Гуманитарные и социально-экономические науки Вестник БНТУ, № 3, 2011 51 Г У М А Н И Т А Р Н Ы Е И С О Ц И А Л Ь Н О - Э К О Н О М И Ч Е С К И Е Н А У К И УДК 338.24(476) ПРИМЕНЕНИЕ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ Канд. экон. наук, доц. ГОЛУБОВА О. С., студ. ГОЛУБОВА Н. А. Белорусский национальный технический университет Малое предпринимательство представляет собой перспективно развивающийся сектор экономики, постепенно увеличивающий свой вклад в обеспечение общего экономического роста республики. В Беларуси к субъектам малого предпри- нимательства относятся: • индивидуальные предприниматели, заре- гистрированные в Республике Беларусь; • микроорганизации – зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие органи- зации со средней численностью работников за календарный год до 15 человек включительно; • малые организации – зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие органи- зации со средней численностью работников за календарный год от 16 до 100 чел. включитель- но [1]. К субъектам среднего предприниматель- ства согласно Закону о поддержке малого и среднего предпринимательства [2] относятся зарегистрированные в Республике Беларусь ком- мерческие организации со средней численно- стью работников за календарный год от 101 до 250 человек включительно. Согласно ст. 3 Закона Республики Беларусь от 16 октября 1996 г. № 685-XІІІ «О государ- ственной поддержке малого предприниматель- ства в Республике Беларусь» под субъектами малого предпринимательства понимаются пред- приниматели, осуществляющие свою деятель- ность без образования юридического лица, и юри- дические лица со следующей среднесписочной численностью работников: • в промышленности и на транспорте – до 100 чел.; • в сельском хозяйстве, включая фермерские (крестьянские) хозяйства, и научно-техниче- ской сфере – до 60 человек; • в строительстве и оптовой торговле – до 50 чел.; • в розничной торговле и бытовом обслужи- вании населения – до 30 чел.; • в других отраслях непроизводственной сфе- ры – до 25 чел. Малые предприятия и предприниматели, осуществляющие свою деятельность без обра- зования юридического лица, занимающиеся не- сколькими видами деятельности, относятся к субъектам малого предпринимательства по кри- териям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в объеме реализации про- дукции (работ, услуг) за квартал [2]. Положение об упрощенной системе налого- обложения утверждено Указом Президента Рес- публики Беларусь от 09.03.2007 № 119 (с уче- том изменений и дополнений) [3]. Пунктом 11 данного Положения установлены различные ставки налога при упрощенной системе налого- обложения (6 % – для организаций, уплачиваю- щих налог на добавленную стоимость, и 8 % – для организаций, не уплачивающих налог на добавленную стоимость), которые избираются организацией при переходе на упрощенную систему налогообложения [4]. При формировании стоимости строитель- ных работ, учитывая специфику ценообразова- ния в строительстве и порядок включения налогов в стоимость строительных работ, Мин- стройархитектуры разработало и опубликовало в своем письме от 01.04.2010 № 04-2-04/1130 [4] условный пример расчета налогов и отчис- Гуманитарные и социально-экономические науки Вестник БНТУ, № 3, 2011 52 лений с учетом особенностей налогообложения для включения в стоимость выполненных ра- бот, определенных по ресурсно-сметным нор- мам в ценах и нормах на 01.01.2006, с учетом норм постановления Минстройархитектуры Бе- ларуси от 03.12.2007 № 25 (с изменениями и дополнениями) (далее – Инструкция № 25) [5]. Наглядно установленную систему примене- ния индексов изменения стоимости, а также включения отдельных налогов, сборов и отчис- лений в стоимость строительных работ отобра- жает табл. 1. Рассмотрим на конкретном примере алгорит- мы включения налогов и отчислений в стоимость строительных работ. Для анализа выбраны рабо- ты по установке окон и дверей из ПВХ со стекло- пакетами в проемы панелей «Сэндвич». Сегодня в Республике Беларусь большое количество субъ- ектов малого предпринимательства занимается узкоспециализированными работами. Для сравнительного анализа уровня цен ве- личины прибыли и сумм налогов, включаемых в стоимость строительных работ, в данной ра- боте рассмотрены пять вариантов расчета сто- имости работ: 1 – для организаций, работающих по обще- установленной системе налогообложения; 2 – для организаций, работающих по обще- установленной системе налогообложения при строительстве объектов, строительные работы по которым освобождены от налога на добав- ленную стоимость (строительство жилья, гара- жей, стоянок, работ по строительству, содер- жанию и ремонту объектов садоводческих то- вариществ); 3 – для организаций, работающих по упрощен- ной системе налогообложения с уплатой НДС; 4 – для организаций, работающих по упро- щенной системе налогообложения с освобож- дением от НДС; 5 – для организаций, работающих по упро- щенной системе налогообложения, плательщи- ков НДС при выполнении работ, освобожден- ных от НДС (строительство жилья, гаражей, стоянок, работ по строительству, содержанию и ремонту объектов садоводческих товариществ). Базисная стоимость накладных расходов и плановых накоплений определяется по норма- тивам, утвержденным постановлением Мин- стройархитектуры от 16.01.2008 № 1 «Об утверждении норм накладных расходов и пла- новых накоплений», от величины затрат на за- работную плату рабочих-строителей и заработ- ной платы в составе затрат на эксплуатацию строительных машин и механизмов [6]. Остальные затраты, учитываемые в стоимости строительных работ приняты по нормам, уста- новленным Инструкцией № 25. В результате расчетов получены суммы стоимости строительных работ, налогов, сборов и отчислений, нормативной прибыли, включа- емой в стоимость работ и остающейся в распо- ряжении подрядчика после уплаты налогов из прибыли (табл. 2). Таким образом, стоимость работ без учета материалов и налогов одинакова в вариантах расчета 1 и 3, а также одинакова для вариантов расчета 2, 4 и 5 (рис. 1). Это связано с особен- ностями формирования стоимости на объектах, освобожденных от НДС, для которых суммы входного НДС относятся на увеличение себе- стоимости товаров, работ, услуг. Таблица 1 Система включения отдельных налогов и отчислений в стоимость работ Наименование составляющих цены Общеустановленная система налогообложения Упрощенная система налогообложения С уплатой НДС Освобождение от НДС С уплатой НДС Без уплаты НДС Освобождение от НДС Индексы изменения стоимости Без НДС С НДС Без НДС С НДС С НДС Отчисления в инновационный фонд Минстройархитектуры До 13,5% Нет Не исчисляется Ставки налога при упрощенной системе налогообложения Не исчисляется 6 % 8 % 6 % НДС 20 % Нет 20 % Нет Нет Гуманитарные и социально-экономические науки Вестник БНТУ, № 3, 2011 53 Таблица 2 Стоимостные показатели цены строительных работ № п/п Наименование показателя Общеустановленная система налогообложения Упрощенная система налогообложения С НДС Без НДС С НДС 6 % Без НДС 8 % Без НДС 6 % Вариант расчета 1 2 3 4 5 1 Выручка 37370044 32652582 35072213 35491937 34736789 2 Налоги, 9899190 2379 7601359 2841734 2086586 в том числе 3 отчисления в Белгосстрах 2379 2379 2379 2379 2379 4 НДС 6228341 5845369 5 Инновационный фонд 13,5 % 3668470 6 Налог, уплачиваемый из выручки 6 % 8 % 6 % 1753611 2839355 2084207 7 Материалы без НДС 25262253 25262253 25262253 25262253 25262253 8 Материалы с НДС 30314703 30314703 30314703 30314703 30314703 9 Добавленная стоимость с налогами 7055341 2337879 4757510 5177234 4422086 10 Стоимость работ без учета налогов 27470854 32650203 27470854 32650203 32650203 11 Стоимость работ без учета материалов и налогов 2208601 2335500 2208601 2335500 2335500 12 Плановые накопления 299381 299381 299381 299381 299381 13 Рентабельность продаж 1,090 % 0,917 % 1,090 % 0,917 % 0,917% 14 Рентабельность затрат 1,102 % 0,925 % 1,102 % 0,925 % 0,925% 15 Налоги из прибыли: налог на прибыль, 24 % 71851 71851 16 налог в местные фонды, 3 % 2156 2156 17 Чистая прибыль 225374 225374 299381 299381 299381 18 Рентабельность продаж по чистой прибыли 0,820 % 0,690 % 1,090 % 0,917 % 0,917 % 19 Рентабельность затрат по чистой прибыли 0,829 % 0,697 % 1,102 % 0,925 % 0,925 % Рис. 1. Стоимость работ без учета материалов и налогов, руб. Далее рассмотрим зависимость цены строи- тельных работ от системы налогообложения, применяемой в организации (рис. 2). Таким образом, стоимость работ при обще- установленной системе налогообложения выше стоимости при упрощенной системе налогооб- ложения со ставкой 6 % на 6 %, при упрощен- ной системе со ставкой 8 % – на 5 %. При стро- ительстве объектов жилого фонда наиболее вы- годные условия по цене может предложить организация, работающая по общеустановлен- ной системе налогообложения. Стоимость та- ких работ ниже стоимости, установленной ор- ганизациями, работающими по упрощенной системе налогообложения со ставкой 6 % на 6,4 и 8,7 %. Разница стоимости выполняемых работ (рис. 2) в первую очередь объясняется разницей налоговых платежей, включаемых в стоимость строительных работ (рис. 3). 2 208 601 2 208 601 2 335 500 2 335 5002 335 500 с НДС Без НДС (жилье, гаражи, стоянки) с НДС без НДС без НДС для жилья Общеустановленная система налогообложения Упрощенная система налогообложения 2360000 2340000 2320000 2300000 2280000 2260000 2240000 2220000 2200000 2180000 2160000 2140000 2208601 23 550 23 5 0 2335 0 2208601 С Н С Н Без Без НДС для илья Без ( , г , стоянки) Упрощен а налог обложения Общеустановленная система налогообложения Гуманитарные и социально-экономические науки Вестник БНТУ, № 3, 2011 54 32 652 582 34 736 789 35 491 937 35 072 213 37 370 044 30 000 000 31 000 000 32 000 000 33 000 000 34 000 000 35 000 000 36 000 000 37 000 000 38 000 000 с НДС Без НДС (жилье, гаражи, стоянки) с НДС без НДС без НДС для жилья Общеустановленная система налогообложения Упрощенная система налогообложения Рис. 2. Изменение стоимости работ в зависимости от системы налогообложения 6 228 341 5 845 369 3 668 470 1 753 611 2 839 355 2 084 207 2 3792 3792 3792 3792 379 0 1 000 000 2 000 000 3 000 000 4 000 000 5 000 000 6 000 000 7 000 000 8 000 000 9 000 000 10 000 000 с НДС Без НДС (жилье, гаражи, стоянки) с НДС без НДС без НДС для жилья Общеустановленная система налогообложения Упрощенная система налогообложения Рис. 3. Налоги, учитываемые в стоимости работ, руб.: – НДС; – инновационный фонд 13,5 %; – процент от выручки Рентабельность – показатель эффективности выполненных работ. Разница в уровнях рента- бельности (рис. 4) состоит в том, что организа- ции, работающие по общеустановленной си- стеме налогообложения, обязаны уплачивать налог на прибыль и отчисления в местные фон- ды, а «упрощенцы» освобождены от уплаты таких налогов. 0,92%0,92% 1,09% 0,69% 0,82% 0,93%0,93% 1,10% 0,70% 0,83% 0,0% 0,2% 0,4% 0,6% 0,8% 1,0% 1,2% с НДС Без НДС (жилье, гаражи, стоянки) с НДС без НДС без НДС для жилья Общеустановленная система налогообложения Упрощенная система налогообложения Рис. 4. Рентабельность по чистой прибыли, %: – рента- бельность продаж по чистой прибыли; – то же затрат Анализ расчетов показывает, что примене- ние упрощенной системы налогообложения при выполнении строительных работ на объектах, по которым по законодательству не предусмот- рены налоговые льготы, позволяет сформиро- вать стоимость работ на более низком уровне по отношению к общеустановленной системе налогообложения. В данном случае наблюда- ются преимущества перехода малых предприя- тий на упрощенную систему по стоимости строительных работ, а также более высокой рентабельности работ по чистой прибыли. В большей степени такое различие в стои- мости объясняется тем, что в стоимость работ по общеустановленной системе налогообложе- ния включается инновационный фонд (13,5 %), а организациями, работающими по упрощенной системе налогообложения, он не уплачивается. Эффективность упрощенной системы налого- обложения с применением ставки налога из выручки в размере 8 % также связана с осво- бождением от НДС стоимости этих работ. Од- нако, если работы выполняются для субъектов хозяйствования, являющихся плательщиками НДС, такая льгота непривлекательна, так как в этом случае они не смогут принять суммы «входного» НДС у себя к вычетам. Эта ситуа- ция требует более глубокого рассмотрения и оценки эффективности для заказчика заключе- ния такого договора подряда. В Ы В О Д Ы Если работы выполняются на объектах, по которым законодательством предусмотрены налоговые льготы, то стоимость работ, сфор- мированных по общеустановленной системе налогообложения ниже, так как в стоимость работ с упрощенной системой расчета в любом случае включается единый налог. Поэтому при заключении договоров подряда и субподряда на объектах жилищного строительства при ра- боте по контрактным ценам часто возникают конфликты, так как если генподрядчик форми- рует стоимость работ на объектах жилищного фонда по общеустановленной системе, а к вы- полнению отдельных работ привлекаются суб- подрядчики, применяющие упрощенную си- стему налогообложения, стоимость строитель- ства возрастает и заказчик часто не 10000000 9000000 8000000 70 00 60 00 50 00 40 00 30 00 20 00 10 00 1753611 584536 3668470 283 3 6228341 С С С Н Б ДС Без НДС для илья Без НДС (жилье, гаражи, стоянки) Упрощенн я система налогообложения Общеустановленная система налогообложения 38000000 370 00 360 00 350 00 340 00 3 0 00 320 00 310 00 30 00 32652582 35072213 37 04 35491937 34736789 Без НДС Без НДС для жилья С НДС Без НДС (жилье, гаражи, стоянки) С Общеустановленная система налогообложения Упрощенная система налогообложения 2084207 2379 2379 2379 2379 2379 С С Б з С Без НДС для илья Без НДС (жилье, гаражи, стоянки) Упрощенная система налогообложения Общеустановленная система налогообложения 1,2 1,0 0,8 0,6 0,4 0,2 0 % Гуманитарные и социально-экономические науки Вестник БНТУ, № 3, 2011 55 соглашается с такой ситуацией. Исходя из проведенного анализа расчета стоимости строительных работ по различным системам налогообложения, можно сделать вы- вод, что переход на упрощенную систему нало- гообложения выгоден организациям, которые являются плательщиками инновационных фон- дов. В данном случае переход на упрощенную систему позволит уменьшить стоимость строи- тельных работ по причине невключения в нее данных отчислений. Однако, если строительные работы выпол- няются на объектах, для которых в соответ- ствии с законодательством предоставляются налоговые льготы (строительство жилья, гара- жей, стоянок, работы по строительству, содер- жанию и ремонту садоводческих товариществ), переход на упрощенную систему налогообло- жения нецелесообразен. Л И Т Е Р А Т У Р А 1. О государственной поддержке малого предприни- мательства в Республике Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 16 окт. 1996 г., № 685-XІІІ // Эталон – Беларусь [Элект- ронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Бе- ларусь. – Минск, 2008. 2. О поддержке малого и среднего предприниматель- ства: Закон Респ. Беларусь от 1 июля 2010 г., № 148-З // Консультант Плюс: Версия Проф. технология 3000 [Элек- тронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – М., 2010. 3. Об упрощенной системе налогообложения: Указ Президента Респ. Беларусь от 9 марта 2007 г. № 119 // Консультант Плюс: Версия Проф. технология 3000 [Элек- тронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – М., 2010. 4. О порядке включения налогов и отчислений в акты сдачи-приемки выполненных работ: 1 апр. 2010 г. № 04-2-04/1130 // Консультант Плюс: Версия Проф. тех- нология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – М., 2010. 5. Инструкция по определению сметной стоимо- сти строительства и составлению сметной документации (в ред. постановления Минстройархитектуры от 10.03.2009 № 8): утв. постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 3.12.2007 № 25 // Консультант Плюс: Версия Проф. технология 3000 [Элек- тронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – М., 2010. 6. Об утверждении норм накладных расходов и пла- новых накоплений: постановление Минстройархитектуры от 16.01.2008 № 1 // Консультант Плюс: Версия Проф. технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – М., 2008. Поступила 29.10.2010 УДК 656:005.932 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТРАНСГРАНИЧНОЙ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ Асп. КОПКО Ю. А. Белорусский национальный технический университет Проблема исследования эффективности сис- тем требует особого подхода с точки зрения их уровня, содержания и взаимосвязей с внешним окружением. В этом отношении логистические системы являются сложными, состоящими из ряда подсистем обслуживания и сконструиро- ванными на различных уровнях. Такая систем- ная сложность требует создания эффективного механизма их проектирования и функциониро- вания объектов трансграничной транспортной логистики (ТТЛС). За фундаментальную предпосылку исследо- вания эффективности логистической системы можно принять стремление ее к росту объема в качестве обслуживания клиентов на основе со- вершенствования кооперативных связей и кон- курентоспособности. Для определения более точных и конкретных критериев эффективно- сти транспортно-логистических систем необхо- димо установить суть эффективности. В логи- стических системах она должна отражать до- стижение цели при обеспечении необходимого