70 УДК 621-82 РАСЧЕТ ГИДРОДИНАМИЧЕСКИХ МУФТ С ОБЬЕМНЫМ РЕГУЛИРОВАНИЕМ студенты группы 101721 Лаптанович Д.М., Холод С.Н. Научный руководитель — канд. техн. наук, доцент Бартош П.Р. Гидромуфта была создана в Германии в 1909-1910 годах профес- сором Фиттингером и впервые была применена в качестве эластич- ной связи двух валов на судне.В настоящее время гидромуфты ис- пользуются для передачи мощности от 0,5 до 35000 кВт в одном агрегате и более. Гидродинамические муфты содержат центробежный насос и ре- активную турбину (лопастные колеса), соединѐнные соответственно с ведущим и ведомым валами. При вращении насосного колеса от двигателя жидкости сообщается запас кинетической энергии и энергии давления, поэтому поступающая жидкость на лопатки тур- бинного лопастного колеса, преобразует этот запас энергии в меха- ническую работу на ведомом валу и вращает его. Связующим зве- ном между ведущим и ведомым звеньями является жидкость. По- этому передача энергии происходит с определенными потерями из- за проскальзывания турбины по отношению к насосу и других по- терь. Регулирование гидромуфты производят с целью изменения ча- стоты вращения ведомого вала при неизменной частоте ведущего. Его осуществляют путем воздействия на форму проточной части, либо изменением степени наполнения муфты жидкостью. Оценка энергетических и эксплуатационных качеств гидромуфт может быть проведена с помощью экспериментальных и теоретиче- ских характеристик. Различают внешние(моментные), универсаль- ные и приведенные характеристики гидромуфт. Литература 1.Стесин С.П. Гидродинамические передачи / С.П. Стесин.— М.:Машиностроение, 1973.