Вестник БНТУ, № 6, 2009 Транспорт 71 Т Р А Н С П О Р Т УДК 625.7/.8 СЕТЬ ДОРОГ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ Докт. техн. наук, проф. ЛЕОНОВИЧ И. И., инж. ПУПЕЙКО О. В. Белорусский национальный технический университет На всех этапах исторического развития бе- лорусская земля была и остается важным свя- зующим звеном между странами Запада и Во- стока. Республика Беларусь граничит с Россий- ской Федерацией, Украиной, Польшей, Лат- вией, Литвой и является транзитным государ- ством. Поэтому особую роль в социально- экономическом развитии республики играют автомобильные дороги – главные транспортные связи страны. Дорожное хозяйство Беларуси представляет собой единый производственно-хозяйственный комплекс, включающий в себя сеть автомо- бильных дорог общего пользования, производ- ственные базы организаций дорожного хозяй- ства, осуществляющих проектирование, содер- жание, ремонт, реконструкцию, строительство, диагностику автомобильных дорог, проведение научных исследований, изготовление и ремонт дорожной техники, добычу и переработку не- рудных материалов и иную деятельность, свя- занную с обеспечением надежного функциони- рования дорожной сети. Приоритетами госу- дарственной дорожной политики являются рациональное развитие и улучшение техниче- ского состояния сети автомобильных дорог общего пользования для удовлетворения по- требностей экономики и населения республики в автотранспортных связях, создание условий для развития социальной сферы [1]. В последние годы широкое развитие полу- чили транзитные перевозки грузов через терри- торию Беларуси. Они стали стратегически важ- ными для экономики республики. Их осу- ществляют перевозчики более чем 50 государств. В настоящее время Республика Беларусь за- ключила около 45 соглашений «О международ- ном автомобильном сообщении» с 42 государ- ствами. Транспортные услуги осуществляются железнодорожным, автомобильным, воздушным, речным и трубопроводным видами транспорта. По данным Национального статистического комитета Республики Беларусь, в 2008 г. в нашей стране всеми видами транспорта (кроме городского электрического) было перевезено более 1 млрд 392 млн чел.: железнодорожным транспортом – 88,2 млн пассажиров, автобу- сами – 1 млрд 302,8 млн, воздушным транс- портом – 800 тыс. чел., внутренним водным – 200 тыс. чел. Пассажирооборот на транспорте за этот год составил около 17,6 млрд пассажи- ро-километров, пассажирооборот железнодо- рожного транспорта – 8,2 млрд, автомобильно- го – 8,1 млрд, воздушного – 1,3 млрд, внутренне- го водного – 3 млн пассажиро-километров. В 2008 г. всеми видами транспорта общего пользования в Беларуси перевезено свыше 248,5 млн т грузов, что на 6,8 % больше, чем в 2007 г. Грузооборот транспорта составил 58,6 млрд т⋅км. В том числе грузооборот желез- нодорожного транспорта составил 49 млрд т⋅км, автомобильного – 9,4 млрд, воздушного – 55 млн, внутреннего водного – 131,9 млн т·км. Желез- нодорожным транспортом было перевезено 146,8 млн т грузов, автомобильным – 375,4 млн, воздушным транспортом – 18,1 тыс. и внутрен- ним водным – 6,1 млн т грузов. Приведенные цифры свидетельствуют о том, что транспортный комплекс действительно яв- ляется важнейшим звеном экономико-социаль- ной инфраструктуры страны. Поэтому в Рес- публике Беларусь уделяется большое внимание повышению эффективности работы в области Транспорт Вестник БНТУ, № 6, 2009 72 транспортной деятельности, росту конкуренто- способности белорусских перевозчиков на рын- ке транспортных услуг и развитию экспорта. В связи с этим организации дорожного хозяй- ства постоянно обеспечивают поддержание транспортно-эксплуатационного состояния вхо- дящих в состав трансъевропейских транспорт- ных коридоров автомобильных дорог в соот- ветствии с международными требованиями за счет обеспечения их надлежащего содержания, своевременного проведения текущих ремонтов, повышения безопасности дорожного движения, улучшения качества инженерного обустрой- ства, развития объектов придорожного сервиса. Автомобильный транспорт. В Беларуси создана близкая к оптимальной разветвленная сеть автомобильных дорог, позволяющая обес- печивать непрерывную круглогодичную связь практически со всеми населенными пунктами. По территории страны проходят пять меж- дународных автомобильных дорог категории «Е» общей протяженностью 1841 км, а также трансъевропейский транспортный коридор II (Берлин – Варшава – Минск – Москва – Ниж- ний Новгород), трансъевропейский транспорт- ный коридор IX (Хельсинки – Санкт-Петер- бург – Москва/Псков – Киев – Кишинев – Буха- рест – Димитровград – Александрополис) и его ответвление IXB (Калининград/Клайпеда – Ка- унас – Вильнюс – Минск – Киев), которые имеют общую протяженность 1534 км [2]. Ав- томобильная дорога М-1/Е-30 Брест – Минск – граница Российской Федерации является участ- ком трансъевропейского транспортного кори- дора II Берлин – Варшава – Минск – Москва – Нижний Новгород, соединяющего Германию, Польшу, Беларусь и Россию. Его протяжен- ность по территории республики – 610 км. Ин- тенсивность движения на отдельных участ- ках этой автомобильной дороги достигает 8500–10000 автомобилей в сутки. Автомобиль- ная дорога М-8/Е-95 граница Российской Феде- рации – Витебск – Гомель – граница Украины протяженностью 456 км пересекает территорию республики с севера на юг, является участком трансъевропейского транспортного коридора IX, который соединяет Финляндию, Литву, Россию, Беларусь, Украину, Молдову, Румы- нию, Болгарию и Грецию. Ответвление этого коридора IХB Гомель – Минск – Вильнюс – Клайпеда – Калининград имеет протяженность по территории Беларуси 468 км и обеспечивает выход грузовладельцев из областей Восточной Украины и Центральной России к специализи- рованным морским портам Клайпеды, Вентс- пилса и Калининграда. На участках трансъевропейских транспорт- ных коридоров, проходящих по территории республики, имеется сеть объектов дорожного сервиса, которая включает в себя автозапра- вочные станции, пункты питания, гостиницы и мотели, станции технического обслуживания автомобилей, охраняемые стоянки. Расшире- нию объема и повышению качества оказывае- мых услуг государство уделяет особое внима- ние, а приоритетом в данной области является строительство комплексов с полным набором сервисных услуг. Протяженность сети автомобильных дорог общего пользования по состоянию на 1.01.2009 составляет около 86 тыс. км, в том числе 15,4 тыс. км – республиканских и 70,2 тыс. км – местных дорог (табл. 1, рис. 1). На дорогах имеется 5,4 тыс. мостов и путепроводов общей длиной 242 км. Плотность сети автомобильных дорог общего пользования – 414 км на 1000 км2 территории. Постоянно ведутся работы по со- вершенствованию качества автомобильных до- рог, развитию дорожной сети. Так, в 2008 г. дорожными организациями республики отремон- тировано 2790 км республиканских и 2576 км местных автомобильных дорог, а также 5180 и 2712 пог. м мостов соответственно. После реконструкции и строительства в эксплуатацию было введено 65 км республиканских дорог и 900 пог. м мостов. На местных дорогах – со- ответственно 110 км дорог и 334 пог. м мостов. Таблица 1 Краткая характеристика дорог общего пользования Наименование Всего Республи- канские Местные Дороги, км 85697 15476 70221 с твердым покры- тием 73954 15476 58478 цементобетонные 1362 445 917 асфальтобетонные 44498 14 639 29859 черногравийные и чернощебеночные 1256 178 1078 гравийные и щебе- ночные 26596 213 26596 Транспорт Вестник БНТУ, № 6, 2009 74 Железнодорожный транспорт. В Беларуси также хорошо развита сеть железнодорожных путей. Обладая высокой провозной и пропуск- ной способностью, железная дорога занимает ведущее место в транспортной системе респуб- лики. Путевое хозяйство Белорусской маги- страли – это около 12 тыс. км железнодорож- ных путей, из которых 7,2 тыс. км – главные пути, 12,7 тыс. стрелочных переводов, 1856 мо- стов и путепроводов, 1844 железнодорожных переездов (рис. 2). Наиболее значимые железнодорожные уз- лы – Минск, Орша, Барановичи, Молодечно, Гродно, Волковыск, Лида, Лунинец, Брест, Го- мель, Жлобин, Калинковичи, Могилев, Осипо- вичи, Кричев, Витебск, Полоцк – обслуживают соответствующие центры республики. Основ- ные транспортные потоки проходят в направ- лениях транспортных коридоров. IX транс- портный коридор пересекает территорию рес- публики с севера на юг и проходит в обход крупных промышленных центров Беларуси – Витебска, Могилева, Гомеля. Протяженность железнодорожных линий составляет: направле- ние Терюха – Гомель – Витебск – Езерище – 489 км; направление Гудогай – Молодечно – Минск – Жлобин – 372 км. Транспортный об- щеевропейский коридор II Берлин – Варшава – Минск – Москва – Нижний Новгород, соеди- няющий Германию, Польшу, Беларусь и Рос- сию, является особенно важным, так как по нему проходят торговые потоки в сообщении Запад – Восток. В пределах Республики Бела- русь железнодорожная линия пролегает по направлению Брест – Минск – Орша – Осинов- ка. Транспортный коридор II имеет эксплуата- ционную длину 611 км. В состав Белорусской железной дороги вхо- дят шесть отделений (унитарных предприя- тий) – Минское, Барановичское, Брестское, Гомельское, Могилевское и Витебское, объе- диняющие 384 крупные и малые станции. Белорусской железной дорогой осуществляют- ся грузовые операции по переработке различ- ных грузов, перевозимых в крытых вагонах, полувагонах, зерновозах, рефрижераторном под- вижном составе и контейнерах. Комбинирован- ные перевозки с участием других видов транс- порта осуществляются на 247 коммерческих станциях и 56 грузовых дворах, оснащенных необходимыми техническими средствами. Для выполнения погрузочно-разгрузочных работ Белорусская железная дорога имеет в своем составе четыре механизированные дистанции, которые оснащены козловыми кранами, кра- нами на железнодорожном ходу, малогаба- ритными и фронтальными ковшовыми погруз- чиками. Техническая характеристика: • эксплуатационная длина БЖД – 5512,2 км; • протяженность двупутных участков – 1640,4 км; • протяженность однопутных участков – 3867,2 км; • главные пути – 7298,4 км; • станционные пути – 3657,3 км; • протяженность линий связи (магистраль- ные) – 8779,5 км; • общее количество переездов – 1474 шт. Сотрудничество с международными транс- портными организациями создает хорошие пред- посылки для дальнейшей интеграции дороги в общеевропейскую транспортную сеть [3]. Водный транспорт, являясь составной ча- стью транспортного комплекса Республики Бе- ларусь, обеспечивает перевозку грузов и пас- сажиров на внутренних водных путях протя- женностью около 2,0 тыс. км в приречные пункты и переработку грузов в речных портах. В системе водного транспорта работают 10 реч- ных портов (Бобруйск, Брест, Гомель, Микаше- вичи, Могилев, Мозырь, Пинск, Речица, Витебск, Гродно), четыре предприятия водных путей (Гомель, Пинск, Мозырь, Бобруйск), обслужи- вающих водные пути на реках Днепр, Березина, Сож, Припять, Западная Двина, Неман, Мухо- вец и Днепровско-Бугском канале (рис. 3). По территории республики проходит водный путь, включенный в состав Европейских внутренних водных путей: система Буг – Днепровско-Буг- ский канал – Припять – Днепр с выходом в Чер- ное море. Речные порты Гомель, Бобруйск, Мо- зырь имеют железнодорожные подъездные пу- ти и приспособлены для обработки грузов, сле- дующих в смешанном сообщении. Портовое хозяйство оснащено плавучими и портальными кранами, грузовыми механизированными лини- ями скоростной обработки судов. Вестник БНТУ, № 6, 2009 Транспорт 77 Порт в городе Бресте находится на пересе- чении магистрали М-1/Е-30 (Брест – Минск – гр. РФ) и Р-83 (Брест – Каменец – Националь- ный парк «Беловежская пуща»), имеет подъезд к железнодорожным путям Брест – Минск – Орша – Осиновка. Подъезд к Микашевичскому речному порту осуществляется через автомо- бильные дороги М-10 (гр. РФ – Гомель – Ко- брин) и М-7 (Минск – Ошмяны – гр. Литовской Республики), ближайшая железная дорога – Брест – Лунинец. Мозырский речной порт рас- положен возле автомобильной дороги Р-31 (Бобруйск – Мозырь – гр. Украины) и на пере- сечении железнодорожных путей Жлобин – Калинковичи – Словечно и Гомель – Калинко- вичи – Лунинец. Порт в городе Речица имеет подъезд к Р-82 (Октябрьский – Паричи – Речи- ца). Гомельский речной порт имеет выход к до- рогам М-10, М-8 (гр. РФ – Витебск – Гомель – гр. Украины), М-5 (Минск – Гомель) и желез- ной дороге Гомель – Жлобин. Бобруйский порт размещается на пересечении автодорог Р-43 (гр. РФ – Кричев – Бобруйск – Ивацевичи) с М-5, Р-31 и Р-93 (Могилев – Бобруйск) и рядом с железнодорожными путями Бобруйск – Рабкор и Жлобин – Осиповичи. Все названные выше порты и пристани позволяют производить пере- валку грузов с железнодорожного транспорта на речной и обратно. Речной порт города Могилева находится на пересечении автомобильных дорог М-8, М-4 (Минск – Могилев), Р-93, Р-7 (Каменец – Жа- бинка – Федьковичи), Р-122 (Могилев – Чери- ков – Костюковичи) и Р-76 (Орша – Шклов – Могилев). Ближайшие железнодорожные пути – Осиповичи – Могилев II – Кричев I и Орша – Могилев I – Жлобин. Витебский речной порт имеет выход к дорогам М-8, Р-20 (Витебск – Полоцк – гр. Латвийской Республики) и Р-21 (Витебск – гр. РФ), к железнодорожным путям Витебск – Полоцк – Бигосово и Крулевщизна – Полоцк. Порт в Гродно расположен возле маги- страли М-6 (Минск – Гродно), дорог Р-42 (Гродно – Гожа – гр. Литовской Республики), Р-44 (Гродно – Ружаны – Ивацевичи), железно- дорожных путей Гродно – Волковыск – Бара- новичи. Ближайшей автомобильной дорогой к Пинскому речному порту является М-10, же- лезной дорогой – Брест – Лунинец. В Беларуси в общем объеме перевозок реч- ной транспорт составляет незначительную до- лю – около 1 %. Поэтому его значение в эконо- мии энергоресурсов и снижении вредных вы- бросов в масштабах страны невелико. Увели- чить объемы перевозок речным транспортом не позволяют география рек страны и их замерза- ние. В Беларуси перевозки крупногабаритных грузов внутренним водным транспортом в международном сообщении могут осуществ- ляться только по Днепру и в порты на Черном мо- ре. В системе организаций водного транспор- та работают транспортно-экспедиционные ком- пании, осуществляющие морские перевозки грузов. Речной флот Беларуси сегодня – это совре- менные транспортные суда и суда специально- го назначения. На реках республики эксплуати- руются более 700 судов транспортного, техни- ческого и вспомогательного флота. Строи- тельство и ремонт судов осуществляются на судостроительно-судоремонтных заводах (Пинск, Речица, Гомель, Петриков), проектирование судов и плавсредств – на РНУП «Белсудопро- ект» (Гомель) [4]. В структуру водного транспорта входят су- достроительные предприятия, которые строят и ремонтируют суда и другие плавсредства. Располагая современной производственной ба- зой, судостроительно-судоремонтные заводы выпускают суда стальные различного назначе- ния дедвейтом до 3000 т, суда алюминиевые пассажирские на подводных крыльях пассажи- ровместимостью 53 чел., несамоходные суда, предназначенные для перевозки большегрузной техники и оборудования, навалочных и других грузов в труднодоступные районы. Основным перевозчиком грузов является РТУП «Белорусское речное пароходство», ко- торое осуществляет как перевозку грузов, так и их обработку в портах. Технические возможно- сти портов позволяют перевезти более 8 млн т и обработать 15 млн т грузов в год. Республика Беларусь, являясь внутриконти- нентальным государством, создает собствен- ный морской торговый флот и осваивает новые грузопотоки экспортных грузов в страны даль- него и ближнего зарубежья. Взаимодействие различных видов транс- порта заключается в слаженной и согласован- ной работе транспорта в общем перевозочном Транспорт Вестник БНТУ, № 6, 2009 78 процессе. Это взаимодействие зависит от мно- гих условий правового, экономического, тех- нического, технологического, организационно- го и управленческого характера. Основная мас- са грузовых и пассажирских перевозок осуществляется с участием двух и более видов транспорта. Так, 80 % грузов, прибывающих в порты, передается на железную дорогу. Неко- торые жидкие материалы из трубопроводов пе- редаются на другие виды транспорта, а автомо- бильный транспорт взаимодействует со всеми видами транспорта. Особенно велика его роль для пассажирских перевозок. Пунктами взаи- модействия являются транспортные узлы. Во взаимодействии различных видов транспорта должна возродиться единая транспортная си- стема (ЕТС). ЕТС предполагает следующие виды един- ства: экономическое, технологическое, техни- ческое, правовое, административно-управленче- ское. Сложность транспорта как отрасли народ- ного хозяйства характеризуется многоцелевым назначением; потребностью в сбалансирован- ности. ETC как межотраслевой комплекс – это принципиально новое образование: всеохваты- вающее, обслуживающее и реализующее связи для всех отраслей производства и всех слоев населения на всех уровнях управления страной; содержать в себе реализуемую возможность внешней и внутренней сбалансированности. Внешняя сбалансированность предполагается с: населением и его подвижностью (по пассажир- ским перевозкам); продукцией материального производства в стране и международным обме- ном (по грузовым перевозкам); природными ресурсами как с внешней средой. Внутренняя сбалансированность продукции транспорта за- ключается в сопоставлении уровня удовлетво- рения потребностей в перевозках с затратами на них. Только при совместимости объемов продукции и затрат виды транспорта, будучи составными частями ETC, могут представлять собой рациональный комплекс. Будущая ETC должна содержать в себе много новых черт и свойств, в том числе контролируемую и фикси- руемую способность удовлетворять потребно- сти в перевозках, обеспечивать их регуляр- ность, динамичность, запас прочности, устой- чивость, максимум продукции при заданных затратах и др. Во взаимодействии различных видов транс- порта экономический аспект очень важен. Он состоит из: 1) разработки единых планов перевозки гру- зов и пассажиров, что позволяет заранее подго- товить подвижной состав или зарезервировать его; 2) установления согласованных тарифов на перевозки разного вида транспорта; 3) введения единой номенклатуры грузов, себестоимости и стоимости перевозок, произ- водительности труда, степени использования подвижного состава и др. Себестоимость по видам транспорта зависит от многих факторов: общего объема перевозок, густоты перевозок, дальности перевозок, стои- мости технических средств, сопротивления движению, расхода топлива, процента порож- него пробега, продолжительности использова- ния по времени, профиля пути, климата и др. Средняя себестоимость разных видов транс- порта не сопоставима потому, что в них имеют- ся разные величины грузонапряженности и даль- ности перевозок. Значительную роль играет и технический аспект. В общем он сводится к конструктивной и мощностной систематизации всех элементов и звеньев различных видов. Для этого требу- ются: 1) согласование пропускной и перерабаты- вающей способности, стыкующих линий, от- дельных устройств в узлах, таких как вмести- мости, мощности перегрузочной техники, ем- кости складов, наличие маневровых средств и др.; 2) увязка параметров подвижного состава, грузоподъемности автомобиля и судна; 3) планировка устройств узла, поточность элементов и их достаточность; 4) создание надежной и удобной системы связи. Технологический аспект учитывает подчи- нение операций обработки грузов в транспорт- ных узлах единому порядку, без которого быстрый и эффективный переход грузов с од- ного транспорта на другой невозможен. Для этого был предложен единый технологический процесс (ЕТП). ЕТП – самостоятельный техни- Вестник БНТУ, № 6, 2009 Транспорт 79 ко-организационный регламент, утверждаемый должностными лицами, например станциям примыкания и заводам, автокомбинатам и стан- циям. Заключение договоров происходит меж- ду отправителями и получателем. В договоре устанавливаются объем, порционность, время отгрузки и срок доставки. Соблюдение таких договоров позволит ужесточить графики дви- жения грузовых поездов и оборотов локомоти- вов, а также единые технологические процессы работы подъездных путей клиентуры и порто- вых терминалов. Не менее важен организационный аспект. В этом случае взаимодействие обеспечивается: 1) совместной разработкой документации по улучшению эксплуатационной работы; 2) принятием единой системы оперативного планирования текущей работы. Для перевозок на большие расстояния необ- ходимо согласование расписания с другими видами транспорта, которое предусматривало бы минимальное взаимное ожидание в пунктах пересадки. Одним из способов получения эф- фекта является безперегрузочное сообщение. На железнодорожном транспорте – это замена у вагонов колесных тележек пассажирских по- ездов и части грузовых. У большей части гру- зовых вагонов грузы перегружаются. При выборе видов транспорта пользуются некоторыми принципами. Первый принцип заключается в том, что выбор вида транспорта или способа перемеще- ния делают сами потребители транспортных услуг в отличие от ранее существовавшего в области перевозок грузов централизованного распределения. Второй принцип основного критерия выбо- ра вида транспорта предполагает затраты по- требителей на транспортные услуги. Допол- нительными критериями могут быть мини- мальные сроки перемещения, надежность, без- опасность, сохранность и экономичность пере- возки. Третий принцип заключается в обеспечении сопоставления стоимостных и натуральных по- казателей сравниваемых вариантов перевозок. Четвертый принцип допускает обеспечение достоверной и достаточной информированно- сти потребителей транспортных услуг, в част- ности через рекламу о емкости, качестве и сто- имости этих услуг благодаря наличию хорошей экспедиторской службы по обслуживанию кли- ентов, развитию материальных подходов в ра- боте транспортных предприятий [5]. В условиях рыночной экономики важней- шим принципом выбора вида транспорта явля- ется конкурентоспособность транспортных услуг того или иного вида перевозок. Транспортная логистика. Все виды транс- порта играют огромную роль в экономике страны и взаимодействуют между собой как внутри государства, так и за его пределами. Сеть транспортных путей Республики Беларусь обеспечивает теснейшие связи с соседними странами. Центральное место в системе транс- портных коммуникаций занимают автомобиль- ные дороги, так как являются наиболее удоб- ным, маневренным, экономически выгодным, оптимальным транспортом. Республиканские автомобильные дороги связывают г. Минск с административными центрами областей, Национальным аэропортом «Минск», админи- стративные центры областей между собой и с аэропортами, находящимися вне их городской черты, городами областного подчинения, а также железнодорожные станции, пункты про- пуска через Государственную границу с объек- тами республиканского значения. Местные ав- томобильные дороги обеспечивают транспорт- ные связи городов районного подчинения, городских поселков с административными цен- трами районов, между собой, с ближайшими железнодорожными станциями, аэропортами, речными портами и пристанями, республикан- скими автомобильными дорогами. Все эти свя- зи обусловливают наиболее выгодные условия для транзита. Важной особенностью транспортной систе- мы Республики Беларусь является ее тесная взаимосвязь с производством. По некоторым отраслям промышленности транспортные из- держки очень значительны, поэтому возникает проблема организации транспортной системы. Но чтобы транспортные системы Республики Беларусь как можно быстрее стали транспорт- ными системами мирового уровня, необходимо осуществить комплексную модернизацию всей транспортной отрасли. В рыночных условиях важным требованием потребителя транспорт- ных услуг является своевременная и качествен- Транспорт Вестник БНТУ, № 6, 2009 80 ная доставка груза [6]. Выполнить заданные условия представляется возможным с примене- нием логистики – управляющего алгоритма, который с помощью различных экономико-ма- тематических методов позволяет оптимизиро- вать работу отдельных элементов транспортно- го процесса и объединить эти элементы в еди- ную систему, планировать, контролировать и регулировать движение материальных потоков, обеспечивать минимальные сроки и минималь- ные затраты по доставке товаров потребителю, выбирать рациональный вид и тип транспорт- ного средства. Недостаточное развитие в Бела- руси логистических прогрессивных транспорт- но-технологических систем перевозок приво- дит к увеличению транспортных расходов, следовательно, к потере рынка. Постановлением Совета Министров Рес- публики Беларусь № 1249 от 29 августа 2008 г. утверждена Программа развития логистической системы на период до 2015 г. В соответствии с этой программой планируется построить или создать путем модернизации существующей инфраструктуры 19 транспортно-логистических центров (ТЛЦ) общего пользования [7]. С уче- том анализа внешнеторговых и транзитных грузопотоков и проходящих через территорию Беларуси международных транспортных кори- доров такие центры предполагается создать в областных центрах и городах Бресте, Витеб- ске, Гомеле, Гродно, Минске, Могилеве, Жло- бине, Мозыре, Пинске, Барановичах, Орше, Лиде, Борисове, Бобруйске. Транспортно-логистические центры помо- гут решить задачу комплексного развития всех видов транспорта, транспортной, складской, тер- минальной инфраструктуры, погрузочно-раз- грузочных операций, таможни, системы стра- хования грузов и их информационного сопро- вождения. Так, на базе ОАО «Белмагистральав- тотранс» создан и функционирует транспортно- логистический центр, который является специ- ализированным комплексом по обслуживанию грузов, перемещаемых автомобильным транс- портом по территории Беларуси и дорогам со- предельных государств. В структуру центра входят: экспедиторная фирма; автотранспорт- ные предприятия; грузовой терминал (склад вре- менного хранения, таможенный склад); служба таможенных агентов; пункт таможенного оформления; СТО большегрузных автомоби- лей; стоянки автотранспортных средств; отде- ление банка. Центр оснащен современными телекомму- никационными средствами и поддерживает связь между предприятиями и партнерами в режиме реального времени. В ближайшее время планируется начать строительство первого в своем классе в респуб- лике и одного из крупнейших в Европе транс- портно-логистического центра «Прилесье». Комплекс займет территорию площадью 83 га на пересечении автомагистралей Е-30 и Е-271. Его расположение обеспечит непосредствен- ный доступ к Минской кольцевой автомо- бильной дороге, европейскому транспортному коридору № 2 и Национальному аэропорту «Минск-2». Доставка грузов будет произво- диться как по автомобильной магистрали, так и по железной дороге, которую подведут к объ- екту. «Прилесье» будет включать в себя две части – общедоступную и ограниченную для посещения. В первой разместятся администра- ция центра, банки, страховые агентства, мед- пункт, выставочно-торговые площади, паркин- ги и стоянки, гостиница и ресторан. В зоне ограниченного доступа – 40 крупных складских помещений общей площадью 210 тыс. м2, в том числе склады с холодильным оборудованием и хранилища для опасных грузов [8]. В Ы В О Д Ы Значение автомобильных дорог в транс- портно-логистической системе велико. Авто- мобильные дороги являются важнейшей ча- стью транспортной системы, которая в значи- тельной степени определяет экономическое и социальное развитие государства. Транспорт- ная система (прежде всего автомобильные до- роги) должна следовать за развитием нацио- нальной экономики, а по возможности опере- жать и стимулировать ее. Выгодное геополити- ческое положение Беларуси благоприятствует грузовым перевозкам как в международном, так и во внутриреспубликанском сообщении, а также дальнейшему совершенствованию по- граничного сервиса. Предприятия дорожной отрасли делают все возможное, чтобы проезд по международным магистралям был макси- мально безопасным, быстрым и комфортным. Главные дороги республики – это визитная