ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ СОВМЕСТНОГО ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ МАГИСТРОВ В БГТУ (БЕЛАРУСЬ) И ВТУГ (ЛИТВА) А. Каклаускас1, Жарский И.М.2, Дормешкин О.Б.3, Синяк Н.Г.4 1 Вильнюсский технический университет им. Гядиминеса, Вильнюс, Литва, arturas.kaklauskas@vgtu.lt 2,3,4 Белорусский государственный технологический университет, Минск, Беларусь, 2root@bstu.unibel.by 3 dormeshkin@yandex.ru 4 siniakn@mail.ru Современные сетевые дистанционные образовательные технологии являются не только самыми низкозатратными, но и при определенных условиях имеют определенные конкурентные преимущества по качеству приобретенных знаний. Примером удачной с точки зрения качества, стоимости и времени создания может служить созданная в БГТУ и ВТУГ система дистанционного образования по программам профессиональной подготовки магистров по специальности «Управление недвижимостью» с выдачей двух дипломов. К обучению привлечены в 2011 году магистранты из стран СНГ и Европейских государств в количестве 18 человек. Учебный процесс по дистанционной практико-ориентированной магистратуре по специальности «Управление недвижимостью» выглядит следующим образом. В течение 3-х семестров магистрант должен освоить 15 модулей по дисциплинам специальности. В течение 4 семестра магистрант оформляет магистерскую работу. Для прохождения каждого модуля- курса магистрант получает компакт-диск с записанной на нем информацией: видео лекции; обзор курса в аудио формате; интерактивный электронный учебник в *.pdf формате; тесты для самоконтроля; другие обучающие материалы (деловые игры, электронные библиотеки и пр.). Некоторые материалы и информация доступна магистрантам на сайте совместной программы www.vgtu-bstu.eu. Помимо комплексного изучения материала при помощи печатных и электронных изданий, видео и аудиолекций, компьютерных тестов, составленных лучшими преподавателями совместно с практиками особый интерес представляют интеллектуальная библиотека и биометрическая интеллектуальная система оценки знаний магистрантов. При осуществлении отбора и индексирования информации в интеллектуальной библиотеке потребитель посредством корреляции вводит важные для него ключевые слова и указывает значимость каждого. При установлении наиболее рационального искомого материала, уровень его сложности и его значимость, оцениваются совместно с прочими критериями комплексно. Установление наиболее рациональной информации осуществляется в модуле путем индексации текста, т.е. устанавливается, сколько раз искомые слова (их синонимы) или их сочетания повторяются в тексте. При помощи такой библиотеки магистрант получает возможность почти мгновенно получить искомый материал, подобранный из миллионов изданий. Причем это можно сделать на разных языках. Так же, в Вильнюсском техническом университете имени Гедиминаса в дополнение к классической используется также биометрическая система оценки знаний студента. Во время экзамена специальный прибор сканирует радужную оболочку глаза студента и фиксирует уровень его знаний. Данная альтернативная методика оценки знаний основывается на выведенной учеными зависимости изменения диаметра зрачка от сложности вопроса. Уровень стресса, настроения или работоспособности студента во время проведения экзамена определяют также при помощи биометрической мышки, которая контролирует температуру поверхности кожи, амплитуду дрожания руки, силу нажатия на мышку, число поворотов колесика мышки, число нажатий правой и левой клавиш мышки, электрогальваническую проводимость кожи, ускорение движения мышки, скорость движения мышки. Использование альтернативных технологий и способов оценки знаний позволяет повысить мотивацию студентов, брать на себя ответственность за свое обучение, сделать оценку неотъемлемой частью их опыта обучения, которая стимулирует студентов к творчеству и применению широкого спектра знаний, а не просто к запоминанию чего-нибудь и воспитанию базовых навыков.