10. He drove the car very slowly because of heavy traffic. 11. He found this mineral by chance in the mountains many years ago. 12. On arriving at the construction site the lorries were immediately unloaded. 13. They examined a lot of metals to choose the most suitable one. V. Найдите в предложениях определения к подлежащему, дополнению и обстоятельству. 1. Architecture should meet requirements of civilized people. 2. Road surface strength depends on material quality. 3. The ultimate purpose of building techniques is to create a stable structure. 4. The methods used showed high productivity. 5. The teacher was 14 satisfied with the students’ term papers. 6. Advanced technologies must be used to increase the scale of production. 7. This cement is suitable for structures to be erected in seawater. 8. He has made some mistakes in his calculations. 9. The idea of improving the engine came to us after the accident. 10. We were the first to use these methods in research work. 11. The questions to be discussed at the conference are of great scientific interest. 12. The main object of his research was insulation material properties. 13. They obtained unexpected results during the second test. 14. The first bridge carrying such loads was built in our country. 1.3.3. Конструкция “There + to be”. Конструкция “There + to be” используется для сообщения о наличии в заданном месте некоторого количества неизвестных объектов: There are two airports in our capital. В нашей столице есть два аэропорта There is a big reservoir not far from the town. Недалеко от города есть большое водохранилище. Если указание места отсутствует, предложения переводятся выражениями “Имеется…”, “Существует…”. There are several popular building materials. Существует несколько популярных строительных материалов. 1.3.4. Безличные предложения. Безличные предложения имеют следующую структуру: It is necessary to… It is difficult to… It is important to… “It” является формальным подлежащим и не переводится. It is necessary to repeat this experiment. Необходимо повторить этот эксперимент. 15 1.3.5. Неопределенно-личные предложения Неопределенно-личные предложения имеют в качестве подлежащего неопределенно-личное местоимение one: One can take this exam on Monday. Можно сдавать этот экзамен в понедельник. One must get all credits by the end of May. Необходимо получить все зачеты к концу мая. One should attend the meeting. Следует посетить это совещание. 1.3.6. Эмфатические (усилительные) предложения Для выделения одного из членов предложения его помещают в конструкцию It is … that/who: It is my cousin who entered the Technical University. Именно мой двоюродный брат поступил в технический университет. It is the Technical University that my cousin entered. Мой двоюродный брат поступил именно в технический университет. It is last year that my cousin entered the Technical University. Именно в прошлом году мой двоюродный брат поступил в технический университет. Упражнения VI. Переведите предложения, обращая внимание на перевод структуры there+to be. 1. There are 16 departments at our university. 2. How many students are there in your group? 3. Is there an Extra-Mural Department at the Technical University? 4. There are all modern conveniences in the new students’ hostels. 5. There is a modern highway between the two capitals. 6. There are several methods of increasing the system reliability. 7. There was no opportunity to avoid the discussion of this incident. 8. There 16 will be a great demand for such specialists in the future. 9. There were three types of arches in ancient architecture. 10. There was a difficult article to be translated into Russian. 11. There haven’t been any troubles with the apparatus for two years. 12. There exist different opinions on this question. 13. There must be no doubt about the engine safety. 14. Are there any questions about this grammar structure? VII. Переведите предложения. Model: It is not easy to study foreign languages. – Не легко изучать иностранные языки. 1. It is necessary to switch off the light leaving the room. 2. It was rather difficult to repair the broken engine. 3. It is useful to take part in research work. 4. It is important to calculate the right amount of water in this solution. 5. It was not easy to tunnel the tube under the sea. 6. It is impossible to build modern roads without new materials and machines. 7. Is it possible to find suitable devices for your experiments? 8. It would be difficult to design this bridge without skilled engineers. 9. Is it mandatory to serve in the army in your country? VIII. Переведите предложения. Model: One must always observe traffic rules. – Нужно всегда соблюдать правила дорожного движения. 1. One should study a lot to become a skilled engineer. 2. One may take part in the discussion of this problem at the seminar. 3. One can enter the Technical University after passing entrance exams. 4. One usually hopes to find a well-paid job after graduating from the University. 5. One should be attentive at the lesson. 6. One may work in the laboratory only observing certain rules. 7. One should follow the instructions of the manual. 8. One mustn’t use mobile phones at the exams. 9. One ought to respect elderly people. 10. One cannot use the laboratory without the lab assistant. 11. One never knows the thoughts of other people. 12. One should learn all one’s life. 17 IX. Переведите предложения. Model: It was my colleague who designed this concert hall. – Именно (только) опытный механик смог починить мою машину. 1. It is an architect who designs buildings and makes plans for them. 2. It was my father who taught me to drive a car. 3. It was a young engineer who solved this problem. 4. It was concrete that replaced timber in bridge construction. 5. It was after the war that Minsk acquired its contemporary image. 6. It was bad road conditions that caused this accident. 7. It is not until you examine the substance thoroughly that you may use it in your research. 8. It is at the Technical University that you can become a qualified power engineer. 9. It was new materials that allowed constructing more durable and beautiful structures. 10. It was not till he failed the exam that he decided to learn more. 11. It is for electrical work that metal ladders must never be used. 12. It is at the construction site that prefabricated units are assembled. 1.4. Сложные предложения. 1.4.1. Сложносочиненные предложения. Сложносочиненные предложения состоят из двух равноправных предложений, которые соединяются союзами and, but. The University campus is situated in the center of Minsk, but the Power Engineering Department is located in the Vostok district area. Университетский городок находится в центре Минска, но факультет энергетического строительства располагается в микрорайоне Восток. 1.4.2. Сложноподчинённые предложения. В сложноподчиненном предложении выделяются главное и придаточное предложение, при этом придаточное предложение выполняет функцию одного из членов предложения: подлежащего, дополнения, сказуемого, обстоятельства или определения (см. табл.2). 18 Типы придаточных предложений Типы придаточных предложений и союзы (союзные слова) Примеры и перевод Подлежащее that, who, what, when, whose, how, why, whether/ if That he has made a mistake is strange. То, что он сделал ошибку, странно. Who will be the first to pass the exam is not clear. Не ясно, кто первый сдаст экзамен. It is not known whether (if) they will enter the University. Не известно, поступят ли они в университет. Дополнение that, where, when, why, how The instructor said that I had made a mistake. Преподаватель сказал, что я сделал ошибку. He wanted to know what we thought about it. Он хотел знать, что мы думаем об этом. We don’t know where he is. Мы не знаем, где он. Cказуемое that, where, when, why, how The trouble is that they are not ready for the exam. Всё дело в том, что они не готовы к экзамену. The problem is where to go. Проблема – куда пойти. Определительное who(m), that, which, whose, Ø I know the man whom you invited to the conference. Я знаю человека, которого вы пригласили на конференцию. This is the paper (which) I sent to my Canadian colleague. Вот статья, которую я отослал моему канадскому коллеге. 19 Обстоятельственное  времени when, wherever, while, as, after, till, until The students stood up when the lecturer came. Студенты встали, когда вошёл лектор. As soon as we got the text, we began translating it. Как только мы получили текст, мы начали его переводить.  места where, wherever They like to spend their holidays where they can feel comfortable. Они любят проводить отпуск там, где чувствуют себя комфортно.  причины as, because, for, since, now that He got high grades because he had learnt everything. Он получил высокую оценку, т.к. все выучил.  цели in order that, so that He turned on the video, so that we could watch a film about the USA. Он включил видео, чтобы мы могли посмотреть фильм о США.  образа действия as, as if, as through You are answering as if you didn’t know the rule. Вы отвечаете так, как будто не знаете правило.  следствия so(that) He came to the lecture theatre early so that he got a good seat. Он пришёл в лекционный зал рано и поэтому занял хорошее место.  уступительные through, although Though it was only 7.45 everybody was in the lecture theatre. Хотя было только 7.45, все уже были в лекционном зале.  условия if, unless, in case, provided (that), providing (that) She will not fulfill the task unless I help her. Она не выполнит задания, если я ей не помогу. 20 1.4.3. Бессоюзное подчинение. Придаточные определительные и дополнительные придаточные предложения нередко присоединяются к главному предложению без соответствующего союза (союзного слова), который в переводе должен быть восстановлен. I know (that) the exams will start in June. Я знаю, что экзамены начнутся в июне. Let us list the problems (which) we are going to discuss. Давайте перечислим проблемы, которые мы собираемся решить. Предлог после глагола переводится перед восстанавливаемым словом «который». The department you are studying at is the oldest at the University. Факультет, на котором вы учитесь, - старейший в университете. The lecturer he is speaking about will come at 5. Лектор, о котором он говорит, придёт в 5. 1.4.4. Условные предложения (Conditionals). Сложноподчиненные предложения условия передают значение желательности или возможности действия или процесса. Существует 3 типа условных предложений (см. таблицу 3). В типах 2 и 3 глаголы стоят в форме сослагательного наклонения: в главном предложении это сложные формы should would Indefinite Infinitive could Perfect Infinitive might в придаточном предложении – простые формы, совпадающие с формой Past Indefinite или Past Perfect глагола. Примечание: глагол to be представлен только в форме were. If I were a technical student I could take part in this conference. Если бы я был студентом технического вуза, я бы мог принять участие в конференции. без частицы “to”, 21 Таблица 3. Типы условных предложений Типы Пример и перевод Type I (real) If they build this power plant they will solve the power supply problem in the Republic. - Если они построят эту электростанцию, то решат проблему энергоснабжения в Республике. When I am an engineer I shall build the biggest power plant in Belarus. - Когда я буду инженером, я построю крупнейшую электростанцию в Беларуси. Type II (unreal present) If they built this power plant they would solve the power supply problem in the Republic. Если бы они построили эту электростанцию, то решили бы проблему энергоснабжения в Республике. If I were an engineer I would/could answer your question. Если бы я был инженером, я бы ответил на ваш вопрос. Type III (unreal past) If they had built this power plant last year they would have solved the power supply problem in the Republic. - Если бы они построили эту электростанцию в прошлом году, они решили бы проблему энергоснабжения в республике. инверсия Had they built this plant last year they would have solved the power supply problem in Belarus. Если бы они построили эту электростанцию в прошлом году, они решили бы проблему энергоснабжения в республике. Past Indefinite Would+ Indefinite Infinitive Past Indefinite would/could +Indef. Infinitive Past Perfect would +Perf. Infinitive Present Indefinite Future Indefinite Present Indefinite Future Indefinite 22 Упражнения X. Среди сложных предложений выберите сложноподчиненные предложения и переведите их. 1. Modern building materials are of course very common, but there is still some wood and paper in modern homes. 2. When the Empire State Building was built in 1931, it was the tallest building in the world. 3. Safety helmets are never made of rubber since rubber is a flexible material. 4. Many people in our country now live in separate flats and their homes have all modern conveniences. 5. Less than a year after he came to Petersburg Lomonosov was sent abroad to study metallurgy and mining. 6. The kitchen is often very small, and you never eat or entertain people there. 7. The scientist proved that the white light of the sun is composed of rays of light of all colours of the rainbow. 8. There was very little rain in Egypt and they constructed flat roofs. 9. This road has been used for many years but now it needs reconstructing. 10. A man who designs buildings and makes plans for them is called an architect. 11. Water is added to the mix and its amount affects the strength of the concrete. 12. If the battery is flat you should recharge it. XI. Определите тип придаточных предложений и переведите их на русский язык. 1. What is important for concrete strength is the correct proportion of aggregates. 2. Timber beams were used instead of stone blocks since timber is easier to cut and transport. 3. The main problem was that we didn’t have suitable machinery to repair the road. 4. Blocks of flats are now largely built out of prefabricated units which are often assembled actually on the construction site. 5. The shop buildings are also rather interesting though they often are identical in form. 6. Its record as the world's tallest building has been beaten but the Empire State Building remains uniquely fascinating. 7. What is important is the correct sequence of building operations. 8. Although their buildings were simple in construction, the Egyptian art of building was very beautiful. 9. The first houses in many parts of the world were made of wood, for those days the greater part of the Earth was covered with forests. 10. Although they were built without 23 cement, the remains of a few of them still exist. 11. The country was poor in timber and metal, so that the main material used for construction was granite. 12. You will get good results if you apply this method of calculation. 13. Concrete is used for building bridges because it is rigid. 14. The results of the experiment should be checked before you can use them in your report. 15. Don’t touch the wire until you have switched off the power. 16. If it is a concrete road, the concrete is laid on the top of the gravel. XII. Переведите предложения, обращая внимание на бессоюзное подчинение. 1. The methods we have just described are very effective. 2. We know electricity produces heat. 3. The instruments our plant produces help to automate production processes. 4. I think he has made a mistake in his calculations. 5. Every substance a man comes in contact with consists of molecules. 6. I think the drawing will be ready by tomorrow. 7. We know radio and radar systems play a very important role at any airport. 8. The information science gets about other galaxies comes through radiotelescopes. 9. The new materials our chemists developed were used in interior decoration. 10. The hostel our students live in is situated not far from the underground station. 11. We have already examined the methods we can employ instead the old ones. 12. The Japanese still measure a room by the number of tatami mats it can contain. 13. The main reason reinforced concrete is replacing timber is its greater strength. 14. The concrete properties are influenced by the properties of basic material we use. 15. The building design depends on its function and the materials it is made of. 16. New materials we use in road construction offer many advantages over the materials they replace. XIII. Переведите предложения на русский язык. 1. If he enters the Technical University he will be able to get the profession of a power engineer. 2. When he is in London he will contact the author of the article. 3. If she entered the Technical University she would get a good profession. 4. If I were you I’d add more water into the mixer. 5. If we had learned the new words we would have 24 translated the text. 6. If this student had passed the exams with his group, he could have had a nice holiday in the Crimea. 7. If you mix the ingredients in the right parts you will get high quality concrete. 8. If you got the books in the library you could get ready for the exam at home. 9. If he had looked through this journal he would/could have found a very interesting article in his field of research. 10. If our stay in London were longer we could visit Oxford as well. 11. If the students had been more careful, they wouldn't have broken the new apparatus. 12. If the engineer had been informed of the results before, he would have allowed you to repeat the test. 13. If we had used new methods, we would have saved a lot of time. 14. Had you applied your theoretical knowledge to your practical work, you would have got different results. 15. If I were in his place, I would refuse to stop the experiment. 16. If the mechanic were there, he would repair the equipment. 17. If the service life of the instrument had been prolonged, the economic effect would have been increased many times. 18. If they improve the engine’s capacity, they will be able to increase the speed of the truck. 19. Had the proper materials been selected, the failure would not have happened. 21. You would never get lost in a new city if you had a map of it. 22. If he had taken into account all the properties of prestressed concrete, he would have used it in his structure. XIV. Выберите правильный вариант оформления сказуемого. 1. The realization of this program for capital construction (will be/would be) possible if industrial methods of work were used. 2. Had they met with such difficulties before, they (would have known, would know) what to do now. 3. If the oil supply (stops/had stopped) even for a moment, serious damage might have resulted. 4. If a solid body (were heated/is heated), it will usually expand. 5. If the town is built according to the plan, its economy (will have developed/will develop) in a balanced manner. 6. If the scientists (find/found) some ways to predict earthquakes, it would be possible to evacuate people from the regions and thus save many human lives. 7. If they (needed/need) the equipment urgently, we could transport it by plane. 8. If I (were/was) in his place, I would refuse to stop the experiment. 9. If it were necessary to increase the 25 speed of this engine, it (could be achieved/could have been achieved) by using a special device. 10. The accident would not have happened, if they (had been/were) more careful. XV. Переведите предложения на русский язык. 1. Если бы у меня был компьютер, я бы мог быстро решить эту задачу. 3. Я уверен, что он поможет тебе, если ты попросишь. 4. Если бы у меня было время, я бы выучил немецкий язык. 5. Если бы вы приняли меры предосторожности, вы бы избежали аварии. 6. Если добавить слишком много воды, бетон будет непрочным. 7. На вашем месте я бы произвёл измерения несколько раз. 8. Если бы вы отремонтировали оборудование, вы бы могли использовать его в вашем эксперименте. 9. Если бы покрытие дороги было высокого качества, то возросла бы скорость движения. 10. Если дорожное покрытие будет высокого качества, то скорость движения возрастёт. 11. Если бы вы занимались исследовательской работой, вы бы поступили в аспирантуру. 26 II. МОРФОЛОГИЯ В настоящем разделе рассматриваются грамматические классы слов или части речи и та грамматическая информация (грамматические категории), которую передают слова, принадлежащие к соответствующему классу. Так, основными и наиболее многочисленными классами слов являются существительные (a bridge – мост, a tower – башня, an engineer – инженер), прилагательные (effective – эффективный, long – длинный, sophisticated – сложный) и глаголы (to build – строить, to equip – оборудовать, to recommend рекомендовать). При этом существительное передаёт информацию о числе предметов (bridges), падеже (the engineer's decision) и определённости (a tower – the tower), прилагательное имеет степени сравнения (short – shorter – the shortest), в то время как глагол всегда содержит информацию о времени (begins, was building, has changed) и залоге (were reconstructed, has been designed). Таблица 4. Основные части речи Часть речи Пример Существительное/ The Noun (N) a dam – плотина, a crane – кран, development – развитие; Прилагательное/The Adjective (Adj) long – длинный, effective – эффективный; Глагол/Verb (V) to build – строить, to obtain – получать; Местоимение/ The Pronoun (Pr) he – он, this – этот, what – что, that – который, herself – сама/себя; Наречие/ The Adverb (Adv) well – хорошо, widely – широко, eastwards – на восток; Союз/ The Conjunction (Con) And – и, when – когда, if – если; Числительное/ The Numeral (Num) eight – восемь, sixteen – шестнадцать, sixth – шестой; Предлог/ The Preposition (Prep) to – в, on – на, out of – из. 27 глагол причастие герундий инфинитив Кроме основных частей речи выделяют вторичные производные классы слов. Так, глагол является исходной формой для трех производных классов: причастия, герундия и инфинитива. причастие I причастие II developing разрабатывающий developed разработанный built построенный building строительство to build строить designing проектируя designed спроектирован broken разрушенный solving растворение to solve растворять Каждой из перечисленных частей речи посвящается отдельный раздел «Морфологии». В разделе даются: 1. краткая характеристика части речи; 2. классификации внутри части речи; 3. основные грамматические категории; 4. использование (функции) слов, относящихся к данному классу, в предложении; 5. особые синтаксические конструкции, «обороты», в которых употребляется данная часть речи (если таковые имеются); 6. словообразование (характерные аффиксы.); 7. производные формы (если таковые имеются). V+ing V+ed 3 f V V+ing to + V 28 1. Существительное (The Noun) 1.1. Определение. Существительное – часть речи, обозначающая предметы и явления, мыслимые как предметы. a hammer – молоток a plan – план research – научная работа а bridge – мост Brest – Брест construction – строительство 1.2. Классификация. Существительные делятся на несколько классов: 1.3. Категории существительного. 1.3.1. Число существительного. Исчисляемые существительные имеют формы единственного и множественного числа. Модели, по которым образуются формы множественного числа существительных, приведены в таблице 5. существительные нарицательные собственные Minsk Belarus Peter Brown конкретные абстрактные исчисляемые a tunnel – тоннель a house- дом неисчисляемые clay- глина concrete- бетон glass-стекло исчисляемые an aim-цель a thought-мысль a point - точка неисчисляемые information- информация work-работа 29 Таблица 5. Множественное число нарицательных существительных Способы образования множеств. числа: Примечания: 1. a dam → dams [dæmz] clay → clays [kleiz] a pipe → pipes [paips] a task → tasks [tΛsks] a press→ presses [presiz] a box → boxes [boksiz] Варианты орфографии: 2. a man → men a tooth → teeth a foot → feet a mouse → mice Cоставные существительные: ● a fireman → firemen ● a woman-scientist→women-scientists a man-doctor → men-doctors 3. datum→data phenomenon → phenomena basis → bases formula → formuli 4. a means (средство)→ means(средства) a fish (рыба, одна)→fish (рыба, соб. знач) Но: fishes – виды/сорта рыбы 5. только ед. число: information (информация), matter(материя) только множ. число: jeans (джинсы), scissors (ножницы). но: news (новости, ед.число). [z] a mix → mixes a press → presses после шипящих и свистящих согласных Ns,ss,ch,sh,x →Nes после звонких согласных и гласных после глухих согласных a city → cities a factory → factories но: clay → clays N→ N(e)s Ny →Nies a fresco → frescoes но: kilos, photos a knife → knives a life → lives a leaf → leaves Nf(e) → Nves a N → N Чередование гласной корня Уникальные формы Cоставные существительные: a boiler-house → boiler-houses но: a passer-by → passers-by a schoolboy → schoolboys a sister-in-law → sisters-in-law No → Nes Исключения : [s] [iz] 30 1.3.2. Падеж существительного. В английском языке существительное имеет 2 падежа: общий и притяжательный. Форма притяжательного падежа строится на основе общего (словарная форма): В притяжательном падеже употребляются названия людей, групп людей, животных, организаций, стран, обозначения временных периодов. Mike’s computer – компьютер Миши the children’s plan – план детей the dean’s office – кабинет декана the firm’s structure – структура фирмы the horse’s tail – хвост лошади America’s decision – решение Америки today’s exam – сегодняшний экзамен yesterday’s lecture – вчерашняя лекция 1.3.3. Категория определённости (употребление артикля). Артикль – специальный показатель определённости или неопределенности объекта, обозначаемого существительным, в предложении. Если объект не известен слушающему, то говорящий употребляет неопределённый артикль (a/an) перед нарицательным существительным, если речь идёт об одном объекте (You can see a bridge there), или использует N→N’s the engineer → the engineer’s recommendations (рекомендации инженера) Ns→Ns’ the engineers → the engineers’ recommendations (рекомендации инженеров) но: those men’s job (работа этих мужчин) 31 существительное без артикля, если объектов несколько (You can take exams every year). Если объект известен слушающему, соответствующее существительное употребляется с определенным артиклем, поэтому нередко определённый артикль может переводиться как «этот», «эти». You can see the bridge there. Вы можете видеть (этот) мост там. Основные случаи употребления артикля с нарицательным существительным представлены в таблице 6. Особые случаи употребления артикля в некоторых синтаксических конструкциях: a/an:  после слов such, quite, what: He gave us such a difficult task. She is quite a good lecturer. What a tall tower!  в значении «один» перед словами dozen, hundred, thousand, million, hour: The device weighs a hundred pounds. The experiment will be completed in an hour.  в устойчивых выражениях a lot of, a great many of, as a matter of fact, as a rule, for a long time и др.: A lot of new buildings have been built in Minsk.  в устойчивых словосочетаниях с глаголами to have, to take, to give: to have a cold, to have a good time, to have a rest, to take a shower, и др.: I had a long talk with my supervisor. 32 Таблица 6. Употребление артиклей с нарицательными существительными a/an Ø the объект не известен т.к.  упоминается впервые  единственный объект They have built a (new) road in our village. There is a bridge not far from here. This is a tunnel. It is a construction site. My friend is a designer. My friend, a designer, lives in Riga.  множество объектов: They built houses in Belarus. There are bridges not far from here. These are modern tunnels. They are construction sites. My friends are designers. My sons, designers, are here.  вещество First they put (some) gravel and sand into the mixer. The new bridge is made of steel and concrete. ― 33 объект известен т.к.  упоминается не впервые  речевая ситуация определяет объект как известный  имеется определение, выделяющее объект из класса однородных объектов  является уникальным и, следовательно, известным для говорящего.  имеется в виду весь класс объектов определённого рода ― ― They have built a new road. The road is quite expensive. The central avenue runs from east to west. Put the sand into the mixer [at a construction site]. This is the road I told you about yesterday. At the exhibition we shall demonstrate the most modern equipment. The Sun is the center of our planetary system. The house is a place for living. We have excellent jobs for the young. 34 Ø (значимое отсутствие артикля):  если существительное имеет определение, выраженное притяжательным, указательным, вопросительным или неопределённо-личным местоимением, количественным числительным, притяжательным падежом существительного: This is our University. Some classes were held in the lab. This lecture hall is the largest. Mary’s course paper is the best. What lecture is the most interesting? We have two lectures today.  если за существительным следует количественное существительное: We shall have our lecture in room 37.  c существительными – названиями наук: His favorite subject is physics.  c названиями дней недели, месяцев, времён года: On Friday the equipment will be installed.  c именами собственными, названиями городов, стран, континентов, а также с именами и фамилиями людей: Peter Ford is from Moscow.  в некоторых устойчивых словосочетаниях: at night, at home, at work, from time to time, by air, to have dinner, to go home и др.: The turbine will be sent by air. The:  с именами собственными:  названиями некоторых стран и городов 35 The United States is situated in North America.  названиями сторон света The Baltic states are to the north of Belarus. но: from east to west, from north to south.  обозначениями семьи в целом The Browns have been working in construction for a century. 1.4. Функции существительных в предложении. Существительные могут выполнять в предложении следующие функции (см. табл. 7). Таблица 7. Функции существительных в предложении Функция Пример 1. Подлежащее (subject) The house is large and comfortable. Дом велик по размерам и удобен. 2. Часть сказуемого (part of a predicate) It is a modern house. Это современный дом. 3. Дополнение (object) They are building a house. Они строят дом. 4. Определение (attribute) She designed residence house interiors. Она проектировала интерьеры жилых зданий. 5. Обстоятельство (adverbial modifier) She lives in a log house. Она живёт в бревенчатом доме. 36 1.5. Суффиксы существительных. N-or/-er (прибор, деятель): to mixa mixer – мешалка to contracta contractor - подрядчик V N-ion (действие): to actan action – действие to examinean examination – экзамен N-ment (событие, действие):to arrangearrangement – аранжировка N-ent/-ant (деятель) to assistassistant – помощник V N-ence/-ance (состояние) to assistassistance – помощь V N-al (действие) to removeremoval – удаление V N-ure (абстр. сущ.) to presspressure – давление N N-ship (абстр. сущ.) a fellowfellowship – членство A N-th widewidth – ширина A N-ness wetwetness – влажность A N-(i) ty densedensity – плотность Упражнения I. Распределите следующие существительные по рубрикам таблицы. Minsk, a student, equipment, water, a point, space, a physicist, architecture, a device, sand, concrete, matter, Belarus, Mr. Smith, an advantage, time, soil, a building, cement, a thought, thinking, a bridge, a reflection, temperature, pressure, a crane, a vehicle, an architect, wood. 37 Собственные Конкретные исчисляемые Конкретные неисчисляемые Абстрактные исчисляемые Абстрактные неисчисляемые Minsk a student water a point space II. Прочитайте существительные в форме множественного числа, обращая внимание на произношение. [s] [z] [iz] subjects achievements accidents marks scientists sites students cracks terms fields inventions reasons constructions tunnels degrees features engineers lorries motorways abilities buildings supplies houses bridges sciences branches advantages sources distances changes III. Образуйте формы множественного числа от следующих существительных: а) physicist, architect, test, method, system, road, highway, size, introduction, plant, temperature; b) ability, lorry, city, clay, waterway, country, opportunity, trolley, property, territory, story, supply, ray; c) stress, finish, bench, polish, cross, varnish, arch, torch; d) photo, kilo, potato, piano, tomato, grotto, fresco; e) shelf, knife, roof, life, wife, motif; 38 IV. Завершите таблицу форм единственного и множественного числа. Singular Plural Singular Plural particle particles workshop devices shelves plan improvement industries components photo equation object property V. a) Замените существительные с предлогом of формой притяжательного падежа. Model: The study of my father.→ My father's study. 1. The birthday of my brother. 2. The new dictionary of the student. 3. The question of the teacher. 4. The books of the boys. 5. The crew of the ship. 6. The order of the commander-in-chief. 7. The new house of my brother-in-law. 8. The speech of the President. 9. The answers of the students. 10. The streets of our city. 11. The plan of the architect. 12. The architectural image of Minsk. 13. The boundaries of the city. 14. The life of the student. 15. The opinion of the chief engineer. 16. The program of two months. 17. The decision of the government. b) Замените форму притяжательного падежа существительным с предлогом of. Model: The doctor's address. → The address of the doctor. 1. The chief’s instructions. 2. My elder sister's son. 3. The students' textbooks. 4. The teacher's new book. 5. The dean's opinion. 6. His friends' cars. 7. The girl's new computer. 8. My younger sister's profession. 9. The teachers' holiday. 10. The country's best theatre. 11. My friend's parents. 12. My friends’ arrival. 13. My collegue’s hobby. 14. Three weeks’ holiday. 15. The country’s economy. 39 VI. Вставьте артикли a/an, the там, где это необходимо. 1. There is … hostel opposite … University. 2. … most popular sport in our country is football. 3. I like … chemistry better than … physics. 4. … last night … moon was shining brightly. 5. … Nile flows into … Mediterranean. 6. My younger sister's husband is … accountant. 7. Don't sit on … grass. It's very wet. 8. … Europe and … America are separated by … Atlantic Ocean. 9. … London is … largest city in … England. 10. My mother is … engineer. 11. She is studying … hydraulics at the University. 12. I am going to … United States … next year. 13. … St. Petersburg was founded on … banks of … Neva by Peter … Great. 14. … winter begins in … December. 15. There is … power plant not far from our … city. 16. … power plant is … largest in our country. 17. … Browns spend their holidays in … Italy. 18. His friend is such … good civil engineer. 19. … room 37 is on … 3d floor. 20. … February is … shortest month of the year. VII. Определите функции существительных в предложении. 1. Concrete is a mixture of cement, water and aggregate. 2. Aggregate is composed of rock particles. 3. Vehicles, their drivers and passengers are carried inside double-deck wagons. 4. In the event of emergency or train breakdown the passengers will leave the train through the cross-passage into the service tunnel. 5. The service tunnel also ventilates the train tunnels with fresh air. 6. Folkstone is a seaside town which is also a cross-channel port. 7. George Stephenson is a railway locomotive inventor and pioneer of the railway. 8. The properties of materials are affected by solar radiation. 9. Scientific and engineering progress opens up wide prospects before man. 10. The driver has changed the direction of the motion of the bus. VIII. Найдите существительные в приведённом ниже списке: manufacture, transition, variable, wider, inventor, satisfy, effective, dependence, mean, affected, relationship, economics, opposite, emergency, lengthen, relevance, investigation, fitness, roadless. 40 2. Местоимение (The Pronoun) 2.1. Определение. Местоимение – часть речи, употребляемая вместо существительного при необходимости его повторного употребления. 2.2. Классификация. Местоимения представлены в языке большим разнообразием классов, перечисленных в таблице 8. Таблица 8. Типы местоимений (Pronoun types) 1. Личные 2. Притяжательные 3. Возвратные и усилительные Именит. п. Объектн. п. Присоед. Абсолютн. I me my mine myself You you your yours yourself He She It him her it his her its his hers its himself herself itself We us our ours ourselves You you your yours yourselves They them their theirs themselves 4. Указательные this/these, that/those, such, the same 5. Вопросительные Who, Whom, Whose, What, Which 6. Относительные и соединительные who, whose, what, which, that 7. Взаимные each other, one another 8. Неопределённые some, any, one, all, each, every, other, another, both, many, much, little, a little, few, a few, either, neither, no, none 41 2.3. Употребление местоимений в предложении. Каждый из типов местоимений может использоваться в предложении особым образом. 2.3.1. Личные местоимения. Личные местоимения имеют 2 формы. Именительный падеж используется, если местоимение выполняет роль подлежащего, объектный падеж – роль дополнения: He is a good engineer. Он – хороший инженер. The teacher explained the rule to him. Учитель объяснял ему это правило. Личное местоимение it (он, она, оно) необходимо отличать от других омонимичных форм: a) личное местоимение The bridge is quite new. It was built in 1996. Мост довольно новый. Он был построен в 1996 году. б) неопределенное местоимение в безличных предложениях It is necessary to build a new airport. Необходимо построить новый аэропорт. в) указательное местоимение We have designed a new railway terminal. It was a challenge for our firm. Мы построили новый железнодорожный вокзал. Для нашей фирмы это была трудная, но интересная задача. 2.3.2. Притяжательные местоимения. Притяжательные местоимения преимущественно используются как определения к существительному: Our task is difficult. - Наша задача трудная. 42 Если существительное опускается, используется абсолютная форма: His results are good, but yours are better. Его результаты хорошие, но ваши – лучше. The car is mine. – Эта машина – моя. 2.3.3. Указательные местоимения. Указательные местоимения в основном используются как определения: He built these tunnels. Он построил эти тоннели. That equipment must be installed as quickly as possible. То оборудование должно быть установлено как можно скорее. Указательное местоимение that (those) необходимо отличать от других омонимичных форм: a) указательное местоимение that/those (тот, та, то, те) That bridge is more suitable. Этот мост более подходящий. б) слово, заменяющее предшествующее существительное Some properties of air are similar to those of water. Некоторые свойства воздуха аналогичны свойствам воды. в) союз, вводящий придаточные дополнительное и подлежащее We know that he is a good engineer. Мы знаем, что он хороший инженер. That these students will become good specialists is certain. То, что эти студенты станут хорошими специалистами, не вызывает сомнения. г) союзное слово, вводящее придаточное определительное предложение Here is the house that was built by our company in 2000. Вот дом, который был построен нашей компанией в 2000 году. д) элемент конструкции “It is … that” 43 It is the airport that must be shown to the expert. Именно этот аэропорт следует показать эксперту. 2.3.4. Неопределённые местоимения. Some/any (немного, некоторое количество, несколько) и их производные something/somebody/someone, anything/anybody/anyone Таблица 9. Употребление местоимений some/any и их производных Some+ Any+ В утверди- тельном предло- жении. They got some new trucks. - Они получили несколько новых грузовиков. а) В значении «любой». You can take any truck you like. - Вы можете получить любой грузовик, который вам нравится. б) в условных предложениях. If anything happens, our mechanic will help you. – Если что-нибудь случится, наш механик поможет вам. В отрица- тельном предло- жении. __ They didn’t get any new trucks. - Они не получили новых грузовиков. В вопроси- тельном предло- жении. В побудительных и специальных вопросах. May I ask you some questions? – Можно задать несколько вопросов? Where can I get some water? – Где можно взять немного воды? В общих вопросах. Did they get any new trucks? - Они получили новые грузовики? Is anyone ready to answer the question? – Кто-нибудь готов ответить на вопрос? 44 Many/ much, few/ little (много, немного, мало) A few/ a little (немного, несколько = достаточно) Таблица 10. Употребление местоимений many/ much, (a)few/(a) little С исчисляемыми существительными С неисчисляемыми существительными Many bridges across the river are of modern design. - Многие мосты через эту реку сделаны по современным проектам. You need much patience to learn all these words. - Чтобы выучить эти слова, вам надо много терпения. There are few tunnels in this part of the country. - В этой части страны имеется мало тоннелей. There is too little water in the mixture. – В растворе слишком мало воды. We have a few tasks to fulfill. - Нам надо выполнить несколько заданий. Add a little water to the mixture. - Добавьте в смесь немного воды. One (все, включая говорящего) One should attend all English lessons. Следует посещать все уроки английского языка. One must perform one’s task. Надо выполнять свое задание. Неопределенное местоимение one необходимо отличать от других омонимичных форм: а) числительное The workers have unloaded only one lorry. Рабочие разгрузили только один грузовик. б) слово-заменитель New engines are more efficient than the old ones. Новые двигатели производительнее старых. 45 Упражнения I. Найдите местоимения и определите их функции в предложении. Переведите предложения. 1. She translated this text without any mistakes. 2. Everybody considers his invention useful. 3. If your car breaks down, you may use mine. 4. They will be glad to explain these rules to you. 5. Your task is rather complicated but it should be done as soon as possible. 6. Scientists knew little about those phenomena before his discovery. 7. I can repair this device myself. 8. We obtained this substance in our laboratory. It will be used in our experiments. 9. Nobody could give such information to us. 10. You have added too much water to the concrete. It will not harden. 11. Everyone knew that the best design was hers. 12. They offered me any help in my research. 13. Both buildings were designed by the same architect. 14. If you have few instruments, we can give you another laboratory. 15. The students made all measurements and calculations themselves. II. Вставьте местоимения much/many, little/few, a little/a few. There are ... high buildings in the center of Minsk. 2. Do you know ... or ... about your future profession? 3. He has … knowledge of the subject because he reads a lot. 4. You will require … facts to prove your theory. 5. In the library we have only … books on this problem. 6. They gave us very … information about the new material. 7. A young engineer has … opportunities to find a good job. 8. The student was asked only … extra questions at the exam. 9. I shall be ready in a minute. I need … time to review the words. 10. Are there … computers in your laboratory? 11. Our University has … facilities for sport. 12. Can you give me … time to complete the experiment? 13. He said only … sentences about his new project. 14. The new design still needs … improvement. 15. The new railway station building should fulfill … practical as well as expressive requirements of civilized people. 16. You can add only … water in the mixture to make concrete harder. 46 17. I need … nails to fix this small picture on the wall. 18. If you apply … glue the box can be broken. III. Вставьте местоимения some, any, no или их производные. 1. If there are … words you don’t know, you may use a dictionary. 2. Do you have … work to do? 3. The teacher explained the new task very clearly and the students had … questions. 4. Are there … explanations of this phenomenon? 5. You may employ … methods to solve this complex problem. 6. Would you like to visit … research laboratories? 7. There was … opportunity to construct the bridge without new materials. 8. We could get there only by ferry because there was … tunnel under the channel at that time. 9. If you have … to read, I can offer you some English newspapers. 10. It seems that he knows … important about the test results. 11. We didn’t find out … new about the substance properties during the experiment. 12. The architect wanted to change … in his project. 13. The road engineers will have to do … with this damaged part of the highway. 14. Is there … you can improve in your report? IV. Определите, в каких предложениях it является личным местоимением. 1. Concrete is used for building bridges because it is rigid and durable. 2. It is interesting to study foreign languages. 3. A new tunnel was built in the region. It is the longest in Europe. 4. It is difficult to translate this text. It has a lot of special terms. 5. It is necessary to test the engine. It is of new design. 6. The road needs reconstruction. It was damaged by a heavy flood. 7. It was important to replace the heating system. It is old and unreliable. 8. The temperature should be maintained at the same level all the time. It is essential for our experiment. 9. The research was carried out in our laboratory. It was a success. V. Определите, в каких предложениях that является указательным местоимением. 1. The capacity of new power stations is much higher than that of the old ones. 47 2. That highway was reconstructed some years ago. 3. The engineer was quite sure that the strength of that material could be improved. 4. That the mechanic didn’t check the break system is impossible. 5. That mechanic can check the oil level in your car engine. 6. The density of wood is less than that of concrete. 7. The details that have been damaged should be replaced immediately. 8. Nobody was responsible for that accident. 9. That air conditioning system will be installed in our laboratory. VI. Определите, в каких предложениях one является местоимением. 1. One should study a lot to become a good engineer. 2. New measuring instruments are more accurate than the old ones. 3. One must prove one’s theory with convincing facts. 4. One of the students tested a new method of concrete mixing. 5. One should work at the construction site at least one or two years. 6. After the road pavement was improved one can easily drive at high speed. 7. Sometimes one faulty detail can cause damage of the whole structure. 8. Diesel engine is more economical than petrol one. 9. One must observe safety rules. 10. We shall repeat one of those experiments. 11. One can use concrete and glass in the airport design. 48 3. Прилагательное (The Adjective) 3.1. Определение. Прилагательные – класс слов, обозначающих свойство, качество или отношение: long – длинный reliable – надёжный expensive – дорогой heavy –тяжёлый 3.2. Категории прилагательного. 3.2.1. Категория сравнения. Многие прилагательное имеют 3 формы: положительную, сравнительную и превосходную. Таблица 11. Степени сравнения прилагательных (Degrees of comparison) Структурные типы прилагательных Положительная степень Сравнительная степень Превосходная степень 1. Односложные и двусложные small large big easy smaller larger bigger easier the smallest the largest the biggest the easiest 2. Многосложные* important effective more important more effective the most important the most effective 3. Исключения good bad much/many little far better worse more less farther/further the best the worst the most the least the farthest/the furthest *Примечание: Некоторые двусложные прилагательные могут образовывать степени сравнения обоими способами: simple – simpler/more simple – the simplest/the most simple narrow – narrower/ more narrow – the narrowest/ the most narrow 49 3.3. Употребление прилагательных в предложении. Таблица 12. Сравнительные конструкции As…as – такой же..., как…, As high as 2 m Высотой 2 метра As wide as 5 km Шириной 5 км As heavy as 8 kilos Весом 8 кг As long as 4 cm Длиной 4 см Twice as… as – в два раза Three times as … as - в три раза The same as – такой же…, English is as important as chemistry. Английский язык так же важен, как химия. The tower is as high as 83 m. Башня имеет высоту 83 м. The highway is as long as 25 km. Эта магистраль имеет длину 25 км. Oil is twice as expensive as it was two years ago. – Нефть стоит в два раза дороже, чем два года назад. Our University is three times as big as yours. – Наш университет в три раза больше, чем ваш. He got the same result as me. – Он получил такой же результат, как и я. Not as (so)…as –не такой, как Timber is not as strong as concrete. Дерево не такое прочное, как бетон. >more… than – больше, чем