НОВЫЕ ФОРМАТЫ РАБОТЫ БИБЛИОТЕК В XXI ВЕКЕ: ПРОГНОЗЫ И ТРЕНДЫ (Продолжение. Начало в № 1,2016) Ef 1бл1ятэка XXI стагоддзя ........ ----------------- " " , у ^ :ИннаЮрик Заместитель директора Научной библиотеки БИТУ ю ш 14 По мнению многих ученых и экспертов современ­ ное общество находится на начальном этапе третьей промышленной революции (Дж. Рифкин, Питер Марш, Крис Андерсон и др.), которая по своим масштабам, последствиям и сдвигам кардинально отличается от двух предыдущих. Базируясь на комплексе научных открытий, прорывных технологий, инновационных то­ варов и услуг, третья промышленная революция про­ воцирует изменения доминирующих в экономике тех­ нологических укладов, влияет на трансформационные процессы «систем, структур, институтов, отношений и технологий, которые радикально меняют способы, механизмы, содержание того, как люди организуют производство, обмен, потребление, обучение, комму­ никации и отдых» [6]. Анализируя различные позиции ученых и экс­ пертов по данному вопросу, наблюдается единство мнений о том, что основными факторами, провоциру­ ющими изменения в системе производства/обмена/ коммуникации, являются: одновременное широкое применение различных независимых кластеров тех­ нологий: робототехники, 3D печати, новых материа­ лов с спроектированными свойствами, нано- и био­ технологий (включая генную инженерию и регене­ ративную медицину), возобновляемых источников энергии, и, конечно же, новых информационных тех­ нологий. На основе последних осуществляется взаи­ модействие и интеграция отдельных технологических кластеров, появляются принципиально новые. Опираясь на результаты социологических иссле­ дований ИАЦ [5], можно проследить тенденции влия­ ния информационных технологий на виртуализацию белорусского общества: • рост числа пользователей Интернета: • увеличение сегмента мобильных устройств, ис­ пользуемых для выхода в Интернет (сотовый теле­ фон, ЗС-модем, планшет), и, в первую очередь, план­ шетов; • рост показателей посещаемости поисковых си­ стем и социальных сетей по сравнению с другими ин­ тернет-ресурсами. На страницах социальных сетей граждане ищут, прежде всего, справочную инфор­ мацию, политические новости и информацию, необ­ ходимую для учебы/работы, интересуются развлека­ тельным контентом; • изменение состава пользователей социальных медиа по возрасту: пока основную возрастную груп­ пу пользователей составляют молодые люди, однако продолжается постепенное «взросление» аудитории сетей (повышение возраста участников данных ин­ тернет-сообществ) : • наиболее активной и технически продвинутой категорией пользователей остается молодежь, осо­ бенно студенческая. Формирование виртуальной социальной среды в Беларуси идет более медленными темпами по срав­ нению с развитыми странами, но в соответствии с тенденциями развития глобальной цифровой среды. Основными трендами последней являются: экс­ поненциальный рост цифровых данных; дальнейшее расширение телекоммуникационной инфраструкту­ ры, прежде всего Интернета: развитие технологий Big Data («больших данных»), когнитивных вычис­ лений (искусственный интеллект) и облачных плат­ форм; трехмерная (3D) печать; робототехника. Вместе с тем эксперты отмечают, что расширение цифровой среды и появление новых технологий свя­ зано с целым рядом рисков и различного вида угроз в сфере информационной безопасности личности и общества, цифрового неравенства, информационно­ го суверенитета и др. Беспрецедентные темпы технологических изме­ нений обуславливают трансформацию сложившихся представлений в обществе о библиотеке и библио­ течной профессии. Библиотекари как социально-про­ фессиональная группа являются представителями классических информационных профессий, сфор­ мировавшихся в доцифровую эпоху [2]. Наша даль­ нейшая судьба в условиях третьей промышленной революции зависит от того, сможем ли мы выйти на новый виток спирали развития информационной де­ ятельности. При этом понимание смысла необходи­ мых изменений в библиотечной сфере невозможно без изучения прогнозов и знания современных трен­ дов и рисков цифровой среды. Экспоненциальный рост цифровых данных По прогнозам IDC (International Data Corporation) - ведущего поставщика информации и консультацион­ ных услуг, специализирующейся на исследованиях 1Т-рынка, количество цифровых данных на планете будет, как минимум, удваиваться каждые два года вплоть до 2020 г. Уже сейчас современный чело­ век за месяц получает и обрабатывает столько ин­ формации, сколько человек XVII в. - за всю жизнь. В одной только сети Facebook ежемесячно выкла­ дывается 30 млрд новых источников информации. В 2012 г. общий мировой объем сгенерированных человечеством данных составил более 2,7 зеттабайт (2,7 трлн Гб). Увеличение по сравнению с 2011 г. поч­ ти на 50% (в 2011 г. - 1,8 зеттабайт или 1,8 трлн Гб) и в 20 раз больше, чем в 2005 г. EJ 16л1ятэка XXI стагоддзя Большая часть из этих данных - цифровое видео, фото- и аудиоинформация, в общем объеме тексто­ вых данных - 0,3-0,4% [7]. По оценкам ЮС к 2020 г. доля полезной инфор­ мации в Интернете составит лишь 35% от всей сге­ нерированной [8]. На качество влияет динамичный характер информации в Интернете; информация размещается, модифицируется и удаляется. Аноним­ ность пользователей Интернета, а также очень сла­ бое регулирование делают возможным появление и распространение недостоверной информации, а ино­ гда целенаправленно вводящей в заблуждение. Дальнейшее расширение телекоммуникационной инфраструктуры, компонентами которой являются системы и сети коммуникаций, прежде всего Интер­ нет; сегмент сети web 1; социальные сети и платфор­ мы web 2.0; мобильные приложения; платежно-рас­ четные сети; Интернет вещей (встроенные специали­ зированные процессоры различных объектов произ­ водственной, социальной, городской инфраструкту­ ры, в том числе бодинет (встроенные чипы имплан­ тов, игрушек, одежды, соединенных посредством Интернета с управляющими центрами) [7]. Развитие телекоммуникационной инфраструкту­ ры способствует изменению природы доступа к информации; процессов поиска, сбора, хранения, интеллектуальной обработки и доставки цифровых данных. Трансформируются информационные по­ требности граждан, издательская, научная, образо­ вательная среда, формируются новые модели ин­ формационного поведения, усиливается роль массо­ вого пользователя в информационных процессах. Развитие технологий, объединяемых термином Big Data, как следствие экспоненциального роста цифровых данных. Количество внешних и внутрен­ них источников информации непрерывно растет, а сами данные становятся и сложнее, и разнообраз­ нее - структурированные, неструктурированные и даже квазиструктурированные. Проблема обработки Big Data состоит не столько в их объеме, сколько в отсутствии адекватного инструмента для работы с ними. Они по-разному индексируются. Исследования веб-пространства показали, что через традиционные информационно-поисковые системы можно найти по­ рядка 20-30% содержимого сети. Важной проблемой становиться поиск информации в «скрытом» («глу­ бинном», «глубоком», «сером») Интернете. По мне­ нию экспертов ЮС к 2020 г. 90% информации будет неструктурировано. Технологической основой Big Data являются высо­ коскоростные телекоммуникации и суперкомпьютер­ ные технологии. Считается, что технология Big Data это ответ на качественно новые задачи в промыш­ ленности, науке и образовании, переходящие в циф­ ровое состояние. Аналитика больших данных посте­ пенно становится вопросом конкурентоспособности. Развитие технологий Big Data привело к появле­ нию экспертных систем, базирующихся на когнитив­ ных вычислениях. В их основе в определенной степе­ ни лежат моделирующие и имитирующие некоторые известные психофизиологические процессы. Такие системы не просто следуют заданному алгоритму, а способны учитывать множество сторонних факторов во время работы, самсгобучаться, использовать ре­ зультаты прошлых вычислений и сторонние ресурсы. На данный момент наиболее известной экспертной системой, базирующейся на когнитивных вычисле­ ниях, включающей огромное число подсистем и эле­ ментов, является система искусственного интеллек­ та IBM Watson, который прославился, когда выиграл у эрудитов в телевикторине Jeopardy! («Своя игра»). Облачные вычисления - удобная среда для хра­ нения и обработки информации, объединяющая в себе аппаратные средства, лицензионное программ­ ное обеспечение, каналы связи, а также техническую поддержку пользователей. Работа в «облаках» на­ правлена на снижение расходов и повышение эф­ фективности работы предприятий. Особенностью облачных технологий является не привязанность к аппаратной платформе и географи­ ческой территории, а возможность масштабируемо­ сти. Клиент может работать с облачными сервисами с любой точки планеты и с любого устройства, име­ ющего доступ в Интернет, а также оперативно реаги­ ровать на изменяющиеся бизнес-задачи предприятия и потребности рынка [9]. С распространением ЗВ-печати эксперты связы­ вают возможность осуществления перехода к мас­ совой кастомизации' производства. Практически любой человек сможет производить свой продукт и далее самостоятельно предлагать его на рынке. Со­ гласно прогнозам технического директора Google и известного технологического футуролога Рэя Курц- вейла, в 2031 г. ЗВ-принтеры для печати человече­ ских органов будут использоваться в больницах лю­ бого уровня. Робототехника активно используется не только для автоматизации производства. Например, дроны - роботы в виде беспилотных летательных аппаратов - стоят на вооружении армии США, используются в сельском хозяйстве, для фотосъемки, в том числе и в библиотеках (Библиотека университета Южной Фло­ риды) и др. По данным ежегодного исследования Accenture Technology Vision 2016 компании Accenture (NYSE; ACN), современные компании-лидеры активно пере­ ходят на «умную автоматизацию», применяя техно­ логии с использованием искусственного интеллекта, роботов и дополненной реальности (AR, Augmented Reality)^. Очевидно, что эти глобальные «тектонические сдвиги» в мире технологий определяют будущее и оказывают огромное влияние на стратегию развития библиотек. В 2012 г. РИА Новости опубликовали тренды, определяющие трансформацию идеи библиотеки как хранилища знаний. Первые пять из них непо­ средственно связаны с использованием информаци­ онных технологий; 1) оцифровка и систематизация библиотечного контента и предоставление к нему доступа с использованием облачных технологий; 2) разработка и внедрение всеохватывающей систе­ мы поиска, благодаря которой информация, храня­ щаяся на множестве библиотечных серверов по все­ му миру, но индексирующаяся единой поисковой си­ стемой, будет выдаваться по запросу на первой стра­ нице; 3) создание сервисов автоматизированного перевода и интерпретации специализированных зна­ ний с целью разрушения барьеров на пути к мировым знаниям; 4) создание мультиформатной медиасреды, позволяющей получить по одному запросу контент в любом виде (различные воплощения одного произ­ ведения; текст, аудио-, видео- и др.); 5) реализация работы в стенах библиотеки и за ее пределами с раз- ' Кастомизация (customization) - адаптация массового продукта под запросы конкретного потребителя путем частичного изменения продукции под конкретный запрос, доукомплектования товара до­ полнительными элементами или принадлежностями. Термин проис­ ходит от английского customer - клиент, потребитель. ‘ Дополненная реальность (AR, Augmented Reaiity) - дополнение цифровыми объектами реального мира с помощью различных гад­ жетов (смартфоны, планшеты, носимые устройства). 15 L b J 1бл1ятэка XXI стагоддзя 16 нообразными гаджетами: специализированными бу- кридерами, планшетными компьютерами и др. Остальные пять раскрывают перспективные но­ вации для библиотек традиционного формата и свя­ заны с развитием различных моделей библиотек; 6) библиотека-музей печатных документов и руко­ писей, книг как артефактов; 7) библиотека - мульти­ медийный центр, использующая высокотехнологич­ ные средства визуализации контента (ЗО-контента); 8) библиотека - хранилище ощущений (в развитие идеи мультимедийной библиотеки), где информа­ цию можно воспринимать не только зрительно или на слух, но и посредством всех пяти органов чувств (например, рестораторы смогут приходить в такую «супербиблиотеку» за идеями новых блюд (чтобы продегустировать коллекцию эталонных вкусов, не потребуется долго корпеть с нужными ингреди­ ентами), а парфюмеры - за каталогом запахов); 9) библиотека - клуб живого общения (в основе кон­ цепция 3 места); 10) библиотека - центр сохранения локальной культуры, поскольку в эпоху глобализации вопросы самобытности и сохранения местной культу­ ры становятся особенно актуальными (каждый год в мире «умирают» несколько языков. Библиотеки мо­ гут взять на себя роль «хранилища» национального языка и локальной культуры конкретного района, не говоря уже об образовательных функциях) [10]. В 2012 г. самым утопическим казался тренд, связанный с развитием библиотек - хранилищем ощущений. Однако сегодня мы видим, что сформу­ лированные еще 4 года назад тренды не потеряли своей актуальности. Пришло четкое понимание, что угнаться за современными темпами технологических изменений библиотекам весьма сложно, посколь­ ку, являясь некоммерческими организациями, они сильно зависят от внешнего финансирования, как правило, недостаточного для того, чтобы иметь кон­ курентное преимущество перед другими элементами информационной структуры, удовлетворяющими ин­ формационные потребности общества. Например, о проблемах, связанных с финансированием проектов по оцифровке библиотечных фондов; приобретением авторских прав; созданием информационных систем для хранения и доступа к оцифрованным коллекци­ ям, способных удовлетворять информационные по­ требности современных пользователей на должном технологическом уровне упоминалось в первой части статьи. Не выдерживают конкуренции с крупнейши­ ми поисковыми системами и электронные каталоги библиотек [11]. Реализация в библиотеке концепции 3-го места невозможна без реконструкции библиотечного про­ странства. А развитие столь модных в западных би­ блиотеках фаблабов, хакерспейсов, мейкерспейсов, текшопов и прочих производственных лабораторий требует приобретения высокотехнологичного обору­ дования, как, например, ЗО-принтеров и др. Действительно проблемы финансирования от­ ражаются на качестве фондов, дизайне помещений, сроках внедрения инноваций, количестве и подго­ товленности сотрудников. Но существует и не менее важная проблема - коммуникационная: образно го­ воря, общество отвергает тот язык, на котором с ним говорят библиотеки. И даже достижения библиотек- новаторов пока не в состоянии сломать стереотипы о библиотеках и библиотекарях как об анахронизмах в цифровую эпоху. Качественные изменения коммуникации необхо­ димо начинать с поворота мышления самих библи­ отекарей - от позиции «читатель=проситель» к по­ зиции «читатель=клиент»; от позиции - «читатели нуждаются в библиотеке, они должны читать и при­ ходить в библиотеку, это им необходимо, чтобы...», к позиции «читатели не нуждаются в библиотеке, но у библиотеки есть то, что может быть им нужно, по­ лезно и интересно и библиотека может привлечь их и сделать своими приверженцами» [12]. Сегодня библиотекам необходимо развивать на­ правления деятельности, позволяющие менять пра­ вила цифровой игры в свою пользу. Для решения этой глобальной задачи необходимо обратиться к маркетингу и маркетинговым коммуникациям. Взяв за основу предложенную А.В. Кирилловой схему, библиотеку с точки зрения маркетинга будем рассматривать как товар, призванный удовлетворять потребности. Этот товар имеет свою ценность для по­ требителя (читателя), стоимость (издержки продав­ ца) и цену (издержки потребителя), а также целевую аудиторию, на которую направлены усилия по его продвижению (маркетинговые коммуникации) через донесение продавцом своей позиции - конечным ре­ зультатом товара должна стать взаимная выгода про­ давца и потребителя [12]. Но как объект продвижения библиотека - слиш­ ком абстрактное понятие. Модель библиотеки, пред­ ложенная Ю.Н. Столяровым, включающая 4 основ­ ных компонента - материально-техническую базу, сотрудников, читателей и фонд, позволяет это аб­ страктное понятие разбить на конкретные объекты продвижения; место (здание, оборудование, инте­ рьер и т. д.), сотрудники, набор услуг для пользова­ телей (хранение, поиск информации, проведение ме­ роприятий и т. д.), непосредственно книги (фонды). Каждая из этих составляющих сама по себе может являться товаром и часто любая из составляющих воспринимается как вся библиотека. Разделение библиотеки на объекты продвижения позволяет выявить сильные и слабые стороны, уни­ кальные предложения и определить, что нужно и что возможно изменить для того, чтобы их усилить. Такое разделение позволит библиотеке найти те направле­ ния, которые позволят ей определить свою позицию и в обществе в целом, и в библиотечной среде, и по отношению к Интернету [12]. Таким образом, библиотека может продвигаться как: • «место» (место для творческой работы и учебы, реализуя концепцию 3-го места); • через личностный бренд сотрудника(ков), если личность рассматривать как носителя знаний, про­ фессиональных умений и таланта (сотрудник, высту­ пающий в качестве отраслевого эксперта в СМИ, об­ ладающий уникальными компетенциями и др.); • как «услуга» (по повыщению информационной грамотности, проведению мероприятий, по предо­ ставлению информационных продуктов и услуг, пре­ доставляемых в результате информационных иссле­ дований, например, библиометрических и др.); • как фонд (через уникальные коллекции старо­ печатных изданий и рукописей, через коллекции электронных документов, подписные и ресурсы Open Access и др.). Выделив объекты продвижения, необходимо определить целевую аудиторию, для которой в даль- \Е 1бл1ятэка XXI стагоддзя нейшем будут разрабатываться коммуникативные стратегии. Комплексное исследование целевой ау­ дитории должно включать в себя изучение не только информационных потребностей, но и повседневной жизни человека, его интересов, материальной и ду­ ховной жизни, его окружения, его планов, вопросов, на которые он ищет ответы, и т. д. Ключевой элемент в достижении успеха - достучаться до целевой ауди­ тории и узнать, в каких именно ресурсах и информа­ ции она нуждается, какой потенциал она хотела бы выразить посредством библиотеки. Анализируя тенденции развития цифровой сре­ ды, В.К. Степанов еще в 2014 г. в своем «Манифесте библиотек цифровой эпохи» выделил наиболее оче­ видные потребности граждан формирующейся ци­ вилизационной ступени, ответом на которые может стать деятельность библиотек: 1) потребность в полу­ чении платной части информационного наполнения сети; 2) потребности в ориентации в информацион­ ной Вселенной, умении грамотно сопоставлять цен­ ность разных источников и пользоваться инструмен­ тами для работы с данными; 3) потребность в месте для творческой работы и учебы; 4) потребность в развивающем личность творческом досуге [15]. Ана­ лиз зарубежного и отечественного опыта позволяет добавить еще несколько потребностей, в реализации которых библиотеки, особенно академические (уни­ верситетские и научные), могли бы принять активное участие, - это потребности в создании информацион­ ной среды системы научной коммуникации и онлайн- образования. Разработка коммуникативного комплекса (рекла­ мы, PR) и конкретных сообщений должна строиться с учетом современных тенденций маркетинга. На наш взгляд, наибольшим преимуществом в настоя­ щее время для библиотек обладают маркетинговые инструменты, предлагаемые интернет-маркетингом, маркетингом в социальных медиа (SMM), event- маркетингом. При реализации проектной деятельно­ сти активнее использовать краудсоурсинг. Н.В. Лопатина отмечает: «Воспроизводство биб­ лиотеки в современных условиях - это результат квалифицированной деятельности библиотекаря». В связи с этим выдвигаются новые требования к использованию существующих и развитию новых компетенций информационно-библиотечных специ­ алистов. Так, участие в создании информационной среды системы научной коммуникации и онлайн- образования требует от библиотечных специали­ стов знания, умения и навыков в области методов и средств обмена и распространения научной инфор­ мации, оценки результатов исследовательской дея­ тельности, управления научными данными (research data management, RDM) и метаданными коллекций в веб-масштабе и др. Эффективное решение проблем достоверности и авторитетности информации в условиях экспоненци­ ального роста цифровых данных посредством фор­ мирования информационной компетентности разных категорий пользователей в библиотеке возможно при наличии высококвалифицированных специалистов, владеющих навыками работы со специализирован­ ными возможностями различных ИПС, сервисами организации поиска с помощью класса систем типа Knowledge Discovery и др. Можно и дальше перечислять знания, умения и навыки, необходимые современному библиотечному специалисту, но остановимся на главном - для того, чтобы в библиотеке была создана быстро адаптиру­ емая к любым переменам среда, процесс выявления актуальных потребностей в обучении персонала и дальнейшее обучение в соответствии с ними должен носить перманентный характер. ЛИТЕРАТУРА 1. Список вымирающих профессий от Сколково [Элек­ тронный ресурс] / Сколково-медиа. - Режим доступа: http:// skolkovomedia.ru/news/spisok-vymirayushhix-professij-ot- skolkovo.html. - Дата доступа: 3.09.2015. 2. Лопатина, Н. В. Библиотекарь в лрофессиональной структуре общества: теоретико-методологический под­ ход : дис. ... док. пед. наук : 05.25.03 / Н. В. Лопатина. - М., 2015.-375 с. 3. Матвеев, М. Ю. Парадоксы восприятия традиционных библиотек в эпоху информационных технологий [Электрон­ ный ресурс] / Издательский совет Русской Православной Церкви. - 2010-2013. - Режим доступа: http://izdatsovet.ru/ pcroc/detail.php?ID=34817. - Дата доступа: 3.09.2015. 4. Сляднева, Н. А. Социальные практики эпохи инфор­ мационного общетва / Н. А. Сляднева // НТИ. Сер 1. Ор­ ганизация и методика информационной работы. - 2014. - № 5. - С. 3-7. 5. Медиасфера Беларуси. Социологический аспект [Электронный ресурс] / Информационно-аналитический центр при Администрации Президента Республики Бела­ русь. - 2014. - Режим доступа: http://iac.gov.by/reseach.html. - Дата доступа: 24.08.2015. 6. Романчук, Ярослав. Третья промышленная револю­ ция: суть, влияние, последствия [Электронный ресурс]/Науч- но-исследовательский центр Мизеса. - 1999-2015. - Режим доступа: http://liberty-belarus.info/o-kapitalizme/kapitalizm-dlya- lyuboznatelnykh/item/848-tretya-promyshlennaya-revolyutsiya- sut-vliyanie-posledstviya. - Дата доступа: 23.02.2016. 7. Сюнтюренко, О. В. Цифровая среда: тренды и риски развития / Сюнтюренко О. В. // НТИ. Сер. 1. Организация и методика информационной работы. - 2015. - № 2. - С. 3-7. 8. Объем информации в мире будет удваиваться каждые два года [Электронный ресурс] / Российская газета. - Ре­ жим доступа: http://polit.ru/news/2013/05/14/jump_bigdata/. - Дата доступа: 4.09.2015. 9. Облачные технологии [Электронный ресурс]/ EFSOL. - 2004-2016 EFSOL (до 2013 г. - ГК «Эффективные решения»).- Режим доступа: http://efsol.ru/technology/cloud- technology.html. - Дата доступа: 20.03.2016. 10. Библиотека будущего: 10 трендов развития по версии РИА Новости [Электронный ресурс] / МИА «Рос­ сия сегодня». - 2016. - Режим доступа: http://ria.ru/ culture/20120419/630062745.html#ixzz44nDo9Tsi. - Дата до­ ступа: 29.03.2016. 11. Долгополова, Е. Е. Типовые характеристики инфор­ мационного поведения современного пользователя библио­ теки; по результатам республиканского исследования / Долгополова Е. Е. // Научные и технические библиотеки. - 2014 .-№ 2 .-С . 27-34. 12. Кириллова, А. В. Маркетинговые коммуникации для библиотеки: информационная культура и разрушение сте­ реотипов / А. В. Кириллова // Менеджмент вузовских биб­ лиотек. Роль библиотеки университета в формировании ин­ формационной культуры специалиста XXI века: материалы XII Междунар. науч.-практ. конф. 12-14 окт. 2011 г., Минск/ Белорус, гос. ун-т, Фундам. б-ка ; редкол. : П. М. Лапо (отв. ред.) [и др .]; под науч. ред. А. В. Рубанова. - С. 181-187. 13. Степанов, В. К. Манифест библиотек цифровой эпохи [Электронный ресурс]. - Режим доступа: (http://www. calameo.eom/read/0034547383b7da70af379). Дата обраще­ ния 05.07.2015. 17 .* Summafjft On the promising directions of development of libraries in the digital age.